Альбус Мерлинович Один: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Строка 51: | Строка 51: | ||
** [[Мудрецы (дилогия)|Дилогия Мудрецов]] — Безумные Волхвы Каспар и Бальтазар. Бонус за место жительства и колдовскую специальность (трансформация и алхимия соответственно), минус за каспарово [[толстый маг|телосложение]]. А вот третий в компании, Мельхиор, гладко брит и, несмотря на радикулит, находится в [[йог|идеальной]] [[колдун и воин|физической форме]]. | ** [[Мудрецы (дилогия)|Дилогия Мудрецов]] — Безумные Волхвы Каспар и Бальтазар. Бонус за место жительства и колдовскую специальность (трансформация и алхимия соответственно), минус за каспарово [[толстый маг|телосложение]]. А вот третий в компании, Мельхиор, гладко брит и, несмотря на радикулит, находится в [[йог|идеальной]] [[колдун и воин|физической форме]]. | ||
** Парифатский надцикл: | ** Парифатский надцикл: | ||
*** Во «[[Властелин (А. Рудазов)|Властелине]]» таким перед финальной битвой прикидывался [[главный гад|Гальвени]]. | *** Во «[[Властелин (А. Рудазов)|Властелине]]» таким перед финальной битвой прикидывался [[главный гад|Гальвени]]. Там же эпизодически упоминается лорд Хатармадах, знаменитый [[чернокнижие|чернокнижник]] и приспешник [[Тёмный Властелин|Бельзедора]], более чем соответствующий типажу. | ||
*** Зодер Локателли, председатель учёного совета Мистерии и очевидный [[оммаж]] образу Дамблдора. Минус только за отсутствие посоха: в устах этого гиганта чародейской мысли банальное «да будет!» — уже заклинание. | *** Зодер Локателли, председатель учёного совета Мистерии и очевидный [[оммаж]] образу Дамблдора. Минус только за отсутствие посоха: в устах этого гиганта чародейской мысли банальное «да будет!» — уже заклинание. | ||
*** Медариэн, местный [[светлый властелин]], отсылает непосредственно к Мерлину: если тот старел «в обратном направлении», то этот весь год циклически стареет, а потом молодеет обратно — и в месяцы старости вполне выглядит как сабж. | *** Медариэн, местный [[светлый властелин]], отсылает непосредственно к Мерлину: если тот старел «в обратном направлении», то этот весь год циклически стареет, а потом молодеет обратно — и в месяцы старости вполне выглядит как сабж. |
Версия 15:26, 6 марта 2024
Короче, Склихосовский! Внешность и повадки стереотипного волшебника |
« | Ведьмак встречал в своей жизни воров, похожих на членов городского совета, членов городского совета, выглядевших, как последние нищие, гулящих девок, похожих на королев, королев, похожих на стельных коров, и королей, похожих на воров. А Стрегобор всегда выглядел так, как по всем канонам и правилам должен выглядеть волшебник. Он был высоким, худым, сгорбленным, с огромными седыми торчащими бровями и длинным носом с горбинкой. Вдобавок он носил чёрное, тянущееся по земле одеяние с неправдоподобно широкими рукавами, а в его руках был длиннющий посох с хрустальным шаром наверху. Никто из известных Геральту волшебников не был похож на Стрегобора. И, что самое странное, Стрегобор действительно был волшебником. | » |
— Анджей Сапковский, «Меньшее зло» |
Альбус Мерлинович Один — набор стереотипов о внешности и поведении мага. Тёмного Властелина мы узнаём по чёрным доспехам, злобному смеху и подпирающей небеса цитадели, мафиозного босса — по жирному пузу и полураздетым эскортницам, учёного — по лабораторному халату, буйным кудрям и солидным усам. А чародея?
- Возраст — начиная от просто старшего до весьма преклонного.
- Национальность — любая, но биологический вид — хомо сапиенс или не сильно от него отличающийся.
- Внешность — мудрая борода до груди и ниже и усы. То и другое — непременно седое, чёрное или седое с признаками бывшей черноты. Рыжие позволительны только викингу-рунопевцу или крашеному хной магрибинцу. Ухоженная борода, в отличие от косматой, есть намёк на возможный переход в команду врагов. Вся остальная растительность опциональна: могут быть буйные кудри, а может и мудрая плешь.
- Телосложение — стройное, от болезненно недокормленного до жилистого, хранящего воспоминания о былой силе.
- Неплохо дополняют образ очки, если они в этой вселенной есть.
- Одет в долгополую хламиду, похожую на античную тогу, монашескую рясу или восточный халат-чапан. Хламида однотонная, цвет зависит от личности или ранга мага, но обычно строгий монохром или коротковолновая часть спектра. Допустимы шитые золотом или серебром узоры — обычно звёзды или колдовские символы. Полы метут по земле, так что обувь не всегда возможно разглядеть, но если возможно — это чаще всего туфли с острыми загнутыми носками.
- На голове волшебник носит кандибобер — но это не означает, что он женщина или балерина. Варианты включают в себя колпак с полями или без в тон хламиде (если с полями, то из-под них торчит только борода), тюрбан или скромных размеров шапочку, отсылающую к кипе.
- Колдовской инструмент — волшебная палочка или магический посох. Опциональны гримуар, хрустальный шар, какой-нибудь талисман или амулет. Прочими артефактами вроде зачарованного оружия сам маг пользуется редко — обычно только снабжает ими героя или хотя бы даёт наводку, как их добыть.
Бонус даётся также за следующие детали:
- Место жительства — башня на отшибе поселения или вообще в глуши. При этом мага либо хрен из неё выманишь — при этом он запрётся на самом верху и будет насылать на вторженцев 3872 орка, скелета, фантома, элементаля или чего там ещё ему в голову взбредёт, — либо хрен в ней застанешь, ибо он шибается по Дальним Землям на ковре-самолёте, прозаической коняге, а то и своим ходом. В башне непременно имеется библиотека, опционально — инструменты для счисления положений небесных светил, котёл для варки зелий, алхимическая печь-атанор и хранилище артефактов.
- У расположения «вообще в глуши» может иметься обоснуй — по воле хозяина башня умеет летать или телепортироваться. Да в конце концов, если это умеет сам хозяин, то расположение самой башни — глубокая условность.
- Фамильяр, если таковой имеется — птица (сова, ворон или что-нибудь совсем уж фантастическое) или некрупное млекопитающее (идеальный вариант — кот). С жабами и змеями миловаться, подобно болотной ведьме, уважаемый чародей не станет, и если и держит их — то в закрытом террариуме, чисто для пользы дела.
- Колдовская специальность — предсказание будущего (главным образом, по звёздам или стихиям земным), дальновидение, трансфигурация (в основном людей в животных и одних животных в других), материализация, погодная магия, ближе к «серой зоне» — спиритизм и демонология. Боевой магии минимум — жгучие искры, файербол, да и всё. Целительства тоже немного, в основном не просто мановением палочки, а с помощью трав и зелий. Может знать или стремиться узнать секрет бессмертия.
- Заклинания читает, как правило, на высоком (или чёрном, если злой) наречии, тарабарщине или мёртвом языке, а если и на общепонятном — то на превыспреннем, каким в повседневности не выражаются. В случаях до «а если…» заклинания короткие и эффектные, в случае после — длинные, но внушительные.
- Роль в сюжете — ментор, волшебный даритель, Тёмный Властелин или высокопоставленный приспешник оного.
Примеры
Мифология и фольклор
- Один, с которого, собственно, Толкин и писал Гэндальфа. Хламида и шляпа — галочка, посох (под видом которого обычно скрывается копьё) — галочка, фамильяры Хугин и Мунин — галочка, колдовская специальность — галочка. Разве что с башней вышел прокол.
- Мерлин. От него Гэндальф тоже позаимствовал, но не столько внешность, сколько сюжетную функцию. ЧСХ, на иллюстрациях XIII—XV вв. Мерлин с равным успехом может быть как бородатым дедом, так и босолицым юнцом (эти эпизоды относятся к его юности и пророчеству для короля Вортигенра). Стереотип же внешности сложился, вероятно, благодаря гравюрам Гюстава Доре — великий иллюстратор вообще любил рисовать бородачей.
- Аверсия — Эдвард Бёрн-Джонс, «Зачарованный Мерлин». Здесь великий маг — гладко бритый серебряный лис, похожий на ренессансного поэта.
- Наиболее полон стереотипами мультфильм «Меч в камне» — даже больше, чем исходный роман Томаса Хэнбери-Уайта.
- Дед Мороз же, чей колдовской посох в девичестве совсем даже епископский.
Комплексные франшизы
- Песнь Льда и Пламени\Игра престолов — великий мейстер Пицель. С магией у мейстеров всё очень плохо, но роль придворных магов они выполняют исправно — и уж Пицель постарался выглядеть наиболее волшебно из всех.
- Сага о ведьмаке — Стрегобор (см. эпиграф). В американской экранизации, для разнообразия, адекватно отражено Ларсом Миккельсеном, а вот в польской, внезапно, аверсия: Ольгерд Лукашевич выглядит как эротично небритый серебряный лис, сам способный при нужде сойти за ведьмака (хотя кустистые брови из описания более чем на месте).
- В играх стереотип отыгрывают друиды (в первой они на русском языке ещё и гОвОрят с вОлОгОдским оканьем). Мышовур в польском сериале тоже, а вот в американском — уже не очень, слишком цивильно одет.
- Dungeons and Dragons:
- Forgotten Realms — Эльминстер. Хотя он не чистый маг, а полная партия во единой морде.
- Сага о Копье — неуклюжий маг Физбен Изумительный, очевидный копиркин Гэндальфа и сам Паладайн под прикрытием. В меньшей степени — другие престарелые волшебники вроде Пар-Салиана или Фистандантилуса.
Литература
- Иоганн Вольфганг Гёте, «Фауст» — загибаем пальцы. Мантия и шапочка — как и полагается средневековому университетскому деятелю. Борода — как минимум, на иллюстрациях того же Доре. Гримуар имеется («Ответ, как нечисть обуздать, / „Ключ Соломона“ может дать»). И сопровождал его Мефистофель в облике «некрупного млекопитающего» — чёрного пуделя.
- Лазарь Лагин, «Старик Хоттабыч». Худоба есть, борода есть, восточный халат есть, и даже единственное заклинание, которое добрый джинн прочёл вслух, было на мёртвом (хотя в те годы — уже не совсем) языке. Минус только в пункте с волшебной палочкой — она товарищу Абдуррахманову не нужна, у него вся сила в бороде. А ещё в СССР старик быстро переоделся по местной моде, оставив только те самые меметичные туфли с острыми носами, ибо мягкие и не натирают старых ног.
- Николай Носов, «Незнайка в Солнечном городе» — неназванный по имени волшебник, даритель волшебной палочки.
- «Властелин Колец» — Гэндальф в частности и маги-истари вообще. В башне из них, правда, сидел один только Саруман, остальные предпочитали странствовать — и, как минимум, сам Гэндальф не стеснялся в этих странствиях сражаться мечом.
- «Гарри Поттер» — очень и очень многие волшебники, от них же первый есть Альбус Дамблдор. Высок, худ, премного бородат (аж за пояс затыкать приходится), мантию носит, волшебной палочкой владеет, и преподавал в прошлом как раз трансфигурацию. Бонус за обстановку его директорского кабинета с пышущими паром гаджетами, насестом для феникса и Библией на столе, минус за боевую магию — Альбус очень искусный дуэлянт. Также подпадают под описание его предшественник Армандо Диппет, а также, насколько можно судить по скульптурам, сам Салазар Слизерин.
- С прикрученным фитильком — дурмстрангский директор Игорь Каркаров и ещё один предшественник Дамблдора Финеас Найджелус Блэк (который на портрете в экранизации ещё и изображён в шапке хасидского ребе), отличающиеся от стереотипа фасоном бороды.
- Дмитрий Емец, «Таня Гроттер» — Сарданапал Черноморов, пародия на предыдущего. По тексту описан как низенький и толстый, но под действием обаяния оригинала иллюстраторы это часто игнорируют.
- Анна Коростелёва, «Школа в Кармартене» — собственно, Мерлин, наполовину основанный на том же Дамблдоре, на другую — на себе самом из фольклора и Мэлори, а на третью явно на какое-то реальное лицо, знакомое Коростелёвой лично.
- Метавселенная Рудазова:
- «Архимаг» — сам Креол в старости. Правда, ни одного бонуса не набирает: в боевой магии весьма сведущ, фамильяр у него довольно нестандартный, дворец Шахшанор за башню сходит только с натяжкой, ну и роль в сюжете никак не соответствует.
- Дилогия Мудрецов — Безумные Волхвы Каспар и Бальтазар. Бонус за место жительства и колдовскую специальность (трансформация и алхимия соответственно), минус за каспарово телосложение. А вот третий в компании, Мельхиор, гладко брит и, несмотря на радикулит, находится в идеальной физической форме.
- Парифатский надцикл:
- Во «Властелине» таким перед финальной битвой прикидывался Гальвени. Там же эпизодически упоминается лорд Хатармадах, знаменитый чернокнижник и приспешник Бельзедора, более чем соответствующий типажу.
- Зодер Локателли, председатель учёного совета Мистерии и очевидный оммаж образу Дамблдора. Минус только за отсутствие посоха: в устах этого гиганта чародейской мысли банальное «да будет!» — уже заклинание.
- Медариэн, местный светлый властелин, отсылает непосредственно к Мерлину: если тот старел «в обратном направлении», то этот весь год циклически стареет, а потом молодеет обратно — и в месяцы старости вполне выглядит как сабж.
- Сам Бриар Всемогущий, коли на то пошло. Борода на месте, посох на месте, гримуаров-Криабалов целая коллекция. Одежды, правда, толком не описаны.
Видеоигры
- Warcraft III — герои класса «архимаг» (кроме Джайны). Сухопарые деды, мечущие файерболы из посохов и призывающие бураны и водяных элементалей. Только шляпы не хватает.
- Heroes of Might and Magic II и III — маги, архимаги и чародеи, а также многие герои соответствующих классов. А вот в IV—V частях эти бойцы из тропа выпали, ибо стали коротко стричь бороды (а боевой маг в пятёрке, по некоторым признакам, вообще женщина).
- Dungeon Siege: Kingdom of Ehb — волшебник Мерик одет в расшитую звездами синюю мантию и колпак, седобород и имеет именной посох, которым его можно будет экипировать только после существенной прокачки после освобождения из ледяной ловушки.
Настольные игры
- Берсерк: вселенная магических битв — архимаг Сейвар Серебристый, старичок-боровичок в звездатой мантии и с бородой длиннее себя. Да и очень многие маги — криоманты-линунги, друиды Кронга и члены ордена Тоа-Дан — выглядят в рамках типажа.
Реальная жизнь
- В общем-то, любой православный епископ. Кандибобер в лице митры и посох ему положены по статусу, экзотические одежды, эволюционировавшие из византийских придворных, на богослужении надевают вообще все клирики, да и сами производимые ими действия кое-кто полагает шаманством.