Ктулху из машины: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
Строка 13: Строка 13:
* Энн Маккефри «Небеса Перна» — если в предыдущих частях цикла «Всадники Перна» люди боролись с угрозой Нитей, восстанавливали утраченные знания и разбирались с внутренними противоречиями, то в этой книге [[сарказм|совершенно внезапно]] начинается [[вот упал метеорит|метеоритный дождь]], от которого (и стихийных бедствий, вызванных им — цунами, землетрясения) теперь нужно спасти население, вовремя направив в укрытия (а если не удалось — перенестись в прошлое и попытаться сделать всё заранее). На фоне предыдущих реалистичных книг эти неожиданные метеориты выглядят действительно как «демон из машины».
* Энн Маккефри «Небеса Перна» — если в предыдущих частях цикла «Всадники Перна» люди боролись с угрозой Нитей, восстанавливали утраченные знания и разбирались с внутренними противоречиями, то в этой книге [[сарказм|совершенно внезапно]] начинается [[вот упал метеорит|метеоритный дождь]], от которого (и стихийных бедствий, вызванных им — цунами, землетрясения) теперь нужно спасти население, вовремя направив в укрытия (а если не удалось — перенестись в прошлое и попытаться сделать всё заранее). На фоне предыдущих реалистичных книг эти неожиданные метеориты выглядят действительно как «демон из машины».
* Во многих произведениях Стивена Кинга вселенский и даже простой сверхъестественный ужас долго маячит на заднем плане, пока на первом всякую дичь творят самые обыкновенные люди.
* Во многих произведениях Стивена Кинга вселенский и даже простой сверхъестественный ужас долго маячит на заднем плане, пока на первом всякую дичь творят самые обыкновенные люди.
===[[Фильмы]]===
* [[Endless|Паранормальное]]. Два брата сбежавшие из секты самоубийц, узнают что сектанты живы и решают вернуться. И в отличие от других фильмов в культистах нет ничего зловещего, они обычные добрые люди. НО в этом месте обитает что-то, что создает временные петли, которые должны заканчиваться смерть человека попавшего в них. Это чу-чу наш разум не может понять и сообщение от него воспринимает как фильмы.
* Хижина в лесу - сатирический вариант.
* Забавные игры - [[Четвертая стена|постмодернисткий вариант]]. Фильм о маньяках захватившую семью в заложники и издевающимися над ними перед убийствами. Но маньяки пару раз говорят прямо со зрителями. А в конце одной из жертв удается убить одного из маньяков, но другой берет пульт от телевизора, перематывает сцену назад и останавливает жертву.
* Проблема Вурмана - короткометражный фильм, разказывающий о психиатре, который допрашивает серийного убицу уверенного, что он бог, но и убедившего в этом других заключенных. {{Spoiler|Он не врал.}}


=== [[Мультсериал]]ы ===
=== [[Мультсериал]]ы ===

Версия 17:45, 23 февраля 2024

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Cosmic Horror Reveal. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть, — читайте!

Ктулху из машины — сюжетный поворот, превращающий произведение во вселенский ужас. Он схож с машинным дьяволом в том, что делает ситуацию хуже, однако в первую очередь при появлении на сцене Ктулху предыдущие конфликты становятся незначительными, а восприятие сеттинга сильно меняется.

Ктулху вполне может оказаться гадом за гадом, которому антагонист подчинялся добровольно или не очень. Но он может также быть его противником, которого герои помешали остановить, или переходящим границу Бонапартом, которого все стороны упорно игнорируют, поглощённые своими мелочными разборками. Иногда для превращения во вселенский ужас достаточно ввести волшебный закон, требующий жертвоприношений для остановки апокалипсиса или просто неизбежно разрушащий мир по прошествии какого-то времени.

Смена жанра не обязательно будет мгновенной и полной, особенно в последнем случае. Ктулху может даже удалиться куда-то на фон после однократного появления и затем устроить засаду в холодильнике, напомнив о том, что глобально по сравнению с ним ничего не изменилось.

Примеры

Литература

  • «Ересь Хоруса» — именно так в этом книжном цикле появляется Хаос.
  • Энн Маккефри «Небеса Перна» — если в предыдущих частях цикла «Всадники Перна» люди боролись с угрозой Нитей, восстанавливали утраченные знания и разбирались с внутренними противоречиями, то в этой книге совершенно внезапно начинается метеоритный дождь, от которого (и стихийных бедствий, вызванных им — цунами, землетрясения) теперь нужно спасти население, вовремя направив в укрытия (а если не удалось — перенестись в прошлое и попытаться сделать всё заранее). На фоне предыдущих реалистичных книг эти неожиданные метеориты выглядят действительно как «демон из машины».
  • Во многих произведениях Стивена Кинга вселенский и даже простой сверхъестественный ужас долго маячит на заднем плане, пока на первом всякую дичь творят самые обыкновенные люди.

Фильмы

  • Паранормальное. Два брата сбежавшие из секты самоубийц, узнают что сектанты живы и решают вернуться. И в отличие от других фильмов в культистах нет ничего зловещего, они обычные добрые люди. НО в этом месте обитает что-то, что создает временные петли, которые должны заканчиваться смерть человека попавшего в них. Это чу-чу наш разум не может понять и сообщение от него воспринимает как фильмы.
  • Хижина в лесу - сатирический вариант.
  • Забавные игры - постмодернисткий вариант. Фильм о маньяках захватившую семью в заложники и издевающимися над ними перед убийствами. Но маньяки пару раз говорят прямо со зрителями. А в конце одной из жертв удается убить одного из маньяков, но другой берет пульт от телевизора, перематывает сцену назад и останавливает жертву.
  • Проблема Вурмана - короткометражный фильм, разказывающий о психиатре, который допрашивает серийного убицу уверенного, что он бог, но и убедившего в этом других заключенных. Он не врал.

Мультсериалы

Видеоигры

  • Bloodborne начинается как готический ужас про оборотней-вампиров и безумных учёных. Потом последние оказываются группировками культистов, стремящихся к вознесению разными способами, весь мир — сном космического бога, который пытается заделать ребёнка, а источник вашей силы — ещё одним космическим богом, пытающимся избавиться от остальных.
  • Elden Ring — та же история. Вроде бы обычное фентези про становление королём, однако местные магические школы восходят к разными космическим богам, порой совершенно инфернальным, и тот, который мог изначально сойти за хрустального дракона — тоже из них.
  • Disco Elysium — в разговоре с Джойс выясняется, что мир представляет собой континенты с кусками океана, плавающие в Серости — космическом ничто, где постепенно отказывают законы и которое медленно поедает оставшуюся реальность. Примечательна ситуация тем, что о Серости знают решительно все кроме игрока и потерявшего память протагониста.
  • Assassin's Creed 3 (и в конце 2-ой части, а также Revelations) — появляется космическая угроза всему человечеству, которая многие тысячелетия тому назад уничтожила цивилизацию Предтеч. Вялотекущая борьба ассасинов с тамплиерами, описанная в АС 1-2, в 3-ей части становится всё острее, а ближе к концу 3-ей части обеим группировкам приходится идти на компромисс, чтобы предотвратить катастрофу.
  • Crysis 3 — инопланетяне-цефы стремятся отправить «альфа-цефа» из другой галактики через червоточину, чтобы уничтожить Землю. Альфа-цеф по размерам сравним с Луной. Но у людей есть прототип орбитального громадного лазера! Правда, им некому управлять, ведь МКС уничтожена. Поэтому нужно управиться с этим как-то иначе.
  • Warcraft 3 — если в 1-2 частях шла борьба людей против вторжения орков, то в 3-ей появляются демоны. Орки стремились лишь завоевать мир, а демоны хотят его уничтожить. Это желание выглядит ужасным даже для орков, поэтому недавние враги объединяются против демонов.