Лидер и маг: различия между версиями
ЗаяцВолк (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{TVTropes|BenevolentMageRuler|Benevolent Mage Ruler|SorcerousOverlord|Sorcerous Overlord}} В большинстве произведений, не описывающих магократическое общество, волшебники предпочитают избегать лидерских должностей. Объяснения этому могут быть самыми разными, но факт остаётся...») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|BenevolentMageRuler|Benevolent Mage Ruler|SorcerousOverlord|Sorcerous Overlord}} | {{TVTropes|BenevolentMageRuler|Benevolent Mage Ruler|SorcerousOverlord|Sorcerous Overlord}} | ||
В большинстве произведений, не описывающих [[Магократия|магократическое]] общество, волшебники предпочитают избегать лидерских должностей. Объяснения этому могут быть самыми разными, но факт остаётся | В большинстве произведений, не описывающих [[Магократия|магократическое]] общество, волшебники предпочитают избегать лидерских должностей. Объяснения этому могут быть самыми разными, но факт остаётся фактом — маг, скорее всего, удовольствуется местом [[Великий визирь|великого визиря]] или [[Серый кардинал|серого кардинала]] в государстве или [[умник]]а, если речь идёт о команде приключенцев. Но не в нашем случае. Этот персонаж — '''лидер и маг''', который совмещает занятия магией с обязанностями предводителя более или менее крупной социальной структуры. Если вдуматься, такой подход имеет смысл — владение [[Боевой маг|боевой]] или [[Телепатия|ментальной]] магией сильно повышает шансы захватить и удержать власть. Есть, правда, вероятность, что политические оппоненты нарекут тебя [[Тёмный Властелин|Тёмным Властелином]]… но это уже издержки. В традиционном фэнтези такой персонаж действительно, скорее всего, будет злодеем — антагонист должен представлять для героя как можно большую опасность, а что может быть более угрожающим, чем сочетание политической и магической силы? С другой стороны, если маг-предводитель окажется на стороне условного добра, с большой долей вероятности, он и будет главным героем произведения. Первой ласточкой в этом смысле был [[Элрик из Мелнибонэ]], а дальше колёса завертелись. | ||
Троп применим только в тех случаях, когда пост лидера не подразумевает обязательного владения магией (как при уже упомянутой магократии или в организациях, состоящих целиком из волшебников). | Троп применим только в тех случаях, когда пост лидера не подразумевает обязательного владения магией (как при уже упомянутой магократии или в организациях, состоящих целиком из волшебников). | ||
Родственный | Родственный троп — [[Бог-Император]]. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
Строка 19: | Строка 19: | ||
** Хаген, правитель Хединсея, ученик Истинного Мага Хедина. | ** Хаген, правитель Хединсея, ученик Истинного Мага Хедина. | ||
** Владычица, свергнувшая династию Халлана. | ** Владычица, свергнувшая династию Халлана. | ||
** Народом Дану управляли князья-маги. В сюжете фигурирует один из | ** Народом Дану управляли князья-маги. В сюжете фигурирует один из них — Седрик Алый. | ||
* «[[Архимаг (серия книг)|Архимаг]] | * «[[Архимаг (серия книг)|Архимаг]]» — Креол как лидер собственной банды и как предводитель вторжения в Лэнг. Серая Земля до (и после) его правления уже была сформировавшейся магократией. | ||
* «Дорога домой» Виталия | * «Дорога домой» Виталия Зыкова — главный герой, К’ирсан Кайфат, на протяжении серии успел побывать [[кондотьер]]ом, а потом завоевал собственное королевство, продолжая совершенствоваться как маг. | ||
* Лорд [[Сварог]], граф Гэйр, собственной персоной. | * Лорд [[Сварог]], граф Гэйр, собственной персоной. | ||
* «[[Хроники странного королевства]] | * «[[Хроники странного королевства]]» — [[Король в изгнании|Орландо]], унаследовавший права на престол от матери и магическую Силу от отца-эльфа. А мэтр Вельмир был лидером в своей группе приключенцев. | ||
** Причём главной особенностью Орландо является эмпатическая магия. Швырять файрболлы во вражеские танки и вертолёты может любой маг (те, что [[прибытие кавалерии|прибыли в составе кавалерии]], разнесли всю технику за секунды), а внушать товарищам +500 боевого духа, чтобы они могли [[стоять насмерть]] в безнадёжном бою — только он. | ** Причём главной особенностью Орландо является эмпатическая магия. Швырять файрболлы во вражеские танки и вертолёты может любой маг (те, что [[прибытие кавалерии|прибыли в составе кавалерии]], разнесли всю технику за секунды), а внушать товарищам +500 боевого духа, чтобы они могли [[стоять насмерть]] в безнадёжном бою — только он. | ||
** Скаррон был лидером-магом классического «тёмновластелинского» образца, как и его дракон Харган на посту наместника в мире Дельта. | ** Скаррон был лидером-магом классического «тёмновластелинского» образца, как и его дракон Харган на посту наместника в мире Дельта. | ||
* Виктор «Исьемини» Ночкин «Странные приключения Ингви, короля-демона из | * Виктор «Исьемини» Ночкин «Странные приключения Ингви, короля-демона из Харькова» — главный герой Ингви (он же инженер Иволгин). | ||
** А также Проклятый Принц Гериан. | ** А также Проклятый Принц Гериан. | ||
* [[Олди]], «Пасынки восьмой | * [[Олди]], «Пасынки восьмой заповеди» — Мардула-младший, атаман разбойничьей шайки и {{spoiler|последний, недоученный воспитанник [[Маг и плут|Самуила-бацы]]}}. | ||
* Роман Злотников «Арвендейл». Так как в империи процветает магократия, то неудивительно, что Император также является самым сильным магом Империи. Троп идет бок о бок с тропом «[[Власть — это сила| | * Роман Злотников «Арвендейл». Так как в империи процветает магократия, то неудивительно, что Император также является самым сильным магом Империи. Троп идет бок о бок с тропом «[[Власть — это сила|власть — это сила]]», т. к. после коронации даже посредственный чародей превращается в могучего боевого мага. | ||
* Сергей Мусаниф «Обратная сторона медали». Кевин маг достаточно посредственный, но при этом является местным вариантом Темного Властелина. Даром, что от «Темного» у него одно название. | * Сергей Мусаниф «Обратная сторона медали». Кевин маг достаточно посредственный, но при этом является местным вариантом Темного Властелина. Даром, что от «Темного» у него одно название. | ||
** А вот Гарриус Черный из сиквела «Цвет | ** А вот Гарриус Черный из сиквела «Цвет мира — серый» — прямой троп. Крутой и могущественный маг, которого так задолбал бардак в окрестных землях, что тот собрал отряд бойцов и начал завоевывать всех соседей, попутно наводя порядок на их землях. К моменту повествования завоевал почти весь континент. По итогам — основал Континентальную Империю. | ||
** А после успешного наведения порядка {{spoiler|ушёл в отставку, и через двести лет инкогнито работает экскурсоводом в музее имени себя}} | ** А после успешного наведения порядка {{spoiler|ушёл в отставку, и через двести лет инкогнито работает экскурсоводом в музее имени себя}} | ||
* «[[Волшебник Изумрудного города]]» — практически все первоначальные руководители частей Волшебной страны (кроме подземных рудокопов, марранов и зверей в лесу). Те, кто в магию на самом деле не умел, старательно пытались магами прикидываться (Гудвин, Урфин Джюс при обеих попытках захвата власти). | * «[[Волшебник Изумрудного города]]» — практически все первоначальные руководители частей Волшебной страны (кроме подземных рудокопов, марранов и зверей в лесу). Те, кто в магию на самом деле не умел, старательно пытались магами прикидываться (Гудвин, Урфин Джюс при обеих попытках захвата власти). | ||
Строка 38: | Строка 38: | ||
* [[Arda|Легендариум Толкина]]: | * [[Arda|Легендариум Толкина]]: | ||
** Фэанор сотворил могущественные магические артефакты (Сильмарилли, Палантиры, волшебные Светильники, названные его именем и многое другое) и был Королём Нолдор. | ** Фэанор сотворил могущественные магические артефакты (Сильмарилли, Палантиры, волшебные Светильники, названные его именем и многое другое) и был Королём Нолдор. | ||
** Финголфин первоначально носил имя «Голфин» (Golfin) | ** Финголфин первоначально носил имя «Голфин» (Golfin) — и лишь позднее Профессор пришёл к имени «Финголфин». Первоначально это имя происходило от нолдоринских слов «phin» («умение») и «(n)gol» («магия»). Хотя, в текстах Профессора каких-то особых способностей к магии не проявлял. | ||
** Финрод Фелагунд, король эльфов | ** Финрод Фелагунд, король эльфов Нарготронда — обладал значительными способностями к псионике. | ||
** Кэлебримбор, предводитель Гвайт-и- | ** Кэлебримбор, предводитель Гвайт-и-Мирдайн — это он изобрёл способ создания Колец Власти. | ||
** Эльронд был мудрейшим из эльфов (и в том числе и в области | ** Эльронд был мудрейшим из эльфов (и в том числе и в области магии — так, например, с лёгкостью смыл Девятерых водами Бруинена). | ||
** Галадриэль обрушила своими силами стены Дол-Гулдура. | ** Галадриэль обрушила своими силами стены Дол-Гулдура. | ||
** В экранизации Питера Джексона магическими способностями (как | ** В экранизации Питера Джексона магическими способностями (как минимум — в области иллюзий) обладает Трандуиль. О книжном короле лесных эльфов ничего точно не известно в этом плане. | ||
** Моргот (хотя, он скорее [[сатанинский архетип]]), Саурон (хоть больше и [[падший ангел]] | ** Моргот (хотя, он скорее [[сатанинский архетип]]), Саурон (хоть больше и [[падший ангел]] — но был известен как Некромант) и Саруман, когда стал правителем Изенгарда. | ||
** Ангмарский король-чародей, будущий главный кольценосец. | ** Ангмарский король-чародей, будущий главный кольценосец. | ||
* «[[Хроники Нарнии]] | * «[[Хроники Нарнии]]» — Белая Колдунья Джадис и Леди в Зелёном. Тот случай, когда магия позволяет захватить и удержать власть даже при [[Нулевой рейтинг|нулевом рейтинге]] (у Джадис, впрочем, были и искренние поклонники). Также Кориакин в качестве правителя однотопов. | ||
* [[The Inheritance Cycle|«Наследие»]]: | * [[The Inheritance Cycle|«Наследие»]]: | ||
** Гальбаторикс, правитель Империи. | ** Гальбаторикс, правитель Империи. | ||
** Все правители эльфов. | ** Все правители эльфов. | ||
* «[[Колесо Времени]] | * «[[Колесо Времени]]» — Ранд ал’Тор, Возрождённый Дракон, и два Лжедракона — Мазрим Таим и Логайн. Также все [[Злодейский кордебалет|Отрёкшиеся]] в той или иной степени. | ||
* «[[Ведьмак]] | * «[[Ведьмак]]» — часто встречалось в эпоху первопоселенцев (Йан Беккер, Раффар Белый), но позже маги договорились в политику не лезть, предпочитая управлять из-за кулис. Бывали исключения для королевских особ с мощным врождённым даром, как прабабка Цириллы Адалия Ворожейка. Могла в этой роли выступить и сама Цири (на престоле Цинтры/Нильфгаарда/Ковира), но не сложилось. | ||
* «[[Досье Дрездена]] | * «[[Досье Дрездена]]» — чернокнижники любят собирать вокруг себя небольшие культы, оказывающие им всякие услуги. Виктор Селлз, Кравос, Аристид, да и Никодимус в этом плане не отстаёт. А вот «светлые» чародеи предпочитают смертных в свои дела не вовлекать. | ||
** Предпочитают, но вот сам Гарри… | ** Предпочитают, но вот сам Гарри… | ||
* [[МИФы]] | * [[МИФы]] — Скив. Конечно, главным образом команда его соратников (впоследствии — Корпорация МИФ) состояла из магов, но были там и сотрудники без колдовских талантов (Брокхрест, Ааз, Гвидо, Нунцио). | ||
* «[[Песнь Льда и Пламени]] | * «[[Песнь Льда и Пламени]]» — те из Старков, у кого проявляется талант [[варга]]. | ||
* «[[Сага о Копье]] | * «[[Сага о Копье]]» — Рейстлин, собирающий собственное войско в Трилогии Близнецов. | ||
* «[[Князь Пустоты]] | * «[[Князь Пустоты]]» — Анасуримбор Келлхус. Маг, полководец, пророк, харизматический лидер [[Ниндзя-пират-зомби-робот|и просто красавчик]]. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «[[Star Wars]] | * «[[Star Wars]]» — джедаи-генералы (назначались командующими в период серьёзных заварух, например, Войн Клонов), а также император Палпатин собственной персоной. | ||
** В приквельной трилогии ещё и граф Дуку, официальный глава государства КНС, а в сиквельной Сноук и Кайло Рен (Палпатин не считается, у его Вечных Ситхов и так магократия). | ** В приквельной трилогии ещё и граф Дуку, официальный глава государства КНС, а в сиквельной Сноук и Кайло Рен (Палпатин не считается, у его Вечных Ситхов и так магократия). | ||
** В Легендах упоминается, что до Руусана джедаи тоже могли занять пост верховного канцлера Республики. | ** В Легендах упоминается, что до Руусана джедаи тоже могли занять пост верховного канцлера Республики. | ||
Строка 68: | Строка 68: | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* «[[Белоснежка и семь гномов]] | * «[[Белоснежка и семь гномов]]» — злая королева Гримхильда из диснеевского мультфильма. | ||
* «[[Холодное сердце]] | * «[[Холодное сердце]]» — Эльза, королева и [[Ледяная душа|криомант]] ошеломляющей силы. Во второй части кое-что меняется по обоим пунктам. | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* «[[My Little Pony: Friendship is Magic]] | * «[[My Little Pony: Friendship is Magic]]» — принцессы Селестия и Луна. Вопреки впечатлению от первых сезонов, не божества и не какие-то уникальные существа, просто очень могущественные волшебницы-аликорны. | ||
** А также король Сомбра, королева Кризалис, король Шторм и лорд Тирек. Впрочем, у последнего только титул, а правление ему нафиг не нужно, а Шторм вообще больше на пирата похож. | ** А также король Сомбра, королева Кризалис, король Шторм и лорд Тирек. Впрочем, у последнего только титул, а правление ему нафиг не нужно, а Шторм вообще больше на пирата похож. | ||
* «[[Аладдин]] | * «[[Аладдин]]» — прежде всего, конечно же, Мозенрат, а ещё тот малолетний король, настроение которого моментально меняло погоду в целой стране. Джафар, кстати, тоже успел побыть сабжем, но недолго. | ||
* «[[Avatar: The Last Airbender|Аватар: Легенда об Аанге]] | * «[[Avatar: The Last Airbender|Аватар: Легенда об Аанге]]» — все правители Народа Огня являются могущественными покорителями огненной стихии. | ||
* [[RWBY]]: что [[светлый властелин]] инкогнито Оз, что {{spoiler|его бывшая жена}} [[Главный Гад|Сейлем]] | * [[RWBY]]: что [[светлый властелин]] инкогнито Оз, что {{spoiler|его бывшая жена}} [[Главный Гад|Сейлем]] — [[Бездна времени|живые реликты]] из тех додревних времён, когда человечеству была доступна настоящая магия (нынешние люди этого мира обладают разве что [[Мозаика сверхспособностей|рандомным и узкоспециализированным]] подобием (англ. Semblance) магии). | ||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
Строка 85: | Строка 85: | ||
=== [[Аниме]] и [[Манга|манга]] === | === [[Аниме]] и [[Манга|манга]] === | ||
* «Records of Lodoss War». Король Валиса Фан и его приемник Этох. С прикрученным фитильком, т. | * «Records of Lodoss War». Король Валиса Фан и его приемник Этох. С прикрученным фитильком, т. к. не волшебники, но паладин и священник соответственно. Поэтому используют не тайную, а божественную магию. | ||
* [[Mahou Shoujo Madoka Magica]] — [[с прикрученным фитильком]] спинофф о [[Столетняя война|Жанне д'Арк]], в котором её вывели волшебницей. | * [[Mahou Shoujo Madoka Magica]] — [[с прикрученным фитильком]] спинофф о [[Столетняя война|Жанне д'Арк]], в котором её вывели волшебницей. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[Age of Wonders]] | * [[Age of Wonders]] 3 — предводители классов Чародей, Теократ, Некромант и Архидруид. Игромеханически способности Технократа, Плута и Военачальника тоже считаются заклинаниями, но сюжетно ими не являются. | ||
* [[Assassin's Creed|Assassin's Creed 3 Тирания короля Вашингтона]] - Вашингтон при помощи [[Техномагия|техномагического артефакта]] поработил умы отцов-основателей США и короновал себя, помимо контроля разума его скипетр дает ему еще множество магических способностей. | * [[Assassin's Creed|Assassin's Creed 3 Тирания короля Вашингтона]] - Вашингтон при помощи [[Техномагия|техномагического артефакта]] поработил умы отцов-основателей США и короновал себя, помимо контроля разума его скипетр дает ему еще множество магических способностей. | ||
* Серия [[HoMM]] (кроме четвёртой части) | * Серия [[HoMM]] (кроме четвёртой части) — любой герой архетипа Magic, так как даже очень могучий маг здесь не сможет обойтись без армии. С другой стороны, вкачать чистого полководца без магии (в отличие от какого-нибудь Master of Magic) вам ничто не мешает. | ||
** [[HoMM IV]] | ** [[HoMM IV]] — герой, качающий одну из магических школ (Природу, Жизнь, Смерть, Порядок или Хаос) и либо Управление/Благородство (Nobility), либо Тактику. Поскольку, чтобы герой прожил дольше одного хода, желательно качать ещё и Бой, такое сочетание встречалось редко. | ||
* [[King's Bounty]] (серия ремейков) | * [[King's Bounty]] (серия ремейков) — формально, только герой класса Маг. Фактически, у вас вряд ли получится пройти всю игру за представителя любого класса, ни разу не воспользовавшись магией. | ||
* [[Disciples]] | * [[Disciples]] — один из возможных вариантов выбора правителя (верховный маг) и один из типов предводителей отрядов (просто маг). Естественно, именно они эффективнее всего используют имеющиеся у игрока заклинания. | ||
* [[Warcraft]] | * [[Warcraft]] — Джайна (собственно, маг и лидер Терамора, ныне — Кул-Тираса), Тралл (шаман и бывший вождь Орды), Иллидан времён Frozen Throne (невероятно сильный колдун [[Заявленная способность|согласно лору]], строивший свою мини-империю в Дреноре), Сильвана Виндраннер ([[Колдун и стрелок|тёмный охотник]] и <s>актуальный</s> уже нет лидер Орды), а также пара десятков персонажей калибром поменьше. | ||
** Вечная Императрица Азшара смотрит на всех вышеописанных как на дилетантов. | ** Вечная Императрица Азшара смотрит на всех вышеописанных как на дилетантов. | ||
* [[Warlords|Warlords Battlecry III]] | * [[Warlords|Warlords Battlecry III]] — классы героев, изначально владеющие магией и имеющие бонусы к харизме. К ним относятся целитель, жрец, друид (лечат и усиливают свои войска), мудрец, мастер рун (дают бонусы расовым юнитам-магам), шаман и элементалист. Также в эту категорию попадают юниты-генералы, владеющие магией, такие как имперские маги или чумные жрецы. | ||
* [[Эадор]] | * [[Эадор]] — волшебник, развивающий лидерские таланты, становится Заклинателем (специалистом по наложению долговременных усилений или ослаблений), а полководец, изучающий магию — Жрецом (повышает боевой дух и сопротивление магии у своих воинов). | ||
* Шутки ради: «[[South Park]]: The Stick of | * Шутки ради: «[[South Park]]: The Stick of Truth» — [[South Park/Eric Cartman|Эрик Картман]], Король-Чародей Твердыни Купы, отыгрывает боевого мага и возглавляет фракцию, к которой присоединяется главный герой, да ещё и по [[Тошнотворная суперсила|пердельно]]-магической части становится его ментором. Козлом и чудаком на букву «М» он как был, так и остаётся, хотя при нужде вполне может проявить отвагу. В ближнем бою жиртрест предсказуемо [[Хлипкий маг|слаб]], но зато наколдовать огненный шторм [[Испортить воздух|из пятой точки]] — как нечего делать. | ||
* Всевозможные РПГ с партиями героев и возможностью создать собственного персонажа. При выборе магических специальностей получается наш троп. | * Всевозможные РПГ с партиями героев и возможностью создать собственного персонажа. При выборе магических специальностей получается наш троп. | ||
* [[Аллоды]] — Император Хадагана Незеб, один из сильнейших Великих Магов вселенной. | * [[Аллоды]] — Император Хадагана Незеб, один из сильнейших Великих Магов вселенной. | ||
=== [[Настольные игры]] === | === [[Настольные игры]] === | ||
* [[Warhammer 40,000]] | * [[Warhammer 40,000]] — Император Человечества как первый из них, примархи Магнус и Лоргар под номерами два и три. Кроме них, штатно командиры с псайкерскими навыками встречаются только у эльдар (Провидцы), тиранидов (Тираны Улья и Нейротропы) и Хаоса, однако ничто не мешает библиарию или боевому псайкеру в виде исключения возглавить своё подразделение. | ||
** Малкадора Сигиллита не забываем. | ** Малкадора Сигиллита не забываем. | ||
** Псайкеры, возглавляющие хаоситские культы или культы имени себя, тоже бывают. А во времена Эры Раздора псайкеры были среди тиранов, возглавлявших техноварварские государства. | ** Псайкеры, возглавляющие хаоситские культы или культы имени себя, тоже бывают. А во времена Эры Раздора псайкеры были среди тиранов, возглавлявших техноварварские государства. | ||
** Там же никто не удивится, узнав о библиарии Космодесанта, ставшим Магистром Ордена и тем самым попутно получившим полномочия планетарного губернатора. Поскольку в уставе Инквизиции чётко прописано, что после завершения расследования инквизитор обязан приложить все возможные усилия по восстановлению докризисной ситуации, инквизитор-псайкер, вычистивший огнём и мечом верхушку коррумпированной планетарной администрации, сам должен сесть в высокое кресло, как минимум до тех пор, пока Администратум новых чиновников не пришлёт или местные лояльные кандидатуры не выявятся. А вот ситуация, когда планетарный аристократ с '''невысокими''' псайкерскими способностями проходит санкционирование и, вернувшись на родину с уникальным даром, со временем садится на трон, исключительно редка (больно трудо- и финансовозатратная комбинация получается), но возможна, Правитель-целитель или ясновидец у народа особого отторжения не вызывает, а уж за его лояльностью Инквизиция с '''особым''' вниманием присмотрит. | ** Там же никто не удивится, узнав о библиарии Космодесанта, ставшим Магистром Ордена и тем самым попутно получившим полномочия планетарного губернатора. Поскольку в уставе Инквизиции чётко прописано, что после завершения расследования инквизитор обязан приложить все возможные усилия по восстановлению докризисной ситуации, инквизитор-псайкер, вычистивший огнём и мечом верхушку коррумпированной планетарной администрации, сам должен сесть в высокое кресло, как минимум до тех пор, пока Администратум новых чиновников не пришлёт или местные лояльные кандидатуры не выявятся. А вот ситуация, когда планетарный аристократ с '''невысокими''' псайкерскими способностями проходит санкционирование и, вернувшись на родину с уникальным даром, со временем садится на трон, исключительно редка (больно трудо- и финансовозатратная комбинация получается), но возможна, Правитель-целитель или ясновидец у народа особого отторжения не вызывает, а уж за его лояльностью Инквизиция с '''особым''' вниманием присмотрит. | ||
** У ордена Кровавых Воронов все высшие командные посты занимали библиарии. [[Ай, молодца!|Однажды это очень неприятно ему аукнулось…]] | ** У ордена Кровавых Воронов все высшие командные посты занимали библиарии. [[Ай, молодца!|Однажды это очень неприятно ему аукнулось…]] | ||
* [[Warhammer Fantasy Battles]] | * [[Warhammer Fantasy Battles]] — любой лорд, владеющий магией, десятки их. Особенно характерно для эльфийских фракций и вампиров (у этих на личной магической силе держится почти всё войско), но в том или ином виде лидеры-маги есть у всех. | ||
** Но только один обладает пафосным титулом "Король-Чародей". Малекит, лидер темных эльфов (а под конец мира - и всех эльфов вообще), собственной персоной. | ** Но только один обладает пафосным титулом "Король-Чародей". Малекит, лидер темных эльфов (а под конец мира - и всех эльфов вообще), собственной персоной. | ||
* [[D&D]] 3. | * [[D&D]] 3.5 — поскольку сила заклинаний колдуна ([[sorcerer]]) зависела от значения Харизмы, зачастую именно он играл роль гласного лидера и дипломата команды. Насколько это соответствовало реальному распределению ролей внутри группы, целиком и полностью зависело от игрока. Сюда же можно отнести [[бард]]ов и [[warlock|чернокнижников]]. | ||
* [[Равенлофт]]. Не все лорды доменов владеют магией, но почти каждый обладает значительной властью над границами собственного домена (которая зачастую очень похожа на магическую). | * [[Равенлофт]]. Не все лорды доменов владеют магией, но почти каждый обладает значительной властью над границами собственного домена (которая зачастую очень похожа на магическую). | ||
Версия 20:58, 29 апреля 2022
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Benevolent Mage Ruler, Sorcerous Overlord. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
В большинстве произведений, не описывающих магократическое общество, волшебники предпочитают избегать лидерских должностей. Объяснения этому могут быть самыми разными, но факт остаётся фактом — маг, скорее всего, удовольствуется местом великого визиря или серого кардинала в государстве или умника, если речь идёт о команде приключенцев. Но не в нашем случае. Этот персонаж — лидер и маг, который совмещает занятия магией с обязанностями предводителя более или менее крупной социальной структуры. Если вдуматься, такой подход имеет смысл — владение боевой или ментальной магией сильно повышает шансы захватить и удержать власть. Есть, правда, вероятность, что политические оппоненты нарекут тебя Тёмным Властелином… но это уже издержки. В традиционном фэнтези такой персонаж действительно, скорее всего, будет злодеем — антагонист должен представлять для героя как можно большую опасность, а что может быть более угрожающим, чем сочетание политической и магической силы? С другой стороны, если маг-предводитель окажется на стороне условного добра, с большой долей вероятности, он и будет главным героем произведения. Первой ласточкой в этом смысле был Элрик из Мелнибонэ, а дальше колёса завертелись.
Троп применим только в тех случаях, когда пост лидера не подразумевает обязательного владения магией (как при уже упомянутой магократии или в организациях, состоящих целиком из волшебников).
Родственный троп — Бог-Император.
Примеры
Мифология и фольклор
- Трое волхвов, они же три царя, которые принесли дары Иисусу. По крайней мере, в поздней фольклорной традиции.
- Легендарный царь Соломон, мудрец и заклинатель джиннов.
- Такие древнерусские князья как Вещий Олег, Всеслав Полоцкий или былинный Вольха Всеславич в сказаниях являлись не только удачливыми лидерами и могучими воинами, но и обладателями колдовской силы.
Литература
Отечественная
- Упорядоченное:
- Хаген, правитель Хединсея, ученик Истинного Мага Хедина.
- Владычица, свергнувшая династию Халлана.
- Народом Дану управляли князья-маги. В сюжете фигурирует один из них — Седрик Алый.
- «Архимаг» — Креол как лидер собственной банды и как предводитель вторжения в Лэнг. Серая Земля до (и после) его правления уже была сформировавшейся магократией.
- «Дорога домой» Виталия Зыкова — главный герой, К’ирсан Кайфат, на протяжении серии успел побывать кондотьером, а потом завоевал собственное королевство, продолжая совершенствоваться как маг.
- Лорд Сварог, граф Гэйр, собственной персоной.
- «Хроники странного королевства» — Орландо, унаследовавший права на престол от матери и магическую Силу от отца-эльфа. А мэтр Вельмир был лидером в своей группе приключенцев.
- Причём главной особенностью Орландо является эмпатическая магия. Швырять файрболлы во вражеские танки и вертолёты может любой маг (те, что прибыли в составе кавалерии, разнесли всю технику за секунды), а внушать товарищам +500 боевого духа, чтобы они могли стоять насмерть в безнадёжном бою — только он.
- Скаррон был лидером-магом классического «тёмновластелинского» образца, как и его дракон Харган на посту наместника в мире Дельта.
- Виктор «Исьемини» Ночкин «Странные приключения Ингви, короля-демона из Харькова» — главный герой Ингви (он же инженер Иволгин).
- А также Проклятый Принц Гериан.
- Олди, «Пасынки восьмой заповеди» — Мардула-младший, атаман разбойничьей шайки и последний, недоученный воспитанник Самуила-бацы.
- Роман Злотников «Арвендейл». Так как в империи процветает магократия, то неудивительно, что Император также является самым сильным магом Империи. Троп идет бок о бок с тропом «власть — это сила», т. к. после коронации даже посредственный чародей превращается в могучего боевого мага.
- Сергей Мусаниф «Обратная сторона медали». Кевин маг достаточно посредственный, но при этом является местным вариантом Темного Властелина. Даром, что от «Темного» у него одно название.
- А вот Гарриус Черный из сиквела «Цвет мира — серый» — прямой троп. Крутой и могущественный маг, которого так задолбал бардак в окрестных землях, что тот собрал отряд бойцов и начал завоевывать всех соседей, попутно наводя порядок на их землях. К моменту повествования завоевал почти весь континент. По итогам — основал Континентальную Империю.
- А после успешного наведения порядка ушёл в отставку, и через двести лет инкогнито работает экскурсоводом в музее имени себя
- «Волшебник Изумрудного города» — практически все первоначальные руководители частей Волшебной страны (кроме подземных рудокопов, марранов и зверей в лесу). Те, кто в магию на самом деле не умел, старательно пытались магами прикидываться (Гудвин, Урфин Джюс при обеих попытках захвата власти).
Зарубежная
- Легендариум Толкина:
- Фэанор сотворил могущественные магические артефакты (Сильмарилли, Палантиры, волшебные Светильники, названные его именем и многое другое) и был Королём Нолдор.
- Финголфин первоначально носил имя «Голфин» (Golfin) — и лишь позднее Профессор пришёл к имени «Финголфин». Первоначально это имя происходило от нолдоринских слов «phin» («умение») и «(n)gol» («магия»). Хотя, в текстах Профессора каких-то особых способностей к магии не проявлял.
- Финрод Фелагунд, король эльфов Нарготронда — обладал значительными способностями к псионике.
- Кэлебримбор, предводитель Гвайт-и-Мирдайн — это он изобрёл способ создания Колец Власти.
- Эльронд был мудрейшим из эльфов (и в том числе и в области магии — так, например, с лёгкостью смыл Девятерых водами Бруинена).
- Галадриэль обрушила своими силами стены Дол-Гулдура.
- В экранизации Питера Джексона магическими способностями (как минимум — в области иллюзий) обладает Трандуиль. О книжном короле лесных эльфов ничего точно не известно в этом плане.
- Моргот (хотя, он скорее сатанинский архетип), Саурон (хоть больше и падший ангел — но был известен как Некромант) и Саруман, когда стал правителем Изенгарда.
- Ангмарский король-чародей, будущий главный кольценосец.
- «Хроники Нарнии» — Белая Колдунья Джадис и Леди в Зелёном. Тот случай, когда магия позволяет захватить и удержать власть даже при нулевом рейтинге (у Джадис, впрочем, были и искренние поклонники). Также Кориакин в качестве правителя однотопов.
- «Наследие»:
- Гальбаторикс, правитель Империи.
- Все правители эльфов.
- «Колесо Времени» — Ранд ал’Тор, Возрождённый Дракон, и два Лжедракона — Мазрим Таим и Логайн. Также все Отрёкшиеся в той или иной степени.
- «Ведьмак» — часто встречалось в эпоху первопоселенцев (Йан Беккер, Раффар Белый), но позже маги договорились в политику не лезть, предпочитая управлять из-за кулис. Бывали исключения для королевских особ с мощным врождённым даром, как прабабка Цириллы Адалия Ворожейка. Могла в этой роли выступить и сама Цири (на престоле Цинтры/Нильфгаарда/Ковира), но не сложилось.
- «Досье Дрездена» — чернокнижники любят собирать вокруг себя небольшие культы, оказывающие им всякие услуги. Виктор Селлз, Кравос, Аристид, да и Никодимус в этом плане не отстаёт. А вот «светлые» чародеи предпочитают смертных в свои дела не вовлекать.
- Предпочитают, но вот сам Гарри…
- МИФы — Скив. Конечно, главным образом команда его соратников (впоследствии — Корпорация МИФ) состояла из магов, но были там и сотрудники без колдовских талантов (Брокхрест, Ааз, Гвидо, Нунцио).
- «Песнь Льда и Пламени» — те из Старков, у кого проявляется талант варга.
- «Сага о Копье» — Рейстлин, собирающий собственное войско в Трилогии Близнецов.
- «Князь Пустоты» — Анасуримбор Келлхус. Маг, полководец, пророк, харизматический лидер и просто красавчик.
Кино
- «Star Wars» — джедаи-генералы (назначались командующими в период серьёзных заварух, например, Войн Клонов), а также император Палпатин собственной персоной.
- В приквельной трилогии ещё и граф Дуку, официальный глава государства КНС, а в сиквельной Сноук и Кайло Рен (Палпатин не считается, у его Вечных Ситхов и так магократия).
- В Легендах упоминается, что до Руусана джедаи тоже могли занять пост верховного канцлера Республики.
- Правда, следует заметить, что это вроде бы произошло всего лишь единственный раз - после окончания периода правления канцлеров из культа Пиус Деа (этакого галактического средневековья).
- Правящая династия Империи Фелов ещё с Джаггеда Фела (сына Сунтира Фела и Сиал Антиллес) породнилась со Скайуокерами-Соло, и хотя никто из Фелов не был формальным джедаем, большинство таки было полноценными форс-юзерами и членами ордена Имперских Рыцарей, что почти то же самое.
- Все империи ситхов.
Мультфильмы
- «Белоснежка и семь гномов» — злая королева Гримхильда из диснеевского мультфильма.
- «Холодное сердце» — Эльза, королева и криомант ошеломляющей силы. Во второй части кое-что меняется по обоим пунктам.
Мультсериалы
- «My Little Pony: Friendship is Magic» — принцессы Селестия и Луна. Вопреки впечатлению от первых сезонов, не божества и не какие-то уникальные существа, просто очень могущественные волшебницы-аликорны.
- А также король Сомбра, королева Кризалис, король Шторм и лорд Тирек. Впрочем, у последнего только титул, а правление ему нафиг не нужно, а Шторм вообще больше на пирата похож.
- «Аладдин» — прежде всего, конечно же, Мозенрат, а ещё тот малолетний король, настроение которого моментально меняло погоду в целой стране. Джафар, кстати, тоже успел побыть сабжем, но недолго.
- «Аватар: Легенда об Аанге» — все правители Народа Огня являются могущественными покорителями огненной стихии.
- RWBY: что светлый властелин инкогнито Оз, что его бывшая жена Сейлем — живые реликты из тех додревних времён, когда человечеству была доступна настоящая магия (нынешние люди этого мира обладают разве что рандомным и узкоспециализированным подобием (англ. Semblance) магии).
Комиксы
- Конечно же, Доктор Дум, Танос и Магнето, если считать его силы за магию! Кто ж ещё?!
- А с недавних пор и Чёрная Пантера, который получил силы некромага.
- Шторм.
- Чёрный Адам, Аквамэн, Геофорс и Удивительный Человек.
Аниме и манга
- «Records of Lodoss War». Король Валиса Фан и его приемник Этох. С прикрученным фитильком, т. к. не волшебники, но паладин и священник соответственно. Поэтому используют не тайную, а божественную магию.
- Mahou Shoujo Madoka Magica — с прикрученным фитильком спинофф о Жанне д'Арк, в котором её вывели волшебницей.
Видеоигры
- Age of Wonders 3 — предводители классов Чародей, Теократ, Некромант и Архидруид. Игромеханически способности Технократа, Плута и Военачальника тоже считаются заклинаниями, но сюжетно ими не являются.
- Assassin's Creed 3 Тирания короля Вашингтона - Вашингтон при помощи техномагического артефакта поработил умы отцов-основателей США и короновал себя, помимо контроля разума его скипетр дает ему еще множество магических способностей.
- Серия HoMM (кроме четвёртой части) — любой герой архетипа Magic, так как даже очень могучий маг здесь не сможет обойтись без армии. С другой стороны, вкачать чистого полководца без магии (в отличие от какого-нибудь Master of Magic) вам ничто не мешает.
- HoMM IV — герой, качающий одну из магических школ (Природу, Жизнь, Смерть, Порядок или Хаос) и либо Управление/Благородство (Nobility), либо Тактику. Поскольку, чтобы герой прожил дольше одного хода, желательно качать ещё и Бой, такое сочетание встречалось редко.
- King's Bounty (серия ремейков) — формально, только герой класса Маг. Фактически, у вас вряд ли получится пройти всю игру за представителя любого класса, ни разу не воспользовавшись магией.
- Disciples — один из возможных вариантов выбора правителя (верховный маг) и один из типов предводителей отрядов (просто маг). Естественно, именно они эффективнее всего используют имеющиеся у игрока заклинания.
- Warcraft — Джайна (собственно, маг и лидер Терамора, ныне — Кул-Тираса), Тралл (шаман и бывший вождь Орды), Иллидан времён Frozen Throne (невероятно сильный колдун согласно лору, строивший свою мини-империю в Дреноре), Сильвана Виндраннер (тёмный охотник и
актуальныйуже нет лидер Орды), а также пара десятков персонажей калибром поменьше.- Вечная Императрица Азшара смотрит на всех вышеописанных как на дилетантов.
- Warlords Battlecry III — классы героев, изначально владеющие магией и имеющие бонусы к харизме. К ним относятся целитель, жрец, друид (лечат и усиливают свои войска), мудрец, мастер рун (дают бонусы расовым юнитам-магам), шаман и элементалист. Также в эту категорию попадают юниты-генералы, владеющие магией, такие как имперские маги или чумные жрецы.
- Эадор — волшебник, развивающий лидерские таланты, становится Заклинателем (специалистом по наложению долговременных усилений или ослаблений), а полководец, изучающий магию — Жрецом (повышает боевой дух и сопротивление магии у своих воинов).
- Шутки ради: «South Park: The Stick of Truth» — Эрик Картман, Король-Чародей Твердыни Купы, отыгрывает боевого мага и возглавляет фракцию, к которой присоединяется главный герой, да ещё и по пердельно-магической части становится его ментором. Козлом и чудаком на букву «М» он как был, так и остаётся, хотя при нужде вполне может проявить отвагу. В ближнем бою жиртрест предсказуемо слаб, но зато наколдовать огненный шторм из пятой точки — как нечего делать.
- Всевозможные РПГ с партиями героев и возможностью создать собственного персонажа. При выборе магических специальностей получается наш троп.
- Аллоды — Император Хадагана Незеб, один из сильнейших Великих Магов вселенной.
Настольные игры
- Warhammer 40,000 — Император Человечества как первый из них, примархи Магнус и Лоргар под номерами два и три. Кроме них, штатно командиры с псайкерскими навыками встречаются только у эльдар (Провидцы), тиранидов (Тираны Улья и Нейротропы) и Хаоса, однако ничто не мешает библиарию или боевому псайкеру в виде исключения возглавить своё подразделение.
- Малкадора Сигиллита не забываем.
- Псайкеры, возглавляющие хаоситские культы или культы имени себя, тоже бывают. А во времена Эры Раздора псайкеры были среди тиранов, возглавлявших техноварварские государства.
- Там же никто не удивится, узнав о библиарии Космодесанта, ставшим Магистром Ордена и тем самым попутно получившим полномочия планетарного губернатора. Поскольку в уставе Инквизиции чётко прописано, что после завершения расследования инквизитор обязан приложить все возможные усилия по восстановлению докризисной ситуации, инквизитор-псайкер, вычистивший огнём и мечом верхушку коррумпированной планетарной администрации, сам должен сесть в высокое кресло, как минимум до тех пор, пока Администратум новых чиновников не пришлёт или местные лояльные кандидатуры не выявятся. А вот ситуация, когда планетарный аристократ с невысокими псайкерскими способностями проходит санкционирование и, вернувшись на родину с уникальным даром, со временем садится на трон, исключительно редка (больно трудо- и финансовозатратная комбинация получается), но возможна, Правитель-целитель или ясновидец у народа особого отторжения не вызывает, а уж за его лояльностью Инквизиция с особым вниманием присмотрит.
- У ордена Кровавых Воронов все высшие командные посты занимали библиарии. Однажды это очень неприятно ему аукнулось…
- Warhammer Fantasy Battles — любой лорд, владеющий магией, десятки их. Особенно характерно для эльфийских фракций и вампиров (у этих на личной магической силе держится почти всё войско), но в том или ином виде лидеры-маги есть у всех.
- Но только один обладает пафосным титулом "Король-Чародей". Малекит, лидер темных эльфов (а под конец мира - и всех эльфов вообще), собственной персоной.
- D&D 3.5 — поскольку сила заклинаний колдуна (sorcerer) зависела от значения Харизмы, зачастую именно он играл роль гласного лидера и дипломата команды. Насколько это соответствовало реальному распределению ролей внутри группы, целиком и полностью зависело от игрока. Сюда же можно отнести бардов и чернокнижников.
- Равенлофт. Не все лорды доменов владеют магией, но почти каждый обладает значительной властью над границами собственного домена (которая зачастую очень похожа на магическую).