Есть сюжет — геймплей не нужен

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Enjoy The Story, Skip The Game. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Eat crayons.pngНа вкус и цвет все фломастеры разные
Эта статья описывает явление так называемой вкусовщины. То есть, наличие или отсутствие этого явления в значительной степени зависит от мнения аудитории. Пожалуйста, помещайте примеры этого явления в статьи о собственно данном явлении.

Есть сюжет — геймплей не нужен — инверсия «Есть геймплей — сюжет не нужен». В играх где и сюжету и геймплею отведено равное количество времени, люди по большей части отдают предпочтение сюжету, персонажам, лору и выстроенному сеттингу. Причины этого могут быть разными. Иногда история и её подача выполнены весьма креативно, а геймплей не особо блещет оригинальностью. Бывает, что в игровом процессе могут быть серьёзные проблемы, что делает сюжет на фоне этого лучше. И не забудем про субъективность — кому-то просто интереснее следить за ходом истории, чем заморачиваться тем, как победить очередного босса.

Иногда разработчики осознают, что есть такие люди, кому интересно следить за ходом истории в их играх, и особо сильно на геймплей не отвлекаться. Тогда разработчики могут добавить возможность изменения на особые настройки сложности, специально для таких случаев.

Под это не попадают Визуальные романы и Интерактивное кино, вследствие особенностей таких игр. Они в основном и так не имеют много игрового процесса и зачастую просто предлагают насладиться историей.

Примеры[править]

  • Для визуальных новелл это настолько нормальное явление, что их нередко вообще в компьютерные игры не записывают, рассматривая как отдельный вид искусства.
  • Также жанр «симуляторов ходьбы».
  • Творчество студии Quantic Dream: Heavy Rain и Detroit: Become Human — геймплейная составляющая, конечно, присутствует в виде разбросанных по разветвлённому дереву сюжета QTE, но в остальном это скорее очень навороченные визуальные новеллы с элементами старых-добрых квестов.
  • Некоторые jRPG. Сюжет — ого-го-го-го, какой глубокий! А геймплей — так себе, или на любителя. Гринд на гринде с пошаговой боевой системой. Хотя в последнее время разработчики японских RPG делают боевую систему как в слешерах, тем самым значительно расширив свою аудиторию.
  • Аналогично CRPG. В плане геймплея — некое подобие point-and-click квеста и визуального романа, которую дополняет скучная боёвка, где всё зависит от воображаемых бросков кубика. От игрока разве что потребуется вовремя примененять заклинания, пока герои вяло бьются мечами. Во всём остальном бои проходят на автоматике, что даже упомянутые выше пошаговые jRPG играются прикольнее. Но зато за развитием сюжета и персонажей куда интереснее смотреть. И в отличие от jRPG, в CRPG есть полноценный отыгрыш роли и даже возможность выбора. Особенно этим тропом напичканы CRPG, руку которым приложил сценарист Крис Авеллон.
    • Tyranny — единственное, что в геймплее занимательно — разнообразие сочетания магических знаков для создания заклинаний и механика репутации, дающая персонажам (особенно ГГ, обосновано внутрисеттинговым лором) новые способности.
    • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — потрясающая реиграбельность и самобытный фентезийно-стимпанковский мир разбавлены кривой и несбалансированной боёвкой, а также кучей багов. Особенно проблема обостряется на современных компьютерах, где отсутствует оптимизация под новые системы.
    • Planescape: Torment — сюжет восхитителен и предполагает огромное количество вариантов прохождения. Геймплей… «Туда хады, сюда хады, стрелка топор бей, стрелка магия кастуй».
    • Disco Elysium — педаль в асфальт! Тут вообще нет боёвки, а весь геймплей сводится к диалогам и скиллчеку персонажа. Поэтому эту игру можно смело воспринимать как продвинутую визуальную новеллу. Но зато читать про то, что главный герой вытворяет и что в его голове творится — одно удовольствие!
  • Квесты. Просто квесты. Настолько отличились этим тропом, что уже стали вымершим жанром, который безуспешно пытаются реанимировать инди-разработчики. И на то есть причина. Для своего времени, эдак 90-ых годов, квесты были популярным и интересным жанром из-за тогдашних технических ограничений. Квесты как правило отличались красивой рисовкой и привлекали многих сюжетом, которые редко можно найти в играх тех лет. Но есть проблема: у них нету геймплея вообще! Точнее, есть, но он сводится к решению каких-то задачек и диалогам, которые нужно проходить в строгом определённом порядке. Вряд ли современный геймер потянет специфичный игровой процесс, где ему придётся угадать странную логику авторов для решения головоломок. То есть, ему придётся ковыряться в инвентаре и кликать на всём полчаса в надежде, что найдётся решение. Поэтому в наше время люди скорее предпочтут просмотр прохождений квестов на ютубе. К счастью, элементы квеста теперь присутствуют в других мейнстримных жанрах. Даже в шутерах!
  • BioShock — многим он нравится именно за сюжет и сеттинг, но вот геймплей был раскритикован, в следствие большого количества квестов «Подай, Принеси» и сильной затянутости процесса.
    • В первую очередь это касается BioShock Infinite, который и как боевик, и как иммерсив был значительно слабее предшествующих частей — лимит в два вида носимого оружия (из которого половина — более мощная разновидность другой пушки), исчезла модернизация оружия, исчезли три вида боеприпасов к каждому виду оружия, соответственно исчезли и уязвимости разных типов противников к ним, а также необходимость этих противников изучать. По сути, остался аркадный боевичок, водруженный вместо кепочки на огромный философский сюжет.
  • Трилогия Mass Effect — в плане геймплея это довольно казуальная игра, если не играть на «Безумии». Её любят не за геймплей (он нормальный, просто незамысловатый), а за сюжет и персонажей.
  • Puyo Puyo — причина проста: часть игроков находит персонажей в серии игр просто милыми, забавными и привлекательными. Причём лор у этой игры весьма глубок и зачастую предлагает самые разные штуки. Однако история — это единственное, что отличает игры.
  • Drakengard 1 и 3 — дубовый геймплей, бои с финальными боссами откровенное издевательство — особенно в третьей части, при том, что всю игру приходилось тупо закликивать тонны тупого мяса и босс-файты были унылы. Но повороты сюжета как интересны и свежи, так и совершенно нетривиальны. Второй Дракенгард имеет геймплей поадекватнее, но сюжет линеен и уныл, ибо его делали без участия автора идеи.
  • L.A. Noire — в целом геймплей, скажем так, не из сложных, а если играть по гайдам то и вовсе никаких сложностей у игрока не возникнет. Более того, в игре есть возможность пропуска сложных моментов, если возникли трудности, которая возвращает игрока в процесс расследования преступлений. Можно даже поездки на автомобиле пропустить, если попросить напарника сесть за руль. Расследования же, которые в начале кажутся просто отдельными бессвязными миссиями, в итоге все выливаются в общую проработанную картину.
  • We Happy Few — история за свою увлекательность и персонажи за свою привлекательность и проработку получили всеобщую похвалу. При всём при этом геймплей построен на квестах «Подай, Принеси», сборе бесполезного хлама и скучной боёвке со стелс миссиями.
  • Fire Emblem Echoes: Shadow of Valentia — её сюжет, персонажи и озвучка получили признание игроков, в то время как геймплей многие критиковали за старомодность и плохой дизайн уровней.
  • Spec Ops: The Line — геймплей криво сперт из Gears of War, но цепляет игра сюжетом и атмосферой военного кошмара.
  • Vampire: The Masquerade — Bloodlines — к геймплею на момент выхода игры было много претензий, но все искупали сюжет и персонажи.
  • LISA RPG — если не считать нескольких случаев оригинального использования геймплейных механик (вроде босса, который лечит играбельного персонажа), перед нами вполне обычная любительская игра на RPG Maker-e. Но зато драма! Зато персонажи! Зато музыка!
  • Lost Ember — бегаешь за волчицу, вселяешься в разных зверяток, чтобы проходить нехитрые головоломки, и кусок за куском собираешь историю давно минувших дней.
  • Thronebreaker: The Witcher Tales — при весьма увлекательном сюжете можно поставить минимальный уровень сложности и пропускать вообще все геймплейные моменты.
  • Игры серии Fallout — конкретно первая и вторая. При банальном и даже скучном геймплее и практически полном отсутствии тактики (играбельный персонаж один, и не умеет даже присаживаться) — море разливанное диалогов, богатство отыгрыша, Сюжет с большой буквы «С», фирменный чёрный юмор, куча отсылок… В несколько меньшей степени это относится к Fallout: New Vegas — с виду обычный шутер от третьего лица с порядком устаревшей на момент выхода картинкой и ватной физикой, а любят его за интересный сюжет, нелинейность и общий дурашливо-саркастичный тон повествования. А вот Fallout 3, 4 и Tactics — совсем другая история.
    • Впрочем, Вегас вышел на два года позже. И то, что смотрелось неплохо в 2008-м, уже выглядело изрядно подуставшим в 2010-м. В те годы движки и графика вообще эволюционировали семимильными шагами.
  • Alpha Protocol — для тех садомазохистов, которые продрались через убогую боёвку и кастрированный стелс, игра оказалась одним из лучших бондо-симуляторов, поощряющая забалтывание персонажей, вдумчивое изучение психопрофилей и весьма достойный своего жанра сюжет.
  • Death Stranding — игру ругали за то, что гениальный Кодзима создал продвинутый симулятор ходьбы, где играя за курьера нужно доставлять груз между убежищами. Тем не менее, игра обладает очень глубоким и философским сюжетом.
    • Тут зигзаг. В одном из интервью Кодзима признался, что просто хотел сделать что-то, чего никто не делал до него, и он сам не понял, что именно сделал. Ещё раз, у Кодзимы не было никакого цельного виденья проекта, кроме как лишь бы не как у людей. И если некоторые отдельные элементы сами по себе именно что имеют смысл (чай, наш японец очень любит образы и мыслит ими), то вместе, в совокупности, они не значат… ничего. Весь философский сюжет — суть выдумка фанов с СПГС.
      • Тут дело скорее даже не в сюжете, который относительно незамысловат, хотя и раскрывается не сразу, а в атмосфере и погружении игрока в неё — это строго говоря и не сюжет, и не геймплей, а чисто всесторонняя проработка художественной составляющей, качество которой можно оценивать только после того, как игра будет полностью доработана и готова к выпуску. Обычно целенаправленно в эту составляющую упираются в основном игры жанра Survival Horror — просто потому, что без этого они не попадут в свой жанр. Вне страшилок это явление довольно редкое, а потому каждый раз привлекающее внимание публики.
  • Мор (Утопия) — при сильном крене игры в сторону сюжета в игре всё-таки есть геймплей, однако многие игроки сходятся во мнении, что лучше бы его не было (только мешает).
  • Silent Hill: Shattered Memories — игра является годным психологическим триллером, но в плане геймплея со слепыми побегушками без оружия вышла весьма и весьма спорной.
  • Серия Disaster Report — на интерактивное кино не тянет, тут довольно много аркадных элементов и можно погибнуть (хотя и реже, чем кажется), но игра интересна в первую очередь развитием истории и образами персонажей.
  • Asura's Wrath — фактически весь геймплей игры сводится к долбёжке по кнопкам, которые появляются на экране. Так что вся игра это по сути интерактивное аниме без сюжетных развилок. Но чёрт побери, там пафос! ПА-А-АФО-О-О-ОС!!!
  • Deadpool (2013) — посредственный и короткий слэшер со скачущей сложностью и неудачными боями с боссами (особенно убивает финальный марафон). Но как уморительная история о неугомонном и обаятельном хулигане Дэдпуле — 11 баллов из 10!
  • Helltaker — заурядный сокобан на полчаса, которую может пройти даже ребёнок. Хотя там и сюжета почти нету: жил-был дядя, которому вздумалось пойти собрать гарем из демонеток. Собственно, благодаря демонеткам в строгих костюмчиках игра и стала популярной.
    • На самом-то деле субверсия. Люди скорее не играют в Helltaker, а лишь наслаждаются её производным творчеством, которое делают фанаты: комиксами, артами и анимациями.
  • Большую часть игр, созданные игровыми студиями Sony, не иначе геймеры нарекают «мыльным кинцом» за… собственно, мыльную графику[1] и минимальное внимание геймплею. Но зато их ценят за сюжет, сеттинг и атмосферу.
  • Многие игры от Ubisoft. При весьма средненьком геймдизайне данные игры могут зацепить глубокой проработкой мира и сюжетом. К примеру, серия игр Assassin's Creed может запросто зацепить эстета, который хочет побывать в Париже XVIII века. А серия игр Far Cry может похвастаться харизматичными злодеями и даже сатирой.
    • Довольно спорное заявление — обе серии представляют из себя песочницы, в которых можно играть вообще не касаясь основного сюжета. А при обсуждении последних ассасинов про сюжет вообще не вспоминают.
  • Touhou Project — примерно половина фанатов придерживается именно этой точки зрения. Каждая новая часть — это несколько новых интересных персонажей с интригующими предысториями, новые подробности очень глубокого и проработанного сеттинга и, конечно же, новая веха в истории Генсокё! Уже не терпится увидеть, как все эти новые детали мира проявят себя в официальных печатных изданиях! Геймплей? Ну, очередная зубодробительная для прохождения куча пуль, интересная только в плане демонстрации способностей персонажей. Мнение другой половины фанатов можно почитать в соседней статье.
  • Among Us — и казалось бы, о каком сюжете может пойти и речь? А нет, он есть, только в теории генерируемый игроками. Игра стала популярной благодаря тому, что известные стримеры нашли эту игру и устраивали между собою коллабы, где они для зрителей создавали аж целую драму! Это привлекло много людей к игре и уже через пару месяцев растеряла огромную аудиторию. Ибо как оказалось, играть с рандомами (состоящие преимущественно из школьников) просто скучно! Куда интереснее смотреть на стримеров или, упаси вас Господь, витуберов, играюшие в эту игру!
  • Sonic the Hedgehog — этим отметились несколько игр:
    • Sonic the Hedgehog (2006) — несмотря на общую сырость игры, из-за которой она провалилась медным тазом, многие фанаты точно отметят, что в ней есть самая лучшая сюжетная линия, посвященная Шедоу.
    • Sonic and the Black Knight — на удивление отличное переосмысление Артурианских легенд с хорошо прописанными характерами персонажей и неожиданно глубокой басней. Да ещё визуальная часть выглядит замечательно. А вот по геймплею какой-то раннер. Тупо беги и уворачивайся.

Примечания[править]

  1. PS4 Pro не поддерживает высокое разрешение экрана, в отличие от ПК и Xbox. Поэтому чтобы скрыть пиксели, разработчики «смазывают» изображение антиалиасингом. Поэтому картинка у игр на PS4 «мыльная», то есть нечёткая