Наше время + 20: различия между версиями
(→Кино) |
Mullanur (обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|TwentyMinutesIntoTheFuture|20 Minutes into the Future}} | {{TVTropes|TwentyMinutesIntoTheFuture|20 Minutes into the Future}} | ||
{{Q|В будущем у человека будут маленькие руки, т. к. за человека всё будут делать роботы, маленькие ноги, т. к. человек всюду будет ездить на машине, маленький желудок, т. к. вся еда будет в таблетках, и огромный мозг, чтобы постоянно думать, где достать эти самые таблетки.|Анекдот}} | {{Q|В будущем у человека будут маленькие руки, т. к. за человека всё будут делать роботы, маленькие ноги, т. к. человек всюду будет ездить на машине, маленький желудок, т. к. вся еда будет в таблетках, и огромный мозг, чтобы постоянно думать, где достать эти самые таблетки.|Анекдот}} | ||
{{Q|Лоу лайф, хай | {{Q|Лоу лайф, хай тек — XXI век.|Так троп выглядит в режиме [[Темнее и острее]]}} | ||
Это будущее. Не слишком далёкое, в пределах двадцати лет, но всё-таки будущее. Мир в общем-то тот же, каким мы его знаем, только разных модных гаджетов намного больше. Ни одна из проблем, ни один из кризисов, о которых мы знаем [[прямо с заголовков газет]], никуда не делись — наоборот, они экстраполированы и усилены, и благодаря этому факту можно безошибочно определить, когда было написано произведение. [[Япония захватит мир|Япония и её культура повсюду]]? Писалось во время японского экономического чуда. Кругом бандиты и мафиози? Писалось в [[бесславные девяностые]]. [[Ай-всё|Кругом айфоны]]? Писано сегодня. | Это будущее. Не слишком далёкое, в пределах двадцати лет, но всё-таки будущее. Мир в общем-то тот же, каким мы его знаем, только разных модных гаджетов намного больше. Ни одна из проблем, ни один из кризисов, о которых мы знаем [[прямо с заголовков газет]], никуда не делись — наоборот, они экстраполированы и усилены, и благодаря этому факту можно безошибочно определить, когда было написано произведение. [[Япония захватит мир|Япония и её культура повсюду]]? Писалось во время японского экономического чуда. Кругом бандиты и мафиози? Писалось в [[бесславные девяностые]]. [[Ай-всё|Кругом айфоны]]? Писано сегодня. | ||
Строка 9: | Строка 9: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* [[Jack London|Джек Лондон]], «Железная пята». В далёком светлом коммунистическом будущем люди находят в тайнике мемуары главной героини, которая описывает своё знакомство со своим будущим мужем, молодым коммунистом Эрнестом Эвергардом, развитие их отношений, а также попытки противостояния рабочих с подмявшими под себя всю страну олигархами. Начинается рукопись [[Через недельку нашей эры]] (считать первой публикации в 1908 г.) описанием диспутов Эвергарда, который объясняет оппонентам неизбежность глобального экономического кризиса капитализма<ref>Биржевый крах 1907 г. и его последствия</ref>, заканчивается — где-то через 20 лет словами «Они приближаются!» | * [[Jack London|Джек Лондон]], «Железная пята». В далёком светлом коммунистическом будущем люди находят в тайнике мемуары главной героини, которая описывает своё знакомство со своим будущим мужем, молодым коммунистом Эрнестом Эвергардом, развитие их отношений, а также попытки противостояния рабочих с подмявшими под себя всю страну олигархами. Начинается рукопись [[Через недельку нашей эры]] (считать первой публикации в 1908 г.) описанием диспутов Эвергарда, который объясняет оппонентам неизбежность глобального экономического кризиса капитализма<ref>Биржевый крах 1907 г. и его последствия.</ref>, заканчивается — где-то через 20 лет словами «Они приближаются!» В промежутке — Мировая война (та самая, что начнётся в 1914 г.), описание кошмарной жизни, которую устроит большинству людей диктатура крупного капитала, и жесточайшего подавления любых попыток восстания. | ||
** Его же «Алая чума». Опубликована в 1912. В основном представляет собой рассказ о том, как в 2013 году мир погиб от чумы, и как живут остатки человечества 60 лет спустя. Есть упоминания того, что к 2013 США управлял так называемый «совет магнатов», назначавший президентов. Говорится про использование аэропланов и дирижаблей (скоростью аж в 200 миль/ч, в два-три раза медленнее | ** Его же «Алая чума». Опубликована в 1912. В основном представляет собой рассказ о том, как в 2013 году мир погиб от чумы, и как живут остатки человечества 60 лет спустя. Есть упоминания того, что к 2013 США управлял так называемый «совет магнатов», назначавший президентов. Говорится про использование аэропланов и дирижаблей (скоростью аж в 200 миль/ч, в два-три раза медленнее «Боинга-747», хотя для дирижабля скорость действительно фантастическая), упоминаются монорельсовые дороги, а также радио и радиотелеграфисты. | ||
* Роман «Анархисты будущего» 1907 года отыгрывает троп начиная с подзаголовка («Москва через 20 лет»). В 1927 году в наличии десятый созыв Государственной Думы, парламентский политик Максим Горький, социалисты в парламенте, анархисты с бомбами и прочие реалии поздней Российской Империи. Ранняя версия [[Датировка по электронике|датировки по электронике]] тоже присутствует: повсюду радио и электромашины. | * Роман «Анархисты будущего» 1907 года отыгрывает троп начиная с подзаголовка («Москва через 20 лет»). В 1927 году в наличии десятый созыв Государственной Думы, парламентский политик Максим Горький, социалисты в парламенте, анархисты с бомбами и прочие реалии поздней Российской Империи. Ранняя версия [[Датировка по электронике|датировки по электронике]] тоже присутствует: повсюду радио и электромашины. | ||
* Ричард Мэтисон, «Я — Легенда». Книга опубликована в 1954, действие происходит в 1976-79 гг. В 1975 весь мир погиб от пандемии, вызванной бактерией, превращающей людей в вампиров. Каких-то новых технологий не упомянуто, зато упоминается некая война, где ГГ служил в Панаме и приобрёл там наколку в виде креста и привычку спать в одних штанах (без пижамы). | * Ричард Мэтисон, «Я — Легенда». Книга опубликована в 1954, действие происходит в 1976-79 гг. В 1975 весь мир погиб от пандемии, вызванной бактерией, превращающей людей в вампиров. Каких-то новых технологий не упомянуто, зато упоминается некая война, где ГГ служил в Панаме и приобрёл там наколку в виде креста и привычку спать в одних штанах (без пижамы). | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
* [[Александр Афанасьев]], «Зона заражения 1-2». Техас попытался отделиться от США и объединиться с Мексикой, но был своевременно укрощён, радикальные исламисты таки создали Исламский Халифат на современном Ближнем Востоке и Средней Азии, Индия и Пакистан обменялись ядерным боезапасом, создав ту самую зону заражения из заголовка, в половине мира больше нет централизованной власти, вместо которой муниципальные комитеты и вооружённое ополчение, функции армий всё больше берут на себя частные военные компании, система спутниковой навигации GPS и половина американских автопроизводителей стали достоянием истории, как и сами США, зато усилились Китай и Швейцария. Ну а в Москве ношение оружия для защиты от гастарбайтеров и закрытые районы стали привычными зрелищами. | * [[Александр Афанасьев]], «Зона заражения 1-2». Техас попытался отделиться от США и объединиться с Мексикой, но был своевременно укрощён, радикальные исламисты таки создали Исламский Халифат на современном Ближнем Востоке и Средней Азии, Индия и Пакистан обменялись ядерным боезапасом, создав ту самую зону заражения из заголовка, в половине мира больше нет централизованной власти, вместо которой муниципальные комитеты и вооружённое ополчение, функции армий всё больше берут на себя частные военные компании, система спутниковой навигации GPS и половина американских автопроизводителей стали достоянием истории, как и сами США, зато усилились Китай и Швейцария. Ну а в Москве ношение оружия для защиты от гастарбайтеров и закрытые районы стали привычными зрелищами. | ||
* Алекс Розов, цикл «[[Меганезия|Конфедерация Меганезия]]» (Проза.ру), пишется с 2008 года. Первая трилогия описывает 2040-е годы, где страна-аутсайдер в Тихом океане устраивает у себя технологический прорыв, отменив все надуманные ограничения на технологический прогресс и провозгласив его главной ценностью вообще. Роман «Мауи и Пеле, держащие мир» рассказывает историю возникновения Меганезии в 2020-е годы: аутсайдеры, контрабандисты и неформалы, загнанные в жопу мира — на тихоокеанские острова — устраивают у себя анархическое не-государство с покладанием болта на всё, что мешает им жить (законы, ограничения, юрисдикцию, диктатуру элит крупных стран, доминирующую христианскую мораль), формулируют себе Хартию вольностей в духе древнегреческой не то Декларации независимости и отстаивают его в войне без правил, зато с применением технических архивов прошлых веков и новейших бюджетных технологий. Автор — фанат авиатехники и биотехнологий, про которые много и со вкусом рассказывает от лица персонажей. | * Алекс Розов, цикл «[[Меганезия|Конфедерация Меганезия]]» (Проза.ру), пишется с 2008 года. Первая трилогия описывает 2040-е годы, где страна-аутсайдер в Тихом океане устраивает у себя технологический прорыв, отменив все надуманные ограничения на технологический прогресс и провозгласив его главной ценностью вообще. Роман «Мауи и Пеле, держащие мир» рассказывает историю возникновения Меганезии в 2020-е годы: аутсайдеры, контрабандисты и неформалы, загнанные в жопу мира — на тихоокеанские острова — устраивают у себя анархическое не-государство с покладанием болта на всё, что мешает им жить (законы, ограничения, юрисдикцию, диктатуру элит крупных стран, доминирующую христианскую мораль), формулируют себе Хартию вольностей в духе древнегреческой не то Декларации независимости и отстаивают его в войне без правил, зато с применением технических архивов прошлых веков и новейших бюджетных технологий. Автор — фанат авиатехники и биотехнологий, про которые много и со вкусом рассказывает от лица персонажей. | ||
* Энди Уир, «[[Марсианин]]». Где-то середина или вторая половина XXI века (если год упоминался, то автор правки его не помнит). История, в общем-то, не о мире, а о Марке, но судя по тому, что нам показывают, помимо того, что человек полетел на Марс и имеет в | * Энди Уир, «[[Марсианин]]». Где-то середина или вторая половина XXI века (если год упоминался, то автор правки его не помнит). История, в общем-то, не о мире, а о Марке, но судя по тому, что нам показывают, помимо того, что человек полетел на Марс и имеет в своём арсенале технологии для его колонизации (чего, в общем-то, никто не планировал, но так уж вышло), ничего, в сущности, и не изменилось. | ||
* Гарм Видар «ВР» — киберпанк-рассказ забавен тем, что описывает недалёкое будущее на момент описания, но довольно старые реалии с современной точки зрения. В 1996 «старенький шестисотый пентиум и десятискоростной сидиром» вызывали нервный смех, мол, тут двухсотый пень — недосягаемая роскошь, а уж несуществующий «шестисотый» и притом «старенький»… Году уже к 2005 нервный смех по противоположной причине: какая ещё виртуальная реальность на такой рухляди? Да ещё и локально, без интернета. | * Гарм Видар «ВР» — киберпанк-рассказ забавен тем, что описывает недалёкое будущее на момент описания, но довольно старые реалии с современной точки зрения. В 1996 «старенький шестисотый пентиум и десятискоростной сидиром» вызывали нервный смех, мол, тут двухсотый пень — недосягаемая роскошь, а уж несуществующий «шестисотый» и притом «старенький»… Году уже к 2005 нервный смех по противоположной причине: какая ещё виртуальная реальность на такой рухляди? Да ещё и локально, без интернета. | ||
* Серия «База-24» Алекса Орлова — [[с прикрученным фитильком]]. Никаких отправных точек, отсылающих к Земле, как таковой — нет, а действия происходят на совершенно иных планетах, меж которыми бороздят просторы вселенной космические корабли… И, тем не менее — [[В будущем одеваются как в настоящем|никакой футуристики]], в плане одежды; [[Автомат Ералашникова|города, транспорт, оружие]] неотличимы от земных. Даже при наличии снарядов с серой слизью и генетических экспериментов. | * Серия «База-24» Алекса Орлова — [[с прикрученным фитильком]]. Никаких отправных точек, отсылающих к Земле, как таковой — нет, а действия происходят на совершенно иных планетах, меж которыми бороздят просторы вселенной космические корабли… И, тем не менее — [[В будущем одеваются как в настоящем|никакой футуристики]], в плане одежды; [[Автомат Ералашникова|города, транспорт, оружие]] неотличимы от земных. Даже при наличии снарядов с серой слизью и генетических экспериментов. | ||
* Роберт Хайнлайн, «Дверь в лето» (1956) | * Роберт Хайнлайн, «Дверь в лето» (1956) — троп обыгран дважды. Действие начинается в 1970 году: недавно отгремела не слишком удачная<ref>То есть не всё удалось разбомбить.</ref> атомная война, протагонист изобретает линейку роботов для домашней автоматизации; не сошедшись во мнениях с компаньоном, протагонист ложится в спячку до 2000 года. В 2000 году человечество кое-как разгребает последствия мирового экономического кризиса (в США упор на всеобщую занятость: протагонист работает на конвейере, уничтожающем только что сошедшие с другого конвейера кое-как склёпанные автомобили и обязан несколько раз за смену вызывать ремонтную бригаду, даже если никаких проблем на линии нет), легированное золото стало просто техническим металлом, появилась не играющая никакой роли в сюжете антигравитация, сильно изменился лексикон… Да вот, пожалуй, и всё. [[Датировка по электронике]]: стоит роботу добавить блоков памяти («Торсеновские трубки», весьма недешёвые, судя по всему) — и он обзаведётся кучей новых возможностей (и за тридцать лет спячки ничего в робототехнике не поменялось). | ||
* В. Жучков, «Синора Ависсу — граница бездны». Сюжет начинается в те времена, когда люди уже высадились на Марсе, но в остальном всё остается почти таким же, как сегодня. Существуют новые государственные образования (Исетская Лига). Описываемой в романе мировой войне предшествовали крупномасштабные конфликты в Северной Африке и на Ближнем Востоке, куда были втянуты многие страны. | * В. Жучков, «Синора Ависсу — граница бездны». Сюжет начинается в те времена, когда люди уже высадились на Марсе, но в остальном всё остается почти таким же, как сегодня. Существуют новые государственные образования (Исетская Лига). Описываемой в романе мировой войне предшествовали крупномасштабные конфликты в Северной Африке и на Ближнем Востоке, куда были втянуты многие страны. | ||
* Василий Орехов, цикл о [[S.T.A.L.K.E.R.|сталкере]] Хемуле — действие трилогии разворачивается как минимум через десятилетие после похода Меченого к Монолиту (2013 год). Упоминается международная лунная станция, новый виток «демократизаций» по всему миру, проведённых США, и прорыв в оружейных технологиях, вызванный изучением артефактов Зоны — в частности, появились глубоковакуумные заряды, создающие разрывы в пространственно-временном континууме. Сама Зона постоянно расширяется после каждого Выброса, мутанты стали намного опаснее и многочисленнее (как и аномалии), а сам Периметр теперь охраняют не военнослужащие армии Украины, а иностранный контингент войск всех стран мира, который с большим трудом сдерживает опасности Зоны. | * Василий Орехов, цикл о [[S.T.A.L.K.E.R.|сталкере]] Хемуле — действие трилогии разворачивается как минимум через десятилетие после похода Меченого к Монолиту (2013 год). Упоминается международная лунная станция, новый виток «демократизаций» по всему миру, проведённых США, и прорыв в оружейных технологиях, вызванный изучением артефактов Зоны — в частности, появились глубоковакуумные заряды, создающие разрывы в пространственно-временном континууме. Сама Зона постоянно расширяется после каждого Выброса, мутанты стали намного опаснее и многочисленнее (как и аномалии), а сам Периметр теперь охраняют не военнослужащие армии Украины, а иностранный контингент войск всех стран мира, который с большим трудом сдерживает опасности Зоны. | ||
* Евгений Прошкин, «Механика вечности» — к протагонисту в 2005 год приходит версия протагониста из 2030 (и долго возмущается «ну я же тут жил, почему же тут в реале ещё паскуднее, чем в памяти?»). Позже протагонисту доводится посетить множество вариантов недалёкого будущего. Относительно благополучный только один — в котором Россия под контролем Ирана, а Северная Америка покрыта слоем радиоактивного пепла. Другие варианты ещё хуже (во всяком случае, для жителя России). | * Евгений Прошкин, «Механика вечности» — к протагонисту в 2005 год приходит версия протагониста из 2030 (и долго возмущается «ну я же тут жил, почему же тут в реале ещё паскуднее, чем в памяти?»). Позже протагонисту доводится посетить множество вариантов недалёкого будущего. Относительно благополучный только один — в котором Россия под контролем Ирана, а Северная Америка покрыта слоем радиоактивного пепла. Другие варианты ещё хуже (во всяком случае, для жителя России). | ||
* [[Беспощадная толерантность (антология)|Чудовище]] Кирилла Бенедиктова — социальный строй другой, но реалии жизни те же самые. | * «[[Беспощадная толерантность (антология)|Чудовище]]» Кирилла Бенедиктова — социальный строй другой, но реалии жизни те же самые. | ||
* [[Беспощадная толерантность (антология)|Далёкая гейПарадуга]] Леонида Каганова — действие происходит в 2041 году. | * «[[Беспощадная толерантность (антология)|Далёкая гейПарадуга]]» Леонида Каганова — действие происходит в 2041 году. | ||
* Сергей Павлов, «[[Лунная Радуга]]» — примерно начало XXII века, человечество активно осваивает Солнечную систему и борется с [[сарказм|радостями]], которое оное освоение приносит, потихоньку придумывает FTL и пытается разобраться в неведомо откуда взявшихся [[люди-плюс|людях-плюс]]. В остальном же — ну, самолёты скрестились с вертолётами и работают на термоядерных движках, ну, туристы-полярники нокаутируют белых медведей, ну, войн не было уже лет сто, но в целом всё примерно как раньше. В финале FTL благополучно доводят до ума, людей-плюс выселяют подальше, и живут себе спокойненько. А вот про сиквел (лет через четыреста) такого уже не скажешь. | * Сергей Павлов, «[[Лунная Радуга]]» — примерно начало XXII века, человечество активно осваивает Солнечную систему и борется с [[сарказм|радостями]], которое оное освоение приносит, потихоньку придумывает FTL и пытается разобраться в неведомо откуда взявшихся [[люди-плюс|людях-плюс]]. В остальном же — ну, самолёты скрестились с вертолётами и работают на термоядерных движках, ну, туристы-полярники нокаутируют белых медведей, ну, войн не было уже лет сто, но в целом всё примерно как раньше. В финале FTL благополучно доводят до ума, людей-плюс выселяют подальше, и живут себе спокойненько. А вот про сиквел (лет через четыреста) такого уже не скажешь. | ||
* Евгений Велтистов, «Приключения Электроника» — технологии немного более развиты, чем во время написания книги, люди поселились в космосе и под водой, а заглавный Электроник является образцом самой передовой технологии. А в экранизации действие происходит [[через недельку нашей эры]]. | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «Космическая одиссея 2001» — с одной стороны, коммерческие полёты в космос, базы на Луне, криогеника и искусственный интеллект; с другой — Холодная война не закончилась, и ещё жива компания Pan Am. | * «Космическая одиссея 2001» — с одной стороны, коммерческие полёты в космос, базы на Луне, криогеника и искусственный интеллект; с другой — Холодная война не закончилась, и ещё жива компания Pan Am. | ||
** А с третьей, по состоянию дел на 2024 г. | ** А с третьей, по состоянию дел на 2024 г. — коммерческие полёты в космос, ИИ, Холодная война, возможно, и закончилась, но бодро возобновилась обратно… | ||
* G.I. Joe: The Rise of Cobra — около 10 лет в будущее: с одной стороны, всё тот же быт, та же одежда, те же машины… а с другой — экзотические технологии вроде [[Силовая броня|силовой брони]] и энергетического оружия. | * G.I. Joe: The Rise of Cobra — около 10 лет в будущее: с одной стороны, всё тот же быт, та же одежда, те же машины… а с другой — экзотические технологии вроде [[Силовая броня|силовой брони]] и энергетического оружия. | ||
** А с третьей в сиквеле прозвучала фраза «к 2013 году» | ** А с третьей в сиквеле прозвучала фраза «к 2013 году». | ||
* Советско-польский фильм «Дознание пилота Пиркса». | * Советско-польский фильм «Дознание пилота Пиркса». | ||
* Советский фильм «Я был спутником Солнца» (1959). Сейчас смотрится как [[ретрофутуризм]], но действие происходит лет через 20-30 после момента съёмок. Об этом прямо не говорится, но можно примерно посчитать. | * Советский фильм «Я был спутником Солнца» (1959). Сейчас смотрится как [[ретрофутуризм]], но действие происходит лет через 20-30 после момента съёмок. Об этом прямо не говорится, но можно примерно посчитать. | ||
Строка 49: | Строка 50: | ||
* Дилогия фильмов «Параграф 78». На момент выхода (2007 год) — недалёкое будущее России, примерно наши дни (вторая половина десятых). Причём в первом фильме присутствует довольно забавный для современных реалий момент — во время осмотра военной базы один из спецназовцев сетует на отсталое техническое оснащение, на что получает ответ: «Да она строилась ещё при Путине». | * Дилогия фильмов «Параграф 78». На момент выхода (2007 год) — недалёкое будущее России, примерно наши дни (вторая половина десятых). Причём в первом фильме присутствует довольно забавный для современных реалий момент — во время осмотра военной базы один из спецназовцев сетует на отсталое техническое оснащение, на что получает ответ: «Да она строилась ещё при Путине». | ||
** Вдвойне забавно тем, что как раз ''именно при Путине'' и произошло радикальное улучшение финансирования и снабжения армии, с серьёзным обновлением вооружения и оснащения. | ** Вдвойне забавно тем, что как раз ''именно при Путине'' и произошло радикальное улучшение финансирования и снабжения армии, с серьёзным обновлением вооружения и оснащения. | ||
*** Сама по себе «проработка будущего» в фильме выглядит довольно эклектично. От реальности отличий минимум, и вся окружающая действительность (Российская преимущественно) выглядит как просто «Если бы нефть стоило по 600$ за баррель». При этом вооружение самого спецназа ГРУ | *** Сама по себе «проработка будущего» в фильме выглядит довольно эклектично. От реальности отличий минимум, и вся окружающая действительность (Российская преимущественно) выглядит как просто «Если бы нефть стоило по 600$ за баррель». При этом вооружение самого спецназа ГРУ выглядит как какой-то причудливый зоопарк из старого АКМ, Минигана и «Хеклер и Коха». А ответ один: авторы просто куражились. | ||
* «Аванпост» (2019) | * «Аванпост» (2019) — авторы и в особенности Куликов, всячески утверждали, что работали над образом России будущего. Но в результате получилось странное. Самое реалистично показанное, что есть в фильме, в плане технического оснащения, это собственно армия, даром что при поддержке минобороны всё это и было показано, поэтому она выглядит на своём месте. К тому же понятно, что все самые высокие технологии именно в вооружённые силы и идут. В остальном будущем странно и эклектично — гигантские небоскрёбы, миллионы дронов курьеров и всеобщая цифроизация всего намекает на достаточно сильную автоматизацию быта и всеобщее главенство технологий. Но при этом показываются совершенно обычные, ничем не отличающееся от современных дачные посёлки, современные автомобили (вплоть до тюнингованных «Восьмёрок»), современные супермаркеты с теми же продуктами и кассовыми аппаратами. И вообще быт России будущего за пределами мегафутуристичной Москвы не выглядит как собственно Россия будущего, а выглядит как наконец зажившая Россия по сценарию «Если бы нефть да по 600$ за баррель». | ||
** Разговоры персонажей между собой порой вносят ещё большую сумятицу. Самый доставляющий наверное персонаж всего фильма-сериала, рассказывал что растил его дед, участник ВОВ. Что даже с учётом возраста персонажа и то что он может очень молодо выглядеть, говорит о том что события фильма происходят никак позже чем через 15 лет от текущего момента. Как за эти 15 лет, отдельна взятая средняя полоса одной страны могла одновременно так сильно изменится, и одновременно с этим изменится блин никак, ответа никто не даёт. А ответ на самом деле один — безблагодатность. | ** Разговоры персонажей между собой порой вносят ещё большую сумятицу. Самый доставляющий наверное персонаж всего фильма-сериала, рассказывал, что растил его дед, участник ВОВ. Что даже с учётом возраста персонажа и то, что он может очень молодо выглядеть, говорит о том, что события фильма происходят никак позже чем через 15 лет от текущего момента. Как за эти 15 лет, отдельна взятая средняя полоса одной страны могла одновременно так сильно изменится, и одновременно с этим изменится, блин, никак, ответа никто не даёт. А ответ на самом деле один — безблагодатность. | ||
* «Считанные Секунды» (1992) — мрачный апокалиптически-нуарный Лондон 2007 года, переживающий последствия чудовищного семидесятидневного потопа, с лёгким налётом скорее даже милитаризма чем киберпанка. | * «Считанные Секунды» (1992) — мрачный апокалиптически-нуарный Лондон 2007 года, переживающий последствия чудовищного семидесятидневного потопа, с лёгким налётом скорее даже милитаризма чем киберпанка. | ||
* Трилогия о Робокопе. Время действия — конец девяностых годов. Разруха, безработица, жуткие корпорации типа OCP, разгул преступности, войны по всей планете и в довершение всего исчезающий озоновый слой. О том, какой треш творится за пределами Детройта, можно узнать из теленовостей и рекламы, каковые периодически мелькают в виде вставок. | * Трилогия о Робокопе. Время действия — конец девяностых годов. Разруха, безработица, жуткие корпорации типа OCP, разгул преступности, войны по всей планете и в довершение всего исчезающий озоновый слой. О том, какой треш творится за пределами Детройта, можно узнать из теленовостей и рекламы, каковые периодически мелькают в виде вставок. | ||
* «Терминатор» (1 и 2 части) предрекают «судный день» через 13 лет после времени действия первого фильма — в 1997 году. К этому моменту должен был появиться ИИ Скайнет, продвинутая военная техника, и всё остальное, способное не только активировать ядерный арсенал, но и успешно выкосить остатки людишек на планете. Как ясно из второго фильма — не случилось. | * «Терминатор» (1 и 2 части) предрекают «судный день» через 13 лет после времени действия первого фильма — в 1997 году. К этому моменту должен был появиться ИИ Скайнет, продвинутая военная техника, и всё остальное, способное не только активировать ядерный арсенал, но и успешно выкосить остатки людишек на планете. Как ясно из второго фильма — не случилось. | ||
* «Виртуозность» (1995) — бэшка от создателя «Газонокосильщика», через это будущее весьма забавно показано. На дворе вроде как плюс лет пять, не больше, поэтому изменения от текущей реальности не велики в целом. Но здесь уже существуют ИИ, виртуальная программированная реальность | * «Виртуозность» (1995) — бэшка от создателя «Газонокосильщика», через это будущее весьма забавно показано. На дворе вроде как плюс лет пять, не больше, поэтому изменения от текущей реальности не велики в целом. Но здесь уже существуют ИИ, виртуальная программированная реальность и совершенные почти что бессмертные нано-организмы. И это никого в общем-то не удивляет (по крайней мере тех, кто работает в смежных областях). | ||
* «Гаттака» — не разу не утопическое генетически программированное будущее, происходит явно в недалёком будущем. | * «Гаттака» — не разу не утопическое генетически программированное будущее, происходит явно в недалёком будущем. | ||
* «[[Автомобиль: Дорога мести]]» — сеттинг фильма. С одной стороны имеются голографические дисплеи и очень хорошо развита кибернетика, особенно в части имплантов. С другой стороны, одежда и машины точно те же, что и в настоящем времени. | * «[[Автомобиль: Дорога мести]]» — сеттинг фильма. С одной стороны имеются голографические дисплеи и очень хорошо развита кибернетика, особенно в части имплантов. С другой стороны, одежда и машины точно те же, что и в настоящем времени. | ||
Строка 61: | Строка 62: | ||
=== [[Телесериал]]ы === | === [[Телесериал]]ы === | ||
* «seaQuest DSV» — снят с 1993 по 1996, действие начинается в благополучно прожитом нами 2018. | * «seaQuest DSV» — снят с 1993 по 1996, действие начинается в благополучно прожитом нами 2018. | ||
* «[[Причуды науки]]» (1997) | * «[[Причуды науки]]» (1997) — эпизод «Выбор народа» (10 серия). В каком году происходит действие эпизода, неизвестно, но это явно не слишком далёкое будущее. Дома, автомобили, костюмы выглядят примерно так же, как в «наши дни» (с поправкой на год выхода сериала), но робототехника развита гораздо лучше. Практически каждая семья может позволить себе андроида, который будет делать за хозяев всю домашнюю работу. Даже сейчас — более чем через четверть века после выхода сериала — о подобных технологиях можно только мечтать. | ||
** Хотя, может быть, и нет никаких + 20. Из финального твиста следует, что {{spoiler|этих роботов на самом деле производят инопланетяне, планирующие с их помощью захватить землю. Они вполне могли бы осчастливить человечество этой технологией хоть в 1997ом году, хоть в 1897ом}}. | ** Хотя, может быть, и нет никаких + 20. Из финального твиста следует, что {{spoiler|этих роботов на самом деле производят инопланетяне, планирующие с их помощью захватить землю. Они вполне могли бы осчастливить человечество этой технологией хоть в 1997ом году, хоть в 1897ом}}. | ||
* «След» — судя по хайтековости происходящего. Однако некоторые вещи перекликаются с сиюминутной реальностью. | * «След» — судя по хайтековости происходящего. Однако некоторые вещи перекликаются с сиюминутной реальностью. | ||
Строка 67: | Строка 68: | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* Оригинальный мультсериал «[[Transformers|Трансформеры]]» — действие происходит через двадцать лет после создания, в 2005 г. | * Оригинальный мультсериал «[[Transformers|Трансформеры]]» — действие происходит через двадцать лет после создания, в 2005 г. | ||
** [[Transformers/Animated|Transformers: Animated]] | ** [[Transformers/Animated|Transformers: Animated]] — аналогично, действие происходит в 2050-ых годах. | ||
* Мультсериал «Человек-паук» середины девяностых. В целом мир очень похож на современный, только вот генетика очень сильно продвинутая, и вместо обычных пистолетов и злодеи, и полицейские используют [[бластер]]ы. | * Мультсериал «Человек-паук» середины девяностых. В целом мир очень похож на современный, только вот генетика очень сильно продвинутая, и вместо обычных пистолетов и злодеи, и полицейские используют [[бластер]]ы. | ||
** Как и многое в мультсериале — [[Шрамы от цензуры|влияние цензуры]]. Авторам попросту запретили давать полицейским в «детском мультике» настоящие огнестрелы, поэтому и исхитрились таким странным образом. Однако в некоторых кадрах попадается и обычное огнестрельное оружие. | ** Как и многое в мультсериале — [[Шрамы от цензуры|влияние цензуры]]. Авторам попросту запретили давать полицейским в «детском мультике» настоящие огнестрелы, поэтому и исхитрились таким странным образом. Однако в некоторых кадрах попадается и обычное огнестрельное оружие. | ||
*** Не совсем, в | *** Не совсем, в комиксах продвинутые вещи и наука объясняется наличием гениальных людей, таких, как Тони Старк, Хэнк Пим и прочие, они и продвинули науку дальше нашего времени. | ||
** Аналогичная ситуация наблюдалась и в «[[Teenage Mutant Ninja Turtles|Черепашках-ниндзя]]» 1980-х, где копы стреляли не пулями, а лучами. Но там действие происходило в слегка доработанных 1980-х. | ** Аналогичная ситуация наблюдалась и в «[[Teenage Mutant Ninja Turtles|Черепашках-ниндзя]]» 1980-х, где копы стреляли не пулями, а лучами. Но там действие происходило в слегка доработанных 1980-х. | ||
* «A.T.O.M.» — действие мультсериала явно происходит в недалёком будущем. | * «A.T.O.M.» — действие мультсериала явно происходит в недалёком будущем. | ||
* «[[Чудовищная сила]]» (1994) | * «[[Чудовищная сила]]» (1994) — действие происходит примерно в двадцатых годах XXI века. Если не считать наличия вампиров и оборотней, то мир выглядит примерно так же, как наш, но в нём уже есть энергетическое оружие, силовая броня, летающие мотоциклы, лазерные турели и тому подобное футуризмы… а вот [[Датировка по электронике|компьютеры по нынешним временам выглядят допотопно]]. | ||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
Строка 84: | Строка 85: | ||
* [[Странники (аниме)|Planetes]] — 2075-й год. Техника стала чуть «ракетнее», а социальные и экономические проблемы остались те же. | * [[Странники (аниме)|Planetes]] — 2075-й год. Техника стала чуть «ракетнее», а социальные и экономические проблемы остались те же. | ||
* Space Pirate Captain Harlock — время действия заявлено, как «[[нескоро-нескоро]]» (конец XXX века), но по факту мир выполнен в духе [[троп]]а (с точки зрения времен написания, сейчас уже [[ретрофутуризм]]). В меню — все типичные «пугалки» старой фантастики в весьма гротескном представлении (трудно сказать, кто тут более курам на смех — местное мировое правительство или местные инопланетные захватчики — но главные герои уделывают и тех, и других просто по факту того, что являются [[Банда маргиналов|(относительно)]] [[Единственный нормальный человек|нормальными людьми]]). | * Space Pirate Captain Harlock — время действия заявлено, как «[[нескоро-нескоро]]» (конец XXX века), но по факту мир выполнен в духе [[троп]]а (с точки зрения времен написания, сейчас уже [[ретрофутуризм]]). В меню — все типичные «пугалки» старой фантастики в весьма гротескном представлении (трудно сказать, кто тут более курам на смех — местное мировое правительство или местные инопланетные захватчики — но главные герои уделывают и тех, и других просто по факту того, что являются [[Банда маргиналов|(относительно)]] [[Единственный нормальный человек|нормальными людьми]]). | ||
* [[Serial Experiments Lain]] — | * [[Serial Experiments Lain]] — в опенинге прямо издевательским тоном говорится: «Present day, present time, ahahahaha…» | ||
* [[Toaru Majutsu no Index]] — применимо к Академия-Сити с его НТП опережающим весь мир лет на 20-30. | * [[Toaru Majutsu no Index]] — применимо к Академия-Сити с его НТП опережающим весь мир лет на 20-30. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[Operation Flashpoint-ArmA|Arma 3]]: действие происходит в 2030-х годах. Сам мир изменился не слишком сильно, за исключением появления CSAT — военно-политического блока, куда входят ближневосточные, азиатские и африканские страны. | * [[Operation Flashpoint-ArmA|Arma 3]]: действие происходит в 2030-х годах. Сам мир изменился не слишком сильно, за исключением появления CSAT — военно-политического блока, куда входят ближневосточные, азиатские и африканские страны. Вооружённые силы большинства стран используют «футуристичные версии» современных видов оружия и техники (по типу «Блэкхоков» и «Чинуков» с прикрученными стелс-элементами) или концепты из настоящего или недалёкого прошлого, в реальном мире не пошедшие в серийное производство. | ||
* [[Act of War]]: Direct Action и High Treason. Мир будущего в целом мало отличим от нашего. Усугубился топливный кризис, стало сильнее движение антиглобализма. Разрабатываемые сегодня военные технологии получили зелёный свет на боевое применение: боевые роботы, экзоскелеты, оптический камуфляж, термоядерная энергетика, электромагнитное оружие. | * [[Act of War]]: Direct Action и High Treason. Мир будущего в целом мало отличим от нашего. Усугубился топливный кризис, стало сильнее движение антиглобализма. Разрабатываемые сегодня военные технологии получили зелёный свет на боевое применение: боевые роботы, экзоскелеты, оптический камуфляж, термоядерная энергетика, электромагнитное оружие. | ||
** [[Act of Aggression]] | ** [[Act of Aggression]] | ||
Строка 97: | Строка 98: | ||
* Самая первая [[Command & Conquer]] началась с того, что [[через недельку нашей эры]] с неба упали семена Тайбериума. | * Самая первая [[Command & Conquer]] началась с того, что [[через недельку нашей эры]] с неба упали семена Тайбериума. | ||
* [[Command & Conquer]]: Generals — угроза терроризма значительно выросла, оные террористы даже смогли организовать свою Глобальную Освободительную Армию и наделать порядочно шороху в мире. И это не считая не считая их собственного государства — [[Курак|Альдастана]], возникшего трудами ГОА на территории Казахстана, Киргизстана и Таджикистана. В общем-то, ребята [[w:Исламское государство|угадали]], ошиблись только с географией — Кыргызстан и Таджикистан, и Ирак и Левант немного разные вещи. | * [[Command & Conquer]]: Generals — угроза терроризма значительно выросла, оные террористы даже смогли организовать свою Глобальную Освободительную Армию и наделать порядочно шороху в мире. И это не считая не считая их собственного государства — [[Курак|Альдастана]], возникшего трудами ГОА на территории Казахстана, Киргизстана и Таджикистана. В общем-то, ребята [[w:Исламское государство|угадали]], ошиблись только с географией — Кыргызстан и Таджикистан, и Ирак и Левант немного разные вещи. | ||
* Armored Warfare — действие игры происходит где-то в 2030-е. На кой ляд частные военные компании используют почти антикварную технику 1950-60-х гг. [[идиотский сюжет|оставим на совести разработчиков]]. | * Armored Warfare — действие игры происходит где-то в 2030-е. На кой ляд частные военные компании используют почти антикварную технику 1950-60-х гг., [[идиотский сюжет|оставим на совести разработчиков]]. | ||
* | * Crysis — вышла в 2007, рассказывает о 2020. Сюжет и суть игры строятся вокруг новой технологии - нанокостюма. События Crysis 2 разворачиваются в 2023, а Crysis 3 — в 2047. | ||
* [[X-COM]] 2: | * [[X-COM]] 2: действие будет происходить через 20 лет после Enemy Unknown/Enemy Within ([[через недельку нашей эры|2015 год]]). Всякие экзоскелеты-бластеры-роботы существуют, но выглядят топорно и уживаются с обычными бронежилетами и огнестрелами. | ||
* [[Call of Duty]] Black Ops 2 — действие игры развивается в 2025 году: дроны на вооружении армий, [[Китай захватит мир|экспансия Китая]] и оптический камуфляж в комплекте. | * [[Call of Duty]] Black Ops 2 — действие игры развивается в 2025 году: дроны на вооружении армий, [[Китай захватит мир|экспансия Китая]] и оптический камуфляж в комплекте. | ||
* [[Detroit: Become Human]] — 2038 год. Буквально +20 лет после выхода игры. | * [[Detroit: Become Human]] — 2038 год. Буквально +20 лет после выхода игры. Всё то же самое, что и в 2018 году, только с андроидами. | ||
** По телевизору говорится о том, что Россия заявила о своих правах на Арктику, и что это может привести к Третьей Мировой войне. А в одном из журналов можно узнать что в США президентом является видеоблогер( | ** По телевизору говорится о том, что Россия заявила о своих правах на Арктику, и что это может привести к Третьей Мировой войне. А в одном из журналов можно узнать, что в США президентом является видеоблогер (причём женщина), а у нас некий «Иванов». | ||
* Серия игр «Метро» | * Серия игр «Метро». | ||
* Phantasy Star Online 2 — действия 4 эпизода сюжета разворачиваются как во вселенной Оракула, так и на Земле, на которой 2028 год. В 2016 году были открыты частицы эфира, которые приспособили под мгновенную передачу данных. | * Phantasy Star Online 2 — действия 4 эпизода сюжета разворачиваются как во вселенной Оракула, так и на Земле, на которой 2028 год. В 2016 году были открыты частицы эфира, которые приспособили под мгновенную передачу данных. | ||
* Secretary — действие происходит в 2047 г. Киборгизация и биомодификация вполне доступны, пусть и не пользуются такой уж большой популярностью. При этом в мире царит корпократия, корпорации могут заключать с работниками фактически кабальные контракты вплоть до возможности биомодификации их тел против их воли или обращения в рабство, а для особо провинившихся содержат корпоративные тюрьмы. В бытовом же плане, однако, особых отличий от настоящего | * Secretary — действие происходит в 2047 г. Киборгизация и биомодификация вполне доступны, пусть и не пользуются такой уж большой популярностью. При этом в мире царит корпократия, корпорации могут заключать с работниками фактически кабальные контракты вплоть до возможности биомодификации их тел против их воли или обращения в рабство, а для особо провинившихся содержат корпоративные тюрьмы. В бытовом же плане, однако, особых отличий от настоящего нет — всё те же моллы, кафе, спортивные залы без навороченных тренажёров и т. д. | ||
=== [[Визуальные романы]] === | === [[Визуальные романы]] === | ||
Строка 113: | Строка 114: | ||
* Сабж практически всегда переживают люди, освободившиеся из мест лишения свободы после отбытия наказания за тяжкие или особо тяжкие преступления. | * Сабж практически всегда переживают люди, освободившиеся из мест лишения свободы после отбытия наказания за тяжкие или особо тяжкие преступления. | ||
** А также люди, вышедшие из состояния комы. | ** А также люди, вышедшие из состояния комы. | ||
* Старая шутка ( | * Старая шутка (ещё с 50-х) про то, что именно в [текущий год]+20 наконец-то станет доступна термоядерная энергетика как способ производства электричества, а не игрушка для учёных и военных. В худшем случае это [[сказка про белого бычка]], в случае средней паршивости [[варенье на завтра]]. Но, как пишет Кругляков, «я не могу назвать данное направление лженаукой. Солнце — это термоядерный реактор, в котором плазма (электроны и ионы) удерживается от разлёта силами тяготения. <…> Почему же до сих пор термоядерный реактор не построен? <…> Когда-то академик Л. А. Арцимович заметил, что за всю свою историю наука никогда не сталкивалась с проблемой, сопоставимой по сложности с проблемой управляемого термоядерного синтеза. И, тем не менее, большинство проблем, стоявших перед учеными, удалось преодолеть. <…> На крупнейшем токамаке европейского сообщества JET величина Q (отношение энергии, выделенной в термоядерных реакциях, к энергии, вложенной в нагрев плазмы) достигла уровня единицы. По инициативе СССР в 90-х годах возник международный проект экспериментального термоядерного реактора ИТЭР (ITER)». | ||
** На самом деле прогресс по реакторам вполне измеряется соотношением затраченной и полученной энергии, уже неплох и в последние годы ускорился. Так что шанс на это +20 действительно есть, правда не факт, что будет экономически выгоден. | ** На самом деле прогресс по реакторам вполне измеряется соотношением затраченной и полученной энергии, уже неплох и в последние годы ускорился. Так что шанс на это +20 действительно есть, правда, не факт, что будет экономически выгоден. | ||
== Примечания == | == Примечания == |
Текущая версия на 12:00, 30 марта 2025
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья 20 Minutes into the Future. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | В будущем у человека будут маленькие руки, т. к. за человека всё будут делать роботы, маленькие ноги, т. к. человек всюду будет ездить на машине, маленький желудок, т. к. вся еда будет в таблетках, и огромный мозг, чтобы постоянно думать, где достать эти самые таблетки. | » |
— Анекдот |
« | Лоу лайф, хай тек — XXI век. | » |
— Так троп выглядит в режиме Темнее и острее |
Это будущее. Не слишком далёкое, в пределах двадцати лет, но всё-таки будущее. Мир в общем-то тот же, каким мы его знаем, только разных модных гаджетов намного больше. Ни одна из проблем, ни один из кризисов, о которых мы знаем прямо с заголовков газет, никуда не делись — наоборот, они экстраполированы и усилены, и благодаря этому факту можно безошибочно определить, когда было написано произведение. Япония и её культура повсюду? Писалось во время японского экономического чуда. Кругом бандиты и мафиози? Писалось в бесславные девяностые. Кругом айфоны? Писано сегодня.
Разница между Через недельку нашей эры и этим тропом заключается в объёме перемен и экстраполяций. Через недельку нашей эры — это как бы будущее, но через один-два года, и ничем не отличается от настоящего, как мы его знаем. А «Наши дни + 20» подразумевает, что кое-что уже поменялось.
Где встречается[править]
Литература[править]
- Джек Лондон, «Железная пята». В далёком светлом коммунистическом будущем люди находят в тайнике мемуары главной героини, которая описывает своё знакомство со своим будущим мужем, молодым коммунистом Эрнестом Эвергардом, развитие их отношений, а также попытки противостояния рабочих с подмявшими под себя всю страну олигархами. Начинается рукопись Через недельку нашей эры (считать первой публикации в 1908 г.) описанием диспутов Эвергарда, который объясняет оппонентам неизбежность глобального экономического кризиса капитализма[1], заканчивается — где-то через 20 лет словами «Они приближаются!» В промежутке — Мировая война (та самая, что начнётся в 1914 г.), описание кошмарной жизни, которую устроит большинству людей диктатура крупного капитала, и жесточайшего подавления любых попыток восстания.
- Его же «Алая чума». Опубликована в 1912. В основном представляет собой рассказ о том, как в 2013 году мир погиб от чумы, и как живут остатки человечества 60 лет спустя. Есть упоминания того, что к 2013 США управлял так называемый «совет магнатов», назначавший президентов. Говорится про использование аэропланов и дирижаблей (скоростью аж в 200 миль/ч, в два-три раза медленнее «Боинга-747», хотя для дирижабля скорость действительно фантастическая), упоминаются монорельсовые дороги, а также радио и радиотелеграфисты.
- Роман «Анархисты будущего» 1907 года отыгрывает троп начиная с подзаголовка («Москва через 20 лет»). В 1927 году в наличии десятый созыв Государственной Думы, парламентский политик Максим Горький, социалисты в парламенте, анархисты с бомбами и прочие реалии поздней Российской Империи. Ранняя версия датировки по электронике тоже присутствует: повсюду радио и электромашины.
- Ричард Мэтисон, «Я — Легенда». Книга опубликована в 1954, действие происходит в 1976-79 гг. В 1975 весь мир погиб от пандемии, вызванной бактерией, превращающей людей в вампиров. Каких-то новых технологий не упомянуто, зато упоминается некая война, где ГГ служил в Панаме и приобрёл там наколку в виде креста и привычку спать в одних штанах (без пижамы).
- Братья Стругацкие: «Стажёры», «Хищные вещи века», «Чрезвычайные происшествия», а также «Пикник на обочине» и «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя».
- Хотя сейчас мир «Пикника» уже можно классифицировать как альтернативную историю.
- Стивен Кинг, «Бегущий человек». В 2025 г. (+40 лет от момента первой публикации) из-за очередного глобального экономического кризиса (причины кризиса не описываются ввиду отсутствия в сюжете вышеупомянутого Эрнеста Эвергарда) расслоение общества достигло катастрофических пределов. Кучка богачей тратит огромные деньги на новые развлечения, а для бедных на каждом углу стоят «бесплатные» телевизоры, транслирующие крайне жестокие «развлекательные» шоу. Участники этих передач — обычные люди, которые потеряли работу и теперь вынуждены продавать себя корпорации развлечений ради жизни своих близких. Вот и главный герой ради денег на лечение своей тяжелобольной дочери подписывается на участие в шоу «Бегущий человек», в котором он должен месяц скрываться от преследователей-убийц. Учитывая, что преследователям помогает полиция, неудивительно, что рекорд шоу составляет всего семь дней.
- Руслан Мельников:
- Дилогия «Хэдхантер» — на 20 лет после мирового финансового кризиса (во время которого и была написана): экономический подъём достигнут возвратом к рабству.
- Дилогия «Мёртвый рай» — на 20 лет после 1990-х (даром, что первая книга цикла вышла в 2003-м, и в ней недвусмысленно сказано, что события происходят, как минимум, через четыре поколения от нас): оргпреступность, бессилие властей, кто сколько унесёт суверенитета…
- Вячеслав Рыбаков, «На будущий год в Москве» — +20 лет после распада Советского Союза, если бы все тенденции первой половины 1990-х продолжились и усилились.
- Майк Мак-Кай, «Хьюстон, 2030» — именно то, что написано на упаковке.
- «Звёзды — холодные игрушки». Книга написана в конце 1990-х. Человечество после революционного открытия в физике внезапно вышло за пределы Солнечной системы, встретило другие разумные расы и вступило в Конклав… на не самых лучших условиях. Технологии будущего, о которых люди долго мечтали, существуют, но делиться ими не собираются. Дальше — хуже: землянам навязана роль космических дальнобойщиков — наша технология не имеет аналогов в космосе, к тому же повреждает психику Чужих при использовании. Поэтому ситуация парадоксальная: к 2020 году 20 % человечества работает на космос (на потребности Конклава), но цивилизация находится в застое.
- «Самооборона» («Личная неприкосновенность») Юрия Нестеренко. Написана в 2009-м, описывает примерно 2030-е. ООН распущена, США снова распались на политкорректный Союз и неполиткорректную Конфедерацию, Китай захватил Сибирь, нефть кончилась, американский автопром обанкротился (зато японский захватил мир). Но самая тяжёлая фаза кризисов уже позади, технологии процветают, повсюду миниатюрные компьютеры («компы» — это уже не жаргон, а официальный термин), электромобили, полные автопилоты для всех видов транспорта. В цивилизованных странах наличные изъяты из обращения (но доллары времён единых США всё ещё пользуются популярностью на охваченной гражданской войной Кубе, хотя в самих США и КША уже не принимаются). Все документы и кредитки заменяет ИД-чип, вживляемый под кожу ладони (и лишь религиозные ортодоксы, отказывающиеся от чипирования, вынуждены таскать с собой пластиковые карточки). «Зелёные» борются с «глобальным похолоданием» (которого нет), и ГГ раздраженно замечает, что помнит, как во времена его детства они столь же яростно боролись с «глобальным потеплением».
- Александр Афанасьев, «Зона заражения 1-2». Техас попытался отделиться от США и объединиться с Мексикой, но был своевременно укрощён, радикальные исламисты таки создали Исламский Халифат на современном Ближнем Востоке и Средней Азии, Индия и Пакистан обменялись ядерным боезапасом, создав ту самую зону заражения из заголовка, в половине мира больше нет централизованной власти, вместо которой муниципальные комитеты и вооружённое ополчение, функции армий всё больше берут на себя частные военные компании, система спутниковой навигации GPS и половина американских автопроизводителей стали достоянием истории, как и сами США, зато усилились Китай и Швейцария. Ну а в Москве ношение оружия для защиты от гастарбайтеров и закрытые районы стали привычными зрелищами.
- Алекс Розов, цикл «Конфедерация Меганезия» (Проза.ру), пишется с 2008 года. Первая трилогия описывает 2040-е годы, где страна-аутсайдер в Тихом океане устраивает у себя технологический прорыв, отменив все надуманные ограничения на технологический прогресс и провозгласив его главной ценностью вообще. Роман «Мауи и Пеле, держащие мир» рассказывает историю возникновения Меганезии в 2020-е годы: аутсайдеры, контрабандисты и неформалы, загнанные в жопу мира — на тихоокеанские острова — устраивают у себя анархическое не-государство с покладанием болта на всё, что мешает им жить (законы, ограничения, юрисдикцию, диктатуру элит крупных стран, доминирующую христианскую мораль), формулируют себе Хартию вольностей в духе древнегреческой не то Декларации независимости и отстаивают его в войне без правил, зато с применением технических архивов прошлых веков и новейших бюджетных технологий. Автор — фанат авиатехники и биотехнологий, про которые много и со вкусом рассказывает от лица персонажей.
- Энди Уир, «Марсианин». Где-то середина или вторая половина XXI века (если год упоминался, то автор правки его не помнит). История, в общем-то, не о мире, а о Марке, но судя по тому, что нам показывают, помимо того, что человек полетел на Марс и имеет в своём арсенале технологии для его колонизации (чего, в общем-то, никто не планировал, но так уж вышло), ничего, в сущности, и не изменилось.
- Гарм Видар «ВР» — киберпанк-рассказ забавен тем, что описывает недалёкое будущее на момент описания, но довольно старые реалии с современной точки зрения. В 1996 «старенький шестисотый пентиум и десятискоростной сидиром» вызывали нервный смех, мол, тут двухсотый пень — недосягаемая роскошь, а уж несуществующий «шестисотый» и притом «старенький»… Году уже к 2005 нервный смех по противоположной причине: какая ещё виртуальная реальность на такой рухляди? Да ещё и локально, без интернета.
- Серия «База-24» Алекса Орлова — с прикрученным фитильком. Никаких отправных точек, отсылающих к Земле, как таковой — нет, а действия происходят на совершенно иных планетах, меж которыми бороздят просторы вселенной космические корабли… И, тем не менее — никакой футуристики, в плане одежды; города, транспорт, оружие неотличимы от земных. Даже при наличии снарядов с серой слизью и генетических экспериментов.
- Роберт Хайнлайн, «Дверь в лето» (1956) — троп обыгран дважды. Действие начинается в 1970 году: недавно отгремела не слишком удачная[2] атомная война, протагонист изобретает линейку роботов для домашней автоматизации; не сошедшись во мнениях с компаньоном, протагонист ложится в спячку до 2000 года. В 2000 году человечество кое-как разгребает последствия мирового экономического кризиса (в США упор на всеобщую занятость: протагонист работает на конвейере, уничтожающем только что сошедшие с другого конвейера кое-как склёпанные автомобили и обязан несколько раз за смену вызывать ремонтную бригаду, даже если никаких проблем на линии нет), легированное золото стало просто техническим металлом, появилась не играющая никакой роли в сюжете антигравитация, сильно изменился лексикон… Да вот, пожалуй, и всё. Датировка по электронике: стоит роботу добавить блоков памяти («Торсеновские трубки», весьма недешёвые, судя по всему) — и он обзаведётся кучей новых возможностей (и за тридцать лет спячки ничего в робототехнике не поменялось).
- В. Жучков, «Синора Ависсу — граница бездны». Сюжет начинается в те времена, когда люди уже высадились на Марсе, но в остальном всё остается почти таким же, как сегодня. Существуют новые государственные образования (Исетская Лига). Описываемой в романе мировой войне предшествовали крупномасштабные конфликты в Северной Африке и на Ближнем Востоке, куда были втянуты многие страны.
- Василий Орехов, цикл о сталкере Хемуле — действие трилогии разворачивается как минимум через десятилетие после похода Меченого к Монолиту (2013 год). Упоминается международная лунная станция, новый виток «демократизаций» по всему миру, проведённых США, и прорыв в оружейных технологиях, вызванный изучением артефактов Зоны — в частности, появились глубоковакуумные заряды, создающие разрывы в пространственно-временном континууме. Сама Зона постоянно расширяется после каждого Выброса, мутанты стали намного опаснее и многочисленнее (как и аномалии), а сам Периметр теперь охраняют не военнослужащие армии Украины, а иностранный контингент войск всех стран мира, который с большим трудом сдерживает опасности Зоны.
- Евгений Прошкин, «Механика вечности» — к протагонисту в 2005 год приходит версия протагониста из 2030 (и долго возмущается «ну я же тут жил, почему же тут в реале ещё паскуднее, чем в памяти?»). Позже протагонисту доводится посетить множество вариантов недалёкого будущего. Относительно благополучный только один — в котором Россия под контролем Ирана, а Северная Америка покрыта слоем радиоактивного пепла. Другие варианты ещё хуже (во всяком случае, для жителя России).
- «Чудовище» Кирилла Бенедиктова — социальный строй другой, но реалии жизни те же самые.
- «Далёкая гейПарадуга» Леонида Каганова — действие происходит в 2041 году.
- Сергей Павлов, «Лунная Радуга» — примерно начало XXII века, человечество активно осваивает Солнечную систему и борется с радостями, которое оное освоение приносит, потихоньку придумывает FTL и пытается разобраться в неведомо откуда взявшихся людях-плюс. В остальном же — ну, самолёты скрестились с вертолётами и работают на термоядерных движках, ну, туристы-полярники нокаутируют белых медведей, ну, войн не было уже лет сто, но в целом всё примерно как раньше. В финале FTL благополучно доводят до ума, людей-плюс выселяют подальше, и живут себе спокойненько. А вот про сиквел (лет через четыреста) такого уже не скажешь.
- Евгений Велтистов, «Приключения Электроника» — технологии немного более развиты, чем во время написания книги, люди поселились в космосе и под водой, а заглавный Электроник является образцом самой передовой технологии. А в экранизации действие происходит через недельку нашей эры.
Кино[править]
- «Космическая одиссея 2001» — с одной стороны, коммерческие полёты в космос, базы на Луне, криогеника и искусственный интеллект; с другой — Холодная война не закончилась, и ещё жива компания Pan Am.
- А с третьей, по состоянию дел на 2024 г. — коммерческие полёты в космос, ИИ, Холодная война, возможно, и закончилась, но бодро возобновилась обратно…
- G.I. Joe: The Rise of Cobra — около 10 лет в будущее: с одной стороны, всё тот же быт, та же одежда, те же машины… а с другой — экзотические технологии вроде силовой брони и энергетического оружия.
- А с третьей в сиквеле прозвучала фраза «к 2013 году».
- Советско-польский фильм «Дознание пилота Пиркса».
- Советский фильм «Я был спутником Солнца» (1959). Сейчас смотрится как ретрофутуризм, но действие происходит лет через 20-30 после момента съёмок. Об этом прямо не говорится, но можно примерно посчитать.
- Фильм «Шестой день» со Шварценеггером. В начале сказано «очень близкое будущее».
- Фильм «Странные дни» 1995 г. предрекал, что в 2000 г. уже будут электронные приборы, считывающие мысли и воспоминания. Не сбылось. А вот расовые беспорядки, полиция на измене и явное негативное видение грядущего, вдохновлённое явно событиями двухлетней давности в том же Лос-Анджелесе, довольно здорово напоминают происходящее в современных штатах.
- «Мишень» по сценарию В. Сорокина и А. Зельдовича. Мир как бы совсем знакомый нам, но Россия живёт чуть получше, чем в реале — экономически окончательно вошла в первый мир.
- «Бегущий человек» (по мотивам одноимённого романа Стивена Кинга). Опять глобальный экономический кризис, после которого огромные массы людей теряют работу, а правительство заменяет им недостаток хлеба избытком зрелищ, в том числе повсеместной трансляцией игры «Бегущий человек». Фильм начинается с того, что в 2017 году (+30 лет с момента премьеры) военные вертолёты пулемётами и ракетами расстреливают демонстрацию голодающих безработных. Главный герой отказался исполнять этот приказ, и его отправили в тюрьму, обвинив в стрельбе по толпе вопреки приказу лететь дальше. Он сбегает, но его ловят и делают «предложение, от которого невозможно отказаться» — стать участником игры.
- Дилогия фильмов «Параграф 78». На момент выхода (2007 год) — недалёкое будущее России, примерно наши дни (вторая половина десятых). Причём в первом фильме присутствует довольно забавный для современных реалий момент — во время осмотра военной базы один из спецназовцев сетует на отсталое техническое оснащение, на что получает ответ: «Да она строилась ещё при Путине».
- Вдвойне забавно тем, что как раз именно при Путине и произошло радикальное улучшение финансирования и снабжения армии, с серьёзным обновлением вооружения и оснащения.
- Сама по себе «проработка будущего» в фильме выглядит довольно эклектично. От реальности отличий минимум, и вся окружающая действительность (Российская преимущественно) выглядит как просто «Если бы нефть стоило по 600$ за баррель». При этом вооружение самого спецназа ГРУ выглядит как какой-то причудливый зоопарк из старого АКМ, Минигана и «Хеклер и Коха». А ответ один: авторы просто куражились.
- Вдвойне забавно тем, что как раз именно при Путине и произошло радикальное улучшение финансирования и снабжения армии, с серьёзным обновлением вооружения и оснащения.
- «Аванпост» (2019) — авторы и в особенности Куликов, всячески утверждали, что работали над образом России будущего. Но в результате получилось странное. Самое реалистично показанное, что есть в фильме, в плане технического оснащения, это собственно армия, даром что при поддержке минобороны всё это и было показано, поэтому она выглядит на своём месте. К тому же понятно, что все самые высокие технологии именно в вооружённые силы и идут. В остальном будущем странно и эклектично — гигантские небоскрёбы, миллионы дронов курьеров и всеобщая цифроизация всего намекает на достаточно сильную автоматизацию быта и всеобщее главенство технологий. Но при этом показываются совершенно обычные, ничем не отличающееся от современных дачные посёлки, современные автомобили (вплоть до тюнингованных «Восьмёрок»), современные супермаркеты с теми же продуктами и кассовыми аппаратами. И вообще быт России будущего за пределами мегафутуристичной Москвы не выглядит как собственно Россия будущего, а выглядит как наконец зажившая Россия по сценарию «Если бы нефть да по 600$ за баррель».
- Разговоры персонажей между собой порой вносят ещё большую сумятицу. Самый доставляющий наверное персонаж всего фильма-сериала, рассказывал, что растил его дед, участник ВОВ. Что даже с учётом возраста персонажа и то, что он может очень молодо выглядеть, говорит о том, что события фильма происходят никак позже чем через 15 лет от текущего момента. Как за эти 15 лет, отдельна взятая средняя полоса одной страны могла одновременно так сильно изменится, и одновременно с этим изменится, блин, никак, ответа никто не даёт. А ответ на самом деле один — безблагодатность.
- «Считанные Секунды» (1992) — мрачный апокалиптически-нуарный Лондон 2007 года, переживающий последствия чудовищного семидесятидневного потопа, с лёгким налётом скорее даже милитаризма чем киберпанка.
- Трилогия о Робокопе. Время действия — конец девяностых годов. Разруха, безработица, жуткие корпорации типа OCP, разгул преступности, войны по всей планете и в довершение всего исчезающий озоновый слой. О том, какой треш творится за пределами Детройта, можно узнать из теленовостей и рекламы, каковые периодически мелькают в виде вставок.
- «Терминатор» (1 и 2 части) предрекают «судный день» через 13 лет после времени действия первого фильма — в 1997 году. К этому моменту должен был появиться ИИ Скайнет, продвинутая военная техника, и всё остальное, способное не только активировать ядерный арсенал, но и успешно выкосить остатки людишек на планете. Как ясно из второго фильма — не случилось.
- «Виртуозность» (1995) — бэшка от создателя «Газонокосильщика», через это будущее весьма забавно показано. На дворе вроде как плюс лет пять, не больше, поэтому изменения от текущей реальности не велики в целом. Но здесь уже существуют ИИ, виртуальная программированная реальность и совершенные почти что бессмертные нано-организмы. И это никого в общем-то не удивляет (по крайней мере тех, кто работает в смежных областях).
- «Гаттака» — не разу не утопическое генетически программированное будущее, происходит явно в недалёком будущем.
- «Автомобиль: Дорога мести» — сеттинг фильма. С одной стороны имеются голографические дисплеи и очень хорошо развита кибернетика, особенно в части имплантов. С другой стороны, одежда и машины точно те же, что и в настоящем времени.
Телесериалы[править]
- «seaQuest DSV» — снят с 1993 по 1996, действие начинается в благополучно прожитом нами 2018.
- «Причуды науки» (1997) — эпизод «Выбор народа» (10 серия). В каком году происходит действие эпизода, неизвестно, но это явно не слишком далёкое будущее. Дома, автомобили, костюмы выглядят примерно так же, как в «наши дни» (с поправкой на год выхода сериала), но робототехника развита гораздо лучше. Практически каждая семья может позволить себе андроида, который будет делать за хозяев всю домашнюю работу. Даже сейчас — более чем через четверть века после выхода сериала — о подобных технологиях можно только мечтать.
- Хотя, может быть, и нет никаких + 20. Из финального твиста следует, что этих роботов на самом деле производят инопланетяне, планирующие с их помощью захватить землю. Они вполне могли бы осчастливить человечество этой технологией хоть в 1997ом году, хоть в 1897ом.
- «След» — судя по хайтековости происходящего. Однако некоторые вещи перекликаются с сиюминутной реальностью.
Мультсериалы[править]
- Оригинальный мультсериал «Трансформеры» — действие происходит через двадцать лет после создания, в 2005 г.
- Transformers: Animated — аналогично, действие происходит в 2050-ых годах.
- Мультсериал «Человек-паук» середины девяностых. В целом мир очень похож на современный, только вот генетика очень сильно продвинутая, и вместо обычных пистолетов и злодеи, и полицейские используют бластеры.
- Как и многое в мультсериале — влияние цензуры. Авторам попросту запретили давать полицейским в «детском мультике» настоящие огнестрелы, поэтому и исхитрились таким странным образом. Однако в некоторых кадрах попадается и обычное огнестрельное оружие.
- Не совсем, в комиксах продвинутые вещи и наука объясняется наличием гениальных людей, таких, как Тони Старк, Хэнк Пим и прочие, они и продвинули науку дальше нашего времени.
- Аналогичная ситуация наблюдалась и в «Черепашках-ниндзя» 1980-х, где копы стреляли не пулями, а лучами. Но там действие происходило в слегка доработанных 1980-х.
- Как и многое в мультсериале — влияние цензуры. Авторам попросту запретили давать полицейским в «детском мультике» настоящие огнестрелы, поэтому и исхитрились таким странным образом. Однако в некоторых кадрах попадается и обычное огнестрельное оружие.
- «A.T.O.M.» — действие мультсериала явно происходит в недалёком будущем.
- «Чудовищная сила» (1994) — действие происходит примерно в двадцатых годах XXI века. Если не считать наличия вампиров и оборотней, то мир выглядит примерно так же, как наш, но в нём уже есть энергетическое оружие, силовая броня, летающие мотоциклы, лазерные турели и тому подобное футуризмы… а вот компьютеры по нынешним временам выглядят допотопно.
Комиксы[править]
- «Проект „Русалка“» — пятитомный шпионский экшн в мире недалёкого будущего после некоей Третьей Мировой, где угнетаемые народы взяли экономический реванш над западным миром, а Америка и старушка-Европа прозябают в бедности и разрухе.
- «Жар Меркурия» — уже происходят регулярные полёты на Луну и Меркурий, имеются кибернетические имплантаты.
- «Старик Логан» — на одной из первых страниц сказано, что прошло 50 лет. Правда, это постапокалипсис.
Аниме и манга[править]
- «Изгнанные из Рая» — многие живут в виртуальном пространстве, а если требуется выйти в реал, то их тела клонируются.
- Planetes — 2075-й год. Техника стала чуть «ракетнее», а социальные и экономические проблемы остались те же.
- Space Pirate Captain Harlock — время действия заявлено, как «нескоро-нескоро» (конец XXX века), но по факту мир выполнен в духе тропа (с точки зрения времен написания, сейчас уже ретрофутуризм). В меню — все типичные «пугалки» старой фантастики в весьма гротескном представлении (трудно сказать, кто тут более курам на смех — местное мировое правительство или местные инопланетные захватчики — но главные герои уделывают и тех, и других просто по факту того, что являются (относительно) нормальными людьми).
- Serial Experiments Lain — в опенинге прямо издевательским тоном говорится: «Present day, present time, ahahahaha…»
- Toaru Majutsu no Index — применимо к Академия-Сити с его НТП опережающим весь мир лет на 20-30.
Видеоигры[править]
- Arma 3: действие происходит в 2030-х годах. Сам мир изменился не слишком сильно, за исключением появления CSAT — военно-политического блока, куда входят ближневосточные, азиатские и африканские страны. Вооружённые силы большинства стран используют «футуристичные версии» современных видов оружия и техники (по типу «Блэкхоков» и «Чинуков» с прикрученными стелс-элементами) или концепты из настоящего или недалёкого прошлого, в реальном мире не пошедшие в серийное производство.
- Act of War: Direct Action и High Treason. Мир будущего в целом мало отличим от нашего. Усугубился топливный кризис, стало сильнее движение антиглобализма. Разрабатываемые сегодня военные технологии получили зелёный свет на боевое применение: боевые роботы, экзоскелеты, оптический камуфляж, термоядерная энергетика, электромагнитное оружие.
- Deus Ex: Human Revolution — игра 2011 г. рассказывает о событиях 2027 г. Нанотехнологии только начинают развиваться, всё ещё очень сильны позиции механической кибернетики (хотя и сама она развита выше, чем в наши дни).
- Сиквел Mankind Divided — в ту же копилку: на дворе 2029 г.
- Практически все игры по мотивам произведений Тома Клэнси, особенно End War.
- Большая часть игры серии Metal Gear Solid (кроме приквелов).
- Самая первая Command & Conquer началась с того, что через недельку нашей эры с неба упали семена Тайбериума.
- Command & Conquer: Generals — угроза терроризма значительно выросла, оные террористы даже смогли организовать свою Глобальную Освободительную Армию и наделать порядочно шороху в мире. И это не считая не считая их собственного государства — Альдастана, возникшего трудами ГОА на территории Казахстана, Киргизстана и Таджикистана. В общем-то, ребята угадали, ошиблись только с географией — Кыргызстан и Таджикистан, и Ирак и Левант немного разные вещи.
- Armored Warfare — действие игры происходит где-то в 2030-е. На кой ляд частные военные компании используют почти антикварную технику 1950-60-х гг., оставим на совести разработчиков.
- Crysis — вышла в 2007, рассказывает о 2020. Сюжет и суть игры строятся вокруг новой технологии - нанокостюма. События Crysis 2 разворачиваются в 2023, а Crysis 3 — в 2047.
- X-COM 2: действие будет происходить через 20 лет после Enemy Unknown/Enemy Within (2015 год). Всякие экзоскелеты-бластеры-роботы существуют, но выглядят топорно и уживаются с обычными бронежилетами и огнестрелами.
- Call of Duty Black Ops 2 — действие игры развивается в 2025 году: дроны на вооружении армий, экспансия Китая и оптический камуфляж в комплекте.
- Detroit: Become Human — 2038 год. Буквально +20 лет после выхода игры. Всё то же самое, что и в 2018 году, только с андроидами.
- По телевизору говорится о том, что Россия заявила о своих правах на Арктику, и что это может привести к Третьей Мировой войне. А в одном из журналов можно узнать, что в США президентом является видеоблогер (причём женщина), а у нас некий «Иванов».
- Серия игр «Метро».
- Phantasy Star Online 2 — действия 4 эпизода сюжета разворачиваются как во вселенной Оракула, так и на Земле, на которой 2028 год. В 2016 году были открыты частицы эфира, которые приспособили под мгновенную передачу данных.
- Secretary — действие происходит в 2047 г. Киборгизация и биомодификация вполне доступны, пусть и не пользуются такой уж большой популярностью. При этом в мире царит корпократия, корпорации могут заключать с работниками фактически кабальные контракты вплоть до возможности биомодификации их тел против их воли или обращения в рабство, а для особо провинившихся содержат корпоративные тюрьмы. В бытовом же плане, однако, особых отличий от настоящего нет — всё те же моллы, кафе, спортивные залы без навороченных тренажёров и т. д.
Визуальные романы[править]
- Ever 17: The Out of Infinity — основные события разворачиваются в 2017 году (а также в 2034). Присутствуют ИИ, клонирование, роботы и т. д. Правда, есть то, с чем разработчики кардинально просчитались — здесь для записи огромного объёма информации используются суперпродвинутые диски, а не флешки. Ну не смогли в 2002 предугадать их нынешнюю популярность!
Реальная жизнь[править]
- Сабж практически всегда переживают люди, освободившиеся из мест лишения свободы после отбытия наказания за тяжкие или особо тяжкие преступления.
- А также люди, вышедшие из состояния комы.
- Старая шутка (ещё с 50-х) про то, что именно в [текущий год]+20 наконец-то станет доступна термоядерная энергетика как способ производства электричества, а не игрушка для учёных и военных. В худшем случае это сказка про белого бычка, в случае средней паршивости варенье на завтра. Но, как пишет Кругляков, «я не могу назвать данное направление лженаукой. Солнце — это термоядерный реактор, в котором плазма (электроны и ионы) удерживается от разлёта силами тяготения. <…> Почему же до сих пор термоядерный реактор не построен? <…> Когда-то академик Л. А. Арцимович заметил, что за всю свою историю наука никогда не сталкивалась с проблемой, сопоставимой по сложности с проблемой управляемого термоядерного синтеза. И, тем не менее, большинство проблем, стоявших перед учеными, удалось преодолеть. <…> На крупнейшем токамаке европейского сообщества JET величина Q (отношение энергии, выделенной в термоядерных реакциях, к энергии, вложенной в нагрев плазмы) достигла уровня единицы. По инициативе СССР в 90-х годах возник международный проект экспериментального термоядерного реактора ИТЭР (ITER)».
- На самом деле прогресс по реакторам вполне измеряется соотношением затраченной и полученной энергии, уже неплох и в последние годы ускорился. Так что шанс на это +20 действительно есть, правда, не факт, что будет экономически выгоден.
Примечания[править]
Научная фантастика | |
---|---|
Литература | Bobiverse • Алиса Селезнёва • Астровитянка • Аэлита • Берег динозавров • Будущее • Великий Кристалл • Великое Кольцо (Туманность Андромеды • Час Быка) • Зверолов • Книга Нового солнца • Ложная слепота • Лунная Радуга • Люди как боги • Мечтают ли андроиды об электроовцах? • Олаф Стэплдон (Последние и первые люди • Создатель звёзд) • Память о прошлом Земли • Продавец приключений • Роза и Червь • Слово о драконе • Собачье сердце • Солярис • Фаэты Авторы: Александр Беляев (Властелин мира • Голова профессора Доуэля • Небесный гость • Продавец воздуха • Человек-амфибия) • Эдгар Райс Берроуз (Барсум) • Рэй Брэдбери • Жюль Верн (Двадцать тысяч льё под водой) • Сергей Лукьяненко (Лабиринт отражений • Танцы на снегу/Геном) • Абрахам Меррит • Братья Стругацкие (Град обреченный • Мир Полудня (Обитаемый остров • Трудно быть богом) • Пикник на обочине • Понедельник начинается в субботу/Сказка о Тройке • Улитка на склоне) • Герберт Уэллс (Война миров • Машина времени • Остров доктора Моро • Человек-невидимка) • Энди Уир (Марсианин • Проект «Аве Мария») |
Кино | 2035: Город-призрак • Авалон • Бегущий по лезвию • Бегущий по лезвию 2049 • Джонни-мнемоник • Звёздный десант • Капсула • Кибервойны • Люди в чёрном • Матрица • Монстро • Назад в будущее • Начало • Нирвана • Охотники за привидениями • Парк юрского периода • Потрошители • Район №9 • Супер 8 • Суррогаты • Терминатор • Хищник • Чужой • Экзистенция … Советская фантастика: Большое космическое путешествие • Гостья из будущего • Дорога к звёздам • Кин-дза-дза! • Космический рейс • Луна (фильм 1965) • Марс (фильм 1968) • Москва — Кассиопея / Отроки во вселенной • Планета бурь • Приключения Электроника • Семь стихий • Через тернии к звёздам • Я был спутником Солнца … |
Телесериалы | 4400 • Андромеда • Вавилон-5 • Герои • Грань • Доктор Кто • Звёздные врата (Звёздные врата: Атлантида) • Звёздный крейсер «Галактика» • Звёздный охотник • Звёздный путь (Орвилл) • Земля: Последний конфликт • Континуум • Лексс • Лучше,чем люди • Марс • Мир Дикого Запада • На краю Вселенной • Неземной сёрфинг • Параллельные миры • Первая волна • Первобытное • Подводная одиссея • Потерянная комната • Приключения Бриско Каунти-младшего • Притворщик • Светлячок (Конмэн) • Сейчас или никогда • Секретные материалы • Сослан на планету Земля • Сотня • Сумеречная зона (1959 • Фильм • 1985 • Утраченная классика Рода Серлинга • 2002 • 2019) • Тёмная материя • Терминатор: Хроники Сары Коннор • Чародей • Человек в высоком замке • Человек-невидимка (2000) • Чернобыль: Зона отчуждения • Чёрное зеркало • Чудеса • Школа «Чёрная дыра» • Штамм • Экспансия |
Мультипликация | ВАЛЛ-И • Футурама • Перевал • Тайна третьей планеты |
Аниме и манга | Gundam • ΠΛΑΝΗΤΕΣ • Rocket Girls |
Игры | Crysis • Deus Ex • Half-Life • Mass Effect • MechWarrior • Phoenix Point • Prey (2017) • Вселенная X |
Визуальные романы | Harmonia • Infinity (Never 7 • Ever 17 • Remember 11 • 12Riven • Code_18) • Planetarian: Chiisana Hoshi no Yume • Science Adventure (Chaos;Head • Steins;Gate • Robotics;Notes • ChäoS;Child • Steins;Gate 0) • YU-NO |
Прочее | BattleTech • Трон |
Поджанры | Космическая опера (Затерянный ковчег • Звёздные короли • Имперская космоопера • Космический вестерн • Планетарный романс) • Меха • Один день из будущего • Микромир • …панк (Атомпанк • Дизельпанк • Киберпанк (Кассетный футуризм • Посткиберпанк) • Кейппанк • Клокпанк • Манапанк • Паропанк • Соларпанк) • Хронофантастика |
Хронофантастика | Альтернативная история (Точка бифуркации) • Альтернативный таймлайн • В будущее своим ходом • Временное кольцо (День сурка) • Временной парадокс (Глагольно-временная хронокаша • Темпоральная константа) • Время Сан-Димаса • Машина времени • Мастер времени • Принцип наилучшего развития событий (Закон Годвина для путешествий во времени) • Ребёнок из будущего • Хронокаша • Эффект бабочки Попаданец: Группа попаданцев • Обратный попаданец • Остров времени • Параллельный попаданец • Попаданец в чью-то голову • Попаданец против попаданца • Пришелец из прошлого • Хвостик попаданца • Группа попаданцев |
Будущее | Бесславное будущее (Ньютон, Эйнштейн, Сурак) • Будущее не оправдало ожиданий vs Датировка по электронике/Датировка по экономике • Будущее ради будущего • Далёкое будущее • Наше время + 20 • Нескоро-нескоро • Одежда (в облипочку • как в будущем • как в настоящем • как в прошлом) • Ретрофутуризм vs Футур-ретро • Синдром Трансмета • Стандартный космооперный сеттинг • Через недельку нашей эры • Эклектичное будущее |