Научная фантастика: различия между версиями
(Новая страница: «thumb|right '''Научная фантастика''' — это такой жанр. Содержит в себе множество поджанров, от стимпанка и киберпанка до космической оперы. Если описанные автором технологии не существовали на момент на...») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:Winston science fiction endpapers.jpg|thumb|right]] | [[Файл:Winston science fiction endpapers.jpg|thumb|right]] | ||
'''Научная фантастика''' | '''Научная фантастика''' — это такой [[жанр]]. Содержит в себе множество поджанров, от [[стимпанк]]а и [[киберпанк]]а до [[космическая опера|космической оперы]]. | ||
Если описанные автором технологии не существовали на момент написания книги, то она определённо является научной фантастикой. Например, классика жанра, «20 000 лье под | Если описанные автором технологии не существовали на момент написания книги, то она определённо является научной фантастикой. Например, классика жанра, «20 000 лье под водой» — идея боевого применения подводного судна была популяризирована в романе. | ||
Если не углубляться в тонкости множества поджанров научной фантастики, стоит упомянуть о двух | Если не углубляться в тонкости множества поджанров научной фантастики, стоит упомянуть о двух школах — «мягкой» и «твёрдой». Мягкая школа использует будущее как [[сеттинг]], то есть невероятные технологии являются всего лишь декорацией, позволяющей межпланетному [[преступник]]у Джиму ди Гризу одерживать невероятные победы над [[плохие парни|силами зла]] и правопорядка. Звездолёты звездолётами, роботы роботами, а в результате всё равно приключенческий [[детектив]] с лазерными пистолетами. Чтобы сделать историю более понятной простым людям, принципы работы механизмов или не объясняются вовсе, или выведены чрезвычайно общими псевдонаучными фразами. | ||
Твёрдая школа, напротив, считает, что описания технологий будущего и последствий их внедрения являются самоценными и могут быть основой [[сюжет]]а. Например, классические рассказы о [[робот]]ах [[Айзек Азимов|Айзека Азимова]] являют собой объяснение [[законы робототехники|трёх законов робототехники]]. Часто приверженцы этой школы придерживаются мнения, что хорошо проработанные [[персонаж]]и и сюжет отвлекут читателя от раздумий над техническими аспектами, так что всё это можно принести в жертву. Результат получается специфический. | Твёрдая школа, напротив, считает, что описания технологий будущего и последствий их внедрения являются самоценными и могут быть основой [[сюжет]]а. Например, классические рассказы о [[робот]]ах [[Айзек Азимов|Айзека Азимова]] являют собой объяснение [[законы робототехники|трёх законов робототехники]]. Часто приверженцы этой школы придерживаются мнения, что хорошо проработанные [[персонаж]]и и сюжет отвлекут читателя от раздумий над техническими аспектами, так что всё это можно принести в жертву. Результат получается специфический. | ||
В свою очередь, мягкая научная фантастика делится на | В свою очередь, мягкая научная фантастика делится на жидкую — с ещё большим упором на социалку и типичные фобии обычного человека (сюда идёт большинство антиутопий), и [[Космическая опера|космическую оперу]], которая вообще уже находится на стыке с [[фэнтези]], ибо любит эксплуатировать типичные фэнтезийные штампы — эпика, звёздные короли с прекрасными принцессами, Абсолютное Галактическое Зло, которое может завалить только рыцарь из пророчества, и тому подобное. Ну, а твёрдая фантастика в каноничном (визионерская фантастика тридцатых) виде практически мертва, осталась лишь железобетонная, в которой принципиально не используются технологии ещё не открытые (а ещё там напрочь отсутствуют [[резиновые морды]] и прекрасные принцессы). По понятной причине фантастика сегодняшнего дня в пятидесятые и сейчас отличаются довольно сильно. | ||
Главным героем твёрдой фантастики практически всегда является путешественник, учёный, инженер или космонавт. Главным героем мягкой фантастики может быть кто угодно, при условии, что у него достаточный уровень героизма в крови. | Главным героем твёрдой фантастики практически всегда является путешественник, учёный, инженер или космонавт. Главным героем мягкой фантастики может быть кто угодно, при условии, что у него достаточный уровень героизма в крови. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
* [[Старше, чем феодализм]] | * [[Старше, чем феодализм]] — [[Герои и философы|Лукиан Самосатский]], «Правдивая история»: описывает, в частности, путешествие на Луну и [[Венера|Венеру]]. | ||
* Сирано де Бержерак - «Иной свет». Считается одним из первых примеров тропа. | * Сирано де Бержерак - «Иной свет». Считается одним из первых примеров тропа. | ||
* [[Наше Всё|Эдгар Аллан По]] написал немного, но стоял у истоков. | * [[Наше Всё|Эдгар Аллан По]] написал немного, но стоял у истоков. | ||
* Старые российские примеры: Фаддей Булгарин (адресат [[Наше Всё|пушкинских]] эпиграмм), Владимир Одоевский (сказка «[[Клокпанк|Городок]] в [[Неизбранный|табакерке]]» и [[утопия]] «[[Датировка по электронике|4338-й год]] | * Старые российские примеры: Фаддей Булгарин (адресат [[Наше Всё|пушкинских]] эпиграмм), Владимир Одоевский (сказка «[[Клокпанк|Городок]] в [[Неизбранный|табакерке]]» и [[утопия]] «[[Датировка по электронике|4338-й год]]» — герой [[попаданец|попал]] в Россию XLIV в. в «магнетическом» сне), Антоний Погорельский («Чёрная курица, или Подземные жители»), Валерий Брюсов (поэт серебряного века), Константин Циолковский (теоретик космонавтики). | ||
* [[Jules Verne|Жюль Верн]] | * [[Jules Verne|Жюль Верн]] — классика, пополам с [[приключения]]ми. Фульгуратор Рока? Ракеты-бумеранги? Квадрокоптер особо циклопических размеров? Пророк электрической передачи, углепластика (метод, которым он сейчас производится сильно отличается от описанного, хотя метод вакуумной прессовки он описал верно), аппаратов тяжелее воздуха (напомню: во времена его жизни многие пытались строить такие аппараты, и они постоянно разбивались из-за неумения авторов в управление по крену и тангажу. С двигателями всё было нормально — паровой двигатель вполне в состоянии сделать то, на что бензиновая тарахтелка братьев Райт не была способна в принципе — поднять самолёт в воздух с разгона. Но вы бы видели ''как'' осуществлялось управление! Один изобретатель, к примеру, сделал самолёт, который пришелся бы по нраву арахнидам — дикое количество рычагов управления для корректировки крена и тангажа с помощью балансирной схемы — то есть двигая туда-сюда чугуниевые гири. Понятное дело оно тут же разбилось — создатель попросту не справился с управлением). Ну и вишенка — мечта о полете на Луну, правда, пока ещё артиллерийским способом. | ||
* [[Louis Boussenard|Луи Буссенар]] | * [[Louis Boussenard|Луи Буссенар]] — его [[эпигонство|последователь]]. | ||
* А. Конан Дойл. В той части, что касается путешествий в джунгли Амазонки («Затерянный мир»), или в гости к атлантам («Марракотова бездна»), а также другие, менее известные и неэкранизированные, но очень научно- | * А. Конан Дойл. В той части, что касается путешествий в джунгли Амазонки («Затерянный мир»), или в гости к атлантам («Марракотова бездна»), а также другие, менее известные и неэкранизированные, но очень научно-фантастические — по тем временам — вещи, типа «Отравленного пояса». | ||
* [[Herbert Wells|Герберт Уэллс]]. От и | * [[Herbert Wells|Герберт Уэллс]]. От и до — классик не просто твердой, а визионерской научной фантастики. Его идеи воплощены сейчас в виде мобильников, телевизоров с плоским экраном, орд бомбардировщиков и атомной бомбы. Оставил себе эпитафию «я вас предупреждал, проклятые вы дураки». По счастью, человечество оказалось в целом умнее, чем он полагал. | ||
* А. | * А. Н. Толстой. [[Луч смерти]] — наше всё. Породил термический пистолет и термическую пушку, которые принципиально отличаются от ИК-лазеров системой фокусировки и меньшим рассеиванием, а также работой на сгораемых элементах, без помощи электричества, что автоматом решает проблему батареек и систем охлаждения. Штука в реальности неюзабельная, но в фантастике своё место нашедшая, особенно там, где до бластеров ещё не додумались. | ||
** На практике, именно одноразовой лампой-вспышкой на магнии и фосфоре «стреляет» лучевой пистолет космонавта советской разработки. О поражающем действии известно мало, но сам принцип «патронов» для лучевого оружия и как бонус, решение проблем питания и перегрева в столь компактном изделии, доставляет. | ** На практике, именно одноразовой лампой-вспышкой на магнии и фосфоре «стреляет» лучевой пистолет космонавта советской разработки. О поражающем действии известно мало, но сам принцип «патронов» для лучевого оружия и как бонус, решение проблем питания и перегрева в столь компактном изделии, доставляет. | ||
* В. Обручев. | * В. Обручев. | ||
* [[Александр Беляев]]. Если предыдущие любили упарываться по технологии, то Беляев предпочитал биологию. Его визионерство включают в себя генную и гормональную терапии, особенности работы мозга (да-да, то, как профессор умудрился заставить свой мозг работать параллельными процессами нашло своё применение у | * [[Александр Беляев]]. Если предыдущие любили упарываться по технологии, то Беляев предпочитал биологию. Его визионерство включают в себя генную и гормональную терапии, особенности работы мозга (да-да, то, как профессор умудрился заставить свой мозг работать параллельными процессами нашло своё применение у военных — пилоты Апачей именно так и работают, правда у них от этого болит башка) и типичные проблемы из этого проистекающие. Многие другие его изобретения также нашли своё место в реальности. | ||
* [[Великое Кольцо|И. Ефремов]]. Относится к твёрдой фантастике, но с акцентами смещенными в социальное и политическое устройство будущего. Предвосхитил создание всемирной информационно-коммуникативной сети. Правда, пишет очень сложно и у многих вызывает отторжение сложностью идей и их подачи. | * [[Великое Кольцо|И. Ефремов]]. Относится к твёрдой фантастике, но с акцентами смещенными в социальное и политическое устройство будущего. Предвосхитил создание всемирной информационно-коммуникативной сети. Правда, пишет очень сложно и у многих вызывает отторжение сложностью идей и их подачи. | ||
* [[Братья Стругацкие]]. К твёрдой фантастике не относятся, ибо очень любили лезть в политику. | * [[Братья Стругацкие]]. К твёрдой фантастике не относятся, ибо очень любили лезть в политику. | ||
Строка 35: | Строка 35: | ||
** В 1940 г. Азимов опубликовал свой первый рассказ о роботах под названием «Странная нянька» (сейчас рассказ издаётся под названием «Робби»). | ** В 1940 г. Азимов опубликовал свой первый рассказ о роботах под названием «Странная нянька» (сейчас рассказ издаётся под названием «Робби»). | ||
** Хайнлайн — классик и законодатель «твердой» НФ космической тематики с изрядной долей политоты, религии и социологии. | ** Хайнлайн — классик и законодатель «твердой» НФ космической тематики с изрядной долей политоты, религии и социологии. | ||
* Советский фильм «Его звали | * Советский фильм «Его звали Роберт» — о роботе. | ||
* Александр Прозоров, «Планета белой | * Александр Прозоров, «Планета белой расы» — современный научно-фантастический производственный роман в двух частях о колонизации Венеры. Содержит подробное описание [[космоплан]]ов на термоядерных двигателях и проекты огромных городов-дирижаблей, которые будут плавать в густой атмосфере Венеры. Если оставить бредовость самой идеи колонизации Венеры — в формат жанра укладывается, хоть и опоздал лет этак на тридцать. | ||
* Лю Цысинь, трилогия «[[Diqiu wangshi|Память о прошлом Земли]]». Первые две книги, «Задача трёх тел» и «Тёмный | * Лю Цысинь, трилогия «[[Diqiu wangshi|Память о прошлом Земли]]». Первые две книги, «Задача трёх тел» и «Тёмный лес» — такая твёрдая НФ, что хоть гвозди ею забивай: Лю писал на основе всех известных на тот момент (2007 год) научных проектов и открытий в области физики. В третьей книге стало больше от очень заумной философской космооперы в духе «[[Hyperion Cantos|Песен Гипериона]]». | ||
== [https://zen.yandex.ru/media/ficbook.net/pisateliprovidcy-kak-opisannoe-v-knige-sbyvalos-vposledstvii-v-realnosti-5eef4f16ea1f4f496919473f Писатели-провидцы] == | == [https://zen.yandex.ru/media/ficbook.net/pisateliprovidcy-kak-opisannoe-v-knige-sbyvalos-vposledstvii-v-realnosti-5eef4f16ea1f4f496919473f Писатели-провидцы] == | ||
* [[старше, чем радио|Эдвард Беллами]], «Взгляд назад», | * [[старше, чем радио|Эдвард Беллами]], «Взгляд назад», 1888 г. — банковские карты. | ||
* А. | * А. Н. Толстой, «Гиперболоид инженера Гарина» — описан инфракрасный лазер. | ||
* Рэй [[Брэдбери]], «Будет ласковый дождь», | * Рэй [[Брэдбери]], «Будет ласковый дождь», 1950 г. — умный дом: умные часы, которые делали напоминания, автоматическое приготовление пищи кухонными приборами от печи до тостера, система умной сигнализации. | ||
* Н. Носов, «[[Незнайка в Солнечном городе]]», | * Н. Носов, «[[Незнайка в Солнечном городе]]», 1958 г. — робот-пылесос. В сказке это округлый, напоминающий черепаху некрупный прибор, который самостоятельно передвигается по комнате и убирает мелкий сор с пола. | ||
* [[Братья Стругацкие]], «[[Мир Полудня|Хищные вещи века]]», | * [[Братья Стругацкие]], «[[Мир Полудня|Хищные вещи века]]», 1965 г. — описано небольшое устройства для приема и передачи голосовых сообщений, которое крепилось к одному уху, по принципу серьги. По сути это беспроводная гарнитура. | ||
{{Nav/Science fiction}} | {{Nav/Science fiction}} | ||
{{Nav/Жанры}} | {{Nav/Жанры}} | ||
{{Nav/Космоопера}} | {{Nav/Космоопера}} |
Версия 05:48, 25 марта 2022
Научная фантастика — это такой жанр. Содержит в себе множество поджанров, от стимпанка и киберпанка до космической оперы.
Если описанные автором технологии не существовали на момент написания книги, то она определённо является научной фантастикой. Например, классика жанра, «20 000 лье под водой» — идея боевого применения подводного судна была популяризирована в романе.
Если не углубляться в тонкости множества поджанров научной фантастики, стоит упомянуть о двух школах — «мягкой» и «твёрдой». Мягкая школа использует будущее как сеттинг, то есть невероятные технологии являются всего лишь декорацией, позволяющей межпланетному преступнику Джиму ди Гризу одерживать невероятные победы над силами зла и правопорядка. Звездолёты звездолётами, роботы роботами, а в результате всё равно приключенческий детектив с лазерными пистолетами. Чтобы сделать историю более понятной простым людям, принципы работы механизмов или не объясняются вовсе, или выведены чрезвычайно общими псевдонаучными фразами.
Твёрдая школа, напротив, считает, что описания технологий будущего и последствий их внедрения являются самоценными и могут быть основой сюжета. Например, классические рассказы о роботах Айзека Азимова являют собой объяснение трёх законов робототехники. Часто приверженцы этой школы придерживаются мнения, что хорошо проработанные персонажи и сюжет отвлекут читателя от раздумий над техническими аспектами, так что всё это можно принести в жертву. Результат получается специфический.
В свою очередь, мягкая научная фантастика делится на жидкую — с ещё большим упором на социалку и типичные фобии обычного человека (сюда идёт большинство антиутопий), и космическую оперу, которая вообще уже находится на стыке с фэнтези, ибо любит эксплуатировать типичные фэнтезийные штампы — эпика, звёздные короли с прекрасными принцессами, Абсолютное Галактическое Зло, которое может завалить только рыцарь из пророчества, и тому подобное. Ну, а твёрдая фантастика в каноничном (визионерская фантастика тридцатых) виде практически мертва, осталась лишь железобетонная, в которой принципиально не используются технологии ещё не открытые (а ещё там напрочь отсутствуют резиновые морды и прекрасные принцессы). По понятной причине фантастика сегодняшнего дня в пятидесятые и сейчас отличаются довольно сильно.
Главным героем твёрдой фантастики практически всегда является путешественник, учёный, инженер или космонавт. Главным героем мягкой фантастики может быть кто угодно, при условии, что у него достаточный уровень героизма в крови.
Примеры
- Старше, чем феодализм — Лукиан Самосатский, «Правдивая история»: описывает, в частности, путешествие на Луну и Венеру.
- Сирано де Бержерак - «Иной свет». Считается одним из первых примеров тропа.
- Эдгар Аллан По написал немного, но стоял у истоков.
- Старые российские примеры: Фаддей Булгарин (адресат пушкинских эпиграмм), Владимир Одоевский (сказка «Городок в табакерке» и утопия «4338-й год» — герой попал в Россию XLIV в. в «магнетическом» сне), Антоний Погорельский («Чёрная курица, или Подземные жители»), Валерий Брюсов (поэт серебряного века), Константин Циолковский (теоретик космонавтики).
- Жюль Верн — классика, пополам с приключениями. Фульгуратор Рока? Ракеты-бумеранги? Квадрокоптер особо циклопических размеров? Пророк электрической передачи, углепластика (метод, которым он сейчас производится сильно отличается от описанного, хотя метод вакуумной прессовки он описал верно), аппаратов тяжелее воздуха (напомню: во времена его жизни многие пытались строить такие аппараты, и они постоянно разбивались из-за неумения авторов в управление по крену и тангажу. С двигателями всё было нормально — паровой двигатель вполне в состоянии сделать то, на что бензиновая тарахтелка братьев Райт не была способна в принципе — поднять самолёт в воздух с разгона. Но вы бы видели как осуществлялось управление! Один изобретатель, к примеру, сделал самолёт, который пришелся бы по нраву арахнидам — дикое количество рычагов управления для корректировки крена и тангажа с помощью балансирной схемы — то есть двигая туда-сюда чугуниевые гири. Понятное дело оно тут же разбилось — создатель попросту не справился с управлением). Ну и вишенка — мечта о полете на Луну, правда, пока ещё артиллерийским способом.
- Луи Буссенар — его последователь.
- А. Конан Дойл. В той части, что касается путешествий в джунгли Амазонки («Затерянный мир»), или в гости к атлантам («Марракотова бездна»), а также другие, менее известные и неэкранизированные, но очень научно-фантастические — по тем временам — вещи, типа «Отравленного пояса».
- Герберт Уэллс. От и до — классик не просто твердой, а визионерской научной фантастики. Его идеи воплощены сейчас в виде мобильников, телевизоров с плоским экраном, орд бомбардировщиков и атомной бомбы. Оставил себе эпитафию «я вас предупреждал, проклятые вы дураки». По счастью, человечество оказалось в целом умнее, чем он полагал.
- А. Н. Толстой. Луч смерти — наше всё. Породил термический пистолет и термическую пушку, которые принципиально отличаются от ИК-лазеров системой фокусировки и меньшим рассеиванием, а также работой на сгораемых элементах, без помощи электричества, что автоматом решает проблему батареек и систем охлаждения. Штука в реальности неюзабельная, но в фантастике своё место нашедшая, особенно там, где до бластеров ещё не додумались.
- На практике, именно одноразовой лампой-вспышкой на магнии и фосфоре «стреляет» лучевой пистолет космонавта советской разработки. О поражающем действии известно мало, но сам принцип «патронов» для лучевого оружия и как бонус, решение проблем питания и перегрева в столь компактном изделии, доставляет.
- В. Обручев.
- Александр Беляев. Если предыдущие любили упарываться по технологии, то Беляев предпочитал биологию. Его визионерство включают в себя генную и гормональную терапии, особенности работы мозга (да-да, то, как профессор умудрился заставить свой мозг работать параллельными процессами нашло своё применение у военных — пилоты Апачей именно так и работают, правда у них от этого болит башка) и типичные проблемы из этого проистекающие. Многие другие его изобретения также нашли своё место в реальности.
- И. Ефремов. Относится к твёрдой фантастике, но с акцентами смещенными в социальное и политическое устройство будущего. Предвосхитил создание всемирной информационно-коммуникативной сети. Правда, пишет очень сложно и у многих вызывает отторжение сложностью идей и их подачи.
- Братья Стругацкие. К твёрдой фантастике не относятся, ибо очень любили лезть в политику.
- А вот «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о Тройке» можно считать эдакими «научным фэнтези».
- Станислав Лем. Автор «Соляриса» и множества философских фантастических произведений. Часть из них — фантастические сказки-притчи (по его же названию).
- Рэй Брэдбери. Классик твёрдой, хоть и мрачной, научной фантастики. Хотя ею он себя не ограничивал.
- Грег Беар (Бир) (Greg Bear). Большой поклонник Рэя Брэдбери и его многолетний корреспондент, а также зять другого писателя-фантаста, Пола Андерсона. Предсказал появление планшетов, флэшек и нанотехнологий, затрагивал гипотезу об искусственных вселенных, гипотезу «тёмного леса Вселенной» (см. «Память о прошлом земли» ниже), вопросы сознания у ИИ и другие темы.
- Западные поклонники научной фантастики причисляют к «большой тройке» Айзека Азимова, Роберта Хайнлайна и Артура Кларка.
- В 1940 г. Азимов опубликовал свой первый рассказ о роботах под названием «Странная нянька» (сейчас рассказ издаётся под названием «Робби»).
- Хайнлайн — классик и законодатель «твердой» НФ космической тематики с изрядной долей политоты, религии и социологии.
- Советский фильм «Его звали Роберт» — о роботе.
- Александр Прозоров, «Планета белой расы» — современный научно-фантастический производственный роман в двух частях о колонизации Венеры. Содержит подробное описание космопланов на термоядерных двигателях и проекты огромных городов-дирижаблей, которые будут плавать в густой атмосфере Венеры. Если оставить бредовость самой идеи колонизации Венеры — в формат жанра укладывается, хоть и опоздал лет этак на тридцать.
- Лю Цысинь, трилогия «Память о прошлом Земли». Первые две книги, «Задача трёх тел» и «Тёмный лес» — такая твёрдая НФ, что хоть гвозди ею забивай: Лю писал на основе всех известных на тот момент (2007 год) научных проектов и открытий в области физики. В третьей книге стало больше от очень заумной философской космооперы в духе «Песен Гипериона».
Писатели-провидцы
- Эдвард Беллами, «Взгляд назад», 1888 г. — банковские карты.
- А. Н. Толстой, «Гиперболоид инженера Гарина» — описан инфракрасный лазер.
- Рэй Брэдбери, «Будет ласковый дождь», 1950 г. — умный дом: умные часы, которые делали напоминания, автоматическое приготовление пищи кухонными приборами от печи до тостера, система умной сигнализации.
- Н. Носов, «Незнайка в Солнечном городе», 1958 г. — робот-пылесос. В сказке это округлый, напоминающий черепаху некрупный прибор, который самостоятельно передвигается по комнате и убирает мелкий сор с пола.
- Братья Стругацкие, «Хищные вещи века», 1965 г. — описано небольшое устройства для приема и передачи голосовых сообщений, которое крепилось к одному уху, по принципу серьги. По сути это беспроводная гарнитура.