Пушка Гаусса: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 1: Строка 1:
'''[[w:Пушка Гаусса|Пушка Гаусса]]''' один из вариантов [[Кинетическое оружие|кинетического оружия]], использующего для разгона снаряда электромагнитное поле. Если попроще — оружие, использующее для разгона снаряда электрический ток от розетки или аккумулятора вместо пороха в снарядах обычной артиллерии.
'''[[w:Пушка Гаусса|Пушка Гаусса]]''' — один из вариантов [[Кинетическое оружие|кинетического оружия]], использующего для разгона снаряда электромагнитное поле. Если попроще — оружие, использующее для разгона снаряда электрический ток от розетки или аккумулятора вместо пороха в снарядах обычной артиллерии, но при этом использующее не рельсы, а катушки.


В отличие от [[рельсотрон]]а в '''Пушке Гаусса''' более сложная система разгона снаряда. Поэтому, теоретически, пушка Гаусса может стрелять любыми предметами, способными взаимодействовать с магнитами, но из-за этого же на практике [[Круто и практично|эффективную]] пушку Гаусса сделать гораздо сложнее, чем рельсотрон.
В отличие от [[рельсотрон]]а в '''Пушке Гаусса''' более сложная система разгона снаряда. Поэтому, теоретически, пушка Гаусса может стрелять любыми предметами, способными взаимодействовать с магнитами, но из-за этого же на практике [[Круто и практично|эффективную]] пушку Гаусса сделать гораздо сложнее, чем рельсотрон.
Строка 8: Строка 8:


=== [[Комплексные франшизы]] ===
=== [[Комплексные франшизы]] ===
* [[S.T.A.L.K.E.R.]] что в книгах, что в играх весьма мощное оружие, источником питания для которого служат артефакты
* [[S.T.A.L.K.E.R.]] — что в книгах, что в играх весьма мощное оружие, источником питания для которого служат фрагменты артефакта «Вспышка». В «Тени Чернобыля» заявляется как бесшумное, что не соответствует реальности — в «Зове Припяти» бесшумность уже не упоминается. Зато там есть здоровенный стационарный вариант в лаборатории, которая испытывала «изделие 62».


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* Гарри Гаррисон, серия «Стальной крыса» — здесь ''гауссовка'' ручное оружие (как автомат или пистолет), более скорострельное, чем даже «оружие с реактивными патронами». При этом бесшумное и универсальное в плане выбора боеприпасов: «Может стрелять любыми снарядами, от отравленных иголок до разрывных пуль.»
* Гарри Гаррисон, серия «Стальной крыса» — здесь ''гауссовка'' — ручное оружие (как автомат или пистолет), более скорострельное, чем даже «оружие с реактивными патронами». При этом бесшумное и универсальное в плане выбора боеприпасов: «Может стрелять любыми снарядами, от отравленных иголок до разрывных пуль.»


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* [[Code Geass]] японские повстанцы используют крупнокалиберную самоходную (установленную на [[Меха|найтмеры]]) гаусс-пушку, приспособленную для стрельбы шрапнелью. До поры до времени успешно расстреливала пачками «Сазерленды» британской армии, пока их противником не стал экспериментальный «Ланселот».
* [[Code Geass]] — японские повстанцы используют крупнокалиберную самоходную (установленную на [[Меха|найтмеры]]) гаусс-пушку, приспособленную для стрельбы шрапнелью. До поры до времени успешно расстреливала пачками «Сазерленды» британской армии, пока их противником не стал экспериментальный «Ланселот».


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* [[Master of Orion]]
* [[Master of Orion]]
** Master of Orion I — здесь гаусс и масс-драйвер частично игнорируют щиты и наносят менее рандомный урон, чем излучатели (лазеры, бластеры, плазменные пушки и т. д.)
** Master of Orion I — здесь гаусс и масс-драйвер частично игнорируют щиты и наносят менее рандомный урон, чем излучатели (лазеры, бластеры, плазменные пушки и т. д.)
** Master of Orion II — здесь урон (не точность удара) гаусса и масс-драйвера не уменьшается от расстояния.'' Хотя по реалу этот урон очень сильно зависел бы от скорости кораблей относительно друг друга.''
** Master of Orion II — здесь урон (не точность удара) гаусса и масс-драйвера не уменьшается от расстояния.'' Хотя по реалу этот урон очень сильно зависел бы от скорости кораблей относительно друг друга.''
* [[Fallout/Fallout 2|Fallout 2]]: винтовка и пистолет Гаусса являются лучшим оружием в классе огнестрела, сочетая высокий урон, огромную дальнобойность и снаряды-иглы, прекрасно пробивающие броню и наносящие повышенный урон.
* [[Fallout/Fallout 2|Fallout 2]]: винтовка и пистолет Гаусса являются лучшим оружием в классе огнестрела, сочетая высокий урон, огромную дальнобойность и снаряды-иглы, прекрасно пробивающие броню и наносящие повышенный урон.
** В [[Fallout/Fallout_Tactics|Fallout Tactics]] к двум вышеназванным орудиям добавили ещё и [[многоствольный пулемёт]] Гаусса.
** В [[Fallout/Fallout Tactics|Fallout Tactics]] к двум вышеназванным орудиям добавили ещё и [[многоствольный пулемёт]] Гаусса.
** А вот в четвертой части гаусс-пушка — оружие весьма специфическое. С одной стороны, в наличии потрясающая смертоносность, но с другой — пониженная скорострельность, необходимость ненадолго задерживать палец на спусковом крючке, чтобы снаряд стал убойнее, а кроме того — повышенные требования к точности прицеливания. На основе гаусски можно собрать отличную снайперскую винтовку, но на близких дистанциях и против множества врагов она полностью бесполезна.
** А вот в четвертой части гаусс-пушка — оружие весьма специфическое. С одной стороны, в наличии потрясающая смертоносность, но с другой — пониженная скорострельность, необходимость ненадолго задерживать палец на спусковом крючке, чтобы снаряд стал убойнее, а кроме того — повышенные требования к точности прицеливания. На основе гаусски можно собрать отличную снайперскую винтовку, но на близких дистанциях и против множества врагов она полностью бесполезна.
*** Если только не сделать максимально облегченный пистолет и не стрелять в VATS. В этом режиме зарядки не требуется, а максимальная легкость конструкции здорово снижает цену выстрела, почти не влияя на убойность.
*** Если только не сделать максимально облегченный пистолет и не стрелять в VATS. В этом режиме зарядки не требуется, а максимальная легкость конструкции здорово снижает цену выстрела, почти не влияя на убойность.
* [[Crimsonland]] здесь выстрел из Гауссовки пробивает навылет всех врагов на линии огня, застревая лишь в самых живучих. Есть ещё варианты в виде дробовика и (во второй части) пулемёта.
* [[Crimsonland]] — здесь выстрел из Гауссовки пробивает навылет всех врагов на линии огня, застревая лишь в самых живучих. Есть ещё варианты в виде дробовика и (во второй части) пулемёта.
* [[Starcraft]] тоже один из символов игры, стандартное оружие морпехов и Джима Рейнора.
* [[Starcraft]] — тоже один из символов игры, стандартное оружие морпехов и Джима Рейнора.
* [[Mass Effect]] половина оружия построено на принципе сабжа, вторая половина — на принципе [[рельсотрон]]а. Тонкостью является то, что местный волшебный порошок — нулевой элемент — при подаче на него тока различной полярности уменьшал или увеличивал массу объектов, что и создавало эффект массы, местную сюжетную фишку. В оружии в качестве обоймы используются металлические болванки, от которых постепенно отрезаются маленькие кусочки, после чего им полем эффекта массы снижают эту самую массу почти до нуля и разгоняют эти пульки до достаточно высоких скоростей. В итоге всё оружие в первой части имело бесконечный боезапас, а во второй\третьей частях добавили ручную вундервафлю атомного масштаба с говорящим названием «Каин» — она, по сюжету, 25-граммовую гайку выплёвывала на скорости 5 км/сек, что хватало для организации грибовидного взрыва. Но и это не предел. Космические дредноуты Альянса выплёвывают 20-килограммовые снаряды на скорости в 4000 км/сек (1.3 % от скорости света), что при столкновении с мирно пролетающей планетой или кораблём вызовет бум в 38-килотонном эквиваленте — это в откровенно пародийном варианте разъясняет сержант двум новобранцам при первом посещении Цитадели во второй части трилогии.
* [[Mass Effect]] — половина оружия построено на принципе сабжа, вторая половина — на принципе [[рельсотрон]]а. Тонкостью является то, что местный волшебный порошок — нулевой элемент — при подаче на него тока различной полярности уменьшал или увеличивал массу объектов, что и создавало эффект массы, местную сюжетную фишку. В оружии в качестве обоймы используются металлические болванки, от которых постепенно отрезаются маленькие кусочки, после чего им полем эффекта массы снижают эту самую массу почти до нуля и разгоняют эти пульки до достаточно высоких скоростей. В итоге всё оружие в первой части имело бесконечный боезапас, а во второй\третьей частях добавили ручную вундервафлю атомного масштаба с говорящим названием «Каин» — она, по сюжету, 25-граммовую гайку выплёвывала на скорости 5 км/сек, что хватало для организации грибовидного взрыва. Но и это не предел. Космические дредноуты Альянса выплёвывают 20-килограммовые снаряды на скорости в 4000 км/сек (1.% от скорости света), что при столкновении с мирно пролетающей планетой или кораблём вызовет бум в 38-килотонном эквиваленте — это в откровенно пародийном варианте разъясняет сержант двум новобранцам при первом посещении Цитадели во второй части трилогии.
* [[Doom#Doom 4/DOOM (2016)|DOOM (2016)]] первая игра из всей серии, в которой появляется это оружие.
* [[Doom#Doom 4/DOOM (2016)|DOOM (2016)]] — первая игра из всей серии, в которой появляется это оружие. Вернее, ''называется'' оно «пушка Гаусса», но по факту это плазменный [[рельсотрон]], выглядящий как щипцы для колки орехов.
* В [[Sword of the Stars]] все кинетические орудия используют этот принцип. Калибр варьируется от скорострельных зениток до огромных осадных орудий, по сути являющихся магнитными ускорителями размером с линкор, к которым присобачены рубка и двигатель. Используется по большей части для орбитальной бомбардировки планеты металлическими астероидами. Двух-трёх попаданий обычно хватает, чтобы уничтожить как население планеты, так и биосферу, делающую планету пригодной для жизни. Ещё любопытны ударники (impactors) крупнокалиберные орудия, стреляющие строго по курсу и обладающие огромной дальностью.
* В [[Sword of the Stars]] все кинетические орудия используют этот принцип. Калибр варьируется от скорострельных зениток до огромных осадных орудий, по сути являющихся магнитными ускорителями размером с линкор, к которым присобачены рубка и двигатель. Используется по большей части для орбитальной бомбардировки планеты металлическими астероидами. Двух-трёх попаданий обычно хватает, чтобы уничтожить как население планеты, так и биосферу, делающую планету пригодной для жизни. Ещё любопытны ударники (impactors) — крупнокалиберные орудия, стреляющие строго по курсу и обладающие огромной дальностью.
* [[Sins of a Solar Empire]] оборонительные турели ТВК представляют из себя гаусс-пушки. Гауссовым рельсотроном оборудован линкор той же фракции «Кол», но это [[не в ладах с технологией|незнание технологий]], так как по принципу работы рельсотрон и гаусс-пушка сильно отличаются друг от друга.
* [[Sins of a Solar Empire]] — оборонительные турели ТВК представляют из себя гаусс-пушки. Гауссовым рельсотроном оборудован линкор той же фракции «Кол», но это [[не в ладах с технологией|незнание технологий]], так как по принципу работы рельсотрон и гаусс-пушка сильно отличаются друг от друга.
* Crysis одно из мощнейших орудий в игре, незаменима в схватке с главным боссом.
* [[Crysis]] — одно из мощнейших орудий в игре, незаменима в схватке с главным боссом.
* [[Механоиды]] безоткатная пушка. Электромагнитное орудие, слишком круглое чтобы быть рельсотроном — не иначе, она. Впрочем, снаряд больше похож на луч, особенно в первой части, но виноват в этом, скорее всего, [[ад разработки]], в котором дизайн был без согласия с матчастью. Другую электромагнитную пушку ещё сильнее покорёжило.
* [[Механоиды]] — безоткатная пушка. Электромагнитное орудие, слишком круглое чтобы быть рельсотроном — не иначе, она. Впрочем, снаряд больше похож на луч, особенно в первой части, но виноват в этом, скорее всего, [[ад разработки]], в котором дизайн был без согласия с матчастью. Другую электромагнитную пушку ещё сильнее покорёжило.
* Command & Conquer - танки с гаусс-пушками и штурмовики в экзоскелетах с ручными версиями.
* [[Command & Conquer]] — танки с гаусс-пушками и штурмовики в экзоскелетах с ручными версиями.
* [[Cataclysm: Dark Days Ahead]] — таковая тут называется ''coilgun''. Также в форке Bright Nights есть кустарные гаусс-переделки для стволов огнестрельного оружия, повышающие урон, но по КПД сильно проигрывающие промышленно лазерному оружию.


=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===
* В [[Warhammer 40000]] так назван один из видов оружия некронов, но тут [[не в ладах с технологией|незнание технологий]], так как принципом действия значительно отличается от гаусс-пушек — лучом разогнанных частиц за мгновение буквально освежевают жертву, отрывая молекулы слой за слоем, а потом частицы затягиваются обратно в оружие.
* В [[Warhammer 40000]] так назван один из видов оружия некронов, но тут [[не в ладах с технологией|незнание технологий]], так как принципом действия значительно отличается от гаусс-пушек — лучом разогнанных частиц за мгновение буквально освежевают жертву, отрывая молекулы слой за слоем, а потом частицы затягиваются обратно в оружие.
** Не совсем так. Пушки, реакторы и прочие гаусс-чудеса некронов названы ни разу не в честь Карла Фридриха Гаусса. Однофамильцы, что тут сказать. Хотя на деле этот факт действительно является оправданием незнания матчасти, а во второй раз лор некронов переписывать лень было.
** Не совсем так. Пушки, реакторы и прочие гаусс-чудеса некронов названы ни разу не в честь Карла Фридриха Гаусса. Однофамильцы, что тут сказать. Хотя на деле этот факт действительно является оправданием незнания матчасти, а во второй раз лор некронов переписывать лень было.


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
* Создать пушку Гаусса можно и в реальности, что периодически делают различные любители. При этом стреляют такие агрегаты достаточно слабо и недалеко, так что в качестве оружия данные поделки неприменимы.  
* Создать пушку Гаусса можно и в реальности, что периодически делают различные любители. При этом стреляют такие агрегаты достаточно слабо и недалеко, так что в качестве оружия данные поделки неприменимы.
** Наглядно — полу-промышленно изготавливаемая гауссовка GR-1 ANVIL стреляет снарядом калибра ок. 12 мм со скоростью до 75 м/с, с энергией ок. 100 джоулей (КПД разгона 2,8 %, аккумулятора хватает на 40 выстрелов). Оптимизированная ''рогатка'' с правильной, а не какой попало, резиной достигает примерно тех же значений. А пневматические винтовки под калибр 12,7мм — и многократно превосходят.
** Зато если построить подобный агрегат в космосе, то он будет отличным двигателем для разрабатывающих астероиды шахтёров. Пока что никто, впрочем, не попытался, и существуют гаусс-двигатели только на бумаге — всё упирается в то, что если тащить материалы из гравитационного колодца, то обычные двигатели получаются намного лучше (способность использовать в качестве рабочего тела любой мусор — не плюс, если мусора нет), и [[масс-драйвер]]ы нужно строить непосредственно в космосе.
 


{{Nav/Military}}
{{Nav/Military}}
{{Nav/Предметы}}
{{Nav/Предметы}}
{{Nav/Космоопера}}
{{Nav/Космоопера}}

Версия 23:34, 1 февраля 2025

Пушка Гаусса — один из вариантов кинетического оружия, использующего для разгона снаряда электромагнитное поле. Если попроще — оружие, использующее для разгона снаряда электрический ток от розетки или аккумулятора вместо пороха в снарядах обычной артиллерии, но при этом использующее не рельсы, а катушки.

В отличие от рельсотрона в Пушке Гаусса более сложная система разгона снаряда. Поэтому, теоретически, пушка Гаусса может стрелять любыми предметами, способными взаимодействовать с магнитами, но из-за этого же на практике эффективную пушку Гаусса сделать гораздо сложнее, чем рельсотрон.

Всем известные поезда на магнитной подушке, монорельсы, теоретические электромагнитные катапульты для запуска кораблей в космос являются именно разновидностью пушки Гаусса.

Примеры

Комплексные франшизы

  • S.T.A.L.K.E.R. — что в книгах, что в играх весьма мощное оружие, источником питания для которого служат фрагменты артефакта «Вспышка». В «Тени Чернобыля» заявляется как бесшумное, что не соответствует реальности — в «Зове Припяти» бесшумность уже не упоминается. Зато там есть здоровенный стационарный вариант в лаборатории, которая испытывала «изделие 62».

Литература

  • Гарри Гаррисон, серия «Стальной крыса» — здесь гауссовка — ручное оружие (как автомат или пистолет), более скорострельное, чем даже «оружие с реактивными патронами». При этом бесшумное и универсальное в плане выбора боеприпасов: «Может стрелять любыми снарядами, от отравленных иголок до разрывных пуль.»

Аниме и манга

  • Code Geass — японские повстанцы используют крупнокалиберную самоходную (установленную на найтмеры) гаусс-пушку, приспособленную для стрельбы шрапнелью. До поры до времени успешно расстреливала пачками «Сазерленды» британской армии, пока их противником не стал экспериментальный «Ланселот».

Видеоигры

  • Master of Orion
    • Master of Orion I — здесь гаусс и масс-драйвер частично игнорируют щиты и наносят менее рандомный урон, чем излучатели (лазеры, бластеры, плазменные пушки и т. д.)
    • Master of Orion II — здесь урон (не точность удара) гаусса и масс-драйвера не уменьшается от расстояния. Хотя по реалу этот урон очень сильно зависел бы от скорости кораблей относительно друг друга.
  • Fallout 2: винтовка и пистолет Гаусса являются лучшим оружием в классе огнестрела, сочетая высокий урон, огромную дальнобойность и снаряды-иглы, прекрасно пробивающие броню и наносящие повышенный урон.
    • В Fallout Tactics к двум вышеназванным орудиям добавили ещё и многоствольный пулемёт Гаусса.
    • А вот в четвертой части гаусс-пушка — оружие весьма специфическое. С одной стороны, в наличии потрясающая смертоносность, но с другой — пониженная скорострельность, необходимость ненадолго задерживать палец на спусковом крючке, чтобы снаряд стал убойнее, а кроме того — повышенные требования к точности прицеливания. На основе гаусски можно собрать отличную снайперскую винтовку, но на близких дистанциях и против множества врагов она полностью бесполезна.
      • Если только не сделать максимально облегченный пистолет и не стрелять в VATS. В этом режиме зарядки не требуется, а максимальная легкость конструкции здорово снижает цену выстрела, почти не влияя на убойность.
  • Crimsonland — здесь выстрел из Гауссовки пробивает навылет всех врагов на линии огня, застревая лишь в самых живучих. Есть ещё варианты в виде дробовика и (во второй части) пулемёта.
  • Starcraft — тоже один из символов игры, стандартное оружие морпехов и Джима Рейнора.
  • Mass Effect — половина оружия построено на принципе сабжа, вторая половина — на принципе рельсотрона. Тонкостью является то, что местный волшебный порошок — нулевой элемент — при подаче на него тока различной полярности уменьшал или увеличивал массу объектов, что и создавало эффект массы, местную сюжетную фишку. В оружии в качестве обоймы используются металлические болванки, от которых постепенно отрезаются маленькие кусочки, после чего им полем эффекта массы снижают эту самую массу почти до нуля и разгоняют эти пульки до достаточно высоких скоростей. В итоге всё оружие в первой части имело бесконечный боезапас, а во второй\третьей частях добавили ручную вундервафлю атомного масштаба с говорящим названием «Каин» — она, по сюжету, 25-граммовую гайку выплёвывала на скорости 5 км/сек, что хватало для организации грибовидного взрыва. Но и это не предел. Космические дредноуты Альянса выплёвывают 20-килограммовые снаряды на скорости в 4000 км/сек (1.3 % от скорости света), что при столкновении с мирно пролетающей планетой или кораблём вызовет бум в 38-килотонном эквиваленте — это в откровенно пародийном варианте разъясняет сержант двум новобранцам при первом посещении Цитадели во второй части трилогии.
  • DOOM (2016) — первая игра из всей серии, в которой появляется это оружие. Вернее, называется оно «пушка Гаусса», но по факту это плазменный рельсотрон, выглядящий как щипцы для колки орехов.
  • В Sword of the Stars все кинетические орудия используют этот принцип. Калибр варьируется от скорострельных зениток до огромных осадных орудий, по сути являющихся магнитными ускорителями размером с линкор, к которым присобачены рубка и двигатель. Используется по большей части для орбитальной бомбардировки планеты металлическими астероидами. Двух-трёх попаданий обычно хватает, чтобы уничтожить как население планеты, так и биосферу, делающую планету пригодной для жизни. Ещё любопытны ударники (impactors) — крупнокалиберные орудия, стреляющие строго по курсу и обладающие огромной дальностью.
  • Sins of a Solar Empire — оборонительные турели ТВК представляют из себя гаусс-пушки. Гауссовым рельсотроном оборудован линкор той же фракции «Кол», но это незнание технологий, так как по принципу работы рельсотрон и гаусс-пушка сильно отличаются друг от друга.
  • Crysis — одно из мощнейших орудий в игре, незаменима в схватке с главным боссом.
  • Механоиды — безоткатная пушка. Электромагнитное орудие, слишком круглое чтобы быть рельсотроном — не иначе, она. Впрочем, снаряд больше похож на луч, особенно в первой части, но виноват в этом, скорее всего, ад разработки, в котором дизайн был без согласия с матчастью. Другую электромагнитную пушку ещё сильнее покорёжило.
  • Command & Conquer — танки с гаусс-пушками и штурмовики в экзоскелетах с ручными версиями.
  • Cataclysm: Dark Days Ahead — таковая тут называется coilgun. Также в форке Bright Nights есть кустарные гаусс-переделки для стволов огнестрельного оружия, повышающие урон, но по КПД сильно проигрывающие промышленно лазерному оружию.

Настольные игры

  • В Warhammer 40000 так назван один из видов оружия некронов, но тут незнание технологий, так как принципом действия значительно отличается от гаусс-пушек — лучом разогнанных частиц за мгновение буквально освежевают жертву, отрывая молекулы слой за слоем, а потом частицы затягиваются обратно в оружие.
    • Не совсем так. Пушки, реакторы и прочие гаусс-чудеса некронов названы ни разу не в честь Карла Фридриха Гаусса. Однофамильцы, что тут сказать. Хотя на деле этот факт действительно является оправданием незнания матчасти, а во второй раз лор некронов переписывать лень было.

Реальная жизнь

  • Создать пушку Гаусса можно и в реальности, что периодически делают различные любители. При этом стреляют такие агрегаты достаточно слабо и недалеко, так что в качестве оружия данные поделки неприменимы.
    • Наглядно — полу-промышленно изготавливаемая гауссовка GR-1 ANVIL стреляет снарядом калибра ок. 12 мм со скоростью до 75 м/с, с энергией ок. 100 джоулей (КПД разгона 2,8 %, аккумулятора хватает на 40 выстрелов). Оптимизированная рогатка с правильной, а не какой попало, резиной достигает примерно тех же значений. А пневматические винтовки под калибр 12,7мм — и многократно превосходят.
    • Зато если построить подобный агрегат в космосе, то он будет отличным двигателем для разрабатывающих астероиды шахтёров. Пока что никто, впрочем, не попытался, и существуют гаусс-двигатели только на бумаге — всё упирается в то, что если тащить материалы из гравитационного колодца, то обычные двигатели получаются намного лучше (способность использовать в качестве рабочего тела любой мусор — не плюс, если мусора нет), и масс-драйверы нужно строить непосредственно в космосе.