Manhunt 2
Вторая часть скандальной видеоигры, также запрещённая во многих странах, и также от RockStar Games. Уровень жестокости стал в разы выше, скандалы были ещё громче, и игру попросту запретили в нескольких странах.
(link)
Во время разработки проект постоянно менял студию-разработчика, изначальный сюжет менялся. Одно подразделение студии закрылось, передали другому. Из-за скандалов часть контента была вырезана, до сих пор находят в файлах игры неиспользованные материалы. Самые жестокие сцены пришлось вырезать.
Сюжет[править]
Сюжетно игра с первой частью никак не связана. Даже больше — тематику снафф-видео заменили на тематику психических расстройств, что повлияло на визуал и на стилистику. Вместо помех и иммитации записи с камер наблюдения — обычные кат-сцены. Зато главное меню выполнено в давящей хоррор-стилистике, со стенами лечебницы, логотип игры стилизован уже не под кинохлопушку режиссёра, а под бирку пациента лечебницы. И мелкая деталь — предметы теперь не просто висят в воздухе и вращаются, как это было в первой части, но и дёргаются и меняются в размерах, как будто это на самом деле визуальные галлюцинации.
История рассказывает о Дэниеле Лэмбе — пациенте лечебницы, страдающим раздвоением личности. 6 лет он лечился, пока чрезвычайное положение не привело к поломке систем. Все решётки открылись, и вместе с воображаемой второй личностью Лео Каспером Дэни сбегает из психбольницы. Лео говорит о некоем Проекте, который преследует их обеих, и советует вернуться в дом, где Дэни когда-то жил. Дом заброшен, и в нём страдающего амнезией и раздвоением личности преследуют воспоминания о том, что здесь когда-то жили его жена и дети. Беглеца преследовали Сторожевые Псы, агенты проекта, которым поручили поймать опасного маньяка Дэна.
Раздвоение личности в главном герое разделяет его на Дэниела Лэмба — собственно, самого невзрачного на вид очкарика, — и Лео Каспера, воображаемого друга, который представляется, как брутальный и суровый мужик. Обе личности спорят друг с другом, они друг другу прямые противоположности по характеру, но оба они в одном теле способны на кровавые и садистские убийства. Причём садизм ничем не оправдан, что внешне мягкий и робкий Дэни, что очевидно брутальный Лео, просто так могут начать издеваться даже не над вставшим на пути Сторожевым Псом, а просто случайным человеком, от которого, например, надо достать ключи.
А ещё, что выделяет сюжет игры, хоть и не в лучшую сторону, на фоне иных психологических триллеров — то, что Лео Каспер выдуман, не является сюрпризом. Здесь нет сюжетного поворота, когда казавшийся реальным человек на деле оказывается плодом больной психики, и это как-то переворачивает восприятие сюжета. Нет, с самого начала Лео появляется в кат-сценах и пропадает в самом геймплее, а его голос всё равно слышен, хотя рядом его нет и никакую рацию Лэмб точно не носил. Очевидно и в лоб заметны моменты, когда ввод инъекции одному реальному протагонисту чудом влияет на его дружка. Крайне редко можно видеть, чтобы из сумашествия протагониста не закручивали интригу с неожиданной развязкой, и чтобы на то, что должно было быть вот-это-поворотом, указывали настолько явно и в лоб.
Расследование Лео и Дэни некоего Проекта сначала ведёт в БДСМ-клуб для извращенцев, откуда, как выяснится позже, набирали добровольцев для экспериментов. После дуэт протагонистов встречает учёную, над Проектом работавшую, но которая паникует при упоминании Дэниелом Лео (его тульпу она не видит, не телепатка ведь). Она погибает, упав с обрыва, но успевает передать ключ от убежища, сообщить его адрес, и предупредить больше не связываться с этим самым Проектом. В убежище Дэни переодевается, и продолжает расследование вместе со своей тульпой, что приводит их в особняк, находящийся прямо рядом с лабораторией Проекта.
И на протяжении всего этого путешествия Лео порой отговаривал Лэмба от тех, или иных действий, вроде посещения БДСМ-клуба, а иногда наоборот, подначивал кого-то убить. И да, в традициях первой части, дорога к ответам на вопросы проходит через кровавые убийства всех причастных и непричастных. О событиях прошлого, которые привели Дэни в психушку, псих постоянно вспоминает при любом мельчайшем напоминании, и помимо основного квеста немалое действие происходит и во флэшбеках. Ретроспектива предшествующих событий 6-летней давности рассказывает, как учёный Дэниел Лэмб, примерный семьянин, согласился на проект из-за долгов и ипотеки, как через эксперименты по управлению сознанием в него внедряли вторую личность, как порой верх одерживала новая личность Лео Каспера. Порой Каспер даже пытался покончить с Проектом, его же и создавшим, ради чего вторгся в хранилище сжигать документы на них обеих. Заканчивается предыстория тем, как Лео, одержавший верх, убивает жену Лэмба, а учёные проекта приезжают, чтобы засадить своё же детище в психиатрическую лечебницу.
Сейчас же, спустя 6 лет, жертва экспериментов над психикой по собственному расследованию добирается до лаборатории Проекта. В недрах лаборатории проводились эксперименты над кошками, кроликами и другими животными. Среди них несколько коек по двое выделены под пары обезьян, чьи мозги связаны между собой одной трубкой (намёк на пару психа и его тульпы, да). Посещается и главный зал, где участнику неэтичных экспериментов показывали слайд-шоу с ассоциативным рядом, влияющее на психику зрителя. В этом же зале по возвращению туда Дэниел Лэмб встречает доктора Пикмана — того учёного, что и инициировал Проект. Второй личности Дэни есть, о чём поговорить с неэтичным нейробиологом. Серьёзно поговорить, и убить его за все страдания.
Приключения на этом не кончаются, дальнейший путь проходит через телевизионную студию, где снимали сериал-вестерн. Опасного беглого психа, уже положившего на тот свет сотни людей, преследуют уже не Сторожевые Псы, а непонятно откуда взявшаяся и мало влияющая на сюжет банда реднеков. Найденные на студии записи показывают, что на самом деле только мозгами одного человека Проект Пикмана не ограничился. Принцип работы психотропного слайд-шоу применяет и реклама телесериала. Проект был везде, и работал в том числе на обработку сознания населения через медиа. Да и до этого логотип Проекта (выглядит, как квадратная спираль) был практически везде. Даже музыка в БДСМ-клубе во время кровавых пыток над людьми на самом деле — кавер на ту же музыкальную тему, что играла во время эксперимента над Лэмбом.
В декорациях вестерна психиатры беглого пациента ловят снова. После кровавого путешествия психиатр укладывает Дэни и проводит ему сеанс сонной терапии. Тут у игры две концовки, зависят они от того, убивал ли игрок только Сторожевых Псов, гопников и банду реднеков, или также калечил и убивал посторонних и ни в чём не виновных обычных жителей города, которые периодически встречаются за всё прохождение. В одном случае во сне Лео Каспер проходит через активную перестрелку с воображаемыми противниками и стреляет в Дэниела Лэмба, а просыпается, соврав, будто терапия прошла успешно и Каспер ушёл. В другом случае сон более долгий, в нём Дэни проходит через воображаемое кладбище, прощается с доктором Пикманом, убитым лучшим другом, Каспером, внутренних демонов убивает по стелсу, а в конце хоронит свою жену. Просыпается Дэни посреди дороги, с документами на новую личность Дэвида Джойнера и с шансом на новую жизнь с нуля.
В сравнении с первой частью[править]
- Жестокость стала кровавее и брутальнее. Раньше расчленёнка ограничивалась отрубанием головы, а выкалывание глаз, избиение и удушение совершались быстро и без пафоса. Теперь можно отрубать и руки и ноги, распиливать позвоночник, вскрывать вены, кидать под гидравлику и это ещё не весь список. От того это уже не убийства на камеру ради эффектного кадра в снафф-видео, а садизм ради самого садизма. Вдобавок, оружие теперь буквально взрывает голову с фонтаном крови взамен более реалистичным последствиям выстрела в оригинале.
- Геймплейно казни тоже изменились. Простую кат-сцену казни заменили интерактивные QTE, в которых надо вовремя двигать мышкой по любому движению руки. Инструментарий расширился, в продолжение первой части тоже обычными предметами, которые можно встретить везде. Предметы окружения тоже стали доступными способами убийства, периодически убивать можно и проводом от телефона, и бочкой с охладителем, и бензином, и инструментами пыток, и перерабатывающим механизмом.
- Кого убивал Джеймс Эрл Кэш в оригинале? Членов банд, участвующих в снафф-видео, коррумпированных полицейских и купленный Старквейзером спецназ. То есть при всех темах жестокости и шоу на выживание друг друга резали отмороженные члены банд. При этом обычную журналистку Кэш не трогал, как и случайного бомжа. Во второй части вслед за уровнем жестокости изменились и жертвы убийств. Уже в самом начале вместо банд встречаются врачи психбольницы, то есть погибает обычный персонал лечебницы. На улицах можно встретить обычных бомжей, и обычных людей с одной и той же моделькой, которых тоже можно убить. Полицейских только в одной сцене показали избивающими дубинками каких-то гопников, в остальных сценах они ведут себя, как обычные копы. Хотя и банды никуда не делись. Из новых встречаются Красные Короли (которые уже являются невзрачными гопниками) и банда реднеков, ряженная под Южные Штаты. Сторожевые Псы — это агенты проекта, выполняющие свою работу, а полиция только в одной сцене показана жестокой и избивающей обычного гопника дубинками. Члены БДСМ-клуба, если серьёзно подумать, бандой не являются, но в их стенах происходят кровавые снафф-съёмки. Но даже при том убийства обычных мирных людей воспринимаются совсем иначе, чем убийства карикатурных психов в масках. Вот только обычные люди и персонал лечебницы встречаются крайне редко, в остальном самыми частыми противниками служат Псы и Южане.
- Стоит отдать должное за протагониста. От лысого качка Кэша легко было ожидать угрозы. А вот что страшного в хилом и робком ботане? Так что на этот раз жестокие убийства совершает с виду безобидный парень.
- Чууууууточку усложнили стелс. Если в первой части достаточно было просто уйти в тень и притвориться ветошью, то во второй части в тени протаганиста могут и спалить, если завалить QTE. Также появились динамические источники света, периодически освещающие тени. Охотники из оригинала ведь не додумались взять фонарики.
(link)
Главное меню с самого начала задаёт правильный тон, словно за стенами лечебницы произошла трагедия(link)
Ранний вариант мог бы быть не менее атмосферным, да и смотрится интереснее итогового варианта- Город Коттонмауф будет поприличнее Карцер-Сити. Как минимум, это не настолько заброшенное место, есть вполне живые и не засранные районы. В нём орудуют всего две банды, да и то не везде, и в сравнении с городом-карцером хотя бы встречаются обычные, нормальные люди, а не всевозможные фрики с дубинами, какими были Капюшоны, Невинные да скинхеды. Вот только это всё только с виду. На деле же и бедные районы есть, и свои немногочисленные банды тоже свирепы и жестоки (чего стоит вырывание зубов у случайной жертвы). В БДСМ-клубе есть целый подвал, выделенный под снафф-видео (отсылка к первой части, да), где оборудованы комнаты пыток. И кто-то ведь это всё спонсировал. Или когда за кадром неизвестный вырезал всю съёмочную студию, и неизвестно, кто это сделал, банды реднеков или неизвестный маньяк (вина протагониста исключается, так как он пришёл позже). Кто-то ведь допустил этот инцидент, охрана умудрилась не справиться, и массовая трагедия на съёмочной площадке, похоже, обычная для этого города. Чернуху и грязь заброшенного города-помойки, где высок уровень преступности, сменил шок-контент и кошмарные происшествия в на первый взгляд обычном мегаполисе. Прямо, как протагонист, с виду безобидный, а совершающий садистские казни.
- Можно провести некоторые параллели между проектом Старквейзера по снафф-контенту и проектом Пикмана по работе с пациентами лечебницы. Первый мнил себя режиссёром какого-то артхауса, а второй работал во благо науки. С Кэшем связывался и комментировал его действия сам Старквейзер, а у Лэмба эту функцию выполняет внедрённый Пикманом в мозг Каспер. И там, и там возникают вопросы. Целый город, пусть и в запущенном состоянии и с гаитянским уровнем жизни, позволил уволенному богатому вайнвудскому деятелю организовать жестокие игрища, да ещё и полиция и спецназ были им куплены — куда смотрит мэр города, если он там вообще есть? Или: научные проекты по перепрошивке человеческой психики, которые потенциально могут создать опасных для общества психов — и ЦРУ на это выделяет деньги, да ещё и распространяет их влияние на весь город. И Кэш по итогу наказал «режиссёра», и Лэмб под контролем Каспера казнит доктора, только если первый завершает этим «актёрскую карьеру», то второму ещё предстояло внутреннюю борьбу провести.
- Раз на то пошло, то одно дело, когда богатый и влиятельный человек коррумпировал город, расставил камеры наблюдения, и дистанционно включает или выключает подачу энергии в двери. Другое дело — настоящая научная фантастика про эксперименты над мозгом и непонятно как работающее создание второй личности. Принцип работы «моста Пикмана» толком не объясняется.
- Саундтрек первой игры составлял не меньшую часть атмосферы, чем окружающие неприветливые заброшки. Синтезаторный эмбиент создавал напряжение, когда охотники ещё не спалили, но есть риск быть замеченным. Во время обнаружения изначально медленный и тихий эмбиент переходил в эмоциональную и выразительную мелодию, чем ознаменовывается начало действия и активной драки. И у каждой главы при этом были свои композиции. Сравните с обычным фоновым эмбиентом из обычного триллера, что звучит в сиквеле. Хотя плохим саундтрек не назовёшь и свои шедевры здесь есть. Во время главного меню играет вдумчивый саспенс, вкупе с визуальным оформлением создающий впечатление, что стены лечебницы таят какую-то страшную историю. Символом игры служит тема контроля разума под слайд-шоу, которая звучит, как гипноз и символизирует внедрение чего-то инородного в мозг. Намёк на повсеместность влияния проекта Пикмана: кавер на эту мелодию играет во время казней в подвале клуба для извращенцев, именно в момент погружения в тайны съёмок снаффа. До этого момента в верхних этажах клуба играет циклический и репитативный музыкальный триппер. Такой же зацикленной является и тема Дикого Запада в телестудии, на этот раз диссонирующая с происходящей кровавой перестрелкой. Дополнительно: финальные титры изначально должны были идти под специально написанную для них электронную композицию, но по неизвестным причинам в итоговой версии играет тема из главного меню (что только обедняет и музыкальный альбом на одну хорошую композицию).
- Минутка критики: это та игра, где графика на 2007-ой год устарела, в кат-сценах в глаза бросаются тупейшие ляпы, местами искусственный интеллект просто сломан, прицел из огнестрела плавает и делает стрельбу неудобной... зато с кровищей и с голыми сиськами всё в полном порядке. Пока Mortal Kombat, Doom, The Suffering, Dead Space и первая Manhunt вместе с мясом предлагают и качественно сделанную игру, в Manhunt 2 предстоит наслаждаться кровавыми и старательно сделанными казнями при кривом управлении и забагованном ИИ противников. Последний пункт вкупе с большим количеством патронов и аптечек настолько облегчают игру, что это небо и земля в сравнении с напряжёнными и сто раз перепроходимыми уровнями, в которых Кэш выживал с десятой попытки. Зато анимация разрезания пилой рук, протыканием глаза ручкой, крики жертвы перед последними минутами в жизни, точно искупают деградировавший геймплей.
- Не совсем сравнение, но имеются отсылки к первой части. На пережившей бойню телестудии, в декорациях детского утренника, можно заметить повешенный труп Белого Кролика из банды Улыбчивых. Некоторые Сторожевые Псы в диалогах упоминают Карцер-Сити. А также снафф-видео снимают в подвалах БДСМ-клуба. И да, почти всё оружие из оригинала перекочевало во вторую часть.
Тропы[править]
Начиная с того, без чего Manhunt — не Manhunt. Кровь-кишки, казни, всего этого побольше и погуще, а чернуха, хоть и не такая явная, но на деле никуда не делась.
- «Стоп! Снято!» произносит смерть — После смерти не одного актёра, а вообще всех на студии, сериал «5 Past High Noon» точно закрыт. Да и в СМИ точно всем было бы известно о массовой трагедии.
- А остальные куда смотрели? — в подвале клуба оборудовали подвал под снафф-видео и жестокие убийства порноактёров. Куда смотрит не то, что администрация клуба (скорее всего, она же и организовала это дело), а полиция? Или никто не заметил смерти порноактёров? Куда смотрела охрана во время инцидента на съёмочной площадке?
- Банда маньяков — не одна — несколько. «Ищейки», реднеки-«Гончие», охранка «Проекта», пациенты психушки, и так далее, и тому подобное.
- Блевать после первого убийства — после убийства санитара шприцом Дэниел Лэмб знатно проблевался.
- Боевой садомазохист — все враги поголовно, которые встречаются на уровне «сексуальные девиации».
- Выстрел в голову — именно так происходят казни при помощи огнестрельного оружия.
- Говорящее имя — Daniel Lamb, Leo Kasper и David Joiner.
- Мочить в сортире — присутствует особая казнь в туалете клуба извращенцев крышкой бачка унитаза. Этим разработчики знакомят игрока с новым типом казней в игре. В предыдущей игре серии такой казни и возможности убийства в туалете нет, но есть возможность кинуть в сидящего в туалете трейлера скинхеда кирпич, бутылку или отрезанную голову через окно. При этом, в первой части дается возможность убить гопника, справляющего малую нужду вне сортира, то есть просто мочащегося на забор. Если, конечно, успеете к нему подкрасться.
- Музыкальный символ — Это место по праву занимает гипнотическая тема эксперимента.
- Музыкальный триппер — Просто послушайте первоначальную закрывающую тему для финальных титров. И обе темы БДСМ-клуба, несмотря на их репитативность и зацикленность.
- Мячик мёртвого ребёнка — дом в котором вместе со своей семьёй жил Дэниел Лэмб, который предстоит посетить игроку в наталкивающей своим названием главе «Призраки», падающий с лестницы мячик под миролюбивый смех мёртвых детей лишь малая часть того с чем предстоит столкнуться. Примечательно то, что в других играх рокзвёзд не было открытых проявлений паранормальщины, не считая фан теорий и мифов витающих вокруг гта, хотя тут и можно объяснить всё банальным сумасшествием ГГ.
- Нахальная струя — если «засветиться» в самом начале, проходя мимо камер с психами, один из них попытается обоссать протагониста.
- Не такой уж воображаемый друг — Лео Каспер — лучший друг Дэнни, хоть физически не существует, но является внедрённой в мозг личностью реального серийного убийцы.
- Невзрачный злодей — Кто бы ожидал угрозы от хилого очкарика-ботана в обычной одежде?
- Неэтичный учёный — эксперименты доктора Пикмана над человеческим мозгом наверняка должны совершить прорыв в нейробиологии. Ценой искалеченной жизни учёного Лэмба, убийства его жены, и десятков его жертв, которые можно было бы предотвратить, если бы Лэмба держали в заключении ещё после проведения экспериментов (ну, чтобы ничьи жизни потенциальной угрозе не подвергать).
- От плохого к ужасному — Если в первом Manhunt казни были быстрыми и сравнительно «чистыми», то во второй части они растянутые и демонстрирующие запредельный уровень насилия. Там это объясняется тем, что в рамках Проекта в голову славного паренька сумели вживить личность серийного убийцы.
- По уши в… — если в самом начале, проходя мимо камер с психами, попасться им на глаза, то один из них закидает главного героя дерьмом.
- Приглаженная помойка — Коттонмауф показан, как обычный мегаполис, где таки живут и обычные люди, а не одни головорезы. Небоскрёбы и стандартные районы с частными домами смотрятся приличнее умирающих заброшек из Карцер-сити. Вот только на деле и ужасы там происходят страшнее и кровавее. Целая студия, вырезанная неизвестным маньяком, вполне легальные и открытые клубы для извращенцев и порно-кинотеатры, использование членов клуба для извращенцев для экспериментов. Район красных фонарей не настолько загажен, как целый город Карцер-сити, но тоже неблагополучное место. Так что во внешне безобидном городке уровень кровавого трэша вовсе не уменьшился.
- Проклятый старый дом — события уровня «Призраки» разворачиваются в заброшенном сгоревшем доме.
- Прочь из моей головы! — Дэниел Лэмб и Лео Каспер в последнем эпизоде ведут бой за тело первого.
- Садомазо-прикид — в игре есть целая банда садомазохистов, внешность которых — стопроцентный канон и педаль в пол.
- Спецдефекты — устаревшая графика бросается в глаза первой, но что в кат-сценах, что в игре заметно кое-что похуже. Город периодически недорисован, порой невооружённым глазом видна граница карты на расстоянии вытянутой руки. На улицах «белого заборчика» можно через решётку посмотреть на ту часть карты, которую дорабатывать не стали, но которую можно увидеть. В целом уровне за Лео Каспера можно видеть пропадающие дома. В кат-сценах случаются тупейшие ляпы, когда сегментирование модельки, используемая в сценах расчленёнки, открываются в обычной кат-сцене. Люди порой могут заговорить, не открывая рта. Мелочи, но не очень приятные.
- Фрейд был прав — да, порнокинотеатр, клуб для девиантов и секс-шоп подают и сексуальный мотив в лоб. Куда интереснее в этом смысле более тонкие намёки. Расслышал ли кто, что в первом танцевальном треке в клубе слышны женские стоны? Это не окружение, это именно часть самой мелодии.
- Унылый последний гад — Лео Каспер в хорошей концовке сначала требует скрытного убийства, в конце просто достаёт несущего труп жены Дэни через своих клонов. Вырубается он в кат-сцене. В плохой концовке другая сторона личности не лучше: в неё надо просто настрелять из ружья.