Однообразная планета

Материал из Posmotreli
Версия от 22:44, 1 февраля 2022; commons>Arashi110
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Шурик в библиотеке.jpgВот что написано по этому поводу в «Ста фактах мировой истории»...
На эту тему существует интересная статейка в «Справочнике автора». Из неё вы можете узнать о том, как обстоят дела в реальной жизни по поводу темы этой статьи. Узнать больше Вы сможете здесь.

В космоопере не так уж часто встречаются планеты с таким же богатством ландшафтов, как Земля. Ну, кроме самой Земли — и то если её не переделали в планету-город. Какую бы планету мы ни взяли — она обязательно целиком покрыта одним однообразным ландшафтом: есть планеты пустынь, планеты болот, планеты джунглей, планеты гор, планеты вулканов, планеты тундры и снегов.

И в то же время всё это — землеподобные планеты. Для планеты, непригодной для проживания людей, вполне логично целиком состоять изо льда или безвоздушной пустыни; однако ледяная планета в космоопере всегда обладает климатом Антарктиды или Земли Франца-Иосифа — холодным, но с молотком и матерком пригодным для человека, а на планете-пустыне всегда откуда-нибудь берётся кислород и растут кактусы.

Ватсонианское обосноваие

Такое явление можно попробовать обосновать:

  • Возможно, пригодна для обитания только часть планеты. Показанная «Антарктида» по меркам ледяной планеты — самое жаркое место, или, наоборот, здешняя «Сахара» — самое прохладное место на планете-пустыне. Остальные места ещё хуже.
  • Водная планета — более чем возможно; такой была одно время даже Земля (да и сейчас океан покрывает 70 % поверхности).
  • Без наклона земной оси нет и времён года, что существенно снижает вариации температуры, а с парниковым эффектом так тем более. На полюсах всё равно будет холоднее, чем на экваторе, но разница может быть меньше, чем привычно нам.
  • Возможно, нам в принципе показывают только часть планеты, а в остальных местах там и тундра тебе, и тайга, и океан. Тогда это формально не троп, но так может казаться.

Примеры

Литература

  • Кир Булычев, цикл про Алису: «Шелезяка» — просто ровный пустынный шар, покрытый хоть на что-то годной атмосферой. И если бы не живые, разнохарактерные роботы на фиг знает какой (скорее всего, гелиоэнергетической, потому что никаких ископаемых на этом булыжнике нет) тяге, обильно обжившие этот негостеприимный кусок космического камня — он вообще бы ничего не стоил. Соберётесь туда — воду берите с собой, её там тоже нет. В книге прикручен фитилёк: когда-то нормальный мирок был, но роботы все срыли-просрали для заводов по производству роботов.
  • «Сварог» — на планете Талар практически всё время стоит вечное лето. Как выясняется в десятой книге, до Шторма планета была вполне нормальной (со снежными шапками на полюсах и временами года), но кто-то или что-то включил некую станцию по управлению климатом, известную как Крепость Королей.
  • «Дюна» же! Если и не кодификатор, то как минимум весьма значимый пример. При этом экосистема весьма проработана. Примечательно еще, что для местных планетологов планета-пустыня — весьма необычный феномен, который они с любопытством изучают (а изучив — разрабатывают планы терраформинга, чтобы создать на планете различные климатические зоны, каковые планы успешно и реализуются в продолжениях).
    • У этого есть стопроцентный обоснуй: личинки песчаных червей — песчаная форель — превращает любую планету именно в такую, делая её пригодной для песчаных червей. То есть это не естественно состояние для планет в сеттинге, а наоборот.
    • В приквелах признаки однообразных планет получили также Каладан, Джеди Прайм и Салуса Секундус — родовые планеты Домов Атрейдес, Харконнен и Коррино.
      • Приквелы писались совершенно другими авторами после смерти Фрэнка Герберта, так что…
    • На Арракисе есть как минимум полярные шапки, несколько раз упоминаемые в тексте. Возможно, между льдом и пустыней есть какие-то переходные области, но они, очевидно, очень малы по площади.
  • Азимов, цикл «Основание» — зигзаг: все планеты были именно такими. Однако через ~30 лет, засев за продолжение, писатель сообразил, что можно было бы сделать и пореалистичнее — и написал «Прелюдию к Академии», где «другой планетой» с изменёнными климатом, общественными традициями и особенной экономикой становится… противоположный край столичной планеты Трантор, во главе со своим местным самоуправлением.
  • Андриан Чайковски, «Дети времени» — одна из планет оказалась сплошь покрыта гигантской грибницей вобравшей в себя всю воду на планете и покрывшей всю её поверхность, включая дно бывших морей, сплошным покровом.
  • Первому игроку приготовиться — не баг, а фича. Из-за вольных законов в физике, во вселенной ОАЗИСа можно содержать любые планеты, в том числе и такие. В частности, одной из таких планет была планета со школами, на которой обучался главный герой и был найден первый ключ.

Кино

  • «Звёздные войны» — педаль в Австралию. Джордж Лукас хотел, чтобы у каждой планеты был запоминающийся и распознаваемый визуальный образ, в результате ВСЕ (ну, или во всяком случае, большинство) планеты имеют однообразный климат. Кроме одной в KotORе, у которой была целая полярная шапка.
    • Даже не большинство: все умеренные планеты, в том числе лесные, очевидно показаны лишь в какой-то небольшой локации.
    • Обстёбано в «Робоцыпе», где молодой крайт-дракон решает отправиться на поиски иного климата на планете Татуин, ведь не может же в самом деле планета состоять из одной только пустыни! Через некоторое время, на его скелет натыкается C-3PO.
    • Тем не менее, хочется привести и обратные примеры по этой вселенной, поехали:
      • Татуин — пустыни везде, но где-то каменистые, а где-то — просто песчаные, а это два разных вида ландшафта так-то.
      • Набу — болота, леса, равнины, моря. Одна из наиболее землеподобных планет ДДГ. Но образ «планеты-сада» всё равно прочитывается.
      • Корусант — несмотря на исчезновение естественной природы как таковой, бесчисленные этажи этого мира практически как раз разные планеты друг для друга (разница даже больше, чем между деловым районом нашего мегаполиса и трущобами в нём). Примеры разнообразия — правительственный район, заводской район, уровень 1313, а также бесконечные небоскрёбы, игорные дома, ночные клубы и культурные, научные и учреждения, плюс Храм джедаев.
      • Мустафар — да-да, это совсем не монотонная вулканическая планета. Во-первых, есть непосредственно горные цепи вулканов и лавовые реки подле них, а есть, выражаясь языком «Героев Меча и Магии», «выжженные равнины», и даже кое-где просто чёрные каменистые пространства. После же уничтожения ряда тёмных артефактов на планете внезапно начали распускаться прежде жухлые флора и фауна (хоть они и раньше поддерживали жизнь двух разумных мустафарианских видов) — в IX эпизоде мы видим самый натуральный лес, покрытый белым — местечко, которое без помощи титров даже не распознаётся как родной Мустафар (что само по себе неплохо иллюстрирует причины живучести тропа).
      • Мандалор — до масштабного применения ОМП на планете были вполне себе землеподобные условия жизни. Однако и после имелось определённое разнообразие — города мандалорцев как замкнутые экосистемы, бесплодные пустоши, и вблизи дома Вренов в «Повстанцах» нам показали практически Карелию — снега, ёлочки, замёрзшее озеро.
      • Датомир — мир, охарактеризованный в романе «Дарт Плэгас» как «живописный»: болота, леса, джунгли, моря, пустыни — есть очень много всего.
      • Кашиик — видно по картам Баттлфронта для него. Кстати, вся первая часть игры показывает по одной-две локации каждой планеты, позволяя увидеть как раз контрпример сабжа статьи.
  • «Кин-дза-дза!» — разумеется, Плюк, и педаль в пол — Хануд; обе в вышеупомянутой галактике.

Телесериалы

  • «Доктор Кто». Галлифрей, планета, обращающая вокруг бинарной звезды, куда равномерней по климату и засушливей, чем Земля.
    • биохимическая и радиоактивная планета-помойка Скааро, родина далеков — ну очень однообразная планета.
  • «Звёздный путь». Планета Вулкан, как и планета Галлифрей, кружится вокруг двух звезд и является засушливой планетой с весьма равномерным климатом.
    • В «Оригинальном сериале» все планеты с орбиты выглядят либо сине-зеленым шариком, либо цветным дутым шариком. Специфика спецэффектов…
      • Исправлено в ходе ремастеринга.
  • Star Gate же!
    • Вообще не факт, планеты там показываются с орбиты в основном землеподобные, с океанами и полярными шапками. Правда однообразные планеты тоже встречаются, но подавляющее большинство показано только в небольшой области вокруг Врат, так что они не разу не однообразные.
  • Firefly — большинство терраформированных планет имеют однообразных сухой и жаркий климат.

Мультсериалы

  • «Планета монстров» — все планеты звездной системы Кластер однообразны: планета Огня, Камня, Джунглей, Песка и т. д., и все грызутся за уникальные для каждой ресурсы. В это становится проще поверить, когда появляется намек, что все эти планеты — искусственные, во всяком случае, каждая оснащена планетарным двигателем.

Веб-комиксы

  • Homestuck — педаль в пол. Планеты персонажей-игроков даже названы по тем двум ключевым компонентам планеты. Например, Край Жара и Часовых механизмов, Край Шатров и Веселья, Край Склепов и Гелия. А планеты Дёрс и Проспит (вместе со своими лунами) являются двумя огромными городами-государствами. Даже Земля в будущем выглядит как серый шарик, весь уставленный одинаково полуразрушенными Статуями Свободы с jpeg-артефактами.

Видеоигры

  • Spore — мало того, что все планеты там однообразные, так еще и внутриигровая пародия на Солнечную систему и Землю в частности тоже лишена разнообразия. Никакой снежной шапки и смены времён года — там, где у настоящей Земли вечная мерзлота, в Spore растёт зелёная травка.
  • Stellaris — на каждой планете господствует какой-то один климат. И хотя на планетах с континентальным климатом на полюсах видны полярные шапки, а у пустынных там же есть какие-то леса, непосредственно в игре это ни на что не влияет — все поселения строятся только на клетках с основным климатом.
  • Minecraft — обычно не встречается, но, покрутив настройки, можно создать мир, в котором будет только один биом с небольшими вариациями вроде рек и опушек. Педаль в пол — «суперплоский» мир, представляющий собой абсолютно ровный «слоеный пирог» из заданных шаблоном блоков с одним-единственным биомом.
  • Starbound — в ранних версиях можно было наткнуться на планету-степь, где вообще ничего нет, даже рельеф ровный. На такой реально было навернуть несколько кругов, так и не поняв что уже всю обошел, в виду отсутствия ориентиров.
  • Sins of Solar Empire — почти полный набор: вулканические, ледяные, скалистые, пустынные.
    • Хм, позвольте. На пустнных планетах отчётливо видны ледяные шапки.
  • Warframe — большинство планет Солнечной системы, причем безо всякой логики — например, Венера покрыта заснеженными горами, а Уран — водой. Исключения — Земля, где есть одна миссия на подводной базе и бескрайняя трехкилометровая степь, и Марс, на котором есть миссия на ледяной шапке.
  • J.U.L.I.A.: Among the Stars — шесть планет в одной солнечной системе, плюс секретная восьмая, и на каждой собственная однообразная среда обитания.
  • Mass Effect: Andromeda — собственно, в этом и проблема. Аппаратура реликтов поломалась из-за скверны и оттерраформировала все золотые миры (пригодные для жизни планеты) в непонятную однообразную фигню. Первопроходец занимается тем, что восстанавливает аппаратуру и делает планеты чуть более пригодными для жизни. Но окончательно их не восстановить.
  • Endless Space — для колонизации космическим империям доступны самые разные однообразные планеты, хоть выбор и не ограничивается ими.

Реальная жизнь

Циркуляция в атмосфере и гидросфере. Схема термической и галинной циркуляции в океанах: (а) — криоэра с резким континентальным климатом, (б) — термоэра с тёплыми муссонными дождями, достигающими полярных областей
  • Земля:
    • В термоэру, до того, как движение континентов подпортило теплообмен. Средняя температура была выше, но распределялось тепло равномернее, без пустынь и льдов, и чем глубже копают палеонтологи — тем громче трещит шаблон. Из-за глобальных муссонов, охватывавших всю Землю, климат представлял собой холодное дождливое лето круглый год.
    • Также, согласно т. н. теории Земли-снежка, Земля дважды в своей истории (2400—2100 млн и 720—635 млн лет назад) полностью (или почти полностью) покрылась льдом, что чуть не уничтожило жизнь на ней.
  • А Венера очень тёплая, даже жаркая.
  • Любое небесное тело, лишенное атмосферы или с твердой поверхностью за линией льда.
  • Многие экзопланеты могут оказаться такими. Например, суперземли с плотной атмосферой, создающей парниковый эффект: климатические зоны и времена года сгладятся. Даже более того, вероятность весьма высока — это Земля такая экзотическая, потому что корейский рандом сложил из неё инкубатор для разумной жизни. А встретить планету с биосферой типа «однообразный одноклеточный кисель в однообразном унылом болоте» шансов явно больше.

Игры со штампом

  • «Звездные врата: SG-1» — в одной из серий первого сезона Джек О’Нилл и Саманта Картер попадают на некую планету, где врата находятся под ледником. Выбравшись, Картер кое-как осматривает окрестности и делает вывод, что это «ледяная планета». Ирония в том, что это Земля (Антарктида) — их переадресовало на вторые[1] земные врата из-за глюка системы.
  • Все, кроме одной-двух, планеты в Mass Effect 1, которые мы можем посетить на «Мако». Если по большей части это вполне оправдано(ледяные, вулканические и просто безжизненные миры представлены в огромном количестве), то в некоторых особо запущенных случаях планета может оказаться полностью покрыта ровным травяным(или мшистым, кто их там разберет)покровом без признаков деревьев.
  • Starbound — аверсия, порой доходящая до абсурда (до выхода игры из Раннего Доступа в Steam такого не было, для каждого планетного биома был определенный список мини-биомов). Зеленый луг на вулканической планете? Пожалуйста. Оазис на ледяной планете? Держите. Мини-Альпы на планете с теплым климатом, при том еще и на той же высоте, что и основной рельеф? Получите, распишитесь.
  • Master of Formalities — когда колониальный корабль приземлился на планете Апиос, то колонисты были разочарованы сплошным ледником вокруг и посчитали, что их обманули насчёт того, что Апиос — землеподобный. Так и куковали внутри корабля, пока кто-то не догадался проверить и не узнал, что их просто угораздило сесть на полярную шапку.
  • Механоиды — планета нормальная, но локации в игре изготовлены словно по нарезке подштампов однообразных планет, причём с железным обоснованием. Это специально терраформированные области для испытаний во всех интересующих людей условиях: тут и болота, и пустыня, и снега, и горы и даже вулканический ад.

Примечания

  1. На самом деле, первые. Эти врата гораздо старше тех, которые нашли в Египте. Просто когда Ра впервые наткнулся на Землю, то не обнаружил врат — они давным-давно оказались подо льдом — и поставил там новые. А выбраться Картер не может, потому что пытается набрать адрес Земли — то есть свой. Дэниел потом догадывается сравнить это с телефоном: что будет, если наберёшь свой собственный номер? Правильно, получишь сигнал «занято». Ей бы следовало набрать адрес любой другой планеты, но не догадалась. Хотя интересно, что играло роль мини-АТС, определявшей приоритет первых врат при «наборе номера» извне? Кстати там ещё нашли останки гоаулда — то есть кто-то пытался пробраться на Землю ещё до Ра?