Free to Play

Материал из Posmotrelisu
(перенаправлено с «Free to Pay»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Секс бывает двух видов: бесплатный и за деньги. Второй вид, как правило, намного дешевле. »
— Вся суть тропа в старом анекдоте.

Free to Play — модель монетизации компьютерных игр, позволяющая пользователю играть бесплатно, пользуясь всеми или почти всеми возможностями игры. Это отличает её от покупных «коробочных» игр, а также игр рекламных, по подписке и с бесплатной пробной версией. Разумеется, себя издатель не обижает: вместо того, чтобы требовать с игрока всю сумму сразу, частями за время игры или за полную версию, он предлагает множество мелких и дешёвых возможностей немного облегчить себе игру. Такая модель позволяет «разбить» сумму, необходимую для жизни проекта, на мелкие части, которые не будут столь ощутимо бить по карману игрока, а в некоторых случаях даже безболезненно собрать с него больше, чем он был бы готов разово отдать. У человеческой психики сложно с математикой, и даже если человек считает, что 1000$ в месяц — это слишком много, то это ещё не значит, что он откажется заплатить по 20$ за дополнительные возможности внутри, в целом, бесплатной игры. Даже если эти возможности покупаются в среднем дважды в день — такая трата расценивается как мелкая и не запоминается. Потолка, кстати, обычно нет, потому в игру в итоге легко можно вгрохать больше, чем стоила бы ААА-игра со всеми дополнениями и особым контроллером. Из минусов — необходимость стабильно большого онлайна (потому как лишь малая часть игроков будет вносить значимые суммы денег), сложности с балансом и стимулированием игроков (отклонение в одну сторону превращает игру в Pay2Win и отпугивает игроков, в другую — снижает доходы издателя). Общие признаки, характерные для Free to Play-игр:

  • Промежуточная валюта, которую пользователь может купить за реальные деньги и после использовать для покупки бонусов или для обмена на валюту внутриигровую.
  • Покупки:
    • Улучшения, дающие игроку преимущества при использовании стандартных механик. К примеру, премиумное оружие.
    • Контент, расширяющий возможности игры без изменения её механики. К примеру, дополнительные уровни.
    • Социалка, позволяющая игроку эффектней взаимодействовать с другими игроками и демонстрировать им свою крутость. К примеру, подарки.
    • Дополнительные попытки, с помощью которых игрок может совершить действие ещё раз после того, как бесплатные попытки кончились.
  • Препятствия, существенно осложняющие какой-либо один элемент игры, но легко преодолимые за деньги. К примеру, необходимость постоянно осваивать механику новых чемпионов без возможности постоянно играть на одном из них.

Чтобы стимулировать игрока платить, разработчики стараются максимально скрыть влияние доната на игровой баланс, чаще сталкивать игроков, заставляя их соревноваться между собой, отнимать или угрожать отнять уже сделанные достижения в случае, если игрок перестанет донатить. Впрочем, слишком агрессивная политика монетизации может оттолкнуть игроков и, в конечном счёте, разорить проект. Поэтому некоторые игры придерживаются весьма «мягкой» монетизации.

Примеры[править]

  • Warface
  • Аллоды
  • FarmVille
  • World of Tanks
  • RuneScape
  • MapleStory
  • Perfect World
  • Shaiya
  • Fantasy Westward Journey
  • Zhengtu
  • Бойцовский клуб
  • RF Online
  • Granado Espada
  • Slapshot
  • Пиратия
  • One Piece Online
  • League of Legends
  • Point Blank
  • Crossfire RIP русскому серверу

Примеры Free to Pay[править]

« xxx: я давно жду ММО без графики, чисто донат, кто больше задонатил, тот круче »
На башорге предсказали концепцию Free to Pay ещё в 2012-м (и развили идею в режиме педали в земную кору)
  • Гача и лутбокс как идея. Имеется некоторый резерв плюшек, к которому игроку даётся ограниченное количество попыток. Честность такой лотереи не проверяется вообще никак.
  • Дважды премиумная валюта — жадность в терминальной стадии: когда баланс премиумной валюты внутри игры разделён на добытую гриндом и купленную, и самые имбовые плюшки доступны только за вторую.
    • VIP level. Те же яйца, только в профиль. Ограничение на доступ к контенту в зависимости от общей суммы доната.
  • Нечто под названием Combats.ru — воплощение всех проблем Free to Play игр и доната как явления вообще. Как Вам то, что для полноценной прокачки аккаунта требуется около 9000 (нет, это не шутка) долларов?
    • .ru - это фейк, у настоящего сайта немного другой адрес. А что касается него - в одном из видео на Ютубе говорилось, что это появилось задолго до всех типичных f2p браузерок - в 2002 году, и первоначально, внезапно, доната не имело, но потом некоторые богатые люди стали просить владельцев дать им что-то крутое за деньги, и они постепенно так и скатились.
  • Уже потерявшая онлайн (как и прошлый пример) Arena.ru… курс внутриигровой валюты около семи рублей. Пожалуй, донат настолько фееричен, что можно объяснить вот так всю эту фееричность: установка образа персонажа 3500 рублей, стоимость регистрации клана — 6800 рублей, межрасового — 15000 рублей (на эти денежки можно нормальный планшет/смартфон взять, если что), названия, регистрация союза (объединения кланов) — все это также доступно только за реальные деньги от 700 до 7000 рублей (всё около, ведь есть дилеры и синие сотки кроме обычных); самая дорогая операция — смена рыцарства (70000 ₽). Причем интерфейс Апехи настолько плох, что потерять деньги, весьма серьезные для рядового жителя России и СНГ в целом можно нажатием одной кнопки и админы не пойдут на встречу никогда при просьбе скомпенсировать/откатить.
  • Lineage II при Иннове — тоже. Особенно хорошие «торговцы» (а по факту натуральные барыги) зарабатывали по несколько десятков тысяч рублей в месяц. Способствовал и официальный магазин, и национальный корейский рандом, и низкая выдача ресурсов, и много чего ещё… тоже упала популярность, что неудивительно.
    • Да собственно со старта, идеологически. Расходники-«соски», поднимающие физический и магический дамаг в два раза, без которых играть практически нельзя или крайне уныло (энкаунтеры рассчитаны именно на повышенный дамаг), и которые можно или долго и уныло крафтить гриндя ингридиенты, или… купить.
  • Мобильный гейминг. Просто мобильный гейминг
    • Всё это когда-то перетекло туда из браузерок в соцсетях.
  • Игровые сервера mail.ru. Какое-нибудь Троецарствие или Легенда. До эпохи мобильного гейминга.
    • Сюда же GameNet, 101XP и другие коллеги мыла. Живут тем, что локализируют однотипные корейские MMORPG с рандомом и заточкой, прикручивают магазин и рисуют вещи самым жирным китам. Innova на фоне этих ребят выглядят чуть ли не ангелами во плоти.
  • В общем, предком мобильного гейминга были браузерки.
  • Трешовые сервера Майнкрафта. Но это же немного другое, да.
    • Нет, это то же самое. На Западе недавно появилось движение, которое ставит своей целью вредить подобным серверам, тем более, что лицензионное соглашение запрещает донат, влияющий на геймплей. У нас, как всегда, всем пох, тем более, что у нас популярны пиратские сервера.
  • Star Wars: The Old Republic — сюжетная многопользовательская ролевая онлайн-игра, разработанная подразделением BioWare. Ладно, надо платить за дополнения и костюмы. Но, почему надо платить картель-коины (которые покупаешь отдельно) за расширение инвентаря, использование оружия из дополнения выпавших из мобов и комфортную игру в ванилле?
    • Что, простите? Местный F2P — по сути своей расширенная триалка. Для комфортной игры достаточно один раз оплатить подписку — вам и дополнения все выдадут (и не отберут после окончания подписки), и слотов для инвентаря отсыпят. По данжам вы не погуляете, но для прохождения сюжета вполне себе неплохие условия. И да, расширение инвентаря покупается за внутриигровую валюту, хотя за картель-коины приобрести их тоже можно.
  • Star Wars: Battlefront 2. Платить в платной мультиплеерной игре за дополнения в виде 2-3 карт как за полноценные (sic!), и при этом ввести лутбоксы (!!!)… и не надо говорить, что данное творение от EA не заслуживает низких продаж и околонулевой оценки от пользователей на Metacritic. И большой скандал, связанный с этим обманом в виде лутбоксов.
    • Сейчас ситуация вроде как выровнялась: Лутбоксы и идиотскую систему прокачки перков через карточки убрали, игру какое-то время раздавали бесплатно в Epic Games Store. В общем, после шквала критики от игроков ЕА урок усвоили.
  • Warface. Был до 2018 с особо наглой жадностью, но благодаря упадку онлайна Mail.ru наконец-то начала избавляться от этого, давая приобрести старое кредитное оружие за сумму от 1000 до 1500 ₽. Даже нормальное. Но платные DLC никуда не делись (хотя этим грешат не только Mail.ru), хотя стали тоже мягче по отношению к игрокам и их мозгам.
  • Hatsune Miku: Project DIVA Future Tone. Сама игра бесплатна, только список, состоящий всего из двух песен, мало кому понравится и придётся докупать дополнения Future Sound и Colorful Tone для его пополнения. SEGA на этом даже трейлер игры построила.
  • Именно такой моделью часто пользуются модераторы, администраторы и владельцы хостов, если являются взяточниками (вообще где угодно в виртуальном пространстве, не только в играх) — кто больше дал, тот победил в споре, за деньги могут забанить, разбанить, дать привилегии или доступ, отнять привилегии или доступ, дать внутриигровые предметы… Встречаются нечасто, на Posmotrelisu жадных нет совсем.
  • Black Desert — игра, которая прячет свою донатную природу за обилием механик. Для более-менее комфортной игры придется покупать ячейки инвентаря, грузоподъемность (нет, это две разные вещи), несколько костюмов, повышающих определенные статы, склад, питомцев… и не стоит забывать про два вида премиум-аккаунта, без которых вы едва будете копить игровую валюту. Заточку, кстати, тоже никто не отменял — тут на статах завязано практически все. Справедливости ради стоит отметить, что все это — те самые траты, которые серьезно облегчают жизнь, но не являются обязательными. Хотите выкидывать полезные расходники/лут и бегать до торговца каждые пять минут, искать лут в высокой траве, оставлять треть выручки на аукционе — пожалуйста, никто не запрещает.

Just for fun[править]

  • Меметичная игра Cow Clicker — сатира на абсурдные Facebook-игры, доводящая уровень маразма до предела. Суть такова: у вас есть корова. Вы можете на неё кликнуть несколько раз за день. Хотите покликать ещё? Платите реальные деньги. А ещё можно было за 20$ купить премиальную корову. Она отличалась от обычной тем, что смотрела в другую сторону. Когда автор игры убедился, что басня понята неправильно, и счастливые игроки активно платят за клики и коров, он устроил коровоапокалипсис: в назначенный день коровы исчезли. Кликать по-прежнему можно, но коров нет. Рассерженные игроки стали засыпать автора письмами, в которых сообщали, что теперь стало неинтересно играть.