Перипетия: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
 
(Новая страница: «'''Перипетия''' — резкая перемена в судьбе героев, внезапный поворот событий от хорошего к плохому либо от плохого к хорошему. Перипетия как основа развития фабулы была известна ещё древним грекам, так что это определение старше, чем феодализм...»)
Строка 1: Строка 1:
'''Перипетия''' — резкая перемена в судьбе героев, внезапный поворот событий от хорошего к плохому либо от плохого к хорошему.
'''Перипетия''' резкая перемена в судьбе героев, внезапный поворот событий от хорошего к плохому либо от плохого к хорошему.


Перипетия как основа развития [[фабула|фабулы]] была известна ещё древним грекам, так что это определение [[старше, чем феодализм]].
Перипетия как основа развития [[фабула|фабулы]] была известна ещё древним грекам, так что это определение [[старше, чем феодализм]].


Нота бене: улучшение и без того хорошей ситуации и ухудшение и без того плохой — не перипетия. Разве что оно настолько резкое, что по сравнению с этой переменой исходно хорошее положение дел кажется плохим, а исходно плохое оказывается очень даже ничего себе. Ну, например, если герой сидит в тюрьме, то досиживание до конца и выход на свободу — не перипетия, а вот побег — уже перипетия. Перевод в другую камеру — не перипетия<ref>У Альфреда Бестера в «Тигр! Тигр!» — вполне себе перипетия.</ref>, а вот казнь — перипетия.
Нота бене: улучшение и без того хорошей ситуации и ухудшение и без того плохой — не перипетия. Разве что оно настолько резкое, что по сравнению с этой переменой исходно хорошее положение дел кажется плохим, а исходно плохое оказывается очень даже ничего себе. Ну, например, если герой сидит в тюрьме, то досиживание до конца и выход на свободу — не перипетия, а вот побег — уже перипетия. Перевод в другую камеру — не перипетия<ref>У Альфреда Бестера в «Тигр! Тигр!» — вполне себе перипетия.</ref>, а вот казнь — перипетия.


Чтобы событие было полноценной перипетией, оно должно соответствовать ряду условий: «реальность („Изменение должно действительно произойти в фиктивном мире повествования, а не во сне героя, например“); релевантность; результативность; непредсказуемость; необратимость („Событийность имеется лишь тогда, когда новое состояние не поддаётся аннулированию“); неповторяемость; следственность. Изменение должно влечь за собой последствия в мышлении и действиях субъекта» [Шмид 1994; 156—157]
Чтобы событие было полноценной перипетией, оно должно соответствовать ряду условий: «реальность („Изменение должно действительно произойти в фиктивном мире повествования, а не во сне героя, например“); релевантность; результативность; непредсказуемость; необратимость („Событийность имеется лишь тогда, когда новое состояние не поддаётся аннулированию“); неповторяемость; следственность. Изменение должно влечь за собой последствия в мышлении и действиях субъекта» [Шмид 1994; 156—157]

Версия 20:02, 26 марта 2022

Перипетия — резкая перемена в судьбе героев, внезапный поворот событий от хорошего к плохому либо от плохого к хорошему.

Перипетия как основа развития фабулы была известна ещё древним грекам, так что это определение старше, чем феодализм.

Нота бене: улучшение и без того хорошей ситуации и ухудшение и без того плохой — не перипетия. Разве что оно настолько резкое, что по сравнению с этой переменой исходно хорошее положение дел кажется плохим, а исходно плохое оказывается очень даже ничего себе. Ну, например, если герой сидит в тюрьме, то досиживание до конца и выход на свободу — не перипетия, а вот побег — уже перипетия. Перевод в другую камеру — не перипетия[1], а вот казнь — перипетия.

Чтобы событие было полноценной перипетией, оно должно соответствовать ряду условий: «реальность („Изменение должно действительно произойти в фиктивном мире повествования, а не во сне героя, например“); релевантность; результативность; непредсказуемость; необратимость („Событийность имеется лишь тогда, когда новое состояние не поддаётся аннулированию“); неповторяемость; следственность. Изменение должно влечь за собой последствия в мышлении и действиях субъекта» [Шмид 1994; 156—157]

  1. У Альфреда Бестера в «Тигр! Тигр!» — вполне себе перипетия.