Сюжет: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(описание правки удалено)
Метка: отмена
 
(не показаны 2 промежуточные версии 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{q|… а главное, что в нашей руке — нить. Мы не владеем ею, мы находим её случайно, и снова теряем, поверив, заслушавшись или заснув. Мы забудем о ней в философских беседах, и не вспомним про нить, если будем когда‑нибудь счастливы.|Хорхе Луис Борхес. «Нить сюжета»}}
{{q|… а главное, что в нашей руке — нить. Мы не владеем ею, мы находим её случайно, и снова теряем, поверив, заслушавшись или заснув. Мы забудем о ней в философских беседах, и не вспомним про нить, если будем когда‑нибудь счастливы.|Хорхе Луис Борхес. «Нить сюжета»}}


[[Файл:Plot.png|thumb|right|Пирамида Фрайтага]]
[[Файл:Plot.png|thumb|right|Пирамида Фрайтага]]


'''Сюжет''' — это порядок событий в том виде, в котором он описан в художественном произведении. То, что было на самом деле, называется [[фабула|фабулой]].
'''Сюжет''' это порядок событий в том виде, в котором он описан в художественном произведении. То, что было на самом деле, называется [[фабула|фабулой]].


Для каждого произведения чрезвычайно важна мотивировка действий персонажей, потому что видимая бессмысленность действий будет загадочной совсем недолго, а затем начнёт чрезвычайно раздражать зрителя или читателя. Особенно, если авторы всё-таки поленились и ничем не заделали [[дыра в сюжете|сюжетные дыры]].
Для каждого произведения чрезвычайна важна мотивировка действий персонажей, потому что видимая бессмысленность действий будет загадочной совсем недолго, а затем начнёт чрезвычайно раздражать зрителя или читателя. Особенно, если авторы всё-таки поленились и ничем не заделали [[дыра в сюжете|сюжетные дыры]].


== Структура сюжета ==
== Структура сюжета ==
Строка 13: Строка 13:


[[Файл:Sword-battle Painting238kb.jpg|thumb|right|Кульминация]]
[[Файл:Sword-battle Painting238kb.jpg|thumb|right|Кульминация]]
# '''Экспозиция''' — это предыстория событий, описание места действия, характеров героев, нравов общества. «Жил да был злой барон, и был у него замок. Рядом с замком был лес, в нём жили добрые разбойники, изгнанные из дома непосильными поборами злого барона» — это экспозиция.
# '''Экспозиция''' это предыстория событий, описание места действия, характеров героев, нравов общества. «Жил да был злой барон, и был у него замок. Рядом с замком был лес, в нём жили добрые разбойники, изгнанные из дома непосильными поборами злого барона» — это экспозиция.
# '''Завязка''' — это событие или цепи событий, изменяющих отношения между героями или развивающих описанный в экспозиции конфликт. «Однажды разбойники вышли из леса и напали на замок» — это завязка.
# '''Завязка''' это событие или цепи событий, изменяющих отношения между героями или развивающими описанный в экспозиции конфликт. «Однажды разбойники вышли из леса и напали на замок» — это завязка.
# '''Кульминация''' — высшая точка развития [[конфликт]]а, самый напряжённый момент. «Барон вышел к разбойникам и начал биться с их предводителем».
# '''Кульминация''' высшая точка развития [[конфликт]]а, самый напряжённый момент. «Барон вышел к разбойникам и начал биться с их предводителем».
# '''Развязка''' — это разрешение конфликта, изменение отношений между героями после кульминации. «Предводитель разбойников проткнул злого барона своим огромным сверкающим мечом. Предводитель разбойников занял замок и снизил налоги ко всеобщей радости».
# '''Развязка''' это разрешение конфликта, изменение отношений между героями после кульминации. «Предводитель разбойников проткнул злого барона своим огромным сверкающим мечом. Предводитель разбойников занял замок и снизил налоги ко всеобщей радости».
# '''Эпилог''' (постпозиция) — описание того, что происходило после развязки. «С тех пор он справедливо правил до самой смерти».
# '''Эпилог''' (постпозиция) описание того, что происходило после развязки. «С тех пор он справедливо правил до самой смерти».


== Типы сюжетов ==
== Типы сюжетов ==

Текущая версия на 09:52, 13 мая 2022

« … а главное, что в нашей руке — нить. Мы не владеем ею, мы находим её случайно, и снова теряем, поверив, заслушавшись или заснув. Мы забудем о ней в философских беседах, и не вспомним про нить, если будем когда‑нибудь счастливы. »
— Хорхе Луис Борхес. «Нить сюжета»
Пирамида Фрайтага

Сюжет — это порядок событий в том виде, в котором он описан в художественном произведении. То, что было на самом деле, называется фабулой.

Для каждого произведения чрезвычайна важна мотивировка действий персонажей, потому что видимая бессмысленность действий будет загадочной совсем недолго, а затем начнёт чрезвычайно раздражать зрителя или читателя. Особенно, если авторы всё-таки поленились и ничем не заделали сюжетные дыры.

Структура сюжета[править]

Немецкий писатель Густав Фрайтаг, живший в XIX веке, в 1863 году в своей работе «Техника драмы» предложил своё понимание структуры сюжета, позже названное «пирамидой Фрайтага». Стоит учесть, что Фрайтаг не предполагал применять эту модель к современным ему пьесам, а занимался исследованиями Шекспира и античных драм.

С точки зрения Фрайтага, сюжет состоит из экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки и постпозиции (эпилога). Рассмотрим их по отдельности.

Кульминация
  1. Экспозиция — это предыстория событий, описание места действия, характеров героев, нравов общества. «Жил да был злой барон, и был у него замок. Рядом с замком был лес, в нём жили добрые разбойники, изгнанные из дома непосильными поборами злого барона» — это экспозиция.
  2. Завязка — это событие или цепи событий, изменяющих отношения между героями или развивающими описанный в экспозиции конфликт. «Однажды разбойники вышли из леса и напали на замок» — это завязка.
  3. Кульминация — высшая точка развития конфликта, самый напряжённый момент. «Барон вышел к разбойникам и начал биться с их предводителем».
  4. Развязка — это разрешение конфликта, изменение отношений между героями после кульминации. «Предводитель разбойников проткнул злого барона своим огромным сверкающим мечом. Предводитель разбойников занял замок и снизил налоги ко всеобщей радости».
  5. Эпилог (постпозиция) — описание того, что происходило после развязки. «С тех пор он справедливо правил до самой смерти».

Типы сюжетов[править]

  • Хроникальные. Это значит, что события связаны между собой хронологическим порядком изложения и сюжет по сути совпадает с фабулой.
  • Концентрические. События связаны между собой причинно-следственными связями. События подчиняются логике развития основного конфликта.

В большей части литературных произведений отлично сосуществуют оба типа сюжета.

См. также[править]