Капиталисты плохие: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
 
(не показано 12 промежуточных версий 6 участников)
Строка 5: Строка 5:
[[Файл:Berns.png|320px|thumb|right|Excellent!]]
[[Файл:Berns.png|320px|thumb|right|Excellent!]]


Деньги решают всё! Деньги правят миром! Деньги — это сила! Ведь с помощью денег можно всё, даже заставить правительство закрыть глаза на преступления. Ведь в цивилизованном мире побеждает богатейший! Таково уж кредо нашего злодея, который спокойно попивает дорогое вино на своём кожаном кресле и смотрит со своего офиса на свои владения. Ведь у него есть всё!
Деньги решают всё! Деньги правят миром! Деньги — это сила! Ведь с помощью денег можно всё, даже заставить правительство закрыть глаза на преступления. Ведь в цивилизованном мире побеждает богатейший! Таково уж кредо нашего злодея, который спокойно попивает дорогое вино на своём кожаном кресле и смотрит со своего офиса на свои владения. Ведь у него есть всё!


Собственно, данный троп имеет много общего с [[Загнивающая аристократия|Загнивающей аристократией]], за исключением того, что роль злодеев-угнетателей выполняют не средневековые вельможи, а вполне современные бизнесмены и бизнесвумены. С другой стороны, зачастую они с аристократами враждуют, ибо проклятые буржуи отнимают холопов и земли, которые они могли бы обрабатывать (этим, кстати, в [[Гражданская война в США|предвоенные годы]] на юге США занимался Дж. Фицхью, обличая «проклятых северных капиталистов, душащих плантаторское хозяйство [[Довоенный Юг|Юга]]»). К тому же сами буржуи, бывшие очень часто неблагородного происхождения, в государствах с сословным строем [[снобы против жлобов|презирались аристократами и любви к ним, естественно, не питали]].
Собственно, данный троп имеет много общего с [[Загнивающая аристократия|Загнивающей аристократией]], за исключением того, что роль злодеев-угнетателей выполняют не средневековые вельможи, а вполне современные бизнесмены и бизнесвумены. С другой стороны, зачастую они с аристократами враждуют, ибо проклятые буржуи отнимают холопов и земли, которые они могли бы обрабатывать (этим, кстати, в [[Гражданская война в США|предвоенные годы]] на юге США занимался Дж. Фицхью, обличая «проклятых северных капиталистов, душащих плантаторское хозяйство [[Довоенный Юг|Юга]]»). К тому же сами буржуи, бывшие очень часто неблагородного происхождения, в государствах с сословным строем [[снобы против жлобов|презирались аристократами и любви к ним, естественно, не питали]].
Строка 13: Строка 13:
Данный троп чаще всего встречается в антиутопических произведениях (к примеру, [[О дивный новый мир]]) и всякого рода мирах-помойках. А жанр [[Киберпанк]] без него вообще не обходится! [[Красная басня|Ну и про левых писателей не забываем]].
Данный троп чаще всего встречается в антиутопических произведениях (к примеру, [[О дивный новый мир]]) и всякого рода мирах-помойках. А жанр [[Киберпанк]] без него вообще не обходится! [[Красная басня|Ну и про левых писателей не забываем]].


Часто сочетается с тропом [[Я богатый, мне всё можно]]; нередко также [[Бедный — хорошо, богатый — плохо]], [[Я купил этот город]] и [[Торгаш — это плохо‎]]. Противотроп — [[Богатый — это не плохо]], а также [[Протестантская мораль]].
Часто сочетается с тропом [[Я богатый, мне всё можно]]; нередко также [[Бедный — хорошо, богатый — плохо]], [[Я купил этот город]] и [[Торгаш — это плохо]]. Противотроп — [[Богатый — это не плохо]], а также [[Протестантская мораль]].


== Примеры ==
== Примеры ==


=== Общее ===
=== Общее ===
* Сеттинги [[Застенки царизма]] и [[Загнивающий Запад]] из этого состоят — куда же без буржуя-эксплуататора, желательно [[Отвратительный толстяк|жирного]] и [[Антиреклама курения|с вонючей сигарой]], на которого денно и нощно гнут спину простые работяги?
* Сеттинги [[Застенки царизма]] и [[Загнивающий Запад]] из этого состоят — куда же без буржуя-эксплуататора, желательно [[Отвратительный толстяк|жирного]] и [[Антиреклама курения|с вонючей сигарой]], на которого денно и нощно гнут спину простые работяги?
** В чуть меньшей степени — [[Бесславные девяностые]] и [[Чекистско-бандитский мордор]].
** В чуть меньшей степени — [[Бесславные девяностые]] и [[Чекистско-бандитский мордор]].
* Автор данной правки, будучи заодно автором нескольких книг, однажды имел беседу с одним из своих читателей. Читатель многословно и убеждённо доказывал автору, что описанная в прочитанной им книге война невозможна, так как одна из воюющих сторон — капиталистическое государство, активно использующее народное ополчение в обороне своей территории. А граждане капиталистического государства по сути своей, из-за принадлежности к капиталистическому обществу, не способны воевать за родину иначе как за большие деньги или по принуждению, даже в оборонительной войне, и в любом случае после первых нескольких поражений капиталистическое правительство немедленно капитулирует, а его граждане с облегчением воспримут оккупацию как возвращение к привычной жизни. В качестве аргументов читатель приводил в пример поведение европейских стран в годы Второй мировой (надо полагать, в Первую мировую воевали не капиталистические державы, а [[Kaiserreich: Legacy of the Weltkrieg|Великобритания при Черчилле была социалистической]]). Причём упор делался именно на то, что такое отношение граждан к войне (даже защищать свои дома только под дулом пистолета или за большое жалование) продукт капиталистической системы. Если следовать логике упомянутого читателя, то буржуазные британские обыватели должны были начать требовать от своего правительства капитуляции уже после первых бомбёжек [[Великий Смог|Лондон]]а: «Чего это мы должны бесплатно для вас под бомбами сидеть?» и массово дезертировать из армии, а не записываться добровольцами в Homeguard.
* Автор данной правки, будучи заодно автором нескольких книг, однажды имел беседу с одним из своих читателей. Читатель многословно и убеждённо доказывал автору, что описанная в прочитанной им книге война невозможна, так как одна из воюющих сторон — капиталистическое государство, активно использующее народное ополчение в обороне своей территории. А граждане капиталистического государства по сути своей, из-за принадлежности к капиталистическому обществу, не способны воевать за родину иначе как за большие деньги или по принуждению, даже в оборонительной войне, и в любом случае после первых нескольких поражений капиталистическое правительство немедленно капитулирует, а его граждане с облегчением воспримут оккупацию как возвращение к привычной жизни. В качестве аргументов читатель приводил в пример поведение европейских стран в годы Второй мировой (надо полагать, в Первую мировую воевали не капиталистические державы, а [[Kaiserreich: Legacy of the Weltkrieg|Великобритания при Черчилле была социалистической]]). Причём упор делался именно на то, что такое отношение граждан к войне (даже защищать свои дома только под дулом пистолета или за большое жалование) — продукт капиталистической системы. Если следовать логике упомянутого читателя, то буржуазные британские обыватели должны были начать требовать от своего правительства капитуляции уже после первых бомбёжек [[Великий Смог|Лондона]]: «Чего это мы должны бесплатно для вас под бомбами сидеть?» и массово дезертировать из армии, а не записываться добровольцами в Homeguard.
** Типичный миф эмо-коммунизма последних лет, согласно которому, социализм это абстрактное «за все хорошее против всего плохого», а капитализм, соответственно, все плохое. И любой, кто живет при капитализме, но не протестует (а протест может быть только в русле социалистической революции, иначе дурь и/или показуха) — абсолютно беспринципный и аморальный [[злобный торгаш]], который читал только «Атланта» и думающий только о сиюминутной выгоде путем воровства всего, что не приколочено.
* Любой мрачный сеттинг с моралью оттенков [[Черно-черная мораль|чёрного]] и [[Черно-серая мораль|серого]], включающий в себя капиталистические отношения, будет нести примеры тропа. Любой делец будет мошенником, эксплуататором, выживающим все соки из простых работяг, или чем-то подобным. В первую очередь это всякого рода -панковские сеттинги:
* Любой мрачный сеттинг с моралью оттенков [[Черно-черная мораль|чёрного]] и [[Черно-серая мораль|серого]], включающий в себя капиталистические отношения, будет нести примеры тропа. Любой делец будет мошенником, эксплуататором, выживающим все соки из простых работяг, или чем-то подобным. В первую очередь это всякого рода -панковские сеттинги:
** [[Киберпанк]] очень часто (хотя и не всегда) следует тропу. Жадная беспринципная Корпорация, готовая ради сохранения своих тайн (а иногда и просто прибыли) решительно на все стала одним из клише жанра.
** [[Киберпанк]] очень часто (хотя и не всегда) следует тропу. Жадная беспринципная Корпорация, готовая ради сохранения своих тайн (а иногда и просто прибыли) решительно на все стала одним из клише жанра.
Строка 26: Строка 27:
=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===


==== Русскоязычная ====
==== Отечественная ====
* «[[Незнайка на Луне]]» же!
* «[[Незнайка на Луне]]» же!
* В. Приёмыхов, «Двое с лицами малолетних преступников». На дворе перестройка, и с самого начала повести нам рассказывают, кто как в провинциальном городке пытается заработать, и как все одержимы наживой и стремлением к «дорохому-бахатому», невзирая ни на мораль, ни на идеи.
** Показательный пример: один из протагонистов, школьник, одолжил у соседа-пятиклассника велосипед. Тот ему сразу ничего не сказал, но по возвращении затребовал компенсацию. Через неделю заявил, что поставил протагониста на счётчик. Разумеется, протагонист пригрозил соседу, что, если ещё раз подойдёт с такими предъявами необговорёнными, будет систематически получать по морде. [[Хуцпа]] у соседа оказалась что надо — нашёл здоровых «коллекторов» и пообещал им половину долга протагониста, если вытрясут. Да, [[Не щадить детей|со школьника, под пытками]]. Правда, первая же попытка вытрясти долг кончилась тем, что протагонист вышел к коллекторам с отцовским ружьём [[А 220 не хочешь?|и выстрелил в них]]. В милиции под давлением отца соседа начали шить дело протагонисту, но потом явился отец самого протагониста, и что-то такое сказал отцу соседа ([[Неизвестность пугает больше|нам не сказали, что именно]]), что тот в итоге умолял милиционеров вернуть ему заявление. В итоге и сам протагонист начинает разделять убеждение по нашему тропу, а от слова «бизнес» его передёргивает.


==== Зарубежная ====
==== Зарубежная ====
* Г. Уэллс, «Машина времени»: расслоение общества на бедных и богатых привело к разделению человечества на два биологических вида — живущих на поверхности маленьких миленьких глупеньких человечков-элоев, и живущих под землёй уродливых, обросших шерстью морлоков, {{spoiler|питающихся мясом элоев.}}
* Г. Уэллс, «Машина времени»: расслоение общества на бедных и богатых привело к разделению человечества на два биологических вида — живущих на поверхности маленьких миленьких глупеньких человечков-элоев, и живущих под землёй уродливых, обросших шерстью морлоков, {{spoiler|питающихся мясом элоев.}}
* [[Jack London|Джек Лондон]], «Железная пята» — для борьбы с марксистской угрозой беспринципные [[олигарх]]и создали режим типа фашистского, уничтожающий неугодных.
* [[Jack London|Джек Лондон]], «Железная пята» — для борьбы с марксистской угрозой беспринципные [[олигарх]]и создали режим типа фашистского, уничтожающий неугодных.
* Джон Стейнбек, «Гроздья гнева» — капиталисты ради своей наживы систематически занижают зарплату сельскохозяйственных работников, которые живут хуже скота. В то время, как трудящиеся и их дети голодают, продукты питания уничтожаются на их глазах, что приводит к новым виткам роста цен.
* Джон Стейнбек, «Гроздья гнева» — капиталисты ради своей наживы систематически занижают зарплату сельскохозяйственных работников, которые живут хуже скота. В то время, как трудящиеся и их дети голодают, продукты питания уничтожаются на их глазах, что приводит к новым виткам роста цен.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* [[Star Wars]] фактически, весь массовый злодейский костяк трилогии Приквелов представляет из себя карикатурных буржуев галактического масштаба.
* [[Star Wars]] — фактически, весь массовый злодейский костяк трилогии Приквелов представляет из себя карикатурных буржуев галактического масштаба.
* «[[Scarface|Лицо со шрамом]]»:
* «[[Scarface|Лицо со шрамом]]»:
{{Q|{{перевод|You know what capitalism is? Gettin' fucked!|Знаешь, что такое капитализм? Когда все тебя имеют.}}|Тони Монтана}}
{{Q|{{перевод|You know what capitalism is? Gettin' fucked!|Знаешь, что такое капитализм? Когда все тебя имеют.}}|Тони Монтана}}
* «Чужой» — злобная корпорация «Нострамо»
* «Чужой» — злобная корпорация «Вейланд-Ютани»
* «[[Элизиум]]»: центральная мысль фильма. Зажравшиеся капиталисты сосут ресурсы из Земли, эксплуатируют землян, а сами прохлаждаются на благоустроенной орбитальной станции. Причём если поначалу просто прохлаждаются, то потом к власти у них приходит диктаторка, готовая нелегалов уничтожать физически.
* «[[Элизиум]]»: центральная мысль фильма. Зажравшиеся капиталисты сосут ресурсы из Земли, эксплуатируют землян, а сами прохлаждаются на благоустроенной орбитальной станции. Причём если поначалу просто прохлаждаются, то потом к власти у них приходит диктаторка, готовая нелегалов уничтожать физически.
* [[Артур и минипуты]] — здесь персонажи, занимающиеся торгашеством, не вызывают никаких симпатий. Эрнест Давидо, который готов ради кучки рубинов, зарытых где-то на заднем дворе чужого дома, выставить хозяев дома на мороз, оформив липовые бумаги у купленных им же муниципальных служб. Пятое королевство в мире минипутов, которое управляется богачами, наслаждается хроническим спиннокинжальным расстройством, копирует чужую культуру (точнее, [[Контркультура шестидесятых|контркультуру людей]]) и открыто шестерит [[Мордор|империи Некрополиса]] ради барышей.
* [[Артур и минипуты]] — здесь персонажи, занимающиеся торгашеством, не вызывают никаких симпатий. Эрнест Давидо, который готов ради кучки рубинов, зарытых где-то на заднем дворе чужого дома, выставить хозяев дома на мороз, оформив липовые бумаги у купленных им же муниципальных служб. Пятое королевство в мире минипутов, которое управляется богачами, наслаждается хроническим спиннокинжальным расстройством, копирует чужую культуру (точнее, [[Контркультура шестидесятых|контркультуру людей]]) и открыто шестерит [[Мордор|империи Некрополиса]] ради барышей.
* [[Первому игроку приготовиться]] — [[С прикрученным фитильком|частично]]. Главным антагонистом является корпорация IOI, и именно с ней борются главные герои на протяжении почти всего фильма но есть и положительный персонаж-капиталист — это Огден Морроу, но он появляется только под занавес и от IOI отличается наличием определённых принципов и стремлением привести в порядок реальность, которая скатывается до состояния [[мир-помойки|мира-помойки]].
* [[Первому игроку приготовиться]] — [[С прикрученным фитильком|частично]]. Главным антагонистом является корпорация IOI, и именно с ней борются главные герои на протяжении почти всего фильма но есть и положительный персонаж-капиталист — это Огден Морроу, но он появляется только под занавес и от IOI отличается наличием определённых принципов и стремлением привести в порядок реальность, которая скатывается до состояния [[мир-помойки|мира-помойки]].
* [[Джокер]] — собственно, Томас Уэйн здесь является самым мерзким персонажем из всех, а заодно - ряд других "хозяев жизни" в лице хозяина небольшой компании "клоунов на выезд", который увольняет главного героя, ведущего любимого будущим Джокером телешоу телешоу, который главного героя высмеивает, а затем собирается сделать это на бис, {{spoiler|Но получает пулю в лоб от вконец отчаявшегося Джокера}}, и вишенка на торте - Рональд Рейган, сокративший расходы на медицину, из-за чего у главного героя не осталось денег на лекарства, и болезнь начала прогрессировать, превратив его в опасного психа.
* [[Джокер]] — собственно, Томас Уэйн здесь является самым мерзким персонажем из всех, а заодно — ряд других «хозяев жизни» в лице хозяина небольшой компании «клоунов на выезд», который увольняет главного героя, ведущего любимого будущим Джокером телешоу телешоу, который главного героя высмеивает, а затем собирается сделать это на бис, {{spoiler|Но получает пулю в лоб от вконец отчаявшегося Джокера}}, и вишенка на торте — Рональд Рейган, сокративший расходы на медицину, из-за чего у главного героя не осталось денег на лекарства, и болезнь начала прогрессировать, превратив протагониста в опасного психа.
** В общем то, это вообще главный лейтмотив и главная проблема фильма. Если убрать из фильма роскошного Хоакина Феникса с его игрой — то ничего, кроме тропа, не останется.


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
* «[[Doctor Who|Доктор Кто]]» — неоднократно, хотя бы в серии «Кислород».
* «[[Doctor Who|Доктор Кто]]» — неоднократно, хотя бы в серии «Кислород».
* «[[Слуга народа]]», просто Слуга народа.
* «[[Слуга народа]]», просто Слуга народа.


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* [[Лего: Фильм]] Президент/Лорд Бизнес, глава корпорации Октан, фактически правящая миром. Преследует Великих Мастеров и просто хочет, чтобы все люди следовали инструкциям.
* [[Лего: Фильм]] — Президент/Лорд Бизнес, глава корпорации Октан, фактически правящая миром. Преследует Великих Мастеров и просто хочет, чтобы все люди следовали инструкциям.
* Resident Evil: Vendetta — по ходу сюжета Леон выдает речь о плохих корпорациях, наживающихся на людях. <ref>Что в мультфильме по мегаприбыльной франшизе от многомиллиардной корпорации звучит смешно</ref>
* Resident Evil: Vendetta — по ходу сюжета Леон выдает речь о плохих корпорациях, наживающихся на людях.<ref>Что в мультфильме по мегаприбыльной франшизе от многомиллиардной корпорации звучит смешно</ref>
* «Скорая помощь» (1949 г.) предприниматель мистер Удав предложил зайцам сдать ему старые шкуры (одежды), пообещав взамен новые, но, получив желаемое, сразу же свернул свою «помощь».
* «Скорая помощь» (1949 г.) — предприниматель мистер Удав предложил зайцам сдать ему старые шкуры (одежды), пообещав взамен новые, но, получив желаемое, сразу же свернул свою «помощь».


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
* «[[The Simpsons|Симпсоны]]» — мистер Бернc, чуть ли не кодификатор тропа.
* «[[The Simpsons|Симпсоны]]» — мистер Бернc, чуть ли не кодификатор тропа.
* А также Мамочка из «[[Futurama|Футурамы]]» от тех же создателей Симпсонов.
* А также Мамочка из «[[Futurama|Футурамы]]» от тех же создателей Симпсонов.
* «Мыши-рокеры с Марса» — Лимбургер мало того, что плохой капиталист, так ещё и рыболюд-захватчик с другой планеты.
* «Мыши-рокеры с Марса» — Лимбургер мало того, что плохой капиталист, так ещё и рыболюд-захватчик с другой планеты.
* Гломгольд же!
* Гломгольд же!


=== [[Аниме]] ===
=== [[Аниме]] ===
* Meikyuu Black Company — корпорация «Райзах», типичная «чёрная компания» («соковыжималка», говоря по-русски), и лично её глава Веруза Шубах, которая извлекает прибыль из собственных работников по максимуму. Промывка мозгов, система штрафов и квазидобровольных пожертвований, прямое жертвование сотрудниками — корпорации нужно больше золота! В итоге в недалёком будущем корпорация окончательно возьмет верх над человечеством, соорудит культ имени себя... и рухнет с ним же — выжатые капитализмом в режиме «педаль в пол» люди и пальцем не пошевелили против внезапно восставшего Дьявола (предводителя монстров) (а что, кто станет бросаться в бой с лозунгом «За наши недовыплаченные кредиты!»), и в итоге цивилизация рухнет, а на её постапокалиптических обломках уцелеют лишь владения генералов короля монстров, да последний город человечества глубоко под землёй.
* Meikyuu Black Company — корпорация «Райзах», типичная «чёрная компания» («соковыжималка», говоря по-русски), и лично её глава Веруза Шубах, которая извлекает прибыль из собственных работников по максимуму. Промывка мозгов, система штрафов и квазидобровольных пожертвований, прямое жертвование сотрудниками — корпорации нужно больше золота! В итоге в недалёком будущем корпорация окончательно возьмет верх над человечеством, соорудит культ имени себя… и рухнет с ним же — выжатые капитализмом в режиме «педаль в пол» люди и пальцем не пошевелили против внезапно восставшего Дьявола (предводителя монстров) (а что, кто станет бросаться в бой с лозунгом «За наши недовыплаченные кредиты!»), и в итоге цивилизация рухнет, а на её постапокалиптических обломках уцелеют лишь владения генералов короля монстров, да последний город человечества глубоко под землёй.
** Впрочем, не все капиталисты настолько плохие. Киндзи — козёл, и поначалу вовсе тот ещё удод, но понимает, как строить взаимовыгодные рабочие отношения без «соковыжималки», но со здоровым элементом конкуренции.
** Впрочем, не все капиталисты настолько плохие. Киндзи — козёл, и поначалу вовсе тот ещё удод, но понимает, как строить взаимовыгодные рабочие отношения без «соковыжималки», но со здоровым элементом конкуренции.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* [[Borderlands]] Красавчик Джек же! Глава корпорации Гиперион и [[Великолепный мерзавец|просто харизматичная сволочь!]] А ещё у него вышеупомянутая бриллиантовая пони… не игрушечная.
* [[Borderlands]] — Красавчик Джек же! Глава корпорации Гиперион и [[Великолепный мерзавец|просто харизматичная сволочь!]] А ещё у него вышеупомянутая бриллиантовая пони… не игрушечная.
* Довольно частые гости в серии игр [[Grand Theft Auto]].
* Довольно частые гости в серии игр [[Grand Theft Auto]].
** Дэвин Уэстон из GTA V.
** Дэвин Уэстон из GTA V.
** Эйвон Герц из GTA Online.
** Эйвон Герц из GTA Online.
* [[Stardew Valley]] корпорация «Джоджа», в которой когда-то работал протагонист. Ведёт нечестный бизнес, заставляет своих работников работать в ужасных условиях и загрязняет окружающую среду. Игрок может сотрудничать с ними и подзаработать на этом кучу денег, но жизнь в деревне станет хуже. Есть крайне слабенький намёк на [[зигзаг]], так как ленивый, но богатый игрок может силами корпорации починить многие места городка.
* [[Stardew Valley]] — корпорация «Джоджа», в которой когда-то работал протагонист. Ведёт нечестный бизнес, заставляет своих работников работать в ужасных условиях и загрязняет окружающую среду. Игрок может сотрудничать с ними и подзаработать на этом кучу денег, но жизнь в деревне станет хуже. Есть крайне слабенький намёк на [[зигзаг]], так как ленивый, но богатый игрок может силами корпорации починить многие места городка.
* [[Fallen London]] авторы знатно [[На тебе!|попинали]] реалии [[Недобрая старая Англия|викторианской Англии]], не исключая её великую и ужасную промышленность. Одно только название компании «Железо и Страдания» чего стоит.
* [[Fallen London]] — авторы знатно [[На тебе!|попинали]] реалии [[Недобрая старая Англия|викторианской Англии]], не исключая её великую и ужасную промышленность. Одно только название компании «Железо и Страдания» чего стоит.
* [[Warframe]] Корпус, несколько [[Мегакорпорация|мегакорпораций]], управляемых богачами. [[Гад за Гадом|У каждого — свои плохие поступки]].
* [[Warframe]] — Корпус, несколько [[Мегакорпорация|мегакорпораций]], управляемых богачами. [[Гад за Гадом|У каждого — свои плохие поступки]].
** Нэф Эньо — создал колонии для должников, [[Киберпанк|где им ставили импланты и заставляли работать]], а за плохую работу [[Антиутопия|изымали органы]], и в конечном счете оставляли только [[Участь хуже смерти|замороженную голову]]. [[Ложный бог|Поклонялся своему отцу]] Парвосу Грэнуму, основателю Корпуса, пролез во временную ловушку, чтобы найти того, но когда узнал, что отец жив и не одобряет рабство, то сразу попытался того убить. А свою карьеру начал с религиозной финансовой пирамиды. Пока что жив.
** Нэф Эньо — создал колонии для должников, [[Киберпанк|где им ставили импланты и заставляли работать]], а за плохую работу [[Антиутопия|изымали органы]], и в конечном счете оставляли только [[Участь хуже смерти|замороженную голову]]. [[Ложный бог|Поклонялся своему отцу]] — Парвосу Грэнуму, основателю Корпуса, пролез во временную ловушку, чтобы найти того, но когда узнал, что отец жив и не одобряет рабство, то сразу попытался того убить. А свою карьеру начал с религиозной финансовой пирамиды. Пока что жив.
** Алад Ви — [[безумный учёный]], построил летающие города на Юпитере. Вначале резал на части Варфреймов (напоминаем, они состоят из плоти) и [[Боди-хоррор|использовал части их тел для создания смертоносных роботов]], потом изучал вирус Техноцит и [[Ой, бл...|случайно заразился]], став голосом [[Коллективный разум|коллективного разума]], благодаря чему заражённые смогли [[Буквальный зомби-робот|заражать роботов и корабли]]. В конце концов заключил соглашение с [[Робот-убийца|Владеющими Разумом]], в ходе которого [[Неэтичный учёный|заменял части тела недобровольных подопытных кусками этих биодронов]]. Всё ещё жив.
** Алад Ви — [[безумный учёный]], построил летающие города на Юпитере. Вначале резал на части Варфреймов (напоминаем, они состоят из плоти) и [[Боди-хоррор|использовал части их тел для создания смертоносных роботов]], потом изучал вирус Техноцит и [[Ой, бл...|случайно заразился]], став голосом [[Коллективный разум|коллективного разума]], благодаря чему заражённые смогли [[Буквальный зомби-робот|заражать роботов и корабли]]. В конце концов заключил соглашение с [[Робот-убийца|Владеющими Разумом]], в ходе которого [[Неэтичный учёный|заменял части тела недобровольных подопытных кусками этих биодронов]]. Всё ещё жив.
** Фрод Бэк — хотел [[Вундервафля|завоевать всю Солнечную систему]] с помощью [[Искусственный интеллект — это плохо|самообучающихся роботов Амбулас]], но был остановлен. Также создал еще одних роботов — Секачей, перевозимых на специальных кораблях, и [[Геноцид|отправил эти корабли в атаку на все мирные поселения]]. [[Посадить в автобус|Вроде бы мёртв]].
** Фрод Бэк — хотел [[Вундервафля|завоевать всю Солнечную систему]] с помощью [[Искусственный интеллект — это плохо|самообучающихся роботов Амбулас]], но был остановлен. Также создал еще одних роботов — Секачей, перевозимых на специальных кораблях, и [[Геноцид|отправил эти корабли в атаку на все мирные поселения]]. [[Посадить в автобус|Вроде бы мёртв]].
** Парвос Грэнум, дед с шизой. Создал Корпус из-за [[Голоса в голове|голосов в голове]], говоривших ему, что делать. При этом строил он «честный» капитализм, но его конкуренты [[Всё пошло слишком так|подорвали его корабль]], и основатель Корпуса застрял вне времени. Во время его отсутствия началась [[коррупция]], [[Рабство|торговля людьми]] и всё остальное. Вернулся в обычный мир, при этом сохранив возможность входить в своё измерение. В детстве видел (или представлял) призрак сестры, хотя у него был только брат. Из-за воспоминаний об этом призраке он стал создавать «сестёр Парвоса» (когда выйдет обновление — надо будет дописать).
** Парвос Грэнум, дед с шизой. Создал Корпус из-за [[Голоса в голове|голосов в голове]], говоривших ему, что делать. При этом строил он «честный» капитализм, но его конкуренты [[Всё пошло слишком так|подорвали его корабль]], и основатель Корпуса застрял вне времени. Во время его отсутствия началась [[коррупция]], [[Рабство|торговля людьми]] и всё остальное. Вернулся в обычный мир, при этом сохранив возможность входить в своё измерение. В детстве видел (или представлял) призрак сестры, хотя у него был только брат. Из-за воспоминаний об этом призраке он стал создавать «сестёр Парвоса» (когда выйдет обновление — надо будет дописать).


=== [[Музыка]] ===
=== [[Музыка]] ===
* То немногое, что объединяет хип-хоп и панк-рок — общая ненависть к капитализму и обществу потребления.
* То немногое, что объединяет хип-хоп и панк-рок — общая ненависть к капитализму и обществу потребления.
** Точнее, объединяло. Нынешние рэперы довольно часто читают о красивой жизни богатеев. Особенно наживших свои капиталы в сфере наркобизнеса или собственно хип-хопа. Впрочем, остались и отдельные бунтари-леваки (насколько искренние, учитывая их доходы — другой вопрос).
** Точнее, объединяло. Нынешние рэперы довольно часто читают о красивой жизни богатеев. Особенно наживших свои капиталы в сфере наркобизнеса или собственно хип-хопа. Впрочем, остались и отдельные бунтари-леваки (насколько искренние, учитывая их доходы — другой вопрос).


=== Прочее ===
=== Прочее ===
* Датский карикатурист Херлуф Бидструп специализировался на этом тропе.
* Датский карикатурист [[Херлуф Бидструп]] специализировался на этом тропе.
* Его российский коллега [[w:Корсун, Сергей Николаевич|Сергей Корсун]] также любит эту тему.
* Его российский коллега [[w:Корсун, Сергей Николаевич|Сергей Корсун]] также любит эту тему.


== Примечания ==
== Примечания ==
<references/>
{{примечания}}


{{Nav/Место действия}}
{{Nav/Место действия}}
{{Nav/Политика}}
{{Nav/Политика}}

Текущая версия на 22:53, 2 февраля 2025

Emblem-important.pngНе надо здесь реальной жизни!
Особенность темы этой статьи в том, что её нельзя применить к реальной жизни. В реальной жизни нет, к примеру, объективного добра и зла, а вторжение в личную жизнь реальных людей выходит за рамки приличия. Пожалуйста, помещайте только вымышленные примеры.
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Capitalism Is Bad. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Обеспечьте 10 % [прибыли], и капитал согласен на всякое применение, при 20 % он становится оживлённым, при 50 % положительно готов сломать себе голову, при 100 % он попирает все человеческие законы, при 300 % нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому. »
— Томас Джозеф Даннинг, часто ошибочно приписывается цитировавшему его Марксу
« Обман лежит в самом сердце нашей экономической системы. Подписанный контракт как этическое достоинство. Кусочки металла, ни на что больше не годного — кроме украшений, — как богатство. Рабство как свобода. Долг как собственность. »
Малазанская книга павших, книга «Буря Жнеца»
Excellent!

Деньги решают всё! Деньги правят миром! Деньги — это сила! Ведь с помощью денег можно всё, даже заставить правительство закрыть глаза на преступления. Ведь в цивилизованном мире побеждает богатейший! Таково уж кредо нашего злодея, который спокойно попивает дорогое вино на своём кожаном кресле и смотрит со своего офиса на свои владения. Ведь у него есть всё!

Собственно, данный троп имеет много общего с Загнивающей аристократией, за исключением того, что роль злодеев-угнетателей выполняют не средневековые вельможи, а вполне современные бизнесмены и бизнесвумены. С другой стороны, зачастую они с аристократами враждуют, ибо проклятые буржуи отнимают холопов и земли, которые они могли бы обрабатывать (этим, кстати, в предвоенные годы на юге США занимался Дж. Фицхью, обличая «проклятых северных капиталистов, душащих плантаторское хозяйство Юга»). К тому же сами буржуи, бывшие очень часто неблагородного происхождения, в государствах с сословным строем презирались аристократами и любви к ним, естественно, не питали.

Благодаря своим предпринимательским способностям они будут ещё долго делать деньги, получая, таким образом, почти безграничную власть. С помощью денег злодей сможет нанять себе армию головорезов, промыть мозги гражданам, подкупить власть и даже приобрести себе единорога из бриллиантов! Ах да, а ещё в его корпорации зла ужасные условия работы.

Данный троп чаще всего встречается в антиутопических произведениях (к примеру, О дивный новый мир) и всякого рода мирах-помойках. А жанр Киберпанк без него вообще не обходится! Ну и про левых писателей не забываем.

Часто сочетается с тропом Я богатый, мне всё можно; нередко также Бедный — хорошо, богатый — плохо, Я купил этот город и Торгаш — это плохо. Противотроп — Богатый — это не плохо, а также Протестантская мораль.

Примеры[править]

Общее[править]

  • Сеттинги Застенки царизма и Загнивающий Запад из этого состоят — куда же без буржуя-эксплуататора, желательно жирного и с вонючей сигарой, на которого денно и нощно гнут спину простые работяги?
  • Автор данной правки, будучи заодно автором нескольких книг, однажды имел беседу с одним из своих читателей. Читатель многословно и убеждённо доказывал автору, что описанная в прочитанной им книге война невозможна, так как одна из воюющих сторон — капиталистическое государство, активно использующее народное ополчение в обороне своей территории. А граждане капиталистического государства по сути своей, из-за принадлежности к капиталистическому обществу, не способны воевать за родину иначе как за большие деньги или по принуждению, даже в оборонительной войне, и в любом случае после первых нескольких поражений капиталистическое правительство немедленно капитулирует, а его граждане с облегчением воспримут оккупацию как возвращение к привычной жизни. В качестве аргументов читатель приводил в пример поведение европейских стран в годы Второй мировой (надо полагать, в Первую мировую воевали не капиталистические державы, а Великобритания при Черчилле была социалистической). Причём упор делался именно на то, что такое отношение граждан к войне (даже защищать свои дома только под дулом пистолета или за большое жалование) — продукт капиталистической системы. Если следовать логике упомянутого читателя, то буржуазные британские обыватели должны были начать требовать от своего правительства капитуляции уже после первых бомбёжек Лондона: «Чего это мы должны бесплатно для вас под бомбами сидеть?» и массово дезертировать из армии, а не записываться добровольцами в Homeguard.
    • Типичный миф эмо-коммунизма последних лет, согласно которому, социализм это абстрактное «за все хорошее против всего плохого», а капитализм, соответственно, все плохое. И любой, кто живет при капитализме, но не протестует (а протест может быть только в русле социалистической революции, иначе дурь и/или показуха) — абсолютно беспринципный и аморальный злобный торгаш, который читал только «Атланта» и думающий только о сиюминутной выгоде путем воровства всего, что не приколочено.
  • Любой мрачный сеттинг с моралью оттенков чёрного и серого, включающий в себя капиталистические отношения, будет нести примеры тропа. Любой делец будет мошенником, эксплуататором, выживающим все соки из простых работяг, или чем-то подобным. В первую очередь это всякого рода -панковские сеттинги:
    • Киберпанк очень часто (хотя и не всегда) следует тропу. Жадная беспринципная Корпорация, готовая ради сохранения своих тайн (а иногда и просто прибыли) решительно на все стала одним из клише жанра.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • «Незнайка на Луне» же!
  • В. Приёмыхов, «Двое с лицами малолетних преступников». На дворе перестройка, и с самого начала повести нам рассказывают, кто как в провинциальном городке пытается заработать, и как все одержимы наживой и стремлением к «дорохому-бахатому», невзирая ни на мораль, ни на идеи.
    • Показательный пример: один из протагонистов, школьник, одолжил у соседа-пятиклассника велосипед. Тот ему сразу ничего не сказал, но по возвращении затребовал компенсацию. Через неделю заявил, что поставил протагониста на счётчик. Разумеется, протагонист пригрозил соседу, что, если ещё раз подойдёт с такими предъявами необговорёнными, будет систематически получать по морде. Хуцпа у соседа оказалась что надо — нашёл здоровых «коллекторов» и пообещал им половину долга протагониста, если вытрясут. Да, со школьника, под пытками. Правда, первая же попытка вытрясти долг кончилась тем, что протагонист вышел к коллекторам с отцовским ружьём и выстрелил в них. В милиции под давлением отца соседа начали шить дело протагонисту, но потом явился отец самого протагониста, и что-то такое сказал отцу соседа (нам не сказали, что именно), что тот в итоге умолял милиционеров вернуть ему заявление. В итоге и сам протагонист начинает разделять убеждение по нашему тропу, а от слова «бизнес» его передёргивает.

Зарубежная[править]

  • Г. Уэллс, «Машина времени»: расслоение общества на бедных и богатых привело к разделению человечества на два биологических вида — живущих на поверхности маленьких миленьких глупеньких человечков-элоев, и живущих под землёй уродливых, обросших шерстью морлоков, питающихся мясом элоев.
  • Джек Лондон, «Железная пята» — для борьбы с марксистской угрозой беспринципные олигархи создали режим типа фашистского, уничтожающий неугодных.
  • Джон Стейнбек, «Гроздья гнева» — капиталисты ради своей наживы систематически занижают зарплату сельскохозяйственных работников, которые живут хуже скота. В то время, как трудящиеся и их дети голодают, продукты питания уничтожаются на их глазах, что приводит к новым виткам роста цен.

Кино[править]

  • Star Wars — фактически, весь массовый злодейский костяк трилогии Приквелов представляет из себя карикатурных буржуев галактического масштаба.
  • «Лицо со шрамом»:
« You know what capitalism is? Gettin' fucked! »
— Тони Монтана
  • «Чужой» — злобная корпорация «Вейланд-Ютани»
  • «Элизиум»: центральная мысль фильма. Зажравшиеся капиталисты сосут ресурсы из Земли, эксплуатируют землян, а сами прохлаждаются на благоустроенной орбитальной станции. Причём если поначалу просто прохлаждаются, то потом к власти у них приходит диктаторка, готовая нелегалов уничтожать физически.
  • Артур и минипуты — здесь персонажи, занимающиеся торгашеством, не вызывают никаких симпатий. Эрнест Давидо, который готов ради кучки рубинов, зарытых где-то на заднем дворе чужого дома, выставить хозяев дома на мороз, оформив липовые бумаги у купленных им же муниципальных служб. Пятое королевство в мире минипутов, которое управляется богачами, наслаждается хроническим спиннокинжальным расстройством, копирует чужую культуру (точнее, контркультуру людей) и открыто шестерит империи Некрополиса ради барышей.
  • Первому игроку приготовиться — частично. Главным антагонистом является корпорация IOI, и именно с ней борются главные герои на протяжении почти всего фильма но есть и положительный персонаж-капиталист — это Огден Морроу, но он появляется только под занавес и от IOI отличается наличием определённых принципов и стремлением привести в порядок реальность, которая скатывается до состояния мира-помойки.
  • Джокер — собственно, Томас Уэйн здесь является самым мерзким персонажем из всех, а заодно — ряд других «хозяев жизни» в лице хозяина небольшой компании «клоунов на выезд», который увольняет главного героя, ведущего любимого будущим Джокером телешоу телешоу, который главного героя высмеивает, а затем собирается сделать это на бис, Но получает пулю в лоб от вконец отчаявшегося Джокера, и вишенка на торте — Рональд Рейган, сокративший расходы на медицину, из-за чего у главного героя не осталось денег на лекарства, и болезнь начала прогрессировать, превратив протагониста в опасного психа.
    • В общем то, это вообще главный лейтмотив и главная проблема фильма. Если убрать из фильма роскошного Хоакина Феникса с его игрой — то ничего, кроме тропа, не останется.

Телесериалы[править]

Мультфильмы[править]

  • Лего: Фильм — Президент/Лорд Бизнес, глава корпорации Октан, фактически правящая миром. Преследует Великих Мастеров и просто хочет, чтобы все люди следовали инструкциям.
  • Resident Evil: Vendetta — по ходу сюжета Леон выдает речь о плохих корпорациях, наживающихся на людях.[1]
  • «Скорая помощь» (1949 г.) — предприниматель мистер Удав предложил зайцам сдать ему старые шкуры (одежды), пообещав взамен новые, но, получив желаемое, сразу же свернул свою «помощь».

Мультсериалы[править]

  • «Симпсоны» — мистер Бернc, чуть ли не кодификатор тропа.
  • А также Мамочка из «Футурамы» от тех же создателей Симпсонов.
  • «Мыши-рокеры с Марса» — Лимбургер мало того, что плохой капиталист, так ещё и рыболюд-захватчик с другой планеты.
  • Гломгольд же!

Аниме[править]

  • Meikyuu Black Company — корпорация «Райзах», типичная «чёрная компания» («соковыжималка», говоря по-русски), и лично её глава Веруза Шубах, которая извлекает прибыль из собственных работников по максимуму. Промывка мозгов, система штрафов и квазидобровольных пожертвований, прямое жертвование сотрудниками — корпорации нужно больше золота! В итоге в недалёком будущем корпорация окончательно возьмет верх над человечеством, соорудит культ имени себя… и рухнет с ним же — выжатые капитализмом в режиме «педаль в пол» люди и пальцем не пошевелили против внезапно восставшего Дьявола (предводителя монстров) (а что, кто станет бросаться в бой с лозунгом «За наши недовыплаченные кредиты!»), и в итоге цивилизация рухнет, а на её постапокалиптических обломках уцелеют лишь владения генералов короля монстров, да последний город человечества глубоко под землёй.
    • Впрочем, не все капиталисты настолько плохие. Киндзи — козёл, и поначалу вовсе тот ещё удод, но понимает, как строить взаимовыгодные рабочие отношения без «соковыжималки», но со здоровым элементом конкуренции.

Видеоигры[править]

Музыка[править]

  • То немногое, что объединяет хип-хоп и панк-рок — общая ненависть к капитализму и обществу потребления.
    • Точнее, объединяло. Нынешние рэперы довольно часто читают о красивой жизни богатеев. Особенно наживших свои капиталы в сфере наркобизнеса или собственно хип-хопа. Впрочем, остались и отдельные бунтари-леваки (насколько искренние, учитывая их доходы — другой вопрос).

Прочее[править]

Примечания[править]

  1. Что в мультфильме по мегаприбыльной франшизе от многомиллиардной корпорации звучит смешно