Отец семейства Копиркиных: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показано 29 промежуточных версий 9 участников)
Строка 7: Строка 7:


=== Из [[Литература|литературы]] ===
=== Из [[Литература|литературы]] ===
* Пишем долгое и опасное путешествие, особенно с целью вернуться домой, полное [[визит в племя чудаков|визитов в племена чудаков]] и логова монстров — читаем [[Одиссея]].
* [[Робин Гуд]]. Архетипический [[благородный разбойник]], а ещё папа семейства… эльфов. Серьёзно, современные эльфы «в лесу, в зелёном и с луком» списаны не из мифологии, а именно с вольных стрелков.
* [[Робин Гуд]]. Архетипический [[благородный разбойник]], а ещё папа семейства… эльфов. Серьёзно, современные эльфы «в лесу, в зелёном и с луком» списаны не из мифологии, а именно с вольных стрелков.
* [[Путешествие на Запад|Сунь Укун]] — [[Сила есть — ума не надо|не обременённый]] [[К чёрту закон, я делаю добро!|склонностью соблюдать нормы]] и [[Херой|способностью чувствовать подвох]] [[GAR|рубаха-парень]], разменявший уже как минимум четыре столетия, успел обзавестись [[Протагонист сёнэна|огромным потомством разной степени раздолбанной развязности]].
* [[Путешествие на Запад|Сунь Укун]] — [[Сила есть — ума не надо|не обременённый]] [[К чёрту закон, я делаю добро!|склонностью соблюдать нормы]] и [[Херой|способностью чувствовать подвох]] [[GAR|рубаха-парень]], разменявший уже как минимум четыре столетия, успел обзавестись [[Протагонист сёнэна|огромным потомством разной степени раздолбанной развязности]].
* [[Фауст]] — умный и волевой, но чтобы выиграть в [[сделка с дьяволом|сделке с дьяволом]] этого недостаточно. [[Мастер и Маргарита|Маргарита Николаевна]] и [[Dragonlance|Рейстлин Гилонович]] [[типа я Фауст|гарантируют это]].
* [[Фауст]] — умный и волевой, но чтобы выиграть в [[сделка с дьяволом|сделке с дьяволом]] этого недостаточно. [[Мастер и Маргарита|Маргарита Николаевна]] и [[Dragonlance|Рейстлин Гилонович]] [[типа я Фауст|гарантируют это]].
* [[Офелия]] — романтичная безумная девушка.
* [[Офелия]] — романтичная безумная девушка.
* [[Робинзонада|Робинзон Крузо]] стал не просто отцом семейства Копиркиных, но ещё и породил жанр имени себя. Если в произведении есть какой-то оставленный вдали от цивилизации отшельник — он почти наверняка будет списан с главного героя этой книги — патлатый, бородатый, ведёт календарь с помощью насечек, и живёт один или в компании со спасённым аборигеном, а живёт за счёт приручённых диких животных и самостоятельно выращенных сельхозкультур.
* [[Двадцать тысяч льё под водой|Капитан Немо]]. Первым же копипасту осуществил сам Верн, введя Робура-завоевателя, «злого» Немо.
* [[Двадцать тысяч льё под водой|Капитан Немо]]. Первым же копипасту осуществил сам Верн, введя Робура-завоевателя, «злого» Немо.
* [[Три мушкетёра|Четыре мушкетёра]]: типичный [[квартет]] [[Четыре героя — четыре темперамента|мрачный Атос, громила Портос, утончённый Арамис и порывистый д’Артаньян]]. А также кардинал Ришелье — вы вообще много в кино и книгах встречали кардиналов, которые занимаются своими церковными обязанностями, а не при дворе интригуют?
* [[Три мушкетёра|Четыре мушкетёра]]: типичный [[квартет]] [[Четыре героя — четыре темперамента|мрачный Атос, громила Портос, утончённый Арамис и порывистый д’Артаньян]]. А также кардинал Ришелье — вы вообще много в кино и книгах встречали кардиналов, которые занимаются своими церковными обязанностями, а не при дворе интригуют?
Строка 19: Строка 21:
* Чингачгук. Нужен благородный краснокожий? Вам сюда.
* Чингачгук. Нужен благородный краснокожий? Вам сюда.
** У него в семье ещё и имена под копирку, всех мужчин Ункасами зовут. Но это уже [[Одинаковые имена|другой троп]].
** У него в семье ещё и имена под копирку, всех мужчин Ункасами зовут. Но это уже [[Одинаковые имена|другой троп]].
** Не обязательно Чингачгук — есть ещё как минимум [[Виннету]]. Хотя он по сути уже [[реконструкция]] образа.
* [[Шерлок Холмс]], доктор Уотсон/Ватсон и Мориарти. Причем Уотсон копируется едва ли не чаще всего — [[Доктор Ватсон|очень уж полезный для авторов персонаж]].
* [[Шерлок Холмс]], доктор Уотсон/Ватсон и Мориарти. Причем Уотсон копируется едва ли не чаще всего — [[Доктор Ватсон|очень уж полезный для авторов персонаж]].
* Зорро. Не просто благородный разбойник, как Робин, а герой в маске, который ведёт двойную жизнь — то он богач-аристократ, то защитник слабых с кликухой в честь животного (zorro — «лис»). Практически первый супергерой с тайной личностью. Его копиркиными в той или иной мере были даже Бэтмен и Дриззт До’Урден (причём последнее — по признанию самого автора).
* [[Зорро]]. Не просто благородный разбойник, как Робин, а герой в маске, который ведёт двойную жизнь — то он богач-аристократ, то защитник слабых с кликухой в честь животного (zorro — «лис»). Практически первый супергерой с тайной личностью. Его копиркиными в той или иной мере были даже Бэтмен и Дриззт До’Урден (причём последнее — по признанию самого автора).
* Крутой, как яйца, американский [[Нуарный детектив(персонаж)|частный детектив]] Филип Марлоу (серия детективных романов Р. Чандлера). [[Крутая шляпа|Шляпа]], [[Крутой в пальто|пальто]] и магнум в кармане.
* Крутой, как яйца, американский [[Нуарный детектив (персонаж)|частный детектив]] Филип Марлоу (серия детективных романов Р. Чандлера). [[Крутая шляпа|Шляпа]], [[Крутой в пальто|пальто]] и магнум в кармане.
** Сэм Спейд из «Мальтийского сокола» в качестве Отца семейства Копиркиных тоже неплох, но Марлоу имеет перед ним важное преимущество: саркастичный внутренний голос, частый атрибут детектива.
** Сэм Спейд из «Мальтийского сокола» в качестве Отца семейства Копиркиных тоже неплох, но Марлоу имеет перед ним важное преимущество: саркастичный внутренний голос, частый атрибут детектива.
** Популярностью образ Спейда обязан экранизации, в которой он сам на себя не похож, а больше напоминает того же Марлоу. Книжный же Сэм Спейд, начавший как козёл, к концу романа становится неотличим от злодея.
** Популярностью образ Спейда обязан экранизации, в которой он сам на себя не похож, а больше напоминает того же Марлоу. Книжный же Сэм Спейд, начавший как козёл, к концу романа становится неотличим от злодея.
Строка 27: Строка 30:
** При том, что ОГ монстр был умным, быстрым и самостоятельным. Отцом семейства стал киношный образ, а книжный скорее повлиял на бесчисленных андроидов, бунтующих против человека.
** При том, что ОГ монстр был умным, быстрым и самостоятельным. Отцом семейства стал киношный образ, а книжный скорее повлиял на бесчисленных андроидов, бунтующих против человека.
* [[Моби Дик]] и капитан Ахав.
* [[Моби Дик]] и капитан Ахав.
* [[Arda|Гэндальф, Арагорн, Фродо, Гимли, Леголас, Голлум и Саурон]]. Иногда копируются по отдельности, в особо запущенных случаях — все вместе.
* [[Arda|Гэндальф, Арагорн, Фродо, Гимли, Леголас, Саурон]] и [[облик Голлума|Голлум]]. Иногда копируются по отдельности, в особо запущенных случаях — все вместе.
** В свою очередь, Арагорн был Копиркиным Короля Артура, а Гэндальф — Мерлина и Одина. Персонажи, сходные с Арагорном и Гэндальфом, могут отсылать и на эти прототипы.
** В свою очередь, Арагорн был Копиркиным [[Король Артур|короля Артура]], а [[Альбус Мерлинович Один|Гэндальф — Мерлина и Одина]]. Персонажи, сходные с Арагорном и Гэндальфом, могут отсылать и на эти прототипы.
*** Причём Ара копируется обычно не непосредственно, а через ещё одного копиркина — [[Dragonlance|Таниса <s>Полупениса</s> Полуэльфа]].
** Гимли и Леголас в книге были не так уж похожи на [[Чувствительный парень и брутальный мужик|Портоса и Арамиса]], но их копиркины и образы в адаптациях постоянно превращаются именно в это.
** Гимли и Леголас в книге были не так уж похожи на [[Чувствительный парень и брутальный мужик|Портоса и Арамиса]], но их копиркины и образы в адаптациях постоянно превращаются именно в это.
* [[Конан-варвар]] (и Рыжая Соня как женский эквивалент). Причём копируется не столько говардовский персонаж (который со своим набором женщины-вино-подвиги, прирождённым лидерством и «кошачьей» ловкостью к д’Артаньяну ближе), сколько [[Фанатское утрирование|некий расхожий образ]] [[Герой-варвар|очень брутального полуголого мужика]].
* [[Конан-варвар]] (и Рыжая Соня как женский эквивалент). Причём копируется не столько говардовский персонаж (который со своим набором женщины-вино-подвиги, прирождённым лидерством и «кошачьей» ловкостью к д’Артаньяну ближе), сколько [[Фанатское утрирование|некий расхожий образ]] [[Герой-варвар|очень брутального полуголого мужика]].
* [[Дракула]] (и [[Кармилла]] как… ну вы поняли).
* [[Дракула]] (и [[Кармилла]] как… ну вы поняли). А также его [[разрыв канвы копирастами|пиратская]] экранизация — [[облик Орлока|граф Орлок]].
* [[белорский цикл|Вольха Редная]] — прародительница [[Огненная шевелюра — огненный характер|рыжих и ехидных]] ведьм в русскоязычном женском юмористическом фэнтези.
* [[белорский цикл|Вольха Редная]] — прародительница [[Огненная шевелюра — огненный характер|рыжих и ехидных]] ведьм в русскоязычном женском юмористическом фэнтези.
** Альтернативное мнение гласит, что эта честь принадлежит Лейне из одноимённого цикла Елены Петровой, но книги Громыко были опубликованы раньше.
** Альтернативное мнение гласит, что эта честь принадлежит Лейне из одноимённого цикла Елены Петровой, но книги Громыко были опубликованы раньше.
Строка 39: Строка 43:


=== Из [[кино]] и [[сериал]]ов ===
=== Из [[кино]] и [[сериал]]ов ===
* Конан же! Только не из книг Говарда, а из экранизации со Шварцнеггером. Годов до 2010-х варваров почти повсеместно изображали в фэнтези как полуголых качков в рогатом шлеме и с чем-нибудь двуручным (или хотя бы с топором).
* [[Лоуренс Аравийский]].
* [[Лоуренс Аравийский]].
* [[:tv:TuxedoAndMartini|Бонд]], [[Джеймс Бонд]].
* [[:tv:TuxedoAndMartini|Бонд]], [[Джеймс Бонд]].
Строка 45: Строка 50:
** Ещё реже обходят стороной Реда Гранта. Даже в других фильмах о Бонде есть его Копиркины.
** Ещё реже обходят стороной Реда Гранта. Даже в других фильмах о Бонде есть его Копиркины.
* [[:tv:DarthVaderClone|Дарт Вейдер]]. А также Палпатин, Таркин, Хан Соло и [[Типаж Джаббы Хатта|Джабба Хатт]].
* [[:tv:DarthVaderClone|Дарт Вейдер]]. А также Палпатин, Таркин, Хан Соло и [[Типаж Джаббы Хатта|Джабба Хатт]].
** [[планета-пустыня|Татуин]]. Серьёзно, ни в одном фильме классической гексалогии без планеты-пустыни не обошлось (с натяжкой исключить можно пятый эпизод, где [[ледяная планета|пустыня ледяная]]), а кое-где их даже и по две (второй эпизод, где появляется и сам Татуин, и близлежащий Геонозис). Да и в массовой культуре планеты-пустыни рисуются чаще всего именно с Татуина, а не с какого-нибудь [[Dune|Арракиса]], хоть тот и был раньше.
** [[планета-пустыня|Татуин]]. Серьёзно, ни в одном фильме классической гексалогии без планеты-пустыни не обошлось (с натяжкой исключить можно пятый эпизод, где [[ледяная планета|пустыня ледяная]]), а кое-где их даже и по две (второй эпизод, где появляется и сам Татуин, и близлежащий Геонозис). Да и в массовой культуре планеты-пустыни рисуются чаще всего именно с Татуина, а не с какого-нибудь [[Dune|Арракиса]], хоть тот и был раньше, и не с реального [[Марс]]а.
** [[Звезда Смерти]] и [[звёздный разрушитель]].
* [[The Godfather|Вито Корлеоне]]. Архетипический [[Криминальный барон|Дон]] с Понятиями о Чести.
* [[The Godfather|Вито Корлеоне]]. Архетипический [[Криминальный барон|Дон]] с Понятиями о Чести.
* Грязный Гарри. Архетипический [[полицейский-ковбой]].
* Грязный Гарри. Архетипический [[полицейский-ковбой]].
Строка 53: Строка 59:
* Сержант Хартмен из «Цельнометаллической оболочки». Благодаря запомнившемуся исполнению роли (а точнее, [[А что, пусть будет!|импровизации]]), стал практически эталоном типажа [[сержант Зверь|сержанта Зверя]].
* Сержант Хартмен из «Цельнометаллической оболочки». Благодаря запомнившемуся исполнению роли (а точнее, [[А что, пусть будет!|импровизации]]), стал практически эталоном типажа [[сержант Зверь|сержанта Зверя]].
* Мясник Билл Каттинг из «Банд Нью-Йорка». После выхода фильма его Копиркины регулярно появляются в произведениях о преступном мире прошлого.
* Мясник Билл Каттинг из «Банд Нью-Йорка». После выхода фильма его Копиркины регулярно появляются в произведениях о преступном мире прошлого.
* [[The Good, the Bad and the Ugly|Сентенца]] в исполнении Ли ван Клифа. Архетипичный образ злого [[Охотник за головами|охотника ха головами]] с [[Дикий Запад|Дикого Запада]].
* [[The Good, the Bad and the Ugly|Сентенца]] в исполнении Ли ван Клифа. Архетипичный образ злого [[Охотник за головами|охотника за головами]] с [[Дикий Запад|Дикого Запада]]. И даже там, где никакого Дикого Запада нет и в помине: [[Forgotten Realms|Джарлакс Бэнр]] и [[Star Wars|Кад Бэйн]] не дадут соврать.
* [[Доктор Хаус]], причём как во врачебной, так и в детективной сфере поднабралось таких [[Козёл с золотым сердцем|козлов с золотым сердцем]] и неординарными дарованиями: [[Lie to me|Кел Лайтман]], [[Нюхач]], доктор Тырса, доктор Рихтер (этот даже является официальной российской адаптацией)… и, конечно, [[Интерны|доктор Быков]]!
* [[Доктор Хаус]], причём как во врачебной, так и в детективной сфере поднабралось таких [[Козёл с золотым сердцем|козлов с золотым сердцем]] и неординарными дарованиями: [[Lie to me|Кел Лайтман]], [[Нюхач]], доктор Тырса, доктор Рихтер (этот даже является официальной российской адаптацией)… и, конечно, [[Интерны|доктор Быков]]!
* [[Место встречи изменить нельзя|Глеб Жеглов]] в XXI веке стал отцом более десятка Копиркиных из российских детективных сериалов в стиле послевоенного ретро.
* [[Место встречи изменить нельзя|Глеб Жеглов]] в XXI веке стал отцом более десятка Копиркиных из российских детективных сериалов в стиле послевоенного ретро.
** Один из них — Давид Маркович Гоцман из «[[Ликвидация|Ликвидации]]» — сам породил нескольких копиркиных в сериалах и фильмах «[[Жемчужина у моря|с одесским колоритом]]».
** Один из них — Давид Маркович Гоцман из «[[Ликвидация|Ликвидации]]» — сам породил нескольких копиркиных в сериалах и фильмах «[[Жемчужина у моря|с одесским колоритом]]».
* [[Терминатор]] тоже обзавёлся многочисленными подражателями.
* «Танцующий с волками» стал объектом вдохновения для ряда фильмов об интеграции героя в чужую примитивную культуру, в том числе «Аватара».


=== Из [[мультфильм]]ов ===
=== Из [[мультфильм]]ов ===
* [[Белоснежка и семь гномов|Белоснежка]] — первая из диснеевских принцесс, на многие десятилетия задавшая тон всем архетипу (и не только у Диснея).
* [[Белоснежка и семь гномов|Белоснежка]] — первая из диснеевских принцесс, на многие десятилетия задавшая тон всем архетипу (и не только у Диснея).
* «[[Frozen]]» — в свою очередь, задала тон моде этот архетип деконструировать.


=== Из [[комикс]]ов ===
=== Из [[комикс]]ов ===
* [[Супермен]]. Заложил добрую половину архетипов про супергероев: носят трико и плащи, обладают огромной силищей, имеют тайну личности и какую-нибудь житейскую работёнку. Человек-паук у него немало позаимствовал, как и Зелёный фонарь с Капитаном Марвелом, что уж говорить про всевозможных Супергёрл…
* [[Супермен]]. Заложил добрую половину архетипов про супергероев: носят трико и плащи, обладают огромной силищей, имеют тайну личности и какую-нибудь житейскую работёнку. Человек-паук у него немало позаимствовал, как и Зелёный фонарь с Капитаном Марвелом (не которая Бри Ларсон, а который теперь [[Шазам]]), что уж говорить про всевозможных Супергёрл…
* [[Бэтмен]] (при том что сам отчасти копиркин Зорро). Заложил вторую половину архетипов про супергероев: [[простой крутой смертный]], носит [[Крутая маска|зловещую маску]], использует кучу гаджетов, по ночам бьёт морды злодеям на улицах, днём — [[гений, миллиардер, плейбой, филантроп|респектабельный джентльмен и богач]]. Сорвиголова, Железный человек, Чёрная пантера и многие другие у него немало позаимствовали.
* [[Бэтмен]] (при том что сам отчасти копиркин Зорро). Заложил вторую половину архетипов про супергероев: [[простой крутой смертный]], носит [[Крутая маска|зловещую маску]], использует кучу гаджетов, по ночам бьёт морды злодеям на улицах, днём — [[гений, миллиардер, плейбой, филантроп|респектабельный джентльмен и богач]]. Сорвиголова, Железный человек, Чёрная пантера и многие другие у него немало позаимствовали.
* Росомаха. А вот на этот раз копировали уже DC у Marvel, создав в частности Лобо (который, правда, скорее пародия на серьёзного Логана).
* Росомаха. А вот на этот раз копировали уже DC у Marvel, создав в частности Лобо (который, правда, скорее пародия на серьёзного Логана).
Строка 75: Строка 84:
* Легендарный [[Gundam|Чар Азнабль]], породивший [[tv:CharClone|множество]] копиркиных как внутри самой франшизы Gundam так и за её пределами. Из наиболее значимых можно отметить — [[Mobile Suit Gundam Seed|Рау Ле Крузе]], [[Berserk|Гриффита]] и [[Code Geass|Лелуша]].
* Легендарный [[Gundam|Чар Азнабль]], породивший [[tv:CharClone|множество]] копиркиных как внутри самой франшизы Gundam так и за её пределами. Из наиболее значимых можно отметить — [[Mobile Suit Gundam Seed|Рау Ле Крузе]], [[Berserk|Гриффита]] и [[Code Geass|Лелуша]].
* Одна из наиболее вероятных кандидаток на роль праматери всех [[DFC|плоскогрудых]] низкорослых [[цундере]] — [[Рубаки|Лина Инверс]]. Особо вопиющ случай четвёрки производных от неё героинь в лице [[Zero no Tsukaima|Луизы]], [[Shakugan no Shana|Сяны]], [[ToraDora|Тайги]] и Наги, всех из которых озвучивает одна и та же сэйю Риэ Кугумия. Они в том числе украшают собой знаменитый мем «it’s all the same shit».
* Одна из наиболее вероятных кандидаток на роль праматери всех [[DFC|плоскогрудых]] низкорослых [[цундере]] — [[Рубаки|Лина Инверс]]. Особо вопиющ случай четвёрки производных от неё героинь в лице [[Zero no Tsukaima|Луизы]], [[Shakugan no Shana|Сяны]], [[ToraDora|Тайги]] и Наги, всех из которых озвучивает одна и та же сэйю Риэ Кугумия. Они в том числе украшают собой знаменитый мем «it’s all the same shit».
** Отдельной вариацией на тему «великой плоскогрудой волшебницы» (кстати, тоже рыжей) является Химико Юмено из [[Danganronpa V3: Killing Harmony|третьей части Danganronpa]], но вот ни разу не цундера – скорее, воплощение [[Синдзи|Икари-младшего]] в женском теле.


=== Из [[Видеоигра|видеоигр]] ===
=== Из [[Видеоигра|видеоигр]] ===
* Ёж [[Sonic the Hedgehog|Соник]] в девяностых годах двадцатого века. Все, кому не лень, старались заиметь себе похожего зверька-маскота. До него был Марио, но с ним [[аверсия]]: мало кто пытался делать маскотом усатого итальянского мужика средних лет.
* Ёж [[Sonic the Hedgehog|Соник]] в девяностых годах двадцатого века. Все, кому не лень, старались заиметь себе похожего зверька-маскота. До него был Марио, но с ним [[аверсия]]: мало кто пытался делать маскотом усатого итальянского мужика средних лет.
** Однако платформеров с маленьким пухленьким человечком в качестве протогониста во второй пловине 80х было выпущено немало.
** Однако платформеров с маленьким пухленьким человечком в качестве протагониста во второй половине 80х было выпущено немало.
** Зато у главного врага Марио, Боузера, было много подражателей в играх 80-х. Финальный босс страшный монстр с чертами дракона, который обитает в замке, полном ловушек.
* Самус Аран. Кодификатор безликих героев шутеров в шлемах. Мастер Чиф и ко были куда позже.
* Самус Аран. Кодификатор безликих героев шутеров в шлемах. Мастер Чиф и ко были куда позже.
** И хотелось бы сказать «Дюк Нюкем», но первым из «громил из ФПС, похожих на Шварца» был Бласковиц из «Вульфа».
** И хотелось бы сказать «[[Duke Nukem|Дюк Нюкем]]», но первым из «громил из ФПС, похожих на Шварца» был Бласковиц из «Вульфа». Впрочем, его можно считать примером [[до того, как это стало мэйнстримом]] — а вот заложил мэйнстрим как раз Дюк.
* Серия игр [[Mortal Kombat]], которую также многие пытались скопировать.
* Серия игр [[Mortal Kombat]], которую также многие пытались скопировать.
* [[Final Fantasy VII|Сефирот]] же! Впрочем, [[Сефирот (типаж)|типаж]] существовал и до него, но так уж сложилось, что ассоциация увязалась именно с ним.
* [[Final Fantasy VII|Сефирот]] же! Впрочем, [[Сефирот (типаж)|типаж]] существовал и до него, но так уж сложилось, что ассоциация увязалась именно с ним.
** Тифа из той же самой седьмой части тоже потихоньку обзаводится своим семейством копиркиных, а вот с тем, был ли типаж до неё, всё сложно. Фактически она была введена парой с [[Девчушка-попрыгушка|непоседливой]] [[То ли девочка, а то ли виденье|мечтательницей]] [[Милашка|Айрис]], чтобы они оттеняли друг друга. Но если беспечных непосредственных красоток в искусстве навалом, то о том, чтобы таковых оттенять (да ещё и оттенять другими девушками, а не парнями), задумываться стали не так давно. Да, существует классический дуэт «[[Бетти и Вероника]]», но непосредственная и непоседливая в нём обычно Бетти, а Вероника — наоборот стереотипная элегантная [[роковая женщина]] с томным взглядом и аристократичными манерами. А тут в новом переосмысленном дуэте роковых женщин нет, как нет обычно и какой-то ''«экзотичности»'' — тут фактически [[А что, так можно было?!|две разных Бетти]]. В каком-то смысле типаж Тифы можно рассматривать, как очень [[Деконструкция|глубокое]] [[Реконструкция|переосмысление]] [[Тургеневская девушка|тургеневских барышень]]. Она была [[Застенчивая тихоня|не слишком общительной]] в детстве, но [[Снежная королева оттаяла|переросла это]], и теперь у неё не просто много друзей, а она сама — [[Командная мама|душа компании]] (воспитывать товарищей не стесняется). Она явно недурна собой, но представление о том, как ''«наводить марафет»'', у неё [[Неухоженная красотка|исключительно рудиментарное]]. У неё есть ''«внутренний стержень»'', но она опасается всегда и во всём полагаться на это, а если борется против чего-то, то только против чего-то или кого-то конкретного — ни в коем случае не против всего общества разом или самого мироустройства целиком. Она чувствует себя комфортнее среди парней и даже немного сторонится девушек, а [[Свой парень|парни держат её за своего]], но при этом манеры у неё исключительно женственные, а когда она пытается косить под пацанку, делает это до комичности несуразно. Она никогда не влюбляется с первого взгляда и уж тем более в незнакомца — её чувства растут и развиваются медленно (а потому она будет медлить с признанием) по мере того, как она всё ближе узнаёт человека — при этом она не станет напрашиваться на роль штатной подпорки (поддержать может, но тянуть на себе всю дорогу не станет) для слабака: кавалер должен [[Боевая пара|соответствовать ей]] как минимум [[Герой и наставница|готовностью до неё дорасти, если он слаб]], а лучше не уступать ей как минимум в чём-то с самого начала. Практически обязательно спортсменка (причём зачастую [[Мастер боевых искусств|по части боевых искусств]]): просто на досуге, по долгу службы, профессионально — она [[Каждое утро делает зарядку|держит себя в практически идеальной физической форме]] (за счёт чего опять же [[Прекрасная амазонка|недурна собой]]) и более чем [[Бой-баба|способна прописать промеж глаз]], буде кто-то довыпендривается. Имеет не обязательно очень большой, но обязательно [[Модница|очень разноплановый гардероб]]: рядом с комбинезоном автомеханика может болтаться бальное платье — чувство стиля у неё будет скорее инстинктивное, потому умеет выдержать наряд в одной стилистике, но при этом результат может тем не менее походить скорее на [[Жертва моды|нечто маскарадное]] — также питает тягу ко вписывающимся в стиль, но от того не менее нелепым аксессуарам. То есть это [[тургеневская девушка]], которая смогла вырасти и [[переосмыслить с возрастом]] свои [[Ахиллесова фигня|слабые стороны]], что толкнуло её заняться собой и в итоге стать [[Сильный женский персонаж|кем-то гораздо большим]]. При первом знакомстве с персонажем может показаться, что это обычная ''«серая мышь»'', но при дальнейшем раскрытии перед публикой предстанет [[пацанка с замашками леди]], тогда как глубоко внутри это будет [[леди с замашками пацанки]] (а типаж Айрис как раз наоборот выглядит [[леди с замашками пацанки]], а внутри [[пацанка с замашками леди]]). С ходу из сравнительно свежих произведений можно привести [[Семья шпиона|Йор Браяр-Форджер]] (по долгу службы управляется с макияжем, а вот с готовкой всё поначалу не очень) и [[Arifureta Shokugyou de Sekai Saikyou|Шидзуку Яэгаши]] (поначалу владеет только фамильным искусством кендо, а точнее в основном [[Удар из ножен|йайдзютсу]], но благодаря физической форме [[Старый добрый мордобой|остальной мордобой]] быстро подтягивает) — бонуснае очки копиркиных за [[Жгучая брюнетка|тёмные волосы]] и [[Тёплые карие глаза|характерные светло-карие глаза]] (изображают частенько [[Берегись красных глаз|красными]], но это [[условности аниме-графики]]).
*** Кстати по ранним наброскам можно заметить, что сама Тифа изначально планировалась [[копиркин]]ой [[Бой-баба|Блейз Филдинг]] из [[Streets of Rage]], от которой унаследовала свой первый визуальный образ, но при том шагнула заметно дальше в плане глубины проработки.
* Мясника из [[Diablo]] — [[упитанный силач|упитанного силача]], вооружённого [[мясницкий тесак|мясницким тесаком]] и крюком — близзы, судя по всему, пустили в разведение семейства Копиркиных целенаправленно. Загибаем пальцы: поганище из [[Warcraft III]] (СофтКлаб отсылку отловил и сразу перевёл его как «мясника»), Пудж из дотки (в первой её редакции как раз модельку поганища и имевший), который добавил к образу способность этим крюком [[гарпунщик|цеплять и притягивать]], Турбосвин из [[Overwatch]]… За пределами Близзарда образ Мясника попячили [[Warhammer Fantasy Battles/Ogre Kingdoms|огрские]] жрецы из [[Warhammer Fantasy Battles]] и [[паргоронские байки|демолорд Янгфанхофен]] из [[метавселенная Рудазова|Рудазоверса]], а опосредованно через варкрафт — трупомонстр Мерзость [[Архимаг (серия книг)|у того же Рудазова]] и карта Мясник из «[[Берсерк: вселенная магических битв]]» (в переиздании, что характерно, его особенности списаны уже с Пуджа).
* Инженер из [[Team Fortress 2]]. Красный костюм, каска, защитные очки и самое главное — [[Я и моя турель|турель]]. Торбьорн из [[Overwatch]], Барик из [[Paladins: Champions of the Realm|Paladins]] и стандартная внешность класса инженера из [[Deep Rock Galactic]]… хотя у этих троих ещё одна характерная черта — [[У нас именно такие гномы|гномистость]].
* Инженер из [[Team Fortress 2]]. Красный костюм, каска, защитные очки и самое главное — [[Я и моя турель|турель]]. Торбьорн из [[Overwatch]], Барик из [[Paladins: Champions of the Realm|Paladins]] и стандартная внешность класса инженера из [[Deep Rock Galactic]]… хотя у этих троих ещё одна характерная черта — [[У нас именно такие гномы|гномистость]].
* Ну [[Tomb Raider|Лара Крофт]] же, ёлки-палки!!! Сколько после неё атлетических девиц в шортах и с пистолями по всем экранам поскакало?!


=== Оружие ===
=== Из [[Реальная жизнь|реальной жизни]] ===
 
==== Оружие ====
* Винтовка Мондрагона. Праматерь всех самозарядок, автоматов и пулеметов с запиранием затвора поворотом и газопоршневым механизмом, включая АК.
* Винтовка Мондрагона. Праматерь всех самозарядок, автоматов и пулеметов с запиранием затвора поворотом и газопоршневым механизмом, включая АК.
* [[Автомат Калашникова|AK-47]]. В частности израильский Galil сделан из финского Valmet Rk 62, который в свою очередь сделан из АК. Уже внуки пошли…
* [[Автомат Калашникова|AK-47]]. В частности израильский Galil сделан из финского Valmet Rk 62, который в свою очередь сделан из АК. Уже внуки пошли…
* [[Colt M1911|M1911]]. Внуки пошли уже от ТТ-33.
* [[Colt M1911|M1911]]. Внуки пошли уже от ТТ-33.


=== Из [[Реальная жизнь|реальной жизни]] ===
==== Крупные предприниматели и промышленники ====
* Говард Хьюз — [[гений, миллиардер, плейбой, филантроп]].
* Томас Алва Эдисон. Архетипичный хай-тек магнат, его путём прошли Генри Форд (его современник, но помладше), Билл Гейтс, Стив Джобс, Илон Маск и многие другие.
* Эшер Барри Эдельман — {{comment|профессиональный корпоративный рейдер|Фактически «Вор в Законе», но только для капиталистического, а не социалистического строя.}}, специализирующийся на изъятии активов стремительно растущих компаний, в числе которых оказалась к примеру Datapoint — в конце [[Неоновые восьмидесятые|восьмидесятых]] даже преподавал рейдерство в качестве дисциплины в [[Вредная школа|экономическом ВУЗе]]. В свободное от снижения численности производителей электроники время любит искусство — в первую очередь искусство облапошивать коллекционеров, то впаривая им подделки, то заключая контракты на передачу находящихся в чужом владении коллекций. [[Копиркин]]ым обычно [[с прикрученным фитильком|прикручивают фитилёк]] — иначе [[Подавление недоверия|публика просто не поверит]], что [[Реальность нереалистична|кто-то может настолько вольно обходиться с законом]]. В чём-то [[инверсия|злой антипод]] Говарда Хьюза — [[криминальный гений]], миллиардер, плейбой, [[Козёл-мизантроп|мизантроп]].
 
==== Учёные и исследователи ====
* Архимед — архетипичный исследователь-самоучка, ставящий науку превыше всего, которого могли бы заподозрить в помешательстве, если бы не его острый ум.
* Архимед — архетипичный исследователь-самоучка, ставящий науку превыше всего, которого могли бы заподозрить в помешательстве, если бы не его острый ум.
* [[Архетип Жанны|Жанна д’Арк]]. Любую, без исключения, сильную женщину в политике обязательно сравнят с ней.
* [[Никола Тесла]], антагонист упомянутого подразделом выше Томаса Эдисона — совершенно никакой бизнесмен, но [[профи с причудами|куда как более крутой изобретатель]], до кучи ещё и активно эксплуатировавший свою репутацию крутого изобретателя.
* [[цари, стрельцы и терема|Айвен зе Террибл]], за жестокость прозванный Васильевичем. Редкий случай [[злой король|злого]] и [[безумный король|безумного короля]] в одном флаконе, всегда пригоняемый в строку при необходимости живописать [[застенки царизма]].
* Участники [[w:Сольвеевские конгрессы|Сольвеевских конгрессов]] первой половины двадцатого века в принципе один меметичнее другого, что вашей ЖоЖе и не снилось — вспомним самых ярких.
** Нильс Бор — маленький проказник и непоседа, выросший в большого юмориста и философа по жизни, заодно заложившего (на пару с Максом Планком) фундамент для фактически всех последующих исследований квантовой механики. Меметическая мутация оказалась настолько {{comment|тяжёлой|Получился практически Василий Иванович Чапаев от мира науки.}}, что сейчас уже сложно установить, где действительно были его собственные шутки, а что ему [[На этот раз не я|позже приписали задним числом]]. Ещё при жизни сподвиг немало деятелей науки к подражательству себе — некоторых стоит упомянуть отдельно.
*** Ричард Фейнман — ещё один большой юморист, по жизни активно эксплуатировавший образ [[трикстер]]а (если у Бора это само получалось, то Фейнман намеренно играл на публику), которого запомнили в науке в первую очередь за его привычку упрощать любые объяснения до предела (правда попытки популяризаторов науки подражать ему наводят на мысли, что у Фейнмана имело место упрощение не предельное, а запредельное).
*** Лев Ландау — человек [[Вольнодумец|исключительно свободных даже по меркам раннего Союза нравов]] и [[магистр всяческих наук]] — и до кучи популяризатор и того, и другого.
** [[Учёный выглядит как Эйнштейн|Альберт Эйнштейн]] — причём тут стоит отметить, что в искусстве прижился в первую очередь визуальный образ, тогда как про его характерный стиль работы обычно забывают, а то и подменяют стилем кого-нибудь из нижеследующих. Известен как ''«большой учёный»'', но тонкость в том, что в науке он как раз был склонен копаться в мелочах, которые другие списывали на ерунду и задвигали в дальний угол.
** Вольфганг Паули — совершил немалый вклад в квантовую механику (в частности постулировал [[w:Принцип Паули|ограниченность вместимости квантовых состояний]] и ввёл нейтрино), при этом обладая [[Может, магия, а может, реальность|совершенно необъяснимой с научной точки зрения аурой невезения]], из-за которой [[w:Эффект Паули|сложная машинерия в его присутствии вытворяла что угодно, окромя того, что вообще-то должна была делать по задумке]]. Иногда шутят, что [[Такой крутой, что уже смешно|это природа так пыталась спрятать от него свои законы]]. Об этом обычно забывают, но помимо физики он успел отметиться в изучении психологии, в частности скооперировавшись с Карлом Юнгом, создавшим свою теорию психоанализа. Стереотипный [[магистр всяческих наук]] и [[С прикрученным фитильком|немножечко]] [[невезучий изобретатель]].
** Поль Дирак — ещё один исследователь квантовой механики. В сознании широкой общественности сохранился в образе [[Воинствующий атеист|воинствующего атеиста]], коим в общем-то не был: если почитать его изречения на эту тему, можно обнаружить, что он всего лишь заострял внимание собеседников на том, что религия в целом ненаучна, потому как придерживается противоположной науке философии — более того помимо этого можно заметить, что он не смешивал вопрос о существовании Божеств с вопросом рациональности религий. В более узком кругу был известен своей неразговорчивостью до тех пор, пока не будет поднят какой-нибудь вопрос, по которому его ''«прорвёт»'', а также лёгкой асоциальностью и прагматизмом с нотками фатализма. Был одним из первых сторонников идеи о том, что ''«научный подход»'' — это не просто набор методик, а философия и стиль жизни.
** Огюст Пиккар — исследователь стратосферы и внезапно автор батискафа — тот ещё [[жестянщик]] и [[Сам себе мастер|самоделкин]]. Одна только защитная каска из плетёной корзины и засунутой в неё подушки чего стоит. А некоторые из его проектов аэростатов сделают честь любому стимпанку. И это не говоря о запоминающейся внешности — именно его (а не Альберта Эйнштейна) зачастую берут за прототип внешности [[Сумасшедший учёный|сумасшедшего учёного]] (например «Музыкальный блог Доктора Ужасного»), тем более что ''«mad skillz»'' как бы намекает.
* Зигмунд Фрейд же! Процесс приёма у психоаналитика, задаваемые им наводящие вопросы [[Фрейд был прав|с сексуальным подтекстом]] и стремление [[язык Ржевского|всё свести к гениталиям]] стали стереотипом.
 
==== Военные и политики ====
* Спартак — лидер восставших угнетённых по умолчанию.
* [[Архетип Жанны|Жанна д’Арк]]. Любую, без исключения, сильную женщину в политике обязательно сравнят с ней… кроме той, которую сравнят с [[железная леди|Маргарет]] [[недобрая старая Англия|Тэтчер]].
* [[Папа римский]] Александр VI, урождённый Родриго <s>[[адаптированное имя|Бордж(и)а]]</s> де Борха. Пишем [[клирик-барыга|корыстного]] и [[пастырь недобрый|коррумпированного]] [[князь Церкви|князя Церкви]] — читаем его. И даже не обязательно именно церкви — тот же Тайвин Ланнистер вообще никаким боком не клирик, но биографии местами совпадают побуквенно.
* [[Иван Грозный|Айвен зе Террибл]], [[постоянная шутка|за жестокость прозванный Васильевичем]]. Редкий случай [[злой король|злого]] и [[безумный король|безумного короля]] в одном флаконе, всегда пригоняемый в строку при необходимости живописать [[застенки царизма]].
* Эдвард «[[Чёрная Борода]]» Тэтч. Как [[пират]]ский [[капитан-отморозок]], так непременно по прозвищу Какая-Нибудь Борода.
* Наполеон. [[Я — Наполеон|Желающих им стать]] оказалось так много, что это превратилось в вечную шутку. Но и ставших — [[Хунта|из военных в диктаторы]], [[Из бунтаря в консерваторы|из революционеров в охранители]] — тоже немало.
* Наполеон. [[Я — Наполеон|Желающих им стать]] оказалось так много, что это превратилось в вечную шутку. Но и ставших — [[Хунта|из военных в диктаторы]], [[Из бунтаря в консерваторы|из революционеров в охранители]] — тоже немало.
* [[w:Госпожа Чжэн|Госпожа Чжэн (Чин Си, Ши Ян, Ши Сянгу и ещё много как)]] — предводительница китайских [[пират]]ов рубежа восемнадцатого и девятнадцатого веков. Знаменита в первую очередь тем, что после довольно громкой и яркой пиратской карьеры сдалась и получила амнистию: опытные моряки китайским властям были нужны, а вот мстящие за потерю своей предводительницы матёрые головорезы были им совсем не нужны — это не единственный случай, когда власти тогдашнего Китая предложили морским разбойникам списание их преступлений в обмен на вступление в императорский флот. Во вторую очередь знаменита царившей в её флоте железной дисциплиной, что сперва обеспечило ей успех на море, а позже открыло выходцам из её флотилии дорогу в императорский флот — после такой ''«школы жизни»'' армейский устав этим ребятам был, что сборник анекдотов. Поговаривают, что [[Дама в красном|отличалась пристрастием к красному цвету в одежде]], хотя [[Ненадёжный рассказчик|доподлино неизвестно, насколько далеко оно заходило]]. Если китайцы или японцы делают произведение про пиратов, среди капитанов практически обязательно будет дама, так или иначе отсылающая к Госпоже Чжэн (причём скорее всего в её одежде будут преобладать оттенки красного, а отношение подчинённых к ней будет варьироваться от глубокого уважения до буквальной влюблённости). Да и в европейских произведениях типаж регулярно встречается.
* [[Ас|Манфред фон Рихтгофен]], разумеется — отец настолько яркого семейства, что мало того, что сам удостоился [[Красный Барон|персонального тропа]] — так его копиркины сами уже [[tv:CharClone|персональными тропами]] начали обзаводиться.
* [[Ги-ги-гитлер!|Герр австрийский художник]], само собой. С попаданием в следующую группу у него не сложилось, а ведь предпосылки были, потому как среди художников-акварелистов он выделялся любовью к чёткости контуров и обилию мелких деталей, что при работе с акварелью требует усилий (правда тут ещё вопрос, где лично его заслуга, а где заслуга [[Антиреклама наркотиков|съеденного им первитина]]).
* Виктор Степанович Черномырдин, Царствие ему Небесное — не столько как именно политик, сколько как [[язык Черномырдина|оратор]].
==== Деятели искусства ====
* Леонардо да Винчи — образцовый [[человек эпохи Возрождения]], но в первую очередь именно деятель искусств, а учёный, инженер, спортсмен и [[крутой гей|педераст]] — по совместительству.
* Уолт Дисней.
* Уолт Дисней.
* Говард Хьюз — [[гений, миллиардер, плейбой, филантроп]].
* [[Элвис|Элвис Пресли]] же!
* [[Элвис|Элвис Пресли]] же!
** Скорее уж [[The Beatles]]. Их копиркиными были десятки групп, миллионы простых [[Стиляги|стиляг]] и [[хиппи]].
* [[The Beatles]]. Их копиркиными были десятки групп, миллионы простых [[Стиляги|стиляг]] и [[хиппи]].
* <s>Майкл Джексон</s> Принс, копиркиным которого был Джексон — надо признать, даже затмившим оригинал в массовом сознании.
** А кто не косил под битлов, тот косил под их [[заклятые друзья|корешей и главных конкурентов]] — [[The Rolling Stones]].
* <s>[[Майкл Джексон]]</s> Принс, копиркиным которого был Джексон — надо признать, даже затмившим оригинал в массовом сознании.
* Законодательницы мод:
** Мэрилин Монро, задавшая стереотип [[прелесть какая глупенькая|прелесть-какой-глупенькой]] голливудской старлетки и сама от него потом всю жизнь страдавшая.
** Лесли «Твигги» Хорнби, мать-основательница стилистики «героиновый шик». Причём сама-то она от природы была «[[худой, как скелет|веточкой]]» (именно так её псевдоним и переводится) — выиграла, что называется, в генетическую лотерею; а вот девчата, мечтавшие быть на неё похожими, морили себя голодом вплоть до анорексии.
** Ким Кардашьян, забивательница финального гвоздя в гроб стилистики «героиновый шик». Именно начиная с неё понятие «гламур» стало ассоциироваться не с длинноногими пергидрольными блондинками в розовом, а с [[песочные часы|фигуристыми]] [[жгучая брюнетка|жгучими брюнетками]].
* Kraftwerk создавшие классический образ роботоподобных исполнителей электронной музыки.
* Kraftwerk создавшие классический образ роботоподобных исполнителей электронной музыки.
* Элис Купер с его амплуа хад-рокового/металлического монстра.
** Daft Punk этот образ утрировали и пародировали.
* Томас Алва Эдисон. Архетипичный хай-тек магнат, его путём прошли Генри Форд (его современник, но помладше), Билл Гейтс, Стив Джобс, Илон Маск и многие другие.
* [[Элис Купер]] с его амплуа хард-рокового/металлического монстра. И он же — с [[а он вовсе не такой!|таящейся под этой амплуа личностью]] доброго верующего.
** И его антагонист Никола Тесла — совершенно никакой бизнесмен, но [[профи с причудами|куда как более крутой изобретатель]].
 
* [[Ги-ги-гитлер!|Герр австрийский художник]], само собой.
==== Прочие ====
* [[Учёный выглядит как Эйнштейн|Альберт Эйнштейн]]
* Мэтью «Генеральный Ведьмоискатель» Хопкинс. Стандартный [[охотник на ведьм]] в англоязычной культуре почти непременно ряжен (в том числе буквально) именно под него.


{{Nav/Амплуа и архетипы}}
{{Nav/Амплуа и архетипы}}
{{Nav/Appearance}}
{{Nav/Appearance}}

Текущая версия на 11:49, 9 апреля 2025

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Fountain Of Expies. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Гэндальф. Дарт Вейдер. Дриззт до’Урден. Граф Дракула и ван Хельсинг. Всё это персонажи, которые настолько въелись в массовое сознание, что каждый хочет утащить в свое произведение кусочек одного из этих героев и злодеев. Поэтому десятки авторов создают в своих мирах Копиркиных, наделенных чертами этих персонажей. Вот почему мы называем их отцами семейства Копиркиных.

Нередко приводит к тропу а он там был один такой или раса из одного.

Примеры[править]

Из литературы[править]

  • Пишем долгое и опасное путешествие, особенно с целью вернуться домой, полное визитов в племена чудаков и логова монстров — читаем Одиссея.
  • Робин Гуд. Архетипический благородный разбойник, а ещё папа семейства… эльфов. Серьёзно, современные эльфы «в лесу, в зелёном и с луком» списаны не из мифологии, а именно с вольных стрелков.
  • Сунь Укун — не обременённый склонностью соблюдать нормы и способностью чувствовать подвох рубаха-парень, разменявший уже как минимум четыре столетия, успел обзавестись огромным потомством разной степени раздолбанной развязности.
  • Фауст — умный и волевой, но чтобы выиграть в сделке с дьяволом этого недостаточно. Маргарита Николаевна и Рейстлин Гилонович гарантируют это.
  • Офелия — романтичная безумная девушка.
  • Робинзон Крузо стал не просто отцом семейства Копиркиных, но ещё и породил жанр имени себя. Если в произведении есть какой-то оставленный вдали от цивилизации отшельник — он почти наверняка будет списан с главного героя этой книги — патлатый, бородатый, ведёт календарь с помощью насечек, и живёт один или в компании со спасённым аборигеном, а живёт за счёт приручённых диких животных и самостоятельно выращенных сельхозкультур.
  • Капитан Немо. Первым же копипасту осуществил сам Верн, введя Робура-завоевателя, «злого» Немо.
  • Четыре мушкетёра: типичный квартет мрачный Атос, громила Портос, утончённый Арамис и порывистый д’Артаньян. А также кардинал Ришелье — вы вообще много в кино и книгах встречали кардиналов, которые занимаются своими церковными обязанностями, а не при дворе интригуют?
  • Арсен Люпен из одноимённого цикла книг Мориса Леблана. Эталонный образ утончённого преступника-джентльмена.
  • Аллан Квотермейн. Архетипический Великий Белый Охотник и приключенец.
  • Шина — оригинальная Белая Королева Джунглей.
  • Чингачгук. Нужен благородный краснокожий? Вам сюда.
    • У него в семье ещё и имена под копирку, всех мужчин Ункасами зовут. Но это уже другой троп.
    • Не обязательно Чингачгук — есть ещё как минимум Виннету. Хотя он по сути уже реконструкция образа.
  • Шерлок Холмс, доктор Уотсон/Ватсон и Мориарти. Причем Уотсон копируется едва ли не чаще всего — очень уж полезный для авторов персонаж.
  • Зорро. Не просто благородный разбойник, как Робин, а герой в маске, который ведёт двойную жизнь — то он богач-аристократ, то защитник слабых с кликухой в честь животного (zorro — «лис»). Практически первый супергерой с тайной личностью. Его копиркиными в той или иной мере были даже Бэтмен и Дриззт До’Урден (причём последнее — по признанию самого автора).
  • Крутой, как яйца, американский частный детектив Филип Марлоу (серия детективных романов Р. Чандлера). Шляпа, пальто и магнум в кармане.
    • Сэм Спейд из «Мальтийского сокола» в качестве Отца семейства Копиркиных тоже неплох, но Марлоу имеет перед ним важное преимущество: саркастичный внутренний голос, частый атрибут детектива.
    • Популярностью образ Спейда обязан экранизации, в которой он сам на себя не похож, а больше напоминает того же Марлоу. Книжный же Сэм Спейд, начавший как козёл, к концу романа становится неотличим от злодея.
  • Виктор Франкенштейн и его творение. Безумный учёный, живущий в замке и ставящий запрещённые опыты с электричеством, только ещё волосы Эйнштейна обязательно. Франкенмонстр же стал в какой-то мере прототипом зомби — глупых и медлительных оживших мертвецов (фольклорный зомби — это загипнотизированный колдуном до состояния биоробота раб, а не самостоятельная плотоядная нежить).
    • При том, что ОГ монстр был умным, быстрым и самостоятельным. Отцом семейства стал киношный образ, а книжный скорее повлиял на бесчисленных андроидов, бунтующих против человека.
  • Моби Дик и капитан Ахав.
  • Гэндальф, Арагорн, Фродо, Гимли, Леголас, Саурон и Голлум. Иногда копируются по отдельности, в особо запущенных случаях — все вместе.
  • Конан-варвар (и Рыжая Соня как женский эквивалент). Причём копируется не столько говардовский персонаж (который со своим набором женщины-вино-подвиги, прирождённым лидерством и «кошачьей» ловкостью к д’Артаньяну ближе), сколько некий расхожий образ очень брутального полуголого мужика.
  • ДракулаКармилла как… ну вы поняли). А также его пиратская экранизация — граф Орлок.
  • Вольха Редная — прародительница рыжих и ехидных ведьм в русскоязычном женском юмористическом фэнтези.
    • Альтернативное мнение гласит, что эта честь принадлежит Лейне из одноимённого цикла Елены Петровой, но книги Громыко были опубликованы раньше.
      • Не просто раньше. Ольга Громыко в своё время очень нелестно высказывалась о «Лейне» за подражательство. Но именно «Лейна» привила моду на отыгрыш ехидной ведьмы девушками-попаданками.
  • Элрик из Мелнибонэ стал одним из родоначальников архетипа мрачного воина-мага в качестве главного героя. Довольно многое у него позаимствовали что Геральт, что Иллидан, что этот ваш Фесс.
  • У Кагуи-Химэ уже пра-правнучки есть — правда в её-то годы, хо-хо-хо, немудрено. Генеалогически ближайшие к ней персонажи отечественной публике известны в основном по аниме — просто в те времена, откуда она родом, его ещё не придумали. Те же, что отстоят от неё на немалое число поколений, буквально повсюду.

Из кино и сериалов[править]

  • Конан же! Только не из книг Говарда, а из экранизации со Шварцнеггером. Годов до 2010-х варваров почти повсеместно изображали в фэнтези как полуголых качков в рогатом шлеме и с чем-нибудь двуручным (или хотя бы с топором).
  • Лоуренс Аравийский.
  • Бонд, Джеймс Бонд.
    • Эрнст Ставро Блофельд, и желательно — в исполнении Дональда Плезанса. Китель и кошечка обязательны.
    • Громилу Челюсти тоже не обошли стороной. Иногда копируют только челюсть, иногда только её не копируют…
    • Ещё реже обходят стороной Реда Гранта. Даже в других фильмах о Бонде есть его Копиркины.
  • Дарт Вейдер. А также Палпатин, Таркин, Хан Соло и Джабба Хатт.
    • Татуин. Серьёзно, ни в одном фильме классической гексалогии без планеты-пустыни не обошлось (с натяжкой исключить можно пятый эпизод, где пустыня ледяная), а кое-где их даже и по две (второй эпизод, где появляется и сам Татуин, и близлежащий Геонозис). Да и в массовой культуре планеты-пустыни рисуются чаще всего именно с Татуина, а не с какого-нибудь Арракиса, хоть тот и был раньше, и не с реального Марса.
    • Звезда Смерти и звёздный разрушитель.
  • Вито Корлеоне. Архетипический Дон с Понятиями о Чести.
  • Грязный Гарри. Архетипический полицейский-ковбой.
  • Пол Керси («Жажда смерти»). Архетипический городской вигилант.
  • Индиана Джонс (который отчасти обязан тем же Лоуренсу и Соло).
    • На самом деле Индиана Джонс — это молодой Алан Куотермейн. На волне успеха фильмов про Индиану про Куотермейна тоже сняли кино, и получилась инверсия, потому что новая версия Алана вышла совсем уж копией Индианы.
  • Сержант Хартмен из «Цельнометаллической оболочки». Благодаря запомнившемуся исполнению роли (а точнее, импровизации), стал практически эталоном типажа сержанта Зверя.
  • Мясник Билл Каттинг из «Банд Нью-Йорка». После выхода фильма его Копиркины регулярно появляются в произведениях о преступном мире прошлого.
  • Сентенца в исполнении Ли ван Клифа. Архетипичный образ злого охотника за головами с Дикого Запада. И даже там, где никакого Дикого Запада нет и в помине: Джарлакс Бэнр и Кад Бэйн не дадут соврать.
  • Доктор Хаус, причём как во врачебной, так и в детективной сфере поднабралось таких козлов с золотым сердцем и неординарными дарованиями: Кел Лайтман, Нюхач, доктор Тырса, доктор Рихтер (этот даже является официальной российской адаптацией)… и, конечно, доктор Быков!
  • Глеб Жеглов в XXI веке стал отцом более десятка Копиркиных из российских детективных сериалов в стиле послевоенного ретро.
  • Терминатор тоже обзавёлся многочисленными подражателями.
  • «Танцующий с волками» стал объектом вдохновения для ряда фильмов об интеграции героя в чужую примитивную культуру, в том числе «Аватара».

Из мультфильмов[править]

  • Белоснежка — первая из диснеевских принцесс, на многие десятилетия задавшая тон всем архетипу (и не только у Диснея).
  • «Frozen» — в свою очередь, задала тон моде этот архетип деконструировать.

Из комиксов[править]

  • Супермен. Заложил добрую половину архетипов про супергероев: носят трико и плащи, обладают огромной силищей, имеют тайну личности и какую-нибудь житейскую работёнку. Человек-паук у него немало позаимствовал, как и Зелёный фонарь с Капитаном Марвелом (не которая Бри Ларсон, а который теперь Шазам), что уж говорить про всевозможных Супергёрл…
  • Бэтмен (при том что сам отчасти копиркин Зорро). Заложил вторую половину архетипов про супергероев: простой крутой смертный, носит зловещую маску, использует кучу гаджетов, по ночам бьёт морды злодеям на улицах, днём — респектабельный джентльмен и богач. Сорвиголова, Железный человек, Чёрная пантера и многие другие у него немало позаимствовали.
  • Росомаха. А вот на этот раз копировали уже DC у Marvel, создав в частности Лобо (который, правда, скорее пародия на серьёзного Логана).
  • Человек-Паук — курьёзный случай: у него регулярно копипастят дизайн костюма и в особенности маски. В случае с Дедпулом это уже постоянная шутка — хотя трепливый наёмник сам пародирует DCшного Дэфстроука, который, однако, маску скопипастил оттуда же. К тому же Спайди популяризовал героя-подростка как самостоятельного персонажа со своими врагами, конфликтами и личными проблемами, а не придатка-ученика взрослого супергероя вроде Робина у Бэтмена.
  • Люди Икс. Сформировали два архетипа: людей-плюс, находящихся в конфликте с обществом, которое боится и ненавидит их за их способности, и школу для супергероев.
  • Черепашки-Ниндзя. Стали прародителями множества команд боевитых антропоморфных животных, начиная с вспоминаемых ныне лишь в качестве курьезов «Грязногенных Почти Подростков Кунг-фу Кенгуру» и «Несовершеннолетних Радиоактивных Хомяков с Черными Поясами» и заканчивая обзаведшимися собственными солидными фэндомами Боевыми Жабами и Мышами-рокерами с Марса.

Из аниме/манги[править]

Из видеоигр[править]

  • Ёж Соник в девяностых годах двадцатого века. Все, кому не лень, старались заиметь себе похожего зверька-маскота. До него был Марио, но с ним аверсия: мало кто пытался делать маскотом усатого итальянского мужика средних лет.
    • Однако платформеров с маленьким пухленьким человечком в качестве протагониста во второй половине 80х было выпущено немало.
    • Зато у главного врага Марио, Боузера, было много подражателей в играх 80-х. Финальный босс страшный монстр с чертами дракона, который обитает в замке, полном ловушек.
  • Самус Аран. Кодификатор безликих героев шутеров в шлемах. Мастер Чиф и ко были куда позже.
    • И хотелось бы сказать «Дюк Нюкем», но первым из «громил из ФПС, похожих на Шварца» был Бласковиц из «Вульфа». Впрочем, его можно считать примером до того, как это стало мэйнстримом — а вот заложил мэйнстрим как раз Дюк.
  • Серия игр Mortal Kombat, которую также многие пытались скопировать.
  • Сефирот же! Впрочем, типаж существовал и до него, но так уж сложилось, что ассоциация увязалась именно с ним.
  • Мясника из Diablo — упитанного силача, вооружённого мясницким тесаком и крюком — близзы, судя по всему, пустили в разведение семейства Копиркиных целенаправленно. Загибаем пальцы: поганище из Warcraft III (СофтКлаб отсылку отловил и сразу перевёл его как «мясника»), Пудж из дотки (в первой её редакции как раз модельку поганища и имевший), который добавил к образу способность этим крюком цеплять и притягивать, Турбосвин из Overwatch… За пределами Близзарда образ Мясника попячили огрские жрецы из Warhammer Fantasy Battles и демолорд Янгфанхофен из Рудазоверса, а опосредованно через варкрафт — трупомонстр Мерзость у того же Рудазова и карта Мясник из «Берсерк: вселенная магических битв» (в переиздании, что характерно, его особенности списаны уже с Пуджа).
  • Инженер из Team Fortress 2. Красный костюм, каска, защитные очки и самое главное — турель. Торбьорн из Overwatch, Барик из Paladins и стандартная внешность класса инженера из Deep Rock Galactic… хотя у этих троих ещё одна характерная черта — гномистость.
  • Ну Лара Крофт же, ёлки-палки!!! Сколько после неё атлетических девиц в шортах и с пистолями по всем экранам поскакало?!

Из реальной жизни[править]

Оружие[править]

  • Винтовка Мондрагона. Праматерь всех самозарядок, автоматов и пулеметов с запиранием затвора поворотом и газопоршневым механизмом, включая АК.
  • AK-47. В частности израильский Galil сделан из финского Valmet Rk 62, который в свою очередь сделан из АК. Уже внуки пошли…
  • M1911. Внуки пошли уже от ТТ-33.

Крупные предприниматели и промышленники[править]

Учёные и исследователи[править]

  • Архимед — архетипичный исследователь-самоучка, ставящий науку превыше всего, которого могли бы заподозрить в помешательстве, если бы не его острый ум.
  • Никола Тесла, антагонист упомянутого подразделом выше Томаса Эдисона — совершенно никакой бизнесмен, но куда как более крутой изобретатель, до кучи ещё и активно эксплуатировавший свою репутацию крутого изобретателя.
  • Участники Сольвеевских конгрессов первой половины двадцатого века в принципе один меметичнее другого, что вашей ЖоЖе и не снилось — вспомним самых ярких.
    • Нильс Бор — маленький проказник и непоседа, выросший в большого юмориста и философа по жизни, заодно заложившего (на пару с Максом Планком) фундамент для фактически всех последующих исследований квантовой механики. Меметическая мутация оказалась настолько тяжёлой Комментарий: Получился практически Василий Иванович Чапаев от мира науки., что сейчас уже сложно установить, где действительно были его собственные шутки, а что ему позже приписали задним числом. Ещё при жизни сподвиг немало деятелей науки к подражательству себе — некоторых стоит упомянуть отдельно.
      • Ричард Фейнман — ещё один большой юморист, по жизни активно эксплуатировавший образ трикстера (если у Бора это само получалось, то Фейнман намеренно играл на публику), которого запомнили в науке в первую очередь за его привычку упрощать любые объяснения до предела (правда попытки популяризаторов науки подражать ему наводят на мысли, что у Фейнмана имело место упрощение не предельное, а запредельное).
      • Лев Ландау — человек исключительно свободных даже по меркам раннего Союза нравов и магистр всяческих наук — и до кучи популяризатор и того, и другого.
    • Альберт Эйнштейн — причём тут стоит отметить, что в искусстве прижился в первую очередь визуальный образ, тогда как про его характерный стиль работы обычно забывают, а то и подменяют стилем кого-нибудь из нижеследующих. Известен как «большой учёный», но тонкость в том, что в науке он как раз был склонен копаться в мелочах, которые другие списывали на ерунду и задвигали в дальний угол.
    • Вольфганг Паули — совершил немалый вклад в квантовую механику (в частности постулировал ограниченность вместимости квантовых состояний и ввёл нейтрино), при этом обладая совершенно необъяснимой с научной точки зрения аурой невезения, из-за которой сложная машинерия в его присутствии вытворяла что угодно, окромя того, что вообще-то должна была делать по задумке. Иногда шутят, что это природа так пыталась спрятать от него свои законы. Об этом обычно забывают, но помимо физики он успел отметиться в изучении психологии, в частности скооперировавшись с Карлом Юнгом, создавшим свою теорию психоанализа. Стереотипный магистр всяческих наук и немножечко невезучий изобретатель.
    • Поль Дирак — ещё один исследователь квантовой механики. В сознании широкой общественности сохранился в образе воинствующего атеиста, коим в общем-то не был: если почитать его изречения на эту тему, можно обнаружить, что он всего лишь заострял внимание собеседников на том, что религия в целом ненаучна, потому как придерживается противоположной науке философии — более того помимо этого можно заметить, что он не смешивал вопрос о существовании Божеств с вопросом рациональности религий. В более узком кругу был известен своей неразговорчивостью до тех пор, пока не будет поднят какой-нибудь вопрос, по которому его «прорвёт», а также лёгкой асоциальностью и прагматизмом с нотками фатализма. Был одним из первых сторонников идеи о том, что «научный подход» — это не просто набор методик, а философия и стиль жизни.
    • Огюст Пиккар — исследователь стратосферы и внезапно автор батискафа — тот ещё жестянщик и самоделкин. Одна только защитная каска из плетёной корзины и засунутой в неё подушки чего стоит. А некоторые из его проектов аэростатов сделают честь любому стимпанку. И это не говоря о запоминающейся внешности — именно его (а не Альберта Эйнштейна) зачастую берут за прототип внешности сумасшедшего учёного (например «Музыкальный блог Доктора Ужасного»), тем более что «mad skillz» как бы намекает.
  • Зигмунд Фрейд же! Процесс приёма у психоаналитика, задаваемые им наводящие вопросы с сексуальным подтекстом и стремление всё свести к гениталиям стали стереотипом.

Военные и политики[править]

  • Спартак — лидер восставших угнетённых по умолчанию.
  • Жанна д’Арк. Любую, без исключения, сильную женщину в политике обязательно сравнят с ней… кроме той, которую сравнят с Маргарет Тэтчер.
  • Папа римский Александр VI, урождённый Родриго Бордж(и)а де Борха. Пишем корыстного и коррумпированного князя Церкви — читаем его. И даже не обязательно именно церкви — тот же Тайвин Ланнистер вообще никаким боком не клирик, но биографии местами совпадают побуквенно.
  • Айвен зе Террибл, за жестокость прозванный Васильевичем. Редкий случай злого и безумного короля в одном флаконе, всегда пригоняемый в строку при необходимости живописать застенки царизма.
  • Эдвард «Чёрная Борода» Тэтч. Как пиратский капитан-отморозок, так непременно по прозвищу Какая-Нибудь Борода.
  • Наполеон. Желающих им стать оказалось так много, что это превратилось в вечную шутку. Но и ставших — из военных в диктаторы, из революционеров в охранители — тоже немало.
  • Госпожа Чжэн (Чин Си, Ши Ян, Ши Сянгу и ещё много как) — предводительница китайских пиратов рубежа восемнадцатого и девятнадцатого веков. Знаменита в первую очередь тем, что после довольно громкой и яркой пиратской карьеры сдалась и получила амнистию: опытные моряки китайским властям были нужны, а вот мстящие за потерю своей предводительницы матёрые головорезы были им совсем не нужны — это не единственный случай, когда власти тогдашнего Китая предложили морским разбойникам списание их преступлений в обмен на вступление в императорский флот. Во вторую очередь знаменита царившей в её флоте железной дисциплиной, что сперва обеспечило ей успех на море, а позже открыло выходцам из её флотилии дорогу в императорский флот — после такой «школы жизни» армейский устав этим ребятам был, что сборник анекдотов. Поговаривают, что отличалась пристрастием к красному цвету в одежде, хотя доподлино неизвестно, насколько далеко оно заходило. Если китайцы или японцы делают произведение про пиратов, среди капитанов практически обязательно будет дама, так или иначе отсылающая к Госпоже Чжэн (причём скорее всего в её одежде будут преобладать оттенки красного, а отношение подчинённых к ней будет варьироваться от глубокого уважения до буквальной влюблённости). Да и в европейских произведениях типаж регулярно встречается.
  • Манфред фон Рихтгофен, разумеется — отец настолько яркого семейства, что мало того, что сам удостоился персонального тропа — так его копиркины сами уже персональными тропами начали обзаводиться.
  • Герр австрийский художник, само собой. С попаданием в следующую группу у него не сложилось, а ведь предпосылки были, потому как среди художников-акварелистов он выделялся любовью к чёткости контуров и обилию мелких деталей, что при работе с акварелью требует усилий (правда тут ещё вопрос, где лично его заслуга, а где заслуга съеденного им первитина).
  • Виктор Степанович Черномырдин, Царствие ему Небесное — не столько как именно политик, сколько как оратор.

Деятели искусства[править]

  • Леонардо да Винчи — образцовый человек эпохи Возрождения, но в первую очередь именно деятель искусств, а учёный, инженер, спортсмен и педераст — по совместительству.
  • Уолт Дисней.
  • Элвис Пресли же!
  • The Beatles. Их копиркиными были десятки групп, миллионы простых стиляг и хиппи.
  • Майкл Джексон Принс, копиркиным которого был Джексон — надо признать, даже затмившим оригинал в массовом сознании.
  • Законодательницы мод:
    • Мэрилин Монро, задавшая стереотип прелесть-какой-глупенькой голливудской старлетки и сама от него потом всю жизнь страдавшая.
    • Лесли «Твигги» Хорнби, мать-основательница стилистики «героиновый шик». Причём сама-то она от природы была «веточкой» (именно так её псевдоним и переводится) — выиграла, что называется, в генетическую лотерею; а вот девчата, мечтавшие быть на неё похожими, морили себя голодом вплоть до анорексии.
    • Ким Кардашьян, забивательница финального гвоздя в гроб стилистики «героиновый шик». Именно начиная с неё понятие «гламур» стало ассоциироваться не с длинноногими пергидрольными блондинками в розовом, а с фигуристыми жгучими брюнетками.
  • Kraftwerk создавшие классический образ роботоподобных исполнителей электронной музыки.
    • Daft Punk этот образ утрировали и пародировали.
  • Элис Купер с его амплуа хард-рокового/металлического монстра. И он же — с таящейся под этой амплуа личностью доброго верующего.

Прочие[править]

  • Мэтью «Генеральный Ведьмоискатель» Хопкинс. Стандартный охотник на ведьм в англоязычной культуре почти непременно ряжен (в том числе буквально) именно под него.