«
|
It is pitch black. You are likely to be eaten by a grue
|
»
|
— Zork
|
«
|
It's pitch black. You are likely to eat someone…
|
»
|
— Юмор разработчиков
|
Как известно, темнота смертельно опасна. И Grue (Грю, Гру, Груй) является воплощением данного тропа в играх.
Грю — самое радикальное средство принуждения игроков к использованию света: он означает скорую и практически неизбежную смерть для оказавшихся в темноте и наиболее характерен для roguelike, где в условиях отсутствия графона как класса может быть затруднительно использовать, например, саму темноту, в которой игрок не видит персонажа и окружение.
Изначально Грю были обитающими в темноте монстрами, убить которых не представлялось возможным — только отпугивать светом. С технической точки зрения они могут быть как собственно непобедимыми врагами, так и скриптом смерти или получения урона. Фитилёк прикручен если принуждение не столь сильное, и в темноте можно хоть как-то существовать.
- Zork — родоначальник тропа. В попытках заставить игрока освещать путь разработчики сначала хотели, чтобы попадание в темноту приводило к падению в бездонную яму, но потом поняли, что не всегда для ямы есть основание. Так и пришли к описанной выше идее монстров.
- Что примечательнее всего (и страшнее всего), игроку так и не рассказывают, как выглядит Грю[1], а просто ставят перед фактом: в этой темноте есть что-то, и оно обязательно тебя съест. Берегись.
- Ancient Domains of Mystery.
- Из современных — Don't Starve. Тут через несколько секунд в полной темноте персонаж начинает терять здоровье и рассудок — как раз пример бесплотной реализации. Ситуация осложняется тем, что темнота действительно темнота, то есть о положении объектов можно только догадываться только по подписям при наведении курсора.
- Изначально являлся прямой отсылкой на Zork (ответственный за урон скрипт — Grue.lua), но в Don’t Starve Together объяснили урон действиями враждебного персонажа Чарли — бывшей помощницы фокусника Вильяма Картера, он же Максвелл, антагониста кампании одиночной игры.
- Darkwood — как и в Don’t Starve, ночью в темноте протагониста атакует бестелесный Floor Gore. Но его хотя бы видно. Спасает от него только печной газ в убежище. Впрочем, ночью может произойти всё что угодно.
- Darkest Dungeon — пример с прикрученным фитильком: здесь при падении уровня света враги начинают бить больнее, а герои — быстрее сходить с ума. При полной темноте может появиться вполне себе груёвый минибосс, но в целом можно и превозмогать, тем более что лута во мраке почему-то падает больше (герои берут на ощупь то, чем побрезговали бы, если бы могли разглядеть?) и есть специальные вещи с бонусом при низком свете.
- Sonic & Knuckles — в пирамиде свет постепенно гаснет и начинают появляться призраки, пока еще небольшие и безобидные, но когда свет погаснет окончательно, они вырастут и набросятся на персонажа, поэтому приходится постоянно использовать выключатели.
- Gears of War — криллы.
- Parasite Eve II — игра с тропом: если во время эскорт-миссии несколько раз попытаться войти не в ту дверь, то Кайл пошутит, что там героиню съест Grue.
- Path of Exile — бесконечные шахты, появившиеся в лиге Delve. Их темнота высасывает жизнь, причем чем дальше, тем быстрее. И если отстать от тележки на секунду еще не смертельно, то ломануться осматривать ответвление без осветительных патронов — тот же суицид.
- Minecraft — в темноте появляются враждебные монстры, на высоком уровне сложности являющиеся фатальной угрозой для неподготовленного игрока. Да и опытным тоже нелегко обороняться. Потому, вы не найдете плохо освещенных участков у профи на территории.
- Ori and the Will of the Wisps — в Заросших Недрах до возвращения потерявшегося там огонька нахождение вдали от источников света убивает через несколько секунд. На определённом этапе там можно достать способность, которая позволяет перемещаться свободно, но жжёт ману. Отсутствие видимости, кстати, тоже в наличии: видно только то, что действительно светится, включая как ни странно врагов. Пещера в Родниковых Полях, куда надо спуститься по побочному заданию, тоже страдает от этого.
- Hellblade: Senua's Sacrifice — здесь в роли груя целый Гарм, охраняющий вход в Хельхейм. В конце концов удаётся набить ему морду, но и там нельзя выходить из пятна света, которое, к тому же, сжимается, а сам Гарм начинает плеваться темнотой прямо в интерфейс!
- В первой редакции настольной ролевой игры «Седьмое море» в одном лесу местного аналога Германии — Айзена — есть один неубиваемый «монстр», чем ниже освещенность, тем летальнее его атаки (в полной темноте — мгновенная смерть). Ирония в том, что «монстра» злит свет, и в полной темноте он нападет, только если его специально разозлить, что достаточно просто, но оставлеет некий шанс на выживание, который возможно куда выше, чем отсиживаться за кострами (рубить деревья в этом лесу самый верный способ разозлить «монстра», а стойкий к отмыванию запах древесного сока тоже приговор).
- В рассказе «Призрак-5» одним из злых существ был монстр, боящийся света. Поскольку сам он погасить лампы не мог, то пустился на хитрость…
- Silent Hill — инверсия: в темноте невозможно ни посмотреть на карту, ни подобрать предметы, но стоит включить фонарик, и монстры тут же заметят главного героя.
- Legend of Kyrandia — знаменитый лабиринт за ледяной стеной, который нужно освещать огненными ягодами. И тот незабываемый холодок пониже спины, который ощущаешь, когда понимаешь, что ягод осталось на один экран, а новый куст там окажется совершенно необязательно.
- С фитильком Legend of Kyrandia II, так как в пещере с пиратским черепом без ягод просто ничего не видать. Можно выполнить квесты, подобрать все нужные предметы, а потом спокойно слопать ягоды из инвентаря — и покинуть это тёмное и неприветливое место.
- В третьей части игры можно узнать, что «грю» из первой части игры совсем даже и не злобные, и даже няшные. А страшные глаза, появляющиеся в темноте, нарисованы на табличках, что они носят с собой. Все это, впрочем, не помешает им вас заобнимать до смерти.
- Space Quest II — а вот здесь как раз бездонные ямы. Точнее, возможность свернуть шею в колодцах с вертикальными лестницами, если лезть в лабиринт без светящегося камня.
- В Space Quest III есть обидчивые помойные крысюки, которые будут очень недовольны, если слишком уж внаглую стырить у них вспомогательный генератор, который используется для освещения логова. С фитильком, так как кто нас в темноте прикончил, в принципе, понятно.
- Alice: Madness Returns — в главе с подводным царством есть локация, где нужно следовать за светящимся морским коньком. В темноте, которую он рассеивает, у Алисы начинает шуметь в ушах и непрерывно снижаться запас психической устойчивости (местный аналог здоровья).
Видеоигры |
---|
Жанры |
Зелёным выделены те, для которых есть отдельные шаблоны
Ролевая компьютерная игра (С сражениями/Immersive sim • Dungeon Crawl • С сражениями холодным оружием • С японской спецификой • Многопользовательская • Privateer • Roguelike • Roguelite • Souls-like) • Тактическая • Survival Horror • 4X-стратегии • Абстрактная игра • Варгейм • Визуальные романы • Головоломки (Puzzle-platformer • головоломка от первого лица) • 'Инженерный конструктор (Cosmoteer) • Интерактивные мультфильмы • Интерактивные фильмы • Казуальные игры (Игровой автомат • Мобильный гейминг • Runner game • Tower Defence • Zuma и Luxor) • Квесты (Я ищу) • «Королевская битва» • Платформеры (Puzzle-platformer • метроидвания) • Пошаговые стратегии • Симуляторы (Экономические) • Shoot'em up (Шутеры (От первого лица • Про войну) • Стелс-экшен • Стратегии в реальном времени (MOBA • стратегия непрямого контроля • тактическая стратегия • экономическая стратегия) • Beat 'em up (Файтинги) • Экшн-триллеры • Idle game • Мешанина жанров • Инди-игры • Прочее (Covetous • osu!) |
---|
Геймплейные архетипы |
Все видеоигры — это 8-битки • Суповой набор от Bioware • Геймплей от X-COM • Лутоцентричная игра • Песочница |
---|
Амплуа |
Безликий протагонист (бесплотный генерал) • Безымянный герой • Бесполезный советчик • Боевой наркоман • Бывшие нейтралы • Виртуальная пассия (гей-вариант) • Герой в радужных доспехах • Гумба • Девушка-геймер • Единственный человек в цеху • Закадровый штурман • Манчкин/Пауэрплеер • Металлический слизень • Не героические тактические роли (Лицехват • Моб-вредитель • Моб-грабитель) • Никакой не приключенец • Скальный наездник (Рыба-кусака) • Неигровая злодейская фракция • Странствующий герой • Суперстража • Торговец не к месту • Уникальный головорез • Ходячий IDDQD • Этот гадкий hitscan-пулемётчик |
---|
Тактические роли |
Аицин бронепоезд • Выходила на берег Катюша • Гарпунщик • Джаггернаут • Крепкий середнячок • Реактивный громила • Стеклянная пушка • Танк (автономный • консервная банка • мамонт-танк • недотанк) • Хлипкий маг • Хрупкий шустрик |
---|
Боссы |
Арена для босса vs Арена против босса • 3872 орка • Бонусный босс • Босс-антипод • Блуждающий босс • Босс-будильник • Босс-головоломка • Босс-головорез • Босс в головорезьей шкуре • Босс-дуэлянт • Босс за рулём • Босс, который ни при чём • Босс-ментор • Босс-недобиток • Босс не для битья (Босс-препятствие)• Босс — ранняя пташка • Босс-раш (Игра про боссов) • Босс со свитой (Босс не вмешивается) • Головорез в боссьей шкуре • Два босса (двойной босс • босс-сменщик) • Игра за босса • Истинный Финальный Босс • Марафонский босс (Босс — губка для пуль) • Минибосс • Многоглавый босс • Мясные ворота • Непобеждаемый босс • Неподвижный босс • Никакой не босс • Психоделичная босс-арена • Повторяющийся босс • Последний Босс Первого Диска • Секретный босс • Синдром босса SNK • Скальный босс • Теперь босс разозлился vs Однокрылый ангел не взлетел • Фальшивый босс • Финальный босс (в начале) • Этот гадкий босс |
---|
Персонажи |
Guest character • NPC (NPC не воруют • NPC не трусят!) • Автоматическая турель • Несколько игровых персонажей • Поиграй пока вот этим! (игра за злодея • игра за зверя • игровой антропоцентризм) • Редактор внешности персонажа |
---|
Уровни/архитектура |
Автоскроллинг-троллинг • Бесхозный станковый пулемёт • Благосклонная архитектура • Взрывающиеся бочки • Внутри меньше, чем снаружи • Волшебная лесопилка • Вышки в Open-world • Дай покататься! • Данж (гайгэксианское подземелье • желудочно-кишечный тракт • лабиринт • нубская пещера • освещённые подземелья • Очевидно Зловещий Последний Данж • уровень-утроба) • Злонамеренная архитектура • Карманный Сусанин • Карта локаций/Сеть телепортов • Корзина для мусора • Край уровня • Ключи и двери (взаимозаменяемые ключи из антивещества) • Летать через кольца • Лоскутная география • Лунный уровень • Невидимая стена vs Ложная стена • Нубская песочница • Новый старый уровень • Обвалившийся мост • Паркур • Плоская архитектура • Подводный уровень • Предупредительная архитектура • Проскочить в сейв-поинт • Прыжковая головоломка • Прыжок веры • Рушится царство кощеево • Секретка (секрет святого Рандомия) • Скелет в шкафу • Склад • Смертельная яма • Стражник сторожит стену • Сюжетный гранатомёт • Терминаторизатор • Точка невозврата • Туториал • Уровень-качалка • Уровень-передышка • Штаб-квартира игрока • Этот гадкий уровень/Эта гадкая карта |
---|
Графика |
HUD • Motion capture • Анимация простоя • Блики объектива • Вид (Вид от сапога • От первого лица/призрак от первого лица • От третьего лица) • Видеовставка • Всегда чистый • Двурукий спрайт • Дистанционный туман • Зловещая долина • Испаряющиеся трупы • Графон как в Крузисе vs Графон не нужен • Круг позора • Модели освещения • Мониторный угол зрения • Не хватает черт лица • Перескиновка • Получен предмет! • Проекции графики • Псевдотрёхмерность • Смена палитры • Спецдефекты • Стили графики • Тайлсет • Фальшивый камуфляж • Цел-шейдинг • Юниты не в масштабе • Экран загрузки |
---|
Физика |
Автопилот • Адамантовый блок • Бежать по диагонали • Бесконечный боезапас • Взрывающийся транспорт • Время не в масштабе • Воздух — это земля • Гравитационная пушка • Граната поражает вблизи • Гранату бросить нелегко • Двойной прыжок • Добежать до пулемётчика за ход • Забыли про гравитацию • Лезть через забор без рук • Небьющиеся лампочки • Неизменяемый ландшафт • Неприступный заборчик • Один хитбар на всё • Плавать в доспехе • Плавать в лаве • Подпрыгнув, присесть • Пуленепробиваемый картон • Ракета летит медленно • Распрыжка • Рокет-джамп • Рэгдолл • Снайперский пистолет • Стрельба из гранатомёта в комнате • Танк имеет много хитов • Физическая головоломка • Хитбокс |
---|
ИИ |
Автобой • Автодогон • Автоприцел • Идиотская дипломатия • ИИ ненавидит игрока • ИИ этим не пользуется • Искусственный идиот (Обезьяна с гранатой • Топографический кретинизм у ИИ) vs Искусственный гений • Лобовая атака • Полуслепые стражники • Универсальный скупщик • Читерский ИИ (Всевидящий ИИ) • Эскорт-миссия |
---|
Сетевая и онлайн |
Deathmatch • Free to Play/Free to Play • Full Invasion • PvE • PvP • Армия Избранных • Баг (багоюзерство) • Бот • Вредительство vs. Антивредительская фича • Ганк • Донат • Захват флага • Игра на победу • Кемпер • Киберспорт • Классификация MMO-игроков по Бартлу • Контра • Кооперативная игра • Нуб • Победа на старте • Сессионка • Твинк • Фраг • Читерство • Чиз |
---|
Движки |
Build • idtech (Doom • Wolfenstein 3D) • LithTech • NetImmerse • RPG Maker • Source • Unreal |
---|
Критика |
Angry Video Game Nerd • Игрожур |
---|
← |
Навигация |
---|
Видеоигровые термины |
---|
Игры и
приложения |
DLC • Hotseat • Shovelware • Аддон (Аддон-переворот) • Демка • Демо-версия • Игра поддержки • Инди-игры • Лицензированный треш • Миниигра • Мод (Антимоддерская фича)/Пиратские игры/Фанатские игры • Новая игра — новые правила • Система рейтингов • Шкала свободы действий • Эпизодная структура в шутерах |
---|
Баланс |
Асимметричный конфликт • Классификация фракций (Быстрый, сильный и хитрый) • Золотой снитч • Имба (Временная имба • Запоздалая имба • Намеренная имба (Гейм-эндер • Терминаторизатор) • Ненужная фича (Имба у врага — пустышка у игрока • Резиновый нож) vs Добровольно-принудительное умение (Запоздалое принуждение • Обыденная имба • Трудно, но не невозможно) • супероружие в RTS) • Камень-ножницы-бумага • Нубская труба vs. Нубская имба (Убийца ИИ) • Сверхбыстрое моральное устаревание • Святой Рандомий • Синдром орка • Синдром протосса • Сила Мэджикарпа vs Стартовый ускоритель • Эти гадкие… (Атака • Ачивка • Босс • Карта • Механика • Моб (hitscan-пулемётчик) • Уровень) |
---|
Геймплей |
Game over (Save scumming vs перманентная смерть • Множество способов умереть • Нестандартный геймовер • Плюнуть в могилу) • Limit Break • Rage-bar • Активная пауза • Альтернативный огонь • Буллет-тайм • Взаимоисключающие технологии • Внезапная смена геймплея • Геймплей вразрез с сюжетом (Ветеран-дилетант • дали только пистолет • и пусть весь мир подождёт (Ручная перемотка времени) • катсценная некомпетентность vs сила катсцен на максимум • катсценное умение) • Закон подозрительной щедрости в видеоиграх • Заявленное проклятие • Злой рандом • Игровые очки • Достижения (Глумливые ачивки • Неофициальная ачивка • Эта гадкая ачивка) • Инвентарь • Как научиться плавать • Красная сельдь (Склад красных сельдей) • Критический удар • Лимит содержания vs Очки командования/Очки командования • Нам не помешает лишний ствол (Гадские рельсы) • Лоскутная карта • Можно грабить корованы • Мультикилл • Нажми Старт, чтобы умереть vs Нажми X, чтобы не погибнуть vs Нажми X, чтобы умереть vs Нажми Х, чтобы победить • Оверкилл • Очевидный выбор vs Кажущийся очевидным выбор • Постулат лорда Бритиша • Придумай глагол vs Универсальный глагол Use • Принудительный геймплей (Стелс vs Экшен, Миссия без базы) • Синдром Буриданова осла • Сломанный интерфейс • Случайные столкновения • Прокачка удачи • Проклятие — всегда проклятие • Поражение неприемлемо • Рандом • Стелс • Эволюция главного меню • Эта гадкая механика • Очки работы |
---|
Условности |
Армия Избранных • Видеоигровая биология (волшебные аптечки • затыкать насмерть • исцелися сам • Лечение через питание • синдром Росомахи) • Волшебное превращение ресурсов • Всегда знает свой результат • Легенда-новодел • Милорд на побегушках • Никому не нужные сокровища • Обоснуй фасттревела • Освещённые подземелья • Отличная связь • Псевдоодноместность • Фарм главгадов |
---|
Сложность |
Навязанный хардкор • Не играй на лёгком • Пианино • Пик сложности (Скальный наездник (Этот гадкий hitscan-пулемётчик) • Эта гадкая атака • Эта гадкая ачивка • Эта гадкая карта • Эта гадкая механика • Этот гадкий босс • Этот гадкий сайдквест • Этот гадкий уровень) • Никаких тебе подсказок • Фальшивая сложность vs Хардкор |
---|
Реиграбельность |
Взаимоисключающий контент • Генератор квестов • Новая игра+ • Обоснуй перепрохождения • Постгеймоверная прокачка |
---|
Баги, фичи и
читы |
Save scumming • Антивредительская фича • Антизастревательная фича •Антизастревательное маклаудство• Антипиратская фича • Античитерская фича vs Чит-код (Код Konami • чит за деньги) • Баги — это смешно vs Баги – это страшно • Багофича (Совершенно законный финт ушами vs эксплойт • Спидран) • Игра вне игры • Играть в экселе • Кривой монтаж • Легальный чит • Непроходимая забагованность (патч скачал? Проходи сначала!) • Несуществующий игровой секрет • Одноразовый инструмент • Пасхальное яйцо • Русефекация • Фичекат (Отключённая фича)
|
---|
Тактика и стратегия |
Десболл • Заказное строительство/Рабочая сила • Затыкать насмерть vs Тактика тотального ваншота • Зашивание • Кайт • Макроконтроль и микроконтроль • Разбаф • Раш • Спам • Станлок • первым бей медика/вторым бей магика • Тактическая смерть • Танк-приманка • Харассить противника |
---|
Игровая механика |
Внутриигровой конструктор • Квест (геймплей)(Генератор квестов • Классовый квест • Квестовая причина • Квестовое везение • Сайдквест (гадкий) • Секретный квест) • Крафт • Ролевая система (Мана • Опыт • Перк • Скилл • Стандартные атрибуты персонажа) • Боёвка/Система повреждений (Маленькие синие пульки • Один хитбар на всё • Один хитпойнт vs Очки жизни • Очки действия • Периодический урон • Резист • Стандартные эффекты состояния) |
---|
Разное |
Acknowledgement (Никто не смеет мне приказывать! • нужно больше золота • нужно построить зиккурат • хватит в меня тыкать!) • Ад в начале игры • Алхимия — это просто • А оружие отнимем у противника vs Не будем брать оружие противника • Безнадёжный бой • Бунт населения • Бунт соратников • Взаимоисключающие напарники • Воины — по прямой, маги — по параболе vs Воины — по прямой, маги — в заднице • Гимп • Даунгрейд (Никакой не апгрейд vs Никакой не даунгрейд) • Жестокость в видеоиграх/Видеоигры поощряют доброту • Дымовых гранат не существует • Захват флага • Знать, где упадёшь • Игра по разным правилам • Каскадный резонанс • Книга заклинаний • Концовки (быстрая • досрочная • золотая • каноническая • модульная • откровенно халтурная • плохая-красочная • плохая-непонятная • плохая-трудная) • Первый напарник — воин • Кризис поздней игры • Крутой с 1000 хитов • Купи долбаный гайд! (Нубский мост) • Метагейминг • Металлолом и макулатура • Мыльное кинцо • На голову выше мира • Нам не помешает лишний ствол • Напасть со спины • Незаконные предметы • Необходимый напарник• Не смей играть так! • Нестандартная озвучка монстра • Обесценивающиеся ресурсы • Объекты коллекционирования из видеоигр • Одежда в качестве награды • Он просто слишком крут (Не действует на боссов) • Они повсюду • Офигенно находчивые разработчики • Офигенно предусмотрительные разработчики • Погибнуть в мелких взрывах • Поощрение за стелс • Последний пришелец • Прямая линия с врагом • Сделает напарник, а не я • Смехотворно высокая цена • Смехотворно низкая награда • Сон — лучшее лекарство • Сохранение • Специализированный контроллер • Способности фракции • Стандартные квестовые головоломки (Замок по Лойду) • Стелс бьёт экшн • Степени двойки • Унылое ожидание • Фарм в стратегиях • Фриплей • Публика — сволочь • Это плохо, понятно?
Городской портал |
---|
← |
Видеоигры |
---|
|
- ↑ Единственное, что мы об этом можем узнать по ходу сюжета как оригиналов, так и сиквелов — что у него острые клыки и когти, и что оно ползает.