От первого лица: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(Новая страница: «{{Вкратце|Игрок видит глазами своего персонажа.}} {{video|IXgC9nl5JDM|«Хардкор» — целиком от первого лица}} '''От первого лица''' — типичный режим обзора в компьютерных играх типа шутер. Игрок видит то же, что видит персонаж, камера как бы ра...»)
Строка 1: Строка 1:
{{Вкратце|Игрок видит глазами своего персонажа.}}
{{Вкратце|Игрок видит глазами своего персонажа.}}
{{video|IXgC9nl5JDM|«[[Hardcore Henry|Хардкор]]» — целиком от первого лица}}
{{video|IXgC9nl5JDM|«[[Hardcore Henry|Хардкор]]» — целиком от первого лица}}
'''От первого лица''' — типичный режим обзора в [[Видеоигра|компьютерных играх]] типа [[шутер]]. Игрок видит то же, что видит персонаж, камера как бы расположена внутри головы персонажа. Помимо психологического эффекта погружения, удобен тем, что экран не загораживает широкая спина персонажа, да и видно дальше, чем при виде от третьего лица, который обычно «чуть сверху», но при этом меньше поле обзора с боков. Ещё это называют «вид из глаз».
'''От первого лица''' типичный режим обзора в [[Видеоигра|компьютерных играх]] типа [[шутер]]. Игрок видит то же, что видит персонаж, камера как бы расположена внутри головы персонажа. Помимо психологического эффекта погружения, удобен тем, что экран не загораживает широкая спина персонажа, да и видно дальше, чем при виде от третьего лица, который обычно «чуть сверху», но при этом меньше поле обзора с боков. Ещё это называют «вид из глаз».


Изредка встречается в других жанрах. В особо драматичные моменты режиссёр включает вид от первого лица, чтобы… а хрен его знает зачем, чтобы круто выглядело. Как вариант — сцену с актером в роли персонажа не досняли (или досняли, а она не внушает доверия), а звать его заново переигрывать сцену проблематично. Тогда можно и от первого лица — руки-ноги персонажа «сыграет» дублёр.
Изредка встречается в других жанрах. В особо драматичные моменты режиссёр включает вид от первого лица, чтобы… а хрен его знает зачем, чтобы круто выглядело. Как вариант — сцену с актером в роли персонажа не досняли (или досняли, а она не внушает доверия), а звать его заново переигрывать сцену проблематично. Тогда можно и от первого лица — руки-ноги персонажа «сыграет» дублёр.


А ещё для большей интриги в [[детектив]]ах показывают совершение преступления глазами преступника. Это может сочетаться и с показом злодея, но так, чтобы его лицо в кадр не попадало. В книжных же детективах повествование ведётся так, чтобы читатель вместе с сыщиком до самого конца не знал, кто убийца — садовник или дворецкий.
А ещё для большей интриги в [[детектив]]ах показывают совершение преступления глазами преступника. Это может сочетаться и с показом злодея, но так, чтобы его лицо в кадр не попадало. В книжных же детективах повествование ведётся так, чтобы читатель вместе с сыщиком до самого конца не знал, кто убийца — садовник или дворецкий.


== Немного истории ==
== Немного истории ==
Строка 12: Строка 12:
== Примеры ==
== Примеры ==
* Собственно, многие шутеры. Ибо стрелять с такой камерой намного проще, чем от третьего лица.
* Собственно, многие шутеры. Ибо стрелять с такой камерой намного проще, чем от третьего лица.
* [[CRPG|РПГ]]: вид от первого лица зачастую присутствует как альтернативный режим, обычно камера висит над головой персонажа. Более популярен вид от первого лица в гибридах РПГ и шутера — тех [[Action-RPG|экшн-рпг]], в которых [[боёвка]] стрелковая, а не рукопашная. Исключение — серия [[The Elder Scrolls]], где боёвка всё же больше рубильная, чем стрелково-колдовательная (хотя это зависит от стиля игры конкретного игрока), а режим первого лица считается дефолтным.
* [[CRPG|РПГ]]: вид от первого лица зачастую присутствует как альтернативный режим, обычно камера висит над головой персонажа. Более популярен вид от первого лица в гибридах РПГ и шутера — тех [[Action-RPG|экшн-рпг]], в которых [[боёвка]] стрелковая, а не рукопашная. Исключение — серия [[The Elder Scrolls]], где боёвка всё же больше рубильная, чем стрелково-колдовательная (хотя это зависит от стиля игры конкретного игрока), а режим первого лица считается дефолтным.
* Гонки и прочие [[симулятор]]ы: [[хардкор]]ные игроки всегда играют именно от первого лица, а некоторые любители авиасимов даже строят вокруг себя подобие настоящего боевого кокпита, как у настоящего авиатренажёра, в то время как [[казуал]]ы любят играть в основном от третьего лица, считая, что так легче и «красивее» (потому что вид «киношный»), а полноценной симуляции предпочитают аркады<ref>Примечание бывшего симрейсера. Вид от третьего лица не в цене не за какую-то эфемерную «нехардкорность», а за типичную реализацию, призванную прокатиться с ветерком и показать машину в выигрышном ракурсе. Для этого виртуальная камера несколько запаздывает за машиной, так что на поворотах машина показывает бок. Красиво, но мешает целиться в нужную точку траектории. Обычно выбирают какую-то камеру, жёстко прибитую к машине, не очень далеко от места водителя (привычка есть привычка), но дающую хороший обзор — например, с крыши или с капота. Хотя, если честно, привычка привычке рознь: с минимальным отрывом выигрывал в «[[Need for Speed|поршу]]» у дамы, которая настраивала машины на такую недостаточную поворачиваемость, что я вообще не мог играть на её настройках — и играла от третьего лица.</ref>. Некоторые из игроков, не являющиеся настоящим хардкорщиками, при сохранении вида от первого лица убирают загораживающий часть экрана кокпит, делая это с целью получить максимальный обзор (для сравнения, при виде [[от третьего лица]] экран загораживает не кокпит, а сам симулируемый аппарат). В некоторых симуляторах, где симулируется большой боевой корабль с многочисленным экипажем (например, [[Silent Hunter III]] и [[StarTrek: Bridge Commander]]]) присутствует не «вид из кабины», как в других симуляторах, а вид из глаз капитана корабля, который отдаёт приказы старшим офицерам от первого лица, общаясь с ними.
* Гонки и прочие [[симулятор]]ы: [[хардкор]]ные игроки всегда играют именно от первого лица, а некоторые любители авиасимов даже строят вокруг себя подобие настоящего боевого кокпита, как у настоящего авиатренажёра, в то время как [[казуал]]ы любят играть в основном от третьего лица, считая, что так легче и «красивее» (потому что вид «киношный»), а полноценной симуляции предпочитают аркады<ref>Примечание бывшего симрейсера. Вид от третьего лица не в цене не за какую-то эфемерную «нехардкорность», а за типичную реализацию, призванную прокатиться с ветерком и показать машину в выигрышном ракурсе. Для этого виртуальная камера несколько запаздывает за машиной, так что на поворотах машина показывает бок. Красиво, но мешает целиться в нужную точку траектории. Обычно выбирают какую-то камеру, жёстко прибитую к машине, не очень далеко от места водителя (привычка есть привычка), но дающую хороший обзор — например, с крыши или с капота. Хотя, если честно, привычка привычке рознь: с минимальным отрывом выигрывал в «[[Need for Speed|поршу]]» у дамы, которая настраивала машины на такую недостаточную поворачиваемость, что я вообще не мог играть на её настройках — и играла от третьего лица.</ref>. Некоторые из игроков, не являющиеся настоящим хардкорщиками, при сохранении вида от первого лица убирают загораживающий часть экрана кокпит, делая это с целью получить максимальный обзор (для сравнения, при виде [[от третьего лица]] экран загораживает не кокпит, а сам симулируемый аппарат). В некоторых симуляторах, где симулируется большой боевой корабль с многочисленным экипажем (например, [[Silent Hunter III]] и [[StarTrek: Bridge Commander]]]) присутствует не «вид из кабины», как в других симуляторах, а вид из глаз капитана корабля, который отдаёт приказы старшим офицерам от первого лица, общаясь с ними.
* Также такой вид встречается в гибридах стрелялки и [[Квест (жанр)|квеста]], например в [[Hexen]], зачастую относимыми к [[экшн-адвенч]]а/[[экшн-квест]] (относят часто, но не всегда: например, считать ли [[S.T.A.L.K.E.R.]] просто шутером с квестами или экшн-квестом — предмет жарких споров).
* Также такой вид встречается в гибридах стрелялки и [[Квест (жанр)|квеста]], например в [[Hexen]], зачастую относимыми к [[экшн-адвенч]]а/[[экшн-квест]] (относят часто, но не всегда: например, считать ли [[S.T.A.L.K.E.R.]] просто шутером с квестами или экшн-квестом — предмет жарких споров).
* Иногда используется в некоторых играх [[жанр]]а [[Survival Horror]]. Классический пример — [[лицехват]] в [[Aliens vs Predator]], который в полной темноте, едва освещаемой тусклым фонариком, может неожиданно напугать, внезапно прыгнув в лицо, когда его не ожидали, так что игрок, упавший от страха вместе со стулом, — обычное дело (для максимального эффекта рекомендуется играть в полной темноте с surround sound и 3D-очках).
* Иногда используется в некоторых играх [[жанр]]а [[Survival Horror]]. Классический пример — [[лицехват]] в [[Aliens vs Predator]], который в полной темноте, едва освещаемой тусклым фонариком, может неожиданно напугать, внезапно прыгнув в лицо, когда его не ожидали, так что игрок, упавший от страха вместе со стулом, обычное дело (для максимального эффекта рекомендуется играть в полной темноте с surround sound и 3D-очках).
** Хотя на самом-то деле вид от первого лица является самым востребованным приёмом во многих современных хоррорах. Потому что камера от первого лица лучше всего справляется с задачей погружения игрока в атмосферу, а для такого жанра это очень важный пункт.
** Хотя на самом-то деле вид от первого лица является самым востребованным приёмом во многих современных хоррорах. Потому что камера от первого лица лучше всего справляется с задачей погружения игрока в атмосферу, а для такого жанра это очень важный пункт.
* Есть и совсем уж необычные вещи, но полюбившиеся и запомнившиеся геймерам. К примеру, игра Mirror’s Edge — симулятор, на секундочку, [[паркур]]а. И тем не менее — от первого лица. Бежать вдвойне веселей, драки вдвойне реалистичней, а падать вдвойне страшней.
* Есть и совсем уж необычные вещи, но полюбившиеся и запомнившиеся геймерам. К примеру, игра Mirror’s Edge — симулятор, на секундочку, [[паркур]]а. И тем не менее — от первого лица. Бежать вдвойне веселей, драки вдвойне реалистичней, а падать вдвойне страшней.
* VR-игры. Ну тут уже без комментариев.
* VR-игры. Ну тут уже без комментариев.


Строка 25: Строка 25:
{{main|POV-персонаж}}
{{main|POV-персонаж}}
Популярный приём вести повествование от лица главного/второстепенного героя. Часто использовался для создания псевдодокументальных произведений, пока искушённый читатель в массе своей не утратил доверия к этому стилю изложения.
Популярный приём вести повествование от лица главного/второстепенного героя. Часто использовался для создания псевдодокументальных произведений, пока искушённый читатель в массе своей не утратил доверия к этому стилю изложения.
* Классические произведения о [[Sherlock Holmes|Шерлоке Холмсе]] — записи, которые ведутся от лица его помощника, [[Доктор Ватсон|доктора Ватсона]]. Кстати, несмотря на просвещённый век, приём сработал: множество читателей восприняло мистера Холмса как реального человека.
* Классические произведения о [[Sherlock Holmes|Шерлоке Холмсе]] записи, которые ведутся от лица его помощника, [[Доктор Ватсон|доктора Ватсона]]. Кстати, несмотря на просвещённый век, приём сработал: множество читателей восприняло мистера Холмса как реального человека.
** Романы Рекса Стаута, наследующие традицию Конан Дойла<ref>Традиция построения детективного сюжета по Конан Дойлу заключается в том, что читатель, посвященный в события настолько же, насколько помощник детектива, практически никогда не получает всей следственной информации, которой владеет сам детектив, и таким образом интрига для читателя сохраняется до самой развязки.</ref>, написаны от лица Арчи Гудвина, помощника детектива Ниро Вульфа.
** Романы Рекса Стаута, наследующие традицию Конан Дойла<ref>Традиция построения детективного сюжета по Конан Дойлу заключается в том, что читатель, посвященный в события настолько же, насколько помощник детектива, практически никогда не получает всей следственной информации, которой владеет сам детектив, и таким образом интрига для читателя сохраняется до самой развязки.</ref>, написаны от лица Арчи Гудвина, помощника детектива Ниро Вульфа.
* Все романы Дика Фрэнсиса.
* Все романы Дика Фрэнсиса.


=== [[Кино]] и [[телесериалы]] ===
=== [[Кино]] и [[телесериалы]] ===
* «[[Hardcore Henry|Хардкор]]» — боевик весь от первого лица! До этого фильма в боевиках были «от первого лица» лишь отдельные сцены.
* «[[Hardcore Henry|Хардкор]]» — боевик весь от первого лица! До этого фильма в боевиках были «от первого лица» лишь отдельные сцены.
** Впрочем, ещё до него вышел малобюджетный фильм «Отель Инферно». Хотя этот фильм является любительским трэшем, который совмещает в себе два жанра — [[фильм ужасов]] и [[боевик]] — в нём всё действие происходит исключительно от первого лица.
** Впрочем, ещё до него вышел малобюджетный фильм «Отель Инферно». Хотя этот фильм является любительским трэшем, который совмещает в себе два жанра — [[фильм ужасов]] и [[боевик]] в нём всё действие происходит исключительно от первого лица.
** «[[Bunker of the Dead]]» — боевик и фильм ужасов от первого лица.
** «[[Bunker of the Dead]]» — боевик и фильм ужасов от первого лица.
* «Леди в озере» (1947) — классика [[нуар]]а по [[Рэймонд Чандлер|Рэймонду Чандлеру]]. Целиком снят от первого лица, ГГ видно, только когда он смотрит в зеркало. Очень оригинальный фильм.
* «[[Леди в озере]]» (1947) классика [[нуар]]а по Раймонду Чандлеру. Целиком снят от первого лица, ГГ видно, только когда он смотрит в зеркало. Очень оригинальный фильм.
** Первая треть фильма-нуара «Темная полоса» (Dark Passage) снята от первого лица. Затем вид меняется, но герой Хамфри Богарта будет ходить в бинтах после пластической операции. Полностью его лицо будет видно только на 62 минуте фильма.
** Первая треть фильма-нуара «Темная полоса» (Dark Passage) снята от первого лица. Затем вид меняется, но герой Хамфри Богарта будет ходить в бинтах после пластической операции. Полностью его лицо будет видно только на 62 минуте фильма.
* «[[Lock, Stock and Two Smoking Barrels|Карты, деньги, два ствола]]» — сцена ухода Эдди после проигрыша.
* «[[Lock, Stock and Two Smoking Barrels|Карты, деньги, два ствола]]» — сцена ухода Эдди после проигрыша.
* «[[The Matrix|Матрица]]» — выбор пилюли, красная или синяя.
* «[[The Matrix|Матрица]]» — выбор пилюли, красная или синяя.
* «[[Cloverfield|Монстро]]» — весь фильм снят камерой героя по имени Хад.
* «[[Cloverfield|Монстро]]» — весь фильм снят камерой героя по имени Хад.
* «[[Брат]] 2» — сцена отстрела охраны бара. Ну, тут-то просто откровенно [[пародия|пародируются]] компьютерные стрелялки с «видом из глаз».
* «[[Брат 2]]» — сцена отстрела охраны бара. Ну, тут-то просто откровенно пародируются компьютерные стрелялки с «видом из глаз».
* «[[Doom]]»: ГГ получает чудо-укол и убивает 95 % нечисти на базе.
* «[[Doom]]»: ГГ получает чудо-укол и убивает 95 % нечисти на базе.
* «[[Маньяк]]» — фильм 2012 года с Элайджей Вудом. ~95 % экранного времени мы видим глазами главного героя.
* «[[Маньяк]]» — фильм 2012 года с Элайджей Вудом. ~95 % экранного времени мы видим глазами главного героя.
* «[[Halloween|Хэллоуин]]» (1978) — убийство девушки в начале, взгляд через прорези в маске.
* «[[Halloween|Хэллоуин]]» (1978) убийство девушки в начале, взгляд через прорези в маске.
* Первая серия первого сезона «Глухаря» начинается с того, что зритель впервые в жизни видит ОВД «Пятницкий», причем глазами какого-то персонажа (вскоре выясняется, что Коли Тарасова).
* Первая серия первого сезона «Глухаря» начинается с того, что зритель впервые в жизни видит ОВД «Пятницкий», причем глазами какого-то персонажа (вскоре выясняется, что Коли Тарасова).
* Нередко что-то показывают [[Вид глазами робота|глазами робота]] (киборга) с соответствующим восприятием мира:
* Нередко что-то показывают [[Вид глазами робота|глазами робота]] (киборга) с соответствующим восприятием мира:
Строка 49: Строка 49:
** Запись «чёрного ящика» андроида Кальдера из «Дознания пилота Пиркса».
** Запись «чёрного ящика» андроида Кальдера из «Дознания пилота Пиркса».
* Фильмы жанра «[[Псевдодокументальный фильм|мокьюментари]]» можно также считать «от первого лица»
* Фильмы жанра «[[Псевдодокументальный фильм|мокьюментари]]» можно также считать «от первого лица»
** «[[Blair Witch|Ведьма из Блэр]]» — съёмка от первого лица с камерой, удерживаемой в руках оператором.
** «[[Blair Witch|Ведьма из Блэр]]» — съёмка от первого лица с камерой, удерживаемой в руках оператором.
* Часто используется вид от лица персонажа, который просыпается или приходит в сознание после обморока.
* Часто используется вид от лица персонажа, который просыпается или приходит в сознание после обморока.
* Одна из фишек фильмов и сериала про «[[Evil Dead|Зловещих мертвецов]]» — летающая камера «в роли» Зла. Как именно выглядит само Зло, [[Неизвестность пугает больше|нам не показывают]], но это явно что-то невообразимо ужасное.
* Одна из фишек фильмов и сериала про «[[Evil Dead|Зловещих мертвецов]]» — летающая камера «в роли» Зла. Как именно выглядит само Зло, [[Неизвестность пугает больше|нам не показывают]], но это явно что-то невообразимо ужасное.


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* Анимационная короткометражка Осаму Тэдзуки «[[Jumping]]»/«Прыжок» (1984) — полностью от первого лица.
* Анимационная короткометражка Осаму Тэдзуки «[[Jumping]]»/«Прыжок» (1984) полностью от первого лица.
* «Пластилиновая ворона», новелла-песня «Игра» — почти все показано глазами деда и внука. Сами же дед и внук появляются в кадре на несколько секунд — практически в конце новеллы.
* «Пластилиновая ворона», новелла-песня «Игра» — почти все показано глазами деда и внука. Сами же дед и внук появляются в кадре на несколько секунд — практически в конце новеллы.


=== [[Телевидение]] ===
=== [[Телевидение]] ===
* «Городок» «фильм-ужасов» — «Тварь» (скетч 1997 г.). Почти все действо идет от первого лица кого-то. Как бы не монстра, в свете закадрового голоса-предисловия. Кто это — большой спойлер.
* «Городок» «фильм-ужасов» — «Тварь» (скетч 1997 г.). Почти все действо идет от первого лица кого-то. Как бы не монстра, в свете закадрового голоса-предисловия. Кто это — большой спойлер.


=== [[Музыка]] ===
=== [[Музыка]] ===
* Клип The Weeknd — «False Alarm».
* Клип The Weeknd — «False Alarm».
* Клип MiyaGi & Эндшпиль — «Кайф».
* Клип MiyaGi & Эндшпиль — «Кайф».
* Клип MiyaGi & Эндшпиль — «Без обид».
* Клип MiyaGi & Эндшпиль — «Без обид».
* Скандально известный клип группы «Prodigy» на композицию «Smack My Bitch Up». Такой способ повествования позволяет провернуть [[Вот это поворот!|неожиданную развязку]] в конце: {{spoiler|все эти бесчинства творила женщина.}}
* Скандально известный клип группы «Prodigy» на композицию «Smack My Bitch Up». Такой способ повествования позволяет провернуть [[Вот это поворот!|неожиданную развязку]] в конце: {{spoiler|все эти бесчинства творила женщина.}}



Версия 18:18, 26 марта 2022

Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Игрок видит глазами своего персонажа.

(link)

«Хардкор» — целиком от первого лица

От первого лица — типичный режим обзора в компьютерных играх типа шутер. Игрок видит то же, что видит персонаж, камера как бы расположена внутри головы персонажа. Помимо психологического эффекта погружения, удобен тем, что экран не загораживает широкая спина персонажа, да и видно дальше, чем при виде от третьего лица, который обычно «чуть сверху», но при этом меньше поле обзора с боков. Ещё это называют «вид из глаз».

Изредка встречается в других жанрах. В особо драматичные моменты режиссёр включает вид от первого лица, чтобы… а хрен его знает зачем, чтобы круто выглядело. Как вариант — сцену с актером в роли персонажа не досняли (или досняли, а она не внушает доверия), а звать его заново переигрывать сцену проблематично. Тогда можно и от первого лица — руки-ноги персонажа «сыграет» дублёр.

А ещё для большей интриги в детективах показывают совершение преступления глазами преступника. Это может сочетаться и с показом злодея, но так, чтобы его лицо в кадр не попадало. В книжных же детективах повествование ведётся так, чтобы читатель вместе с сыщиком до самого конца не знал, кто убийца — садовник или дворецкий.

Немного истории

Wolfenstein 3D был одной из первых популярных игр с таким режимом и задал границы, которых придерживались многочисленные клоны. Потом планку качества поднял Doom с его более реалистичной красивой картинкой, с фотографиями предельно реалистичных моделей демонов, в сочетании с рельефом местности. В Quake появились настоящие трёхмерные модели, а местность из псевдотрёхмерной (плоская карта с разницей высот) стала по-настоящему трёхмерной. А Half-Life прославился своей манерой подачи сюжета, который ранее считался «не нужнее, чем порнофильму».

Примеры

  • Собственно, многие шутеры. Ибо стрелять с такой камерой намного проще, чем от третьего лица.
  • РПГ: вид от первого лица зачастую присутствует как альтернативный режим, обычно камера висит над головой персонажа. Более популярен вид от первого лица в гибридах РПГ и шутера — тех экшн-рпг, в которых боёвка стрелковая, а не рукопашная. Исключение — серия The Elder Scrolls, где боёвка всё же больше рубильная, чем стрелково-колдовательная (хотя это зависит от стиля игры конкретного игрока), а режим первого лица считается дефолтным.
  • Гонки и прочие симуляторы: хардкорные игроки всегда играют именно от первого лица, а некоторые любители авиасимов даже строят вокруг себя подобие настоящего боевого кокпита, как у настоящего авиатренажёра, в то время как казуалы любят играть в основном от третьего лица, считая, что так легче и «красивее» (потому что вид «киношный»), а полноценной симуляции предпочитают аркады[1]. Некоторые из игроков, не являющиеся настоящим хардкорщиками, при сохранении вида от первого лица убирают загораживающий часть экрана кокпит, делая это с целью получить максимальный обзор (для сравнения, при виде от третьего лица экран загораживает не кокпит, а сам симулируемый аппарат). В некоторых симуляторах, где симулируется большой боевой корабль с многочисленным экипажем (например, Silent Hunter III и StarTrek: Bridge Commander]) присутствует не «вид из кабины», как в других симуляторах, а вид из глаз капитана корабля, который отдаёт приказы старшим офицерам от первого лица, общаясь с ними.
  • Также такой вид встречается в гибридах стрелялки и квеста, например в Hexen, зачастую относимыми к экшн-адвенча/экшн-квест (относят часто, но не всегда: например, считать ли S.T.A.L.K.E.R. просто шутером с квестами или экшн-квестом — предмет жарких споров).
  • Иногда используется в некоторых играх жанра Survival Horror. Классический пример — лицехват в Aliens vs Predator, который в полной темноте, едва освещаемой тусклым фонариком, может неожиданно напугать, внезапно прыгнув в лицо, когда его не ожидали, так что игрок, упавший от страха вместе со стулом, — обычное дело (для максимального эффекта рекомендуется играть в полной темноте с surround sound и 3D-очках).
    • Хотя на самом-то деле вид от первого лица является самым востребованным приёмом во многих современных хоррорах. Потому что камера от первого лица лучше всего справляется с задачей погружения игрока в атмосферу, а для такого жанра это очень важный пункт.
  • Есть и совсем уж необычные вещи, но полюбившиеся и запомнившиеся геймерам. К примеру, игра Mirror’s Edge — симулятор, на секундочку, паркура. И тем не менее — от первого лица. Бежать вдвойне веселей, драки вдвойне реалистичней, а падать вдвойне страшней.
  • VR-игры. Ну тут уже без комментариев.

Другие виды искусства

Литература

Основная статья: POV-персонаж

Популярный приём вести повествование от лица главного/второстепенного героя. Часто использовался для создания псевдодокументальных произведений, пока искушённый читатель в массе своей не утратил доверия к этому стилю изложения.

  • Классические произведения о Шерлоке Холмсе — записи, которые ведутся от лица его помощника, доктора Ватсона. Кстати, несмотря на просвещённый век, приём сработал: множество читателей восприняло мистера Холмса как реального человека.
    • Романы Рекса Стаута, наследующие традицию Конан Дойла[2], написаны от лица Арчи Гудвина, помощника детектива Ниро Вульфа.
  • Все романы Дика Фрэнсиса.

Кино и телесериалы

  • «Хардкор» — боевик весь от первого лица! До этого фильма в боевиках были «от первого лица» лишь отдельные сцены.
    • Впрочем, ещё до него вышел малобюджетный фильм «Отель Инферно». Хотя этот фильм является любительским трэшем, который совмещает в себе два жанра — фильм ужасов и боевик — в нём всё действие происходит исключительно от первого лица.
    • «Bunker of the Dead» — боевик и фильм ужасов от первого лица.
  • «Леди в озере» (1947) — классика нуара по Раймонду Чандлеру. Целиком снят от первого лица, ГГ видно, только когда он смотрит в зеркало. Очень оригинальный фильм.
    • Первая треть фильма-нуара «Темная полоса» (Dark Passage) снята от первого лица. Затем вид меняется, но герой Хамфри Богарта будет ходить в бинтах после пластической операции. Полностью его лицо будет видно только на 62 минуте фильма.
  • «Карты, деньги, два ствола» — сцена ухода Эдди после проигрыша.
  • «Матрица» — выбор пилюли, красная или синяя.
  • «Монстро» — весь фильм снят камерой героя по имени Хад.
  • «Брат 2» — сцена отстрела охраны бара. Ну, тут-то просто откровенно пародируются компьютерные стрелялки с «видом из глаз».
  • «Doom»: ГГ получает чудо-укол и убивает 95 % нечисти на базе.
  • «Маньяк» — фильм 2012 года с Элайджей Вудом. ~95 % экранного времени мы видим глазами главного героя.
  • «Хэллоуин» (1978) — убийство девушки в начале, взгляд через прорези в маске.
  • Первая серия первого сезона «Глухаря» начинается с того, что зритель впервые в жизни видит ОВД «Пятницкий», причем глазами какого-то персонажа (вскоре выясняется, что Коли Тарасова).
  • Нередко что-то показывают глазами робота (киборга) с соответствующим восприятием мира:
    • «Терминаторы» (и многочисленные отсылки к ним и пародии на них).
    • Робот-стрелок из «Западный мир»/«Мир Дикого Запада» (англ. Westworld, 1973). Для съемок даже специальную программу для ЭВМ создавали.
    • Робот Читти в некоторых сценах индийского х/ф «Робот».
    • Запись «чёрного ящика» андроида Кальдера из «Дознания пилота Пиркса».
  • Фильмы жанра «мокьюментари» можно также считать «от первого лица»
    • «Ведьма из Блэр» — съёмка от первого лица с камерой, удерживаемой в руках оператором.
  • Часто используется вид от лица персонажа, который просыпается или приходит в сознание после обморока.
  • Одна из фишек фильмов и сериала про «Зловещих мертвецов» — летающая камера «в роли» Зла. Как именно выглядит само Зло, нам не показывают, но это явно что-то невообразимо ужасное.

Мультфильмы

  • Анимационная короткометражка Осаму Тэдзуки «Jumping»/«Прыжок» (1984) — полностью от первого лица.
  • «Пластилиновая ворона», новелла-песня «Игра» — почти все показано глазами деда и внука. Сами же дед и внук появляются в кадре на несколько секунд — практически в конце новеллы.

Телевидение

  • «Городок» «фильм-ужасов» — «Тварь» (скетч 1997 г.). Почти все действо идет от первого лица кого-то. Как бы не монстра, в свете закадрового голоса-предисловия. Кто это — большой спойлер.

Музыка

  • Клип The Weeknd — «False Alarm».
  • Клип MiyaGi & Эндшпиль — «Кайф».
  • Клип MiyaGi & Эндшпиль — «Без обид».
  • Скандально известный клип группы «Prodigy» на композицию «Smack My Bitch Up». Такой способ повествования позволяет провернуть неожиданную развязку в конце: все эти бесчинства творила женщина.

Примечания

  1. Примечание бывшего симрейсера. Вид от третьего лица не в цене не за какую-то эфемерную «нехардкорность», а за типичную реализацию, призванную прокатиться с ветерком и показать машину в выигрышном ракурсе. Для этого виртуальная камера несколько запаздывает за машиной, так что на поворотах машина показывает бок. Красиво, но мешает целиться в нужную точку траектории. Обычно выбирают какую-то камеру, жёстко прибитую к машине, не очень далеко от места водителя (привычка есть привычка), но дающую хороший обзор — например, с крыши или с капота. Хотя, если честно, привычка привычке рознь: с минимальным отрывом выигрывал в «поршу» у дамы, которая настраивала машины на такую недостаточную поворачиваемость, что я вообще не мог играть на её настройках — и играла от третьего лица.
  2. Традиция построения детективного сюжета по Конан Дойлу заключается в том, что читатель, посвященный в события настолько же, насколько помощник детектива, практически никогда не получает всей следственной информации, которой владеет сам детектив, и таким образом интрига для читателя сохраняется до самой развязки.