Мана: различия между версиями
common>Sharp |
(Новая страница: «{{Вкратце|Очки, расходуемые на волшебство.}} {{video|9ytei6bu7kQ|Мана мана!}} {{Q|Два чернокнижника сошлись<br />И из-за маны подрались,<br />А грозный тёмный бог Мелькор<br />Их помирил, а ману спёр.|Фольклор толкинистов}} {{Q| — Не хватает маны.|Вторая по попул...») |
||
Строка 3: | Строка 3: | ||
{{Q|Два [[чернокнижие|чернокнижника]] сошлись<br />И из-за маны подрались,<br />А грозный тёмный бог Мелькор<br />Их помирил, а ману спёр.|Фольклор толкинистов}} | {{Q|Два [[чернокнижие|чернокнижника]] сошлись<br />И из-за маны подрались,<br />А грозный тёмный бог Мелькор<br />Их помирил, а ману спёр.|Фольклор толкинистов}} | ||
{{Q| — Не хватает маны.|Вторая по популярности фраза из оригинальной Diablo}} | {{Q| — Не хватает маны.|Вторая по популярности фраза из оригинальной Diablo}} | ||
'''Мана''' (также Очки магии, Очки заклинаний, Magic Points, Spell Points) | '''Мана''' (также Очки магии, Очки заклинаний, Magic Points, Spell Points) — в [[Ролевая система|ролевых системах]] и некоторых неролевых видеоиграх бензин, на котором работает [[магия]]. Представляет собой запас некоей энергии, которой обладают персонажи-маги и которую они расходуют, чтобы совершать заклинания. Чем более круто заклинание, тем больше маны оно стоит. Когда у персонажа заканчивается мана, он больше не может совершать заклинания. | ||
Восстанавливается мана в зависимости от системы по-разному. В некоторых случаях она сама восполняется со временем (каждую игровую секунду или каждый ход, в зависимости от того, пошаговая или реалтаймовая игра). В некоторых случаях ее восстанавливает только отдых. В большинстве случаев присутствуют так называемые [[Зелье|зелья]] | Восстанавливается мана в зависимости от системы по-разному. В некоторых случаях она сама восполняется со временем (каждую игровую секунду или каждый ход, в зависимости от того, пошаговая или реалтаймовая игра). В некоторых случаях ее восстанавливает только отдых. В большинстве случаев присутствуют так называемые [[Зелье|зелья]] маны — бутылочки, как правило, синего цвета, восстанавливающие ману. | ||
Противотроп [[Магия Вэнса]] — чудеса с ограниченным количеством зарядов. | |||
Противотроп [[Магия Вэнса]] | |||
== Происхождение слова == | == Происхождение слова == | ||
Название происходит из [[Полинезия|полинезийской]] мифологии, где оно означало что-то вроде «удачи» или «расположения небесных сил». Европейцам это слово принёс миссионер Роберт Кодрингтон (1891), а потом и румынский религиовед Мирча Элиаде (1950-е). Как «топливо магии» применил ману писатель [[Larry Niven|Ларри Нивен]] (1969): мана разлита по всему миру, колдуны её расходуют, и сейчас она начинает | Название происходит из [[Полинезия|полинезийской]] мифологии, где оно означало что-то вроде «удачи» или «расположения небесных сил». Европейцам это слово принёс миссионер Роберт Кодрингтон (1891), а потом и румынский религиовед Мирча Элиаде (1950-е). Как «топливо магии» применил ману писатель [[Larry Niven|Ларри Нивен]] (1969): мана разлита по всему миру, колдуны её расходуют, и сейчас она начинает кончаться — вот такой экологической посыл. Первая настольная ролевая игра, [[Dungeons & Dragons]], имела [[Магия Вэнса|безмановую систему]] магии, но в многочисленных её подражателях были очки магии — тут кто-то и вспомнил Нивена. Название, по-видимому, много лет было разговорным (сообщества фантастики и ролевых игр сильно пересекаются), и первая игра, где эти очки прямо названы маной,— CRPG [[Dungeon Master (игра)|Dungeon Master]] (1987). А ещё понятие «мана» проникло в [[Magic: The Gathering]] в несколько другом смысле: объём колдовства за один ход. | ||
[[Скрипучие сердца и сапоги одетые|Не путать]] с манной небесной: | [[Скрипучие сердца и сапоги одетые|Не путать]] с манной небесной: мана — с одним «н», манна — с двумя! | ||
== Как отображают == | == Как отображают == | ||
Отображают ману числом (линейкой, сосудом с жидкостью) традиционно синего цвета. Крайне редко существует несколько цветов маны (например, в [[Hexen]] | Отображают ману числом (линейкой, сосудом с жидкостью) традиционно синего цвета. Крайне редко существует несколько цветов маны (например, в [[Hexen]] — синяя и зелёная, а в Тургоре вообще всех цветов радуги). | ||
== Альтернативы мане == | == Альтернативы мане == | ||
В некоторых ролевых системах присутствует [[магия Вэнса]] | В некоторых ролевых системах присутствует [[магия Вэнса]] — безмановая система, где заклинания «запоминаются» или «подготавливаются» в виде одноразовых зарядов. В некоторых мана как таковая отсутствует, и её заменяет какой-то другой показатель: например, в [[GURPS]] вместо маны маги расходуют Очки Усталости (в базовых правилах привязанные к [[Колдун и воин|мышечной силе]]), что при злоупотреблении приводит к замедлению, потере сознания и [[Каст с хитов|касту из хитов]] (но могут они черпать энергию и из определенных внешних источников), а в [[Slayers]] d20 роль маны выполняет так называемый субдуальный откат — временные повреждения (по сути, та же потеря запаса сил), получаемые персонажами-магами, когда они кастуют заклинания. | ||
* В 3-й редакции [[D&D]] появился класс [[Sorcery|Sorcerer]], который кастует по комбинированной системе. У него фактически на каждом уровне заклинаний отдельная шкала маны, и каст заклинания, например, 3-го уровня уменьшает ману 3-го уровня на одну единицу. Но сами заклинания (в пределах уровня) выбираются свободно, как при системе маны. | * В 3-й редакции [[D&D]] появился класс [[Sorcery|Sorcerer]], который кастует по комбинированной системе. У него фактически на каждом уровне заклинаний отдельная шкала маны, и каст заклинания, например, 3-го уровня уменьшает ману 3-го уровня на одну единицу. Но сами заклинания (в пределах уровня) выбираются свободно, как при системе маны. | ||
В других системах существует ограничение на кастование и в целом применение скиллов по времени, т. | В других системах существует ограничение на кастование и в целом применение скиллов по времени, т. е., скастовал файербол — [[Кулдаун|подожди несколько секунд]], прежде чем сможешь скастовать новый. Именно так работает магия в [[Sacred]] — там определяющим параметром силы кастера является не только уровень творимых заклинаний, но и частота применения (например, повышение уровня заклинания неизбежно влечет увеличение паузы между кастами, но также есть много способов уменьшить эту паузу). | ||
В [[Diablo]] III для части умений и заклинаний используется мана (или ее заменитель), а часть (в особенности, самые мощные) требует определенного времени на восстановление. Каждый персонаж имеет свой ресурс для использования умений или заклинаний первого типа. У варвара это Ярость, у | В [[Diablo]] III для части умений и заклинаний используется мана (или ее заменитель), а часть (в особенности, самые мощные) требует определенного времени на восстановление. Каждый персонаж имеет свой ресурс для использования умений или заклинаний первого типа. У варвара это Ярость, у монаха — Духовная энергия, у колдуна — собственно, Мана и т. п. Охотник на демонов — единственный класс, имеющий сразу два ресурса: для одних его умений (преимущественно небоевого типа — вызов питомца, уклонение, дымовая завеса и т. п.) он использует Концентрацию, а для других умений — Ненависть. | ||
В некоторых случаях для немагических (например, воинских) умений, существует своя отдельная мана. Не синяя, а, скажем, зелёная. В [[King's Bounty/Легенда о рыцаре|King’s Bounty: Легенда о Рыцаре]] помимо маны имеется ярость, действующая как мана для умений ярости, и имеющая красный цвет. В [[The Elder Scrolls]] запас сил (зелёный) является маной для воинов и воров, расходуемой на усиленные и специальные удары, а также на быстрый бег по полю боя. | В некоторых случаях для немагических (например, воинских) умений, существует своя отдельная мана. Не синяя, а, скажем, зелёная. В [[King's Bounty/Легенда о рыцаре|King’s Bounty: Легенда о Рыцаре]] помимо маны имеется ярость, действующая как мана для умений ярости, и имеющая красный цвет. В [[The Elder Scrolls]] запас сил (зелёный) является маной для воинов и воров, расходуемой на усиленные и специальные удары, а также на быстрый бег по полю боя. | ||
Альтернативная мана в [[JRPG]] («ярость», «разгон», «концентрация» | Альтернативная мана в [[JRPG]] («ярость», «разгон», «концентрация» и т. п.) не запасается заранее. Она получается за простые действия в бою и сбрасывается в ноль после окончания. «Файтеры» отличаются от «кастеров» тем, что не могут применять самые крутые приёмы с первого хода, и ограничены в их частоте скоростью накопления очков. Зато не ограничены их запасом, и лучше действуют в [[Босс — губка для пуль|затянутых боях]]. | ||
В ещё некоторых случаях существует такое явление, как [[Каст с хитов]]. Это когда вместо маны заклинания расходуют [[очки жизни]], и слишком сильное заклинание может убить самого мага. Это [[опасный и запретный приём]], который может использоваться в самом крайнем случае, когда кончилась мана, а может быть неотъемлемым свойством какой-то определённой магии (например, [[Магия крови|магии крови]]). | В ещё некоторых случаях существует такое явление, как [[Каст с хитов]]. Это когда вместо маны заклинания расходуют [[очки жизни]], и слишком сильное заклинание может убить самого мага. Это [[опасный и запретный приём]], который может использоваться в самом крайнем случае, когда кончилась мана, а может быть неотъемлемым свойством какой-то определённой магии (например, [[Магия крови|магии крови]]). | ||
Строка 36: | Строка 34: | ||
== Нестандартная мана == | == Нестандартная мана == | ||
* [[Garm Wars: the Last Druid]] | * [[Garm Wars: the Last Druid]] — «мана» контейнер с питательными веществами и стимуляторами, который вкалывают для поддержания жизненных сил вместо еды | ||
* В [[Minecraft|Майнкрафте]] своеобразной заменой маны можно считать [[опыт]] героя, так как он нужен лишь для зачарования. | * В [[Minecraft|Майнкрафте]] своеобразной заменой маны можно считать [[опыт]] героя, так как он нужен лишь для зачарования. | ||
* [[Bloodborne]] | * [[Bloodborne]] — ртутные пули по факту это мана, потому что ими не только стреляет огнестрел, но и расходуют магические предметы вроде Перчаток палача, а еще их можно получать в обмен на хитпоинты. | ||
{{Nav/Games}} | {{Nav/Games}} | ||
{{Nav/Superpowers}} | {{Nav/Superpowers}} |
Версия 00:56, 26 марта 2022
Короче, Склихосовский! Очки, расходуемые на волшебство. |
« | Два чернокнижника сошлись И из-за маны подрались, А грозный тёмный бог Мелькор Их помирил, а ману спёр. |
» |
— Фольклор толкинистов |
« | — Не хватает маны. | » |
— Вторая по популярности фраза из оригинальной Diablo |
Мана (также Очки магии, Очки заклинаний, Magic Points, Spell Points) — в ролевых системах и некоторых неролевых видеоиграх бензин, на котором работает магия. Представляет собой запас некоей энергии, которой обладают персонажи-маги и которую они расходуют, чтобы совершать заклинания. Чем более круто заклинание, тем больше маны оно стоит. Когда у персонажа заканчивается мана, он больше не может совершать заклинания.
Восстанавливается мана в зависимости от системы по-разному. В некоторых случаях она сама восполняется со временем (каждую игровую секунду или каждый ход, в зависимости от того, пошаговая или реалтаймовая игра). В некоторых случаях ее восстанавливает только отдых. В большинстве случаев присутствуют так называемые зелья маны — бутылочки, как правило, синего цвета, восстанавливающие ману.
Противотроп Магия Вэнса — чудеса с ограниченным количеством зарядов.
Происхождение слова
Название происходит из полинезийской мифологии, где оно означало что-то вроде «удачи» или «расположения небесных сил». Европейцам это слово принёс миссионер Роберт Кодрингтон (1891), а потом и румынский религиовед Мирча Элиаде (1950-е). Как «топливо магии» применил ману писатель Ларри Нивен (1969): мана разлита по всему миру, колдуны её расходуют, и сейчас она начинает кончаться — вот такой экологической посыл. Первая настольная ролевая игра, Dungeons & Dragons, имела безмановую систему магии, но в многочисленных её подражателях были очки магии — тут кто-то и вспомнил Нивена. Название, по-видимому, много лет было разговорным (сообщества фантастики и ролевых игр сильно пересекаются), и первая игра, где эти очки прямо названы маной,— CRPG Dungeon Master (1987). А ещё понятие «мана» проникло в Magic: The Gathering в несколько другом смысле: объём колдовства за один ход.
Не путать с манной небесной: мана — с одним «н», манна — с двумя!
Как отображают
Отображают ману числом (линейкой, сосудом с жидкостью) традиционно синего цвета. Крайне редко существует несколько цветов маны (например, в Hexen — синяя и зелёная, а в Тургоре вообще всех цветов радуги).
Альтернативы мане
В некоторых ролевых системах присутствует магия Вэнса — безмановая система, где заклинания «запоминаются» или «подготавливаются» в виде одноразовых зарядов. В некоторых мана как таковая отсутствует, и её заменяет какой-то другой показатель: например, в GURPS вместо маны маги расходуют Очки Усталости (в базовых правилах привязанные к мышечной силе), что при злоупотреблении приводит к замедлению, потере сознания и касту из хитов (но могут они черпать энергию и из определенных внешних источников), а в Slayers d20 роль маны выполняет так называемый субдуальный откат — временные повреждения (по сути, та же потеря запаса сил), получаемые персонажами-магами, когда они кастуют заклинания.
- В 3-й редакции D&D появился класс Sorcerer, который кастует по комбинированной системе. У него фактически на каждом уровне заклинаний отдельная шкала маны, и каст заклинания, например, 3-го уровня уменьшает ману 3-го уровня на одну единицу. Но сами заклинания (в пределах уровня) выбираются свободно, как при системе маны.
В других системах существует ограничение на кастование и в целом применение скиллов по времени, т. е., скастовал файербол — подожди несколько секунд, прежде чем сможешь скастовать новый. Именно так работает магия в Sacred — там определяющим параметром силы кастера является не только уровень творимых заклинаний, но и частота применения (например, повышение уровня заклинания неизбежно влечет увеличение паузы между кастами, но также есть много способов уменьшить эту паузу).
В Diablo III для части умений и заклинаний используется мана (или ее заменитель), а часть (в особенности, самые мощные) требует определенного времени на восстановление. Каждый персонаж имеет свой ресурс для использования умений или заклинаний первого типа. У варвара это Ярость, у монаха — Духовная энергия, у колдуна — собственно, Мана и т. п. Охотник на демонов — единственный класс, имеющий сразу два ресурса: для одних его умений (преимущественно небоевого типа — вызов питомца, уклонение, дымовая завеса и т. п.) он использует Концентрацию, а для других умений — Ненависть.
В некоторых случаях для немагических (например, воинских) умений, существует своя отдельная мана. Не синяя, а, скажем, зелёная. В King’s Bounty: Легенда о Рыцаре помимо маны имеется ярость, действующая как мана для умений ярости, и имеющая красный цвет. В The Elder Scrolls запас сил (зелёный) является маной для воинов и воров, расходуемой на усиленные и специальные удары, а также на быстрый бег по полю боя.
Альтернативная мана в JRPG («ярость», «разгон», «концентрация» и т. п.) не запасается заранее. Она получается за простые действия в бою и сбрасывается в ноль после окончания. «Файтеры» отличаются от «кастеров» тем, что не могут применять самые крутые приёмы с первого хода, и ограничены в их частоте скоростью накопления очков. Зато не ограничены их запасом, и лучше действуют в затянутых боях.
В ещё некоторых случаях существует такое явление, как Каст с хитов. Это когда вместо маны заклинания расходуют очки жизни, и слишком сильное заклинание может убить самого мага. Это опасный и запретный приём, который может использоваться в самом крайнем случае, когда кончилась мана, а может быть неотъемлемым свойством какой-то определённой магии (например, магии крови).
В некоторых играх серии Ultima (например, четвёртая часть) на использование заклинаний тратятся предметы. Например, алхимические ингридиенты.
Нестандартная мана
- Garm Wars: the Last Druid — «мана» контейнер с питательными веществами и стимуляторами, который вкалывают для поддержания жизненных сил вместо еды
- В Майнкрафте своеобразной заменой маны можно считать опыт героя, так как он нужен лишь для зачарования.
- Bloodborne — ртутные пули по факту это мана, потому что ими не только стреляет огнестрел, но и расходуют магические предметы вроде Перчаток палача, а еще их можно получать в обмен на хитпоинты.