Лидер и маг: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показано 19 промежуточных версий 11 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|BenevolentMageRuler|Benevolent Mage Ruler|SorcerousOverlord|Sorcerous Overlord}}
{{TVTropes|BenevolentMageRuler|Benevolent Mage Ruler|SorcerousOverlord|Sorcerous Overlord}}
В большинстве произведений, не описывающих [[Магократия|магократическое]] общество, волшебники предпочитают избегать лидерских должностей. Объяснения этому могут быть самыми разными, но факт остаётся фактом — маг, скорее всего, удовольствуется местом [[Великий визирь|великого визиря]] или [[Серый кардинал|серого кардинала]] в государстве или [[умник]]а, если речь идёт о команде приключенцев. Но не в нашем случае. Этот персонаж — '''лидер и маг''', который совмещает занятия магией с обязанностями предводителя более или менее крупной социальной структуры. Если вдуматься, такой подход имеет смысл — владение [[Боевой маг|боевой]] или [[Телепатия|ментальной]] магией сильно повышает шансы захватить и удержать власть. Есть, правда, вероятность, что политические оппоненты нарекут тебя [[Тёмный Властелин|Тёмным Властелином]]… но это уже издержки. В традиционном фэнтези такой персонаж действительно, скорее всего, будет злодеем — антагонист должен представлять для героя как можно большую опасность, а что может быть более угрожающим, чем сочетание политической и магической силы? С другой стороны, если маг-предводитель окажется на стороне условного добра, с большой долей вероятности, он и будет главным героем произведения. Первой ласточкой в этом смысле был [[Элрик из Мелнибонэ]], а дальше колёса завертелись.
В большинстве произведений, не описывающих [[Магократия|магократическое]] общество, волшебники предпочитают избегать лидерских должностей. Объяснения этому могут быть самыми разными, но факт остаётся фактом — маг, скорее всего, удовольствуется местом [[Великий визирь|великого визиря]] или [[Серый кардинал|серого кардинала]] в государстве или [[умник]]а, если речь идёт о команде приключенцев. Но не в нашем случае. Этот персонаж — '''лидер и маг''', который совмещает занятия магией с обязанностями предводителя более или менее крупной социальной структуры. Если вдуматься, такой подход имеет смысл — владение [[Боевой маг|боевой]] или [[Телепатия|ментальной]] магией сильно повышает шансы захватить и удержать власть. Есть, правда, вероятность, что политические оппоненты нарекут тебя [[Тёмный Властелин|Тёмным Властелином]]… но это уже издержки. В традиционном фэнтези такой персонаж действительно, скорее всего, будет злодеем — антагонист должен представлять для героя как можно большую опасность, а что может быть более угрожающим, чем сочетание политической и магической силы? С другой стороны, если маг-предводитель окажется на стороне условного добра, с большой долей вероятности, он и будет главным героем произведения. Первой ласточкой в этом смысле был [[Элрик из Мелнибонэ]], а дальше колёса завертелись.


Троп применим только в тех случаях, когда пост лидера не подразумевает обязательного владения магией (как при уже упомянутой магократии или в организациях, состоящих целиком из волшебников).
Троп применим только в тех случаях, когда пост лидера не подразумевает обязательного владения магией (как при уже упомянутой магократии или в организациях, состоящих целиком из волшебников).


Родственный троп — [[Бог-Император]].
Родственный троп — [[Бог-Император]].


== Примеры ==
== Примеры ==


=== Мифология и [[фольклор]] ===
=== Мифология и [[фольклор]] ===
* Трое волхвов, они же три царя, которые принесли дары Иисусу. [[В Библии об этом не написано|По крайней мере]], в поздней фольклорной традиции.
* Трое волхвов, они же три царя, которые принесли дары Иисусу. [[С прикрученным фитильком]], ибо и в классических источниках, и в современной фольклорной традиции, если за волхвами и признается «магичность», она связывается чаще всего с астрологией.
* Легендарный [[Танах, пророки и Земля Обетованная|царь Соломон]], мудрец и заклинатель джиннов.
* Легендарный [[Танах, пророки и Земля Обетованная|царь Соломон]], мудрец и заклинатель джиннов.
* Такие [[Богатыри и чудища лесные|древнерусские]] князья как Вещий Олег, Всеслав Полоцкий или былинный Вольха Всеславич в сказаниях являлись не только удачливыми лидерами и могучими воинами, но и обладателями колдовской силы.
* Такие [[Богатыри и чудища лесные|древнерусские]] князья как Вещий Олег, Всеслав Полоцкий или былинный Вольха Всеславич в сказаниях являлись не только удачливыми лидерами и могучими воинами, но и обладателями колдовской силы.
Строка 16: Строка 16:


==== Отечественная ====
==== Отечественная ====
* А. Н. Островский «Тушино» — именно такой имидж пытаются создать Лжедмитрию II тушинские пропагандисты (заодно обосновав, почему убитый при всем честном народе Дмитрий Иванович жив, здоров и сидит в Тушино)
** {{Q|  Хитрей того, они лицом менялись<br>  С расстригою. Когда беда случилась,<br>  Расстрига с ним лицом и поменялся,<br>  А сам бежать. Молчанова убили,<br>  А он-то жив и в Тушине теперь.<br>[...]<br>  А говорю, что знаю. Я за вора<br>  Не постою, царем не называю,<br>  Он вор и есть, да только вор мудреный.<br>  С ним воевать хитро, бесовской силой<br>  Он держится. Поди-ка повоюй!<br>  Он знает все: и что, и как творилось<br>  Здесь без него, и что у нас на мысли,<br>  Кто хорошо о нем, кто дурно думал.<br>  Из ведунов -- ведун.|Савлуков, тушинский агент в Москве - о Дмитрие Ивановиче}}
* [[Упорядоченное]]:
* [[Упорядоченное]]:
** Хаген, правитель Хединсея, ученик Истинного Мага Хедина.
** Хаген, правитель Хединсея, ученик Истинного Мага Хедина.
** Владычица, свергнувшая династию Халлана.
** Владычица, свергнувшая династию Халлана.
** Народом Дану управляли князья-маги. В сюжете фигурирует один из них — Седрик Алый.
** Народом Дану управляли князья-маги. В сюжете фигурирует один из них — Седрик Алый.
* «[[Архимаг (серия книг)|Архимаг]]» — Креол как лидер собственной банды и как предводитель вторжения в Лэнг. Серая Земля до (и после) его правления уже была сформировавшейся магократией.
* [[Метавселенная Рудазова]]
* «Дорога домой» Виталия Зыкова — главный герой, К’ирсан Кайфат, на протяжении серии успел побывать [[кондотьер]]ом, а потом завоевал собственное королевство, продолжая совершенствоваться как маг.
** «[[Архимаг (серия книг)|Архимаг]]» — Креол как лидер собственной банды и как предводитель вторжения в Лэнг. Серая Земля до (и после) его правления уже была сформировавшейся магократией, ИЧСХ, Креол искренне считал, что маги не должны стоять во главе государств (вот [[серый кардинал|во главе их глав]] — другое дело), пока самому не предложили.
** «[[Криабал|Апофеоз]]» — Бриар Всемогущий, прошедший путь от преследуемого диссидента до первого Колдующего Императора без единого государственного переворота.
** [[змеебарсук|Давно задуманный, но всё никак не пишущийся]] роман в жанре [[кейппанк]] — на местной Земле (-56 лет от нашей) аккурат посреди Второй Мировой изобрели препарат, дающий сверхспособности. Действует он, правда, на одного человека из ста — но среди них оказались многие мировые лидеры. Сталин получил возможности [[Супермен]]а, Рузвельт — [[X-men|профессора Ксавье]], а Гитлер — заправского [[некромант]]а.
* «Дорога домой» Виталия Зыкова — главный герой, К’ирсан Кайфат, на протяжении серии успел побывать [[кондотьер]]ом, а потом завоевал собственное королевство, продолжая совершенствоваться как маг.
* Лорд [[Сварог]], граф Гэйр, собственной персоной.
* Лорд [[Сварог]], граф Гэйр, собственной персоной.
* «[[Хроники странного королевства]]» — [[Король в изгнании|Орландо]], унаследовавший права на престол от матери и магическую Силу от отца-эльфа. А мэтр Вельмир был лидером в своей группе приключенцев.
* «[[Хроники странного королевства]]» — [[Король в изгнании|Орландо]], унаследовавший права на престол от матери и магическую Силу от отца-эльфа. А мэтр Вельмир был лидером в своей группе приключенцев.
** Причём главной особенностью Орландо является эмпатическая магия. Швырять файрболлы во вражеские танки и вертолёты может любой маг (те, что [[прибытие кавалерии|прибыли в составе кавалерии]], разнесли всю технику за секунды), а внушать товарищам +500 боевого духа, чтобы они могли [[стоять насмерть]] в безнадёжном бою — только он.
** Причём главной особенностью Орландо является эмпатическая магия. Швырять файрболлы во вражеские танки и вертолёты может любой маг (те, что [[прибытие кавалерии|прибыли в составе кавалерии]], разнесли всю технику за секунды), а внушать товарищам +500 боевого духа, чтобы они могли [[стоять насмерть]] в безнадёжном бою — только он.
** Скаррон был лидером-магом классического «тёмновластелинского» образца, как и его дракон Харган на посту наместника в мире Дельта.
** Скаррон был лидером-магом классического «тёмновластелинского» образца, как и его дракон Харган на посту наместника в мире Дельта.
* Виктор «Исьемини» Ночкин «Странные приключения Ингви, короля-демона из Харькова» — главный герой Ингви (он же инженер Иволгин).
* Виктор «Исьемини» Ночкин «Странные приключения Ингви, короля-демона из Харькова» — главный герой Ингви (он же инженер Иволгин).
** А также Проклятый Принц Гериан.
** А также Проклятый Принц Гериан.
* [[Олди]], «Пасынки восьмой заповеди» — Мардула-младший, атаман разбойничьей шайки и {{spoiler|последний, недоученный воспитанник [[Маг и плут|Самуила-бацы]]}}.
* [[Олди]], «Пасынки восьмой заповеди» — Мардула-младший, атаман разбойничьей шайки и {{spoiler|последний, недоученный воспитанник [[Маг и плут|Самуила-бацы]]}}.
* Роман Злотников «Арвендейл». Так как в империи процветает магократия, то неудивительно, что Император также является самым сильным магом Империи. Троп идет бок о бок с тропом «[[Власть — это сила|власть — это сила]]», т. к. после коронации даже посредственный чародей превращается в могучего боевого мага.
* Роман Злотников «Арвендейл». Так как в империи процветает магократия, то неудивительно, что Император также является самым сильным магом Империи. Троп идет бок о бок с тропом «[[власть — это сила]]», так как после коронации даже посредственный чародей превращается в могучего боевого мага.
* Сергей Мусаниф «Обратная сторона медали». Кевин маг достаточно посредственный, но при этом является местным вариантом Темного Властелина. Даром, что от «Темного» у него одно название.
* Сергей Мусаниф «Обратная сторона медали». Кевин маг достаточно посредственный, но при этом является местным вариантом Темного Властелина. Даром, что от «Темного» у него одно название.
** А вот Гарриус Черный из сиквела «Цвет мира — серый» — прямой троп. Крутой и могущественный маг, которого так задолбал бардак в окрестных землях, что тот собрал отряд бойцов и начал завоевывать всех соседей, попутно наводя порядок на их землях. К моменту повествования завоевал почти весь континент. По итогам — основал Континентальную Империю.
** А вот Гарриус Черный из сиквела «Цвет мира — серый» — прямой троп. Крутой и могущественный маг, которого так задолбал бардак в окрестных землях, что тот собрал отряд бойцов и начал завоевывать всех соседей, попутно наводя порядок на их землях. К моменту повествования завоевал почти весь континент. По итогам — основал Континентальную Империю.
** А после успешного наведения порядка {{spoiler|ушёл в отставку, и через двести лет инкогнито работает экскурсоводом в музее имени себя}}
** А после успешного наведения порядка {{spoiler|ушёл в отставку, и через двести лет инкогнито работает экскурсоводом в музее имени себя}}
* «[[Волшебник Изумрудного города]]» — практически все первоначальные руководители частей Волшебной страны (кроме подземных рудокопов, марранов и зверей в лесу). Те, кто в магию на самом деле не умел, старательно пытались магами прикидываться (Гудвин, Урфин Джюс при обеих попытках захвата власти).
* «[[Волшебник Изумрудного города]]» — практически все первоначальные руководители частей Волшебной страны (кроме подземных рудокопов, марранов и зверей в лесу). Те, кто в магию на самом деле не умел, старательно пытались магами прикидываться (Гудвин, Урфин Джюс при обеих попытках захвата власти).


==== Зарубежная ====
==== Зарубежная ====
* [[Arda|Легендариум Толкина]]:
* [[Arda|Легендариум Толкина]]:
** Фэанор сотворил могущественные магические артефакты (Сильмарилли, Палантиры, волшебные Светильники, названные его именем и многое другое) и был Королём Нолдор.
** Фэанор сотворил могущественные магические артефакты (Сильмарилли, Палантиры, волшебные Светильники, названные его именем и многое другое) и был Королём Нолдор.
** Финголфин первоначально носил имя «Голфин» (Golfin) и лишь позднее Профессор пришёл к имени «Финголфин». Первоначально это имя происходило от нолдоринских слов «phin» («умение») и «(n)gol» («магия»). Хотя, в текстах Профессора каких-то особых способностей к магии не проявлял.
** Финголфин первоначально носил имя «Голфин» (Golfin) — и лишь позднее Профессор пришёл к имени «Финголфин». Первоначально это имя происходило от нолдоринских слов «phin» («умение») и «(n)gol» («магия»). Хотя, в текстах Профессора каких-то особых способностей к магии не проявлял.
** Финрод Фелагунд, король эльфов Нарготронда — обладал значительными способностями к псионике.
** Финрод Фелагунд, король эльфов Нарготронда — обладал значительными способностями к псионике.
** Кэлебримбор, предводитель Гвайт-и-Мирдайн — это он изобрёл способ создания Колец Власти.
** Кэлебримбор, предводитель Гвайт-и-Мирдайн — это он изобрёл способ создания Колец Власти.
** Эльронд был мудрейшим из эльфов (и в том числе и в области магии — так, например, с лёгкостью смыл Девятерых водами Бруинена).
** Эльронд был мудрейшим из эльфов (и в том числе и в области магии — так, например, с лёгкостью смыл Девятерых водами Бруинена).
** Галадриэль обрушила своими силами стены Дол-Гулдура.
** Галадриэль обрушила своими силами стены Дол-Гулдура.
** В экранизации Питера Джексона магическими способностями (как минимум — в области иллюзий) обладает Трандуиль. О книжном короле лесных эльфов ничего точно не известно в этом плане.
** В экранизации Питера Джексона магическими способностями (как минимум — в области иллюзий) обладает Трандуиль. О книжном короле лесных эльфов ничего точно не известно в этом плане.
** Моргот (хотя, он скорее [[сатанинский архетип]]), Саурон (хоть больше и [[падший ангел]] но был известен как Некромант) и Саруман, когда стал правителем Изенгарда.
** Моргот (хотя, он скорее [[сатанинский архетип]]), Саурон (хоть больше и [[падший ангел]] — но был известен как Некромант) и Саруман, когда стал правителем Изенгарда.
** Ангмарский король-чародей, будущий главный кольценосец.
** Ангмарский король-чародей, будущий главный кольценосец.
* «[[Хроники Нарнии]]» — Белая Колдунья Джадис и Леди в Зелёном. Тот случай, когда магия позволяет захватить и удержать власть даже при [[Нулевой рейтинг|нулевом рейтинге]] (у Джадис, впрочем, были и искренние поклонники). Также Кориакин в качестве правителя однотопов.
* «[[Хроники Нарнии]]» — Белая Колдунья Джадис и Леди в Зелёном. Тот случай, когда магия позволяет захватить и удержать власть даже при [[Нулевой рейтинг|нулевом рейтинге]] (у Джадис, впрочем, были и искренние поклонники). Также Кориакин в качестве правителя однотопов.
* [[The Inheritance Cycle|«Наследие»]]:
* «[[The Inheritance Cycle|Наследие]]»:
** Гальбаторикс, правитель Империи.
** Гальбаторикс, правитель Империи.
** Все правители эльфов.
** Все правители эльфов.
* «[[Колесо Времени]]» — Ранд ал’Тор, Возрождённый Дракон, и два Лжедракона — Мазрим Таим и Логайн. Также все [[Злодейский кордебалет|Отрёкшиеся]] в той или иной степени.
* «[[Колесо Времени]]» — Ранд ал’Тор, Возрождённый Дракон, и два Лжедракона — Мазрим Таим и Логайн. Также все [[Злодейский кордебалет|Отрёкшиеся]] в той или иной степени.
* «[[Ведьмак]]» — часто встречалось в эпоху первопоселенцев (Йан Беккер, Раффар Белый), но позже маги договорились в политику не лезть, предпочитая управлять из-за кулис. Бывали исключения для королевских особ с мощным врождённым даром, как прабабка Цириллы Адалия Ворожейка. Могла в этой роли выступить и сама Цири (на престоле Цинтры/Нильфгаарда/Ковира), но не сложилось.
* «[[Ведьмак]]» — часто встречалось в эпоху первопоселенцев (Йан Беккер, Раффар Белый), но позже маги договорились в политику не лезть, предпочитая управлять из-за кулис. Бывали исключения для королевских особ с мощным врождённым даром, как прабабка Цириллы Адалия Ворожейка. Могла в этой роли выступить и сама Цири (на престоле Цинтры/Нильфгаарда/Ковира), но не сложилось.
* «[[Досье Дрездена]]» — чернокнижники любят собирать вокруг себя небольшие культы, оказывающие им всякие услуги. Виктор Селлз, Кравос, Аристид, да и Никодимус в этом плане не отстаёт. А вот «светлые» чародеи предпочитают смертных в свои дела не вовлекать.
* «[[Досье Дрездена]]» — чернокнижники любят собирать вокруг себя небольшие культы, оказывающие им всякие услуги. Виктор Селлз, Кравос, Аристид, да и Никодимус в этом плане не отстаёт. А вот «светлые» чародеи предпочитают смертных в свои дела не вовлекать.
** Предпочитают, но вот сам Гарри…
** Предпочитают, но вот сам Гарри…
* [[МИФы]] Скив. Конечно, главным образом команда его соратников (впоследствии — Корпорация МИФ) состояла из магов, но были там и сотрудники без колдовских талантов (Брокхрест, Ааз, Гвидо, Нунцио).
* [[МИФы]] — Скив. Конечно, главным образом команда его соратников (впоследствии — Корпорация МИФ) состояла из магов, но были там и сотрудники без колдовских талантов (Брокхрест, Ааз, Гвидо, Нунцио).
* «[[Песнь Льда и Пламени]]» — те из Старков, у кого проявляется талант [[варга]].
* «[[Песнь Льда и Пламени]]» — те из Старков, у кого проявляется талант [[варга]].
* «[[Сага о Копье]]» — Рейстлин, собирающий собственное войско в Трилогии Близнецов.
* «[[Сага о Копье]]» — Рейстлин, собирающий собственное войско в Трилогии Близнецов.
* «[[Князь Пустоты]]» — Анасуримбор Келлхус. Маг, полководец, пророк, харизматический лидер [[Ниндзя-пират-зомби-робот|и просто красавчик]].
* «[[Князь Пустоты]]» — Анасуримбор Келлхус. Маг, полководец, пророк, харизматический лидер [[Ниндзя-пират-зомби-робот|и просто красавчик]].
* «[[Dark Sun]]» — Короли-чародеи правят многими городами-государствами. Делают это они, в большинстве своём, не потому, что хотят этого, а потому, что так проще концентрировать ресурсы для сдерживания [[Заключенное зло|Раджаата]].


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «[[Star Wars]]» — джедаи-генералы (назначались командующими в период серьёзных заварух, например, Войн Клонов), а также император Палпатин собственной персоной.
* «[[Star Wars]]» — джедаи-генералы (назначались командующими в период серьёзных заварух, например, Войн Клонов), а также император Палпатин собственной персоной.
** В приквельной трилогии ещё и граф Дуку, официальный глава государства КНС, а в сиквельной Сноук и Кайло Рен (Палпатин не считается, у его Вечных Ситхов и так магократия).
** В приквельной трилогии ещё и граф Дуку, официальный глава государства КНС, а в сиквельной Сноук и Кайло Рен (Палпатин не считается, у его Вечных Ситхов и так магократия).
** В Легендах упоминается, что до Руусана джедаи тоже могли занять пост верховного канцлера Республики.
** В Легендах упоминается, что до Руусана джедаи тоже могли занять пост верховного канцлера Республики.
*** Правда, следует заметить, что это вроде бы произошло всего лишь единственный раз - после окончания периода правления канцлеров из культа Пиус Деа (этакого галактического средневековья).
*** Правда, следует заметить, что это вроде бы произошло всего лишь единственный раз — после окончания периода правления канцлеров из культа Пиус Деа (этакого галактического средневековья).
*** Плюс лорды-джедаи времен Новых войн ситхов.
*** Правящая династия Империи Фелов ещё с Джаггеда Фела (сына Сунтира Фела и Сиал Антиллес) породнилась со Скайуокерами-Соло, и хотя никто из Фелов не был формальным джедаем, большинство таки было полноценными форс-юзерами и членами ордена Имперских Рыцарей, что почти то же самое.
*** Правящая династия Империи Фелов ещё с Джаггеда Фела (сына Сунтира Фела и Сиал Антиллес) породнилась со Скайуокерами-Соло, и хотя никто из Фелов не был формальным джедаем, большинство таки было полноценными форс-юзерами и членами ордена Имперских Рыцарей, что почти то же самое.
*** Все империи ситхов.
*** Все империи ситхов.


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* «[[Белоснежка и семь гномов]]» — злая королева Гримхильда из диснеевского мультфильма.
* «[[Белоснежка и семь гномов]]» — [[злая королева]] Гримхильда из диснеевского мультфильма.
* «[[Холодное сердце]]» — Эльза, королева и [[Ледяная душа|криомант]] ошеломляющей силы. Во второй части кое-что меняется по обоим пунктам.
* «[[Холодное сердце]]» — Эльза, королева и [[Ледяная душа|криомант]] ошеломляющей силы. Во второй части кое-что меняется по обоим пунктам.


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
* «[[My Little Pony: Friendship is Magic]]» — принцессы Селестия и Луна. Вопреки впечатлению от первых сезонов, не божества и не какие-то уникальные существа, просто очень могущественные волшебницы-аликорны.
* «[[My Little Pony: Friendship is Magic]]» — принцессы [[MLP/Princess Celestia|Селестия]] и [[MLP/Princess Luna|Луна]]. Вопреки впечатлению от первых сезонов, не богини и не какие-то уникальные существа, просто очень могущественные волшебницы-[[Крылатый единорог|аликорны]].
** А также король Сомбра, королева Кризалис, король Шторм и лорд Тирек. Впрочем, у последнего только титул, а правление ему нафиг не нужно, а Шторм вообще больше на пирата похож.
** А также [[MLP/King Sombra|король Сомбра]], [[MLP/Queen Chrysalis|королева Кризалис]], [[MLP/King Storm|король Шторм]] и [[MLP/Lord Tirek|лорд Тирек]]. Впрочем, у последнего только титул, а правление ему нафиг не нужно, а Шторм вообще больше на пирата похож.
* «[[Аладдин]]» — прежде всего, конечно же, Мозенрат, а ещё тот малолетний король, настроение которого моментально меняло погоду в целой стране. Джафар, кстати, тоже успел побыть сабжем, но недолго.
** [[MLP/Princess Cadance|Принцесса Каденс]] и [[MLP/Shining Armor|Шайнинг Армор]], правители Кристальной империи. Их дочь Фларри Харт, скорее всего, станет сабжем, когда вырастет.
* «[[Avatar: The Last Airbender|Аватар: Легенда об Аанге]]» — все правители Народа Огня являются могущественными покорителями огненной стихии.
** И Торакс, когда стал лидером оборотней.
* [[RWBY]]: что [[светлый властелин]] инкогнито Оз, что {{spoiler|его бывшая жена}} [[Главный Гад|Сейлем]] [[Бездна времени|живые реликты]] из тех додревних времён, когда человечеству была доступна настоящая магия (нынешние люди этого мира обладают разве что [[Мозаика сверхспособностей|рандомным и узкоспециализированным]] подобием (англ. Semblance) магии).
** {{spoiler|[[Твайлайт Спаркл|Твайлайт]] в последней серии мультсериала.}}
* «[[Аладдин]]» — прежде всего, конечно же, Мозенрат, а ещё тот малолетний король, настроение которого моментально меняло погоду в целой стране. Джафар, кстати, тоже успел побыть сабжем, но недолго.
* «[[Avatar: The Last Airbender|Аватар: Легенда об Аанге]]» — все правители Народа Огня являются могущественными покорителями огненной стихии.
* [[RWBY]]: что [[светлый властелин]] инкогнито Оз, что {{spoiler|его бывшая жена}} [[Главный гад|Сейлем]] — [[Бездна времени|живые реликты]] из тех додревних времён, когда человечеству была доступна настоящая магия (нынешние люди этого мира обладают разве что [[Мозаика сверхспособностей|рандомным и узкоспециализированным]] подобием (англ. Semblance) магии).
* «Шахерезада. Нерассказанные истории» — [[Главный гад|главная злодейка]] Дуниазада. Одновременно [[злая королева]] и [[Злой колдун|злая колдунья]].
** И принцесса-волшебница острова Вак-Вак.


=== [[Комиксы]] ===
=== [[Комиксы]] ===
Строка 84: Строка 96:
* Чёрный Адам, Аквамэн, Геофорс и Удивительный Человек.
* Чёрный Адам, Аквамэн, Геофорс и Удивительный Человек.


=== [[Аниме]] и [[Манга|манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* [[Overlord]] главгерой Момонга(он же Айнз Оал Гоун для своих подданых), король-заклинатель Колдовского королевства Назарик. Будучи высокоранговой нежитью и одним из сильнейших магов Нового Мира, тем не менее, твёрдо намеревается [[Добрый король|построить утопию для всех рас, где все будут равны в правах и обязанностях]], а пока занят реформами в королевстве, покорением соседних стран и внешнеполитическими интригами.  
* [[Overlord]] — главгерой Момонга (он же Айнз Оал Гоун для своих подданых), король-заклинатель Колдовского королевства Назарик. Будучи высокоранговой нежитью и одним из сильнейших магов Нового Мира, тем не менее, твёрдо намеревается [[Добрый король|построить утопию для всех рас, где все будут равны в правах и обязанностях]], а пока занят реформами в королевстве, покорением соседних стран и внешнеполитическими интригами.
* «Records of Lodoss War». Король Валиса Фан и его приемник Этох. С прикрученным фитильком, т. к. не волшебники, но паладин и священник соответственно. Поэтому используют не тайную, а божественную магию.
* «Records of Lodoss War». Король Валиса Фан и его приемник Этох. С прикрученным фитильком, так как не волшебники, но паладин и священник соответственно. Поэтому используют не тайную, а божественную магию.
* [[Mahou Shoujo Madoka Magica]] [[с прикрученным фитильком]] спинофф о [[Столетняя война|Жанне д'Арк]], в котором её вывели волшебницей.
* [[Mahou Shoujo Madoka Magica]] — [[с прикрученным фитильком]] спинофф о [[Столетняя война|Жанне д’Арк]], в котором её вывели волшебницей.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* [[Age of Wonders]] 3 — предводители классов Чародей, Теократ, Некромант и Архидруид. Игромеханически способности Технократа, Плута и Военачальника тоже считаются заклинаниями, но сюжетно ими не являются.
* Серия стратегий Dominions — практически все волшебники являются ещё и командирами войска, как минимум низкоранговыми. А некоторыми типами войск (например, нежитью) только они командовать и могут.
* [[Assassin's Creed|Assassin's Creed 3 Тирания короля Вашингтона]] - Вашингтон при помощи [[Техномагия|техномагического артефакта]] поработил умы отцов-основателей США и короновал себя, помимо контроля разума его скипетр дает ему еще множество магических способностей.  
* [[Morrowind|Великий дом Теллванни]] же! Возглавляется магами, которых, впрочем, собственно магия интересует гораздо больше политики.
* Серия [[HoMM]] (кроме четвёртой части) любой герой архетипа Magic, так как даже очень могучий маг здесь не сможет обойтись без армии. С другой стороны, вкачать чистого полководца без магии (в отличие от какого-нибудь Master of Magic) вам ничто не мешает.
* [[Age of Wonders]] 3 — предводители классов Чародей, Теократ, Некромант и Архидруид. Игромеханически способности Технократа, Плута и Военачальника тоже считаются заклинаниями, но сюжетно ими не являются.
** [[HoMM IV]] герой, качающий одну из магических школ (Природу, Жизнь, Смерть, Порядок или Хаос) и либо Управление/Благородство (Nobility), либо Тактику. Поскольку, чтобы герой прожил дольше одного хода, желательно качать ещё и Бой, такое сочетание встречалось редко.
** В предыдущих частях лидерами-магами были ВСЕ предводители.
* [[King's Bounty]] (серия ремейков) формально, только герой класса Маг. Фактически, у вас вряд ли получится пройти всю игру за представителя любого класса, ни разу не воспользовавшись магией.
* [[Assassin's Creed|Assassin’s Creed 3 Тирания короля Вашингтона]] — Вашингтон при помощи [[Техномагия|техномагического артефакта]] поработил умы отцов-основателей США и короновал себя, помимо контроля разума его скипетр дает ему еще множество магических способностей.
* [[Disciples]] один из возможных вариантов выбора правителя (верховный маг) и один из типов предводителей отрядов (просто маг). Естественно, именно они эффективнее всего используют имеющиеся у игрока заклинания.
* Серия [[HoMM]] (кроме четвёртой части) — любой герой архетипа Magic, так как даже очень могучий маг здесь не сможет обойтись без армии. С другой стороны, вкачать чистого полководца без магии (в отличие от какого-нибудь Master of Magic) вам ничто не мешает.
* [[Warcraft]] Джайна (собственно, маг и лидер Терамора, ныне — Кул-Тираса), Тралл (шаман и бывший вождь Орды), Иллидан времён Frozen Throne (невероятно сильный колдун [[Заявленная способность|согласно лору]], строивший свою мини-империю в Дреноре), Сильвана Виндраннер ([[Колдун и стрелок|тёмный охотник]] и <s>актуальный</s> уже нет лидер Орды), а также пара десятков персонажей калибром поменьше.
** [[HoMM IV]] — герой, качающий одну из магических школ (Природу, Жизнь, Смерть, Порядок или Хаос) и либо Управление/Благородство (Nobility), либо Тактику. Поскольку, чтобы герой прожил дольше одного хода, желательно качать ещё и Бой, такое сочетание встречалось редко.
* [[King's Bounty]] (серия ремейков) — формально, только герой класса Маг. Фактически, у вас вряд ли получится пройти всю игру за представителя любого класса, ни разу не воспользовавшись магией.
* [[Disciples]] — один из возможных вариантов выбора правителя (верховный маг) и один из типов предводителей отрядов (просто маг). Естественно, именно они эффективнее всего используют имеющиеся у игрока заклинания.
* [[Stellaris]] — при псионическом возвышении троп отыгрывается 100 %, но и без этого можно заполучить себе, например, лидера-кетлинга и избрать его в генсека/председателя/диктатора.
* [[Warcraft]] — Джайна (собственно, маг и лидер Терамора, ныне — Кул-Тираса), Тралл (шаман и бывший вождь Орды), Иллидан времён Frozen Throne (невероятно сильный колдун [[Заявленная способность|согласно лору]], строивший свою мини-империю в Дреноре), Сильвана Виндраннер ([[Колдун и стрелок|тёмный охотник]] и <s>актуальный</s> уже нет лидер Орды), а также пара десятков персонажей калибром поменьше.
** Вечная Императрица Азшара смотрит на всех вышеописанных как на дилетантов.
** Вечная Императрица Азшара смотрит на всех вышеописанных как на дилетантов.
* [[Warlords|Warlords Battlecry III]] классы героев, изначально владеющие магией и имеющие бонусы к харизме. К ним относятся целитель, жрец, друид (лечат и усиливают свои войска), мудрец, мастер рун (дают бонусы расовым юнитам-магам), шаман и элементалист. Также в эту категорию попадают юниты-генералы, владеющие магией, такие как имперские маги или чумные жрецы.
* [[Warlords|Warlords Battlecry III]] — классы героев, изначально владеющие магией и имеющие бонусы к харизме. К ним относятся целитель, жрец, друид (лечат и усиливают свои войска), мудрец, мастер рун (дают бонусы расовым юнитам-магам), шаман и элементалист. Также в эту категорию попадают юниты-генералы, владеющие магией, такие как имперские маги или чумные жрецы.
* [[Эадор]] волшебник, развивающий лидерские таланты, становится Заклинателем (специалистом по наложению долговременных усилений или ослаблений), а полководец, изучающий магию — Жрецом (повышает боевой дух и сопротивление магии у своих воинов).
* [[Эадор]] — волшебник, развивающий лидерские таланты, становится Заклинателем (специалистом по наложению долговременных усилений или ослаблений), а полководец, изучающий магию — Жрецом (повышает боевой дух и сопротивление магии у своих воинов).
* Шутки ради: «[[South Park]]: The Stick of Truth» — [[South Park/Eric Cartman|Эрик Картман]], Король-Чародей Твердыни Купы, отыгрывает боевого мага и возглавляет фракцию, к которой присоединяется главный герой, да ещё и по [[Тошнотворная суперсила|пердельно]]-магической части становится его ментором. Козлом и чудаком на букву «М» он как был, так и остаётся, хотя при нужде вполне может проявить отвагу. В ближнем бою жиртрест предсказуемо [[Хлипкий маг|слаб]], но зато наколдовать огненный шторм [[Испортить воздух|из пятой точки]] как нечего делать.
* «[[South Park: The Stick of Truth]]» (2014) — шутки ради: [[Южный Парк/Эрик Картман|Эрик Картман]], Король-Чародей Твердыни Купы, отыгрывает боевого мага и возглавляет фракцию, к которой присоединяется главный герой, да ещё и по [[Тошнотворная суперсила|пердельно]]-магической части становится его ментором. Козлом и чудаком на букву «М» он как был, так и остаётся, хотя при нужде вполне может проявить отвагу. В ближнем бою жиртрест предсказуемо [[Хлипкий маг|слаб]], но зато наколдовать огненный шторм [[Испортить воздух|из пятой точки]] — как нечего делать.
* Всевозможные РПГ с партиями героев и возможностью создать собственного персонажа. При выборе магических специальностей получается наш троп.
* Всевозможные РПГ с партиями героев и возможностью создать собственного персонажа. При выборе магических специальностей получается наш троп.
* [[Аллоды]] Император Хадагана Незеб, один из сильнейших Великих Магов вселенной.
* [[Аллоды]] — Император Хадагана Незеб, один из сильнейших Великих Магов вселенной.


=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===
* [[Warhammer 40,000]] Император Человечества как первый из них, примархи Магнус и Лоргар под номерами два и три. Кроме них, штатно командиры с псайкерскими навыками встречаются только у эльдар (Провидцы), тиранидов (Тираны Улья и Нейротропы) и Хаоса, однако ничто не мешает библиарию или боевому псайкеру в виде исключения возглавить своё подразделение.
* [[Warhammer 40,000]] — Император Человечества как первый из них, примархи Магнус и Лоргар под номерами два и три. Кроме них, штатно командиры с псайкерскими навыками встречаются только у эльдар (Провидцы), тиранидов (Тираны Улья и Нейротропы) и Хаоса, однако ничто не мешает библиарию или боевому псайкеру в виде исключения возглавить своё подразделение.
** Малкадора Сигиллита не забываем.
** Малкадора Сигиллита не забываем.
** Псайкеры, возглавляющие хаоситские культы или культы имени себя, тоже бывают. А во времена Эры Раздора псайкеры были среди тиранов, возглавлявших техноварварские государства.
** Псайкеры, возглавляющие хаоситские культы или культы имени себя, тоже бывают. А во времена Эры Раздора псайкеры были среди тиранов, возглавлявших техноварварские государства.
** Там же никто не удивится, узнав о библиарии Космодесанта, ставшим Магистром Ордена и тем самым попутно получившим полномочия планетарного губернатора. Поскольку в уставе Инквизиции чётко прописано, что после завершения расследования инквизитор обязан приложить все возможные усилия по восстановлению докризисной ситуации, инквизитор-псайкер, вычистивший огнём и мечом верхушку коррумпированной планетарной администрации, сам должен сесть в высокое кресло, как минимум до тех пор, пока Администратум новых чиновников не пришлёт или местные лояльные кандидатуры не выявятся. А вот ситуация, когда планетарный аристократ с '''невысокими''' псайкерскими способностями проходит санкционирование и, вернувшись на родину с уникальным даром, со временем садится на трон, исключительно редка (больно трудо- и финансовозатратная комбинация получается), но возможна, Правитель-целитель или ясновидец у народа особого отторжения не вызывает, а уж за его лояльностью Инквизиция с '''особым''' вниманием присмотрит.
** Там же никто не удивится, узнав о библиарии Космодесанта, ставшим Магистром Ордена и тем самым попутно получившим полномочия планетарного губернатора. Поскольку в уставе Инквизиции чётко прописано, что после завершения расследования инквизитор обязан приложить все возможные усилия по восстановлению докризисной ситуации, инквизитор-псайкер, вычистивший огнём и мечом верхушку коррумпированной планетарной администрации, сам должен сесть в высокое кресло, как минимум до тех пор, пока Администратум новых чиновников не пришлёт или местные лояльные кандидатуры не выявятся. А вот ситуация, когда планетарный аристократ с '''невысокими''' псайкерскими способностями проходит санкционирование и, вернувшись на родину с уникальным даром, со временем садится на трон, исключительно редка (больно трудо- и финансовозатратная комбинация получается), но возможна, Правитель-целитель или ясновидец у народа особого отторжения не вызывает, а уж за его лояльностью Инквизиция с '''особым''' вниманием присмотрит.
** У ордена Кровавых Воронов все высшие командные посты занимали библиарии. [[Ай, молодца!|Однажды это очень неприятно ему аукнулось…]]
** У ордена Кровавых Воронов все высшие командные посты занимали библиарии. [[Ай, молодца!|Однажды это очень неприятно ему аукнулось…]]
* [[Warhammer Fantasy Battles]] любой лорд, владеющий магией, десятки их. Особенно характерно для эльфийских фракций и вампиров (у этих на личной магической силе держится почти всё войско), но в том или ином виде лидеры-маги есть у всех.
* [[Warhammer Fantasy Battles]] — любой лорд, владеющий магией, десятки их. Особенно характерно для эльфийских фракций и вампиров (у этих на личной магической силе держится почти всё войско), но в том или ином виде лидеры-маги есть у всех.
** Но только один обладает пафосным титулом "Король-Чародей". Малекит, лидер темных эльфов (а под конец мира - и всех эльфов вообще), собственной персоной.
** Но только один обладает пафосным титулом «Король-Чародей». Малекит, лидер темных эльфов (а под конец мира — и всех эльфов вообще), собственной персоной.
* [[D&D]] 3.5 — поскольку сила заклинаний колдуна ([[sorcerer]]) зависела от значения Харизмы, зачастую именно он играл роль гласного лидера и дипломата команды. Насколько это соответствовало реальному распределению ролей внутри группы, целиком и полностью зависело от игрока. Сюда же можно отнести [[бард]]ов и [[warlock|чернокнижников]].
* [[D&D]] 3.5 — поскольку сила заклинаний чародея ([[sorcery|сорка]]) зависела от значения Харизмы, зачастую именно он играл роль гласного лидера и дипломата команды. Насколько это соответствовало реальному распределению ролей внутри группы, целиком и полностью зависело от игрока. Сюда же можно отнести [[бард]]ов и [[warlock|чернокнижников]].
* [[Равенлофт]]. Не все лорды доменов владеют магией, но почти каждый обладает значительной властью над границами собственного домена (которая зачастую очень похожа на магическую).
* [[Равенлофт]]. Не все лорды доменов владеют магией, но почти каждый обладает значительной властью над границами собственного домена (которая зачастую очень похожа на магическую).



Текущая версия на 20:39, 1 апреля 2025

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Benevolent Mage Ruler, Sorcerous Overlord. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

В большинстве произведений, не описывающих магократическое общество, волшебники предпочитают избегать лидерских должностей. Объяснения этому могут быть самыми разными, но факт остаётся фактом — маг, скорее всего, удовольствуется местом великого визиря или серого кардинала в государстве или умника, если речь идёт о команде приключенцев. Но не в нашем случае. Этот персонаж — лидер и маг, который совмещает занятия магией с обязанностями предводителя более или менее крупной социальной структуры. Если вдуматься, такой подход имеет смысл — владение боевой или ментальной магией сильно повышает шансы захватить и удержать власть. Есть, правда, вероятность, что политические оппоненты нарекут тебя Тёмным Властелином… но это уже издержки. В традиционном фэнтези такой персонаж действительно, скорее всего, будет злодеем — антагонист должен представлять для героя как можно большую опасность, а что может быть более угрожающим, чем сочетание политической и магической силы? С другой стороны, если маг-предводитель окажется на стороне условного добра, с большой долей вероятности, он и будет главным героем произведения. Первой ласточкой в этом смысле был Элрик из Мелнибонэ, а дальше колёса завертелись.

Троп применим только в тех случаях, когда пост лидера не подразумевает обязательного владения магией (как при уже упомянутой магократии или в организациях, состоящих целиком из волшебников).

Родственный троп — Бог-Император.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Трое волхвов, они же три царя, которые принесли дары Иисусу. С прикрученным фитильком, ибо и в классических источниках, и в современной фольклорной традиции, если за волхвами и признается «магичность», она связывается чаще всего с астрологией.
  • Легендарный царь Соломон, мудрец и заклинатель джиннов.
  • Такие древнерусские князья как Вещий Олег, Всеслав Полоцкий или былинный Вольха Всеславич в сказаниях являлись не только удачливыми лидерами и могучими воинами, но и обладателями колдовской силы.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • А. Н. Островский «Тушино» — именно такой имидж пытаются создать Лжедмитрию II тушинские пропагандисты (заодно обосновав, почему убитый при всем честном народе Дмитрий Иванович жив, здоров и сидит в Тушино)
« Хитрей того, они лицом менялись
С расстригою. Когда беда случилась,
Расстрига с ним лицом и поменялся,
А сам бежать. Молчанова убили,
А он-то жив и в Тушине теперь.
[...]
А говорю, что знаю. Я за вора
Не постою, царем не называю,
Он вор и есть, да только вор мудреный.
С ним воевать хитро, бесовской силой
Он держится. Поди-ка повоюй!
Он знает все: и что, и как творилось
Здесь без него, и что у нас на мысли,
Кто хорошо о нем, кто дурно думал.
Из ведунов -- ведун.
»
— Савлуков, тушинский агент в Москве - о Дмитрие Ивановиче
  • Упорядоченное:
    • Хаген, правитель Хединсея, ученик Истинного Мага Хедина.
    • Владычица, свергнувшая династию Халлана.
    • Народом Дану управляли князья-маги. В сюжете фигурирует один из них — Седрик Алый.
  • Метавселенная Рудазова
    • «Архимаг» — Креол как лидер собственной банды и как предводитель вторжения в Лэнг. Серая Земля до (и после) его правления уже была сформировавшейся магократией, ИЧСХ, Креол искренне считал, что маги не должны стоять во главе государств (вот во главе их глав — другое дело), пока самому не предложили.
    • «Апофеоз» — Бриар Всемогущий, прошедший путь от преследуемого диссидента до первого Колдующего Императора без единого государственного переворота.
    • Давно задуманный, но всё никак не пишущийся роман в жанре кейппанк — на местной Земле (-56 лет от нашей) аккурат посреди Второй Мировой изобрели препарат, дающий сверхспособности. Действует он, правда, на одного человека из ста — но среди них оказались многие мировые лидеры. Сталин получил возможности Супермена, Рузвельт — профессора Ксавье, а Гитлер — заправского некроманта.
  • «Дорога домой» Виталия Зыкова — главный герой, К’ирсан Кайфат, на протяжении серии успел побывать кондотьером, а потом завоевал собственное королевство, продолжая совершенствоваться как маг.
  • Лорд Сварог, граф Гэйр, собственной персоной.
  • «Хроники странного королевства» — Орландо, унаследовавший права на престол от матери и магическую Силу от отца-эльфа. А мэтр Вельмир был лидером в своей группе приключенцев.
    • Причём главной особенностью Орландо является эмпатическая магия. Швырять файрболлы во вражеские танки и вертолёты может любой маг (те, что прибыли в составе кавалерии, разнесли всю технику за секунды), а внушать товарищам +500 боевого духа, чтобы они могли стоять насмерть в безнадёжном бою — только он.
    • Скаррон был лидером-магом классического «тёмновластелинского» образца, как и его дракон Харган на посту наместника в мире Дельта.
  • Виктор «Исьемини» Ночкин «Странные приключения Ингви, короля-демона из Харькова» — главный герой Ингви (он же инженер Иволгин).
    • А также Проклятый Принц Гериан.
  • Олди, «Пасынки восьмой заповеди» — Мардула-младший, атаман разбойничьей шайки и последний, недоученный воспитанник Самуила-бацы.
  • Роман Злотников «Арвендейл». Так как в империи процветает магократия, то неудивительно, что Император также является самым сильным магом Империи. Троп идет бок о бок с тропом «власть — это сила», так как после коронации даже посредственный чародей превращается в могучего боевого мага.
  • Сергей Мусаниф «Обратная сторона медали». Кевин маг достаточно посредственный, но при этом является местным вариантом Темного Властелина. Даром, что от «Темного» у него одно название.
    • А вот Гарриус Черный из сиквела «Цвет мира — серый» — прямой троп. Крутой и могущественный маг, которого так задолбал бардак в окрестных землях, что тот собрал отряд бойцов и начал завоевывать всех соседей, попутно наводя порядок на их землях. К моменту повествования завоевал почти весь континент. По итогам — основал Континентальную Империю.
    • А после успешного наведения порядка ушёл в отставку, и через двести лет инкогнито работает экскурсоводом в музее имени себя
  • «Волшебник Изумрудного города» — практически все первоначальные руководители частей Волшебной страны (кроме подземных рудокопов, марранов и зверей в лесу). Те, кто в магию на самом деле не умел, старательно пытались магами прикидываться (Гудвин, Урфин Джюс при обеих попытках захвата власти).

Зарубежная[править]

  • Легендариум Толкина:
    • Фэанор сотворил могущественные магические артефакты (Сильмарилли, Палантиры, волшебные Светильники, названные его именем и многое другое) и был Королём Нолдор.
    • Финголфин первоначально носил имя «Голфин» (Golfin) — и лишь позднее Профессор пришёл к имени «Финголфин». Первоначально это имя происходило от нолдоринских слов «phin» («умение») и «(n)gol» («магия»). Хотя, в текстах Профессора каких-то особых способностей к магии не проявлял.
    • Финрод Фелагунд, король эльфов Нарготронда — обладал значительными способностями к псионике.
    • Кэлебримбор, предводитель Гвайт-и-Мирдайн — это он изобрёл способ создания Колец Власти.
    • Эльронд был мудрейшим из эльфов (и в том числе и в области магии — так, например, с лёгкостью смыл Девятерых водами Бруинена).
    • Галадриэль обрушила своими силами стены Дол-Гулдура.
    • В экранизации Питера Джексона магическими способностями (как минимум — в области иллюзий) обладает Трандуиль. О книжном короле лесных эльфов ничего точно не известно в этом плане.
    • Моргот (хотя, он скорее сатанинский архетип), Саурон (хоть больше и падший ангел — но был известен как Некромант) и Саруман, когда стал правителем Изенгарда.
    • Ангмарский король-чародей, будущий главный кольценосец.
  • «Хроники Нарнии» — Белая Колдунья Джадис и Леди в Зелёном. Тот случай, когда магия позволяет захватить и удержать власть даже при нулевом рейтинге (у Джадис, впрочем, были и искренние поклонники). Также Кориакин в качестве правителя однотопов.
  • «Наследие»:
    • Гальбаторикс, правитель Империи.
    • Все правители эльфов.
  • «Колесо Времени» — Ранд ал’Тор, Возрождённый Дракон, и два Лжедракона — Мазрим Таим и Логайн. Также все Отрёкшиеся в той или иной степени.
  • «Ведьмак» — часто встречалось в эпоху первопоселенцев (Йан Беккер, Раффар Белый), но позже маги договорились в политику не лезть, предпочитая управлять из-за кулис. Бывали исключения для королевских особ с мощным врождённым даром, как прабабка Цириллы Адалия Ворожейка. Могла в этой роли выступить и сама Цири (на престоле Цинтры/Нильфгаарда/Ковира), но не сложилось.
  • «Досье Дрездена» — чернокнижники любят собирать вокруг себя небольшие культы, оказывающие им всякие услуги. Виктор Селлз, Кравос, Аристид, да и Никодимус в этом плане не отстаёт. А вот «светлые» чародеи предпочитают смертных в свои дела не вовлекать.
    • Предпочитают, но вот сам Гарри…
  • МИФы — Скив. Конечно, главным образом команда его соратников (впоследствии — Корпорация МИФ) состояла из магов, но были там и сотрудники без колдовских талантов (Брокхрест, Ааз, Гвидо, Нунцио).
  • «Песнь Льда и Пламени» — те из Старков, у кого проявляется талант варга.
  • «Сага о Копье» — Рейстлин, собирающий собственное войско в Трилогии Близнецов.
  • «Князь Пустоты» — Анасуримбор Келлхус. Маг, полководец, пророк, харизматический лидер и просто красавчик.
  • «Dark Sun» — Короли-чародеи правят многими городами-государствами. Делают это они, в большинстве своём, не потому, что хотят этого, а потому, что так проще концентрировать ресурсы для сдерживания Раджаата.

Кино[править]

  • «Star Wars» — джедаи-генералы (назначались командующими в период серьёзных заварух, например, Войн Клонов), а также император Палпатин собственной персоной.
    • В приквельной трилогии ещё и граф Дуку, официальный глава государства КНС, а в сиквельной Сноук и Кайло Рен (Палпатин не считается, у его Вечных Ситхов и так магократия).
    • В Легендах упоминается, что до Руусана джедаи тоже могли занять пост верховного канцлера Республики.
      • Правда, следует заметить, что это вроде бы произошло всего лишь единственный раз — после окончания периода правления канцлеров из культа Пиус Деа (этакого галактического средневековья).
      • Плюс лорды-джедаи времен Новых войн ситхов.
      • Правящая династия Империи Фелов ещё с Джаггеда Фела (сына Сунтира Фела и Сиал Антиллес) породнилась со Скайуокерами-Соло, и хотя никто из Фелов не был формальным джедаем, большинство таки было полноценными форс-юзерами и членами ордена Имперских Рыцарей, что почти то же самое.
      • Все империи ситхов.

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

Комиксы[править]

  • Конечно же, Доктор Дум, Танос и Магнето, если считать его силы за магию! Кто ж ещё?!
    • А с недавних пор и Чёрная Пантера, который получил силы некромага.
    • Шторм.
  • Чёрный Адам, Аквамэн, Геофорс и Удивительный Человек.

Аниме и манга[править]

  • Overlord — главгерой Момонга (он же Айнз Оал Гоун для своих подданых), король-заклинатель Колдовского королевства Назарик. Будучи высокоранговой нежитью и одним из сильнейших магов Нового Мира, тем не менее, твёрдо намеревается построить утопию для всех рас, где все будут равны в правах и обязанностях, а пока занят реформами в королевстве, покорением соседних стран и внешнеполитическими интригами.
  • «Records of Lodoss War». Король Валиса Фан и его приемник Этох. С прикрученным фитильком, так как не волшебники, но паладин и священник соответственно. Поэтому используют не тайную, а божественную магию.
  • Mahou Shoujo Madoka Magica — с прикрученным фитильком спинофф о Жанне д’Арк, в котором её вывели волшебницей.

Видеоигры[править]

  • Серия стратегий Dominions — практически все волшебники являются ещё и командирами войска, как минимум низкоранговыми. А некоторыми типами войск (например, нежитью) только они командовать и могут.
  • Великий дом Теллванни же! Возглавляется магами, которых, впрочем, собственно магия интересует гораздо больше политики.
  • Age of Wonders 3 — предводители классов Чародей, Теократ, Некромант и Архидруид. Игромеханически способности Технократа, Плута и Военачальника тоже считаются заклинаниями, но сюжетно ими не являются.
    • В предыдущих частях лидерами-магами были ВСЕ предводители.
  • Assassin’s Creed 3 Тирания короля Вашингтона — Вашингтон при помощи техномагического артефакта поработил умы отцов-основателей США и короновал себя, помимо контроля разума его скипетр дает ему еще множество магических способностей.
  • Серия HoMM (кроме четвёртой части) — любой герой архетипа Magic, так как даже очень могучий маг здесь не сможет обойтись без армии. С другой стороны, вкачать чистого полководца без магии (в отличие от какого-нибудь Master of Magic) вам ничто не мешает.
    • HoMM IV — герой, качающий одну из магических школ (Природу, Жизнь, Смерть, Порядок или Хаос) и либо Управление/Благородство (Nobility), либо Тактику. Поскольку, чтобы герой прожил дольше одного хода, желательно качать ещё и Бой, такое сочетание встречалось редко.
  • King's Bounty (серия ремейков) — формально, только герой класса Маг. Фактически, у вас вряд ли получится пройти всю игру за представителя любого класса, ни разу не воспользовавшись магией.
  • Disciples — один из возможных вариантов выбора правителя (верховный маг) и один из типов предводителей отрядов (просто маг). Естественно, именно они эффективнее всего используют имеющиеся у игрока заклинания.
  • Stellaris — при псионическом возвышении троп отыгрывается 100 %, но и без этого можно заполучить себе, например, лидера-кетлинга и избрать его в генсека/председателя/диктатора.
  • Warcraft — Джайна (собственно, маг и лидер Терамора, ныне — Кул-Тираса), Тралл (шаман и бывший вождь Орды), Иллидан времён Frozen Throne (невероятно сильный колдун согласно лору, строивший свою мини-империю в Дреноре), Сильвана Виндраннер (тёмный охотник и актуальный уже нет лидер Орды), а также пара десятков персонажей калибром поменьше.
    • Вечная Императрица Азшара смотрит на всех вышеописанных как на дилетантов.
  • Warlords Battlecry III — классы героев, изначально владеющие магией и имеющие бонусы к харизме. К ним относятся целитель, жрец, друид (лечат и усиливают свои войска), мудрец, мастер рун (дают бонусы расовым юнитам-магам), шаман и элементалист. Также в эту категорию попадают юниты-генералы, владеющие магией, такие как имперские маги или чумные жрецы.
  • Эадор — волшебник, развивающий лидерские таланты, становится Заклинателем (специалистом по наложению долговременных усилений или ослаблений), а полководец, изучающий магию — Жрецом (повышает боевой дух и сопротивление магии у своих воинов).
  • «South Park: The Stick of Truth» (2014) — шутки ради: Эрик Картман, Король-Чародей Твердыни Купы, отыгрывает боевого мага и возглавляет фракцию, к которой присоединяется главный герой, да ещё и по пердельно-магической части становится его ментором. Козлом и чудаком на букву «М» он как был, так и остаётся, хотя при нужде вполне может проявить отвагу. В ближнем бою жиртрест предсказуемо слаб, но зато наколдовать огненный шторм из пятой точки — как нечего делать.
  • Всевозможные РПГ с партиями героев и возможностью создать собственного персонажа. При выборе магических специальностей получается наш троп.
  • Аллоды — Император Хадагана Незеб, один из сильнейших Великих Магов вселенной.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — Император Человечества как первый из них, примархи Магнус и Лоргар под номерами два и три. Кроме них, штатно командиры с псайкерскими навыками встречаются только у эльдар (Провидцы), тиранидов (Тираны Улья и Нейротропы) и Хаоса, однако ничто не мешает библиарию или боевому псайкеру в виде исключения возглавить своё подразделение.
    • Малкадора Сигиллита не забываем.
    • Псайкеры, возглавляющие хаоситские культы или культы имени себя, тоже бывают. А во времена Эры Раздора псайкеры были среди тиранов, возглавлявших техноварварские государства.
    • Там же никто не удивится, узнав о библиарии Космодесанта, ставшим Магистром Ордена и тем самым попутно получившим полномочия планетарного губернатора. Поскольку в уставе Инквизиции чётко прописано, что после завершения расследования инквизитор обязан приложить все возможные усилия по восстановлению докризисной ситуации, инквизитор-псайкер, вычистивший огнём и мечом верхушку коррумпированной планетарной администрации, сам должен сесть в высокое кресло, как минимум до тех пор, пока Администратум новых чиновников не пришлёт или местные лояльные кандидатуры не выявятся. А вот ситуация, когда планетарный аристократ с невысокими псайкерскими способностями проходит санкционирование и, вернувшись на родину с уникальным даром, со временем садится на трон, исключительно редка (больно трудо- и финансовозатратная комбинация получается), но возможна, Правитель-целитель или ясновидец у народа особого отторжения не вызывает, а уж за его лояльностью Инквизиция с особым вниманием присмотрит.
    • У ордена Кровавых Воронов все высшие командные посты занимали библиарии. Однажды это очень неприятно ему аукнулось…
  • Warhammer Fantasy Battles — любой лорд, владеющий магией, десятки их. Особенно характерно для эльфийских фракций и вампиров (у этих на личной магической силе держится почти всё войско), но в том или ином виде лидеры-маги есть у всех.
    • Но только один обладает пафосным титулом «Король-Чародей». Малекит, лидер темных эльфов (а под конец мира — и всех эльфов вообще), собственной персоной.
  • D&D 3.5 — поскольку сила заклинаний чародея (сорка) зависела от значения Харизмы, зачастую именно он играл роль гласного лидера и дипломата команды. Насколько это соответствовало реальному распределению ролей внутри группы, целиком и полностью зависело от игрока. Сюда же можно отнести бардов и чернокнижников.
  • Равенлофт. Не все лорды доменов владеют магией, но почти каждый обладает значительной властью над границами собственного домена (которая зачастую очень похожа на магическую).