Добрый безумец: различия между версиями
Isgerdr (обсуждение | вклад) |
|||
(не показаны 3 промежуточные версии 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|LoonWithAHeartOfGold|Loon With A Heart Of Gold}} | {{TVTropes|LoonWithAHeartOfGold|Loon With A Heart Of Gold}} | ||
У талантливых писателей (не [[МТА]]) принадлежность персонажа к силам Добра или Зла так или иначе следует из его личностных качеств (соответственно, в ходе развития характера героя может произойти поворот [[Направо кругом|направо]] или [[Налево кругом|налево]]). А как быть, если в произведение вводится персонаж «с головой набекрень»? Часто они вообще не принимают ничью сторону (в силу слабого контакта с реальностью) и бывают нейтралами или чисто декоративными персонажами. Второй каноничный вариант — [[Буйное помешательство|буйно помешанный]] маньяк с топором или сумасшедший доктор, мечтающий захватить мир. Но можно сломать шаблон читателю/зрителю и сделать безумца представителем сил Добра с большой буквы Д. | У талантливых писателей (не [[МТА]]) принадлежность персонажа к силам Добра или Зла так или иначе следует из его личностных качеств (соответственно, в ходе развития характера героя может произойти поворот [[Направо кругом|направо]] или [[Налево кругом|налево]]). А как быть, если в произведение вводится персонаж «с головой набекрень»? Часто они вообще не принимают ничью сторону (в силу слабого контакта с реальностью) и бывают нейтралами или чисто декоративными персонажами. Второй каноничный вариант — [[Буйное помешательство|буйно помешанный]] маньяк с топором или сумасшедший доктор, мечтающий захватить мир. Но можно сломать шаблон читателю/зрителю и '''сделать безумца представителем сил Добра''' с большой буквы Д. | ||
При этом их сумасшествие может сочетаться с высокими идеалами самым разнообразным образом. Некоторые из них в минуты просветления тяготятся им, и у них присутствует раздрай между личными моральными установками и тем, что им говорят голоса в голове. В то же время, другие именно благодаря безумию сохранили детскую непосредственность и открытость миру; такой персонаж может ВНЕЗАПНО оказаться «самым светлым среди светлых» (ибо более нормальные герои уже успели ожесточиться за время битв с силами Зла). | При этом их сумасшествие может сочетаться с высокими идеалами самым разнообразным образом. Некоторые из них в минуты просветления тяготятся им, и у них присутствует раздрай между личными моральными установками и тем, что им говорят голоса в голове. В то же время, другие именно благодаря безумию сохранили детскую непосредственность и открытость миру; такой персонаж может ВНЕЗАПНО оказаться «самым светлым среди светлых» (ибо более нормальные герои уже успели ожесточиться за время битв с силами Зла). | ||
Строка 8: | Строка 8: | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== [[Комплексные франшизы]] === | |||
* «[[Песнь Льда и Пламени]]»/«[[Игра престолов]]»: | |||
** Бейлор Таргариен Благословенный. Грустная деконструкция, ибо правителем был [[глупый король|не просто блаженным, а, прямо сказать, блажным]]. С одной стороны, закончил кровопролитную войну и заключил долгий мир с Дорном — южане не могли не проникнуться уважением к тому, как он пешком (!) босиком (!!!) ходил из своей столицы в их, к тому же добровольно отпустил всех взятых заложников и освободил тех, кого держали в Дорне, включая Эймона Рыцаря-Дракона. С другой — благотворительностью занимался откровенно в ущерб государственным делам, а под конец жизни превратился в [[борец за нравственность|борца за нравственность]] и обскуранта, сжигавшего книги. | |||
** «Принцесса и королева»/«[[Дом дракона]]» — принцесса Хелейна Таргариен, представленая в экранизации [[безумный провидец|не вполне адекватной провидицей]] и [[офелия|очень милой]] [[любимчик в семье|любимицей всей семьи]]. Впрочем, мы ещё не знаем, как скажутся на ней {{spoiler|[[не щадить детей|Кровь и Сыр]]}}, но что недобрым образом — однозначно. | |||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* А. Дюма, «[[Le Comte de Monte-Cristo|Граф Монте-Кристо]]» — аббат Фариа. Он всё-таки не безумец, хотя его таковым и считают, но довольно-таки эксцентричен (что неудивительно после стольких лет заточения). А добрый он безусловно: прописал жене своего тюремщика лекарство и отказался убивать охранника даже ради возможности сбежать. | * А. Дюма, «[[Le Comte de Monte-Cristo|Граф Монте-Кристо]]» — аббат Фариа. Он всё-таки не безумец, хотя его таковым и считают, но довольно-таки эксцентричен (что неудивительно после стольких лет заточения). А добрый он безусловно: прописал жене своего тюремщика лекарство и отказался убивать охранника даже ради возможности сбежать. | ||
* Дженни Рен из романа Диккенса «[[Наш общий друг]]». Отличается эксцентричностью на грани с безумием, при этом она один из самых светлых и положительных персонажей в романе. | * Дженни Рен из романа Диккенса «[[Наш общий друг]]». Отличается эксцентричностью на грани с безумием, при этом она один из самых светлых и положительных персонажей в романе. | ||
* «Хроники Амбера» Желязны. Дворкин. Милый, горбатый и бородатый старичок, абсолютно преданный семье {{spoiler|своего сына}} Оберона. Однако совершенно серьёзно уверен, что следует уничтожить Узор, Амбер и всю реальность всех миров. Ну не получилось, недоволен он этой реальностью, | * «Хроники Амбера» Желязны. Дворкин. Милый, горбатый и бородатый старичок, абсолютно преданный семье {{spoiler|своего сына}} Оберона. Однако совершенно серьёзно уверен, что следует уничтожить Узор, Амбер и всю реальность всех миров. Ну не получилось, недоволен он этой реальностью, — ну ещё разок попробуем. Он-то фактически бессмертный, ему-то что? | ||
* [[Безумная художница]] Марианн Энгел из романа Эндрю Дэвидсона «[[The Gargoyle|Горгулья]]». Физически и морально поставила главного героя на ноги после тяжелейшей аварии. | * [[Безумная художница]] Марианн Энгел из романа Эндрю Дэвидсона «[[The Gargoyle|Горгулья]]». Физически и морально поставила главного героя на ноги после тяжелейшей аварии. | ||
* Безумная Лори из повести «Томасина» (и её советской экранизации). | * Безумная Лори из повести «Томасина» (и её советской экранизации). | ||
* «Поединок» А. И. Куприна — поручик Назанский. Образованный, думающий и с сердцем, но пьёт «до подушки» и в какой-то момент уже трудно отличить его от настоящего сумасшедшего, даже когда он трезв (в черновиках это видно сильнее, чем в известной всем версии). | * «Поединок» А. И. Куприна — поручик Назанский. Образованный, думающий и с сердцем, но пьёт «до подушки» и в какой-то момент уже трудно отличить его от настоящего сумасшедшего, даже когда он трезв (в черновиках это видно сильнее, чем в известной всем версии). | ||
* «[[Сага о Форкосиганах]]» — сержант Ботари создаёт впечатление монстра Франкенштейна с плазменной винтовкой. Ещё под командованием Эйрела ему казалось, что он умеет разговаривать с демонами и видеть ад, потом его психику намеренно поломали химией и жуткими приказами до почти непрекращающегося о()нейроидного психоза, потом лечили не менее варварскими методами. Это не считая «обычного» [[ПТСР]]. Ах да, ещё до всего этого он был угрюмым козлом. И всё-таки в душе он добрый, честный и преданный солдат. Как показывают события — ещё и далеко не глупый. | * «[[Сага о Форкосиганах]]» — сержант Ботари создаёт впечатление монстра Франкенштейна с плазменной винтовкой. Ещё под командованием Эйрела ему казалось, что он умеет разговаривать с демонами и видеть ад, потом его психику намеренно поломали химией и жуткими приказами до почти непрекращающегося о()нейроидного психоза, потом лечили не менее варварскими методами. Это не считая «обычного» [[ПТСР]]. Ах да, ещё до всего этого он был угрюмым козлом. И всё-таки в душе он добрый, честный и преданный солдат. Как показывают события — ещё и далеко не глупый. | ||
* [[Волкодав| | * «[[Волкодав|Волкодав. Право на поединок]]» — сумасшедшая Сигина. Производит впечатление доброй, тихо помешанной женщины, говорит загадками и повсюду ищет своих детей, {{spoiler|на самом деле является богиней - Матерью Богов-Близнецов}}. Соответственно, её дети {{spoiler|— это сами Боги-Близнецы}}. | ||
* [[Harry Potter|Полумна Лавгуд]]. Просто Полумна Лавгуд. | * [[Harry Potter|Полумна Лавгуд]]. Просто Полумна Лавгуд. | ||
* Forgotten Realms: Тиббледворф Пуэнт и Харкл Харпелл. Оба весьма по-разному не в себе, но стоит этим двум по-настоящему взяться за дело — и ни смертоносные дроу, ни демоны, ни сам морской чёрт их не остановят. | * Forgotten Realms: Тиббледворф Пуэнт и Харкл Харпелл. Оба весьма по-разному не в себе, но стоит этим двум по-настоящему взяться за дело — и ни смертоносные дроу, ни демоны, ни сам морской чёрт их не остановят. | ||
* «Крошка Цахес» Гофмана — [[зигзаг]]. Бальтазар — не безумец, но [[Житель Страны Эльфов]] тот ещё, при этом считается единственным положительным персонажем именно по этой причине; с другой стороны, Цахес, страдающий каким-то пороком внутриутробного развития (глубокая умственная отсталость — не единственная и даже не главная из его проблем) является главным антагонистом и всецело осуждается. Это уж не говоря о том, что лично для автора правки Цахес относится к категории «[[обнять и плакать]]», а Бальтазар очень раздражает. | * «Крошка Цахес» Гофмана — [[зигзаг]]. Бальтазар — не безумец, но [[Житель Страны Эльфов]] тот ещё, при этом считается единственным положительным персонажем именно по этой причине; с другой стороны, Цахес, страдающий каким-то пороком внутриутробного развития (глубокая умственная отсталость — не единственная и даже не главная из его проблем) является главным антагонистом и всецело осуждается. Это уж не говоря о том, что лично для автора правки Цахес относится к категории «[[обнять и плакать]]», а Бальтазар очень раздражает. | ||
* [[Александр Рудазов]], [[Мудрецы (дилогия)|дилогия Мудрецов]] — собственно, Три [[маразм Склерозыч Альцгеймер|Безумных]] Волхва, в особенности [[соня|Каспар]]. Мельхиор по-детски обидчив, а Бальтазар [[козёл с золотым сердцем|отличается повышенной сварливостью]], но в целом — довольно [[милый старичок|милые старички]], [[рудазовский дедуля|опасные]] не от злобности, а от [[неуправляемая сила|неконтролируемости]]. {{spoiler|Когда [[Призрак (А. Рудазов)|их избавили от бренных тел]], в троп вошли они все… но вместе с телами ушёл и маразм.}} | |||
=== [[Театр]] === | === [[Театр]] === | ||
* | * «Безумная из Шайо» — деконструкция в образе главной героини. Орели стремится к добру, выступая против угнетения, но {{spoiler|сожжение ею капиталистов делает образ безумной старушенции не столь однозначным}}. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
Строка 31: | Строка 36: | ||
* «Женщина под влиянием» — главная героиня. | * «Женщина под влиянием» — главная героиня. | ||
* Экранизация «[[Hobbit|Хоббита]]» — именно таким и предстаёт Радагаст. | * Экранизация «[[Hobbit|Хоббита]]» — именно таким и предстаёт Радагаст. | ||
* «[[Зелёный слоник]]» — Пахом. Он же [[Именно то, что написано на упаковке| | * «[[Зелёный слоник]]» — Пахом. Он же «[[Именно то, что написано на упаковке|поехавший]]». | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
Строка 43: | Строка 48: | ||
=== [[Манга]] и [[аниме]] === | === [[Манга]] и [[аниме]] === | ||
* Kakegurui — [[Педаль в асфальт|''Любой'' положительный персонаж]], кроме [[Единственный нормальный человек|Рёты]] [[Бесполезный парень|Сузуи]]. Нет, серьёзно, вы посмотрите, [[Возбуждение, как от секса| | * Kakegurui — [[Педаль в асфальт|''Любой'' положительный персонаж]], кроме [[Единственный нормальный человек|Рёты]] [[Бесполезный парень|Сузуи]]. Нет, серьёзно, вы посмотрите, ''[[Возбуждение, как от секса|как]]'' [[Зловещая долина|колбасит]] во время азартных игр даже тех, кто кажется абсолютно вменяемым и благоразумным. Хотя, тут есть и те, для кого азартные игры это не фетиш, но все они (кроме того же Рёты) служат исключительно антагонистами. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* Шеогорат в [[The Elder Scrolls]], по крайней мере в [[Скайрим]]е. Намекается, что внезапная смена характера Шеогората со взбалмошного нейтрала на доброе божество, которое (вот это поворот!) пытается исцелить обитающего в его царстве императора Пелагия, связана с тем, что это не тот самый дядя Шео, а главгерой Обливиона. Да и если вспомнить того самого дядю Шео, то он вполне себе добрый, а то, что он строит из себя нехорошего даэдру — он просто прикалывается, [[трикстер|амплуа]] у него такое. | * Шеогорат в [[The Elder Scrolls]], по крайней мере в [[Скайрим]]е. Намекается, что внезапная смена характера Шеогората со взбалмошного нейтрала на доброе божество, которое (вот это поворот!) пытается исцелить обитающего в его царстве императора Пелагия, связана с тем, что это не тот самый дядя Шео, а главгерой Обливиона. Да и если вспомнить того самого дядю Шео, то он вполне себе добрый, а то, что он строит из себя нехорошего даэдру — он просто прикалывается, [[трикстер|амплуа]] у него такое. | ||
** Амплуа, не амплуа, но Шеогорат все же недаром является «плохим» даэдра в представлении данмеров — многие его шутки погубили десятки и тысячи людей. Чтение книг и осмысление диалогов тоже может вызвать некоторую [[Ужас у холодильника|оторопь]]. Но харизмы у любого из Шеогоратов не отнять. | ** Амплуа, не амплуа, но Шеогорат все же недаром является «плохим» даэдра в представлении данмеров — многие его шутки погубили десятки и тысячи людей. Чтение книг и осмысление диалогов тоже может вызвать некоторую [[Ужас у холодильника|оторопь]]. Но харизмы у любого из Шеогоратов не отнять. | ||
*** Тут следует добавить, что «плохими» Храм зовёт тех Принцев даэдра, что просто не признали главенство Трибунала, а в число «хороших» записывает мастеров предательства и интриг Боэтию и Мефалу(за то, что те такими вот грязными методами помогли уцелеть зарождающейся нации тогда ещё кимеров). Кроме того, Шеогорат не может не быть врагом Храма, поскольку его дико раздражают, во-первых, предельная косность и зубодробительная серьёзность доктрины Храма(вплоть до того, что Храм не одобряет иного выражения лица, кроме «каменная морда кирпичом» и сопутствующего ему настроения и может за «излишнюю», с его точки зрения, весёлость объявить прихожанина душевнобольным), а во-вторых, почитание Храмом Азуры, с которой он расходится во взглядах на краеугольный для них обоих вопрос Предначертания и Свободной Воли(Азура отстаивает позицию абсолютной силы Предначертаний и Пророчеств, а Шеогорат отвечает на это, что все и всяческие Предначертания и Пророчества — не более, чем пустые слова до тех пор, пока не отыщется человек, который САМ, по СОБСТВЕННОМУ желанию, не согласится достичь указанной в них цели, на основе СОБСТВЕННЫХ мотивов, а не потому, что ему что-то там наплёл «говорящий с богами» хрен с горы). В общем, образно выражаясь, «Мне вас, ханжей унылых, сам Падомай пинать велит». | *** Тут следует добавить, что «плохими» Храм зовёт тех Принцев даэдра, что просто не признали главенство Трибунала, а в число «хороших» записывает мастеров предательства и интриг Боэтию и Мефалу (за то, что те такими вот грязными методами помогли уцелеть зарождающейся нации тогда ещё кимеров). Кроме того, Шеогорат не может не быть врагом Храма, поскольку его дико раздражают, во-первых, предельная косность и зубодробительная серьёзность доктрины Храма (вплоть до того, что Храм не одобряет иного выражения лица, кроме «каменная морда кирпичом» и сопутствующего ему настроения и может за «излишнюю», с его точки зрения, весёлость объявить прихожанина душевнобольным), а во-вторых, почитание Храмом Азуры, с которой он расходится во взглядах на краеугольный для них обоих вопрос Предначертания и Свободной Воли (Азура отстаивает позицию абсолютной силы Предначертаний и Пророчеств, а Шеогорат отвечает на это, что все и всяческие Предначертания и Пророчества — не более, чем пустые слова до тех пор, пока не отыщется человек, который САМ, по СОБСТВЕННОМУ желанию, не согласится достичь указанной в них цели, на основе СОБСТВЕННЫХ мотивов, а не потому, что ему что-то там наплёл «говорящий с богами» хрен с горы). В общем, образно выражаясь, «Мне вас, ханжей унылых, сам Падомай пинать велит». | ||
*** Вообще, чем дальше в прошлое, тем Шеогорат гаже. Во Вторую Эру (то есть во время событий TESO) он ведёт себя скорее как избалованный и почти всемогущий вечный ребёнок. | |||
** В конечном итоге тот самый Шеогорат образумился и вернулся к истинному облику, став повелителем Порядка Джиггалагом — однозначно доброй силы. | ** В конечном итоге тот самый Шеогорат образумился и вернулся к истинному облику, став повелителем Порядка Джиггалагом — однозначно доброй силы. | ||
*** Далеко не однозначно, поскольку Порядок во вселенной ТЕС тесно связан со стазисом, и в понимании Джиггалага Идеальный Порядок — мир, в котором НИЧЕГО НИКОГДА не меняется, по сути, состояние, наступающее в момент тепловой смерти. Так себе благо, в общем. | *** Далеко не однозначно, поскольку Порядок во вселенной ТЕС тесно связан со стазисом, и в понимании Джиггалага Идеальный Порядок — мир, в котором НИЧЕГО НИКОГДА не меняется, по сути, состояние, наступающее в момент тепловой смерти. Так себе благо, в общем. |
Текущая версия на 12:10, 11 декабря 2023
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Loon With A Heart Of Gold. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
У талантливых писателей (не МТА) принадлежность персонажа к силам Добра или Зла так или иначе следует из его личностных качеств (соответственно, в ходе развития характера героя может произойти поворот направо или налево). А как быть, если в произведение вводится персонаж «с головой набекрень»? Часто они вообще не принимают ничью сторону (в силу слабого контакта с реальностью) и бывают нейтралами или чисто декоративными персонажами. Второй каноничный вариант — буйно помешанный маньяк с топором или сумасшедший доктор, мечтающий захватить мир. Но можно сломать шаблон читателю/зрителю и сделать безумца представителем сил Добра с большой буквы Д.
При этом их сумасшествие может сочетаться с высокими идеалами самым разнообразным образом. Некоторые из них в минуты просветления тяготятся им, и у них присутствует раздрай между личными моральными установками и тем, что им говорят голоса в голове. В то же время, другие именно благодаря безумию сохранили детскую непосредственность и открытость миру; такой персонаж может ВНЕЗАПНО оказаться «самым светлым среди светлых» (ибо более нормальные герои уже успели ожесточиться за время битв с силами Зла).
Часто сочетается с тропами Житель Страны Эльфов, Обыкновенный Дон Кихот и/или Офелия (один из способов романтизации безумия — сделать такую героиню сентиментальной идеалисткой, в отличие от циничных «нормальных»). Родственный троп — Эксцентричный мудрец.
Примеры[править]
Комплексные франшизы[править]
- «Песнь Льда и Пламени»/«Игра престолов»:
- Бейлор Таргариен Благословенный. Грустная деконструкция, ибо правителем был не просто блаженным, а, прямо сказать, блажным. С одной стороны, закончил кровопролитную войну и заключил долгий мир с Дорном — южане не могли не проникнуться уважением к тому, как он пешком (!) босиком (!!!) ходил из своей столицы в их, к тому же добровольно отпустил всех взятых заложников и освободил тех, кого держали в Дорне, включая Эймона Рыцаря-Дракона. С другой — благотворительностью занимался откровенно в ущерб государственным делам, а под конец жизни превратился в борца за нравственность и обскуранта, сжигавшего книги.
- «Принцесса и королева»/«Дом дракона» — принцесса Хелейна Таргариен, представленая в экранизации не вполне адекватной провидицей и очень милой любимицей всей семьи. Впрочем, мы ещё не знаем, как скажутся на ней Кровь и Сыр, но что недобрым образом — однозначно.
Литература[править]
- А. Дюма, «Граф Монте-Кристо» — аббат Фариа. Он всё-таки не безумец, хотя его таковым и считают, но довольно-таки эксцентричен (что неудивительно после стольких лет заточения). А добрый он безусловно: прописал жене своего тюремщика лекарство и отказался убивать охранника даже ради возможности сбежать.
- Дженни Рен из романа Диккенса «Наш общий друг». Отличается эксцентричностью на грани с безумием, при этом она один из самых светлых и положительных персонажей в романе.
- «Хроники Амбера» Желязны. Дворкин. Милый, горбатый и бородатый старичок, абсолютно преданный семье своего сына Оберона. Однако совершенно серьёзно уверен, что следует уничтожить Узор, Амбер и всю реальность всех миров. Ну не получилось, недоволен он этой реальностью, — ну ещё разок попробуем. Он-то фактически бессмертный, ему-то что?
- Безумная художница Марианн Энгел из романа Эндрю Дэвидсона «Горгулья». Физически и морально поставила главного героя на ноги после тяжелейшей аварии.
- Безумная Лори из повести «Томасина» (и её советской экранизации).
- «Поединок» А. И. Куприна — поручик Назанский. Образованный, думающий и с сердцем, но пьёт «до подушки» и в какой-то момент уже трудно отличить его от настоящего сумасшедшего, даже когда он трезв (в черновиках это видно сильнее, чем в известной всем версии).
- «Сага о Форкосиганах» — сержант Ботари создаёт впечатление монстра Франкенштейна с плазменной винтовкой. Ещё под командованием Эйрела ему казалось, что он умеет разговаривать с демонами и видеть ад, потом его психику намеренно поломали химией и жуткими приказами до почти непрекращающегося о()нейроидного психоза, потом лечили не менее варварскими методами. Это не считая «обычного» ПТСР. Ах да, ещё до всего этого он был угрюмым козлом. И всё-таки в душе он добрый, честный и преданный солдат. Как показывают события — ещё и далеко не глупый.
- «Волкодав. Право на поединок» — сумасшедшая Сигина. Производит впечатление доброй, тихо помешанной женщины, говорит загадками и повсюду ищет своих детей, на самом деле является богиней - Матерью Богов-Близнецов. Соответственно, её дети — это сами Боги-Близнецы.
- Полумна Лавгуд. Просто Полумна Лавгуд.
- Forgotten Realms: Тиббледворф Пуэнт и Харкл Харпелл. Оба весьма по-разному не в себе, но стоит этим двум по-настоящему взяться за дело — и ни смертоносные дроу, ни демоны, ни сам морской чёрт их не остановят.
- «Крошка Цахес» Гофмана — зигзаг. Бальтазар — не безумец, но Житель Страны Эльфов тот ещё, при этом считается единственным положительным персонажем именно по этой причине; с другой стороны, Цахес, страдающий каким-то пороком внутриутробного развития (глубокая умственная отсталость — не единственная и даже не главная из его проблем) является главным антагонистом и всецело осуждается. Это уж не говоря о том, что лично для автора правки Цахес относится к категории «обнять и плакать», а Бальтазар очень раздражает.
- Александр Рудазов, дилогия Мудрецов — собственно, Три Безумных Волхва, в особенности Каспар. Мельхиор по-детски обидчив, а Бальтазар отличается повышенной сварливостью, но в целом — довольно милые старички, опасные не от злобности, а от неконтролируемости. Когда их избавили от бренных тел, в троп вошли они все… но вместе с телами ушёл и маразм.
Театр[править]
- «Безумная из Шайо» — деконструкция в образе главной героини. Орели стремится к добру, выступая против угнетения, но сожжение ею капиталистов делает образ безумной старушенции не столь однозначным.
Кино[править]
- «Алиса в Стране Чудес» (2010). Там вообще половина героев в той или иной мере подходят под троп, но самым мягким, дружелюбным и склонным к пацифизму получился Чеширский Кот.
- «Босиком по мостовой» — Лайла, главная героиня. Правда, безумием её диагноз назвать трудно: скорее, нервное заболевание пополам с полной неосведомлённостью о реальной жизни (мать до 18 лет держала её взаперти, никуда не выпуская из дома).
- «Женщина под влиянием» — главная героиня.
- Экранизация «Хоббита» — именно таким и предстаёт Радагаст.
- «Зелёный слоник» — Пахом. Он же «поехавший».
Телесериалы[править]
- Fringe — доктор Уолтер Бишоп. Безумный учёный, который несколько лет провёл в психушке, но при этом очень добрый и обаятельный человек, способный найти контакт с кем угодно.
- Firefly — Ривер Тэм. После секретного эксперимента Альянса у неё явно не в порядке с головой, и до полного обретения рассудка она не умела контролировать приступы, становясь опасной для окружающих. При этом милая, добрая девочка. Оттуда же: Айрис, ещё одна жертва эксперимента.
- «По ту сторону волков» — местный юродивый.
Мультсериалы[править]
- Spider-Man Unlimited — Зелёный Гоблин из параллельного мира.
- My Little Pony — Дискорд после перевоспитания, хотя полностью добрым его назвать язык не повернется. Также очень популярная трактовка Пинки Пай как таковой.
Манга и аниме[править]
- Kakegurui — Любой положительный персонаж, кроме Рёты Сузуи. Нет, серьёзно, вы посмотрите, как колбасит во время азартных игр даже тех, кто кажется абсолютно вменяемым и благоразумным. Хотя, тут есть и те, для кого азартные игры это не фетиш, но все они (кроме того же Рёты) служат исключительно антагонистами.
Видеоигры[править]
- Шеогорат в The Elder Scrolls, по крайней мере в Скайриме. Намекается, что внезапная смена характера Шеогората со взбалмошного нейтрала на доброе божество, которое (вот это поворот!) пытается исцелить обитающего в его царстве императора Пелагия, связана с тем, что это не тот самый дядя Шео, а главгерой Обливиона. Да и если вспомнить того самого дядю Шео, то он вполне себе добрый, а то, что он строит из себя нехорошего даэдру — он просто прикалывается, амплуа у него такое.
- Амплуа, не амплуа, но Шеогорат все же недаром является «плохим» даэдра в представлении данмеров — многие его шутки погубили десятки и тысячи людей. Чтение книг и осмысление диалогов тоже может вызвать некоторую оторопь. Но харизмы у любого из Шеогоратов не отнять.
- Тут следует добавить, что «плохими» Храм зовёт тех Принцев даэдра, что просто не признали главенство Трибунала, а в число «хороших» записывает мастеров предательства и интриг Боэтию и Мефалу (за то, что те такими вот грязными методами помогли уцелеть зарождающейся нации тогда ещё кимеров). Кроме того, Шеогорат не может не быть врагом Храма, поскольку его дико раздражают, во-первых, предельная косность и зубодробительная серьёзность доктрины Храма (вплоть до того, что Храм не одобряет иного выражения лица, кроме «каменная морда кирпичом» и сопутствующего ему настроения и может за «излишнюю», с его точки зрения, весёлость объявить прихожанина душевнобольным), а во-вторых, почитание Храмом Азуры, с которой он расходится во взглядах на краеугольный для них обоих вопрос Предначертания и Свободной Воли (Азура отстаивает позицию абсолютной силы Предначертаний и Пророчеств, а Шеогорат отвечает на это, что все и всяческие Предначертания и Пророчества — не более, чем пустые слова до тех пор, пока не отыщется человек, который САМ, по СОБСТВЕННОМУ желанию, не согласится достичь указанной в них цели, на основе СОБСТВЕННЫХ мотивов, а не потому, что ему что-то там наплёл «говорящий с богами» хрен с горы). В общем, образно выражаясь, «Мне вас, ханжей унылых, сам Падомай пинать велит».
- Вообще, чем дальше в прошлое, тем Шеогорат гаже. Во Вторую Эру (то есть во время событий TESO) он ведёт себя скорее как избалованный и почти всемогущий вечный ребёнок.
- В конечном итоге тот самый Шеогорат образумился и вернулся к истинному облику, став повелителем Порядка Джиггалагом — однозначно доброй силы.
- Далеко не однозначно, поскольку Порядок во вселенной ТЕС тесно связан со стазисом, и в понимании Джиггалага Идеальный Порядок — мир, в котором НИЧЕГО НИКОГДА не меняется, по сути, состояние, наступающее в момент тепловой смерти. Так себе благо, в общем.
- Там же Пелинал Вайтстрейк, один из лидеров Алессианского восстания против эльфов, поработивших людей. Он рыцарь добра для людей — его даже зовут Рыцарем Света, — но предания гласят, что порой его одолевало неистовое безумие, впав в которое, Пелинал мог уничтожать целые пласты земли. Особенно в такие моменты не везло, конечно, эльфам. Тяготились этим безумием как сам Пелинал, так и его соратники. С прикрученным фитильком — Пелинал всё же скорее антигерой.
- Амплуа, не амплуа, но Шеогорат все же недаром является «плохим» даэдра в представлении данмеров — многие его шутки погубили десятки и тысячи людей. Чтение книг и осмысление диалогов тоже может вызвать некоторую оторопь. Но харизмы у любого из Шеогоратов не отнять.
- Guilty Gear: Доктор Фауст (он же Лысая Голова) сначала был злым безумцем, потом отсидел в тюрьме и снова лечит людей (но безумным быть не перестал).
Реальная жизнь[править]
- Многие святые, особенно прославленные как блаженные (юродивые), были замечены в, мягко говоря, странных поступках (по крайней мере, с точки зрения современного человека).
- В принципе, люди с нарушениями психики вполне себе бывают добродушными и общительными. Отсюда, в частности, растёт стереотип о страдающих синдромом Дауна как о «солнечных детках». Но тут есть проблема, точнее, три. Во-первых, далеко не все такие — тот же синдром Дауна может проявиться в лёгкой форме и дать «солнечного» вечного ребёнка (тоже, в общем, сомнительное счастье, но хоть есть шанс на автономность в будущем), а может получиться агрессивный невменяемый элемент или вовсе овощ. Во-вторых, для окружающих это бывает той ещё зловещей долиной — когда к вам, к примеру, рвётся дружить и общаться экземпляр, не владеющий членораздельной речью и при этом давно не ребёнок, впечатление получается весьма тягостное. А в-третьих и в-главных, совершенно невозможно предсказать, в какой момент такого общительного переклинит в противоположном направлении.