Все видеоигры — это 8-битки

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Pac-Man Fever. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Суть тропа концентрированная, без сахара

Так уж сложилось, что, несмотря на бурное развитие научно-технического прогресса, люди довольно часто ассоциируют видеоигры с 8-битной эпохой. Поэтому, если в фильме герои хотят отдохнуть за какой-нибудь видеоигрой, это обязательно какой-нибудь пиксельный платформер времён «Денди»[1], с бикающими звуками и чиптюнами[2]. Обсуждая эту игру, герои упоминают об очках и дополнительных жизнях, а не о баффах и прочем геймерском жаргоне. Иначе говоря, видеоигры в фильме должны стать как можно более примитивными, даже если на дворе уже XXI в.

Одна из причин — это узнаваемость. Восьмибитную игру на экране невозможно принять за кинофильм, компьютерный 3D-мультфильм, новостной репортаж или телепередачу. А чем игра совершеннее, тем сложнее зрителю понять, что это, собственно, игра. Особенно в мультфильме, где изображение и так примитивное.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Александр Рудазов, «Призрак» — с обоснованием. Загробье меняется под действием коллективного бессознательного попавших в него покойников, поэтому реалии Аркадианы — маленького уголка для фанатичных видеогеймеров — во многом именно восьмибитные. Так, бог шутеров Джейк Парсонс помер и богородился в 1999 году, а потому выглядит как Дюк Нюкем, а не, к примеру, Мастер Чиф или хотя бы Серьёзный Сэм. А ещё когда аркадианцы гоняли голодных духов, один из них обернулся натуральным Соником.

Кино[править]

  • «Пиксели» — педаль в пол: 8-битки — единственные игры, которые имеют значение! Пришельцы ведут войну строго по правилам консольных игр 80-х, а потому для победы над ними нужны чемпионы по этим играм. Якобы приняли их за реальные записи военных действий. Почему-то миллионы транслируемых стримов современных игр, куда более похожих на реальность, пришельцам не попадались…
    • Потому что скорость света конечна, и на расстоянии, где расположена материнская планета чу-чушек, «принимается» то, что транслировалось с Земли в 80-е и «восьмибитки» первое из этих трансляций, что было ребятами понято, хоть неправильно, хоть как-то, но понято. А все фильмы с реальными людьми для них — нераскодируемый вывих мозга.
  • «Рестлер» Даррена Аронофски — зигзаг. Один из немногих друзей одинокого стареющего рестлера Рэнди Робинсона (в исполнении Микки Рурка) — соседский пацаненок Адам, с которым они периодически играют в восьмибитную Нинтендо. Адам из вежливости не отказывается, но при этом интересуется, играл ли Рэнди в новую Call of Duty 4, и по глазам видно, что в нее мальчику поиграть было бы гораздо интереснее…
  • «Терминатор-2» — Джон Коннор в 1994 м году (на момент съемок — недалекое будущее) играет в аркаде в суперхит 1980го года — «Missile Command».

Телесериалы[править]

  • «Универ» — зигзаг: обычно парни в местной общаге играют в видеоигры под аккомпанемент бикающих 8-битных звуков, но в одном из эпизодов Саша играет в MMORPG по «Властелину Колец».
  • «АйКарли»
    • Перевёрнутая версия игры Rock Band, созданная специально для сериала. Она очень хороша для того, что появляется лишь на полминуты или около того, мегаредко. В «iSaved Your Life» даже создали Violin God с его Bow Power. В первом варианте серии была ошибка, когда ноты продолжали звучать, даже когда Карли перестала играть, чтобы поговорить с Фредди, но после того, как на эту ошибку им указали, в расширенном варианте серии, вышедшем через месяц, она была исправлена.
    • Не так хорошо это было сделано с крысоловом во время «iStage An Intervention». Похоже на заранее записанное видео, установленное в коробку старого аркадного автомата. Спенсер и Саша играют в нее так, как будто это действительно игра такого типа, но актриса Карли, Миранда Косгроув, вероятно, не имеет опыта игры в такие игры, и в конце серии Карли играет в автомат, крутя ручку управления так сильно, что коробка продолжает смещаться, что было бы невозможно в настоящей аркадной игре типа Pac-Man.
  • «Улицы разбитых фонарей» — Казанова играл в «Принца Персии».

Мультфильмы[править]

  • WALL-E — даже в XXVIII в. в хате главного героя стоит древняя консоль, на которой тот играет в Pong. Педаль в пол: консоль 1-го поколения, то есть даже не на 8-битном процессоре, а на специальной логической микросхеме. Обоснуй — робот почему-то смог найти именно эту консоль. Очки в «понге» считаются только до 15, но спишем на художественный гэг: один кадр в несколько секунд замечательно передаёт ГЭС.
  • «Упс… Ной уплыл!» — субверсия. Когда гнездовика Дэйва и грюмиху Хейзел запирают в трюме, они обсуждают, как им выбраться и развернуть ковчег, и в этот момент их мысли стилизованы под игры: у первого — как раз пиксельная аркада, у второй — современный экшн от первого лица.
  • «Ральф» — в игровом зале установлено много старинных игровых автоматов (тому же Ральфу уже тридцатник!). Но есть и новые, вроде «Долга героя».[3]

Мультсериалы[править]

  • «Байки хранителя склепа» (1993) — 2 сезон, 1 серия. Главные герои Винс и Бадди играют на аркадном автомате в игру с очень примитивной и недетализированной графикой, которая уместнее смотрелась бы в середине 80ых, и довольно странным геймплеем: единственый человечек отстреливает лезущих со всех сторон монстров, но им каким-то образом управляют два игрока. Зато в финале серии инверсия: весь «реальный мир» главных героев оказывается всего лишь видеоигрой, в которую играют два монстра. Таким образом мы имеет кинореалистичную графику, недосягаемый даже по нынешним временам интеллект NPC и практически не распознаваемый из-за недостатка информации геймплей.
  • «Кибер-шесть» (1999) — в эпизоде «Глаз» (9 серия) Хосе играет в примитивный платформер про пингвинчика, собирающего кристаллы. Как ни странно, контр-пример в этом мультсериале тоже имеется, но о нём в соответствующем разделе.
  • «Футурама» — В одном из эпизодов на землю вторгаются пришельцы с «видеоигровой» планеты «Нинтендо-64», которые оказаваются персонажами не игр с одноименной консоли как можно было подумать, а аркадной классики конца 70х — начала 80х (Donkey Kong, Space Invaders ,Qbert и т. д.)
  • «Финес и Ферб» — эпизод «Виртуальная реальность», где герои строят машину полного погружения в игру. Но, несмотря на продвинутую технологию, игра всё равно даёт дань уважения старым 8-битным платформерам.
  • «Рыбология»: один из главных героев, Оскар — гик, любящий видеоигры. Несмотря на упоминание современных технологий, сыгранные Оскаром игры выглядят как аркады со старых консолей. И уже в первом эпизоде по совету своего безумного друга Оскар пытается представить внешний мир как 8-битную игру.
  • «Гравити Фолз»:
    • Один из эпизодов посвящён тому, как Диппер призывает в реальный мир героя 16-битной игры. В начале этого же эпизода герои посещают аркадный зал с играми, стилизованные под ретро, хотя действия происходят в 2012 г. Но здесь есть обоснование: аркадный зал старый. Сам Алекс Хирш является большим поклонником игр 1980-90-х, так что это скорее ностальгический оммаж.
    • В другом эпизоде Зус играет в визуальный роман, который выглядит пиксельным. Опять же не без обоснования — игра старая и имеет мистические свойства.

Видеоигры[править]

Мода на ретро привела к тому, что в ААА часто вставляют ретро-миниигру. Например:

  • Dust: An Elysian Tail — чтобы получить дружка-Гомеса, надо пройти нечто пиксельное и крышесносящее.
  • Fallout 4 — по ходу можно найти несколько кассет с видеоиграми. Кассет, Ганс! А игры — слегка видоизменённая древняя классика вроде «Донки Конга»
  • Marvel Ultimate Alliance — чтобы спасти Джин Грей из рук злодея-игромана Аркейда, придется войти в автомат с римейком Pitfall и пройти его.
  • Starcraft 2 — в баре космического корабля стоит игральный автомат «Lost Viking». Графика-то там продвинутая, а вот сама игра — банальная скролл-леталка. И это очень разочаровало тех, кто помнит, что у разработчиков когда-то была отличная головоломка «Lost Vikings». С юмором и сложная. Что мешало вставить в Старкрафт 2 именно её — загадка, тем более теперь она бесплатно доступна на офиц. сайте Blizzard.
  • Deadpool — пародия на троп: несколько раз за игру трехмерный экшн вдруг превращается в двухмерный битэмап с видом сверху и геймплеем в традициях старых консолей, когда внезапно оказывается, что бюджета игры про болтливого наемника оказалось недостаточно для полностью трехмерного боевика.
  • South Park: The Stick of Thruth — так-то это метроидвания, но Канада реализована, хм, восьмибитно.
  • «Ядерный титбит» — для того, чтобы получить ключ у просветлённого дедули, нужно набрать 100 очков в игре «Весёлый Шива», отсылающей даже не в 8-биткам, а к советским игрушкам «Электроника». Таким как знаменитая «Волк и яйца».
  • GTA: San Andreas — игровые автоматы с такими играми. Что, впрочем, вполне обосновано сеттингом: время действия — начало 1990-х годов.
  • Yume Nikki — у главной героини есть 8-битная консоль, на которой можно поиграть в одну-единственную игру под названием NASU, невыносимо скучную и убогую и с убийственными графикой и звуком.
  • Cyberpunk 2077 — в патче 1.6 были добавлены аркадные автоматы с игрой «Шевелись, Плотва!».
    • Иииии… это 8-битка?
  • Contra: Legacy of war — два игровых автомата на каком-то из уровней. Один — с клоном «танчиков», второй — с клоном «Галазы».

Реальная жизнь[править]

  • Один из узнаваемых символов видеоигр — джойстик от Atari 2600 (второе поколение, 1977). Появившийся в Dendy игропульт (третье поколение, 1983) полностью заменил ручные джойстики уже в следующей волне приставок. ПК с настольными джойстиками сопротивлялись несколько дольше. Странное исключение: SNK Neo-Geo (4-е поколение, 1991) имела настольный джойстик и позиционировалась как домашний автомат.
    • Да даже само слово «джойстик», которым многие именовали контроллеры годов до 2010-х. При том, что в контроллерах 90-х никаких джойстиков уже не было (а вот в контроллерах некоторых современных консолей он, по иронии, есть — теперь уже без «джой»).
  • Благодаря инди-разработчикам в игровой индустрии появилась мода на ностальгию по играм 8- и 16-битной эпох. Успех таких игр, как Undertale, Shovel Knight и Sonic Mania, способствовал тому, что ретро снова оказалось в моде.
  • Рекламные образы часто предлагают устаревающие модели контроллеров: сток-фотографы снимают на той приставке, которая есть, а от стока до рекламного щита тоже проходит время.
  • Иногда символом серии становится 8-битная мелодия. Безымянная мелодия из Super Mario Bros., «Vampire Killer» из Castlevania

Антипримеры[править]

В произведении показаны современные видеоигры, включая MMORPG, стратегии и шутеры от первого лица.

Кино[править]

  • «Городской охотник» — зигзаг. В наши дни битва в зале игровых автоматов вызовет суровую скупую слезу у ценителей восьми- и шестнадцатибитных файтингов, а музыка вызовет вторую. Но на момент съемок фильма SF2 был свеженьким хитом аркад и эталоном графонистости.
  • «Ночной Дозор» — Завулон играет на приставке в файтинг с трёхмерной графикой. В сцене сражения в игре легко узнаётся его будущий поединок с Антоном (возможно, эта игра для него — способ просчитать варианты будущего).
  • «Один дома 5: Праздничное ограбление» — почти одиннадцатилетний протагонист помешан на видеоиграх, особенно онлайновых. Предпочитает именно соревновательные онлайн-шутеры, с элементами современных RPG. И непременно с 3D-средой и крутыми спецэффектами.
  • «J.I.Joe. Бросок Кобры 2» — в начале фильма герои играют во вполне современную «Call of Duty», вроде как «Modern Warfare 3».
  • «Крепкий орешек 4» — один из персонажей играет в актуальную на момент выхода фильма «Gears of War».
  • «Зомби по имени Шон» — Эд играет в современную тогда TimeSplitters 2. Аналогично в сериале «Долбанутые» от тех же создателей — если кто-то играет, то игры современные и видно, что персонаж действительно играет, а не имитирует. Эдгар Райт, будучи геймером, не любит неточности такого рода.
  • Need for Speed — В фильме «Жажда скорости» был момент, когда команда механиков из мастерской Тоби отдыхала от работы за приставкой, на которой была включена Need for Speed: Shift.
  • «Джуманджи: Зов джунглей» — на первый взгляд наш троп. Прóклятая настолка перевоплотилась в довольно старую консольную игру. Однако, на момент перевоплощения игра была вполне современной. Устарела она за те годы пока стояла недоиграннной. В неиспользованном финале она даже превращалась в современную развлекалку для телефонов когда игру называли устаревшей.
  • «Возрождение Юпитер» — сам фильм — редкостная шляпа, но в одном из кадров можно увидеть как пацан из семьи главной героини рубится на консоли в Dark Souls II

Телесериалы[править]

  • «Бригада» (2002) — Саша Белый был замечен за игрой в «Quake». Правда, у него почему-то был рейлган в самом начале. Читерство?
  • «Чудеса» (они же «Святой дозор») (2003) — видеоиграм уделено исчезающе мало внимания, что и логично — сериал совсем не о них. Тем не менее, 5 серии можно мельком наблюдать, как Трэвис играет в шутер от первого лица.
  • «Sпарта» — собственно, вымышленная игра «Sпарта», представляющая собой глубоко проработанную «песочницу»-симулятор жизни. Ну как проработанную…графика, особенно анимация 3d-моделей в игре откровенно вырвиглазная для конца 2010-х. Особенно если учесть, что по сюжету игра преподносится как нечто революционное.
  • «Оккупированные» — сбежавший в Бельгию премьер-министр Норвегии связывается со своими соратничками во время игры в DayZ.
  • The It crowd — Мосс как-то играл в Fear.
  • «Калейдоскоп ужасов» (2019) — зигзаг: Сюжет новеллы «Чит-код» (4 сезон, 4 серия) вертится вокруг мистической видеоигры «Странная среда». Герои играют в неё на консоли «Atari 2600» (ну или какой-то другой, очень похожей на таковую), но при этом неоднократно называют её 8-битной, хотя и по графике и по возможностям она гораздо круче, реальных 8-биток. По жанру это архисложный платформер, в котором персонажа подстерегает уйма разнообразных смертельных опасностей, и каждая смерть имеет уникальную анимацию. Но при этом «Странная среда» — это именно игра из далёкого прошлого. Ещё батя протагониста рубился в неё в своём детстве. А более современная представляет из себя гораздо более графонистый шутер от первого лица.
  • «Клуб полуночников» (2022)
    • Не игры, но консоли. Действие сериала происходит в 1995 году в хосписе для подростков. Во 2 серии один из пациентов — фанат видеоигр Амеш — сожалеет, что не сможет поиграть в Сони Плейстейшн, выходящую только через 8 месяцев, а также перечисляет консоли, в которые ему довелось поиграть. По его словам, он не пропустил ни одной, начиная с Atari 7800.
    • Хотя и игры тоже. В истории, которую рассказывает Амеш (дождавшийся, кстати, вожделенную Плойку) в 5 серии, главный герой пытается пройти революционную игру, представляющую из себя сверхреалистичный детально проработанный симулятор ядерной войны недалёкого будущего (эдакий DEFCON на максималках), учитывающий едва ли не все сколь-либо существенные факторы. А ещё у неё совершенно немыслимый для 1995 года графон… и внезапно примитивный игровой процесс текстового квеста. Написал во всплывающем окошке «Начать бомбить» и смотришь, как «медленно ракеты уплывают вдаль», и на их полёт влияют просчитанные до миллиметра скорость ветра и влажность воздуха.

Мультсериалы[править]

  • «Южный Парк» — сатира на актуальные темы, и авторы любят проехаться в том числе по игровой индустрии. Так что Картман и K° играют в реально существующие игры (в одном из эпизодов даже засветился Guitar Hero). А чего стоит эпизод, полностью посвящённый World of Warcraft!.
  • И «Симпсоны» в ту же копирку. Был даже эпизод, где Мардж увлеклась онлайн-игрой (тоже аллюзия на WoW). В другом эпизоде Барт становится киберспортсменом.
  • «Царь Горы» — в одной из серий Хэнк подсаживается на игру, сделанную парой школьных программистов: клон GTA, только про продавца пропана. Вполне современная сеттингу видеоигра.
  • «Кибер-шесть» (1999) — в эпизоде «Частный детектив Яшимото» (4 серия) Хосе играет явно не 8-битный экшн от третьего лица про огромного боевого человекоподобного робота, сражающегося с танками.
  • «Reboot» aka «Компьютерные войны» — Пользователь играет в игры самых разных жанров. В основном это разного рода экшн, но есть тут и гонки, и стратегии, и партийные РПГ, и много чего ещё. Об истинной графике всех этих игр судить трудно, ведь мы наблюдаем за происходящим изнутри. Однако, их действие явно происходит в 3D-пространстве, а многообразию возможностей и уму ИИ позавидовали бы даже многие современные игры.

Аниме и манга[править]

Несмотря на крайне развитую в Японии культуру ретрогейминга, в аниме и манге довольно часто показывают современные видеоигры, ибо гейминг уже давным-давно прочно влился в культуру страны.

  • Sword Art Online — собственно, действия происходят в одноимённой MMORPG с инновационной технологией полного погружения.
    • Аналогично предыдущему тропу — Overlord.
    • Log Horizon педаль в потолок — оригинальная Elder Tale изометрическая игра 1998 года выпуска (явная отсылка к UO), но после попадания полноценный мир с полным присутствием.
  • Nanana no Maizoukin — Нанана играет как в современные, так и в ретро-игры. Но выглядят сцены порою довольно странно. Например, в одном из эпизодов Нанана играет в Terraria… на контроллере Famicom. Возможный обоснуй — стилизованная приставка.
  • Watamote — Томоко любит играть в отомэ игры на Nintendo DS.
  • JoJo's Bizarre Adventure — Действие происходят в конце 1980-х, но Джотаро обыгрывает Д’Арби в очень продвинутой для того времени игре. Причём сама по себе игровая консоль выглядит как Nintendo 64, а не SNES. Обоснованием может послужить паранормальные способности Д’арби, и вообще, это ДжоДжо, так что it just works.
  • Welcome to the N.H.K. — Сато и Ямадзаки создают и издают эротическую визуальную-новеллу.
  • Kobayashi-san Chi no Maid Dragon — Фафнира знакомят с развлечениями презренных людишек посредством некоего соулзлайка — первый Dark Souls?

Видеоигры[править]

  • HITMAN™ (2016) — боевики на ферме в Колорадо играют в Kane & Lynch 2: Dog Days (2010 года). Игра на тот момент уже не новая, но уж всяко не 8-битная древность.
    • И это далеко не единственный пример: в играх IO Interactive часто можно встретить более ранние игры той же студии.
  • CrossCode (2018) — характерная для жанра ЛитРПГ инверсия. Игра далёкого будущего CrossWorlds, в которую играют персонажи, использует технологии, намного опережающие современные — игроки управляют аватарами, как своими собственными телами, а уровни находятся в реальном мире на специально выделенном под игру планетоиде. По жанру это ММОРПГ с элементами платформинга и уклоном в пространственные головоломки. Что касается графики, то для персонажей она настолько реалистична, насколько это вообще возможно — локации в буквальном смысле реальны, а NPC и аватары игроков внешне неотличимы от людей (Некоторые люди даже «работают NPC» в CrossWorlds). И как вишенка на торте графика самой CrossCode отсылает к 16-битной классике, а стало быть тоже не 8-битная.
  • My Friend Pedro (2019) — жестокие геймеры, обитающие в канализации, играют в My Friend Pedro на аркадных автоматах. Им можно, у них антисеттинг.
    • Сам же Педро, рассказывая о своём небогатом игровом опыте, описывает некую казуальную мобильную игру наподобие Candy Crush.
  • Helltaker (2020) — Малина обожает играть в пошаговые стратегии. А в одной из подсказок она упоминает ритмичные данжен-кроулеры.

Примечания[править]

  1. Ладно, ладно. NES/Nintendo Famicom, если быть буквоедом, но для нас эта платформа накрепко связана со слонёнком.
  2. Чиптюн (chiptune) — это не ругательство, а такая электронная музыка, которая не воспроизводится с записи, а играется чипом приставки или простенького компьютера по программе в режиме реального времени. Вы наверняка это характерное пиликанье сто раз слышали
  3. Что куда страннее, в качестве камео тут фигурируют персонажи из игр, доступные только на игровых консолях и ПК. Например, жёлтый киборг из Cyborg Justice, которая выходила на Sega Genesis. Соник, как ни странно, сюда не относится, про него есть одна или две ОЧЕНЬ малоизвестных и малодоходных игры на автоматах. А также совсем не безвестный Sonic Dash Extreme (но тот на момент релиза картины (конец 2012) выход автомата не был ещё даже анонсирован (2015)). Кроме того, планировалось камео с Марио, однако Nintendo не хотела чтобы он существовал вместе с Соником, так как его конкурент в лице Sega мог забрать дополнительную прибыль себе, да и пришлось Disney убрать его.