Нескоро-нескоро: различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
Mullanur (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{ | {{Video|3eNLoDqhgC8|[[The 10th Kingdom|Сериал]] НЕ об этом времени, но символическая заставка неплохо характеризует явление.}} | ||
'''Нескоро-нескоро''' | '''Нескоро-нескоро''' — противотроп [[Давным-давно]]. Обычно считается, что сказки и легенды имели место именно давным-давно, когда трава была зеленее. Но некоторые авторы возразят, что это всё будет в будущем (или повторится в будущем, если уже было давным-давно), тогда и трава снова станет зеленее. [[Тёмное фэнтези|Или наоборот, пожухнет ещё больше.]] Словом, как для нас времена до 4 тысячелетия до н. э. являются доисторическими, так для жителей «нескоро-нескоро» доисторическим будет наше время. Все исторические сведения о нас будут утрачены, смысл археологических артефактов, оставшихся от нас, будет невнятен, зато будут в обилии существовать сказки и легенды о временах великих богатырей (или наоборот, ничтожных пигмеев), то есть, нас с вами. | ||
Возможно, это произойдёт в результате какой-то катастрофы. Или возникнет постепенно. Может, тогда вдруг появится настоящая магия, а может, [[маскарад|она незаметно присутствует уже сейчас]], но тогда станет более открытой и распространённой. И желательно, чтобы почему-либо [[закон об оружии в фэнтези|забыли, как делать порох]] и ряд других технологий (хотя необязательно). А ещё неплохо, чтобы события произведения разворачивались через большое время после этого изменения мира, чтобы к тому моменту уже были древние [[артефакт]]ы, [[гримуар]]ы, храмы и прочая замшелая старина волшебных времён. Хотя можно показать и само изменение мира. | Возможно, это произойдёт в результате какой-то катастрофы. Или возникнет постепенно. Может, тогда вдруг появится настоящая магия, а может, [[маскарад|она незаметно присутствует уже сейчас]], но тогда станет более открытой и распространённой. И желательно, чтобы почему-либо [[закон об оружии в фэнтези|забыли, как делать порох]] и ряд других технологий (хотя необязательно). А ещё неплохо, чтобы события произведения разворачивались через большое время после этого изменения мира, чтобы к тому моменту уже были древние [[артефакт]]ы, [[гримуар]]ы, храмы и прочая замшелая старина волшебных времён. Хотя можно показать и само изменение мира. | ||
Строка 10: | Строка 10: | ||
==== Русскоязычная ==== | ==== Русскоязычная ==== | ||
* [[С прикрученным фитильком]] | * [[С прикрученным фитильком]] — «[[Великое Кольцо]]» Ефремова. Жители 5-го тысячелетия могут понять большую часть находимых ими артефактов нашего времени, и представления об истории XX века у них в целом верные… но самые общие. | ||
* Поэма Иосифа Бродского | * Поэма Иосифа Бродского Post aetatem nostram («После нашей эры»). | ||
* В. Давков, короткий рассказ {{spoiler|«Обида»}}. Хотя поначалу может показаться, что действие происходит «сейчас». | * В. Давков, короткий рассказ {{spoiler|«Обида»}}. Хотя поначалу может показаться, что действие происходит «сейчас». | ||
* «Анастасия» Александра Бушкова. | * «Анастасия» Александра Бушкова. | ||
** У него | ** У него же — [[субверсия]] в «[[Сварог]]е». Самое смешное, что там же имеет место быть и субверсия на [[Давным-давно|противотроп]]. {{spoiler|А на самом деле — просто параллельная вселенная.}} | ||
* «Магам можно всё» супругов Дяченко. Поначалу читатель может подумать, что сюжет развивается в стандартном фэнтези-сеттинге, однако всё меняют повторяющиеся флэшбеки с подзаголовком «миллион лет назад», в которых описывается наше настоящее время. Впрочем, есть мнение, что | * «Магам можно всё» супругов Дяченко. Поначалу читатель может подумать, что сюжет развивается в стандартном фэнтези-сеттинге, однако всё меняют повторяющиеся флэшбеки с подзаголовком «миллион лет назад», в которых описывается наше настоящее время. Впрочем, есть мнение, что «миллион» скорее преувеличение — в одном из эпизодов герой путешествует по подземелью, подозрительно напоминающему читателю киевское метро. | ||
* С. Юрченко, «Дороги Чёрного Хрусталя». Жителям Империи Цветов известно, что до появления Империи человечество было организовано как-то иначе и что произошёл некий катаклизм. Качество же сохранившейся информации оставляет желать лучшего: | * С. Юрченко, «Дороги Чёрного Хрусталя». Жителям Империи Цветов известно, что до появления Империи человечество было организовано как-то иначе и что произошёл некий катаклизм. Качество же сохранившейся информации оставляет желать лучшего: | ||
** Герб Храма Виндикар: '''Серп''', прерывающий ненужные жизни, '''и Молот''', крушащий врагов Империи. При этом широко образованный инквизитор замечает, что герба боялись ещё до появления Империи и Виндикар, считая это историческим парадоксом. | ** Герб Храма Виндикар: '''Серп''', прерывающий ненужные жизни, '''и Молот''', крушащий врагов Империи. При этом широко образованный инквизитор замечает, что герба боялись ещё до появления Империи и Виндикар, считая это историческим парадоксом. | ||
** Маг-археолог обнаруживает в древних руинах табличку с надписью «под эгидой ООН», однако верно истолковать текст не может. Из-за того, что в принципе не может представить себе мир, в котором люди не разделены на Великие Дома. | ** Маг-археолог обнаруживает в древних руинах табличку с надписью «под эгидой ООН», однако верно истолковать текст не может. Из-за того, что в принципе не может представить себе мир, в котором люди не разделены на Великие Дома. | ||
** Интеритус Прайм, место захоронения в стазисе первого Стража последнего Вестника. При этом видимые рука и часть головы Стража обладают очень характерной внешностью; {{spoiler|это первый из девяти серийных Евангелионов. Сеттинг является продолжением кроссоверного фанфика «Игра Стражей». Кроссовер NGE / WH40k, Синдзи дорос до демонпринца Тзинча. Комплементация человечества превратилась в прорыв Варпа, благодаря чему Империя Цветов на первый взгляд напоминает сеттинг WHFB.}} | ** Интеритус Прайм, место захоронения в стазисе первого Стража последнего Вестника. При этом видимые рука и часть головы Стража обладают очень характерной внешностью; {{spoiler|это первый из девяти серийных Евангелионов. Сеттинг является продолжением кроссоверного фанфика «Игра Стражей». Кроссовер NGE / WH40k, Синдзи дорос до демонпринца Тзинча. Комплементация человечества превратилась в прорыв Варпа, благодаря чему Империя Цветов на первый взгляд напоминает сеттинг WHFB.}} | ||
* Алексей Доронин, [https://knigavuhe.org/book/strannik-3/ «Странник»] — человечество открыло бессмертие и с тех пор существует уже 50 миллионов лет. | |||
==== На других языках ==== | ==== На других языках ==== | ||
* Уильям Хоуп Ходжсон, «[[ | * Уильям Хоуп Ходжсон, «[[Ночная Земля]]». Время событий — через несколько миллиардов (!) лет после нашего времени. Точные даты не названы, но сам автор характеризует время так: «Если всё время жизни Вселенной приравнять к суткам, то мы живём примерно в час ночи, а Андрос родился в без пяти двенадцать ночи следующей». Солнце погасло, Земля разорена некими безымянными силами, представляющими собой смесь [[Чужеродное чудовище|чу-чу]] и [[Полное чудовище|полных чудовищ]]. Человечество (несколько десятков млн. граждан) ютится в колоссальной стальной пирамиде, куда монстры пролезть (пока) не в состоянии. Технологии изготовления средств сдерживания врага давно утеряны, так что рассчитывать приходится только на то, что ещё работает. | ||
* Грег Бир «Город в конце | * Грег Бир, «Город в конце времен» — действие происходит через миллиард лет, заметно влияние предыдущего пункта. | ||
* Жозеф-Анри Рони-старший, «Гибель Земли» («La Mort de la Terre»). Точных дат там нет, но только агония человечества заняла 50 тысячелетий, и непонятно сколько времени оно существовало до того (во всяком случае, про исчезновение домашних животных было сказано, что они не смогли приспособиться к новым условиям, потому как | * Жозеф-Анри Рони-старший, «Гибель Земли» («La Mort de la Terre»). Точных дат там нет, но только агония человечества заняла 50 тысячелетий, и непонятно, сколько времени оно существовало до того (во всяком случае, про исчезновение домашних животных было сказано, что они не смогли приспособиться к новым условиям, потому как «трёхсоттысячелетнее вырождение уже истощило эволюционную энергию»). | ||
* [[ | * Герберт Уэллс, «[[Машина времени (роман)|Машина времени]]». Заключительная часть книги описывает пребывание героя на Земле в 802701 году от Рождества Христова, среди элоев и морлоков, в которых за прошедшие тысячелетия превратились люди. | ||
** Не заключительная часть, а вся книга об этом. А в заключительной герой уже в более далеком | ** Не заключительная часть, а вся книга об этом. А в заключительной герой уже в более далеком будущем — в мире красного солнца. | ||
* Эдвард Морган Форстер, «Машина останавливается» (1909) | * Эдвард Морган Форстер, «Машина останавливается» (1909) — пессимистический ретро-прототип «Города и звёзд». | ||
* С. Лем, «Сказки роботов» и | * С. Лем, «Сказки роботов» и «Кибериада» — в некотором роде. Люди (земные ли люди?) успели создать роботов. Потом эти роботы от людей сбежали. Далее через многие поколения этими роботами были заселены далёкие уголки космоса. А люди остались в памяти как мифические (полумифические) монстры бледнотики. А в особо запущенных случаях на некоторых планетах роботы считают себя результатом «железной» эволюции. | ||
* «[[Дюна]] | * «[[Дюна]]» — основные события происходят в далёком будущем, с человечеством, широко расселившимся по планетам других звёзд. Как и во многих других произведениях, технологический уровень ограничен (любые более-менее сложные вычислительные машины запрещены, чтобы избежать повторного [[Восстание машин|восстания машин]]). Дворянство с наложницами, поединки на мечах, мистицизм, и всё это подаётся именно как ''научная'' фантастика. | ||
* «[[Колесо Времени]]» Роберта | * «[[Колесо Времени]]» Роберта Джордана — много отсылок к современному миру как к далёкому прошлому. Впрочем, время там циклично. | ||
* Артур Кларк, «Город и | * Артур Кларк, «Город и звёзды» — через миллиард лет на Земле остался единственный (?) город Диаспар, население которого бесконечно воссоздаётся компьютером. | ||
* Гарри Гаррисон, «Стальная Крыса». Действие происходит в 32-м тысячелетии, человечество заселило три четверти Галактики, а Земля вот уже двадцать тысяч лет как уничтожена в ходе звёздной войны и забыта (никто даже не уверен, что она называлась именно Землёй, а не Грязью). | * Гарри Гаррисон, «Стальная Крыса». Действие происходит в 32-м тысячелетии, человечество заселило три четверти Галактики, а Земля вот уже двадцать тысяч лет как уничтожена в ходе звёздной войны и забыта (никто даже не уверен, что она называлась именно Землёй, а не Грязью). | ||
* Айзек Азимов, цикл «Основание». В ранних (по времени написания) книгах действие происходит через 50 тысячелетий после наших дней, далее, в ходе сварки «Основания» и книг о роботах, [[Реткон|осётр был урезан]] примерно вдвое. | * Айзек Азимов, цикл «Основание». В ранних (по времени написания) книгах действие происходит через 50 тысячелетий после наших дней, далее, в ходе сварки «Основания» и книг о роботах, [[Реткон|осётр был урезан]] примерно вдвое. | ||
* Энн Маккефри, «Хроники | * Энн Маккефри, «Хроники Перна» — [[с прикрученным фитильком]], так как действие происходит ещё и на другой планете. Далёкое будущее земных колонистов. [[Дракон]]ы выведены учёными из местных крылатых ящериц. | ||
** Также «Корабль, который пел» (далёкое будущее, где младенцев-инвалидов с развитым мозгом научились превращать в киборгов, которых затем делают «компьютерной» системой космических кораблей; почти все люди воспринимают их как ИИ, и только пилоты в курсе, что это живые люди) и «Хрустальная певица» (более близкое, но с тайной технологией, неотличимой от магии и известной ограниченному числу лиц). | ** Также «Корабль, который пел» (далёкое будущее, где младенцев-инвалидов с развитым мозгом научились превращать в киборгов, которых затем делают «компьютерной» системой космических кораблей; почти все люди воспринимают их как ИИ, и только пилоты в курсе, что это живые люди) и «Хрустальная певица» (более близкое, но с тайной технологией, неотличимой от магии и известной ограниченному числу лиц). | ||
* Роберт Грейвс, «Семь дней на новом Крите» (Seven Days in New Crete) | * Роберт Грейвс, «Семь дней на новом Крите» (Seven Days in New Crete) — [[утопия]] о том, как на Крите будущего (а затем это распространится и дальше) будут жить идеалистичным пасторальным классовым обществом, где один из пяти классов — волшебники и поэты, без технологий, при поклонении Тройной Богине-Матери. | ||
** Пол Андерсон, «Коридоры | ** Пол Андерсон, «Коридоры времени» — аналогично: в будущем будут жить пасторальным языческим обществом, но здесь это уже не утопия, а [[антиутопия]]. | ||
* Терри Брукс, | * Терри Брукс, «Шаннара» — после многочисленных войн Северная Америка распалась на четыре континента, часть людей мутировали в гномов, дворфов и троллей. А вот эльфы были всегда, просто раньше они прятались. | ||
* Джек Вэнс (да, тот самый, который придумал [[Магия Вэнса|забывающиеся заклинания]]), «Умирающая | * Джек Вэнс (да, тот самый, который придумал [[Магия Вэнса|забывающиеся заклинания]]), «Умирающая Земля» — мрачное время незадолго до конца света, когда погаснет Солнце, а Луна уже улетела. Люди охотятся за старинными книгами заклинаний, а по диким местностям бродят вампиры и прочая нечисть. | ||
* Майкл Муркок, «Хроники Дориана | * Майкл Муркок, «Хроники Дориана Хоукмуна» — Земля старела. Смягчались её формы и несли на себе знаки времени. Пути её стали причудливы и неисповедимы, как жизнь человека в его последние, предсмертные годы. Правителям прошлого поклонятся как богам. Например, Гранбретанского бога войны зовут Чиршил. А в искусстве есть знаменитая драма «Король Сталин». | ||
* Брайан Олдисс, «Долгие сумерки | * Брайан Олдисс, «Долгие сумерки Земли» — история развития земной цивилизации через 800 миллионов лет. Растения мутировали в нечто невероятно агрессивное и царствуют на медленно угасающей планете. Остатки человечества с трудом выживают в плотоядных джунглях или снегах крайнего Севера. | ||
* Филип Рив, «[[Mortal Engines|Хроники хищных городов]] | * Филип Рив, «[[Mortal Engines|Хроники хищных городов]]» — перекорёженная несколькими десятками апокалипсисов Земля, где Ла-Манш пересох, а посреди Евразии протянулись горы Тангейзера. Вынесенные в заглавие [[Мерзкий Улей|населённые пункты]] живут по законам муниципального дарвинизма: мегополисы поедают (буквально — хватая механическими челюстями и разбирая на запчасти) города, города — мухозажопински, мухозажопински — посёлки, посёлки творят рэкет над мелкими неподвижными поселениями. Жители съеденных становятся рабами пожравших, [[сословная мораль]] доходит до маразма, при этом [[ржавое будущее|ресурсы уже истощаются]], мегаполисы начинают голодать и вот-вот набросятся друг на друга. Процветает [[язычники плохие|идолопоклонство]]: в [[Великий Смог|Лондоне]] молятся Николасу Куирку, поставившему его на колёса, а в [[Поморы и купцы|Архангельске]] — [[злой и страшный серый волк|богу-волку]] Изенгриму, христиан остались единицы, другие знакомые по современности религии и вовсе вымерли. По другую сторону Гималаев, отгородившись [[Великая Стена|Батмункх-Гомпой]], сидят лигисты-противники движения, стоящие своих оппонентов. Периодически из глубины веков вылезает рабочий археотех — и не секрет летающих машин тяжелее воздуха [[поджог, убийство и переход на красный свет|или вермишели]], а кошмарная [[луч смерти|«Медуза»]] или [[суперсолдаты]]-[[буквальный зомби-робот|Сталкеры]]. | ||
* Роберт Силверберг, «Как мы ездили смотреть конец | * Роберт Силверберг, «Как мы ездили смотреть конец света» — новый аттракцион предлагает съездить в будущее и посмотреть на [[конец света]] (почему-то у каждой группы разный). Пока туристы на вечеринке обсуждают, кто что видел, вялотекущий конец света происходит вокруг. | ||
=== Кино === | === [[Кино]] === | ||
* «Ниндзя-киборг» ( | * «Ниндзя-киборг» («Ниндзя будущего», Mirai Ninja, 1988 г.). В начале говорится, что действо происходит в далёком будущем. Только будущее это напоминает средневековую Японию с футуристическими элементами. Как дошли до жизни такой, даже не заостряется внимание, но можно предположить, что после как минимум одной катастрофы глобального масштаба. Есть клан хороших ниндзя и их враги Тёмный Повелитель с приспешниками. Кто последние по происхождению — инопланетяне, доморощенные мутанты или земные сверхъестественные сущности, также внимание не заостряется. | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* «Когда-то давно…» | * «Когда-то давно…» Действие происходит или в далёком прошлом, или в далёком будущем. Или рассказчик ведёт своё повествование из неопределённого будущего. | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* «[[ | * «[[Время приключений]]» — действие происходит после некоей «Войны Грибов». Как оказывается, имелась в виду {{spoiler|ядерная}} война. В этом новом мире произойти может что угодно, вплоть до весьма сюрреалистичного, населяют его разные сказочные существа и говорящие животные (да что там, говорящее что угодно). А людей осталось немного, главный герой долгое время думал, что он последний. | ||
* «[[Охотники на драконов]]»: место | * «[[Охотники на драконов]]»: место действия — [[планета Небо|насыщенная кислородом космическая зона]], куда заселились люди за ''много'' веков до основных событий. При этом они сохранили немало элементов земной культуры, хоть и приспособили их для жизни на воздушных островах. Вероятнее всего, это далёкие потомки космических колонистов, оставивших Землю (и есть мнение, что они вернулись именно к ''тому'', во что превратилась Терра Матер за время их отсутствия). Драконы же больше всего напоминают мутировавших потомков земных животных и представляют угрозу для фауны, ещё сохранившей «морду лица». | ||
* | * «[[Горец]]» (мультсериал 1994—1996) — действие происходит в далёком будущем после некоего катаклизма, разрушившего цивилизацию, уклад жизни в основном откровенно средневековый, островков, где сохранились древние технологии, практически нет, за вычетом города под управлением Главгада. | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* [[Shinsekai Yori]] | * [[Shinsekai Yori]] — эталон тропа от аниме. Несмотря на сочную, цветастую графику, это постапокалиптическая антиутопия, дающая классике сто очков форы по мрачности, беспощадности, а главное — тягучему и удушающему ощущению абсолютной, тотальной безнадёжности, невозможности что-либо изменить. | ||
* [[Tengen Toppa Gurren Lagann]] | * [[Tengen Toppa Gurren Lagann]] — ещё один сочный аниме-шедевр. Тоже постапокалиптическая Земля с выжженными пустынями, подземными людьми, искусственно созданными мутантами, мехами и варп-двигателями на силе спирали, только, в противоположность предыдущему, на редкость весёлая, безбашенная и оптимистичная история с тоннами пафоса и героизма. | ||
* Туда же: [[Scrapped Princess]] | * Туда же: [[Scrapped Princess]] — вроде бы классическое средневековье с рыцарями, храмовниками и драконами, но почему главное божество зовут Маузер? А драконы [[на самом деле]] — {{spoiler|древние боевые ИИ}}. | ||
* [[Vampire Hunter D|Охотник на вампиров Ди]]. Не «эпоха после нашей», а «через | * [[Vampire Hunter D|Охотник на вампиров Ди]]. Не «эпоха после нашей», а «через две» — пост-пост-постапокалипсис. Вампиры всегда скрывались среди людей, но после ядерной войны они вышли из подполья и [[Империя на подъёме|возглавили человечество]], которое себя чуть не погубило. При помощи магии, продвинутой науки и личных сверхспособностей они построили [[Империя-гегемон|блистательную империю]]. Но «сейчас», то есть в период описываемых событий, вампиры вымирают — они всё ещё могучи и опасны, но Землю в целом уже не контролируют. Человечество повторно научилось жить без кровососущих хозяев, хотя не сказать, чтобы слишком хорошо. | ||
* «Страна | * «Страна самоцветов» — яркая картина будущего (с, большей частью, жизнерадостной и сочной графикой), в котором даже уже отсутствуют подлинные люди, но зато живут и сосуществуют когда-то очень давно происшедшие от них гуманоиды с совершенно иными физиологическими свойствами и специфичным строем психики. | ||
* | * [[Dr. Stone]] — человечество окаменело на несколько тысячелетий, и первые люди стали выходить из подобного состояния тогда, когда от человеческих городов и следа не осталось, разрослись огромные тропические леса, а фауна здорово изменилась. | ||
* | * Bastard!! — действие происходит через несколько столетий в будущем. Несмотря на это мир населен кучей фэнтезийных существ и вновь вернулась магия. Главный герой — самый могущественный маг и антихрист, так как катастрофа, изменившая мир, — тот самый армагеддон, но не до конца завершённый. | ||
* Turn A | * Turn A Gundam — происходит после нескольких тысяч лет после апокалипсиса (судя по всему не первому). Наше будущее там невероятно далёкое прошлое. | ||
* «Перестану быть | * «Перестану быть героем» — действия происходят спустя более 3000 лет после нападения демонов из портала на наш мир. То время называлась «эрой машин» и об этом времени осталось мало записей. К концу войны большинство достижений науки и техники было потеряно, зато появилась магия. А некоторые демоны поселились на Земле. | ||
* [[Blame!]] | * [[Blame!]] — события происходят в настолько далёком будущем, что за это время Земля успела превратиться сначала в [[экуменополис]], а потом в гигаструктуру, которая поглотила собой Солнечную систему и продолжает бесконтрольно расширяться. А «чистых» людей, которые могли бы этой структурой управлять, не осталось, только мутанты, киборги да кремниевые. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* Старый-старый, но от этого не менее прекрасный квест [[Loom]] | * Старый-старый, но от этого не менее прекрасный квест [[Loom]] — действие происходит аж в восьмом тысячелетии, где после какого-то Большого Ппца утеряны все технологии, зато появилась [[техномагия]]. | ||
* Guilty | * Guilty Gear — некоторые магические явления (например, призраки и вампиры) были ещё до «геарского» катаклизма. Но остальное… Особенно долбануло Россию, которая стала сказочным королевством с феечками-светлячками. | ||
* [[Nier: Automata]] | * [[Nier: Automata]] — андроиды, {{spoiler|вымершие люди}} и Земля, захваченная машинами, прилагаются. Время действия игры около 11 тысячелетия н. э. | ||
* [[Torment: Tides of Numenera]] — [[идейный продолжатель]] бессмертной классики [[Planescape: Torment]], но в сеттинге Numenera (см. ниже). | * [[Torment: Tides of Numenera]] — [[идейный продолжатель]] бессмертной классики [[Planescape: Torment]], но в сеттинге Numenera (см. ниже). | ||
* [[Homeworld]] местная галактика (реально существует: NGC | * [[Homeworld]] — местная галактика (реально существует: NGC 5194 — «Водоворот»), очень далёкая от нашей, заселена людьми давно. | ||
* [[Вангеры]]. | * [[Вангеры]]. | ||
* Оригинальная вселенная [[Might and Magic]] | * Оригинальная вселенная [[Might and Magic]] — человечество известно как Древние (это не более чем догадка), ведёт звёздные войны с криганцами и строит искусственные планеты, а на забытых колониях сражаются рыцари с драконами. Сколько времени прошло, неизвестно, но явно очень много. Или это всё-таки параллельный мир? Автор правки не уверен, но ведь имена-то вполне земные, да и название одной из планет Терра вкупе с английскими аббревиатурами вроде VARN или XEEN как бы намекает. А ещё Древние знали, кто такой Линкольн, и помнили текст конституции США. | ||
* [[Horizon: Zero Dawn]] | * [[Horizon: Zero Dawn]] — первобытно-общинный строй на руинах цивилизации и роботы-животные. | ||
* [[Warframe]] | * [[Warframe]] — ни одной конкретной даты и никаких следов привычного человечества. Ясно только, что успели колонизировать всю Солнечную систему и неудачно сходить к одной из соседних звёзд. | ||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === | ||
* Ну конечно, настолки [[Warhammer | * Ну конечно, настолки [[Warhammer 40,000]] — 38 000 лет до событий 40К или 28 000 до Ереси Хоруса. При том, что это космическое будущее, здесь присутствует моральный откат в средневековье, псионика, [[космические эльфы]], [[космические орки|орки]] и демоны… А помимо этого, есть и забытые планеты, где произошёл откат в действительно классическое средневековье и даже первобытные времена. | ||
* | * Numenera — действие происходит на земле через миллиард лет от нашего времени. Все местные артефакты — утерянные технологии прошлых цивилизаций. | ||
{{Nav/Место действия}} | {{Nav/Место действия}} | ||
{{Nav/Science fiction}} | {{Nav/Science fiction}} |
Версия 18:43, 30 декабря 2022
Нескоро-нескоро — противотроп Давным-давно. Обычно считается, что сказки и легенды имели место именно давным-давно, когда трава была зеленее. Но некоторые авторы возразят, что это всё будет в будущем (или повторится в будущем, если уже было давным-давно), тогда и трава снова станет зеленее. Или наоборот, пожухнет ещё больше. Словом, как для нас времена до 4 тысячелетия до н. э. являются доисторическими, так для жителей «нескоро-нескоро» доисторическим будет наше время. Все исторические сведения о нас будут утрачены, смысл археологических артефактов, оставшихся от нас, будет невнятен, зато будут в обилии существовать сказки и легенды о временах великих богатырей (или наоборот, ничтожных пигмеев), то есть, нас с вами.
Возможно, это произойдёт в результате какой-то катастрофы. Или возникнет постепенно. Может, тогда вдруг появится настоящая магия, а может, она незаметно присутствует уже сейчас, но тогда станет более открытой и распространённой. И желательно, чтобы почему-либо забыли, как делать порох и ряд других технологий (хотя необязательно). А ещё неплохо, чтобы события произведения разворачивались через большое время после этого изменения мира, чтобы к тому моменту уже были древние артефакты, гримуары, храмы и прочая замшелая старина волшебных времён. Хотя можно показать и само изменение мира.
Где встречается
Литература
Русскоязычная
- С прикрученным фитильком — «Великое Кольцо» Ефремова. Жители 5-го тысячелетия могут понять большую часть находимых ими артефактов нашего времени, и представления об истории XX века у них в целом верные… но самые общие.
- Поэма Иосифа Бродского Post aetatem nostram («После нашей эры»).
- В. Давков, короткий рассказ «Обида». Хотя поначалу может показаться, что действие происходит «сейчас».
- «Анастасия» Александра Бушкова.
- У него же — субверсия в «Свароге». Самое смешное, что там же имеет место быть и субверсия на противотроп. А на самом деле — просто параллельная вселенная.
- «Магам можно всё» супругов Дяченко. Поначалу читатель может подумать, что сюжет развивается в стандартном фэнтези-сеттинге, однако всё меняют повторяющиеся флэшбеки с подзаголовком «миллион лет назад», в которых описывается наше настоящее время. Впрочем, есть мнение, что «миллион» скорее преувеличение — в одном из эпизодов герой путешествует по подземелью, подозрительно напоминающему читателю киевское метро.
- С. Юрченко, «Дороги Чёрного Хрусталя». Жителям Империи Цветов известно, что до появления Империи человечество было организовано как-то иначе и что произошёл некий катаклизм. Качество же сохранившейся информации оставляет желать лучшего:
- Герб Храма Виндикар: Серп, прерывающий ненужные жизни, и Молот, крушащий врагов Империи. При этом широко образованный инквизитор замечает, что герба боялись ещё до появления Империи и Виндикар, считая это историческим парадоксом.
- Маг-археолог обнаруживает в древних руинах табличку с надписью «под эгидой ООН», однако верно истолковать текст не может. Из-за того, что в принципе не может представить себе мир, в котором люди не разделены на Великие Дома.
- Интеритус Прайм, место захоронения в стазисе первого Стража последнего Вестника. При этом видимые рука и часть головы Стража обладают очень характерной внешностью; это первый из девяти серийных Евангелионов. Сеттинг является продолжением кроссоверного фанфика «Игра Стражей». Кроссовер NGE / WH40k, Синдзи дорос до демонпринца Тзинча. Комплементация человечества превратилась в прорыв Варпа, благодаря чему Империя Цветов на первый взгляд напоминает сеттинг WHFB.
- Алексей Доронин, «Странник» — человечество открыло бессмертие и с тех пор существует уже 50 миллионов лет.
На других языках
- Уильям Хоуп Ходжсон, «Ночная Земля». Время событий — через несколько миллиардов (!) лет после нашего времени. Точные даты не названы, но сам автор характеризует время так: «Если всё время жизни Вселенной приравнять к суткам, то мы живём примерно в час ночи, а Андрос родился в без пяти двенадцать ночи следующей». Солнце погасло, Земля разорена некими безымянными силами, представляющими собой смесь чу-чу и полных чудовищ. Человечество (несколько десятков млн. граждан) ютится в колоссальной стальной пирамиде, куда монстры пролезть (пока) не в состоянии. Технологии изготовления средств сдерживания врага давно утеряны, так что рассчитывать приходится только на то, что ещё работает.
- Грег Бир, «Город в конце времен» — действие происходит через миллиард лет, заметно влияние предыдущего пункта.
- Жозеф-Анри Рони-старший, «Гибель Земли» («La Mort de la Terre»). Точных дат там нет, но только агония человечества заняла 50 тысячелетий, и непонятно, сколько времени оно существовало до того (во всяком случае, про исчезновение домашних животных было сказано, что они не смогли приспособиться к новым условиям, потому как «трёхсоттысячелетнее вырождение уже истощило эволюционную энергию»).
- Герберт Уэллс, «Машина времени». Заключительная часть книги описывает пребывание героя на Земле в 802701 году от Рождества Христова, среди элоев и морлоков, в которых за прошедшие тысячелетия превратились люди.
- Не заключительная часть, а вся книга об этом. А в заключительной герой уже в более далеком будущем — в мире красного солнца.
- Эдвард Морган Форстер, «Машина останавливается» (1909) — пессимистический ретро-прототип «Города и звёзд».
- С. Лем, «Сказки роботов» и «Кибериада» — в некотором роде. Люди (земные ли люди?) успели создать роботов. Потом эти роботы от людей сбежали. Далее через многие поколения этими роботами были заселены далёкие уголки космоса. А люди остались в памяти как мифические (полумифические) монстры бледнотики. А в особо запущенных случаях на некоторых планетах роботы считают себя результатом «железной» эволюции.
- «Дюна» — основные события происходят в далёком будущем, с человечеством, широко расселившимся по планетам других звёзд. Как и во многих других произведениях, технологический уровень ограничен (любые более-менее сложные вычислительные машины запрещены, чтобы избежать повторного восстания машин). Дворянство с наложницами, поединки на мечах, мистицизм, и всё это подаётся именно как научная фантастика.
- «Колесо Времени» Роберта Джордана — много отсылок к современному миру как к далёкому прошлому. Впрочем, время там циклично.
- Артур Кларк, «Город и звёзды» — через миллиард лет на Земле остался единственный (?) город Диаспар, население которого бесконечно воссоздаётся компьютером.
- Гарри Гаррисон, «Стальная Крыса». Действие происходит в 32-м тысячелетии, человечество заселило три четверти Галактики, а Земля вот уже двадцать тысяч лет как уничтожена в ходе звёздной войны и забыта (никто даже не уверен, что она называлась именно Землёй, а не Грязью).
- Айзек Азимов, цикл «Основание». В ранних (по времени написания) книгах действие происходит через 50 тысячелетий после наших дней, далее, в ходе сварки «Основания» и книг о роботах, осётр был урезан примерно вдвое.
- Энн Маккефри, «Хроники Перна» — с прикрученным фитильком, так как действие происходит ещё и на другой планете. Далёкое будущее земных колонистов. Драконы выведены учёными из местных крылатых ящериц.
- Также «Корабль, который пел» (далёкое будущее, где младенцев-инвалидов с развитым мозгом научились превращать в киборгов, которых затем делают «компьютерной» системой космических кораблей; почти все люди воспринимают их как ИИ, и только пилоты в курсе, что это живые люди) и «Хрустальная певица» (более близкое, но с тайной технологией, неотличимой от магии и известной ограниченному числу лиц).
- Роберт Грейвс, «Семь дней на новом Крите» (Seven Days in New Crete) — утопия о том, как на Крите будущего (а затем это распространится и дальше) будут жить идеалистичным пасторальным классовым обществом, где один из пяти классов — волшебники и поэты, без технологий, при поклонении Тройной Богине-Матери.
- Пол Андерсон, «Коридоры времени» — аналогично: в будущем будут жить пасторальным языческим обществом, но здесь это уже не утопия, а антиутопия.
- Терри Брукс, «Шаннара» — после многочисленных войн Северная Америка распалась на четыре континента, часть людей мутировали в гномов, дворфов и троллей. А вот эльфы были всегда, просто раньше они прятались.
- Джек Вэнс (да, тот самый, который придумал забывающиеся заклинания), «Умирающая Земля» — мрачное время незадолго до конца света, когда погаснет Солнце, а Луна уже улетела. Люди охотятся за старинными книгами заклинаний, а по диким местностям бродят вампиры и прочая нечисть.
- Майкл Муркок, «Хроники Дориана Хоукмуна» — Земля старела. Смягчались её формы и несли на себе знаки времени. Пути её стали причудливы и неисповедимы, как жизнь человека в его последние, предсмертные годы. Правителям прошлого поклонятся как богам. Например, Гранбретанского бога войны зовут Чиршил. А в искусстве есть знаменитая драма «Король Сталин».
- Брайан Олдисс, «Долгие сумерки Земли» — история развития земной цивилизации через 800 миллионов лет. Растения мутировали в нечто невероятно агрессивное и царствуют на медленно угасающей планете. Остатки человечества с трудом выживают в плотоядных джунглях или снегах крайнего Севера.
- Филип Рив, «Хроники хищных городов» — перекорёженная несколькими десятками апокалипсисов Земля, где Ла-Манш пересох, а посреди Евразии протянулись горы Тангейзера. Вынесенные в заглавие населённые пункты живут по законам муниципального дарвинизма: мегополисы поедают (буквально — хватая механическими челюстями и разбирая на запчасти) города, города — мухозажопински, мухозажопински — посёлки, посёлки творят рэкет над мелкими неподвижными поселениями. Жители съеденных становятся рабами пожравших, сословная мораль доходит до маразма, при этом ресурсы уже истощаются, мегаполисы начинают голодать и вот-вот набросятся друг на друга. Процветает идолопоклонство: в Лондоне молятся Николасу Куирку, поставившему его на колёса, а в Архангельске — богу-волку Изенгриму, христиан остались единицы, другие знакомые по современности религии и вовсе вымерли. По другую сторону Гималаев, отгородившись Батмункх-Гомпой, сидят лигисты-противники движения, стоящие своих оппонентов. Периодически из глубины веков вылезает рабочий археотех — и не секрет летающих машин тяжелее воздуха или вермишели, а кошмарная «Медуза» или суперсолдаты-Сталкеры.
- Роберт Силверберг, «Как мы ездили смотреть конец света» — новый аттракцион предлагает съездить в будущее и посмотреть на конец света (почему-то у каждой группы разный). Пока туристы на вечеринке обсуждают, кто что видел, вялотекущий конец света происходит вокруг.
Кино
- «Ниндзя-киборг» («Ниндзя будущего», Mirai Ninja, 1988 г.). В начале говорится, что действо происходит в далёком будущем. Только будущее это напоминает средневековую Японию с футуристическими элементами. Как дошли до жизни такой, даже не заостряется внимание, но можно предположить, что после как минимум одной катастрофы глобального масштаба. Есть клан хороших ниндзя и их враги Тёмный Повелитель с приспешниками. Кто последние по происхождению — инопланетяне, доморощенные мутанты или земные сверхъестественные сущности, также внимание не заостряется.
Мультфильмы
- «Когда-то давно…» Действие происходит или в далёком прошлом, или в далёком будущем. Или рассказчик ведёт своё повествование из неопределённого будущего.
Мультсериалы
- «Время приключений» — действие происходит после некоей «Войны Грибов». Как оказывается, имелась в виду ядерная война. В этом новом мире произойти может что угодно, вплоть до весьма сюрреалистичного, населяют его разные сказочные существа и говорящие животные (да что там, говорящее что угодно). А людей осталось немного, главный герой долгое время думал, что он последний.
- «Охотники на драконов»: место действия — насыщенная кислородом космическая зона, куда заселились люди за много веков до основных событий. При этом они сохранили немало элементов земной культуры, хоть и приспособили их для жизни на воздушных островах. Вероятнее всего, это далёкие потомки космических колонистов, оставивших Землю (и есть мнение, что они вернулись именно к тому, во что превратилась Терра Матер за время их отсутствия). Драконы же больше всего напоминают мутировавших потомков земных животных и представляют угрозу для фауны, ещё сохранившей «морду лица».
- «Горец» (мультсериал 1994—1996) — действие происходит в далёком будущем после некоего катаклизма, разрушившего цивилизацию, уклад жизни в основном откровенно средневековый, островков, где сохранились древние технологии, практически нет, за вычетом города под управлением Главгада.
Аниме и манга
- Shinsekai Yori — эталон тропа от аниме. Несмотря на сочную, цветастую графику, это постапокалиптическая антиутопия, дающая классике сто очков форы по мрачности, беспощадности, а главное — тягучему и удушающему ощущению абсолютной, тотальной безнадёжности, невозможности что-либо изменить.
- Tengen Toppa Gurren Lagann — ещё один сочный аниме-шедевр. Тоже постапокалиптическая Земля с выжженными пустынями, подземными людьми, искусственно созданными мутантами, мехами и варп-двигателями на силе спирали, только, в противоположность предыдущему, на редкость весёлая, безбашенная и оптимистичная история с тоннами пафоса и героизма.
- Туда же: Scrapped Princess — вроде бы классическое средневековье с рыцарями, храмовниками и драконами, но почему главное божество зовут Маузер? А драконы на самом деле — древние боевые ИИ.
- Охотник на вампиров Ди. Не «эпоха после нашей», а «через две» — пост-пост-постапокалипсис. Вампиры всегда скрывались среди людей, но после ядерной войны они вышли из подполья и возглавили человечество, которое себя чуть не погубило. При помощи магии, продвинутой науки и личных сверхспособностей они построили блистательную империю. Но «сейчас», то есть в период описываемых событий, вампиры вымирают — они всё ещё могучи и опасны, но Землю в целом уже не контролируют. Человечество повторно научилось жить без кровососущих хозяев, хотя не сказать, чтобы слишком хорошо.
- «Страна самоцветов» — яркая картина будущего (с, большей частью, жизнерадостной и сочной графикой), в котором даже уже отсутствуют подлинные люди, но зато живут и сосуществуют когда-то очень давно происшедшие от них гуманоиды с совершенно иными физиологическими свойствами и специфичным строем психики.
- Dr. Stone — человечество окаменело на несколько тысячелетий, и первые люди стали выходить из подобного состояния тогда, когда от человеческих городов и следа не осталось, разрослись огромные тропические леса, а фауна здорово изменилась.
- Bastard!! — действие происходит через несколько столетий в будущем. Несмотря на это мир населен кучей фэнтезийных существ и вновь вернулась магия. Главный герой — самый могущественный маг и антихрист, так как катастрофа, изменившая мир, — тот самый армагеддон, но не до конца завершённый.
- Turn A Gundam — происходит после нескольких тысяч лет после апокалипсиса (судя по всему не первому). Наше будущее там невероятно далёкое прошлое.
- «Перестану быть героем» — действия происходят спустя более 3000 лет после нападения демонов из портала на наш мир. То время называлась «эрой машин» и об этом времени осталось мало записей. К концу войны большинство достижений науки и техники было потеряно, зато появилась магия. А некоторые демоны поселились на Земле.
- Blame! — события происходят в настолько далёком будущем, что за это время Земля успела превратиться сначала в экуменополис, а потом в гигаструктуру, которая поглотила собой Солнечную систему и продолжает бесконтрольно расширяться. А «чистых» людей, которые могли бы этой структурой управлять, не осталось, только мутанты, киборги да кремниевые.
Видеоигры
- Старый-старый, но от этого не менее прекрасный квест Loom — действие происходит аж в восьмом тысячелетии, где после какого-то Большого Ппца утеряны все технологии, зато появилась техномагия.
- Guilty Gear — некоторые магические явления (например, призраки и вампиры) были ещё до «геарского» катаклизма. Но остальное… Особенно долбануло Россию, которая стала сказочным королевством с феечками-светлячками.
- Nier: Automata — андроиды, вымершие люди и Земля, захваченная машинами, прилагаются. Время действия игры около 11 тысячелетия н. э.
- Torment: Tides of Numenera — идейный продолжатель бессмертной классики Planescape: Torment, но в сеттинге Numenera (см. ниже).
- Homeworld — местная галактика (реально существует: NGC 5194 — «Водоворот»), очень далёкая от нашей, заселена людьми давно.
- Вангеры.
- Оригинальная вселенная Might and Magic — человечество известно как Древние (это не более чем догадка), ведёт звёздные войны с криганцами и строит искусственные планеты, а на забытых колониях сражаются рыцари с драконами. Сколько времени прошло, неизвестно, но явно очень много. Или это всё-таки параллельный мир? Автор правки не уверен, но ведь имена-то вполне земные, да и название одной из планет Терра вкупе с английскими аббревиатурами вроде VARN или XEEN как бы намекает. А ещё Древние знали, кто такой Линкольн, и помнили текст конституции США.
- Horizon: Zero Dawn — первобытно-общинный строй на руинах цивилизации и роботы-животные.
- Warframe — ни одной конкретной даты и никаких следов привычного человечества. Ясно только, что успели колонизировать всю Солнечную систему и неудачно сходить к одной из соседних звёзд.
Настольные игры
- Ну конечно, настолки Warhammer 40,000 — 38 000 лет до событий 40К или 28 000 до Ереси Хоруса. При том, что это космическое будущее, здесь присутствует моральный откат в средневековье, псионика, космические эльфы, орки и демоны… А помимо этого, есть и забытые планеты, где произошёл откат в действительно классическое средневековье и даже первобытные времена.
- Numenera — действие происходит на земле через миллиард лет от нашего времени. Все местные артефакты — утерянные технологии прошлых цивилизаций.
Научная фантастика | |
---|---|
Литература | Bobiverse • Алиса Селезнёва • Астровитянка • Аэлита • Берег динозавров • Будущее • Великий Кристалл • Великое Кольцо (Туманность Андромеды • Час Быка) • Зверолов • Книга Нового солнца • Ложная слепота • Лунная Радуга • Люди как боги • Мечтают ли андроиды об электроовцах? • Олаф Стэплдон (Последние и первые люди • Создатель звёзд) • Память о прошлом Земли • Продавец приключений • Роза и Червь • Слово о драконе • Собачье сердце • Солярис • Фаэты Авторы: Александр Беляев (Властелин мира • Голова профессора Доуэля • Небесный гость • Продавец воздуха • Человек-амфибия) • Эдгар Райс Берроуз (Барсум) • Рэй Брэдбери • Жюль Верн (Двадцать тысяч льё под водой) • Сергей Лукьяненко (Лабиринт отражений • Танцы на снегу/Геном) • Абрахам Меррит • Братья Стругацкие (Град обреченный • Мир Полудня (Обитаемый остров • Трудно быть богом) • Пикник на обочине • Понедельник начинается в субботу/Сказка о Тройке • Улитка на склоне) • Герберт Уэллс (Война миров • Машина времени • Остров доктора Моро • Человек-невидимка) • Энди Уир (Марсианин • Проект «Аве Мария») |
Кино | 2035: Город-призрак • Авалон • Бегущий по лезвию • Бегущий по лезвию 2049 • Джонни-мнемоник • Звёздный десант • Капсула • Кибервойны • Люди в чёрном • Матрица • Монстро • Назад в будущее • Начало • Нирвана • Охотники за привидениями • Парк юрского периода • Потрошители • Район №9 • Супер 8 • Суррогаты • Терминатор • Хищник • Чужой • Экзистенция … Советская фантастика: Большое космическое путешествие • Гостья из будущего • Дорога к звёздам • Кин-дза-дза! • Космический рейс • Луна (фильм 1965) • Марс (фильм 1968) • Москва — Кассиопея / Отроки во вселенной • Планета бурь • Приключения Электроника • Семь стихий • Через тернии к звёздам • Я был спутником Солнца … |
Телесериалы | 4400 • Андромеда • Вавилон-5 • Герои • Грань • Доктор Кто • Звёздные врата (Звёздные врата: Атлантида) • Звёздный крейсер «Галактика» • Звёздный охотник • Звёздный путь (Орвилл) • Земля: Последний конфликт • Континуум • Лексс • Лучше,чем люди • Марс • Мир Дикого Запада • На краю Вселенной • Неземной сёрфинг • Параллельные миры • Первая волна • Первобытное • Подводная одиссея • Потерянная комната • Приключения Бриско Каунти-младшего • Притворщик • Светлячок (Конмэн) • Сейчас или никогда • Секретные материалы • Сослан на планету Земля • Сотня • Сумеречная зона (1959 • Фильм • 1985 • Утраченная классика Рода Серлинга • 2002 • 2019) • Тёмная материя • Терминатор: Хроники Сары Коннор • Чародей • Человек в высоком замке • Человек-невидимка (2000) • Чернобыль: Зона отчуждения • Чёрное зеркало • Чудеса • Школа «Чёрная дыра» • Штамм • Экспансия |
Мультипликация | ВАЛЛ-И • Футурама • Перевал • Тайна третьей планеты |
Аниме и манга | Gundam • ΠΛΑΝΗΤΕΣ • Rocket Girls |
Игры | Crysis • Deus Ex • Half-Life • Mass Effect • MechWarrior • Phoenix Point • Prey (2017) • Вселенная X |
Визуальные романы | Harmonia • Infinity (Never 7 • Ever 17 • Remember 11 • 12Riven • Code_18) • Planetarian: Chiisana Hoshi no Yume • Science Adventure (Chaos;Head • Steins;Gate • Robotics;Notes • ChäoS;Child • Steins;Gate 0) • YU-NO |
Прочее | BattleTech • Трон |
Поджанры | Космическая опера (Затерянный ковчег • Звёздные короли • Имперская космоопера • Космический вестерн • Планетарный романс) • Меха • Один день из будущего • Микромир • …панк (Атомпанк • Дизельпанк • Киберпанк (Кассетный футуризм • Посткиберпанк) • Кейппанк • Клокпанк • Манапанк • Паропанк • Соларпанк) • Хронофантастика |
Хронофантастика | Альтернативная история (Точка бифуркации) • Альтернативный таймлайн • В будущее своим ходом • Временное кольцо (День сурка) • Временной парадокс (Глагольно-временная хронокаша • Темпоральная константа) • Время Сан-Димаса • Машина времени • Мастер времени • Принцип наилучшего развития событий (Закон Годвина для путешествий во времени) • Ребёнок из будущего • Хронокаша • Эффект бабочки Попаданец: Группа попаданцев • Обратный попаданец • Остров времени • Параллельный попаданец • Попаданец в чью-то голову • Попаданец против попаданца • Пришелец из прошлого • Хвостик попаданца • Группа попаданцев |
Будущее | Бесславное будущее (Ньютон, Эйнштейн, Сурак) • Будущее не оправдало ожиданий vs Датировка по электронике/Датировка по экономике • Будущее ради будущего • Далёкое будущее • Наше время + 20 • Нескоро-нескоро • Одежда (в облипочку • как в будущем • как в настоящем • как в прошлом) • Ретрофутуризм vs Футур-ретро • Синдром Трансмета • Стандартный космооперный сеттинг • Через недельку нашей эры • Эклектичное будущее |