Волшебная лесопилка

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Гуляй, Вася, жуй опилки —
Я директор лесопилки!
»
— Глумливая гоповская присказка

Большинство зданий в фэнтези — деревянные. Для их постройки нужна древесина. Откуда дровишки? Из лесу, вестимо — кому-то надо рубить и отвозить. Если в игре показан этот процесс, то показано обычно и то здание, где лесозаготовки производятся. В русских переводах за ним закрепилось название «лесопилка», причем даже в сеттингах, где нет ни одной пилы.

Лесопилка может вызвать конфликт с защитниками леса, которые так любят всю живую природу, что рубить деревьев не позволяют. А если это создает препятствия для победы над всеобщим злом, их выбор — ну и что?

Главное правило волшебной лесопилки: лес не обязателен.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • «Властелин Колец»: активными лесозаготовками занимаются в Изенгарде. Энты, защитники леса, приходят в ярость и уничтожают его вместе со всеми лесопилками. Самое страшное оскорбление у них — «древоубийца».
    • А вот эльфы не только живут в лесах, но и рубят дрова. Знаменитые «дома на деревьях» сделаны из древесины и ни из чего другого.
    • Во многих произведениях, где эльфы полностью или частично заимствованы из «Властелина Колец» («Кольцо Тьмы» Н. Перумова, «Эрагон» К. Паолини и т. д.), защитниками леса становятся именно они. И хотя «дома на деревьях» сохраняются, но строятся без всяких топоров, волшебством эльфийских песен. Авторы считают, что при таком способе изменения формы деревьям не больно. Ну, или по фигу, что думает дерево, лишь бы оно продолжало жить и отращивать листья (такие вот радикальные экологи и борцы за уровень CO2).

Видеоигры[править]

  • «Герои Меча и Магии»: дерево — один из важнейших ресурсов, каждая лесопилка волшебная. Стоит захватить ее, и она приносит 2 единицы дерева каждый день, даже если стоит посреди пустыни или на каменном островке в океане. Лес не обязателен. Обоснуй? Это очень сильное колдунство.
    • Начиная со второй части появляется проблема защитников леса — эльфы в некоторых сюжетах помогают протагонистам только в том случае, если те не рубят деревьев. Поэтому лесопилок у протагонистов не наблюдается. Выхода три: захватить лесопилку врага (эльфы об этом так и не узнают), получить по сюжету строевой лес «со стороны» или собрать бревна, которые на карте валяются. Они там повсюду, как сера, алмазы и золото.
  • Warcraft I: лесопилка волшебная, лес не обязателен. Нет, как ресурс он обязателен, крестьяне рубят деревья и относят бревна в замок. Но лесопилка к этому никаким боком не относится, она просто нужна для строительства многих других зданий и еще для улучшения атаки копейщиков и лучников. И то не за лес, а за золото. Однако стоит щелкнуть по ней мышкой… да, там явно что-то пилят.
  • Warcraft II: вот тут лес обязателен и его можно носить вместо замка на лесопилку, которую построить в нужном месте гораздо легче. Деконструкция клише «эльфы — защитники леса»: на каждой лесопилке Альянса написано «эльфийская».
  • Warcraft III: выясняется, что есть еще ночные эльфы, и вот они как раз становятся защитниками леса. Они умеют добывать лес без лесопилок и ненавидят тех, кто эти самые лесопилки строит. Все остальные эльфы… увы.
  • The Elder Scrolls: по лоре у лесных эльфов есть Зелёный Пакт, согласно которому они не наносят вреда ничему растительному и кушают только мясо (доходит до каннибализма). Однако в Skyrim есть лесопилки, и никакое игромеханическое правило не мешает герою — лесному эльфу ими пользоваться.
    • Запрещено только собственно рубить — обрабатывать дерево, срубленное не босмером и не в Валенвуде, не запрещено. К тому же ничто не мешает протагонисту-босмеру быть потомком давних эмигрантов в любую другую провинцию, которые Пакт в гробу видали. Да и вообще на неваленвудские растения он, почему-то, не распространяется.
  • LOTR: The Battle for Middle-Earth — в обоих играх серии лесопилки представляют собой уникальный «злой» вариант ресурсодобывающих строений (ресурс в игр один — деньги). В первой игре действуют на энтов подобно кнопке берсерка: вечно медлительные Пастыри Деревьев, увидев надругательство над их подопечными, начинают двигаться быстрее и могут перетоптать немало врагов за короткое время.
  • Dragon Age: Inquisition: лесопилки и каменоломни — важный ресурс, если игрок хочет обновить и надстроить замок Скайхолд, базу главгероя.
  • Fallout: Tactics: в составе автоматической фабрики роботов находится лесопилка с бревном на козлах и двуручной пилой.
  • Stellaris: особым примером магической лесопилки могут служить многочисленные фабрики. При отсутствии сырья они не останавливают работу, и продолжают выпускать продукцию, только с заметно сниженной производительностью. Хотя если у вас закончились минералы значит вы делаете что-то не так.
  • Factorio — древесина добывается (путём рубки вручную или деконструкции строительными ботами) из растущих по всей карте деревьев. Отсутствует, наоборот, отдельная лесопилка, хотя в старых версиях свежесрубленные «брёвна» можно было только жечь как топливо, а для крафта специально перерабатывать в «доски».

Аверсия[править]

Видеоигры[править]

  • Stronghold — практически все части игры. Дерево — важнейший ресурс для строительства вашего замка. Собственно, присутствует здание «Лесопилка». В обычно время дровосек рубит деревья, пилит на лесопилке их на доски, которые и относит на склад, но если деревья на карте закончились — дровосек просто стоит у лесопилки и глаголет: «Не вижу ни одного дерева, сэр!». Соответственно, дерево тогда приходится покупать на рынке. Особенно актуально для Crusader, аддона к первой игре серии, где действие часто происходит в оазисах, окружённых пустыней.
    • Любопытно, что дерево — единственный ресурс в игре из добываемых прямо на карте, который можно полностью истощить. На самом деле, деревья постепенно растут, и вокруг них образуются побеги новых деревьев, но это медленный процесс. Если рубить лес слишком быстро, то его натуральный прирост начинает уступать темпу вырубки, и в конце концов дровосеки полностью уничтожают дикую растительность. Тем не менее, на больших картах с плотными лесными массивами легко достигнуть баланса между заготовкой древесины и восполнением её источников.
  • Banished — здесь естественный прирост леса ещё медленнее, чем в Stronghold. Но разведением деревьев можно заниматься вручную, построив заставу лесников. Лесники берут в ведение некоторую территорию вокруг своей заставы и высаживают на ней саженцы, а также вырубают слишком старые деревья, которые уже не растут, чтобы освободить место под новые. Производительность такого искусственного леса получается даже выше, чем у натурального, а полдюжины лесников могут покрыть потребность в дровах для отопления домов для доброй сотни жителей колонии.
  • OpenTTD — лесопилок две. Одна валит собственно лес, другая скорее столярка (обрабатывает его в товары). В умеренном климате леса искусственные (предприятия, да), первая лесопилка является автоматически их частью (а на вторую надо возить брёвна и вывозить товары). В субтропиках лес растёт вполне дикий, а вот как раз первая лесопилка строится как предприятие (прямо в этом лесу — дистанция сбора ограничена). Лесопилка-столярка (второй тип) же как отдельное предприятие не существует — она подразумевается в составе завода, и брёвна в товары превращает именно он. В первом климате лимитирует производительность искусственного леса, во втором — площадь неопустыненного естественного (за небольшую денежку можно её здорово разогнать, натыкав саженцев вместо спиленных деревьев и подождав).
  • Tropico — В лагерях лесорубов заготавливают брёвна, которые отвозят на лесопилку для производства стройматериалов. К месту строительства доски телепортируются сами. Но лес постепенно мельчает, хоть, чтобы вырубить его полностью, нужны года, а новые деревья подрастают.
    • В первой части был сценарий, где лесозаготовители вырубили лес почти полностью — игра начинается с кучей лагерей лесорубов, лесопилкой, но без леса.
  • Victoria II: Казалось бы, уж в глобальной стратегии вполне можно объяснить, что обработка древесины происходит в лесозаготавливающих провинциях до того, как товар поступает на склады… Но нет, это же Paradox — если хотите производить что-то деревянное, будьте добры построить ещё и промышленные лесопилки, на которых тысячи рабочих будут перерабатывать добытое лесорубами дерево в пиломатериалы.
  • «Война и Мир». Здесь древесина добывается традиционным способом, а именно, рубкой деревьев. При этом, сами деревья лесником постоянно высаживаются и растут… но растут с такой скоростью, что, по итогу, получается «волшебная лесопилка», работающая вообще без перебоев.
  • Factorio — древесина добывается (путём рубки вручную или деконструкции строительными ботами) из растущих по всей карте деревьев. Не самый важный ресурс, избыток дерева образуется при освобождении места для постоянной экспансии, а с модами леса ещё и расширяются заново. Отсутствует наоборот отдельная лесопилка, хотя в старых версиях свежесрубленные «брёвна» можно было только жечь как топливо, а для крафта специально перерабатывать в «доски».