Пополнять армию врагами: различия между версиями
Amrith (обсуждение | вклад) |
Ajoura (обсуждение | вклад) |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 58: | Строка 58: | ||
** И вообще [[дружба начинается с поражения]] — жилища существ, города и замки нужно сперва захватить. | ** И вообще [[дружба начинается с поражения]] — жилища существ, города и замки нужно сперва захватить. | ||
** То же самое можно было сделать и в RPG Might and Magic. | ** То же самое можно было сделать и в RPG Might and Magic. | ||
* [[Age of Empires]] — жрецы | * [[Age of Empires]] — [[Знают именно за это|просто одно слово: «ВОЛОЛО-О-О-О!»]]. Так жрецы обращают вражеских юнитов и здания в свою веру, тем самым передавая их под ваш контроль. Можно получить и те виды войск, которых у вас самих нет. Некоторые миссии другими способами в принципе не проходятся. | ||
* [[Total Annihilation]]: Kingdoms — Элзин, монарх фракции Aramon, может оживлять трупы врагов, обращая их на свою сторону. Есть некоторые юниты, которые могут «перекрашивать» ещё живых врагов (у фракции Taros есть психомаг, который даже может обратить группу врагов в небольшом радиусе). И, с фитильком — некоторые юниты могут воскрешать павших врагов в виде других юнитов, но на вашей стороне. | |||
* [[Dungeon Keeper]] — можно не убивать врагов, а избивать до полусмерти и сажать в тюрьму. Заключённых можно сдавать в камеру пыток, где они, после некоторой обработки (только лечить не забывайте!), [[Пытки портят характер|перейдут на вашу злодейскую сторону]]. | |||
* «Казаки» — можно захватывать вражеские постройки, крестьян и артиллерию. Другое дело, что ИИ любит их при попытке захвата [[Так не доставайся же ты никому!|поджигать/убивать/ломать]], но, если у вас получится захватить крестьянина, сможете с его помощью отстраивать вражеские здания, в том числе и казармы/конюшни/артдепо для найма вражеских юнитов. | |||
* [[StarCraft]] — терраны могут пользоваться пристройками, остающимися после уничтожения/бегства зданий другого игрока-террана. А ещё Нова умеет брать под телепатический контроль вражеского юнита. Одного за раз. | * [[StarCraft]] — терраны могут пользоваться пристройками, остающимися после уничтожения/бегства зданий другого игрока-террана. А ещё Нова умеет брать под телепатический контроль вражеского юнита. Одного за раз. | ||
** У зергов это вообще в порядке вещей. Лишившись тиранической воли Сверхразума, стаи начинают грызться между собой, и побеждённые присоединяются к победившим, а уж каким путём — слияния или поглощения — зависит от настроения вожака-победителя. Во второй части зерги получили заразителя, способного переманивать вражеских юнитов — в кампании навсегда, в мультиплеере на время. | ** У зергов это вообще в порядке вещей. Лишившись тиранической воли Сверхразума, стаи начинают грызться между собой, и побеждённые присоединяются к победившим, а уж каким путём — слияния или поглощения — зависит от настроения вожака-победителя. Во второй части зерги получили заразителя, способного переманивать вражеских юнитов — в кампании навсегда, в мультиплеере на время. |
Текущая версия на 16:37, 25 апреля 2025
Командир войска одержал тяжёлую победу. Большая часть его людей полегла в последней битве, однако вражеский босс был убит, и его недобитые солдаты не горят желанием продолжать сражаться. Как выходить из затруднительного положения? Ответ напрашивается сам собой — предложить бывшим врагам вступить в свою армию.
Может пересекаться с тропом Какой ни есть, а он за нас, если побеждённые явно морально отличаются в худшую сторону от победителей, но не достаточно, чтобы с ними не иметь никаких дел. Со стороны побеждённых может иметь место стокгольмский синдром или дружба, начавшаяся с поражения. Впрочем, может и не иметь — если, например, они собираются предать, но вынуждены сейчас принять предложение своего бывшего противника. Или если им в той или иной мере всё равно, кому служить (для наёмника — норма). А некоторых наёмников можно (и нужно) перекупить даже до сражения.
Где-то рядом пролегает троп «защищать свою тюрьму». Если же битва была лишь одной в череде сражений, то с точки зрения остальных представителей проигравшей эту битву стороны, такое пополнение является власовцами. Если мнения у пополнения никто не спрашивает — это боевые рабы. А если пополнение посмертное или необратимое — это Предательский постчеловек, в массовом исполнении — традиционная фракционная фишка нежити, реже оборотней. Опять же — мнения поднимаемых трупов некроманты (за редкими исключениями, для высшего класса бойцов, то есть личей или рыцарей смерти) не спрашивают и под этот троп не подпадают.
Примеры[править]
Комплексные франшизы[править]
- «Песнь Льда и Пламени»/«Игра престолов»:
- Роберт Баратеон был славен талантом склонить на свою сторону только что разбитых врагов. Взятого в плен на Трезубце Барристана Селми Роберт вообще обеспечил медпомощью за свой счёт (а медпомощь Сиру Дедуле понадобилась серьёзная — никак не хотел даваться живым), так что выздоровел Барристан уже после окончательного поражения Таргариенов — и, решив, что реставрацию их обеспечить в одиночку не сможет, принял предложение вернуться на службу в прежней должности королевского гвардейца.
- Во время войны Пяти Королей переход на сторону бывшего врага случался не раз. Яркий пример — переход Тиреллов на сторону Ланнистеров после гибели Ренли.
- Warhammer 40,000 и его фэнтезийный аналог:
- У Чемпионов Хаоса это распространённая практика. Победил вражеского Чемпиона — можешь забирать в качестве трофея остатки его пати. С поправкой на почитаемых Богов Хаоса, разумеется — слаанешиты в банду кхорнитов вряд ли впишутся, равно как и тзинчиты к нурглитам. Хотя, решительный и безжалостный лидер вполне способен собрать себе варбанду из самой разношёрстной публики (см., например, «Жатву черепов» Г. Макнилла).
- Хаоситы активно переманивают в свои культы имперских граждан. А еретик может послужить Империуму в качестве арко-флагеллянта или пилота Наказующей машины.
- Грэм Макнилл, «Чёрное солнце» — Чемпион Железных Воинов Хонсю, разбив вражеский клан, довольно быстро перевербовывает его солдат себе.
- Да и некоторые инквизиторы этим грешат. В их свите можно увидеть очень подозрительных личностей, расписанных с ног до головы весьма занятными татуировками, при взгляде на которые создаётся отвратительное впечатление, что они незаметно движутся под кожей, а от молитв, которые неразборчиво бормочут себе под нос эти аколиты, у других людей почему-то болят уши. Это не считая джокаэро, а в особо запущенных случаях — демонхостов, эльдаров и круутов.
- Стандартный приём Империи Т’ау. Высшее Благо не подразумевает принадлежности к определённому биологическому виду, и таусята нередко переманивают людей на свою сторону. Так, например, пленённым имперским гвардейцам предоставляется простой выбор: служить Высшему Благу или умереть (а вот стерилизация людей — миф, тау позволяют им размножаться и спустя пару поколений уже получают убеждённых сторонников Высшего Блага). Многие другие расы вошли в состав империи Тау похожим образом почти поголовно, например те же крууты.
- Russian Reversal — в «Касте Огня» и «Авангарде» П. Фехервари раненая шас’уи Джи’Каара была переделана Механикусами в скитария.
- Орки вообще смотрят на мир просто. Если ихний босс побил нашего, значит, наш был не настоящий, а настоящий — вот этот, за него и будем махаться! И даже сам побитый босс, если вообще выжил, ничуть не возмутится, а встанет под знамёна более сильного бойзца.
- У Чемпионов Хаоса это распространённая практика. Победил вражеского Чемпиона — можешь забирать в качестве трофея остатки его пати. С поправкой на почитаемых Богов Хаоса, разумеется — слаанешиты в банду кхорнитов вряд ли впишутся, равно как и тзинчиты к нурглитам. Хотя, решительный и безжалостный лидер вполне способен собрать себе варбанду из самой разношёрстной публики (см., например, «Жатву черепов» Г. Макнилла).
Литература[править]
- «Prince of Nothing» — в пятой книге, «Воин Доброй Удачи», капитан Шкуродёров лорд Косотёр решает забрать себе в отряд недобитков из числа разбойничьей гильдии Ущербов, которые незадолго от этого нападали на Шкуродёров и были ими же разбиты.
- Позже Консульт разжился пятёркой дуниан, которых захватили в плен. И которые не только целиком согласились с целями Консульта, но и захватили в нём власть.
- Чайна Мьевиль, «Шрам» — один из способов пополнения населения плавучего пиратского города Армады. На момент повествования большая часть жителей Армады — либо перевоспитанные пленники, либо их потомки.
- Егор Чекрыгин, «Хроники Дебила» — протагонист сначала пополняет свои войска, освобождая и перевербовывая «забритых» аиотееками дикарей. Впоследствии на его сторону переходят и некоторые коренные аиотееки.
- С. Юрченко, «Время для Инженера Времени» / «Замок над миром» — Олег изначально собирает билд своего персонажа, Кайларна, под такую возможность, выбрав навыки «Дипломатия» и «Толерантность» и класс со способностями проповедника (точнее, носителя ереси Хаоса — конкретно Тзинча — но это детали). В результате войска Кайларна представляют из себя сборную солянку, в которой под троп попадают ездовые волки, отряд-клан сфено, молодая принцесса фэйри (бывшая квест-боссом) и клан кочевников местной СФК монголов.
- С. Слэйд, «Война Спасения» — в Экспедиционной Армии Человечества во время войны с Раем уже служат демоны из побеждённого Ада.
- Р. Сальваторе, «Тёмный эльф» — когда один знатный дом дроу решает сместить другой, в обязательном порядке вырезаются все аристократы до последнего, иначе общественность жестоко покарает (формально — за нападение, по факту — за «нечистую работу»). А вот рядовые солдаты без малейших колебаний переходят на службу к победителям.
- «Князь Света» — за неимением других союзников, Сэм для борьбы с Небесами освобождает ракшасов, которых он же ранее и заточил в Адов Колодезь. Зря. Или нет, как посмотреть — союзником Тарака оказался крайне ненадёжным, но в итоге именно его дар позволил Сэму пережить смерть своего тела.
- Андрей Валентинов, «Флегетон» — протагонист, белогвардейский штабс-капитан, упоминает о практике восполнения потерь в личном составе за счет пленных красноармейцев как о само собой разумеющейся. С комиссарами, впрочем, система не работает.
- Александр Рудазов, «Архимаг» — педаль в асфальт. Креол сотоварищи пришли на помощь Рокушу, который пыталась оккупировать Серая Земля, и во главе его армии разгромили захватчиков наголову. После чего воспользовались тем, что Серая Земля — магократия, в которой право сильного закреплено чуть ли не законодательно, а клингонское повышение — вполне легитимный способ подняться на новый колдовской уровень и заслужить новую должность… и воссели в Совете Двенадцати сами. Причём в него вошли аж трое членов прежнего, вырезанного подчистую Совета — адмиралу Асанте Шторму, техномагу Руорку Машинисту и биомагу Муроку Вивисектору было откровенно плевать, кто там сидит в первом кресле, пока он не жалеет финансирования на их ведомства. И уж Креол не жалел — все производственные мощности страны работали на будущую Зарю над Лэнгом. Рядовой личный состав армии взял в оборот маршал Хобокен, гражданских — возглавивший церковь лод Гвэйдеон и увлёкшаяся социальными проектами Ванесса, и получилась… не утопия, разумеется, но явно лучше той откровенной мракократии, которую представляла собой Серая Земля до Войны Колдунов.
Кино[править]
- «Хроники Риддика» — Риддик вообще не планировал заводить армию, но закон некромонгеров чётко гласит: «что убил — то твоё»…
Телесериалы[править]
- «Андромеда» — в начале сериала капитану Дилану Ханту за неимением более подходящих кандидатур свой экипаж пришлось формировать из тех, кто пытался угнать его крейсер.
- «Звездный путь» — Борг выжимает педаль в Дельта-квадрант: все его дроны являются ассимилированными представителями других рас, питавших к Боргу отнюдь не дружеские чувства.
Комикс[править]
- Girl Genius — в Империи Клауса Вульфенбаха сдавшимся солдатам противника предлагают вступить в армию Империи или валить домой с месячным жалованием.
- Schlock Mercenary — Крутые Тейгона таким образом разжились шеф-коком Ch’vorthq, лейтенантом (де-факто командиром отрядной разведки) Кэтрин Флиндерс (с уничтоженного суперкорабля «Тунгуска»), капитаном Алексией Мартоф (Murtaugh, уволенной из ЧВК Sanctum Adroit после инцидента с участием группы Крутых в колонии Ha5en Hi5e) и ИИ-пилотом корабля «Убойное Дыхание» (бывшим до этого сумасшедшим ИИ мега-хабитата Эйна-Оафа).
- Супергерой Фантом создал костяк Патруля джунглей из пленённых пиратов.
Аниме и манга[править]
- Gate: Jieitai Kanochi nite, Kaku Tatakaeri — японцы этим грешат и даже поручают ответственные посты, однако, никто из «завербованных» не работает на врага.
- Berserk — Гриффит-Фемто предлагает пленным кушанам переходить на его сторону.
Видеоигры[править]
- Mount and Blade — пленников можно завербовать в свой отряд и получить бойцов с низким показателем боевого духа. Вскоре, почти гарантированно, сбегут. Поэтому лучше сразу же помещать таких завербованных в гарнизон замка или города. Оттуда уже не вырвутся.
- Или посылать в ближайший бой на острие атаки. Но в бою они тоже быстро побегут (как минимум — в некоторых модах)… А те из них, кто уцелеет после боя, воспользуются первой же возможностью для побега (это и в ванильке так обстоит).
- В Viking Conquest можно за кругленькую сумму завербовывать банды разбойников.
- Disgaea — до пятой части мы неэлегантно в буквальном смысле закидывали монстров на стартовую панель (в первой части это было доступно ввобще вне зависимости от уровня монстра), а вот с гуманоидами такой фокус не проходил. В пятой же мы просто брали бойцов (не только монстров) как с помощью специального отряда, так и через экспедиции. Кроме того, в обычных боях враг мог присоединиться к нам, но с очень малой вероятностью. А потом пленных пытаем до нужной кондиции.
- Heroes of Might & Magic:
- Дипломатия и, с прикрученным фитильком (потому что враги при переходе на службу, строго говоря, перестают быть собой), некромантия. В четвёртой части также Шарм — эффект строго аналогичен Дипломатии, только не требует денег (особый маразм в том, что ими владеют герои из одного и того же замка).
- Можно случайно нанять побеждённых врагов.
- И вообще дружба начинается с поражения — жилища существ, города и замки нужно сперва захватить.
- То же самое можно было сделать и в RPG Might and Magic.
- Age of Empires — просто одно слово: «ВОЛОЛО-О-О-О!». Так жрецы обращают вражеских юнитов и здания в свою веру, тем самым передавая их под ваш контроль. Можно получить и те виды войск, которых у вас самих нет. Некоторые миссии другими способами в принципе не проходятся.
- Total Annihilation: Kingdoms — Элзин, монарх фракции Aramon, может оживлять трупы врагов, обращая их на свою сторону. Есть некоторые юниты, которые могут «перекрашивать» ещё живых врагов (у фракции Taros есть психомаг, который даже может обратить группу врагов в небольшом радиусе). И, с фитильком — некоторые юниты могут воскрешать павших врагов в виде других юнитов, но на вашей стороне.
- Dungeon Keeper — можно не убивать врагов, а избивать до полусмерти и сажать в тюрьму. Заключённых можно сдавать в камеру пыток, где они, после некоторой обработки (только лечить не забывайте!), перейдут на вашу злодейскую сторону.
- «Казаки» — можно захватывать вражеские постройки, крестьян и артиллерию. Другое дело, что ИИ любит их при попытке захвата поджигать/убивать/ломать, но, если у вас получится захватить крестьянина, сможете с его помощью отстраивать вражеские здания, в том числе и казармы/конюшни/артдепо для найма вражеских юнитов.
- StarCraft — терраны могут пользоваться пристройками, остающимися после уничтожения/бегства зданий другого игрока-террана. А ещё Нова умеет брать под телепатический контроль вражеского юнита. Одного за раз.
- У зергов это вообще в порядке вещей. Лишившись тиранической воли Сверхразума, стаи начинают грызться между собой, и побеждённые присоединяются к победившим, а уж каким путём — слияния или поглощения — зависит от настроения вожака-победителя. Во второй части зерги получили заразителя, способного переманивать вражеских юнитов — в кампании навсегда, в мультиплеере на время.
- У протоссов ещё с первой части есть тёмные архонты, перехватывающие контроль над юнитами противника. Навсегда, но за большую стоимость по мане (а в первой части тёмные архонты при этом ещё и теряли весь заряд щитов).
- WarCraft III — по сюжету Сильвана ухитрилась пополнить свои войска изначально враждебными разбойниками, а также войсками Гаритоса и Вариматаса.
- Перед этим Артас поставил себе на службу Сильвану и других эльфов в виде банши.
- Civilization II — с помощью шпионов можно организовать во вражеском городе революцию и скупить его. Вместе с находящейся на защите армией. Также можно подкупить и припаркованный у берега вражеский крейсер, было бы золото.
- В пятой части при захвате лагеря варваров юнитами Германии есть небольшой шанс, что на её сторону перейдёт один из побеждённых юнитов варваров. Точно так же турки могут переманить любой варварский корабль. А ещё у всех наций есть очень интересные юниты — «Каперы» (и их уникальный апгрейд для Голландии, «Морские гезы»), которые, уничтожив вражеский корабль, с некоторым шансом переманивает его на свою сторону с половиной хп. И самая мякотка: каперы сохраняют эту особенность при модернизации до эсминцев.
- Dragon Age: Origins — можно заключить союз с оборотнями вместо долийцев и посвятить в Серые Стражи Логэйна.
- Fallout: New Vegas — Легион Цезаря пополняет свои ряды за счёт покорённых племён. А при прохождении за НКР Курьер может убедить враждебных Республике Великих Ханов и Братство Стали поддержать её в финальной битве.
- Pathfinder: Kingmaker — можно принимать к себе на службу разбойников. А в финальной битве на помощь милосердному королю придут ранее пощажённые им враги, такие как Тартук и Армаг.
- Star Wars: Empire at War — Тайбер Занн, лидер преступного синдиката имени себя, в наземных боях обладает способностью предлагать неприятелю взятку, в результате чего тот мгновенно переходит на его сторону. Правда, только до конца сражения, зато он не учитывается в лимите войск. Что характерно, некоторые войска таким макаром стоят дешевле себестоимости: так, великолепный АТ-АТ нанимается за 1000 кредитов, а к Тайберу перебегает всего лишь за 750. ИЧСХ, не перестаёт при этом рожать штурмовиков.
- Туда же император Палпатин. Одна из его способностей позволяет перевести под свой контроль все вражеские юниты в довольно большом радиусе. Одна беда — они начинают очень быстро терять здоровье, так что после обращения долго не проживут, и их нужно буквально кидать на убой.
- Risen 3 — итак, Безымянному нужен флот для сражения. Кого туда набрать? Разумеется, команду пирата-отморозка и инквизитора-отморозка.
- Total War:
- Rome, Medieval 2, Shogun 2 — армии противника можно банально подкупать.
- Warhammer — имперцы, бретонцы, гномы, высшие и лесные эльфы после победы над враждебными соплеменниками могут забирать всех пленных себе в солдаты.
- При этом бретонцы, имперцы и гномы могут так пополнять войска только за счёт врагов своей расы, а вот эльфы, каким-то непонятным образом — любой.
- Metal Gear — в некоторых частях серии стандартный метод набора своей армии наёмников.
- Tyranny — Алый Хор этим просто живёт. Предполагается, что «повязка кровью» и лютый социал-дарвинизм сделают своё дело, а на потери и дезертирство Голосам Нерата плевать — новых порций пушечного мяса всегда хватает.
- Mass Effect — Шепард может перетянуть на свою сторону рахни и гетов. В случае с гетами можно пополнить их ряды за счёт перепрограммированных еретиков.
- Жнецы делают хасков из всех, кого сумеют изловить.
- Assassin’s Creed IV: Black Flag и Rogue — взятый на абордаж корабль можно присоединить к свой флотилии. Опционально при этом можно сделать его команде предложение, от которого нельзя отказаться, и присоединить команду тоже.
- Command & Conquer — инженеры могут захватывать здания.
- Red Alert 2 — Юрий, чьи пехота, техника и даже здания могут брать под свой контроль вражеские войска. Be one with Yuri.
- Red Alert 3 — помимо захвата зданий инженерами, можно перевербовывать вражеских солдат с помощью шпионов Союзников.
- Command & Conquer 3: Tiberium Wars — инженеры могут захватывать вражеские здания и обломки шагоходов.
- Generals — здесь можно тоже захватить вражеское здание, только вместо инженеров используются способность обычной пехоты. А также некоторыми способами можно технику врагов лишать экипажа, а затем любым пехотинцем захватывать её.
- War Front: Turning Point — в немецкой кампании в миссии «Канцлер», где нужно устранить фюрера, часть германских войск, охраняющих того, перейдёт на вашу сторону. В союзной кампании вам предложат захватить вражескую технику со склада.
- Серия Homeworld — повреждённый фрегат или крейсер врага можно отбуксировать к главному кораблю, и там его быстренько переоборудуют на свою сторону. Так можно получить корабль пока недоступного класса или халявный корабль в терминах ресурсов или предела управления, в зависимости от игры.
- Evil Genius 2 — промывание мозгов позволяет превращает пленных в наших миньонов: из Дознавателей выходят Рабочие, Солдаты превращаются в Охранников, Воры — в Лакеев, а из Диверсантов получаются Техники.
- «Expeditions: Viking» — после нападения бандитов с севера в плену у главгероя оказывается Гуннар Мирный, которого можно взять в свой хирд.
- Age of Wonders — примерно половина фракций умеет переманивать вражеских юнитов на свою сторону с помощью какого-нибудь юнита. Сатиры, нимфы, леди боли, паучьи королевы, шарлатаны, праведники, жрецы смерти и аватары Иаки просто заставляют сменить сторону на время боя, а потом, в зависимости от мировоззрения, он может и остаться в армии игрока, и дезертировать, а вот воплощения вселяются в юнитов, получая над ними полный контроль, который может закончиться только смертью носителя, после чего воплощение вылезет из его трупа и полетит искать следующую жертву.
- Дилогия «Битва за Средиземье» — на высоких уровнях Саруман умеет на время переманивать на свою сторону войска противника, Грима во второй части точно так же на время переманивает вражеских героев, а созданный герой-маг или харадрим делает то же самое, что и Саруман (переманивает войска), но в меньшем радиусе, и подчинённые отряды остаются под его командованием навсегда.
Настольные игры[править]
- Сёги: Игрок может использовать захваченные фигуры противника в качестве своих. Именно поэтому фигуры приходится делать одного цвета, а свои от чужих отличать только по направлению «носика».
- BattleTech — клановцы охотно переходят на сторону того, кто взял их в плен.
- Emperor of the Fading Suns — иногда, можно получить недобитый вражеский юнит
Реальная жизнь[править]
- Наёмники, попав в плен, спокойно переходили на сторону врага после истечения срока контракта или если их не выкупали.
- А также перебежчики как явление.
- С прикрученным фитильком подходят многочисленные примеры, когда представители побеждённых народов служат в армии победителей — и делают это более чем добросовестно.
- Орда практиковала подобное, посылая свежих рекрутов из побеждённых народов на самые трудные участки в первых рядах. Тут уж не до добросовестности…
- Как гласит старая добрая пословица: «Лучший способ победить врага — сделать его своим другом!» А если это — ещё враг противоположного пола, то…
- У пиратов было популярно предложение матросам захваченного корабля: или присоединиться к пиратам, или пройтись по доске за борт.
Заграница[править]
- Александр «Филиппович» Македонский проделывал это с покорёнными народами, в том числе с персами. Завоёванным местным правителям, бывало, возвращал их земли в обмен на службу.
- Совершенно эпических размеров эта практика достигала в эпоху переселения народов:
- Небольшое племя народа гуннов в начале н. э. было жестоко разгромлено китайцами и бежало на Урал, уже по пути туда увлекая в миграцию уйму кочевых племён. Далее они там последовательно разгромили и поглотили многочисленные сарматские и аланские племена, приведя в Причерноморье огромную коалицию варваров, где разгромили уже местные союзы восточных германцев, и этих присоединив к своей орде.
- Чингисхан включал в свою армию завоёванные степные народы, поделив их на части и распределив их по своим туменам.
- Для пиратов Карибского моря предложить команде и пассажирам захваченного корабля присоединиться к ним вообще было скорее правилом, чем исключением, если только данная конкретная шайка не питала к стране, под чьим флагом плыли жертвы, такой сильной личной неприязни, что кушать не могла. Ибо, в отличие от неквалифицированной матросни, люди с руками из плеч (коки, плотники, парусные мастера) на фронтире воспроизводились медленно, а с высшим образованием (штурмана и доктора) не воспроизводились вовсе — но в команде требовались до зарезу, и это был оптимальный способ таких заполучать.
- Шведы при Карле XII этим тоже не брезговали — если пленных русских после битвы при Фрауштадте попросту перебили, то все прочие были отправлены на формирование новых подразделений шведской армии. Что поделать, многочисленностью знаменитые каролинеры не отличались — это ещё аукнется после Полтавы, когда окажется, что заменить погибшую армию практически некем.
- Фридрих Великий aka Старый Фриц добивался этого методом «солдат должен бояться палки своего фельдфебеля». В целом это работало… но потом случилась битва при Максене, когда набранная из пленных армия капитулировала практически в полном составе!
- Великая Армия Наполеона вошла в историю как «двунадесять языков», так как пополнялась рекрутами с захваченных территорий. Собственно говоря, львиную долю сгинувших в России составляли вовсе не французы — что и позволило Бонапарту ещё активно сопротивляться в 1813-14 годах.
- Хиви (от Hilfswilliger — желающий помочь) в вермахте в годы Второй мировой, появившиеся в рамках «мероприятий по усилению боеспособности войск» и заменявшие немцев в различных вспомогательных подразделениях — водителей, коноводов, строителей и т. д. К боевым действиям хиви старались не привлекать (или привлекать на других фронтах — как ост-батальоны в Нормандии) — банально не доверяли.
- Официально в вермахте могли служить только граждане Германии. В результате формирование добровольческих дивизий СС было практически поставлено на поток.
Россия[править]
- Царство Русское из-за небольшого населения концепцию военнопленных вообще не особо признавало. Нормой было отсылать, скажем, пленных татар на шведскую и литовскую границу, а пленных литовцев и поляков на восточную. После пары лет в остроге пленным просто сообщали, что до врага 5 верст, а до родины — 5000; не желающие далее сидеть в остроге могут уже сейчас начать службу.
- Ещё к XIV—XV вв. князья северо-восточной Руси с удовольствием принимали беженцев с южной Руси и поселенцев.
- Во время «Великой Замятни» в Орде в середине-конце XIV века многие татарские воины, иной раз и знатного происхождения (принадлежавшие к партиям, проигравшим в «игре престолов»), сами бежали на Русь. Судя по косвенным данным более поздних эпох, некоторое число татаро-монголов присутствовало на Куликовом поле на стороне русских. А позже многие пленные «воины степей» уже сами переходили на службу к «Белому Царю».
- В 1505 г. Нижний Новгород был осаждён ногайской ордой Махмет-Аминя. В кремле были пушки и порох, но никто из гарнизона не умел с ними обращаться, зато умели пленные литовцы. Воевода сделал им предложение от которого невозможно отказаться: свобода в обмен на помощь против ногайцев. Литовцы согласились.
- «Военную службу в Сибири несли и принудительные мигранты из Европы — военнопленные периода московско-польских войн» Миссия — спасти Кривощёково.
- Во время завоевания Иваном IV Ливонии многие немцы были «вёрстаны на службу» и посланы на южные засечные линии.
- Обороной Селенгинского острога от монгольских войск Тушэту-хана в 1688 г. руководил заключённый в этот острог бывший гетман Демьян Многогрешный, за что получил свободу.
- В Хивинском походе 1717 г. участвовал драгунский эскадрон, сформированный из «трофейных» шведов, захваченных в плен под Полтавой.
- Вообще после Полтавской битвы многие шведские солдаты и офицеры сменили подданство — нередко это были остзейские дворяне немецкого происхождения, коим обрыдло участвовать в безумных походах Карла XII по всей Восточной Европе, в то время как казаки грабили их хутора и мызы.
- Гражданская война в России — сплошь и рядом: содержать пленных обеим сторонам было особо негде, так что опций оставалось две: или под ружьё, или «в штаб генерала Духонина».
- Первая мировая война — в РИ был создан Чехословацкий легион, укомплектованный австро-венгерскими пленными, преимущественно чехами и словаками, не желавшими воевать против славян. В Гражданскую он тоже сыграл свою роль.