«
|
— Я не хотел бы, чтобы у вас из-за этого отняли права.
— Не беспокойтесь, месье. У меня нет прав.
|
»
|
— Даниэль прикалывается над пассажирами. Врёт, есть у него права
|
Почему герои выбирают одиночество? Чтобы не подставлять родную хату. Почему влюблённый намеренно обижает возлюбленного? Он хочет оттолкнуть, чтобы спасти. Почему нежить так сложно убить? Потому что она уже мертва и существует не по тем же правилам, что живые. Этот троп о том, что отсутствие у персонажа чего-либо, нередко для него весьма неприятное, помогает избежать трудностей и лишений, с этим связанных. Иногда именно по этой причине проклятие становится клёвым.
Примеры
Религия, мифология, фольклор
- Это основной принцип хардкорного буддизма, который на знаменитый гамлетовский вопрос уверенно отвечает «не быть». Причина страданий — неисполненные желания, поэтому чтобы перестать страдать, надо, правильно, перестать желать. Вообще. И вот это состояние полного смирения со всем чем угодно как раз называется нирвана. Или депрессия?
- Анекдот, где чёрт дал герою удачу в обмен на успех у женщин. Через год: у героя все в порядке, прихожан полная церковь, начальство хвалит. А с женщинами — много ли скромному католическому священнику надо?
- Анекдот: «Врач не может потерять медицинскую лицензию, если у него никогда её не было»
- «Приключения капитана Врунгеля» — японский адмирал Кусаки борется с вымиранием китов путём… их истребления, так как с исчезновением китов некому будет и вымирать.
- В. Я. Шишков, «Емельян Пугачёв» — ржевский воевода Сухожилин был человеком весьма практичного ума. Однажды Ржев выгорел почти наполовину, и после этого бедствия к воеводе повалили разные советчики и предсказатели, пророчившие, что и вторая половина города вскоре сгорит, и давали всякие суеверные советы. Воевода и обратился в Сенат: не будет ли угодно сжечь вторую половину города раньше, чем она сгорит внезапно для жителей? Рапорт в виде курьёза представили императрице Екатерине II, она громко смеялась, затем нахмурилась и написала резолюцию, повелев не верить кому попало и начинать отстраивать сгоревшее. Народ прозвал воеводу Тараканом — он доказывал Сенату, что вторая половина города сгорит, тем, что из неё «даже неудержимо ползут тараканы в поле». По словам автора, рапорт и резолюция реальны.
- Ник Перумов, «Гибель Богов» — воины Дальних обладают способностью похищать души, но ничего не могут сделать предводителю гоблинов Орку, потому что все (кроме Дальних) знают, что у гоблинов нет души.
- Семиевие — Джулия подсвечивает троп. Человека, запертого в тесной камере «капли» и обречённого на голодную смерть из-за болезни дающих пищу водорослей нельзя посадить в тюрьму, да и пытать сложно.
- «Ирония судьбы, или с Лёгким паром» — процитированная выше песня «Иметь или не иметь» вся об этом.
- «Красавчик» — Лудо опрометчиво пускает Анну за руль своего «Мерседеса», и заявляет, что если полиция не отберёт у неё права, это сделает он лично. Девушка отвечает именно сабжем.
- «Лиловый шар» — Алиса и Громозека, попав в сказочные времена, выбирают ту дорогу, которая должна привести к потере коня, ибо коня у них нет, а значит, терять нечего. Хотя местные остроумия не оценили и началась драка.
- Было и в первоисточнике, причём дважды (в разных повестях).
- Телеспектакль «Чудаки из Сен-Мишеля» — у главного героя нельзя отнять жизнь, потому что он уже отдал её за другого человека.
- «Пираты Карибского моря: На краю света» — во время боя Уилл Тёрнер протыкает Дейви Джонса шпагой в область сердца. Запамятовав, что сердца там нет.
«
|
Парень, ты забыл? Я бессердечная тварь!
|
»
|
— насмешливый комментарий от Джонса
|
- «Призрачный гонщик» — Наказующий Взор Гонщика не сработал на Блэкхарте, ибо у того нет души. А вот после того, как он поглотил тысячу душ Сан-Венганза и стал Легионом — сработал на отлично.
- «Такси» — в первых двух частях пассажиры беспокоятся насчёт того, что у Даниэля могут отобрать права за его финты. В ответ Даниэль весело «успокаивает» пассажиров тем, что прав у него нет.
- «Кот в сапогах» — в одной из адаптаций Людоед пугает заглавного героя тем, что превращает людей в зверей. Тот замечает, что он и так зверь.
- «Monster High: The Movie» — злодей Комос, став чистокровным монстром, получил способность поглощать силы других монстров, из-за чего все попытки героев его одолеть терпят неудачу, а сами они один за другим лишаются сил. Но когда он поглощает силу сына Медузы Горгоны и превращает его в камень, влюбленная в парня оборотниха-полукровка Клодин Вулф психует и превращается в простую смертную, после чего силы Комоса на нее уже не могут подействовать. А когда он пытается повторить трюк с окаменением, девушка применяет против него селфи-функцию сотового телефона.
- One Piece — способность Пероны состоит в том, чтобы создавать призраков, забирающих у противника всякое желание бороться и позитивные мысли. Так она обезвредила Луффи и Зоро, которые были намного сильнее неё. А вот с Усоппом, который в негативе всё время, призраки ничего не смогли сделать. Более того, при повторном воздействии на Усоппа в негатив выпали все призраки и сама Перона.
- Чем примитивнее искусственный идиот мобов, тем сложнее его забаговать. Педаль в пол — полное отсутствие ИИ, то есть какой-либо реакции на действия игрока. Например, использование боссом набора полностью фиксированных атак с раз и навсегда заданным позиционированием и областью поражения, как это часто делают в платформерах.
- В общем и целом некоторые характеристики нельзя задебафать ниже нуля или единички, потому что иначе получается фигня. Также альтернатива компенсации недостатков персонажа в RPG это полностью на них забить и смело использовать предметы со штрафами к ненужным свойствам. Наконец, изначально низким параметрам не особо страшны штрафы в процентах.
- Darkest Dungeon: арбалетчице выпал квирк на штраф к ближнему бою? Пофиг, у неё вообще нет ближних атак! А вот это крутое кольцо на меткость бесполезно из-за огромного штрафа уклонения? Как бы не так. Прокажённый возьмёт его с радостью, потому что увороты у него и так по нулям и в минус не уходят, зато хитов вагон.
- Сердце Тьмы обязательно убьёт третьего и четвёртого персонажей в партии? Ладно, пойдём на него вдвоём! На самом деле тоже плохая идея.
- DotA 2 — ульта Хускара отнимает у него и цели одинаковый процент от текущего здоровья. То есть, если залететь побитым героем в целого, получишь куда меньше урона, чем он, тем более что с потерей хп растёт сопротивление магии и скорость атаки.
- Ульта Террорблейда — то же, да побольше: она напрямую обменивает часть текущего объёма здоровья героя и цели. То есть, если количество очков в этой части у тебя больше, чем у врага, ты только сам огребёшь и его вылечишь.
- Механоиды 2: Война кланов — курьерский модификатор снижает энергопотребление и урон, но только от прямых попаданий. А у генератора хаос-напряжения его нет вообще, только объёмное повреждение. По этой же причине он не агрит ботов, так что отсутствие штрафа особенно кстати, ибо для основного оружия пушка очень прожорливая. В меньшей степени под финт с курьерским модификатором попадает позитронная пушка — у неё прямое повреждение есть, но оно намного меньше объёмного.
- Pathfinder: Kingmaker — артефакт Плащ Проданных Душ кроме бонусов так же значительно снижает выносливость, и как же хорошо этот плащ подходит Джейтал, у которой выносливость что так, что так 0, потому что она — нежить.
- Роба Глаз даёт +10 к проверкам внимания и штрафы −4 против ослепления и атак взором? Напялим её на Тристиана, у которого внимательность начинает пробивать стратосферу. А штрафы? Так он всё равно воюет площадными заклинаниями. А может и вообще слепой
- Stellaris — при наличии синкретической эволюции для второй расы вашей цивилизации можете без зазрения совести брать перки, накладывающие дебаффы на лидеров (длительность жизни и прирост опыта) — эта раса не может создавать их.
- Некрофагам можно смело брать черты на снижение длительности жизни, скорости размножения и приспособляемости — они и так живут дольше всех доступных возможностей (невелика потеря при −10 лет, когда у некрофага по умолчанию +80, а если некрофаг ещё и литоид, то это −25 против +130 в сумме), размножаются за счёт других рас (в лейтгейме, если пренебрегать другими, размножаются лавинообразно), а при некрофажировании получают приспособляемость к планете, на которой некрофажируются независимо от исходной расы (для примера, на пустынной планете появятся пустынные некрофаги даже если они появились из океанической расы, а родиной изначальных некрофагов является морозная планета). Второй расе при этом можно брать, как и в пример выше, дебаффы на лидеров — лидерами в вашей империи могут быть только некрофаги.
- При игре за Сервиторов же для опекаемой расы взять негативные перки на длительность жизни, прирост опыта и верность государственной политике — ни всё из перечисленных им не понадобиться. А если брать Ассимиляторов, то расе киборгов не понадобятся перки на верность государственной политике и радость.
- А для государства с гражданским принципом «Тепличные» можно без тени сомнения брать расовый перк на снижение приспособленности к другим мирам — все равно ни на каких мирах, кроме райских, жить нормально не получится. Вдвойне осмысленным это становится, если по ходу игры пойти путём синтетического вознесения (что даст даже не 100 %, а все 200 % приспособленности к любым мирам) или же «принять и полюбить» Червя Ожидающего (что даст как минимум 60 % приспособленности ко всем мирам).
- Второй геймплейный вариант этого тропа — обхождение насильственного даунгрейда путём добровольного, но с возможностью возврата:
- Мор (Утопия): в сценарии Гаруспика после разговора со Станиславом Рубиным в четвертый день протагониста бросают в тюрьму, отбирая при обыске всё оружие. Вернуть отобранные пушки-патроны уже не получится, поэтому к Рубину лучше идти полностью безоружным. (Разработчики мягко намекают на такой образ действий, расположив убежище Станислава, тюрьму и дом Гаруспика в двух шагах друг от друга — сложил всё вооружение в сундук, сходил на встречу, после побега быстренько заскочил домой и снова вооружился.)
- S.T.A.L.K.E.R.: Чистое Небо — похожий пример. На определённом этапе сюжета (после возвращения из Тёмной Долины) протагонист должен будет войти в некий подвал. На входе установлена растяжка; обезвредить или перепрыгнуть её нельзя. После взрыва полуотключившегося ГГ обыщут два бандюгана и заберут все деньги и вещи. Вещи вернуть можно будет, деньги — нет. В связи с этим первые (бронежилет, оружие, патроны, пару аптечек…) лучше заботливо выбросить где-нибудь у входа, чтобы потом забрать, а последние — потратить на что-нибудь полезное, желательно до последней копейки (или временно перевести из твёрдой валюты в жидкую — то есть накупить у бандитского бармена водки по 100 рублей штука… А потом продать ему же, за те же 100 рублей штука).
- Ex Machina — привратники Оракула отбирают только установленное оружие. Если сложить его в кузов или выкинуть, вам ничего не будет. Впрочем, вариант побить робота и получить с него лут может быть даже лучше.
- Warframe — Тенно спокойно крошат заражённых без риска подхватить болезнь самим потому что варфреймы и есть техноцитовые биороботы. Так вот что за человек в «криокамере варфрейма» на миссиях обороны!
- Mass Effect — Жнецы передают привет китолюбивым адмиралам и предотвращают самовыпил населения галактики посредством бунтов машин, периодически заявляясь туда и истребляя это самое население лично.
- StarCraft — «Чума» осквернителей, снижающая хп до 1 всем юнитам и зданиям[1], на которые попадёт, неслабо страшит одних протосских юнитов[2], но другим протоссам плевать, ибо у тех основное здоровье состоит из щитов. Педаль в пол давят архонты, у которых 300 щитов и 10 хп — что с «Чумой», что без неё без щитов им кранты.
- StarCraft 2 — командир Стуков в совместном режиме клепает орды заражённых терранов с ограниченным сроком жизни по стратегии «Задавить всё мясом»[3]. Благодаря этому его часто берут для «мутаций», ведь множество мутаторов его пугают так же, как ежа пугает голая жопа. «Микротранзакции»? Так мне и микрить нечего, я лишь пси-эмиттер переставляю. «Чёрная Смерть»? Да до лампочки, моим солдафонам в любом случае жить недолго. «Боты-убийцы»? Кушайте, не обляпайтесь, хватит на всех!
- Total War — начиная с Rome 2 вражеские города можно грабить. Но если грабить слишком часто, то ничего не получишь, ведь там и так всё ограблено.
- «Edna & Harvey:Harvey’s New Eyes»:
«
|
Кто-то оставил свою коробку с обедом. Такое бы никогда не случилось с Лилли – у неё не было коробки с обедом.
|
»
|
— Рассказчик
|
- Warhammer Fantasy
- Думаете, Нагаш просто так хотел всех убить и превратить в вечно служащую ему нежить? Нет, дело в том, что души немёртвых не могут достаться хаосу. Так что если мир не захвачу я, его захватят они.
- Курган невозможно завоевать потому что у них нет ни государства, ни страны. Ничто не мешает отдельно взятому племени собрать все пожитки и откочевать в другое место степи.
- Методика обучения имперских магов позволяет овладеть одним аспектом за пару десятков лет ценой безумия… через пару сотен. Если что, придумали её эльфы, у которых это опасный и запретный приём.
- Warhammer 40,000 настолько мрачен, что один из пафосных имперских афоризмов гласит что «надежда — первый шаг на пути к разочарованию». Цитируется, в частности, в Dawn of War.
- Капитан легиона Детей Императора и первый шумовой десантник Марий Вайросеан был убит глухим космодесантником (по иронии судьбы, он потерял слух именно по вине какофонов Вайросеана) Железных Рук Нумеоном, на которого фирменный приём Мария — смертоносный крик — не подействовал.
- Поскольку демоны могут внезапно и тайно захватить кого угодно, у имперской инквизиции нет строгой иерархии: любой инквизитор, будь то новичок или опытный Лорд-Инквизитор (при этом лорд — не должность, а признание заслуг) в праве делать что хочет, и если он сделает заслуженного и уважаемого инквизитора на голову ниже и потом докажет другим инквизиторам, что тот был еретиком и предателем, продавшим задницу Богам Хаоса — его похвалят, а не выпрут за самодеятельность.
- В науке и научно-популярной литературе давно рассматриваются проблемы сродни парадоксу корабля Тесея. Останется ли у человека прежнее «я» после того, как его расщепит на атомы в одном телепортере и соберёт из других атомов в другом? Или это будет лишь копия? Философ и трансгуманист Алексей Турчин высказал по этому поводу мысль, что в выгодном положении могут оказаться роботы будущего, точно знающие о себе, что никакой особенной «души» или «непрерывности самоощущения» у них нет — если их «инстинкт самосохранения» будет привязан лишь к определённой информации, то они смогут свободно пользоваться копирующе-уничтожающими телепортерами и радиоволновыми путешествиями между звёзд.
- Важная изобретательская задача: как сделать, чтобы уязвимой детали вообще не было? Если получается удачно, про такое изделие говорят: ломаться тут нечему. Не удивительно, что в машинах лёгкого (а в последнее время и среднего) класса основная задняя подвеска — Н-образная балка, фактически одна большая сварная железяка.
- Распространена ситуация, когда после успешного выигрыша в суде исполнительным листом можно только подтереться, поскольку у должника в собственности только единственное жилье да официальная зарплата в лучшем случае на уровне МРОТ. Единственный выход — либо искать, на что обратить взыскание, либо ждать (вплоть до второго пришествия), пока что-нибудь появится (например — пенсия в размере 5K, из которой взыскать можно только половину). И самое обидное, что по факту сделать нельзя ровным счетом ничего. Все остается на доброй воле должника. Если он не хочет работать или хотя бы официально декларировать доходы, то пусть у него долгов хоть на миллионы, ни принудить его отрабатывать долги, ни продать квартиру не получится. Правовое государство, хренли. Права должника под надежной защитой.
- Что характерно, чаще всего все, что надо для взыскания появляется. Сразу после истечения срока взыскания.
- Банкротство юрлица, когда к нему основательно подготовились: к моменту запуска процедуры все имущество распродано неизвестно кем неизвестно кому за наличные, деньги со счетов обналичены/переведены в биткоины/выведены в офшоры, а гендиректора, главбуха и учредителя можно найти на нарах/Канарах/в лесополосе на глубине пары метров/с бутылкой водки на ближайшей теплотрассе. А в офисе никого, кроме зиц-председателя или таблички «Офис сдается». А кому я должен — всем прощаю. Особенно налоговой.
- Если человек получает пенсию по старости и не работает, ему легче нарушать писаные и неписаные законы: уволить за подрыв репутации работодателя его не могут, а лишение пенсии за аморальные проступки и нарушения закона вроде как нигде не практикуется.
- Сюда же получатели пенсии по инвалидности (с прикрученным фитильком, поскольку аннулировать инвалидность таки могут в связи с изменением критериев инвалидности или состояния здоровья).
- Двукратный чемпион Формулы-1 Альберто Аскари в детстве перенёс тяжёлую психологическую травму, когда в гонке насмерть разбился его отец Антонио Аскари. Став отцом, нещадно мутузил отпрысков, дабы те не слишком переживали, если их не такой любимый папаша повторит за дедушкой. Таки накаркал: разбился насмерть аккурат в годовщину смерти отца.
Примечания
- ↑ По крайней мере, на момент своего действия — тот же крейсер опустить до 1 хп она просто не успевает.
- ↑ Если террановскую постройку поразит эта напасть, то с ней можно прощаться: ремонтировать это невозможно, а где 1 хп — там и 0, ибо пожар.
- ↑ Можно, конечно, и через технику попробовать играть, но это уже для крутых парней.
Штампы: явления и идеи |
---|
Эффекты | Эффект бабочки • Эффект Ворфа • Эффект горностаевой мантии • Эффект Дульсинеи • Эффект Йетса • Эффект неуловимого Джо • Эффект Светлячка |
---|
Законы | Алгоритм сортировки зла • Алгоритм сортировки смертности • Бог любит троицу • Власть — это сила vs Главный — не значит сильный • Волшебные законы физики • Закон Годвина для путешествий во времени • Закон Джона • Закон злодейской смены стороны • Закон об оружии в фэнтези • Закон обратной отдачи • Закон Осмозиса Джонса • Закон По • Закон подозрительной щедрости в видеоиграх • Закон сохранения деталей • Закон сохранения ниндзюцу vs Сила толпы • Законы роботехники • Ирония отставки • Молитвы — пища богов • Не убий • Правила злого властелина (Оригинал • Кодекс • Правила дракона • Правила грамотного драконоборца) • Правило 34 • Правило 63 • Правило 85 • Правило драмы • Правило крутизны • Правило прикольности • Принцип меньшего зла • Принцип наилучшего развития событий • Скупой платит дважды • Уровень некомпетентности |
---|
Явления | • Адская косметология/Каннибальское бессмертие • Ангст? Какой ангст? • А вот и я! • А он вовсе не такой! • А он там был один такой (Теперь они там все такие • Раса из одного) • Аура невидимости • Ахиллесова пята (Ахиллесова фигня • Бэкдор) • Бегство от зверя • Бегство от зомби • Безумная клёвость • Бесконечный запас крови • Бесконечный источник ресурсов • Бескровная резня • Бесполезный огнестрел (Огнемёты — это отстой)/Полезный огнестрел/Огнестрел — это страшно • Бессменный телохранитель • Бессонница • Бешеный гнев • Биохимических барьеров не существует (Разум превыше биохимии vs Против биохимии не попрёшь) • Бой за скамейку • Боливар не вынесет двоих • Быстрее, чем кажется • Вам террористы, нам партизаны • Вас здесь не стояло! • Вежливость — признак слабости • Вербальный тик • Верность до конца • Вечная загадка (Жёлтый теннисный мяч • Каждому своя разгадка) • Вечное полнолуние • Вирус ненависти • Вирусное превращение • В каждой бочке затычка • Внутри больше, чем снаружи • В общем, все умерли • Воздушное ясновидение • Враг силён твоим страхом • Враг — это честь • Всесокрушающий против несокрушимого • Въевшаяся привычка (Вербальный тик • Характерный тик) • Гамбургский счет • Героическая сила воли • Героическое упорство • Гештальт • Главная тайна • Глупый пароль • Говорит сам с собой • Голливудское Вуду • Голоса в голове • Голубой экран смерти • Горизонт отчаяния • Двойная жизнь (Ночная жизнь) • Декоративные сиськи • Деньги — фетиш • Детская неуязвимость • Джаггернаут • Джва года ждут • Дискриминация убийц • Доигрался в кошки-мышки • Дом разделённый • Допустимая жанровая условность • Дофига миров • Дыхание Дарта Вейдера • Её зовут Вера • Жанровая слепота • Жанровая смекалка (Спасительное знание преданий) • Жанровая ошибка • Жестокость во благо vs Жестокое милосердие • Зависть • Закадровое гуро • Замороженное время • Запрет на ГМО • Запрет на трансгуманизм • Зашкаливающее самомнение (Комплекс бога vs Я не бог) • Земля дрожит от шагов • И всё-таки они друг друга любят… • Игра в снежки • Избыточный физиологизм • И он может улыбаться vs Не умеет смеяться • Иное время • Ирония судьбы • Исчез в клубах логики vs Вера — это сила • Карманная вселенная • Кармическая справедливость • Катастрофа, но не беда • Колотить по клавиатуре • Комплекс Пиноккио • Красивый — не значит хороший/Красивый — значит хороший • Красное Кольцо Смерти • Красота остаётся незапятнанной • Кровожадное мироздание • Кровь фонтаном • К этому привыкаешь • Легенды преувеличивают • Ловушка для любопытных (Нельзя, но очень хочется) • Ловушка для сердобольных • Луковые слёзы • Любит прикосновения • Маклаудство • Мастерство длинной руки • Меня боялся сам Флинт • Миллионы — это статистика • Минувшие приключения • Мины издают звук перед взрывом • Могущество (говорит басом, даёт эхо, левитирует, светится) • Момент губастого аллигатора (Неуместный Сталин vs Бревно Ильича) • Морда кирпичом • Моральный тупик • Мультикилл • На лицо ужасные, добрые внутри • Наплечный симпозиум/Головной симпозиум • Нарушитель личного пространства • Начальник куда пошлют • Не было гвоздя • Не в деньгах счастье • Неверие с броском • Не команда • Не любит прикосновений • Не отбрасывает тени • Неправедно нажитое впрок не идёт • Неладно скроен, но крепко сшит • Ненавидит праздник • Неправдоподобно убедительная маскировка (Слышишь, мы кошки) • Нет антагониста • Неуловимый Джо • Неуместный инвалид • Нечаянное пророчество • Нечеловеческая мимика • Нечеловеческая психология • Обнять и плакать • Образ врага • Одним миром мазаны • Одномерное мышление • Односторонне невыносимые условия • Одностороннее соперничество • Ожидалочка • Они живые! • Опошленная ситуация • Оральная фиксация • Орлангур • Остерегайтесь (глупых • добрых • тихих) • Особая примета • Отказ от страстей • Отсутствие эмпатии • Отчаянное желание внимания • Отчаянное желание привязанности • Передозировка милоты • Передозировка эликсира молодости • Перекачаешься — лопнешь • Пленных не обыскивают • Плоская Земля • Плохие эльфы • Победа скучна • Повадился кувшин по воду ходить • По нарастающей • Популярное заблуждение (Историю пишут победители • Цитата-бастард) • Поцеловать ногу • Почерки (Почерк врача, Как курица лапой, Пишет печатными буквами, Каллиграфический почерк) • Праздник непослушания/Судная ночь • Превращение в змею помогает • Предатель как бы намекает • Принцессы не какают • Принять оскорбление как комплимент • Проблема доверия • Проблемы с коммуникацией убивают (Недопонимание) • Проверенное временем • Проверка на вшивость (Докажи, что ты злодей) • Прозрение равносильно освобождению • Против биохимии не попрешь • Профессиональный риск ментора • Профессиональный риск напарника • Психиатрия — это страшно • Психическое кровотечение • ПТСР • Публика — сволочь • Пугать крокодилов • Пустая оболочка • Путь наверх (Легкая карьера) • Пятое колесо в телеге • Радиопереговоры для атмосферы • Развращающий артефакт • Реклама (ACME • Бленд-нейм • Обычный порошок • Реклама влияет на сюжет • Скрытая реклама) • Ремонт пинком и такой-то матерью (Лечение через удар) • Саймон говорит • С мануалом на коленях • Самосбывающееся пророчество • Самоубийственная самоуверенность • Сверхвыносливость • Секретный суперудар • Серийные образцы никуда не годятся • Сидеть на пианино • Сила — это плохо • Символика сторон света • Синдром Бога • Синдром Болванщика • Сказку сделать былью • Слезогонка (Улыбка сквозь слёзы) vs. Душегрейка • Слёзы творят чудеса • Слишком часто извиняется • Словесная провокация • Случайное попадание • Средство борьбы с героем • Стеклоломный звук • Стиль дурака • Странные вещи на фотографии • Страховка героя • Сюжетная способность • Так плохо, что уже хорошо • Там, где нас нет • Техника безопасности • Туше́ • Трагическая импульсивность • Трагический момент из детства • Ты волшебник, Гарри! • Тюрьма развивает • Убей их всех • Универсальное решение проблем • Унылая (непобедимость • успешность) • Ускоренное обучение • Фантастический расизм (Мы для них животные! • Человек — это звучит жутко) vs Фантастический интернационализм • Фатальная слабость • Фрейдистское трио (три лика Гекаты/три лика Адама) • Халява не впрок • Хлипкие верёвки, слабые замки • Холодная ярость • Хочу быть нормальным • Хрупкая утопия • Хэппи-энд нужно заслужить • Цветовой дресс-код • Цепь оверпауэра • Цепь случайных совпадений • Чего нет, то не отнять • Чем старше, тем лучше • Честь прежде разума • Чудесное обучение языку • Чуждая геометрия • Чужое небо • Шлем — это не круто • Шрамы навсегда • Экипаж (Минимальный • Чрезмерно раздутый) • Это не луна! • Яблоко от яблони далеко падает/Конфликт поколений • Я и мой воин/Я и мой призыватель/Я и моя армия/Я и моя турель |
---|
Неволя | Брать живым • Вождь краснокожих • Дева в беде (Кража невесты)/Парень в беде • Тюрьма — дом родной • Мешок на голове/Связали и заткнули (Привязан к кровати) • Побег (Выгнан из плена • Хлипкие верёвки, слабые замки) • Попасть в плен (Добровольное пленение • Похищение • Похищение инопланетянами) • Рабство (Герой — раб • Добрый рабовладелец/Даровать вольную vs Жестокий рабовладелец vs Аболиционист • Работорговец • Рабский ошейник • Рынок рабов) • Тюремщик • Тюрьма развивает • Умер свободным
Темница сырая: Азкабан • Каземат • Персональная тюрьма • Планета-тюрьма • Тюремная зона
Добровольная неволя: В тюрьме — как на свободе • Защищать свою тюрьму • Не бедный раб • Раса слуг • Собачье послушание • Стокгольмский синдром • Шея мёрзнет без ошейника |
---|
Жанровые условности | Анатомия свинки Пеппы • Взрывы в космосе • Графическое выделение • Киношная биология (Африканская кукабара • Безобидная рана vs Неубедительно смертельная рана • Сотряс – не простатит, за часок пролетит • Тупые предметы не опасны • Увёртливые внутренние органы • Хищный зверь) • Мультяшная физика • Мультяшные точечные глаза • Неизменяемый ландшафт • Несоответствие масштаба • Под водой — как над водой • Пуленепробиваемый картон • Четыре пальца |
---|
Вражда | Враги в рогатых шлемах • Враг мой vs Заклятый враг • Достойный противник • Дружба, закалённая в огне • Дружба начинается с поражения • Закадычные враги vs Заклятые друзья |
---|
Двойники | Близнецы меняются местами • Два тебя • Доппельгангер • Злой двойник • Кванк • Клон (Дефектный клон)
Не двойники: Мастер маскировки • Метаморф (Предпочтительная форма) (Оборотень • Анимаг) • Мистер Хайд • Под прикрытием • Подменыш • По следам себя любимого • Раздвоение личности • Самозванец |
---|
Мета-явления | Художественная камасутра: Есть отдельный шаблон
Художественный медсправочник: Синдром внезапной смерти в сиквеле • Синдром Дарта Вейдера • Синдром Кларка Кента • Синдром Лайки • Синдром Мэри Поппинс • Синдром Рубинского • Синдром хронического героизма • Синдром штурмовика • Синдром Элджернона
Чеховские приёмы– см. в отдельном перечне
Басня (Без связи * Зелёная • Злая • Красная • Лицемерная • Неудачная • Неудобная • Понята неправильно • Псевдобасня • Увесистая • Фантастическая • Это не басня!) • Вывих мозга (Безумная тролльская логика) • Грызть реквизит (Доить гигантскую корову/Безумная мимика • ЭТО! СПАРТА!/Перейти на КРИК) vs Читать, как пономарь • Знают именно за это (Музыкальный символ • Ходячий мем) • МТА/МТХ • Моральный закон природы • Никто не смотрит Шекспира (Гомер немного предсказуем) • Ошибка позиционирования • Очучеливание • Подавление недоверия • Просочиться в канон (Мем просочился в канон) • Украсть шоу • Фрейд был прав • Чудо одной сцены • Эффект альфы • Чудо одного трека • Шоковая терапия |
---|
Парадоксы | Не думай о белом медведе • Парадокс корабля Тесея |
---|
Переборы | Такой серьезный, что уже смешно • Такой крутой, что уже смешно • Так грубо, что уже смешно • Так мрачно, что уже пофиг • Такой мрачный, что уже смешно • Так неостроумно, что уже смешно • Так страшно, что уже смешно • Одноногая собачка • Пересластить пилюлю • Шоковая терапия |
---|
← | Штамп • Основы |
---|