Магократия

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« …стоп, а почему миром не правят эти самые маги? Да они должны просто притягивать власть! »
— Джордж Мартин и куча людей до него
Архимаг Ронин, правитель Даларана

Магократия — государственное устройство, при котором во главе государства стоит маг или совет магов. Понятие появилось в ролевой игре Dungeons & Dragons и образовано по принципу латинизированных наименований государственных строев: демократия, теократия и т. п. с корнем «кратос» («правящая власть»). Один из штампов мира фэнтези.

Гай Юлий Цезарь в «Записках о Галльской войне» описывал друидов как правителей галлов — волшебников, лекарей, судей, пророков и прорицателей, которые с помощью магии и жертвоприношений (в том числе человеческих, но подобное применялось только в исключительных случаях) могли влиять на исход будущих битв.

Примеры

Штампы

Литература

Русскоязычная

  • В цикле Вадима Панова «Тайный город» на территории Москвы существует магический мир, управляемый тремя Великими Домами. Существование магического города держится в секрете, чтобы люди не уничтожили последних магов.
  • В Дозорном цикле Лукьяненко волшебники подчиняются Дневному и Ночному дозорам, а также нейтральной Инквизиции. Цель этих организаций — сохранение баланса и недопущение новой войны. Дозоры и Инквизиция представляют собой надгосударственные структуры, управляющие магической жизнью планеты.
  • Мельинская империя, фактически управляемая семью Орденами Магов Радуги, в книге Перумова «Алмазный меч, деревянный меч».
  • Метавселенная Рудазова
    • «Архимаг» — магократией является государство находящееся в мире Рари — Серая Земля. Главным органом управления страной является Совет Двенадцати — несколько наиболее могущественных колдунов страны. Остальные колдуны занимают нишу дворянства — имеют право владеть землёй и получать доход с крестьян, все высшие религиозные, полицейские, военные и административные должности также занимают они. С управлением страной и социальной сферой они справляются очень плохо.
      • Ну как сказать плохо… Не хуже любой другой аристократии, цепляющейся за освящённые веками привилегии. Но когда к власти приходит неравнодушный чужак вроде Кубоха Закатонца или Ванессы Внезапной, внезапно оказывается, что не так уж эти привилегии тверды и незыблемы, и полтора десятка лет жизни без них уже кажутся современникам золотым (ладно, за неимением на Рари золота — серебряным) веком.
      • Объективно проблема заключается в том, что люди, которые должны управлять страной, вынуждены получать магическое образование, зачастую имеющее весьма отдалённую связь с их будущей сферой политико-социальной деятельности. Ладно, Тибалорд Каменная Стена и Ригеллион Одноглазый — счастливые исключения. Последний — боевой маг и по совместительству маршал, первый просто получил два образования: магическое и военное. Но это, похоже — счастливые исключения. Так, Маркаттабок Безмозглый получил генеральские погоны только благодаря своему искусству некроманта. Его познания в военном деле — на уровне плинтуса. Зато Кайкедрал Мусор, способный экономист, был вынужден совершенствоваться в магии только ради получения соответствующего статуса; колдовство как таковое он не очень любит.
      • Беда ещё и в том, что право сильного закреплено в Серой Земле законодательно: если высший плащ убил низшего (и тем более сиволапого «гречку»), то он был в своём праве, а если низший высшего — значит, так тому и надо, а победитель заслуживает более высокого плаща.
    • «Апофеоз» — Парифатская Республика и в особенности Империя. Магократия здорового человека, распространившая по всей планете (суперземле величиной с Нептун) развитой манапанк, поставившая раком вампиров и драконов, достойно противостоявшая титанам и демонам Паргорона. Если бы в определённый момент Колдующим Императором не стал Громорокатран, сейчас парифатцы могли бы летать к звёздам и ходить за Кромку, как в соседнюю комнату.
  • «Чёрная стена» и «Клятва Крысиного короля» Леонида Кудрявцева — государственное устройство можно назвать абсолютной магократией.
    • Впрочем, в данном случае, похоже, каких-либо правил просто нет. Великие маги правят просто потому, что сильнее их в мире нет никого, и в устанавливающих формальный приоритет обладателей магии законах не нуждаются. Если кто-то сможет свергнуть такого мага — едва ли будут разбираться, как ему это удалось.
  • В цикле «Жёлтый меч» Суворкиной на всех планетах Анлиона с централизованной властью правит либо единолично великий маг, либо же совет магов.
  • «Хроники странного королевства» Панкеевой. Конвент Архимагистров — собрание старших придворных магов, по совместительству воспитателей нескольких поколений королевских детей, — давно и прочно захватил власть над материком, что заметили и проницательный Шеллар и его хитроумная бабушка. Маги управляют воспитанием королевских детей с младенчества, присутствуют при родах, и почтение к наставнику или наставнице внушается будущим венценосцам на уровне инстинкта. Маги ввели институт королевского воспитания, благодаря которому излишне глупых, беспринципных или жестоких наследников можно на законном основании и без излишней жестокости лишить права наследования. Aгрессивные, слабовольные или пьяные короли иногда возникают, но их нужно лишь переждать, а следующее поколение (под опекой и наблюдением того самого наставника), продолжит стабильный курс.
    • Впрочем, при Шелларе маги (как и все остальные) у него на побегушках, собственного мнения не имеют.
    • Имеют, и очень даже высказывают. Другое дело, что с Шелларом это не помогает. С другой стороны, его инициатива по созданию Корпуса боевых магов — явная попытка поставить хотя бы часть магов под контроль государства.
    • По словам самых старших магов, до битвы со Скарроном маги в политику особо не лезли, а высшим органом их власти был совет Глав Школ (сохранившийся до времени действия книг, но участия в них почти не принимающий). После известных событий, волшебники почувствовали необходимость «держать руку на пульсе» и учредили тот самый Конвент, направляющий геополитику континента в нужное им русло.
    • Тут скорее не чистый сабж, а система сдержек и противовесов. Маги присматривают за королями, короли присматривают за магами. За некоторыми особенно.
  • «Время меча» Юрия Нестеренко — весь мир в эпоху, когда магия была сильна. Поскольку маги были слишком сильны, чтобы кто-либо (в том числе и отдельные отщепенцы из их же среды, отвергавшие корпоративную этику) мог им противостоять, вершин в магическом искусстве достигали лишь мудрейшие и свободные от страстей, а могущество их позволяло решать практически любые естественные проблемы, это было время мира и процветания — но в то же время полного застоя и тотального контроля магов над всеми остальными. Попытки выйти из-под этого контроля (скажем, с помощью науки) подавлялись вплоть до уничтожения целой страны. Ради всеобщего блага, разумеется.
    • Его же «Лекарство от любви». Формально во главе Империи стоит император и его министры (и на всех писаных законах и распоряжениях стоят их подписи), но фактически всем заправляет Светлый Совет имперских магов.
  • Михаил Успенский, «Приключения Жихаря» — Драбадан. Пополам с республикой: страну колдунов возглавляет Всем Злым Делам Начальник, избираемый раз в год Советом Нечестивых.
  • «Не время для драконов» — стихийные кланы (в их землях проживают не только маги) управляются магами первого ранга (правда огненный клан теряет своего предводителя, так что приходится подчиняться неопытному магу второго ранга). То же самое касается и кошачьего клана.
  • Анатолий Дубровный, «Листик. Дочь дракона» (и продолжения) — с сильно прикрученным фитильком — да, королевством Зелия правит маг Миллисента, да — этот мир, по мнению совета дракланов принадлежит одной из них Листику , а даже самый слабый драклан — значительно сильнее человеческих магов а ведь у них и наука есть, вспоминаем чем лаборатория Тайши занималась и реально драклан может взять планету под контроль. Но… не раз подсвечено что королева часто занята другими делами а управление на канцлере.
  • Вадим Проскурин «Мифриловый крест» — в параллельном мире вся власть у Церкви. Почему троп? А потому что Вера и Слово имеет значение. Очень многие церковники — боевые маги. Нет, Россией правит Император но вот на прямой вопрос ГГ, раз любой монах может принудить к сексу кого угодно то можно ли императрицу…вызывает долгое обсуждение. При этом сделать одну из своих вампиром для эксперимента и кормить смердами — а вполне нормально. Эксперимент показал отсутствие существенных преимуществ? Ну так и что, будем дальше кормить. ГГ решил сам попробовать? Предупредим и распорядимся о поставках. Не соседний троп потому что вообщем то конкретная религия — не имеет особого значения.
  • Сергей Садов, «Преодоление» — Алкена целиком, нет — всякие императоры с герцогами есть…магам так удобнее (а народу удобнее — что в крайнем случае можно попросить справедливого суда). Вот только маг, даже не подготовленный как войн, может все что угодно с обычным человеком сделать и это законно (за некоторыми исключениями). И делают. И ничего этому не противопоставить. Если же это паладин с подготовкой и война тоже… это вообще армия из одного человека. Цена? Прогресса попросту — нет. Был Дом Интерфекторов, кто кроме всего прочего занимались серьезными научными разработками — так уничтожили (официально — за то что они еще и убийцами работали, реально просто испугались что даже Интерфектору со слабым магрезервом сильный маг противостоять не может). В фанфике-продолжении Геннадия Ищенко «Третий путь» — с одной стороны в состав одного из Домов вошли обычные люди с Земли (правда с активированным источником и кучей боевых амулетов, ну да — они не могут сами управлять магией но амулеты на что?) а через несколько столетий — тотальная магократия, не-маги не имеют никакой власти потому что не-магов просто нет, инициируют как магов и учат вообще ВСЕХ детей

На других языках

  • Империя Арнес со столицей в Алом Лондоне из серии «Оттенки волшебства» Виктории Шваб. В принципе, в мире-помойке Белого Лондона тоже.
  • Во вселенной Гарри Поттера волшебники в каждой стране подчиняются Министерству Магии, управляемому избираемым министром. Министерство пришло на смену древнему Совету волшебников.
  • В Хайборийскую эру Стигией правили тёмные маги-жрецы, а Гипербореей — некроманты.
    • «Алая Цитадель» — маг Тзота-Ланти является фактическим правителем Кофа. А если король Кофа скажет что-то наперекор, Тзота пускает ему пыль в глаза. Магически модифицированную пыль, вызывающую БОЛИ.
  • Красные Волшебники (Red Wizards) из Forgotten Realms, сеттинга Dungeons & Dragons являются правителями в далёком Тэе. Всюду суют свой нос, поскольку ищут как различные выгоды для себя, так и для расширения влияния Тэя. Типичный вид Красного Волшебника — худой, хмурый мужик в красном балахоне и татуировкой на лысом черепе.
  • Британская империя в трилогии Бартимеуса (авторства Джонатана Страуда) — классический и очень тёмный пример, списанный с современной Страуду России.
  • «Легенды Этшара» — гильдия Визардов в политику не лезет и предпочитает действовать закулисно, а вот варлок Вонд отгрохал огромную Империю имени самого себя. Впоследствии гильдия Визардов постаралась негласно запретить и искоренить Варлоков (первая их попытка искоренить Варлоков провалилась).
  • «Кодекс Алеры» — государство представляет симбиоз магократии, древнеримского государства и феодализма. Страной правит Первый Лорд, а на местах Лорды и Графы. Однако стать гражданином, а уж тем более аристократом может только наделённый магическим талантом человек. Но магия передаётся от родителей детям, постепенно увеличиваясь, так что и рода аристократов, а уж тем более Верховных Лордов обладают огромной силой, так как на протяжении тысячелетий увеличивали своё могущество.
  • «Сага о ведьмаке» — магички создали тайное правительство с феминистическим уклоном для манипуляции «магловскими» правителями. А фактическое управление династиями шло уже задолго до создания Ложи: "Они такое уже делали. Возводили на троны кого хотели, по собственному желанию конструировали союзы и династии, которые были им удобны и выгодны".
  • «Земной Круг» — большинство только догадывается, кто же на самом деле управляет Союзом и Гуркхулом, хотя маги не очень то и скрываются.
  • «Чернокнижник в мире магов» — какой бы уголок мира не брался для рассмотрения, править там будут наиболее сильные маги или магические существа сходной силы. Становление же магом является пределом мечтаний для 90 % простых людей. Оставшийся процент — это одаренные в магическом плане отпрыски богатых семей, с состоявшимися магами в роду, с поддержкой которых, сомнений в успешности «прорыва» неофита практически нет. Обычные люди же для магов не более, чем форма полезного скота. Самый слабый, но полноценный маг — выше любого человеческого короля, если того не поддерживают другие маги. У магов своя валюта, свои сферы влияния и своя иерархия, рядом с которыми человеческие — как возня насекомых.
    • Описанное выше верно сугубо для полноправных официальных магов. А вот подмастерья, которые сотнями каждый год покидают академии в поисках пути к сокровенному статусу, очень даже нуждаются в людской валюте, работают на местных властителей и вполне могут помереть от избытка железа в организме.
  • Саймон Грин, «Оуэн Дезсталкер» и «Сумерки Империи» — аверсия. Туманный мир, единственная свободная от власти Империи людская планета, остается таковой во многом благодаря экстрасенсам, сбегающимся туда в огромных количествах из Империи, где их держат за рабов. Экстрасенсов уважают и побаиваются, но власть на планете принадлежит, вопреки ожиданиям, не им.
  • Пирс Энтони, «Ксанф» — какой-то магический талант есть у любого жителя, но правителем может быть лишь маг выдающегося могущества — Волшебник.
    • С фитильком, ибо до войны с Конюхом существовал ещё и гендерный ценз. Волшебница Ирис, при всём своём могуществе, смогла получить корону даже на фоне отсутствия других бесспорных претендентов только через брак.
  • E. William Brown, «цикл о Daniel Black» — с прикрученным фитильком, маги — сильны и независимы но центральной власти Varmland’а подчиняются, ну — когда есть связь. В том числе и потому что аристократию — учили именно воевать а возможности магов все же ограниченны, в том числе — нехваткой маны. А еще — была Атлантида — вот там, троп в полный рост но — уничтожена. Богами. За все хорошее. Проблем с маной у атлантов не было.
  • Терри Гудкайнд, «Меч Истины» — педаль в пол. Д’Харой правит Магистр Рал — потомственный маг. Срединными Землями правит Мать-Исповедница — тоже потомственный носитель магии. До неё правил возглавляемый Первым Волшебником Совет (снова магов). Орден… ну, тут всё сложнее. Тем не менее, реально во главе Ордена стоят, опять же, носители магии: колдун Нарев и сноходец Джегань. Наконец, император Сулакан, как это ни странно, тоже является магом.

Сетевая

  • Империя в «Мече Добра» Юдковски формально абсолютистская, управляется наследным Императором, опирающимся на благородные Дома, из представителей которых он назначает своих наместников и чиновников. Но все эти благородные особы — от Императора до самого захудалого лорда — ничего серьёзного не делают без одобрения волшебников или по крайней мере без совета с ними. Поэтому можно сказать, что в Империи — магократия с прикрученным фитильком.
  • Республика Арканиэль в «Анифарском рассвете» Ильи Гутмана. Государство, населённое одними магами, спасшимися от магофобии. СФК Израиля.
  • Павел Сормов, «Летняя вьюга» и «Цинк Пандоры» — как называется строй, когда на Земле формируется параллельная структура власти из фей (и это — официальный термин), под руководством Пятнадцати Первых. Обычные власти либо не могут делать ничего либо договариваться со своими региональными фрактами (с переменным успехом). Троп? Может быть, и героям не раз об этом намекают. Вот только это соседний троп, замаскированный под этот. А если еще вспомнить чем раньше кандидатки в феи занимались в обычной жизни…большинство - либо учились и не гуманитарным дисциплинам либо уже работали по специальности, и не без успеха.

Кино

  • «Подземелье драконов» — население делится на магов-аристократов, в чьих руках сконцентрирована власть, и простолюдинов, не владеющих магией.
  • Ситхи во вселенной «Звёздных войн» по сути — классические тёмные маги. Так что многочисленные империи ситхов вполне попадают под данный троп.
    • До введения моратория на занятие джедаями высших государственных постов в Республике и она бывала магократией под управлением джедая-канцлера.

Мультсериалы

  • «Аладдин» — Страна Чёрных Песков возглавляется некромантом Мозенратом.
  • «Аватар: Легенда об Аанге» — правители всех стран, солдаты народа огня, целители народа воды и многие другие поголовно являются магами.
    • Тут, не все так однозначно: однозначный сабж только в Стране Огня и то неясно, было ли так изначально или же началось с Созина. В Южном племени Воды — однозначная аверсия. В Северном племени Воды и царстве Земли — возможно, но не гарантировано, во всяком случае Куэй явных способностей не показывает.
  • «Легенда о Корре» — власть по-прежнему в руках магов, что и привело к восстанию уравнителей в 1-ом сезоне.

Аниме, манга и ранобэ

  • Zero no Tsukaima — педаль в пол: правящий класс фэнтезийного мира, в который попал главный герой — это именно маги. Более того, слово маг здесь — синоним дворянина. Простолюдинами называют как раз тех, кто магией не обладает.
  • Mashle – величайшие волшебники именуются божественными провидцами и стоят во главе общества. Именно первый божественный провидец Адам Джобс объединил все страны мира под своей властью и привёл к созданию магократического строя.

Видеоигры

  • Might and Magic:
    • 7 часть. Дейя, Браккада, Нигон. Соответственно, некроманты, волшебники, чернокнижники. Хармондейл, если герои будут магами.
    • 8 часть. Некроманты и клирики света — чистейшие магократы, причём клирики ещё и теократы, а некроманты — нигилисты.
    • В серии стратегий HoMM 3 добавилось Сопряжение из элементалей и фей.
  • Великий Дом Тельванни в Morrowind — дом магов тёмных эльфов, управляющий своими землями с помощью феодально-анархической вольничной магократии.
  • Империя Тевинтер в Dragon Age — некогда величайшая империя в Тедасе, управляемая архонтом и советом магистров.
    • А так же уничтоженная Тевинтером империя Элвенан, которой правили очень могущественные маги Эванурисы, причем их почитали как богов.
  • Город Даларан во вселенной Warcraft тоже может быть примером магократии. Городом управляет Совет Шести, состоящий из высших иерархов Кирин Тора, организации магов Даларана. Кирин Тор — самая могущественная магическая школа Азерота. Однако маги в сеттинге поголовно добрые и не претендуют на власть за пределами своего круга (на самом деле претендуют — «как наделать много бед, знает доктор Кел-Тузед», но у магов со времён первых неприятностей с набежавшими демонами работает специальная разгребающая косяки организация — Хранители Тирисфаля). Кроме того, фактически магократией является государство наг, магократической монархией являлся Кель-Талас (плюс правителю «помогает» совет Серебряной Луны, состоящий тоже из магов), общество калдореев управляется то жрицами Элуны в более-менее мирное время, то ещё и друидами при наступлении ахтунга, и многие другие ребята возглавляются вполне себе магами — всех не перечесть.
    • Да и Орда времён первой войны тоже была де-факто магократией, так как Чернорук был марионеткой колдуна Гул’дана и Теневого совета. То же самое можно сказать и про Орду времён правления Тралла, так как он является шаманом и владеет природной магией.
  • Gothic — маги являются правящим классом, а заодно и духовенством. Магами являются и короли, Робар и Зубен.
    • Gothic 1: в Старом и Новом лагерях маги играют хоть и важную, но отнюдь не главенствующую роль — они заняты своими исследованиями и практически не принимают участия в управлении. В Болотном Лагере троп отыгрывается в чистом виде: гуру — все поголовно маги, кроме лидера паладинов Кор Ангара.
  • Аллоды: правителем каждого острова-аллода является Великий Маг, способный этот остров защитить от растворения в астрале.

Настольные игры

  • Dungeons and Dragons — Тэй из сеттинга Forgotten Realms.
    • А также Рашеман под властью ведьм-хатран, Унтер после падения, южный Халруаа с нетерильским наследием, и, собственно, сам древний Нетерил с его великими архимагами.
  • Франшиза об Индинесе (в том числе BattleCON и Pixel Tactics) — Техномагократия Виллат.
  • Битвы Fantasy — На Острове магов большая часть населения служит магам. Неожиданно, да?