Добрый безумец: различия между версиями
(Доперенос с сохранением) |
м |
||
Строка 11: | Строка 11: | ||
=== [[Комплексные франшизы]] === | === [[Комплексные франшизы]] === | ||
* «[[Песнь Льда и Пламени]]»/«[[Игра престолов]]»: | * «[[Песнь Льда и Пламени]]»/«[[Игра престолов]]»: | ||
** Бейлор Таргариен Благословенный. Грустная деконструкция, ибо правителем был [[глупый король|не просто блаженным, а, прямо сказать, блажным]]. С одной стороны, закончил кровопролитную войну и заключил долгий мир с | ** Бейлор Таргариен Благословенный. Грустная деконструкция, ибо правителем был [[глупый король|не просто блаженным, а, прямо сказать, блажным]]. С одной стороны, закончил кровопролитную войну и заключил долгий мир с Дорном — южане не могли не проникнуться уважением к тому, как он пешком (!) босиком (!!!) ходил из своей столицы в их, к тому же добровольно отпустил всех взятых заложников и освободил тех, кого держали в Дорне, включая Эймона Рыцаря-Дракона. С другой — благотворительностью занимался откровенно в ущерб государственным делам, а под конец жизни превратился в [[борец за нравственность|борца за нравственность]] и обскуранта, сжигавшего книги. | ||
** «Принцесса и королева»/«[[Дом дракона]] | ** «Принцесса и королева»/«[[Дом дракона]]» — принцесса Хелейна Таргариен, представленая в экранизации [[безумный провидец|не вполне адекватной провидицей]] и [[офелия|очень милой]] [[любимчик в семье|любимицей всей семьи]]. Впрочем, мы ещё не знаем, как скажутся на ней {{spoiler|[[не щадить детей|Кровь и Сыр]]}}, но что недобрым образом — однозначно. | ||
=== [[Театр]] === | === [[Театр]] === | ||
* Шекспир, «Генрих VI» — заглавный персонаж. Милейший человек, который хочет всем исключительно добра. Но его доброта приводит к [[Война Роз|Войне Роз]], которая стоит жизни и самому Генриху, и его сыну, и тысячам других. Кульминация пьесы — сцена, где отец рыдает над телом убитого им сына, сын — над телом убитого им отца, а король — над страной, которую он погубил своей добротой. | * Шекспир, «Генрих VI» — заглавный персонаж. Милейший человек, который хочет всем исключительно добра. Но его доброта приводит к [[Война Роз|Войне Роз]], которая стоит жизни и самому Генриху, и его сыну, и тысячам других. Кульминация пьесы — сцена, где отец рыдает над телом убитого им сына, сын — над телом убитого им отца, а король — над страной, которую он погубил своей добротой. | ||
* А. К. Толстой, «Царь Фёдор Иоаннович» — тоже заглавный персонаж (явно навеянный предыдущим примером). Если бы этот царь был хоть чуть менее добр, то не смог бы натворить так много зла. «Боже, боже! За что меня поставил ты царём?». | * А. К. Толстой, «Царь Фёдор Иоаннович» — тоже заглавный персонаж (явно навеянный предыдущим примером). Если бы этот царь был хоть чуть менее добр, то не смог бы натворить так много зла. «Боже, боже! За что меня поставил ты царём?». | ||
* «Безумная из | * «Безумная из Шайо» — деконструкция в образе главной героини. Орели стремится к добру, выступая против угнетения, но {{spoiler|сожжение ею капиталистов делает образ безумной старушенции не столь однозначным}}. | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* Гофман, «Крошка Цахес» — [[зигзаг]]. Бальтазар — не безумец, но [[Житель Страны Эльфов]] тот ещё, при этом, считается единственным положительным персонажем именно по этой причине; с другой стороны, Цахес, страдающий каким-то пороком внутриутробного развития (глубокая умственная отсталость — не единственная и даже не главная из его проблем) является главным антагонистом и всецело осуждается. Это уж не говоря о том, что лично для автора правки Цахес относится к категории «[[обнять и плакать]]», а Бальтазар очень раздражает. | * Гофман, «Крошка Цахес» — [[зигзаг]]. Бальтазар — не безумец, но [[Житель Страны Эльфов]] тот ещё, при этом, считается единственным положительным персонажем именно по этой причине; с другой стороны, Цахес, страдающий каким-то пороком внутриутробного развития (глубокая умственная отсталость — не единственная и даже не главная из его проблем) является главным антагонистом и всецело осуждается. Это уж не говоря о том, что лично для автора правки Цахес относится к категории «[[обнять и плакать]]», а Бальтазар очень раздражает. | ||
** Если бы Цахес всецело осуждался, фея не стала бы возвращать ему иллюзорную привлекательность после смерти (благодаря этому он остался в памяти окружающих, особенно князя, великим Циннобером, каким его считали). | ** Если бы Цахес всецело осуждался, фея не стала бы возвращать ему иллюзорную привлекательность после смерти (благодаря этому он остался в памяти окружающих, особенно князя, великим Циннобером, каким его считали). | ||
* [[Александр Рудазов]], [[Мудрецы (дилогия)|дилогия Мудрецов]] | * [[Александр Рудазов]], [[Мудрецы (дилогия)|дилогия Мудрецов]] — собственно, Три [[маразм Склерозыч Альцгеймер|Безумных]] Волхва, в особенности [[соня|Каспар]]. Мельхиор по-детски обидчив, а Бальтазар [[козёл с золотым сердцем|отличается повышенной сварливостью]], но в целом — довольно [[милый старичок|милые старички]], [[рудазовский дедуля|опасные]] не от злобности, а от [[неуправляемая сила|неконтролируемости]]. {{spoiler|Когда [[Призрак (А. Рудазов)|их избавили от бренных тел]], в троп вошли они все… но вместе с телами ушёл и маразм.}} | ||
* А. Дюма, «[[Le Comte de Monte-Cristo|Граф Монте-Кристо]]» — аббат Фариа. Он хотя и не безумец, хотя его таковым и считают, но довольно-таки эксцентричен, что неудивительно после стольких лет заточения. А добрый он безусловно: прописал жене своего тюремщика лекарство и отказался убивать охранника даже ради возможности сбежать. | * А. Дюма, «[[Le Comte de Monte-Cristo|Граф Монте-Кристо]]» — аббат Фариа. Он хотя и не безумец, хотя его таковым и считают, но довольно-таки эксцентричен, что неудивительно после стольких лет заточения. А добрый он безусловно: прописал жене своего тюремщика лекарство и отказался убивать охранника даже ради возможности сбежать. | ||
* Диккенс вообще любил таких персонажей: | * Диккенс вообще любил таких персонажей: | ||
Строка 33: | Строка 33: | ||
* «[[Сага о Форкосиганах]]» — сержант Ботари создаёт впечатление монстра [[Франкенштейн]]а с плазменной винтовкой. Ещё под командованием Эйрела ему казалось, что он умеет разговаривать с [[демон]]ами и видеть [[ад]], потом его психику намеренно поломали химией и жуткими приказами до почти непрекращающегося онейроидного психоза, потом лечили не менее варварскими методами. Это не считая «обычного» [[ПТСР]]. Ах да, ещё до всего этого у него было [[тяжёлое детство]], и он стал [[Добрый — не значит милый|угрюмым козлом]]. И всё-таки в душе он [[козёл с золотым сердцем|добрый, честный и преданный солдат]]. Как показывают события — ещё и далеко не глупый. | * «[[Сага о Форкосиганах]]» — сержант Ботари создаёт впечатление монстра [[Франкенштейн]]а с плазменной винтовкой. Ещё под командованием Эйрела ему казалось, что он умеет разговаривать с [[демон]]ами и видеть [[ад]], потом его психику намеренно поломали химией и жуткими приказами до почти непрекращающегося онейроидного психоза, потом лечили не менее варварскими методами. Это не считая «обычного» [[ПТСР]]. Ах да, ещё до всего этого у него было [[тяжёлое детство]], и он стал [[Добрый — не значит милый|угрюмым козлом]]. И всё-таки в душе он [[козёл с золотым сердцем|добрый, честный и преданный солдат]]. Как показывают события — ещё и далеко не глупый. | ||
* [[Роджер Желязны]], «[[Хроники Амбера]]» — Дворкин. Милый, горбатый и бородатый старичок, абсолютно преданный семье {{spoiler|своего сына}} Оберона. Однако совершенно серьёзно уверен что следует уничтожить Узор, Амбер и всю реальность всех миров. Ну не получилось, недоволен он этой реальностью, — ну ещё разок попробуем. Он-то фактически бессмертный, ему-то что? | * [[Роджер Желязны]], «[[Хроники Амбера]]» — Дворкин. Милый, горбатый и бородатый старичок, абсолютно преданный семье {{spoiler|своего сына}} Оберона. Однако совершенно серьёзно уверен что следует уничтожить Узор, Амбер и всю реальность всех миров. Ну не получилось, недоволен он этой реальностью, — ну ещё разок попробуем. Он-то фактически бессмертный, ему-то что? | ||
* [[Волкодав| | * «[[Волкодав|Волкодав. Право на поединок]]» — сумасшедшая Сигина. Производит впечатление доброй, тихо помешанной женщины, говорит загадками и повсюду ищет своих детей, {{spoiler|на самом деле является богиней — Матерью Богов-Близнецов}}. Соответственно её дети {{spoiler|— это сами Боги-Близнецы}}. | ||
* [[Harry Potter|Гарри Поттер]] — просто Луна Лавгуд. | * [[Harry Potter|Гарри Поттер]] — просто Луна Лавгуд. | ||
* Эндрю Дэвидсон, роман «[[The Gargoyle|Горгулья]]» (2008) — [[безумная художница]] Марианн Энгел. Физически и морально поставила главного героя на ноги после тяжелейшей аварии. | * Эндрю Дэвидсон, роман «[[The Gargoyle|Горгулья]]» (2008) — [[безумная художница]] Марианн Энгел. Физически и морально поставила главного героя на ноги после тяжелейшей аварии. | ||
Строка 43: | Строка 43: | ||
* «Женщина под влиянием» — главная героиня. | * «Женщина под влиянием» — главная героиня. | ||
* Трилогия «[[Arda/The Hobbit Trilogy|Хоббит]]» — именно таким и предстаёт Радагаст. | * Трилогия «[[Arda/The Hobbit Trilogy|Хоббит]]» — именно таким и предстаёт Радагаст. | ||
* «[[Зелёный слоник]]» — Пахом. Он же [[Именно то, что написано на упаковке| | * «[[Зелёный слоник]]» — Пахом. Он же «[[Именно то, что написано на упаковке|поехавший]]». | ||
* «Голос луны» Федерико Феллини — протагонист Иво Сальвини (Роберто Бениньи), а также целая галерея добрых психов, встречающихся ему на протяжении | * «Голос луны» Федерико Феллини — протагонист Иво Сальвини (Роберто Бениньи), а также целая галерея добрых психов, встречающихся ему на протяжении фильма — все также тянут и на [[Житель Страны Эльфов|другой троп]]. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
Строка 62: | Строка 62: | ||
* [[My Little Pony]] — Дискорд после перевоспитания, хотя полностью добрым его назвать язык не повернётся. Также очень популярная трактовка Пинки Пай как таковой. | * [[My Little Pony]] — Дискорд после перевоспитания, хотя полностью добрым его назвать язык не повернётся. Также очень популярная трактовка Пинки Пай как таковой. | ||
* «[[Аватар: Легенда об Аанге]]» — 112-летний Буми, царь города Омашу царства Земли. Сразу сказать Аангу, с кем он встретился? Нет, принудить пройти три головоломных испытания, шантажируя друзьями! Оказалось, безобидная шутка для того, чтобы аватар сам узнал в нём друга детства. Мотив такого поступка: «Я безумный!» | * «[[Аватар: Легенда об Аанге]]» — 112-летний Буми, царь города Омашу царства Земли. Сразу сказать Аангу, с кем он встретился? Нет, принудить пройти три головоломных испытания, шантажируя друзьями! Оказалось, безобидная шутка для того, чтобы аватар сам узнал в нём друга детства. Мотив такого поступка: «Я безумный!» | ||
* «Adventures of Sonic the | * «Adventures of Sonic the Hedgehog» — профессор фон Шлеммер. В сочетании с «[[Безумный учёный|безумным учёным]]». | ||
=== [[Манга]] и [[аниме]] === | === [[Манга]] и [[аниме]] === | ||
* Kakegurui — [[Педаль в асфальт|''Любой'' положительный персонаж]], кроме [[Единственный нормальный человек|Рёты]] [[Бесполезный парень|Сузуи]]. Нет, серьёзно, вы посмотрите, [[Возбуждение, как от секса| | * Kakegurui — [[Педаль в асфальт|''Любой'' положительный персонаж]], кроме [[Единственный нормальный человек|Рёты]] [[Бесполезный парень|Сузуи]]. Нет, серьёзно, вы посмотрите, ''[[Возбуждение, как от секса|как]]'' [[Зловещая долина|колбасит]] во время азартных игр даже тех, кто кажется абсолютно вменяемым и благоразумным. Хотя, тут есть и те, для кого азартные игры это не фетиш, но все они (кроме того же Рёты) служат исключительно антагонистами. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
Строка 71: | Строка 71: | ||
** Амплуа, не амплуа, но Шеогорат все же недаром является «плохим» даэдра в представлении данмеров — многие его шутки погубили десятки и тысячи людей. Чтение книг и осмысление диалогов тоже может вызвать некоторую [[Ужас у холодильника|оторопь]]. Но харизмы у любого из Шеогоратов не отнять. | ** Амплуа, не амплуа, но Шеогорат все же недаром является «плохим» даэдра в представлении данмеров — многие его шутки погубили десятки и тысячи людей. Чтение книг и осмысление диалогов тоже может вызвать некоторую [[Ужас у холодильника|оторопь]]. Но харизмы у любого из Шеогоратов не отнять. | ||
*** Тут следует добавить, что «плохими» Храм зовёт тех Принцев даэдра, что просто не признали главенство Трибунала, а в число «хороших» записывает мастеров предательства и интриг Боэтию и Мефалу(за то, что те такими вот грязными методами помогли уцелеть зарождающейся нации тогда ещё кимеров). Кроме того, Шеогорат не может не быть врагом Храма, поскольку его дико раздражают, во-первых, предельная косность и зубодробительная серьёзность доктрины Храма(вплоть до того, что Храм не одобряет иного выражения лица, кроме «каменная морда кирпичом» и сопутствующего ему настроения и может за «излишнюю», с его точки зрения, весёлость объявить прихожанина душевнобольным), а во-вторых, почитание Храмом Азуры, с которой он расходится во взглядах на краеугольный для них обоих вопрос Предначертания и Свободной Воли(Азура отстаивает позицию абсолютной силы Предначертаний и Пророчеств, а Шеогорат отвечает на это, что все и всяческие Предначертания и Пророчества — не более, чем пустые слова до тех пор, пока не отыщется человек, который САМ, по СОБСТВЕННОМУ желанию, не согласится достичь указанной в них цели, на основе СОБСТВЕННЫХ мотивов, а не потому, что ему что-то там наплёл «говорящий с богами» хрен с горы). В общем, образно выражаясь, «Мне вас, ханжей унылых, сам Падомай пинать велит». | *** Тут следует добавить, что «плохими» Храм зовёт тех Принцев даэдра, что просто не признали главенство Трибунала, а в число «хороших» записывает мастеров предательства и интриг Боэтию и Мефалу(за то, что те такими вот грязными методами помогли уцелеть зарождающейся нации тогда ещё кимеров). Кроме того, Шеогорат не может не быть врагом Храма, поскольку его дико раздражают, во-первых, предельная косность и зубодробительная серьёзность доктрины Храма(вплоть до того, что Храм не одобряет иного выражения лица, кроме «каменная морда кирпичом» и сопутствующего ему настроения и может за «излишнюю», с его точки зрения, весёлость объявить прихожанина душевнобольным), а во-вторых, почитание Храмом Азуры, с которой он расходится во взглядах на краеугольный для них обоих вопрос Предначертания и Свободной Воли(Азура отстаивает позицию абсолютной силы Предначертаний и Пророчеств, а Шеогорат отвечает на это, что все и всяческие Предначертания и Пророчества — не более, чем пустые слова до тех пор, пока не отыщется человек, который САМ, по СОБСТВЕННОМУ желанию, не согласится достичь указанной в них цели, на основе СОБСТВЕННЫХ мотивов, а не потому, что ему что-то там наплёл «говорящий с богами» хрен с горы). В общем, образно выражаясь, «Мне вас, ханжей унылых, сам Падомай пинать велит». | ||
*** Вообще, чем дальше в прошлое, тем Шеогорат гаже. Во Вторую Эру (то есть во время событий TESO) он ведёт себя скорее как избалованный и почти всемогущий [[вечный ребёнок]] с садистскими наклонностями. То ли сам [[Вырастут — поумнеют|вырос и поумнел]], то ли (на эту тему есть даже [[слово Божие]], но без подробностей) до Чемпиона <s>Сыро</s> Сиродила его должность уже занимали бывшие | *** Вообще, чем дальше в прошлое, тем Шеогорат гаже. Во Вторую Эру (то есть во время событий TESO) он ведёт себя скорее как избалованный и почти всемогущий [[вечный ребёнок]] с садистскими наклонностями. То ли сам [[Вырастут — поумнеют|вырос и поумнел]], то ли (на эту тему есть даже [[слово Божие]], но без подробностей) до Чемпиона <s>Сыро</s> Сиродила его должность уже занимали бывшие смертные — и, видимо, с каждым разом всё больше походившие на троп. | ||
** В конечном итоге тот самый Шеогорат образумился и вернулся к истинному облику, став повелителем Порядка Джиггалагом — однозначно доброй силы. | ** В конечном итоге тот самый Шеогорат образумился и вернулся к истинному облику, став повелителем Порядка Джиггалагом — однозначно доброй силы. | ||
*** Далеко не однозначно, поскольку Порядок во вселенной ТЕС тесно связан со стазисом, и в понимании Джиггалага Идеальный Порядок — мир, в котором НИЧЕГО НИКОГДА не меняется, по сути, состояние, наступающее в момент тепловой смерти. Так себе благо, в общем. | *** Далеко не однозначно, поскольку Порядок во вселенной ТЕС тесно связан со стазисом, и в понимании Джиггалага Идеальный Порядок — мир, в котором НИЧЕГО НИКОГДА не меняется, по сути, состояние, наступающее в момент тепловой смерти. Так себе благо, в общем. | ||
Строка 77: | Строка 77: | ||
* Guilty Gear — Доктор Фауст (он же Лысая Голова) сначала был злым безумцем, потом отсидел в тюрьме и снова лечит людей (но безумным быть не перестал). | * Guilty Gear — Доктор Фауст (он же Лысая Голова) сначала был злым безумцем, потом отсидел в тюрьме и снова лечит людей (но безумным быть не перестал). | ||
* [[Fran Bow]] — сама Фрэн, не только добрая, но и любопытная, вежливая и попросту очаровательная девочка, полюбившаяся многим игрокам. Безумие ее проявляется в [[Диссонирующее спокойствие|диссонирующем спокойствии]] при [[Житель Страны Тёмных Эльфов|столкновениях с кошмарами Ультрареальности]]. | * [[Fran Bow]] — сама Фрэн, не только добрая, но и любопытная, вежливая и попросту очаровательная девочка, полюбившаяся многим игрокам. Безумие ее проявляется в [[Диссонирующее спокойствие|диссонирующем спокойствии]] при [[Житель Страны Тёмных Эльфов|столкновениях с кошмарами Ультрареальности]]. | ||
* [[Plants vs. Zombies]] | * [[Plants vs. Zombies]] — Crazy Dave же! | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
* Многие святые, особенно прославленные в [[Справочник автора/Православие|православной церкви как блаженные]]<ref>В церкви изначально блаженный — священное звание для тех, кто отличился особым рвением в подвижничестве. А потом, уже на Руси, таковыми стали называть и юродивых.</ref> (юродивые), были замечены в, мягко говоря, странных поступках (по крайней мере, с точки зрения современного человека). | * Многие святые, особенно прославленные в [[Справочник автора/Православие|православной церкви как блаженные]]<ref>В церкви изначально блаженный — священное звание для тех, кто отличился особым рвением в подвижничестве. А потом, уже на Руси, таковыми стали называть и юродивых.</ref> (юродивые), были замечены в, мягко говоря, странных поступках (по крайней мере, с точки зрения современного человека). | ||
* В принципе, люди с нарушениями психики вполне себе бывают добродушными и общительными. Отсюда, в частности, растёт стереотип о страдающих синдромом Дауна как о «солнечных детках». Но тут есть проблема, точнее, три. Во-первых, далеко не все | * В принципе, люди с нарушениями психики вполне себе бывают добродушными и общительными. Отсюда, в частности, растёт стереотип о страдающих синдромом Дауна как о «солнечных детках». Но тут есть проблема, точнее, три. Во-первых, далеко не все такие — тот же синдром Дауна может проявиться в лёгкой форме и дать «солнечного» вечного ребёнка (тоже, в общем, сомнительное счастье, но хоть есть шанс на автономность в будущем), а может получиться агрессивный невменяемый элемент или вовсе овощ. Во-вторых, для окружающих это бывает той ещё зловещей долиной — когда к вам, к примеру, рвётся дружить и общаться экземпляр, не владеющий членораздельной речью и при этом давно не ребёнок, впечатление получается весьма тягостное. А в-третьих и в-главных, совершенно невозможно предсказать, в какой момент такого общительного переклинит в противоположном направлении. | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{примечания}} | |||
{{Nav/Crazy}} | {{Nav/Crazy}} | ||
{{Nav/Амплуа и архетипы}} | {{Nav/Амплуа и архетипы}} | ||
{{Nav/Goodevil}} | {{Nav/Goodevil}} |
Версия 20:57, 8 августа 2024
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Loon With A Heart Of Gold. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
У талантливых писателей (не МТА) принадлежность персонажа к силам Добра или Зла так или иначе следует из его личностных качеств (соответственно, в ходе развития характера героя может произойти поворот направо или налево). А как быть, если в произведение вводится персонаж «с головой набекрень»? Часто они вообще не принимают ничью сторону (в силу слабого контакта с реальностью) и бывают нейтралами или чисто декоративными персонажами. Второй каноничный вариант — буйно помешанный маньяк с топором или сумасшедший доктор, мечтающий захватить мир. Но можно сломать шаблон читателю/зрителю и сделать безумца представителем сил Добра с большой буквы Д.
При этом их сумасшествие может сочетаться с высокими идеалами самым разнообразным образом. Некоторые из них в минуты просветления тяготятся им, и у них присутствует раздрай между личными моральными установками и тем, что им говорят голоса в голове. В то же время, другие именно благодаря безумию сохранили детскую непосредственность и открытость миру; такой персонаж может ВНЕЗАПНО оказаться «самым светлым среди светлых» (ибо более нормальные герои уже успели ожесточиться за время битв с силами Зла).
Часто сочетается с тропами Житель Страны Эльфов, Обыкновенный Дон Кихот и/или Офелия (один из способов романтизации безумия — сделать такую героиню сентиментальной идеалисткой, в отличие от циничных «нормальных»). Родственные тропы — Эксцентричный мудрец и Безумие — это смешно.
Примеры
Комплексные франшизы
- «Песнь Льда и Пламени»/«Игра престолов»:
- Бейлор Таргариен Благословенный. Грустная деконструкция, ибо правителем был не просто блаженным, а, прямо сказать, блажным. С одной стороны, закончил кровопролитную войну и заключил долгий мир с Дорном — южане не могли не проникнуться уважением к тому, как он пешком (!) босиком (!!!) ходил из своей столицы в их, к тому же добровольно отпустил всех взятых заложников и освободил тех, кого держали в Дорне, включая Эймона Рыцаря-Дракона. С другой — благотворительностью занимался откровенно в ущерб государственным делам, а под конец жизни превратился в борца за нравственность и обскуранта, сжигавшего книги.
- «Принцесса и королева»/«Дом дракона» — принцесса Хелейна Таргариен, представленая в экранизации не вполне адекватной провидицей и очень милой любимицей всей семьи. Впрочем, мы ещё не знаем, как скажутся на ней Кровь и Сыр, но что недобрым образом — однозначно.
Театр
- Шекспир, «Генрих VI» — заглавный персонаж. Милейший человек, который хочет всем исключительно добра. Но его доброта приводит к Войне Роз, которая стоит жизни и самому Генриху, и его сыну, и тысячам других. Кульминация пьесы — сцена, где отец рыдает над телом убитого им сына, сын — над телом убитого им отца, а король — над страной, которую он погубил своей добротой.
- А. К. Толстой, «Царь Фёдор Иоаннович» — тоже заглавный персонаж (явно навеянный предыдущим примером). Если бы этот царь был хоть чуть менее добр, то не смог бы натворить так много зла. «Боже, боже! За что меня поставил ты царём?».
- «Безумная из Шайо» — деконструкция в образе главной героини. Орели стремится к добру, выступая против угнетения, но сожжение ею капиталистов делает образ безумной старушенции не столь однозначным.
Литература
- Гофман, «Крошка Цахес» — зигзаг. Бальтазар — не безумец, но Житель Страны Эльфов тот ещё, при этом, считается единственным положительным персонажем именно по этой причине; с другой стороны, Цахес, страдающий каким-то пороком внутриутробного развития (глубокая умственная отсталость — не единственная и даже не главная из его проблем) является главным антагонистом и всецело осуждается. Это уж не говоря о том, что лично для автора правки Цахес относится к категории «обнять и плакать», а Бальтазар очень раздражает.
- Если бы Цахес всецело осуждался, фея не стала бы возвращать ему иллюзорную привлекательность после смерти (благодаря этому он остался в памяти окружающих, особенно князя, великим Циннобером, каким его считали).
- Александр Рудазов, дилогия Мудрецов — собственно, Три Безумных Волхва, в особенности Каспар. Мельхиор по-детски обидчив, а Бальтазар отличается повышенной сварливостью, но в целом — довольно милые старички, опасные не от злобности, а от неконтролируемости. Когда их избавили от бренных тел, в троп вошли они все… но вместе с телами ушёл и маразм.
- А. Дюма, «Граф Монте-Кристо» — аббат Фариа. Он хотя и не безумец, хотя его таковым и считают, но довольно-таки эксцентричен, что неудивительно после стольких лет заточения. А добрый он безусловно: прописал жене своего тюремщика лекарство и отказался убивать охранника даже ради возможности сбежать.
- Диккенс вообще любил таких персонажей:
- Роман «Наш общий друг» — Дженни Рен, один из самых светлых и положительных персонажей, отличается эксцентричностью на грани с безумием.
- Роман «Барнеби Радж» — заглавный персонаж.
- «Дэвид Копперфильд» — безумный, но добрый мистер Дик.
- «Домби и сын» — Тутс, богатый молодой человек, в детстве доведенный почти до слабоумия непосильно сложным обучением, в сущности богатый безработный дурак, но тоже очень добрый.
- А. И. Куприн, «Поединок» — поручик Назанский, друг главгероя Ромашова. Образованный, думающий и с сердцем, но пьёт «до подушки» и в какой-то момент уже трудно отличить его от настоящего сумасшедшего, даже когда он трезв (в черновиках это видно сильнее, чем в известной всем версии).
- Пол Гэллико, повесть-сказка 1957 «Томасина» (и экранизация «Безумная Лори», 1991, реж. Леонид Нечаев) — собственно Лори, друг всему живому с репутацией ведьмы.
- «Сага о Форкосиганах» — сержант Ботари создаёт впечатление монстра Франкенштейна с плазменной винтовкой. Ещё под командованием Эйрела ему казалось, что он умеет разговаривать с демонами и видеть ад, потом его психику намеренно поломали химией и жуткими приказами до почти непрекращающегося онейроидного психоза, потом лечили не менее варварскими методами. Это не считая «обычного» ПТСР. Ах да, ещё до всего этого у него было тяжёлое детство, и он стал угрюмым козлом. И всё-таки в душе он добрый, честный и преданный солдат. Как показывают события — ещё и далеко не глупый.
- Роджер Желязны, «Хроники Амбера» — Дворкин. Милый, горбатый и бородатый старичок, абсолютно преданный семье своего сына Оберона. Однако совершенно серьёзно уверен что следует уничтожить Узор, Амбер и всю реальность всех миров. Ну не получилось, недоволен он этой реальностью, — ну ещё разок попробуем. Он-то фактически бессмертный, ему-то что?
- «Волкодав. Право на поединок» — сумасшедшая Сигина. Производит впечатление доброй, тихо помешанной женщины, говорит загадками и повсюду ищет своих детей, на самом деле является богиней — Матерью Богов-Близнецов. Соответственно её дети — это сами Боги-Близнецы.
- Гарри Поттер — просто Луна Лавгуд.
- Эндрю Дэвидсон, роман «Горгулья» (2008) — безумная художница Марианн Энгел. Физически и морально поставила главного героя на ноги после тяжелейшей аварии.
- «Забытые королевства» — Тиббледворф Пуэнт и Харкл Харпелл. Оба весьма по-разному не в себе, но стоит этим двум по-настоящему взяться за дело — и ни смертоносные дроу, ни демоны, ни сам морской чёрт их не остановят.
Кино
- «Алиса в Стране чудес» Тима Бёртона (2010). Там вообще половина героев в той или иной мере подходят под троп, но самым мягким, дружелюбным и склонным к пацифизму получился Чеширский Кот.
- «Босиком по мостовой» — Лайла, главная героиня. Правда, безумием её диагноз назвать трудно: скорее, нервное заболевание пополам с полной неосведомлённостью о реальной жизни (мать до 18 лет держала её взаперти, никуда не выпуская из дома).
- «Женщина под влиянием» — главная героиня.
- Трилогия «Хоббит» — именно таким и предстаёт Радагаст.
- «Зелёный слоник» — Пахом. Он же «поехавший».
- «Голос луны» Федерико Феллини — протагонист Иво Сальвини (Роберто Бениньи), а также целая галерея добрых психов, встречающихся ему на протяжении фильма — все также тянут и на другой троп.
Телесериалы
- Fringe — доктор Уолтер Бишоп. Безумный учёный, который несколько лет провёл в психушке, но при этом очень добрый и обаятельный человек, способный найти контакт с кем угодно.
- Firefly — Ривер Тэм. После секретного эксперимента Альянса у неё явно не в порядке с головой, и до полного обретения рассудка она не умела контролировать приступы, становясь опасной для окружающих. При этом милая, добрая девочка. Оттуда же: Айрис, ещё одна жертва эксперимента.
- «По ту сторону волков» — местный юродивый.
- «Касл» (6 сезон 5 серия) — странный человек, называющий себя пришельцем из будущего, вполне безобиден, дружелюбен и помогает Каслу с Беккет в их расследовании. Был ли он путешественником на самом деле — неизвестно, но вот в сумасшедшем доме действительно какое-то время лежал.
- «Мир! Дружба! Жвачка!» — Илюша, один из главных героев. Фактически — мужская версия Офелии, так как разум парня не вынес семейной трагедии (мать организовала убийство отца чтобы забрать семейный бизнес, и в итоге отправилась в тюрьму), но несмотря на то что временами выглядит жутковато — верный друг и в целом безобидный житель страны эльфов (во втором сезоне — практически буквально, так как ко всему прочему становится толкиенистом), хотя временами балансирует на грани тёмного эльфа…
- «Люцифер» — Эрл «Бог» Джонсон, буквально попавший в психушку с вытеснением собственной личности слепком личности Бога из случайно попавшегося артефакта и творивший там чудеса. Элла Лопес в представлении семьи и, возможно, собственном, после убеждения себя, что подруга-привидение (навравшая о своей сущности ангел смерти) на самом деле глюк и «голоса в голове». В восприятии многих, и клубовладелец-консультант, именующий себя Дьяволом, но при этом не творящий зло, а ассистирующий полиции и помогающий многим и помимо этого.
Мультфильмы
- «9» — кукла Шестой, который без конца рисует загадочный артефакт собственными пальцами (перьями для письма). Согласно русской локализации, Учёный создал Шестого на основе своих воспоминаний о несчастном инженере, которого заставили включить Машину и чью душу она сожрала первой.
Мультсериалы
- DuckTales 1987 — Винт Разболтайло же!
- Spider-Man Unlimited — Зелёный Гоблин из параллельного мира.
- My Little Pony — Дискорд после перевоспитания, хотя полностью добрым его назвать язык не повернётся. Также очень популярная трактовка Пинки Пай как таковой.
- «Аватар: Легенда об Аанге» — 112-летний Буми, царь города Омашу царства Земли. Сразу сказать Аангу, с кем он встретился? Нет, принудить пройти три головоломных испытания, шантажируя друзьями! Оказалось, безобидная шутка для того, чтобы аватар сам узнал в нём друга детства. Мотив такого поступка: «Я безумный!»
- «Adventures of Sonic the Hedgehog» — профессор фон Шлеммер. В сочетании с «безумным учёным».
Манга и аниме
- Kakegurui — Любой положительный персонаж, кроме Рёты Сузуи. Нет, серьёзно, вы посмотрите, как колбасит во время азартных игр даже тех, кто кажется абсолютно вменяемым и благоразумным. Хотя, тут есть и те, для кого азартные игры это не фетиш, но все они (кроме того же Рёты) служат исключительно антагонистами.
Видеоигры
- Шеогорат в The Elder Scrolls, по крайней мере в Скайриме. Намекается, что внезапная смена характера Шеогората со взбалмошного нейтрала на доброе божество, которое (вот это поворот!) пытается исцелить обитающего в его царстве императора Пелагия, связана с тем, что это не тот самый дядя Шео, а главгерой Обливиона. Да и если вспомнить того самого дядю Шео, то он вполне себе добрый, а то, что он строит из себя нехорошего даэдру — он просто прикалывается, амплуа у него такое.
- Амплуа, не амплуа, но Шеогорат все же недаром является «плохим» даэдра в представлении данмеров — многие его шутки погубили десятки и тысячи людей. Чтение книг и осмысление диалогов тоже может вызвать некоторую оторопь. Но харизмы у любого из Шеогоратов не отнять.
- Тут следует добавить, что «плохими» Храм зовёт тех Принцев даэдра, что просто не признали главенство Трибунала, а в число «хороших» записывает мастеров предательства и интриг Боэтию и Мефалу(за то, что те такими вот грязными методами помогли уцелеть зарождающейся нации тогда ещё кимеров). Кроме того, Шеогорат не может не быть врагом Храма, поскольку его дико раздражают, во-первых, предельная косность и зубодробительная серьёзность доктрины Храма(вплоть до того, что Храм не одобряет иного выражения лица, кроме «каменная морда кирпичом» и сопутствующего ему настроения и может за «излишнюю», с его точки зрения, весёлость объявить прихожанина душевнобольным), а во-вторых, почитание Храмом Азуры, с которой он расходится во взглядах на краеугольный для них обоих вопрос Предначертания и Свободной Воли(Азура отстаивает позицию абсолютной силы Предначертаний и Пророчеств, а Шеогорат отвечает на это, что все и всяческие Предначертания и Пророчества — не более, чем пустые слова до тех пор, пока не отыщется человек, который САМ, по СОБСТВЕННОМУ желанию, не согласится достичь указанной в них цели, на основе СОБСТВЕННЫХ мотивов, а не потому, что ему что-то там наплёл «говорящий с богами» хрен с горы). В общем, образно выражаясь, «Мне вас, ханжей унылых, сам Падомай пинать велит».
- Вообще, чем дальше в прошлое, тем Шеогорат гаже. Во Вторую Эру (то есть во время событий TESO) он ведёт себя скорее как избалованный и почти всемогущий вечный ребёнок с садистскими наклонностями. То ли сам вырос и поумнел, то ли (на эту тему есть даже слово Божие, но без подробностей) до Чемпиона
СыроСиродила его должность уже занимали бывшие смертные — и, видимо, с каждым разом всё больше походившие на троп.
- В конечном итоге тот самый Шеогорат образумился и вернулся к истинному облику, став повелителем Порядка Джиггалагом — однозначно доброй силы.
- Далеко не однозначно, поскольку Порядок во вселенной ТЕС тесно связан со стазисом, и в понимании Джиггалага Идеальный Порядок — мир, в котором НИЧЕГО НИКОГДА не меняется, по сути, состояние, наступающее в момент тепловой смерти. Так себе благо, в общем.
- Пелинал Вайтстрейк, один из лидеров Алессианского восстания против эльфов, поработивших людей. Он рыцарь добра для людей — его даже зовут Рыцарем Света, — но предания гласят, что порой его одолевало неистовое безумие, впав в которое, Пелинал мог уничтожать целые пласты земли. Особенно в такие моменты не везло, конечно, эльфам. Тяготились этим безумием как сам Пелинал, так и его соратники. С прикрученным фитильком — Пелинал всё же скорее антигерой.
- Амплуа, не амплуа, но Шеогорат все же недаром является «плохим» даэдра в представлении данмеров — многие его шутки погубили десятки и тысячи людей. Чтение книг и осмысление диалогов тоже может вызвать некоторую оторопь. Но харизмы у любого из Шеогоратов не отнять.
- Guilty Gear — Доктор Фауст (он же Лысая Голова) сначала был злым безумцем, потом отсидел в тюрьме и снова лечит людей (но безумным быть не перестал).
- Fran Bow — сама Фрэн, не только добрая, но и любопытная, вежливая и попросту очаровательная девочка, полюбившаяся многим игрокам. Безумие ее проявляется в диссонирующем спокойствии при столкновениях с кошмарами Ультрареальности.
- Plants vs. Zombies — Crazy Dave же!
Реальная жизнь
- Многие святые, особенно прославленные в православной церкви как блаженные[1] (юродивые), были замечены в, мягко говоря, странных поступках (по крайней мере, с точки зрения современного человека).
- В принципе, люди с нарушениями психики вполне себе бывают добродушными и общительными. Отсюда, в частности, растёт стереотип о страдающих синдромом Дауна как о «солнечных детках». Но тут есть проблема, точнее, три. Во-первых, далеко не все такие — тот же синдром Дауна может проявиться в лёгкой форме и дать «солнечного» вечного ребёнка (тоже, в общем, сомнительное счастье, но хоть есть шанс на автономность в будущем), а может получиться агрессивный невменяемый элемент или вовсе овощ. Во-вторых, для окружающих это бывает той ещё зловещей долиной — когда к вам, к примеру, рвётся дружить и общаться экземпляр, не владеющий членораздельной речью и при этом давно не ребёнок, впечатление получается весьма тягостное. А в-третьих и в-главных, совершенно невозможно предсказать, в какой момент такого общительного переклинит в противоположном направлении.
Примечания
- ↑ В церкви изначально блаженный — священное звание для тех, кто отличился особым рвением в подвижничестве. А потом, уже на Руси, таковыми стали называть и юродивых.
Добро и зло | ||
---|---|---|
Основы | Антигерой (Байронический герой) • Антизлодей • Герой • Диалектика Льда и Огня • Женственное Добро, мужественное Зло vs Мужественное Добро, женственное Зло • Заклятый враг • Злодей • Зло всегда сильнее • Изнасилование — худшее из зол vs Изнасилование — не худшее из зол • Кодекс чести • Мировоззрение • Оздоровительная порка (Оздоровительная амнезия) vs Оздоровительная порка не помогла • Семь добродетелей vs Семь смертных грехов • Сильнейший враг • Хорошие дела делают герои • Хороший, плохой, злой vs Хороший, плохой и нечто среднее • Цвет добра, цвет зла • Шкала идеализма против цинизма • Этический компас | |
Общее | Высшие силы слабо устойчивы ко злу • Граница проходит по Андуину • Добро мучительно для Зла • Добру необходимо зло • Добрый верующий, злой верующий • Злу не постичь Добра/Добру не постичь Зла • Неохота мараться • Ничего личного • Оттенить героя мерзавцем • Победитель дракона становится драконом • Простить за красивые глаза • Руссо был прав vs Гоббс был прав • Сверхъестественное зло, обыденное добро • Сотвори себе злодея (Программа «Доступный враг»)/Сотвори себе героя • Твой близкий — злодей Что такое хорошо и что такое плохо: Амбиции — это плохо vs Амбиции — это хорошо • Бедный — хорошо, богатый — плохо vs Богатый — это не плохо vs Нищее быдло • Броня — это для злодеев • Героев — хоть в монастырь, злодеев — хоть на панель • Королевства — хорошо, а империи — плохо • Неряшливый герой, опрятный злодей • Порядок — хорошо, хаос — плохо • Секс — это плохо (…но очень хочется) • Умный — это зло, тупой — это добро • Эскапизм — это плохо | |
Мораль | Все цвета спектра • Белая • Бело-серая • Серая • Чёрно-белая • Чёрно-серая • Чёрная • Серобуромалиновая
Гибкая (пока так) • Готтентотская (ворон ворону глаз не выклюет • готтентотская вера) • Двойная (Разделение на свой-чужой) • Изменившаяся • Нейтральная • Протестанская • Ригидная (Чёрно-белое безумие) • Сословная Читайте также о мировоззрениях D&D. | |
Сила добра | А для меня это был вторник (добрая версия)/А чё я такого сделал-то?! (добрая версия) • Антинигилист • Всегда хорошие • Всеобщий любимец • Герой поневоле • Герой-бунтарь • Герой-недотёпа • Герой по должности • Герой с плохой репутацией (херой) • Гладить собаку • Добрый безумец • Добрый начальник • Добрый — не значит милый • Друг всему живому • Зло — это отстой • Искупление любовью • Казался злодеем, оказался героем • Кошмар головореза • Маленький ангел • Меркантильный герой • Мессия • Моральный питомец • Народный герой • Непоколебимая чистота • Не хочу быть плохим (Белая овца) • Обыкновенный Дон Кихот • Очищение • Паршивая овца • Перевести бабушку через дорогу • Подставить другую щёку • Светлый властелин • Спаситель-разрушитель (угнетатель) • Супергерой (Шкала могущества супергероев) • Сусанин-герой • Уволен из гестапо за доброту • Хороший парень • Язвительный ангел
Свойства добра: Добро — это выгодно (Не плюй в колодец vs Проблема последней транзакции) • Добро — это паршиво (Ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным) • Добро — это приятно • Добро — это скучно • Свет есть добро | |
Сила зла | В нашем мире так много зла, что из-за него шаблон распух и мешает ходить. Для зла у нас есть специально обученный шаблон | |
Неоднозначные | Для неоднозначных героев также создан отдельный шаблон. | |
Добрый X, злой X | верующий • крылья • курение • полицейский • электричество • секс | |
Добрый X, злой Y | Муж — добрый, жена — злая vs Жена — добрая, муж — злой | |
← | Навигация |