Репрезентация

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Репрезентация — это соотношение в художественном произведении между реальностью и вымыслом (в частном случае — в плане представленности в нём различных групп населения). Является поводом для многочисленных споров, поэтому в статье мы постараемся дать максимально объективную оценку явления.

Особо выделяющиеся меньшинства

Женщины

Репрезентация женщин — показатель, стремительно меняющийся в наше время. Если в прошедшие века и десятилетия женщина могла быть героиней только в соответствии со строго заданной ролью по отношению к мужским персонажам (роковая женщина, инженю, верная жена и т. д., хотя иногда могла быть и леди-воительница), то примета нашего времени — это женские персонажи, не являющиеся вторичными по отношению к мужским. Для оценки такой репрезентации применяется так называемый тест Бекдел (часто — тест Бехдель): это ответ на вопрос, есть ли в произведении два женских персонажа, которые хотя бы в одном диалоге ни разу не упоминают ни одного мужчину.

Тропы, связанные с женской репрезентацией: Бой-баба, Псевдо-бой-баба, Принцип смурфетки.

Расовые и национальные меньшинства

Вопрос с этими меньшинствами ещё более щекотлив. Раньше их просто не включали в список действующих лиц. Затем, с одной стороны, появился штатный представитель нацменьшинства, включаемый в основную массу персонажей, а с другой эксплуатационный жанр — нишевые произведения, создаваемые специально для меньшинств, в которых действуют их представители как основная масса персонажей. Сейчас стараются делать списки действующих лиц более разнообразными солянками.

Тропы, связанные с расовой и национальной репрезентацией: Белый коп, чёрный коп, Штатный представитель нацменьшинства (Штатный чёрный, Штатный Ковальски), Отбеливание, Неясно-смуглый, Лжерусские, Офицер О'Коп

Сексуальная ориентация

В последние десятилетия в связи с активной пропагандой явлений, находящихся за рамками гетеросексуальной ориентации, гей-сообщество (и некоторые другие) стало требовать «репрезентации» в данном вопросе. Возникли соответствующие тропы: Бисексуалов и трансгендеров не бывает, Штатный гей, Крутой гей.

Общие тенденции

  • Нишевость. Касается не только уже упомянутого эксплуатационного жанра, но и других, таких, как дамский роман, и т. д. Когда произведения с героями — женщинами или представителями меньшинств выделяются в определённый жанр, интересный именно определённой целевой аудитории.
  • Штатные персонажи. Как вы заметили, на этой странице много ссылок со словом «штатный». Это такой способ добиться репрезентации, на отвяжись. Вот тут у нас будет штатная женщина команды. Вот тут у нас штатный афроамериканец. Вот тут у нас штатный гей. Никакого более глубокого характера для этих персонажей не прописано.

Дилемма репрезентации

Сколько будет слишком мало? А сколько будет слишком много? Как уже отмечено выше, если переборщить, произведение получится нишевым, а если недокласть, персонаж будет страдать от «синдрома штатности» (или «мнимой инклюзивности»).

Обобщённая абстрактная версия теста на репрезентацию

  1. Реперезентируемые персонажи присутствуют на переднем плане.
  2. Реперезентируемые персонажи не выступают приложением к «мэйнстримовым» персонажам.

На самом деле проблема кроется существенно глубже: всех меньшинств не только женщины, темнокожие и представители нетрадиционных ориентаций — в реальности их невообразимо много, причём некоторые из этих меньшинств настолько малы, что большая часть публики о них не только никогда не слышала, но даже и не подозревает об их существовании (на то они и меньшинства).

Подходы к решению дилеммы репрезентации

  1. Не решать. Вообще. Отыграться на другом поле. Для робинзониады вполне нормальна ситуация, когда персонаж вообще всего один.
  2. Буря флэшбэков. Если дополнительные персонажи не влезают в основной сюжет, это ещё не значит, что в повествовании им не найдётся места. Можно показать, как нужные персонажи в прошлом повлияли на характер и этический компас героев, чем опосредовано повлияли на сюжет.
  3. Два в одном и три в одном. А кто сказал, что один персонаж может быть представителем только одного меньшинства?
  4. Растянуть повествование. Места хватит на всех с запасом.
  5. Фантастическая басня, разворачивающаяся нескоро-нескоро. Мир стёртых границ. Всех. Расы и нации? Все перемешались. Половая принадлежность? Кругом бесполые андрогины. Сексуальные ориентации? Они таким просто не занимаются.
  6. Мир некропедозоофилов. Пусть «нормальных» персонажей не будет вообще. Пусть девиации и перверсии не просто цветут и пахнут, а срастаются в непролазные джунгли. Пусть мало не покажется никому.

Репрезентационный троллинг

Та самая «тёмная сторона» рассматриваемого явления. О каждой из репрезентируемых групп существуют не только положительные, но и отрицательные стереотипы. Мало просто заявить персонажа принадлежащим к группе — он помимо этого должен свою принадлежность к заявленной группе подтвердить, проявив те или иные свойственные этой группе черты. И вот тут начинается форменый бардак. Женщина не любит сладкое? Чёрный не любит курицу? Гей не любит минералку? Ну они вообще-то и не обязаны — это же всё чисто индивидуально. Масла в огонь подливает ещё и то, что троллинг тут работает в обе стороны: да, не только сволочная публика может раскритиковать отличное произведение за отсутствие ерунды, которой там не место — автор тоже может поглумиться, вывернув репрезентацию так, что лучше бы её вообще не было. Так получаются скандалы, интриги, расследования вокруг произведений.

С другой стороны

Масса явлений в реальной жизни не отражается в соответствущей репрезентативной доле в человеческом творчестве. И подавляющее большинство это устраивает. Например, в кино жён избивают гораздо реже, чем в реальной жизни[1], но даже феминистки на это не жалуются, за исключением произведений именно тех жанров, которые должны привлекать внимание к общественным проблемам.

Аверсия

Если в искусстве репрезентация явно централизована в своей демографии по сравнению с зрителями, то по сравнению с реальными прототипами обычно наоборот — заметно разнообразнее. То есть здоровенных роботов женщины пилотируют чаще чем реальные Апачи, простолюдины чаще становятся национальными героями чем дворяне в реальности. А если демография сеттинга будет нестандартная то и играться будет нестандартно — в Японии будет непропорционально много иностранцев.

И наконец

Существует целый сектор человеческого творчества, который и не должен соответствовать критериям репрезентативности — это произведения, посвящённые пропаганде идеалов, либо же пропаганде и рекламе чего-то ни было вообще.

Веками громадная часть человеческих произведений искуства воспевала возвышенные качества человеческой натуры. При этом все реально понимали, что в реальности такое встречается в тысячу раз реже, чем в творчестве.

Впрочем встречались и противоположные тенденции, особенно в новейшее время. Например маркиз де Сад в своих произведениях описывал картину жизни, сильно далёкую от реальности — в реальной жизни всё не настолько плохо.

Примечания