Армия — это балаган

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Армия - это балаган»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Armed Farces. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Кто в армии служил, тот в цирке не смеётся »
— Народная мудрость
«

До службы в армии спал хорошо, потому что знал, что меня охраняют. Во время службы спал плохо, так как сам охранял. После службы вообще не сплю, так как знаю, как охраняют…

»
— Тоже народная мудрость
« Круглое — тащить, квадратное — катить. »
— Вся суть армейского метода в 4 словах.
« Стоуни нравится Марсианская Армия, потому что тут есть над чем посмеяться. »
— Курт Воннегут, «Сирены Титана»
« Возвращаться из отпуска — увлекательно интересно, сразу в глаза бросаются вещи непонятные, невозможные и несовместимые с военной службой на море. А в голове долгое время настойчиво свербит одна и та же мысль: «Почему мы до сих пор не сгорели и не утонули», но через пару дней поневоле к безобразиям привыкаешь, хотя и дергаешься некоторое время во сне. »
— Вице-адмирал Геннадий Антонович Радзевский

(link)

Один из множества примеров

Армия… это чудное местечко, где устав напополам с неуставщиной полностью вытеснили всякий здравый смысл. Толстые генералы, которые всего добились благодаря связям (но именно как генералы… э-э-э… не очень), строят себе дачи руками подчинённых. Офицеры рангом поменьше следят, чтобы солдаты постоянно были заняты каким-нибудь полезным делом: покраской травы, подметанием плаца ломами, рытьём траншей от забора и до обеда, разгрузкой чугуния… Особо выделяются прапорщики: эти либо тащат и перепродают казённое имущество, либо толкают перед солдатами речи, полные премудрости и высокохудожественных оборотов. Солдаты, кто постарше, занимаются ерундой вроде пошивки дембельской униформы и гоняют салаг по поводу и особенно без. Да и салаги тоже хороши: ничего не умеют, ничего не могут, а только у них появляется свободная минутка, сразу же начинают искать приключений на свою пятую точку.

Разумеется, воевать такая армия не умеет и не должна. Сами подумайте: если солдат допускать к боевому оружию, они ведь кого-нибудь убьют или покалечат! Хотя какое у них вообще может быть оружие, если всё давно растащили ушлые прапорщики.

Если дело доходит до настоящей войны, такую армию ждёт один из двух возможных вариантов. Чаще всего отыгрывается троп Война — это смешно, и нашим придуркам в форме противостоят точно такие же придурки из вражеской армии. Иногда армейское раздолбайство подаётся как козырь, способный победить не готового к такому врага. В противном случае наступает разгром, а аудитория получает деконструкцию.

Также стоит упомянуть армии старого образца, переполненные стереотипными дворянами, дуэлянтами и бретёрами. Современному человеку это напоминает балаган, но для тогдашних людей такое вполне приемлемо. Канонический пример описания быта королевских мушкетёров от Александра Дюма-отца.

См. также Глупая спецслужба, Война — это смешно, Батальное шапито. Служба недоставки балаганную армию снабжает, а её караульные — Во лошаки! Родственно-противоположный троп: Армия — это уныло.

Аверсия: если они не занимаются балаганом, но выглядят откровенно по-клоунски.

Примеры[править]

Фольклор[править]

« Не следует стыдливо натягивать юбчонку на колени, товарищ капитан 1-го ранга, когда вы пришли за помощью к венерологу. Рассказывайте, как вы умудрились из такого хорошего и нужного дела как прием шефской делегации, устроить пьяную оргию с поездками на командирском катере по зимнему заливу с профилактическим гранатометанием? »
— вице-адмирал Геннадий Антонович Радзевский

Литература[править]

Русскоязычная[править]

« На флоте любое начинание всегда делится на четыре стадии:

первая — запугивание; вторая — запутывание; третья — наказание невиновных; четвёртая — награждение неучаствовавших.

»
— Александр Покровский, «Расстрелять»
  • «Рассказы освободителя» — литературный дебют Виктора Суворова.
    • Педаль в пол давит рассказ «Контрреволюция». Во время путешествия отчёта по инстанциям сгоревший по пьяной лавочке разведывательный мотоцикл быстро обрастает имуществом, которое вояки утеряли «армейским способом»: ведь теперь появился такой прекрасный предлог списать всё утраченное на козни злой «контры» — это она бросила в мотоцикл «коктейль Молотова» и сбежала. И не важно, что на дворе август 1968-го, а помимо прочего мотоцикл был укомплектован парой полушубков!
      • Это вообще суровая советская реальность, не только армейская. Отец автора правки когда-то в конце 70-х, будучи начальником геологической экспедиции в восточной Сибири, был вынужден списать два кульмана, «утопленных при переправе через реку». Кто не в курсе, кульман — это большая (очень большая) чертежная доска на подставке. Однако ни у кого вопрос, зачем это взяли в геологическую экспедицию, не возник.
    • Похожую книгу Мейсона (см. ниже), вышедшую пять лет спустя, ни в коем случае нельзя назвать плагиатом или заимствованием. Армейское раздолбайство не имеет национальности, тем паче что американская армия времён Вьетнама — такая же призывная, как и советская.
  • Евгений Лукин, «Цирк боевых действий» (из романа «Портрет кудесника в юности»). Содержание полностью соответствует названию. Да и в самой «Алой ауре» встречается. «Из шести изделий лишь одно — хотя бы в общих чертах — напоминало ракету. Его-то и взгромоздили на пусковую установку, и отступив, сокрушенно покачали головами. Особенно удручающе смотрелись дыры в обшивке — результат прошлогодних учений, когда сгоряча пытались перегрузить изделие, не дождавшись полной остановки гироскопов. Бешеные волчки выскочили наружу и наделали много бед, прежде чем армейский митрозамполит сообразил смирить их молитвой…»
  • Эдуард Успенский, «Тётя Дяди Фёдора, или Побег из Простоквашино». Рассказы денщика упомянутой тёти (которая в армии была аж целым полковником по хозяйственной части) пестрят примерами армейского балагана. Например, однажды на склад, которым руководила тётя, на ночь глядя привезли партию армейских сапог, которые некуда было сложить. Тётя нашла выход — набила привезёнными сапогами несколько танков, стоявших на складе. На следующий день грянули внезапные учения, и, пока танкисты вытаскивали сапоги из своих танков, войска условного противника захватили их часть. Смешно? А представьте себе подобное в условиях настоящей войны! Или парад на замерзшем плацу, потому что посыпать плац песком нельзя — офицерские дети используют его как каток.
  • Александр Покровский, «Расстрелять», цитата из которого вынесена в эпиграф раздела, и вообще всё творчество — про балаган на подводном флоте. Сами подводники Покровского очень уважают: наконец-то кто-то показал, что они такие же люди, как и все.
  • «Оружие возмездия» Дивова — самая неуставная артбригада большой мощности в последние годы СССР.
    • Его же «Лучший экипаж Солнечной».
      • Применительно по крайней мере к Attack Force — субверсия. В начале повести прямо описывается творящийся бардак (причём вполне объяснимый — флот собираются разогнать, большинство населения Земли к военным астронавтам относится крайне негативно; как жить дальше — никто не понимает), но последующие события показывают, что воевать бригада адмирала Рашена не разучилась.
  • Андрей Загорцев, «Особая группа», «Спецуха», «Рассыпуха», «Водки летчикам не давать!» — всё про это.
  • Хроники странного королевства — в цикле представлено несколько вариаций на эту тему: от партизан, до элитных подразделений. Практика показывает, что по отдельности можно быть очень крутыми убийцами, но стоит собраться всем вместе и начинается: драки, бухло, сомнительное руководство, нарушение приказов всеми возможными способами.
  • Алексей Суконкин «Призраки Ночи». Военно-полевой балаган в условиях Второй Чеченской. С прикрученным фитильком, ибо сцены военно-прикладного идиотизма соседствуют с весьма профессиональными действиями на поле боя.
  • Андрей Константинов, цикл рассказов «Байки Служивых Людей» — будни военных переводчиков и оркестров позднесоветской эпохи раскрыты по полной.
  • Эдуард Овечкин и его серия книг «Акулы из стали» — о весёлых и не очень буднях российских моряков вообще и подводниках в частности.

На других языках[править]

  • «Похождения бравого солдата Швейка» нужно относить к этому тропу, а не к тому, потому что как раз война описана крайне неприглядно. Зато сама австро-венгерская армия — балаганнейший из балаганов: тут вам и генералы-маразматики, и патриоты-идиоты, и солдаты-неумехи, и даже офицер, который в пьяном виде изображает русалку при помощи селёдочьего хвоста, воткнутого в задницу.
    • А также предвоенные рассказы Гашека о том же Швейке.
  • Джозеф Хеллер, «Уловка\Подвох 22» — как идейный продолжатель Швейка, создаёт ту же атмосферу, где сама война показана серьёзно и страшно, а армия и её организация полностью построена на безумной тролльской логике.
  • Гарри Гаррисон, серия «Билл — герой галактики». Неприкрытый стёб над хайнлайновским милитаризмом. Попутно отыгрываются Война — это смешно и Война — это кошмар.
    • Да и в паре книг о Стальной Крысе писатель от души попинал военщину. Не любил Гаррисон армию и не скрывал этого.
      • Ну в «Чуме из космоса» как раз «тупые солдафоны» всех и спасли. Правда ценой практически госизмены и убитого сослуживца (помер кстати вполне геройски). Хотя и тут по ним проехались изрядно. Даже генерала Барк зовут (от английского «лай» что ли?)
  • Эрик Фрэнк Рассел — как минимум, «Оса» и «Ближайший родственник».
  • Роберт Асприн, «Шуттовская рота» с продолжениями. Балаган не прекращается до последней страницы.
  • Сапковский этот феномен буквально пригвоздил — пером одного из своих персонажей:
«

Я был знаком в жизни со многими военными. Знавал маршалов, генералов, воевод и гетманов, триумфаторов многочисленных кампаний и битв. Слушал их рассказы и воспоминания. Видывал их склонёнными над картами, выписывающими на них разноцветные чёрточки и стрелки, разрабатывающими планы, обдумывающими стратегию. В этой бумажной войне всё получалось прекрасно, всё работало, всё было ясно и в идеальном порядке. Так должно быть, поясняли военные. Армия — это прежде всего порядок и организованность. Армия не может существовать без порядка и организованности. Тем поразительнее, что реальная война — а несколько реальных войн мне видеть довелось — с точки зрения порядка и организованности удивительно походит на охваченный пожаром бордель.

»
— Лютик, «Полвека поэзии»
  • Джон Ринго, Виктор Митчелл, «Корабль по имени „Фрэнсис“» (вселенная Хонор Харрингтон) — команда грейсонского крейсера «Фрэнсис Мюллер». К примеру, навигатор может забыть о планете, прокладывая курс, капитан любит подбодрить команду, устраивая гонки на мешках с картошкой, а старпом мечтает выкинуть в открытый космос хоть кого-нибудь.
    • Обоснование: из-за взрывообразного роста ГКФ во время войны с Хевеном на грейсонском флоте образовалось энное количество людей, которые оказались на постах выше их компетенции и способностей и которыми в условиях войны заняться просто некому и некогда. «Фрэнсис Мюллер» служит в ГКФ своеобразным отстойником для подобных персонажей, которых держать на других (более ответственных) постах означает накликать беду.
      • А ещё потому, что это неприкрытая пародия на обожаемого Джоном Ринго «Безотвественного капитана Тайлора».
  • Мейсон Роберт, «Цыпленок и ястреб». Автобиографическая повесть о вертолётчике во Вьетнаме. Описания военных действий соседствуют с развесёлыми сценами лагерной жизни. В числе прочего — история с пропавшим вертолётом, на который складские списали все недосдачи. В итоге общий объём груза в 3 раза превысил максимальный взлётный вес.
  • Робин Мур, «Зелёные береты». Сборник документальных историй о спецназе США в первые годы Вьетнамской войны. Филигранные подставы коррумпированных союзников, называние сортиров в честь павших героев, военно-полевые браки с дочерьми вождей…
  • «Сага о копье» про драконидов. Дилогия Маргарет Уэйс и Дона Перрина «Бригада обречённых» и «Кодекс драконида».
  • ПЛиО — аверсия. Кровавые Скоморохи, конечно, тот ещё балаган, но какая из них, к Неведомому, армия?

Кино[править]

(link)

ДМБ. Классика.
  • «Зелёный слоник»: без комментариев. «Союз офицеров России» даже предлагал проверить фильм на разжигание ненависти к офицерам и унизительное их изображение. «Ничего не понимаю… и это офицеры? Г…но какое-то, п…ры, бл…» ©
  • «Убрать перископ». Что будет, если капитану-безобразнику вручить груду металлолома вместо подлодки и банду маргиналов вместо команды? Шикарная комедия на все времена!
  • "Операция «Дамбо»/«Слон»" (Operation Дамбо Drop) — снова клоунада, теперь уже война во Вьетнаме. ИСЧХ написана по реальным историям «зелёных беретов», которым приходилось заниматься и не такими безобразиями.
  • «Сержант Билко» — и снова армия США. Обычная военная база. Казино в каптерке, производство самогона в автопарке и крышующий всё это дело мастер-сержант в исполнении Стива Мартина.
  • «ДМБ» — лютейший вин Охлобыстина и K°. Бред, самодурство, сюрреализм и полный бардак. И ведь смотрится абсолютно естественно! Ибо лихие 90е…
  • Имперская армия из сольника про Хана Соло, хоть и заняла преступно мало экранного времени, успела показать себя абсолютным балаганом без какой-либо структуры и дисциплины. Впрочем, в дурдомную атмосферу нового канона она вписалась как раз очень органично — там теперь все такое и все такие.
    • А вот имперская армия из оригинальных Звездных Войн, то есть расширенной вселенной, демонстрирует полную аверсию в плане профессионализма и дисциплины.
  • «Хроника пикирующего бомбардировщика» — скучающие из-за нелётной погоды лётчики, развлекающиеся «ликёром „Шасси“»… Тем больнее воспринимается трагический финал.
  • «Горячие головы»/«Горячие головы: Part Deux» — в пояснениях не нуждаются.
  • «Солдаты Буффало» — Рассказывает о жизни на американской военной базе в Германии во времена окончания Холодной войны. Солдаты, не имеющее реального противника, маются чёрт знает чем, в основном либо употребляют наркотики, либо их и продают. Начальник в упор не видит чем занимаются подчинённые, ему важнее по карьерной лестнице подняться. А главный герой, который пошёл в армию, что бы не угодить в тюрьму, прекрасно себя чувствует при таком положении вещей.
  • «Эрнест в армии». Впрочем, с этим персонажем любое место превращается в разнузданный балаган.
  • «Звёздный десант» — в фильме получилось именно это, хотя в книге армия выглядит чуть ли не сакрально.
  • «Апокалипсис сегодня» — инверсия. В частях армии США творится натуральный бардак. Целые соединения забыты черт знает где. Полковник с легкостью устраивает рейд на вражескую территорию, чтобы покататься на волнах. Руководитель группы по поддержке войск сдает своих девушек командиру катера за бочку горючего. На фоне этого полковник Курц кажется почти вменяемым.

Телесериалы[править]

  • «Солдаты» — впрочем, далеко не целиком. Как-никак, этот сериал был призван показать армию в хорошем свете.
  • Дальшейшие сиквелы «ДМБ», хотя многими считаются не тортом
  • «Поколение убийц» — американский вариант.
  • «Осторожно, модерн! 2» — троп проявлялся ещё в приквеле (особенно ярко в серии про письмо из армии; атмосфера серии про военкомат, впрочем, тоже что-то с чем-то), но именно в самом сериале балаган предстал во всей красе. А чего ещё можно ожидать с такими бравыми вояками, как прапорщики Задов и Пастушенко?
  • МЭШ — балаган в военно-полевом госпитале времён Корейской войны. Эталон, хранить вечно.
  • «Эскадрилья „Чёрные овцы“» — 214-я эскадрилья практически эталон тропа.

Телевидение[править]

  • «Маски-шоу» — выпуск «Маски в армии», в режиме «педаль в асфальт». Чуть более лайтовая версия — «Маски на секретном объекте» и «Маски в партизанском отряде».
  • Каламбур — рубрика «Железный Капут», балаган в одном конкретном супер-танке германской армии.
    • Зусулы в некоторых сериях тоже проявляют.

Комиксы[править]

  • «Астерикс — легионер». Добрый, комедийный отыгрыш тропа.
    • И вообще из выпуска в выпуск римская армия — тот ещё балаган. Но именно в «Астериксе — легионере», как нигде, пародируются современные (XX века) армии и делается сугубая, подсвечивающая опора на троп.
    • В «Астериксе и готах» прусскому милитаризму досталось не меньше. Но там, в отличие от предыдущего примера, подчёркивается, что армия не регулярная, а — так, племенное ополчение. В итоге это выливается в войну (умело подогретую хитрым друидом) каждого мелкого вождя против всех остальных.
  • PVT Murphy’s Law — собственно об этом.
  • Карикатуры «Вилли и Джо» Билла Молдина — про балаган в американской армии времён Второй Мировой.
  • Цикл открыток-карикатур от Жана-Поля Ван Ден Броека, посвященных бельгийской армии 80-х.
  • Angel Wings — несмотря на достаточно серьёзный настрой комикса на бытовом уровне в армии США творится форменный балаган. Проколоть шины у самолета с красотками из группы поддержки войск, чтобы тот не улетел? Использовать красавицу из WASP[1] чтобы использовать поле для гольфа местного аристократа в качестве аэродрома подскока? Провезти контрабандой машину для мороженного? Можем, умеем, практикуем.
  • Terminal Lance — будни морской пехоты США с точки зрения рядового морпеха. Причём автор сам служил в КМП, и комикс во многом основан на его личном опыте.

Мультфильмы[править]

  • Мулан — собственно, армия, в которую угодила главная героиня, представляет собой одну сплошную буффонаду. И так будет продолжаться, пока армия не доберётся до разрушенной деревни.
  • «Private Snafu» — серия агит-мультфильмов Армии США про то «как не надо делать». Судя по рассказам — помогало не сильно.
  • Ранние мультфильмы про Дональда Дака.

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • Gate: Jieitai Kanochi nite, Kaku Tatakaeri — весь об этом. Планировалась агитка Японских Сил Самообороны, получилось то, что получилось. Хотя есть и жизненная правда: в Силы Самообороны действительно идут те, кто в служащие и клерки не попал, но и до фритера или хикикомори не скатился, поэтому местный контингент из отаку и гопников (которые могут быть вовсе не тупыми и не ленивыми — но с напрочь испорченной репутацией, из-за которой в приличные места их просто не возьмут) вполне правдоподобен[2].
    • Следует помнить, что нынешняя JSDF — типичнейшая армия мирного времени, и нашим аналогом творящегося в Особом Регионе балагана примерно является Первая Чеченская. У японцев просто не было наложившихся на необходимость резко начать воевать экономической катастрофы и распада общества бесславных 90-х, да и противник попался тряпочный.
    • Собственно говоря, главной реальной причиной того, что ВС США вечно ввязываются во всевозможные разборки племенных вождей в унылых Бамфакистанах, является вовсе не врождённая воинственность и стремление попилить бюджет (хотя куда же без этого), а как раз желание избежать вышеуказанных проблем: пусть хоть кто-нибудь во всех вооружённых силах имеет хоть какой-то, но боевой опыт. Остальных они научат, в случае чего.
  • Kill la Kill — порядки в Хоннодзи, установленные Сацуки — нечто среднее между этим и родственным тропом. Одни ее высшие офицеры (недалёкий бандит, помешанный на дисциплине «держиморда», блатная альфа-сука и компьютерный нёрд) чего стоят! Хотя юмор, надо сказать, чёрный: попасть под раздачу в этом балагане не легко, а очень легко. Как оказалось, не балаган, а очень даже организованная армия.
  • Darling in the FranXX — о, Trigger это дело любят! Почти полный комплект типажей: и неадекватный командир (Итиго), и тупой помешанный на бюрократии тыловик (Нана), и злобная военная полиция («Девятки»), и ничего не смыслящие в военном деле генералы (Папа и Франк), и придурковатые солдаты всех сортов и мастей (Мицуру — депрессивный нытик, Дзоромэ — лирой с замашками горе-патриота и тупого фашиста, Футоси — комический обжора и так далее). Собственно, первые шесть серий суть «Уловка 22» наоборот: по ошибке списанный в тыл протагонист (курсант-отличник с перспективами стать пилотом-асом) отчаянно пытается доказать тупым армейским бюрократам и собственной малоадекватной командирше, что умеет пилотировать и должен быть отправлен на фронт.
  • The Irresponsible Captain Tylor — экипаж практически идентичен примерам выше, и даже больше, ибо это первопример аниме построенного целиком и полностью вокруг высмеивания армейского быта и взаимоотношений. Даже дизайн Юдзи Итами во многом скопирован с Тейлора! При этом аниме явно отсылает к следующему пункту нашей программы…
  • Space Pirate Captain Harlock — собственно армии что Мазон, что Человечества, что сама команда Аркадии…
  • Guns and Stamps — Дизельпанковская манга от фаната СССР и Красной Армии в частности, Хаяме Расендзина. Манга рассказывает о героической службе снабженецев Московского Княжества ([[СФК Российской Империи]]) во время очередной войны с Республикой (СФК Османская Империя). Поставить водку вместо снарядов или спереть награбленные трофеи, чтобы погасить военные бонды… Так и воюемЪ.
  • Морпех Юми — Японская школьница в Корпусе Морской Пехоты США — уже смешно. Несмотря на более-менее серьёзный настрой манги воинская служба больше похожа на балаган на выезде.
  • Меха-муцуме вообще (а Strike Witches и Kantai Collection в особенности) — зигзаг. С одной стороны, творится неприкрытый фансервисный бардак из разряда «группа гиперактивных тинейджериц в летнем лагере». С другой — когда надо делать, они собираются и делают. И они — реально последняя надежда человечества (в Ведьмах показано прямо: пролетающая над линкором ведьма и радостный крик «Ведьма! Ведьма пришла!»).
  • маньхуа Повинуясь императорскому указу — что армия государства Ся, в что их противники те ещё остолопы (чего только стоит проведённый протагонистом отважный рейд на вражескую территорию который закончился эпичным сожжением вражеских сортиров)

Видеоигры[править]

  • «Петька и ВИЧ 3: Возвращение Аляски» — по сюжету заглавные герои вербуются в американскую армию, которая — тот ещё балаган. Даже искусственный интеллект, охраняющий ядерную бомбу, отличается редкостным раздолбайством.
    • «Петька 4: День Независимости» — в будущем отечественная армия, которая должна бороться с инопланетянами, тупо их осадила и на этом успокоилась. Штаб в коровнике, солдаты-дегенераты давят со скуки мышей, начальник штаба в телогрейке — сам пришелец. Все в норме.
    • «Петька 9: Пролетарский гламуръ» — о, ракетная база под Москвой это просто цветник клюквы. Начнем с того, что на КПП дежурит косплейер Сусанина…
  • S.W.I.N.E. — ряженые под Рейх Свины вовсю отжигают в катсценах: то вместо дров кладут в костёр гранату, то с фатальными последствиями путают перед и зад (увидев в бинокль врага, командир танка требует ехать вперёд, но забывает, что башня танка отвёрнута назад — зато мехвод чётко выполняет приказ, на полном ходу врезаясь в бочки с топливом).
  • XCOM 2 — аверсия: одно из DLC даёт возможность одеть XCOM в одеяния «супер-героев» выглядящие откровенно по-клоунски
  • Red Alert 2 и 3. Генерируется в промышленных масштабах.
  • Dawn of War: Soulstorm — почему в канонической концовке продули Имперская Гвардия и хороший, в общем-то, полководец Вэнс Стаббс? Потому что из-за бюрократическо-снабженческого бардака где-то потерялись аж целых сто штук сверхтяжёлых танков.
    • На самом деле результаты битвы отретконили к DoW III, как «На тебе!» в сторону разработчиков Soulstorm, которую разрабатывали не в Relic Entertament.

Настольные игры[править]

  • Warhammer Fantasy Battles
    • Орки, огры и всевозможные хаоситы здесь — типичная орда варваров, в которой совершенно нормально устанавливать субординацию прямо во время кампании и драться за лут прямо во время сражения.
    • Скавенское начальство точит зубы друг на друга ещё сильнее, техника у них держится на честном слове (да, скавенском), а рядовая пехтура не разбегается при первом контакте с противником только потому что её подпирают заградотряды задние шеренги.
    • В Тилее, воюющей в основном наёмниками, можно встретить наёмных орков и даже скелетов в одном строю с нормальными людьми. Которые, в свою очередь, обладают всеми привычками наёмников Ренессанса вроде попугайских нарядов и грабежа всего подряд при задержке зарплаты.
  • Warhammer 40,000 — аверсия: Арлекины Цегораха, на самом деле это крутой спецназ в клоунских нарядах
    • Как и средняя банда слаанешитов. Бардак, беспорядочные половые связи и извращения на любой вкус. Но стоит появиться противнику — начинается кровавая баня.
    • Фанатские ордена Злобномаринов (Angry Marines) и Остроготов. Сочетают в себе крутизну и ядрёную придурь. За что и любимы.
    • Да и вполне каноничные Космические Волки склонны к бардаку, алкоголизму и прочим безобразиям в военно-полевых условиях.
    • Орки — не баг, а фича. Именно за счёт балаганности и побеждают. А еще за счёт способностей миллиардами расти из земли (буквально) и собирать работающий шизотех из мусора.
    • Среди Гвардии это тоже больше норма, чем исключение. Если у суровых Кадианциев даже бардак по уставу (у Криговцев или Мордианцев по уставу ВСЕ), то катачанцы или савларцы устава как такового вообще не признают. Что вызывает некоторое недопонимание с комиссарами (правда, в случае с катачанцами это не их проблема — правило в настолке, известное как «Oops, sorry sir!», не на пустом месте появилось).
      • А еще в гвардии регулярный бардак со снабжением. Ситуация, когда Мониторум перепутал право и лево и полк Вальхальских ледяных воинов достает из кораблей снабжения легкие пустынные накидки, а полк Талларнских Пустынных Рейдеров шинели и шубы — суровые будни службы в гвардии.

Музыка[править]

  • Ноггано, «Армия». ГлавГерой, попав в часть по снабжению, начинает с сослуживцами распродавать казённое имущество и на вырученные деньги покупать героин, попутно подсаживая на него всю войсковую часть. Единственный прапорщик, пытавшийся образумить сбытчиков казённого имущества, ничего не может сделать из-за компромата на него (пользуясь своим положением, он занимался анальным сексом с солдатами) . Когда в часть прибывает генерал с проверкой, торчки сваливают всё на того самого прапорщика, попутно меняя генеральскую «Волгу» у барыги на героин. В итоге прапорщика-гея посадили, а реально виновные отделались увольнением/переводом в другие части.
  • Знаменитая «They Say That in the Army».
  • Красная Плесень же! «У Лукоморья ЗИЛ-130…», «Письмо дедушке», «3.14здец»
  • Мюзикл «Воины духа» — злодей Провайдер, совращая главного героя, показывает ему такую армию.
  • Канцлер Ги «Тамплиерская стебная» и ряд других песен про крестоносцев, явно намекающих, что бардак и балаган в армиях — дело древнее и даже крестоносцев эта чаша не минула.
    • Дворовая песня «Новобранцы», чьим филком «Крестоносцы» и являются.
  • Дэн Назгул «Доброе утро, Вьетнам». Если не сильно вдаваться в текст, война тут — натуральный балаган. А вот когда задумываешься — становится стремновато
  • Сергей Калугин, «Теперь ты в армии».
  • Юлий Ким, «Одиннадцать солдат» (вариация на тему «Десяти негритят», солдаты забывают пароль, пьют и ходят по борделям) и «Пусть повезет гренадеру!».
  • ВИА Калинка, "Неплохо для начала".

Интернет[править]

(link)

Военный парад танзанийской армии на Занзибаре
  • Bigler.ru же! Аллюзия на кадета Биглера из книги Гашека «Похождения бравого солдата Швейка». Крупнейший сайт Рунета, посвящённый армейским байкам, причём не только СССР/России, но и вероятным противникам. Когда смешно, когда — не очень.
  • Цикл постов в ЖЖ «Секретное оружие израильской армии» и тому подобное. Какие прапорщики, о чем вы? В израильской армии тащат со службы домой все и всё!
  • Учения армии Мали.

Реальная жизнь[править]

« Старшие помощники командиров, не успев на ноги встать, опускаются до такого либерализма, что становятся страшнее вероятного противника. »
— контр-адмирал Юрий Кириллов
  • Классика жанра: захватили город, бросились мародёрить, противник перегруппировался и взял их тёпленькими.
    • На этой почве возникло негласное правило: на грабёж города даётся не более 3 дней (как говорилось в одном фильме Гоблина «Две сорванные башни», «3 дня гуляем!»).
  • Средневековые наёмники. Описанную выше привычку мародёрить имеют, а если им что-то не нравится — дезертируют, потому что слушаются в первую очередь своего непосредственного командира. Могут даже захватывать города самовольно если им задерживают зарплату или просто долго нет никакой войны. На закуску — цветастые костюмы, в которых свой-чужой опознаётся по различиям в региональной моде.
  • 1788 год, битва при Карансебеше — случай-эталон из палаты мер и весов, когда австрийская армия спьяну и перепугу разгромила сама себя. Оказалось выдумкой, которая многим понравилась.
  • Вторая мировая. Немцы построили деревянный аэродром в качестве ложной цели. Англичане сбросили на него одну бомбу. Деревянную. Немцы поставили на него уже настоящие самолеты. Англичане разбомбили его уже настоящими бомбами. Последним сбросили флаг со словами «А вот это уже другое дело!».
    • Японцы тоже успели отметиться, ни много, ни мало, при Пёрл-Харборе. Лётчик Мицуо Футида, возглавлявший первую волну атак на базу, должен был провести разведку и подать другим лётчикам сигнал: выпустить одну сигнальную ракету, если американцы, по его мнению, не будут готовы к обороне, и две, если будут. Убедившись, что американцы ничего не ожидают, Футида выстрелил первой ракетой…а затем, подумав, будто соратники не заметили, на всякий случай выстрелил второй. Японские лётчики принялись перестраиваться, многие перепутали цель, в результате одни объекты на территории острова были подвергнуты избыточно мощным бомбардировкам, тогда как другие получили незначительные повреждения, а третью волну авианалётов и вовсе пришлось отменить. Вопреки планам японского командования, американцы понесли недостаточно большие потери, чтобы устрашиться и тут же сесть за стол мирных переговоров. Напротив — американский флот был быстро восстановлен, а само нападение на Пёрл-Харбор спровоцировало вступление США во Вторую Мировую войну против японцев. Чем всё это закончилось — известно. Вот так ошибка одного человека может творить историю.
  • У американцев таких примеров не много… А ОЧЕНЬ МНОГО!
    • Атомная бомбардировка Нагасаки — готовый сценарий про тупых военных. Сперва бомбовоз полетел неисправным (чинить — долго, перегружать бомбу на другой самолет — опасно, значит летим как есть). Затем командир самолета-наблюдателя выгнал с борта ученого, забывшего парашют. А с техникой умел обращаться только он. Плюс наблюдатель разминулся с основной группой (летели друг над другом на расстоянии пары км в высоту), да еще и подал сообщение, которое поняли как «Бомбер с „устройством“ упал». Долетели до основной цели — закрыта дымом от недавней бомбардировки соседнего города. Запасная цель — закрыта облаками. Кое-как навелись и отбомбились, случайно встретившись с потерянным наблюдателем. На последних каплях горючего сели на запасном аэродроме, где их не ждали, едва не влетев в стаю бомберов, которые готовили к вылету. В общем JANFU во все поля.
    • Битва при Палмдейле в ту же копилку. Причем все делалось строго по инструкции.
    • Операция «Коттедж» — взятие острова Каска, на котором не было ни одного японца. Потери — 103 убитых, 97 раненых и 130 обмороженных.
    • Операция «Коготь орла» — вторжение отряда «Дельта» в Иран в 1980 г. Закончилось взрывом бензовоза, брошенными вертолетами и чудовищным позором. Потери иранцев — водитель бензовоза.
    • Операция «Вспышка ярости» — разгром Америкой крохотной Гренады с армией в 1000 человек. Благодаря грандиозному количеству косяков, где Америка победила вопреки самой себе, до сих пор является любимым поводом для юмористических изощрений околоисторических блогеров.
  • 1970-е. У одного из турецких пилотов в ходе учений заглох двигатель. Он сообщил об этом на базу. С земли поступил приказ катапультоваться, что он сразу же и сделал. Как и пять других пилотов, которые тоже его слышали. Результат — потеря шести самолётов.
    • Тогда уж не грех вспомнить морское сражение у Пафоса (1974) где ядрёный троллинг греков привели к весьма результативной перестрелке между турецкими ВМФ и ВВС. Правда, это только подсластило пилюлю, греки часть Кипра благополучно потеряли.

Примечания[править]

  1. Собственно это ГГ, которая служит во Вспомогательной Военно-Воздушной Службе США и является крутым пилотом
  2. Раскрашенные в аниме-стиле вертолёты АН-1 — не выдумка разработчиков War Thunder, а вполне реальный факт.