Сюжет: различия между версиями
ЗаяцВолк (обсуждение | вклад) (описание правки удалено) Метка: отмена |
|||
(не показаны 2 промежуточные версии 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{q|… а главное, что в нашей | {{q|… а главное, что в нашей руке — нить. Мы не владеем ею, мы находим её случайно, и снова теряем, поверив, заслушавшись или заснув. Мы забудем о ней в философских беседах, и не вспомним про нить, если будем когда‑нибудь счастливы.|Хорхе Луис Борхес. «Нить сюжета»}} | ||
[[Файл:Plot.png|thumb|right|Пирамида Фрайтага]] | [[Файл:Plot.png|thumb|right|Пирамида Фрайтага]] | ||
'''Сюжет''' | '''Сюжет''' — это порядок событий в том виде, в котором он описан в художественном произведении. То, что было на самом деле, называется [[фабула|фабулой]]. | ||
Для каждого произведения | Для каждого произведения чрезвычайна важна мотивировка действий персонажей, потому что видимая бессмысленность действий будет загадочной совсем недолго, а затем начнёт чрезвычайно раздражать зрителя или читателя. Особенно, если авторы всё-таки поленились и ничем не заделали [[дыра в сюжете|сюжетные дыры]]. | ||
== Структура сюжета == | == Структура сюжета == | ||
Строка 13: | Строка 13: | ||
[[Файл:Sword-battle Painting238kb.jpg|thumb|right|Кульминация]] | [[Файл:Sword-battle Painting238kb.jpg|thumb|right|Кульминация]] | ||
# '''Экспозиция''' | # '''Экспозиция''' — это предыстория событий, описание места действия, характеров героев, нравов общества. «Жил да был злой барон, и был у него замок. Рядом с замком был лес, в нём жили добрые разбойники, изгнанные из дома непосильными поборами злого барона» — это экспозиция. | ||
# '''Завязка''' | # '''Завязка''' — это событие или цепи событий, изменяющих отношения между героями или развивающими описанный в экспозиции конфликт. «Однажды разбойники вышли из леса и напали на замок» — это завязка. | ||
# '''Кульминация''' | # '''Кульминация''' — высшая точка развития [[конфликт]]а, самый напряжённый момент. «Барон вышел к разбойникам и начал биться с их предводителем». | ||
# '''Развязка''' | # '''Развязка''' — это разрешение конфликта, изменение отношений между героями после кульминации. «Предводитель разбойников проткнул злого барона своим огромным сверкающим мечом. Предводитель разбойников занял замок и снизил налоги ко всеобщей радости». | ||
# '''Эпилог''' (постпозиция) | # '''Эпилог''' (постпозиция) — описание того, что происходило после развязки. «С тех пор он справедливо правил до самой смерти». | ||
== Типы сюжетов == | == Типы сюжетов == |
Текущая версия на 09:52, 13 мая 2022
« | … а главное, что в нашей руке — нить. Мы не владеем ею, мы находим её случайно, и снова теряем, поверив, заслушавшись или заснув. Мы забудем о ней в философских беседах, и не вспомним про нить, если будем когда‑нибудь счастливы. | » |
— Хорхе Луис Борхес. «Нить сюжета» |
Сюжет — это порядок событий в том виде, в котором он описан в художественном произведении. То, что было на самом деле, называется фабулой.
Для каждого произведения чрезвычайна важна мотивировка действий персонажей, потому что видимая бессмысленность действий будет загадочной совсем недолго, а затем начнёт чрезвычайно раздражать зрителя или читателя. Особенно, если авторы всё-таки поленились и ничем не заделали сюжетные дыры.
Структура сюжета[править]
Немецкий писатель Густав Фрайтаг, живший в XIX веке, в 1863 году в своей работе «Техника драмы» предложил своё понимание структуры сюжета, позже названное «пирамидой Фрайтага». Стоит учесть, что Фрайтаг не предполагал применять эту модель к современным ему пьесам, а занимался исследованиями Шекспира и античных драм.
С точки зрения Фрайтага, сюжет состоит из экспозиции, завязки, развития действия, кульминации, развязки и постпозиции (эпилога). Рассмотрим их по отдельности.
- Экспозиция — это предыстория событий, описание места действия, характеров героев, нравов общества. «Жил да был злой барон, и был у него замок. Рядом с замком был лес, в нём жили добрые разбойники, изгнанные из дома непосильными поборами злого барона» — это экспозиция.
- Завязка — это событие или цепи событий, изменяющих отношения между героями или развивающими описанный в экспозиции конфликт. «Однажды разбойники вышли из леса и напали на замок» — это завязка.
- Кульминация — высшая точка развития конфликта, самый напряжённый момент. «Барон вышел к разбойникам и начал биться с их предводителем».
- Развязка — это разрешение конфликта, изменение отношений между героями после кульминации. «Предводитель разбойников проткнул злого барона своим огромным сверкающим мечом. Предводитель разбойников занял замок и снизил налоги ко всеобщей радости».
- Эпилог (постпозиция) — описание того, что происходило после развязки. «С тех пор он справедливо правил до самой смерти».
Типы сюжетов[править]
- Хроникальные. Это значит, что события связаны между собой хронологическим порядком изложения и сюжет по сути совпадает с фабулой.
- Концентрические. События связаны между собой причинно-следственными связями. События подчиняются логике развития основного конфликта.
В большей части литературных произведений отлично сосуществуют оба типа сюжета.
См. также[править]
- Бюджет пишет сюжет
- Есть бюджет — не нужен сюжет
- Жизнь пишет сюжет
- Злодей пишет сюжет
- Идиотский сюжет