Офелия: различия между версиями
Izanami (обсуждение | вклад) |
(→Кино) |
||
Строка 45: | Строка 45: | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «Босиком по мостовой» и американский ремейк «Босиком по | * «Босиком по мостовой» и американский ремейк «Босиком по городу»: главный герой знакомится с главной героиней в… психушке! | ||
** Где она — пациентка по реальным причинам. | |||
* «[[Отель "Миллион долларов"]]» Вима Вендерса: начитанная [[Не любит обувь|босоногая]] красавица Элоиза, считающая себя плодом воображения. | * «[[Отель "Миллион долларов"]]» Вима Вендерса: начитанная [[Не любит обувь|босоногая]] красавица Элоиза, считающая себя плодом воображения. | ||
* | * «Барьер» — экранизация повести Вежинова. | ||
* «Дикая охота короля Стаха» Валерия | * «Дикая охота короля Стаха» Валерия Рубинчика — Надежда Яновская. | ||
** Плюс ещё | ** Плюс ещё одна — пани Кульша, сошедшая с ума после того, как её муж стал жертвой «дикой охоты». У Короткевича пани Кульша тоже есть, но там она измождённая, жуткого вида старуха, тогда как у Рубинчика — каноничнейшая Офелия. | ||
* «Лабиринт Фавна» Гильермо дель | * «Лабиринт Фавна» Гильермо дель Торо — главная героиня, собственно, Офелия. Да, и по имени тоже. | ||
* «Куклы» Такеши | * «Куклы» Такеши Китано — они собрались пожениться, но он приглянулся дочери президента корпорации, которая захотела за него замуж, после колебаний он ей объявил, что её бросает, на что она покончила собой, и её слишком поздно откачали, так что она повредилась мозгами, он, узнав об её самоубийстве, сбежал со свадьбы и забрал её из больницы, и уехал с ней далеко-далеко… (а поскольку это трагедия, то стали они бомжами) | ||
* «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли? | * «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» — Элис после адского забега-дерби, во время которого якобы «устал и прилёг отдохнуть» пожилой моряк. | ||
* [[:w:Письма к Эльзе| | * «[[:w:Письма к Эльзе|Письма к Эльзе]]» Игоря Масленникова — Ольга. Муж-олигарх, судя по всему, пользовал в качестве супруги «Офелию», найденную в… психушке. | ||
* «Сибирское | * «Сибирское воспитание» — блаженная девушка Ксения. По-детски наивна, говорит [[о себе в третьем лице]], [[не умеет читать]]… Ну вы поняли, да. | ||
* | * «Начало» — Мол, жена Доминика. Перестав отличать сон и реальную жизнь, сошла с ума, что привело её к самоубийству. | ||
* | * «Аквамарин» — главная героиня. Причём, сама по себе Аквамарин совершенно нормальная, просто воспринимается как Офелия как и в родном подводном царстве, так и на земле. В первом случае — из-за веры в большую любовь, во втором — из-за нетипичного для людей поведения. | ||
* «Дэвид и Лиза» | * «Дэвид и Лиза» 1962 года — Лиза, психически больная возлюбленная главного героя. [[Раздвоение личности|Одна её личность]], «Лиза», [[Говорить стихами|говорит только в рифму]], а другая, «Мюриэл», [[Немой|не говорит вообще]] и [[Разговаривает надписями|общается записками]]. {{spoiler|В конце Лиза излечивается и начинает разговаривать нормально.}} | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === |
Версия 05:47, 25 сентября 2023
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The Ophelia. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Скорбь и печаль, страданье, самый ад Она в красу и прелесть превращает. |
» |
— Лаэрт об Офелии, «Гамлет», акт IV |
Представьте себе привлекательную героиню с тонкими классическими чертами лица, точёной фигурой и загадкой во взоре… да-да, всё как в любовных романах, но плюс одна маленькая деталь: она абсолютно и полностью не в себе. Бродит по улицам в странном наряде и без обуви, разговаривает сама с собой, рисует что-то необычное на асфальте и стенах домов, на вопросы отвечает загадками или стихами и видит то, чего не видит никто другой (и иногда даже бывает права). Иными словами, образ Офелии — романтизация и эстетизация безумия (этот троп особенно любят писатели-мужчины, и как следствие, подавляющее большинство таких персонажей — женского пола). На архетипическом уровне его связывают с оракулами и предсказательницами (самый известный пример — пифии из Дельф), а также с духами природы — нимфами, феями, дриадами и подобными им (последняя аналогия особенно прослеживается в картинах прерафаэлитов). Иногда превращение в Офелию является следствием психологической травмы (как в случае с кодификатором); в других же случаях героиня вполне счастлива в своём воображаемом мире и иногда даже может втянуть в него героя, особенно если этот мир не совсем воображаемый.
В мягких вариантах (когда нет тяжёлой психиатрии) является подвидом тропа Житель Страны Эльфов. Может рассматриваться как привлекательный недостаток с педалью, выжатой в пол (странность и «чудесатость» может быть привлекательной и в реальной жизни, а настоящее сумасшествие можно романтизировать только в художественных произведениях).
Примеры
Литература
Русскоязычная
- Мария из пушкинской «Полтавы».
- Улия из рассказа Марины и Сергея Дяченко «Подземный ветер» (она же POV-персонаж, и поэтому трудно понять, является ли она «не от мира сего» в прямом или переносном смысле).
- «Герой нашего времени» — загадочная девушка-«ундина» из главы «Тамань»: то поёт песни, то рассуждает сама с собой, и говорит загадочными пословицами и поговорками. Сойдёт за субверсию с деконструкцией: на самом деле она довольно-таки хладнокровная контрабандистка, которая скорее косит под этот троп. Печорин, сам косплеивший рокового байронического героя, купился на образ «загадочной девушки не от мира сего», и это чуть не стоило ему жизни.
- Наина Георгиевна из романа Акунина «Пелагия и белый бульдог» явно эксплуатирует этот образ (на что в одной из сцен прямо указывает её брат), например, почти всегда говорит загадками. Впрочем, она относительно нормальна, и это скорее выпендрёж.
- У него же в «Любовнице Смерти» — девушка Александра Синичкина, собственно, по прозвищу Офелия. Обладает экстрасенсорными способностями.
- «Хроники странного королевства» — нимфа Азиль. Впрочем, это субверсия: Азиль не безумна и очень позитивна, просто она нимфа и в силу этого не понимает многих условностей мира людей. Ну и бонусом: не любит обувь, видит то, чего не видят другие, и многое из чего может исправить… Специфическим способом. Мужчины, впрочем, не жалуются.
- «Часодеи» — Николь Огнева.
- Вера Камша, «Хроники Арции» — Лупе.
- «Страшная месть» Гоголя — Катерина же!
- Татьяна Леванова, «Повелитель иллюзий» — Либрант, редчайший пример тропа мужского пола. Он «задумчивый» («задумчивыми» в этом мире называют тех, кто сошёл с ума после подключения к виртуальной реальности — «Лабиринту Иллюзий»), похож на утончённого сказочного принца и говорит загадками. А женским вариантом тропа является не названная по имени дочь чиновника Увидалия, тоже «задумчивая». В конце они оба излечились и стали парой.
На других языках
- «Ламмермурская невеста» Вальтера Скотта.
- «Зверобой» Фенимора Купера — Хетти Хаттер.
- «Женщина в белом» Уилки Коллинза — Анна Катерик.
- Таня Хафф, «Врата тьмы» — Ребекка. Юная красивая девушка, которую считают умственно отсталой, при этом наделена способностью видеть магических существ.
- Эрих Мария Ремарк, «Чёрный обелиск» — Женевьева Терговен (она же Изабелла).
- «Дикая охота короля Стаха» Владимира Короткевича — Надежда Яновская, последняя из древнего дворянского рода Яновских. Здесь надо сказать, что до такого состояния её долго, настойчиво и методично доводили. А всё потому, что она доверчива, как дитя, особенно в том, что касается семейных преданий и суеверий.
- Доротея из повести Павла Вежинова «Барьер».
- Полумна/Луна Лавгуд из цикла о Гарри Поттере — с прикрученным фитильком (в принципе нормальна, хотя и со странностями).
- Отчасти Дженни Рен из романа Чарльза Диккенса «Наш общий друг». В начале романа выглядит просто как житель Страны Эльфов, но ближе к концу появляются намёки на романтику (в частности, её отношения с Хлюпом).
- Безумная Лори из повести Пола Гэллико «Томасина». И в книге, и в экранизации Леонида Нечаева «Безумная Лори» — классическая Офелия, чего не скажешь о диснеевской версии «Девять жизней Томасины», где её сделали ухоженной красоткой с незначительными странностями.
- «Идиоглоссия», по которой снят «Nell» с Джоди Фостер — субверсия про девушку, выросшую в изоляции. Нет, она не сумасшедшая, как многие её воспринимают, а просто ведёт себя неадекватно, так как ничего в большом мире не понимает.
- Пауло Коэльо, «Ведьма из Портобелло» — главная героиня Афина.
- «Досье Дрездена» — Жюстина в ранних книгах. Однако она проходит курс лечения и за несколько лет становится вполне вменяемой (хотя и эксцентричной). И даже поднимает уровень крутизны, при этом используя свой прежний образ милой дурочки как маску.
- Безумная художница Марианн Энгел из романа Эндрю Дэвидсона «Горгулья».
- Патрик Ротфусс, «Хроники убийцы короля» — Аури.
- Цикл Муни Витчер про Джено — красивая арабская волшебница Ранья Мохатдина. Во второй книге была отравлена помощницей главгада Баттерфляй о’Коннор и сошла с ума, превратившись в классическую Офелию. В третьей книге успешно поправилась.
- «451 градус по Фаренгейту» Рея Брэдбери — Кларисса Маклеллан. Классическая представительница тропа — мечтательная, очень красивая юная девушка и явно не от мира сего. Даже дядя считает ее «помешанной». Погибла под колесами автомобиля.
Театр
- Офелия из шекспировского «Гамлета» — кодификатор тропа.
Кино
- «Босиком по мостовой» и американский ремейк «Босиком по городу»: главный герой знакомится с главной героиней в… психушке!
- Где она — пациентка по реальным причинам.
- «Отель "Миллион долларов"» Вима Вендерса: начитанная босоногая красавица Элоиза, считающая себя плодом воображения.
- «Барьер» — экранизация повести Вежинова.
- «Дикая охота короля Стаха» Валерия Рубинчика — Надежда Яновская.
- Плюс ещё одна — пани Кульша, сошедшая с ума после того, как её муж стал жертвой «дикой охоты». У Короткевича пани Кульша тоже есть, но там она измождённая, жуткого вида старуха, тогда как у Рубинчика — каноничнейшая Офелия.
- «Лабиринт Фавна» Гильермо дель Торо — главная героиня, собственно, Офелия. Да, и по имени тоже.
- «Куклы» Такеши Китано — они собрались пожениться, но он приглянулся дочери президента корпорации, которая захотела за него замуж, после колебаний он ей объявил, что её бросает, на что она покончила собой, и её слишком поздно откачали, так что она повредилась мозгами, он, узнав об её самоубийстве, сбежал со свадьбы и забрал её из больницы, и уехал с ней далеко-далеко… (а поскольку это трагедия, то стали они бомжами)
- «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» — Элис после адского забега-дерби, во время которого якобы «устал и прилёг отдохнуть» пожилой моряк.
- «Письма к Эльзе» Игоря Масленникова — Ольга. Муж-олигарх, судя по всему, пользовал в качестве супруги «Офелию», найденную в… психушке.
- «Сибирское воспитание» — блаженная девушка Ксения. По-детски наивна, говорит о себе в третьем лице, не умеет читать… Ну вы поняли, да.
- «Начало» — Мол, жена Доминика. Перестав отличать сон и реальную жизнь, сошла с ума, что привело её к самоубийству.
- «Аквамарин» — главная героиня. Причём, сама по себе Аквамарин совершенно нормальная, просто воспринимается как Офелия как и в родном подводном царстве, так и на земле. В первом случае — из-за веры в большую любовь, во втором — из-за нетипичного для людей поведения.
- «Дэвид и Лиза» 1962 года — Лиза, психически больная возлюбленная главного героя. Одна её личность, «Лиза», говорит только в рифму, а другая, «Мюриэл», не говорит вообще и общается записками. В конце Лиза излечивается и начинает разговаривать нормально.
Телесериалы
- «Светлячок» — Ривер Тэм.
- «Баффи — истребительница вампиров» — Друсилла. Злодейский вариант.
- «Особняк Красная Роза» по сценарию Стивена Кинга) — Энни.
- «Мыслить как преступник», серия «Если обувь впору» — Клэр Данбар: тоже злодейский вариант. Бродит босиком и в белом платье, считает себя Золушкой и ищет своего прекрасного принца… и убивает тех, кто оказался не принцем.
- «Суд присяжных. Окончательный вердикт», серия «Офелия» — убитая Жанна Калинина: опять же, злодейский вариант. Была помешана на древностях, но при этом не любила людей, в том числе и самых родных, за что и поплатилась. Даже соседи в разговоре с Владимиром Золотарёвым в открытую называли молодую женщину сумасшедшей. Что примечательно, труп Жанны был сброшен в реку.
Мультфильмы
- «Ледниковый период: Столкновение неизбежно» — Брук. Мягкий и даже юмористический вариант тропа.
Комиксы
- DC — злая и очень сумасшедшая версия: Харли Квинн. Ну да ничего, её возлюбленный тоже, как минимум, не совсем нормален.
- Sandman — сестры главного героя, Сумашествие (в прошлом, что характерно, Восхищение) и Смерть. Впрочем, Смерть отнюдь не безумна, хотя и кажется посторонним слегка «не от мира сего».
- «Джайкарн» — принцесса Мади.
Аниме и манга
- Аниме Gakkou Gurashi! по одноимённой манге: Юки Такея очень оригинально воспринимает творящийся вокруг зомби-апокалипсис, полагая, что она и другие члены клуба просто так сильно любят свою школу, что готовы в ней даже ночевать. Подруги стараются не разрушать грубо её воображаемый мир, опасаясь, что воспоминания об истиной трагедии приведут к ПТС.
- Berserk — Каска превратилась из бой-бабы в немую сумасшедшую после пережитого во время Затмения. Педаль в пол: несколько раз она едва не повторяет судьбу «гамлетовской» Офелии.
Видеоигры
- TES: Shivering Isles — герцогиня Сил. Стройная, красивая, с холодным и подозрительным взором, тайная любовница герцога Мании Тейдона. Ей, герцогине Деменции, быть безумной сам бог велел. Лично. Поскольку сам бог является её сюзереном, принц Безумия Шеогорат. Там же — и многие другие женские персонажи, например, Релмина Вереним, возлюбленная самого Шеогората.
- Dragon Age: Origins — такой кажется (но не является !) ведьма Морриган: говорит (в русской локализации) белым стихом и туманными намёками, отличается социальным дарвинизмом и циничной язвительностью. Причина — в её, кхм, крайне специфической мамаше.
- Во второй части — долийка Мерриль (в первой части деловая и адекватная, во второй теряет ориентацию в пространстве и социуме). Причина, вероятно, в гибели/уходе из клана её единственных друзей, Махариэль (возможного Серого Стража-долийца) и Тамлена.
- «Мор (Утопия)» — Ева Ян.
- Clive Barker's Jericho — Симона Коул.
- Diablo III — с фитильком: Лия.
- Vampire: The Masquerade: Bloodlines — повышенно хаотичная версия в исполнении Жанетт.
- Сабж напоминает женская версия игрового Тремера.
- И Малкавианка, разумеется!
- Elden Ring — Реннала, королева Полной Луны.
Визуальные романы
- Рин Тэдзука из Katawa Shoujo.
Музыка
- Егор Летов — собственно, «Офелия». Посвящена безвременно погибшей Янке Дягилевой, которая была сабжем если не по жизни, то в сценическом образе.
- Король и Шут — песня «Бедняжка».
- Линда — клип «Взгляд изнутри». И вообще образ явно эксплуатировался в раннем имидже певицы.
- Ирина Богушевская — песня «Офелия».
- Эллисон Гарвард — клип «Underwater».
- Овиди Монльор — «Homenatge a Teresa».
Реальная жизнь
- Элизабет Сиддал — натурщица, поэтесса и художница эпохи викторианской Англии. Позировала для известнейшей картины с Офелией. Впала в депрессию и начала злоупотреблять опиатами, впоследствии умерла от передозировки.
- Её история была экранизирована в сериале Desperate Romantics.
- В любом городе есть свои местные странные персонажи, среди которых иногда можно встретить и такую.
- По личному опыту автора правки, некоторые из таких персонажей при личном знакомстве могут оказаться в целом нормальными и очень интересными людьми.
- Лючия Джойс — красавица-дочь писателя Джеймса Джойса, талантливая итальянско-ирландская танцовщица. Была госпитализирована с диагнозом «шизофрения».
- Ранее упомянутая Эллисон Гарвард интересуется гемофилией и находит привлекательной кровь из носа. В остальном же является нормальным человеком.
- Интернет-образ Софии Кабенковой.
- А также образ певицы That Poppy.
- Бабета, она же Француженка, она же Дама-с-Прической — проживавшая в Одессе бывшая балерина с по-настоящему трагической судьбой: сошла с ума после того, как на её глазах убили её мужа и обоих детей. К сожалению, скончалась — по разным данным не то в 2015, не то в 2018 году.