Не в ладах с именами: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Чуть ниже приведен примером абсолютно не наивелийчайший Максимус)
Строка 77: Строка 77:


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «Гладиатор» Ридли Скотта — имя главного героя, «Максимус». Римляне были весьма скромны в вопросе титулов. Вон, тот же Гней Помпей, император в 22 года, единственный человек, при входе которого в помещение вставал сам Сулла, прибравший к ногтю пиратов (чуть ли не первым в истории Рима), победитель Митридата и трёхкратный триумфатор — всего лишь Магн, «великий». Не «величайший», не «затмевающий богов», просто великий. А тут какой-то легат — и сразу Максимус, «наивеличайший»… Конечно, можно списать на инфляцию титулов, но опытное ухо режет.
* «Гладиатор» Ридли Скотта — имя главного героя, Максимус Децим Меридий вообще никак не налезает на римскую систему именования. Первым должно идти личное имя — преномен. Римляне имели тут небольшой выбор: [[Одинаковые имена|72 имени, из которых в наибольшем ходу были 18, которые передавались от деда к внуку]] (что создаёт большую головную боль студентам-историкам). Максимуса среди них нет. Затем следовало родовое имя, номен, которое у героя почему-то «Децим», Десятый. Что интересно, такое имя действительно существовало и было в ходу, так что оно МОГЛО быть личным именем героя<ref>При условии, что он десятый сын в своей семье — сыновей, начиная с пятого, просто нумеровали — Пятый, Шестой, Седьмой, Восьмой… Десятый (или Квинт, Секст, Септим, Октавий… Децим). Девочкам, впрочем, и того было не положено — фамилия+старшая, вторая, третья,.. младшая (Юлия Майор, Юлия Секунда, Юлия Терция, Юлия Минор</ref>. Но тогда оно должно стоять на первом месте. Среди родовых имен также нет Меридия, хотя по звучанию оно как-то тянет на родовое имя. И наконец, последним (или предпоследним) в имени римлянина стоит когномен: «уточняющее» родовое имя, которое когда-то было кличкой кого-то из предков. Так разные ветви родов отличались друг от друга — например, были просто Корнелии, а были Корнелии Лентулы. И наконец, римлянин мог заработать или присвоить сам себе агномен — дополнительное прозвище, которым его выделяли из бесконечных Титов и Гнеев его семьи. Вот таки агноменом могло быть «Максимус» — наверное, не столько «величайший», сколько «здоровенный». Но тогда героя должны звать Децим Меридий Кто-то-там Максимус. Так и только так.
** Максимус Децим Меридий — вообще никак не налезает на римскую систему именования. Первым должно идти личное имя — преномен. Римляне имели тут небольшой выбор: [[Одинаковые имена|72 имени, из которых в наибольшем ходу были 18, которые передавались от деда к внуку]] (что создаёт большую головную боль студентам-историкам). Максимуса среди них нет. Затем следовало родовое имя, номен, которое у героя почему-то «Децим», Десятый. Что интересно, такое имя действительно существовало и было в ходу, так что оно МОГЛО быть личным именем героя<ref>При условии, что он десятый сын в своей семье — сыновей, начиная с пятого, просто нумеровали — Пятый, Шестой, Седьмой, Восьмой… Десятый (или Квинт, Секст, Септим, Октавий… Децим). Девочкам, впрочем, и того было не положено — фамилия+старшая, вторая, третья,.. младшая (Юлия Майор, Юлия Секунда, Юлия Терция, Юлия Минор</ref>. Но тогда оно должно стоять на первом месте. Среди родовых имен также нет Меридия, хотя по звучанию оно как-то тянет на родовое имя. И наконец, последним (или предпоследним) в имени римлянина стоит когномен: «уточняющее» родовое имя, которое когда-то было кличкой кого-то из предков. Так разные ветви родов отличались друг от друга — например, были просто Корнелии, а были Корнелии Лентулы. И наконец, римлянин мог заработать или присвоить сам себе агномен — дополнительное прозвище, которым его выделяли из бесконечных Титов и Гнеев его семьи. Вот таки агноменом могло быть «Максимус» — наверное, не столько «величайший», сколько «здоровенный». Но тогда героя должны звать Децим Меридий Кто-то-там Максимус. Так и только так.
*** А ещё точнее — Decimus Meridius Maximus в английском варианте и Децим Меридий Максим в переводе, ибо в русском языке, в отличие от английского, принято последовательно отбрасывать -us в римских именах. Но это уже не столько к авторам, сколько к переводчикам.
*** А ещё точнее — Decimus Meridius Maximus в английском варианте и Децим Меридий Максим в переводе, ибо в русском языке, в отличие от английского, принято последовательно отбрасывать -us в римских именах. Но это уже не столько к авторам, сколько к переводчикам.
*** Реальное имя для примера: консул [[w:Гней Маллий Максим|Гней Маллий Максим]] (Gnaeus Mallius Maximus). Как видим, Maximus стоит в конце, а -us в русском варианте отброшен везде.
*** Реальное имя для примера: консул [[w:Гней Маллий Максим|Гней Маллий Максим]] (Gnaeus Mallius Maximus). Как видим, Maximus стоит в конце, а -us в русском варианте отброшен везде.

Версия 00:00, 9 мая 2022

Вполне обыденная ситуация: автор пишет произведение, в котором действует персонаж-иностранец (иностранец относительно страны проживания автора), и этому персонажу нужно придумать имя. Казалось бы, простая задача — но довольно многие авторы спотыкаются, придумывая имена, которые для его соотечественников, не знакомых с изображаемым языком, звучат как «издалека сойдёт», а вот у настоящих соотечественников персонажа вызывают либо удивление, либо смех.

Проколоться автор может на одном из следующих пунктов:

  • Имена и фамилии, образованные с нарушением правил словообразования или от несуществующих корней.
    • Или вызывающие эффект Телепорно, если автор придумал/нашёл «подходящее» имя, но не посмотрел, что оно значит на изображаемом языке.
    • Или просто несуществующие имена — список распространённых имён во многих языках (но не во всех) обычно конечен (но для каждого исторического периода может быть своим).
    • И просто незнание правил, по которым в том или ином языке образуются имена. Нет, Цезарь — это не фамилия.
      • Для русского языка и родственных ему — отчества. Не все иностранные авторы знают, что такая вещь существует, а другие не знают, как они правильно образуются.
  • Феминитивы — в одних языках фамилии мужчин и женщин звучат одинаково, в других — по-разному, и не понимающие этого авторы то дают персонажам-женщинам мужские формы фамилий, то наоборот.[1]
    • А, например, в литовском языке женские фамилии ещё и имеют разные формы у замужних и незамужних женщин, а с 2003 года есть и третий вариант без указания на семейный статус. Пример: Паулаускас (мужчина) — Паулаускайте (незамужняя женщина) — Паулаускене (замужняя женщина или вдова) — Паулауске (женщина без указания статуса).
  • Если речь идёт об исторических периодах с сословным расслоением — то имена и фамилии аристократов и простолюдинов: фамилии Форжерон, Молинеро или Шепард могут звучать экзотически и «аристократически» с точки зрения автора, но на самом деле примерно соответствуют фамилиям Кузнецов, Мельников и Пастухов. Или английские аристократы да лорды носят фамилии вроде Поттер, Карт, Блэксмит (Гончаров, Телегин и Кузнецов). Аналогично в обратную сторону — при этом в некоторых культурах не-аристократам фамилий не полагалось в принципе.
    • Отдельно веселит французская приставка «Де»: фамилии на Де-/Д' положены благородным, верно ведь? Почти. Стоит добавить к этому «Де» приставку «Сен-», и получается совершенно неаристократическая, и даже наоборот, бедняцкая по происхождению фамилия. Так что совершенно внезапно для автора Де Сен-Пьер окажется вовсе не наследным владельцем земель, а простым прихожанином церкви святого Петра (или потомком такового).
      • По меньшей мере не всегда. Скажем, род де Сент-Экзюпери (к которому принадлежит автор «Маленького принца») — вполне себе дворяне, с родословной, известной до 1405 года.
      • Д с апострофом используется только перед словами, начинающимися на гласный. Так что какой-нибудь граф д’Бюси — это незнание языка.
    • В ту же копилку — если автор не в ладах с титулами.
  • Незнание истории языка. Например, для дохристианской Руси будут характерны одни имена, для допетровской Руси — другие, для Российской империи — третьи, а для Советского Союза — четвёртые, и имена из одного периода могут быть невозможны в другом.
    • В разных языках, использующих одни и те же имена, могут встречаться разности в употребимости — к примеру, в английском Сара, Абрам, Натан, Иосиф или Исаак не считаются стереотипно еврейскими, тогда как в русском — да, и распространены значительно меньше. А у англоязычных авторов среди русских Иосиф или Исаак встречаются не меньше, чем среди американцев Джозеф или Айзек. Опять таки, россиянка по имени Сара будет скорее всего еврейкой, а Сара Коннор — нет.
  • Степень распространенности имен. Например, среди русских встречается-таки имя Рудольф, но все же слишком часто пихать его в произведения не стоит. Не стоит, конечно, списывать со счетов родителей-оригиналов, но нужно помнить, что это все-таки должны быть исключения.
  • Путаница с родственными языками: если, например, у персонажа, который вроде бы русский, оказываются украинские, польские или болгарские имя-фамилия. Или наоборот. Если не повезёт — то и вовсе венгерские (венгерский не относится не только к славянской группе языков, но и к индоевропейской языковой семье).
    • Русский с унаследованной от предков украинской фамилией вроде Коваленко или польской вроде Зелинский — вполне обычное явление, поскольку и Украина, и Польша долго находились в составе Российской империи/СССР. Как и с некоторыми украинскими именами (например, Оксана или Олеся).
      • У автора данной правки были три знакомые женщины, одна русская, другая украинка, причем у русской фамилия была на -енко, а у украинки — на -ева. А третья с довольно кавказской внешностью и фамилией на -ская. Потому что есть такой механизм, как смена фамилии при вступлении в брак, благодаря которому у человека фамилия может быть доставшейся от прадеда в дофигакаком поколении, и к нынешней национальной принадлежности и собственным о ней представлениям не иметь никакого отношения.
  • Уменьшительные формы имён. В одних случаях — персонажа называют полным именем даже тогда, когда уместно использование уменьшительной формы, в других — автор принимает уменьшительную форму за полное имя, в результате чего получается какой-нибудь «полковник Миша». Разве в других языках не бывает уменьшительных имён? Если читатель знает, что Уильяма могут назвать Биллом, Антонио — Тони, а Иоганна — Гансом, то он вполне способен понять, что Михаила могут назвать Мишей. В крайнем случае автор может ненавязчиво пояснить неочевидные случаи, вроде «Александр — Шура».
    • В других случаях встречаются неправильные сокращения, классика жанра — Влад от Владимир (особенно одного конкретного Владимира, не будет показывать на него пальцем. Видимо, на почве желания заассоциировать с Дракулой?). Хотя автор правки лично знакома с Владимиром, которого родители и друзья сокращенно звали Владом.
    • Бывают и приколы, связанные с неодинаковостью уменьшительных имен в разных языках. К примеру, в Польше Оля — это не Ольга, а Александра.
    • Бывает и так, что человека действительно официально называют уменьшительной формой имени; автор правки встречал людей, паспортные имена которых были Ася, Лида и Лёля.
  • Именной этикет. Человека можно называть Миша, Мишенька, Миха, Мишка, Михаил, Михаил Иванович, Иваныч, Петров, Михаил Петров, господин Петров… У японцев -кун и -тян — отнюдь не мужчина и женщина, вопреки мнению анимешников. Переводится с трудом (да-да, та самая Микурочка, которая Микуру).

Конечно, в реальности могут встречаться обладатели весьма экзотических имён/фамилий, а также люди, которым не повезло с ФИО, так что единичные случаи тропа в произведении, особенно если с подсветкой, вполне допустимы. Однако если у автора действует несколько персонажей-иностранцев, и буквально каждый или большинство из них носит странные для носителей соответствующих языков имена, — это наш случай.

См. также

Примеры

Литература

Русскоязычная

  • Лидия Чарская. Грузинский князь мало того что носит фамилию Джаваха (должна быть или Джавая, или Джахава, а Джавах — муромское духовенство), так ещё и явно тюркский суффикс «-оглы» (сын), чего в реальности быть не могло. Кстати, девочка Нина тоже носит «-оглы», хотя уж тогда должна быть «-кызы». Да и вообще герои произведения говорят не на грузинском или осетинском, когда переходят на него, а на каком-то непонятном олбанском.
  • Д. Кедрин, «Певец» — «таджик Магомед-оглы», хотя суффикс «-оглы» (и его фонетические варианты) принадлежит исключительно тюркским отчествам. Обоснуй: действие происходит в Бухаре, где, при государственном узбекском языке, и таджика могли звать «оглы» (так же, как в России звали бы Магомедовым, а в Литве — Магомедасом).
  • Братья Стругацкие, «Пикник на обочине» — внутримировой пример: Мосол Катюша, который сам дал себе вторую часть прозвища «в полной уверенности, что это традиционное имя великих монгольских царей».
  • Василий Седугин, «Князь Олег» — в отличие от Рюрика, который в данной версии показан потомком прибалтийских славян-бодричей, Вещий Олег — настоящий, чистокровный скандинав по происхождению. Вот только почему тогда его так и звали Олегом еще в молодости, задолго до прихода на Русь, собственные соотечественники, если этого имени в их языке никогда не бывало? Обычно имя Олег считается производным от Хельги или какого-то другого скандинавского имени, но нет, здесь оно всю книгу произносится именно так.
  • Вера Камша, «Башня Ярости» — Вера Викторовна берёт имена для персонажей из Арции во французском языке, Однако одним из второстепенных отрицательных персонажей является граф Жорес Аганнский. Вот только изначально это была не имя, а фамилия, которую носил известный французский социалист. Именем оно стало лишь в Советской России после 1917 года. Арцийский аристократ никак не может носить советское революционное имя.
  • Дарья Донцова, «Надувная женщина для Казановы» — действие происходит в Чехии, и среди персонажей присутствует русская эмигрантка Ирина Вондрачкова (получившая фамилию в честь знаменитой в Советском Союзе чешской певицы). Всё бы ничего, но её муж носит имя Карл Вондрачков, хотя он должен был зваться Карел Вондрачек, ибо фамилии на -ова, напоминающие русские, в чешском языке даются только женщинам. И имя Карл в Чехии также не используется.
  • С.Лукъяненко, «Последний дозор» — сотрудница Узбекистанского Ночного Дозора упоминает о случае с наведением порчи на старика Назгула, и поясняет Антону, что это такое имя, а не те назгулы, что во «Властелине колец». Вот только это женское имя.
  • Романы про древнюю Русь грешат сабжем примерно в той же мере, что и американские романы про Россию.
    • Для начала, авторы зачастую не различают «старинные» имена типа Архипа или Марьи от древнеславянских/древнерусских. Даже такой зубр, как Валентин Иванов, и тот оскоромился Павшей и Анеей в «Руси изначальной» и Игначем с Яншей в «Повестях древних лет». У авторов поменьше, соответственно, всё гораздо хуже — среди языческих славян толпами бегают Юрии[2], Ивашки, Никифоры, Гурии, Семены, Вавилы, Изоты, Парани, Прасковьи, Евдокии. Ну а уж описывая события после крещения Руси, большинство авторов и вовсе забывает про существование славянских имен — а они были в ходу и во времена последних Рюриковичей и первых Романовых, во времена же ордынского ига составляли абсолютное большинство в сельской местности и около половины — в городских стенах.
    • Некоторые — к счастью. немногие — авторы, догадавшись, что русичи-язычники по имени Авдей или Евпраксия будут смотреться странно, начинают выдумывать имена просто из головы, никак не задумываясь об их смысле. У А. В. Костина («На заре Руси»), члены княжеского семейства полян зовутся Кулой, Талут и Равула (девушка), волхв — Вирадат и тд. Ольга Григорьева раздаёт героям дивные имена вроде Айша (женщина, ильменская славянка), Кулья (мужчина, её земляк) или и вовсе Ипан. У Симоны Вилар древлян зовут Парфомша, Беледа и пр.
    • Наконец, те авторы, которые худо-бедно разобрались с существованием у славян дохристианских значащих имен, зачастую хватаются за самые знаменитые из них — в результате рядовые воины, а то и вовсе пахари-поселяне получают имена княжеского дома Рюриковичей, которые в те времена кроме князей никто и не носил. Русь наполняют Мстиславы, Святополки и Всеволоды. Особенно забавно, как у Бориса Хотимского в «Три горы над словутичем», сельский парнишка — Брячислав, а князья — Кий, Щек и Хорив…

На других языках

  • Г. Леру, «Призрак Оперы» — главная героиня, Кристина Даэ… Дааэ? Доэ? Вообще-то Daae читается примерно как До, но это не главное, главное, что это норвежская фамилия. Кристина же, согласно роману, была из шведской крестьянской семьи, которая жила под Уппсалой до того, как отправиться странствовать. Это не то чтобы приграничный город, по меркам Скандинавии, до границы довольно далеко, а в те времена слова «крестьянство» и «мобильность» друг с другом не вязались, поэтому считать, что Кристина — норвежка по национальности, было бы большой натяжкой.
  • Джек Лондон, рассказ «Потерявший лицо» — главный герой, поляк по фамилии Субъенков, член полуразбойничьего отряда русских добытчиков пушнины. Похоже автор решил, что раз Субъенков подданный Российской империи, то и фамилию должен носить «русскую».
  • «Гарри Поттер» — болгарская сборная по квиддичу вроде бы получила нормальные имена, но лично Виктору Краму (а правильно — Круму) вместо фамилии дали имя жившего в раннем средневековье болгарского хана-тюрка.
    • Обоснуй: и среди английских волшебников нередки вычурные фамилии — Малфой, Гонт, МакГонагалл, Дамблдор… Может, это традиция магического сообщества во всем мире.
      • Обоснуй обоснуем, но очень редко болгарская фамилия оканчивается не на -ов/-ев. Фамилия Крумов вызвала бы куда меньше вопросов. Тем более, что она существует в реальности.
        • А что если Крум — житель Болгарии, но по национальности румын? Румынская фамилия может быть образована от иностранного имени и не иметь суффикса.
          • Совсем необузданная догадка. Виктор Крумов играл в одной команде с однофамильцем, и для различения ему дали фанатскую кличку Крум. Затем второй Крумов не снискал успехов и ушел из спорта, а прозвище осталось.
    • Чо — это замечательная корейская фамилия. Так что переводчики «РОСМЭНа», изменив имя первой любви Гарри Поттера на Чжоу (реально существующее, хоть и диалектное китайское слово), вовсе не накосячили, а исправили ляп Роулинг.
      • Китайские переводчики исправили его ещё более радикально, назвав героиню Чжан Цю. Дело в том, что Роулинг, естественно, выбирала имя для героини не просто так. Слово 愁肠 (chóucháng/чоучан) переводится с китайского как «безутешное горе», «безысходная печаль» — само её имя должно было намекать на скорбь о погибшем Седрике, которая впоследствии помешала Чжоу вновь обрести счастье в отношениях с молодыми людьми. Но китайские имена гораздо реже бывают «говорящими» в нашем понимании — чаще они скорее символичны, вызывают нужные ассоциации. Иероглиф 秋 (qiū/цю) означает «осень», и это говорит китайскому читателю о характере героини гораздо больше, чем «символическое» имя, придуманное Роулинг. А Чжан (張) — просто одна из самых распространённых китайских фамилий, словосочетание «господин Чжан» — аналог русского «Вася Пупкин» или американского «Джон Доу».
    • В оригинале русского игрока в квиддич по имени Пётр Порсков (у Спивак - Устинья Улепётова) зовут Petrova Porskoff, и да, это женщина. Не знавшая толком русских имён писательница просто повторила ошибку других зарубежных авторов. То, что этот случай не единичный, доказывает пример ниже. Тут переводчики снова молодцы.
  • Ноэль Стритфилд, «Балетные туфельки» — одну из главных персонажей зовут Петрова. Автор вообще был в курсе, что это русская фамилия? Её назвали в честь апостола Петра, но всё же это не Петра и даже не Петрина.
  • Вселенная Дэйла Брауна — состоит из тропа процентов на 10.
    • Для русского нормальным именем является Грегор.
    • А отчества образуются путем прибавления к имени отца -иевич. Отсюда отчество Викториевич у сына Виктора или Петриевич у сына Петра. Как не странно, от Грегора образуется адекватное отчество Григорьевич. Впрочем, советскому диверсанту по имени Андрей Иваншичин Мараклов еще не повезло удостоиться хотя бы более-менее приличного отчества.
    • Простая русская женщина по имени Линда Мэй Валентрова Маслюков (Линда Мэй — все же потому что мать ирландка, отец — советский консул… Валентр?). Впрочем, встречаются и совсем простые советские девушки Андрина Ассерни, Кеви Молоков и… Муси Зайков.
    • А як вам гарна украинська дывчина Мыкола Корнейчук?
  • Том Клэнси — с русскими у него еще более-менее (кроме Тани Ивановны или капитана Лапранова), но зато есть азербайджанец Ибрагим Толкадзе и, конечно же, литовец Марко Рамиус (если уж подбирать что-то похожее из литовского, то Мариус Раменас)
    • Русским, с другой стороны, приписана привычка переводить имена иностранцев на русский. Например, Джека Райана, сына Эммета Райана, зовут Иваном Эмметовичем, его сына Джека-младшего — Иваном Ивановичем, британского бизнесмена Энтони, сына Артура — Энтони Артуровичем (почему-то не Антоном Артуровичем)
  • «Тарзан» — злобный Николас Рокофф, исправленный переводчиками на Николая Рокова, еще ничего. Его друг Алексис Полвитч (сделался Алексеем Павловым) уже хуже. А вот араб Момулла Маори(!) совершенно никуда не годится.
  • Жюль Верн, «Матиас Шандор»: в оригинале протагонист получил немецкую фамилию Зандорф. Его сподвижника звали Ладислав Затмар, но в Венгрии эквивалентом имени Ладислав является Ласло.

Фанфики

  • Некий наш соотечественник (или белорус?), скрывшись под псевдонимом «Этьен Годар», самопально новеллизировал знаменитый боевик-трагедию «Профессионал» с Жаном-Полем Бельмондо. Смех и горе — он вообразил, что у толстомордого злобного полицейского Фаржа личное имя «Оксильер»! На самом деле такого французского имени не существует. Это слово значит «подчинённый» или «вспомогательный», а Фарж по должности — помощник полицейского инспектора, l’inspecteur auxiliaire, так в фильме и назван (откуда, собственно, борзописец и почерпнул… на слух…). Пополам с Не знает матчасти и Не знает языка.

Кино

  • «Гладиатор» Ридли Скотта — имя главного героя, Максимус Децим Меридий вообще никак не налезает на римскую систему именования. Первым должно идти личное имя — преномен. Римляне имели тут небольшой выбор: 72 имени, из которых в наибольшем ходу были 18, которые передавались от деда к внуку (что создаёт большую головную боль студентам-историкам). Максимуса среди них нет. Затем следовало родовое имя, номен, которое у героя почему-то «Децим», Десятый. Что интересно, такое имя действительно существовало и было в ходу, так что оно МОГЛО быть личным именем героя[3]. Но тогда оно должно стоять на первом месте. Среди родовых имен также нет Меридия, хотя по звучанию оно как-то тянет на родовое имя. И наконец, последним (или предпоследним) в имени римлянина стоит когномен: «уточняющее» родовое имя, которое когда-то было кличкой кого-то из предков. Так разные ветви родов отличались друг от друга — например, были просто Корнелии, а были Корнелии Лентулы. И наконец, римлянин мог заработать или присвоить сам себе агномен — дополнительное прозвище, которым его выделяли из бесконечных Титов и Гнеев его семьи. Вот таки агноменом могло быть «Максимус» — наверное, не столько «величайший», сколько «здоровенный». Но тогда героя должны звать Децим Меридий Кто-то-там Максимус. Так и только так.
      • А ещё точнее — Decimus Meridius Maximus в английском варианте и Децим Меридий Максим в переводе, ибо в русском языке, в отличие от английского, принято последовательно отбрасывать -us в римских именах. Но это уже не столько к авторам, сколько к переводчикам.
      • Реальное имя для примера: консул Гней Маллий Максим (Gnaeus Mallius Maximus). Как видим, Maximus стоит в конце, а -us в русском варианте отброшен везде.
    • Там же: сенаторы по имени Гай и Гракх. Гай — личное имя, которое могло употребляться только в кругу семьи. Гракх — когномен, фактически прозвище. Это как если бы членов Совета Федерации звали (официально!) Миша и Кривой.
    • Почему человек из благородного рода Антониев занимается презренным ремеслом ланисты? Ну, натянем обоснуй: он вольноотпущенник Антониев. Но почему его зовут Проксимо, а не Проксимус?
  • «Король Артур» — по версии этого фильма, придерживающегося исторического реализма, король Артур был римлянином, а его рыцари — сарматами. И носили они такие типично сарматские имена как Ланселот, Тристан, Галахад, Гавейн, Борс и Дагонет.
    • Кстати, кельты из реальной истории такие имена носить тоже вряд ли могли, потому что все легенды об Артуре и рыцарях сочинялись бардами несколько веков спустя. Для большей информации читать «Нет золота в серых горах» Сапковского.
  • «Такси-2» — японка Хан Линь. И актриса тоже китаянка. Учитывая китайско-японскую историю, звучит как эсэсовка Сара Рабинович. Дополнительные очки за отсутствующее в японском языке «л»: даже будь у японки невообразимым образом китайское имя, звучать оно должно совершенно иначе. И будь даже героиня этнической китаянкой с японским гражданством, для граждан Японии совершенно недопустимы имена иностранного происхождения и ей просто даже паспорт не дали бы, ее имя должно быть как минимум японизированным (Кана Рин), а ещё более вероятно — иероглифы в ее имени и фамилии просто озвучили бы по-японски — Яси(ко) Хаяси.
  • Китайские кинематографисты назвали героиню по имени лондонского аэропорта: Хитроу.

Телесериалы

  • Самый первый Kamen Rider: немец по имени… Бакаришин Линодьевич Зол (и играет его японец!).
  • Star Trek — Хикару Сулу. И откуда у японца «л» в фамилии? Может, дело в том, что у Сулу смешанное восточное происхождение (в предках есть филиппинцы и еще черт знает кто), а родился он вовсе в колониях. С прикрученным фитильком, так как Хикару — в принципе нормальное для японца имя.
    • Правда, это «нормальное для японца имя» появилось спустя больше десятилетия после выхода оригинального сериала, в романе The Entropy Effect. До того рулевой звался просто «Сулу». В некоторых японских дубляжах, кстати, фамилию изменили на «Като», во избежание путаницы.
  • «Шерлок» — «мисс Вацлав». Слово «Вацлав» в Чехии не может быть фамилией вообще, да если бы и могло, то была бы «мисс Вацлавова».
  • Person of Interest — Дженерика гЖирова. Типично русское имя.
  • Вавилон 5 — русская еврейка Сьюзен ИвАнова.
    • А что, по Галахе она вполне может быть еврейкой: национальность считается по матери, а Сусанна — нормальное еврейское имя.

Телевидение

Мультсериалы

  • В «American Dad!» грека зовут Геркулес. На самом деле, если он грек, то имя было бы Геракл, а Геркулес — имя итальянское, от латинского варианта.
  • «Выходные» — одна из главных персонажей с именем Петротишковна. Даже для литовских евреев, коей она является по национальности, имя более чем странное. Правда, чаще всего её зовут Тиш.

Комиксы

  • Комиксы об Астериксе: троп отыгран намеренно и немножко пародируется, на него делается опора. Госинни прекрасно знал, как на самом деле образуются имена у римлян и какое у чего значение (см. выше Кино) — но валял дурака (эта сага вся как есть «дуракавалятельная»). Ему случалось и Gracchus использовать в качестве преномена (!), и т. п. Мог себе позволить.
  • Настоящее имя Черной Вдовы - Наташа Романофф. В большинстве переводов она все-таки Романова, пожалели русское ухо.

Аниме и манга

  • Gate: Jieitai Kanochi nite, Kaku Tatakaeri — автор оригинальной манги вообще не заморачивался насчет имён, называя многих имперских персонажей (причем исключительно женских) именем… алкоголя, который употреблял в процессе написания. Ну, этот хотя бы не скрывает источник своего «вдохновения». Уместность и благозвучие зависело от ситуации, если Шерри звучит еще нормально, то от Пины Колады пробивает на хи-хи, от Бифитер на недоумение, а от Буз Ти (чай с самогоном) можно сломать руку фейспалмом.
  • Code Geass — на первый взгляд кажется, что там полнейшие нелады с именами. Но если помнить что, мировая история там не совпадает с нынешней и особености ономастики нашего мира, особых вопросов нет:
    • «Британцы с именами Лелуш и Наннали? Да еще и с фамилией „Ламперуж“? Ладно, то, что их мать Марианна была франкоканадкой — это распространенный фанон. Но Лелуш — это вообще не имя, это французская же фамилия, а Наннэли — вообще мужское имя!»
      • В реальном мире французские фамилии у англичан вроде Дарси, Перси, Невилл, Монтгомери, Монтегю, Барбер, Дефо, Ле Со, Лэмпард вопросов не вызывают. Мать Лелуша легко могла быть не меньшей британкой, чем фельдмаршал Бернард Монтгомери. Rouge Lamp — по-английски Красный Фонарь.
      • Имена, образованные от фамилий вполне нормальны для английской традиции — Монтгомери или Мортимер. Доп. бонус — оба французского происхождения. В измененной истории Британии вполне мог промелькнуть и француз Le Louche.
      • В реальности женские имена часто образуются от мужских — возможно у вас есть знакомые с именами Яна, Александра, Римма, Инна. На западе же имена вроде Стефания, Луиза, Карла, Филиппа(Пипа) вполне себе нормальны.
    • Их родственники отжигают не меньше. Ладно еще Карл, Евфимия, а не Чарльз, и не Юфемия! Имена монархов в переводе на русский принято латинизировать или германизировать, вариант «Юфими» вполне имеет право на жизнь в англоязычных странах, аналогично как Евгению соответствует Юджин. Корнелия или Кловис (вполне ходовая в реальности латинизация от Хлодвиг) вполне приемлимы. Имя Одиссей на западе известно не очень, будучи вытесненным латинизмом Улисс. Но имя Шнайзель так жестоко пострадало при японизации и обратной латинизации от надмозгов всех видов, что имя Венцель тут уже не узнаешь (да-да, его Вячеславом зовут !).

Далее можно возопить:

    • «Впрочем, суровые британцы Лучиано Брэдли и Бисмарк Вальдштейн говорят, что не только принцев „Санрайзы“ обделили нормальными именами. Бисмарку так вообще не повезло дважды — мало того, что у него чешская дворянская фамилия, так еще и вместо имени немецкая фамилия.»
      • Видимо студия «Санрайз» выдумала и Горацио Нельсона — на инглише полагается Horace «Хорас», вместо романского Horatio. Бисмарк Вальдштейн в обнимку плачет с Мартином Лютером Кингом, ведь студия «Санрайз» прицепила человеку с предками из западной Африки имя немецкого попа и англо-саксонскую фамилию. Немецкие фамилии нормальны и у вполне реальных британцев — Толкин с Рейтерсом не будут врать.
  • «Волчица и пряности» — хотя автор определённо знаком с европейской ономастикой, без ляпов не обошлось.
    • Самый безобидный пример: протагонист Крафт Лоуренс, «для друзей просто Лоуренс». Реальное имя, правдоподобная фамилия, и обращение по имени для друзей вполне естественно; вот только фамилия почему-то стоит впереди. Можно было бы списать на то, что такой порядок принят в Японии, а переводчики этого просто не сообразили… но у многих других персонажей на первом месте пишется как раз имя (например, пастушка Нора Арент, в дружеской обстановке — просто Нора).
      • Кстати, Нора — уменьшительное имя (полностью — либо Хонория, либо Элеонора), но героиня пользуется им даже в тех случаях, когда стоило бы представиться «по всей форме». Кроме того, использовать уменьшительную форму как полное имя — тенденция Нового времени, если не Новейшего, а описанная культура всё-таки средневековая.
    • А когда персонажа зовут Ферми Амати — и вовсе не поймёшь, что из этого должно считаться именем. Поскольку и Ферми, и Амати — вполне реальные итальянские фамилии. По крайней мере, для итальянского языка это не характерно (в английском бывает)
    • Ну и по мелочи — среди персонажей, именуемых на западноевропейский лад, затесался «славянин» Иван Рагуса.
  • Shingeki no Kyojin — Гриша Йегер и Саша Браус. Нет, сочетание русского имени с немецкой фамилией IRL встречалось (адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн подтверждает), но почему-то упомянутых персонажей никогда не называют полными именами — Григорий и Александра, даже если обстановка к этому вполне располагает.

Видеоигры

«Американские» бейсболисты из японской игры
  • Ставший вирусным список имён американских игроков из игры Fighting Baseball для Famicom. См. иллюстрацию.
  • International Superstar Soccer Deluxe — игрушка для Sega Mega Drive с хорошей по меркам 1996 года графикой, но с фейковыми фамилиями игроков сборных. Везде играют футболисты с невообразимыми именами.
  • Pokémon — в играх третьего поколения есть Команда Магма, и один из её админов, весьма упитанный дяденька, носит женское имя Табита.
    • Вообще-то это дело объяснимое: в оригинале админа звали Хомура, а так могут звать и мальчика, и девочку. В Ruby and Sapphire нельзя было разглядеть, какого пола персонаж, а вышеозначенный упитанный дяденька появился только в ремейке.
  • The Elder Scrolls Online: один из центральных персонажей этого ММО-спиноффа серии TES — король-скальд Йорунн, предводитель нордов. Норды в серии — условно говоря, СФК скандинавов. На самом деле все несколько сложнее, но многие имена нордов действительно скандинавские (например, Харальд или Олаф). А Йорунн — это тоже реально существующее норвежское имя. Женское.
  • В видеоигре WET чешскую девушку назвали Кафка Дворак! (Ну хоть бы «Дворакова», ё-моё!)
  • Ace Combat 5 — юктобанцы, в общем-то, СФК СССР и русских и говорят тоже по-русски… В мифологии которых присутствует демон женского пола по имени… Разгрыз! Хоть бы написали «Разгрыза», что ли. Тоже вывих мозга, но как-то чуть аутентичнее именно в лингвистическо-страноведческом плане.
    • По некоторому мнению отсылка к валькириям Randgríðr и Ráðgríðr. Что валькирии и их имена, правда, делают в «русской» мифологии все равно не понятно. Как и «советские» подлодки «Скинфакси» и «Хримфакси» — кони бога дня и богини ночи из норвежской мифлогии.
      • Видимо кто-то слышал о князьях -варягах…
    • Кстати, генсека этого «СССР» зовут Сережа Викторович Никанор. А его телохранительницу — Настасья Васильевна Обертас.
  • Crusader Kings 2 — выбор имени персонажа в теории учитывает его культуру и религию, но все равно попадаются, скажем, русские язычники с именами вроде Ефимий или Афанасий.
    • Отчества имеют ровно два шаблона (по одному для каждого пола), так что сын Добрыни будет Иван Добрыняович. Впрочем, учитывая особенности движка (и то, через какой ад приходится продираться локализаторам) — спасибо, что хоть так сделали.
  • Hitman — в прологе шестой игры фигурируют подполковник КГБ Чилаш Нэцке и рядовой Моисей Бутусов. Ну вообще ничего необычного.
  • Мор (Утопия) — хотя разработчики в своём блоге и распинались о том, как старались в HD-ремастере сделать хорошо адаптированную под англоязычную аудиторию локализацию игры, имена персонажей они с какого-то перепугу не адаптировали под Запад, а оставили в русском стиле, тупо транслитерировав — хотя, казалось бы, сеттинг ведь не имеет ничего общего с реальностью. Если Даниил, который «Daniil» (а не Daniel), и Георгий, который «Georgiy» (а не George) — ещё куда ни шло, то когда Мария Каина становится «Maria Kaina» (а не Mary Cain) — это уже просто ни в какие рамки не лезет.

Игра с тропом

  • Юрий Никитин — фантаст старой советской школы, поэтому с материальной частью у него, в большинстве случаев, всё в порядке, но славянские Вавилы, Михаилы и даже Кузя (девочка!) в цикле «Трое из леса» фигурируют постоянно. Вероятнее всего, автор намерено заигрывает с народной этимологией для создания нужного эффекта.

Примечания

  1. Реальная новость: как-то эстонцы рассчитали, какая фамилия у них самая распространённая. И написали: 1) Тамм; 2) Саар; … 5) Иванов; 6) Иванова. Чисто из политических соображений: Таммов в Эстонии 5200, а Ивановых обоих полов — 5900.
  2. С этим именем не всё так просто. Вадим Казаков в «Именослове» выдвигает целых две версии его славянского происхождения: от слова «юркий» и от слова «юр», т. е. высокий. Славянский вариант вполне мог быть просто созвучен греческому, имея другое значение и происхождение.
  3. При условии, что он десятый сын в своей семье — сыновей, начиная с пятого, просто нумеровали — Пятый, Шестой, Седьмой, Восьмой… Десятый (или Квинт, Секст, Септим, Октавий… Децим). Девочкам, впрочем, и того было не положено — фамилия+старшая, вторая, третья,.. младшая (Юлия Майор, Юлия Секунда, Юлия Терция, Юлия Минор