Кассетный футуризм: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Не все смотрели этот мультец. Контекст, контекст, ЁБАННЫЙ, СУКА, КОНТЕКСТ, НИКЧЕМНЫЕ МУТАНТЫ!)
 
(не показано 7 промежуточных версий 3 участников)
Строка 8: Строка 8:
* Домашний ПК — [[:tv:ComputerEqualsMonitor|непременно с монитором в виде ящика]], научный или военный суперкомпьютер — [[:tv:ComputerEqualsTapedrive|огромная коробка с вращающейся на ней магнитной лентой]].
* Домашний ПК — [[:tv:ComputerEqualsMonitor|непременно с монитором в виде ящика]], научный или военный суперкомпьютер — [[:tv:ComputerEqualsTapedrive|огромная коробка с вращающейся на ней магнитной лентой]].
* Интернет — модемный, достаточно медленный, и либо хардкорный с командной строкой, либо с кучей гифок и ретро-анимации в Flash и Shockwave.
* Интернет — модемный, достаточно медленный, и либо хардкорный с командной строкой, либо с кучей гифок и ретро-анимации в Flash и Shockwave.
** Скорее всего, Интернет будет весьма дорогим; всевозможные «[[Тени былого величия/Реальная жизнь#Интернет и другие сети: общее|альтернативы интернету]]», по типу Фидонета и Usenet, все ещё актуальны — и возможно, даже более популярны, чем сам Интернет.
* Мобильные телефоны если и появились, как правило остались именно что телефонами, а не стали компьютерами в кармане.
* Мобильные телефоны если и появились, как правило остались именно что телефонами, а не стали компьютерами в кармане.
* А вот что в этом мире расцвело бы бурным цветом — это виртуальная реальность.
* А вот что в этом мире расцвело бы бурным цветом — это виртуальная реальность.
* Также может сохраняться мода на различные [[Китч восьмидесятых|культурные явления восьмидесятых и девяностых]], например, на музыку диско, синтвейв и синти-поп, и на характерный стиль в одежде и технике.
* Также может сохраняться мода на различные [[Китч восьмидесятых|культурные явления восьмидесятых и девяностых]], например, на музыку диско, синтвейв и синти-поп, и на характерный стиль в одежде и технике.
* Любовь к слегка сглаженным углам на 45° и 60° и светло-серому цвету в интерьере и технике и одновременно нелюбовь к сложным кривым.
* Любовь к слегка сглаженным углам на 45° и 60° и светло-серому цвету в интерьере и технике и одновременно нелюбовь к сложным кривым.
** А вырвиглазная красно-синяя подсветка всего на свете встречалась не так часто, как принято думать из XXI века.
** А вырвиглазная красно-синяя подсветка всего на свете встречалась не так часто, как принято думать из XXI века.


== Как оно могло бы быть ==
== Как оно могло бы быть ==
Как известно, любая ветвь альтернативной истории опирается на экстраполяцию в будущее каких-то увядших трендов прошлого, и, наоборот, отсечение тех тенденций, которые получили развитие в реальности. [[Стимпанк]] исходит из предположения, что [[:w:Разностная машина Чарльза Бэббиджа|вычислительная машина была построена ещё в 19 веке на основе валиков и шестерёнок]]. [[Дирижабли — это футуристично|Мир с дирижаблями]] возможен там, где не было крушения «Гинденбурга» в 1937 (и соответственно, здравствуйте, летающие дворцы, и прощайте, сверхскоростные самолёты). [[Атомпанк]] имеет шанс появиться, если человечество открыло технологию космической [[Тирьямпампация|тирьямпампации]] (и с высокой вероятностью это затормозит развитие компьютерных игр и информационных технологий: кому нужны все эти воображаемые миры, когда можно быстренько долететь хоть в созвездие Орион, хоть на Альфу Центавру), а также изобрело работающие термоядерные реакторы.
Как известно, любая ветвь альтернативной истории опирается на экстраполяцию в будущее каких-то увядших трендов прошлого, и, наоборот, отсечение тех тенденций, которые получили развитие в реальности. [[Стимпанк]] исходит из предположения, что [[:w:Разностная машина Чарльза Бэббиджа|вычислительная машина была построена ещё в 19 веке на основе валиков и шестерёнок]]. [[Дирижабли — это футуристично|Мир с дирижаблями]] возможен там, где не было крушения «Гинденбурга» в 1937 (и соответственно, здравствуйте, летающие дворцы, и прощайте, сверхскоростные самолёты).


Наш же современный мир зиждется на двух китах, первый из которых — это цифровая революция, сделавшая передачу информации быстрой, а её хранение — дешёвым, а второй — два крупных потрясения нулевых (теракт 9/11 и финансовый кризис 2008), похоронивших рейганомику, идеал мира без границ и всемирного общества потребления. Как следствие, реальный мир становился всё более сложным, опасным и в чём-то дорогим, а виртуальный, наоборот, превращался в огромную деревню, которая открыта всем ветрам, и где можно найти всё что угодно. В результате Интернет постепенно стал чем-то вроде Макдональдса, а в реале даже уровень жизни условных [[The Simpsons|Симпсонов]] стал малодостижимым для среднего гражданина первого мира, и с началом [[Ковидная эпоха|пандемии коронавируса]] это достигло апогея.
Наш же современный мир зиждется на двух китах, первый из которых — это цифровая революция, сделавшая передачу информации быстрой, а её хранение — дешёвым, а второй — два крупных потрясения нулевых (теракт 9/11 и финансовый кризис 2008), похоронивших рейганомику, идеал мира без границ и всемирного общества потребления. Как следствие, реальный мир становился всё более сложным, опасным и в чём-то дорогим, а виртуальный, наоборот, превращался в огромную деревню, которая открыта всем ветрам, и где можно найти всё что угодно. В результате Интернет постепенно стал чем-то вроде Макдональдса, а в реале даже уровень жизни условных [[The Simpsons|Симпсонов]] стал малодостижимым для среднего гражданина первого мира, и с началом [[Ковидная эпоха|пандемии коронавируса]] это достигло апогея.
Строка 24: Строка 25:


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* Владимир Гусев, «Охотник на вирусов» — тот самый случай, превращения устаревшего <s>киберпанка</s> электронно-вычислительного социализма: «Объемистый кейс с набором дискет и оптических дисков, мощная „персоналка“, модем для подключения к ближайшей компьютерной сети с любого телефонного аппарата, радиотелефон для оперативной связи…».
* Владимир Гусев, «Охотник на вирусов» — тот самый случай, превращения устаревшего <s>киберпанка</s> электронно-вычислительного соцреализма: «Объемистый кейс с набором дискет и оптических дисков, мощная „персоналка“, модем для подключения к ближайшей компьютерной сети с любого телефонного аппарата, радиотелефон для оперативной связи…».
 
* [[Валерий Роньшин]], «Тайна прошлогоднего снега» — в сюжете фигурирует центр виртуальных развлечений, где людей отправляют в виртуальную реальность, неотличимую от реального мира. При этом мобильников у героев нет, а компьютеры — уровня начала нулевых годов.
=== Веб-[[комикс]]ы ===
* [[Сергей Лукьяненко]], «[[Лабиринт отражений]]» — возможно, [[кодификатор]] жанра.
* [http://english.bouletcorp.com/2011/07/07/formicapunk/ Фантазия на тему, как это могло бы выглядеть].


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
Строка 33: Строка 33:
* «[[Back to the Future|Назад в будущее]]» же! Мир 2015 года выполнен в стиле откровенно китчевого ретрофутуризма восьмидесятых.  
* «[[Back to the Future|Назад в будущее]]» же! Мир 2015 года выполнен в стиле откровенно китчевого ретрофутуризма восьмидесятых.  
* Да и вообще, многие фильмы [[Неоновые восьмидесятые|1980-х]] про будущее — сабж. «[[Robocop]]», например.
* Да и вообще, многие фильмы [[Неоновые восьмидесятые|1980-х]] про будущее — сабж. «[[Robocop]]», например.
* «Красный след» — попытка изобразить киберпанковую Россию будущего дешевыми трэшеделами в нищей Венгрии 90-х. Компьютеры из кардиографов, видеосвязь на эбонитовом телефоне, [[Реальная боль в виртуальной реальности|виртуальные пытки]], кибернаркоманы и связь через шнур в мозг... И многое, [[Клюква|МНОГОЕ]] другое! Для очень тонких ценителей.
* «Красный след» — попытка изобразить киберпанковую Россию будущего дешевыми трэшеделами в нищей Венгрии 90-х. Компьютеры из кардиографов, видеосвязь на эбонитовом телефоне, [[Реальная боль в виртуальной реальности|виртуальные пытки]], кибернаркоманы и связь через шнур в мозг… И многое, [[Клюква|МНОГОЕ]] другое! Для очень тонких ценителей.
* Культовый «Джонни-мнемоник» (1995) — 2019 год, 40 гигабайтов памяти закаченные в мозг, могут тебя убить за несколько суток. Почему нельзя передать по интернету? Потому что это огромный и многосложный полновесный мир, куда тут вашим чатам, со своими суровыми законами выживания и чёрным льдом выжигающим мозги любому кому не повезло в него вляпаться.
* Культовый «Джонни-мнемоник» (1995) — 2019 год, 40 гигабайтов памяти закаченные в мозг, могут тебя убить за несколько суток. Почему нельзя передать по интернету? Потому что это огромный и многосложный полновесный мир, куда тут вашим чатам, со своими суровыми законами выживания и чёрным льдом выжигающим мозги любому кому не повезло в него вляпаться.
** Но особенно доставляет (или пугает) в контексте фильма то - что если из сытых и относительно благополучных нулевых, события фильма смотрелись не более чем мрачные представления киберпанковских писателей о несбывшимся будущем. То из начала 20ых это уже как то даже не смешно. Ну да, интернет у нас нормальный, цифровые носители покрутели, а государство пока не превратились в прах. А вот в остальном...
** Но особенно доставляет (или пугает) в контексте фильма то что если из сытых и относительно благополучных нулевых, события фильма смотрелись не более чем мрачные представления киберпанковских писателей о несбывшимся будущем. То из начала 20ых это уже как то даже не смешно. Ну да, интернет у нас нормальный, цифровые носители покрутели, а государство пока не превратились в прах. А вот в остальном…
* «[[Слишком проработанная виртуальная реальность|Виртуозность]]» (1995) — начало нулевых, андроиды убийцы из нано-машин, телевизоры встроенные во что угодно, кристаллические носители информации, полноценные ИИ создающие свои собственные миры. И при этом всё остальное, собственно из 1995 года и взято (включая мониторы компьютеров)
* «[[Слишком проработанная виртуальная реальность|Виртуозность]]» (1995) — начало нулевых, андроиды убийцы из нано-машин, телевизоры встроенные во что угодно, кристаллические носители информации, полноценные ИИ создающие свои собственные миры. И при этом всё остальное, собственно из 1995 года и взято (включая мониторы компьютеров)
* «Вспомнить Всё» — во все поля, всех форм и расцветок. Видеотелефоны и голографические проекторы в принципе сейчас уже не воспринимаются как какой то анахронизм (хотя персоналки в фильме отсутствуют как класс вообще) — но вот что касательно городской архитектуры и роботаксистов… да и Марс с красным небом и технологией её терраформации.  
* «Вспомнить Всё» — во все поля, всех форм и расцветок. Видеотелефоны и голографические проекторы в принципе сейчас уже не воспринимаются как какой то анахронизм (хотя персоналки в фильме отсутствуют как класс вообще) — но вот что касательно городской архитектуры и роботаксистов… да и Марс с красным небом и технологией её терраформации.  
* «[[The Matrix|Матрица]]» — технологически в целом соответствует концу XX века, но при этом хакерское оборудование попадает под троп. Туда же — микро-CD, совершенно нехарактерные для нашего времени.  
* «[[The Matrix|Матрица]]» — технологически в целом соответствует концу XX века, но при этом хакерское оборудование попадает под троп. Туда же — микро-CD, совершенно нехарактерные для нашего времени.  
* «[[Alien|Чужой]]», «[[Космическая одиссея 2001 года]]», «[[Заводной апельсин]]» и многие другие.
* «[[Alien|Чужой]]», «[[Космическая одиссея 2001 года]]», «[[Заводной апельсин]]» и многие другие.
* «Пароль Рыба-меч» — да, наша реальность образца 2001 года. Но КУЛЦХАКЕРСТВО во все поля. Причём на уровне идей и концепций - вполне себе реалистично. Но вот исполнение...
* «Пароль Рыба-меч» — да, наша реальность образца 2001 года. Но КУЛЦХАКЕРСТВО во все поля. Причём на уровне идей и концепций вполне себе реалистично. Но вот исполнение…
* "Я Робот" (2004) - страшно сказать, но уже попадает под троп. Телефоны размером с наушник (не гарнитура, а именно что сотовый) выглядит по нынешним временам несколько наивно. Но больше всего под троп попадают человекоподобные роботы, которые в прочем, привычная жертва реальности на протяжении всей истории. Практически всё в фильме показанное, от шарообразных колёс для автомобилей с возможностью езды в бок - до искусственного интеллекта управляющего телекоммуникациями, вполне себе реально до 2035 года создать. Но роботов как не появилось со времён "Стар Трека", так и не появилось с момента выхода фильма. Плохо это или хорошо, другой вопрос.
** Самый большой "кассетный футуризм" фильма, его удивительная оптимистичность. Роботы выполняют всю черновую работу и отъели колоссальную часть рынка труда - но не безработицы, не особого недовольства этим не заметно вообще. Вера людей в робототехнику вообще непоколебима (попробуйте такое представить в реальной жизни). Вот что значит, фильм снятый всего через год после вторжения Ирак и за четыре года до финансового кризиса.


=== [[Литература]] ===
=== Веб-[[комикс]]ы ===
* [[Валерий Роньшин]], «Тайна прошлогоднего снега» — в сюжете фигурирует центр виртуальных развлечений, где людей отправляют в виртуальную реальность, неотличимую от реального мира. При этом мобильников у героев нет, а компьютеры — уровня начала нулевых годов.
* [http://english.bouletcorp.com/2011/07/07/formicapunk/ Фантазия на тему, как это могло бы выглядеть].
* [[Сергей Лукьяненко]], «Лабиринт отражений» — возможно, [[кодификатор]] жанра. Удостоен [[Лабиринт отражений|собственной статьи]].


=== [[Аниме]] ===
=== [[Аниме]], [[Манга]] и [[Ранобе]] ===
* [[AKIRA|Акира]]. Просто Акира.
* [[Neon Genesis Evangelion|Evangelion]] — да-да, оно самое. Из-за произошедшего в 2000 году Второго удара, убившего половину населения, начался кризис, от которого кое-как оправились через 15 лет. Но на развитие технологий он повлиял заметно — мощнейшие суперкомпьютеры, созданные со слепков личности и различные вундерваффе соседствуют с ноутбуками из 1990-х (с монохромными дисплеями и MS-DOS), 16-битной Sega, кассетниками, мобильниками-кирпичами, угловатыми автомобилями и зданиями.
* [[Neon Genesis Evangelion|Evangelion]] — да-да, оно самое. Из-за произошедшего в 2000 году Второго удара, убившего половину населения, начался кризис, от которого кое-как оправились через 15 лет. Но на развитие технологий он повлиял заметно — мощнейшие суперкомпьютеры, созданные со слепков личности и различные вундерваффе соседствуют с ноутбуками из 1990-х (с монохромными дисплеями и MS-DOS), 16-битной Sega, кассетниками, мобильниками-кирпичами, угловатыми автомобилями и зданиями.


Строка 68: Строка 64:
=== Прочее ===
=== Прочее ===
* Ретровейв, а в нашей стране ещё и Советвейв.
* Ретровейв, а в нашей стране ещё и Советвейв.
{{Nav/Жанры}}
{{Nav/Жанры}}
{{Nav/Место действия}}
{{Nav/Место действия}}

Текущая версия на 22:06, 25 февраля 2024

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Cassette Futurism. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Кассетный футуризм или формикапанк — разновидность «панк-фантастики», основанная на технологиях, популярных в период с конца семидесятых по конец девяностых (максимум — по первую половину нулевых), и культуре тех времён. На текущий момент это самое новое из направлений альтернативной истории: его популярность обусловлена тем, что большинство ныне живущих, включая и молодое поколение, так или иначе застало хотя бы какую-то часть этой эпохи, и именно она является предметом ностальгии нынешних тридцати- и сорокалетних думеров. Кроме того, это пока что и самый новый из в принципе возможных «панков»: реалии второй половины нулевых и тем более 2010-х пока ещё не так далеко от нас ушли, чтобы имело смысл придумывать какой-нибудь «нулепанк» со старыми сотовыми, эмо и шитрокерами, продающимся в каждом магазине блейзером и вечно популярными Лурком и Упячкой (хотя дайте время — появится и это (можно уже предлагать название — скринпанк (англ. Screen — экран))).

А ещё, как испортившееся молоко превращается в кефир и творог, так и устаревший киберпанк конца 20 века превращается в сабж.

Характерные черты[править]

  • Самая, пожалуй, характерная отличительная черта — господство аналоговых (и вообще физических) носителей информации, работающих по принципу магнитной записи: аудиокассеты, VHS, компьютерные дискеты, аудио- и видеомагнитофоны. В принципе возможны компьютерные CD-диски, а вот DVD и флешки — уже нет.
  • Домашний ПК — непременно с монитором в виде ящика, научный или военный суперкомпьютер — огромная коробка с вращающейся на ней магнитной лентой.
  • Интернет — модемный, достаточно медленный, и либо хардкорный с командной строкой, либо с кучей гифок и ретро-анимации в Flash и Shockwave.
    • Скорее всего, Интернет будет весьма дорогим; всевозможные «альтернативы интернету», по типу Фидонета и Usenet, все ещё актуальны — и возможно, даже более популярны, чем сам Интернет.
  • Мобильные телефоны если и появились, как правило остались именно что телефонами, а не стали компьютерами в кармане.
  • А вот что в этом мире расцвело бы бурным цветом — это виртуальная реальность.
  • Также может сохраняться мода на различные культурные явления восьмидесятых и девяностых, например, на музыку диско, синтвейв и синти-поп, и на характерный стиль в одежде и технике.
  • Любовь к слегка сглаженным углам на 45° и 60° и светло-серому цвету в интерьере и технике и одновременно нелюбовь к сложным кривым.
    • А вырвиглазная красно-синяя подсветка всего на свете встречалась не так часто, как принято думать из XXI века.

Как оно могло бы быть[править]

Как известно, любая ветвь альтернативной истории опирается на экстраполяцию в будущее каких-то увядших трендов прошлого, и, наоборот, отсечение тех тенденций, которые получили развитие в реальности. Стимпанк исходит из предположения, что вычислительная машина была построена ещё в 19 веке на основе валиков и шестерёнок. Мир с дирижаблями возможен там, где не было крушения «Гинденбурга» в 1937 (и соответственно, здравствуйте, летающие дворцы, и прощайте, сверхскоростные самолёты).

Наш же современный мир зиждется на двух китах, первый из которых — это цифровая революция, сделавшая передачу информации быстрой, а её хранение — дешёвым, а второй — два крупных потрясения нулевых (теракт 9/11 и финансовый кризис 2008), похоронивших рейганомику, идеал мира без границ и всемирного общества потребления. Как следствие, реальный мир становился всё более сложным, опасным и в чём-то дорогим, а виртуальный, наоборот, превращался в огромную деревню, которая открыта всем ветрам, и где можно найти всё что угодно. В результате Интернет постепенно стал чем-то вроде Макдональдса, а в реале даже уровень жизни условных Симпсонов стал малодостижимым для среднего гражданина первого мира, и с началом пандемии коронавируса это достигло апогея.

Альтернативный же мир, где этих событий не произошло, скорее всего, будет более открытым и доступным в плане реальных удовольствий в лучших традициях Клинтона и Рейгана, но более закрытым информационно, а виртуальные развлечения останутся чем-то из категории «для небедных». Если в нашем мире ушлые дельцы искусственно накручивают стоимость всяких NFT, которые запросто можно скачать забесплатно, то в этом мире единицы информации в виде кассет, дискет и картриджей будут определённой ценностью, а то и вообще чем-то вроде валюты, и редкие фильмы и игры могут продавать с аукционов, как картины и драгоценности. Вместе с тем, если количественное развитие виртуального мира затормозится, то качественное может, наоборот, в чём-то ускориться: богатые не поскупятся на художников, которые будут прорисовывать все детали компьютерной реальности в лучших традициях Диснея и Дона Блута, а имитации запахов, вкусов и других чувств могут создать уже где-то к концу девяностых (в нашем мире их не создали по сей день). Как вариант, это могут быть и альтернативные девяностые, где шлемы виртуальной реальности таки взлетели, а технологии пока в значительной степени ещё аналоговые.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Владимир Гусев, «Охотник на вирусов» — тот самый случай, превращения устаревшего киберпанка электронно-вычислительного соцреализма: «Объемистый кейс с набором дискет и оптических дисков, мощная „персоналка“, модем для подключения к ближайшей компьютерной сети с любого телефонного аппарата, радиотелефон для оперативной связи…».
  • Валерий Роньшин, «Тайна прошлогоднего снега» — в сюжете фигурирует центр виртуальных развлечений, где людей отправляют в виртуальную реальность, неотличимую от реального мира. При этом мобильников у героев нет, а компьютеры — уровня начала нулевых годов.
  • Сергей Лукьяненко, «Лабиринт отражений» — возможно, кодификатор жанра.

Кино[править]

  • «Девушка в лабиринте»
  • «Назад в будущее» же! Мир 2015 года выполнен в стиле откровенно китчевого ретрофутуризма восьмидесятых.
  • Да и вообще, многие фильмы 1980-х про будущее — сабж. «Robocop», например.
  • «Красный след» — попытка изобразить киберпанковую Россию будущего дешевыми трэшеделами в нищей Венгрии 90-х. Компьютеры из кардиографов, видеосвязь на эбонитовом телефоне, виртуальные пытки, кибернаркоманы и связь через шнур в мозг… И многое, МНОГОЕ другое! Для очень тонких ценителей.
  • Культовый «Джонни-мнемоник» (1995) — 2019 год, 40 гигабайтов памяти закаченные в мозг, могут тебя убить за несколько суток. Почему нельзя передать по интернету? Потому что это огромный и многосложный полновесный мир, куда тут вашим чатам, со своими суровыми законами выживания и чёрным льдом выжигающим мозги любому кому не повезло в него вляпаться.
    • Но особенно доставляет (или пугает) в контексте фильма то — что если из сытых и относительно благополучных нулевых, события фильма смотрелись не более чем мрачные представления киберпанковских писателей о несбывшимся будущем. То из начала 20ых это уже как то даже не смешно. Ну да, интернет у нас нормальный, цифровые носители покрутели, а государство пока не превратились в прах. А вот в остальном…
  • «Виртуозность» (1995) — начало нулевых, андроиды убийцы из нано-машин, телевизоры встроенные во что угодно, кристаллические носители информации, полноценные ИИ создающие свои собственные миры. И при этом всё остальное, собственно из 1995 года и взято (включая мониторы компьютеров)
  • «Вспомнить Всё» — во все поля, всех форм и расцветок. Видеотелефоны и голографические проекторы в принципе сейчас уже не воспринимаются как какой то анахронизм (хотя персоналки в фильме отсутствуют как класс вообще) — но вот что касательно городской архитектуры и роботаксистов… да и Марс с красным небом и технологией её терраформации.
  • «Матрица» — технологически в целом соответствует концу XX века, но при этом хакерское оборудование попадает под троп. Туда же — микро-CD, совершенно нехарактерные для нашего времени.
  • «Чужой», «Космическая одиссея 2001 года», «Заводной апельсин» и многие другие.
  • «Пароль Рыба-меч» — да, наша реальность образца 2001 года. Но КУЛЦХАКЕРСТВО во все поля. Причём на уровне идей и концепций — вполне себе реалистично. Но вот исполнение…

Веб-комиксы[править]

Аниме, Манга и Ранобе[править]

  • Evangelion — да-да, оно самое. Из-за произошедшего в 2000 году Второго удара, убившего половину населения, начался кризис, от которого кое-как оправились через 15 лет. Но на развитие технологий он повлиял заметно — мощнейшие суперкомпьютеры, созданные со слепков личности и различные вундерваффе соседствуют с ноутбуками из 1990-х (с монохромными дисплеями и MS-DOS), 16-битной Sega, кассетниками, мобильниками-кирпичами, угловатыми автомобилями и зданиями.

Видеоигры[править]

  • «Death Wore Endless Feathers» — ретрокиберпанк в стиле девяностых 2009 года про группу антропоморфных зверей-хакеров, которые пользуются старыми компьютерами и взламывают компьютерные игры, делая их доступными для всех. Виртуальная реальность тоже в наличии.
  • Cyberpunk 2077 — хоть игра вышла в конце 2020 года, но всё же она по духу ближе оригинальной настольной игре 1980-х, из-за чего она больше ощущается как ретрофутуристичный китч аля Fallout. Да и технологически соответствует — нормального интернета нет, зато виртуальная реальность и развлечения на её основе — ещё как есть.
  • Far Cry 3: Blood Dragon — вся игра — дань уважения боевикам 1980-х, чей стиль использован на полную катушку.
  • Wasteland, особенно первая часть. Пример с фитильком, поскольку на момент выхода первой части, это было обычным представлением будущего.
  • Многие шутеры 1990-х — Quake и Quake 2, Unreal и Unreal Tournament и т.д
  • Wolfenstein: Youngblood — мир победившего нацизма, с нацистским же синти-попом, местными аналогами Тетриса, VHS-кассет и боевыми роботами в 1980 году.
  • Yuppie Psycho — виртуальная реальность из 1970-х, андроиды и ретрофутуристичные центральные компьютеры в комплекте. Да и сам термин Яппи (Yuppie) — тоже из восьмидесятых.
  • Observer — будущий киберпанк в Польше 2084 г. выглядит именно так. Виртуальная реальность сочетается со стилизацией под 80-е и чудовищной нищетой и разрухой с реквизитом 90-х.

Изобразительное искусство[править]

  • Картины Сида Мида. Именно его стиль лёг в основу ЗВ, БЛ, Трона и многих других знаковых произведений 70-80х.
  • Работы шведского художника-иллюстратора Симона Столенхага, где пейзажи шведской глубинки сочетаются с разнообразным шизотехом примерно в этой стилистике. А также основанные на них настольная ролевая игра Tales from the Loop и одноимённый сериал от Amazon.

Прочее[править]

  • Ретровейв, а в нашей стране ещё и Советвейв.