Несовместимая с жизнью технология: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
Строка 4: Строка 4:
Не секрет что технотронная цивилизация несовместима с природой (во всяком случае плохо совместима), неважно чьё она суть порождение, [[плохие люди|человека]], [[робот|машин]], [[чужеродные инопланетяне|пришельцев]], или кого угодно ещё. Рано или поздно она приходит в конфликт с органической природой, и появляются многокилометровые вырубки на месте некогда девственных дождевых лесов, выжженные кислотными дождями и радиацией пустоши, свалки токсичных отходов…
Не секрет что технотронная цивилизация несовместима с природой (во всяком случае плохо совместима), неважно чьё она суть порождение, [[плохие люди|человека]], [[робот|машин]], [[чужеродные инопланетяне|пришельцев]], или кого угодно ещё. Рано или поздно она приходит в конфликт с органической природой, и появляются многокилометровые вырубки на месте некогда девственных дождевых лесов, выжженные кислотными дождями и радиацией пустоши, свалки токсичных отходов…


Как троп используется по-разному, и в рамках [[зелёная басня|зелёной басни]], и в рамках [[фантастический расизм|техношовинистического]] произведения, призванного показать какой [[топливо ночного кошмара|ужас]] на старушке Земле устроят [[восстание машин|победившие машины]] (что совершенно необязательно, даже наоборот, культ потребления — как правило явление сугубо человеческое) или мерзкие пришельцы, наконец это может быть [[Зелёная басня|произведение-предостережение]] о вреде безрассудного злоупотребления промышленными технологиями.
Как троп используется по-разному, и в рамках [[зелёная басня|зелёной басни]], и в рамках [[фантастический расизм|техношовинистического]] произведения, призванного показать какой [[топливо ночного кошмара|ужас]] на старушке Земле устроят [[восстание машин|победившие машины]] (что совершенно необязательно, даже наоборот, культ потребления — как правило явление сугубо человеческое) или мерзкие пришельцы, наконец это может быть [[Увесистая басня|произведение-предостережение]] о вреде безрассудного злоупотребления промышленными технологиями.


Родственные тропы — [[Пейзажное гуро]], [[Тёмная электроника]] и [[Лудд был прав]]. Противоположный — [[Безразличие природы]].
Родственные тропы — [[Пейзажное гуро]], [[Тёмная электроника]] и [[Лудд был прав]]. Противоположный — [[Безразличие природы]].
Строка 13: Строка 13:
* В.П. Астафьев, «Людочка» — хоть и с прикрученной горелкой, но сеттинг посёлка ВПРЗ весь об этом.
* В.П. Астафьев, «Людочка» — хоть и с прикрученной горелкой, но сеттинг посёлка ВПРЗ весь об этом.
* В. Головачёв — так называемые «[[авторские неологизмы|черноболи]]», центры произошедших техногенных катастроф. Явная отсылка к Чернобыльской АЭС.
* В. Головачёв — так называемые «[[авторские неологизмы|черноболи]]», центры произошедших техногенных катастроф. Явная отсылка к Чернобыльской АЭС.
* Р.Шекли, «Абсолютное оружие» — горстка авантюристов находит на Марсе на свои за... головы склад древнемарсианского супероружия, и попутно [[вещи, которые лучше не знать|узнаёт почему Марс безжизнен-то]]. {{spoiler|Всему виной Абсолютное Оружие.}}
* Р.Шекли, «Абсолютное оружие» — горстка авантюристов находит на Марсе на свои за… головы склад древнемарсианского супероружия, и попутно [[вещи, которые лучше не знать|узнаёт почему Марс безжизнен-то]]. {{spoiler|Всему виной Абсолютное Оружие.}}


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===

Версия 20:04, 16 декабря 2022

Общее настроение.

Этот троп стоит наособицу от всех своих несовместимых с жизнью собратьев, поскольку повествует о том как технология может быть несовместимой с жизнью для целой биосферы.

Не секрет что технотронная цивилизация несовместима с природой (во всяком случае плохо совместима), неважно чьё она суть порождение, человека, машин, пришельцев, или кого угодно ещё. Рано или поздно она приходит в конфликт с органической природой, и появляются многокилометровые вырубки на месте некогда девственных дождевых лесов, выжженные кислотными дождями и радиацией пустоши, свалки токсичных отходов…

Как троп используется по-разному, и в рамках зелёной басни, и в рамках техношовинистического произведения, призванного показать какой ужас на старушке Земле устроят победившие машины (что совершенно необязательно, даже наоборот, культ потребления — как правило явление сугубо человеческое) или мерзкие пришельцы, наконец это может быть произведение-предостережение о вреде безрассудного злоупотребления промышленными технологиями.

Родственные тропы — Пейзажное гуро, Тёмная электроника и Лудд был прав. Противоположный — Безразличие природы.

Примеры

Литература

  • В.П. Астафьев, «Людочка» — хоть и с прикрученной горелкой, но сеттинг посёлка ВПРЗ весь об этом.
  • В. Головачёв — так называемые «черноболи», центры произошедших техногенных катастроф. Явная отсылка к Чернобыльской АЭС.
  • Р.Шекли, «Абсолютное оружие» — горстка авантюристов находит на Марсе на свои за… головы склад древнемарсианского супероружия, и попутно узнаёт почему Марс безжизнен-то. Всему виной Абсолютное Оружие.

Кино

  • Терминатор — воспринявший доверившихся ему людей как врагов Скайнет сперва устроил ядерную войну, а потом принялся строить мегазаводы с целью выиграть войну с людьми. Надо ли упоминать что на экологию в процессе ему было, мягко говоря, наплевать?...
  • Вселенная фильма Alien — согласно тому что донесло до нас слово божие, злодейская Компания организовала на полууничтоженной войнами Земле тот ещё промышленный ад, да и не только на ней...

Мультфильмы

  • Тайна третьей планеты — незабвенная планета Шелезяка, на которой как известно полезных ископаемых нет, воды нет, растителности нет. В мультфильме показано даже контрастнее чем в первоисточнике.
  • Супермен: мультсериалзигзаг с одной стороны именно технологии помогли бы спасти жителей криптона от гибели, но их управляющий компьютер Брейниак скрыл угрозу, чтобы спастись самому. Так что времени организовать эвакуацию криптонцев в фантомную зону не было.

Видеоигры

  • OFF — во все поля. Вместо полезных ископаемых — смог (не спрашивайте), вместо воды — пластик и мясо, а сам мир больше похож на помойку.
  • Chrono Trigger — постапокалиптическое будущее. Тоже та ещё помойка. Материнский компьютер считает что падших после пробуждения Лавоса людей уже не перевоспитаешь, потому планету нужно отдать ему на прокорм, людей же он(а) пускает на сырьё для роботов, чтобы расширять свою техноимперию.
    • Тут, всё-таки, субверсия. Помойкой мир стал именно из-за Лавоса, а не потому что что «технология — бяка».
  • Stellaris – прежде всего ЯО. Примитивы имеют неиллюзорный шанс самовыпилиться в атомной войне. Далее есть 2 происхождения со стартом на убитой в хлам планете. За экстерминаторов (местный скайнет) и за расу, пережившую ЯО.
    • С версии 3.5 можно взять цивик неудержимые промышленники, который загаживает планету ради 20% к производству сплавов и ТМЦ. Впрочем, при некоторых условиях империи это идет на пользу и она ничего не теряет.

Настольные игры

Музыка

  • Cryo Chamber — «Songs for the Dead Planets» задумана передавать настроение мёртвых миров (возможно и никогда не бывших живыми, но не суть).
    • Хотя «Nuclear Winter Music» в этом плане поконкретнее, там явно техногенный мотив упомянут.

Реальная жизнь

  • Чернобыльская Зона отчуждения. С прикрученным реактором, так как природа-то оправилась.
  • Туда же мончегорская экокатастрофа. Тоже с прикруткой, так как после принятия необходимых экологических мер природа стала восстанавливаться.