Мясной шутер
Версия от 11:39, 11 марта 2023; Valen Danoran (обсуждение | вклад) (Не пример, в той же колде тоже часто надо зачищать локации от врагов. В мясном шутере угроз много, но вред от каждого моба по отдельности невелик, в "Сталкере" одновременно на игрока спускают довольно мало врагов за раз, но от них можно запросто словить ваншот.)
Поджанр шутеров от первого (иногда от третьего) лица, названный так за большое количество врагов (того самого мяса). Подвид — рельсовый шутер. Ближайшая родня в сайд-скроллинговых играх — Run-and-gun и Shmup.
Характерные особенности, кроме упомянутых:
- Играем за машину для убийства, которая со всеми этими ордами врагов справится лично.
- Сюжет
не нуженне важен. Если он есть — здорово, если он при этом хорош — замечательно, но если его нет совсем или он откровенно для галочки, то ничего страшного. В мясные шутеры играют ради геймплея. - Арсенал обширен и зачастую архетипичен (почти везде есть дробовик, многоствольный пулемёт, ракетница и как минимум одна энергетическая пушка, приправить шизотехом по вкусу), и всё это протагонист носит с собой в хаммерспейсе — как правило.
- Враги не только многочисленны, но и разнообразны, и угрозу несут неодинаковую. В любом боестолкновении приходится сразу расставлять приоритеты устранения врагов, и вопреки стереотипу о «тупом» жанре, это таки вынуждает соображать быстрее.
- Кстати о мультиплеере: в мясных шутерах, в отличие от баттлфилдов и калофдутий, он откровенно второстепенен, его вообще может не быть. Главное блюдо — синглплеерная кампания.
- И да, Quake III, AvP1 — это редкие исключения, подтверждающие правило.
- Мясо. В самом буквальном смысле. Враги должны разлетаться брызгами и джибсами, это ведь весело!
- Умеренная нелинейность и бэктрэкинг. Уровни представлены лабиринтами разной степени запутанности, в некоторых играх лабиринтно-бродильная часть даже сложнее самих боёв. Секретные места и даже целые уровни в наличии.
- Подстрелили — спрячься за стенку и регенерируй? Фу, какая пошлятина! Только разбросанные по полу аптечки, как деды лечились!
- Хотя жанр назвается шутером, ближний бой здесь это не слабенькие удары прикладом и не «вынул ножик из кармана» в стелс-эпизодах. У героя есть верная бензопила или что-то подобное, что делает его опасным и на совсем ближней дистанции. Иногда оно используется настолько часто, что выходит жанровый гибрид с Hack'n'Slash.
Мяса, мяса давай!
- Wolfenstein 3D — дедушка жанра — и сиквелы. Бьём нацистов, в том числе неживых, киборгизированных и колдующих.
- Doom — отец и верховный бог жанра, вечно живой даже без учёта сиквелов (да, в первые два «Дума» с фанатскими картами и всевозможными модами до сих пор играют[1]). Несколько лет после выхода первой части все шутеры именовали «Дум-клонами». Кодификатор для большинства признаков жанра, хотя бы и расстановки арсенала («3» — дробовик, «4» — пулемёт и т. д.).
- Doom 3 — аверсия, пытались сделать что-то на стыке мясного шутера и survival horror, вышло середина на половину, хотя своих преданных фанатов имеет и третья часть. Собственно, фанаты и наклепали фанатских кампаний без кромешной темноты и с полчищами врагов.
- Doom (2016) и Doom Eternal — мягкий перезапуск и фактически возрождение жанра. Сюжет не для галочки, развитие геймплейных механик (некоторые взяты напрямую из модов), неизмеримые МОЩЬ и БРУТАЛЬНОСТЬ протагониста, и всё на уровне истинного AAA-проекта. Распространённая претензия к Doom Eternal — скупость на патроны, их надо выбивать из врагов, а нет чтобы взять любимый ствол и проходить всю игру им — приходится жонглировать[2].
- Прокачав соответствующую руну, если у вас достаточно брони - пользуйтесь на здоровьичко бесконечным боезапасом (кроме BFG). Только под пули не лезьте!
- Duke Nukem 3D и опять-таки сиквелы (Duke Nukem Forever строили-строили, да и выдали на-гора посредственность). Полупародийный оммаж фантастическим боевикам и всевозможным фильмам категории «Б». В наличии псевдореалистичный антураж и немного эротики.
- Heretic и его сиквел Hexen — мясные шутеры в тёмно-фэнтезийном антураже. За Heretic автор правки вам не скажет, а вот HeXen радовал возможностью выбрать играбельного персонажа (от этого зависели его прочность/хлипкость и доступный арсенал) и чудовищно запутанными картами.
- Так как Heretic это по сути рескин Doom, то он даже больше подходит, чем Hexen, в котором показали как надо делать фэнтези-версию Дума.
- Alien Shooter/Zombie shooter и Crimsonland — так как это шутеры от вида сверху, то к концу игры в выживании весь экран покрыт красным месивом, за которым ничего не увидишь.
- Crimsonland радует системой перков, позволяющих быстрее, интенсивнее и изящнее превращать карту в "Багровую землю".
- Blood
- Shadow Warrior
- Quake — первая, вторая и четвёртая часть (с элементами военного шутера). Третья и её ремейк Quake Live с продолжением Quake Champions — турнирные шутеры. Enemy Territory: Quake Wars — уже давно заглохший командный шутер, эдакий НФ-Battlefield.
- Serious Sam. Много пушек, очень много (ОЧЕНЬ МНОГО) монстров, красоты Древнего Египта, Мезоамерики, Вавилона и средневековой Европы. Относительно мультяшно и комично (хотя в сиквеле с этим перегнули палку, получилось плохо и пришлось официально признать его ошибкой).
- Will Rock — те же Фаберже, но Древний Грим.
- Painkiller — комбинированное оружие, фактически отдельный набор врагов для каждого уровня, сами уровни тоже крайне разнообразны, среди них попадаются не только мясные, а и по-настоящему хоррорные (дурка и АдЪ в первой части, каждый второй уровень в Battle out of Hell). Присутствует система павер-апов (карты Таро) и режим демона.
- Gears of War — с фитильком, наполовину военный шутер, наполовину мясной. Есть укрытия, но есть и МЯСО. Сюжет, опять же, не для галочки.
- NecroVision — не очень удачный идейный наследник Painkiller.
- Bulletstorm — плод совместного творчества авторов Painkiller и Gears of War, очень весёлый шутер с сотнями (буквально!) способов прикончить вражью тушку и с разными бонусами за креативность. Довольно удачное сочетание механик олдскульных и современных шутеров, комби-оружие (это от поляков), доставляющий чёрнокомедийный боевик в качестве сюжета — и да, генерал Саррано мог бы вытащить игру на себе, даже если бы в неё было скучно играть. Имела шансы возродить поджанр, но продалась средне и вряд ли даже получит сиквел.
- Но есть надежда...
- В некоторой степени, серия Payday. Подробнее читать здесь.
- Warframe — в той своей части, где больше всего времени проводят игроки. На бесконечных миссиях, где стелс отсутствует как класс, мобы тупо прут на игроков или криокамеру/артефакт/радиоточку/экскаватор, только иногда пытаясь спрятаться за укрытием. И их там реально дофига (а на НГ+, да, в ММОРПГ, так и вообще можно не успеть разглядывать между ними кого-то конкретного), что собственно и объясняет предпочтение бесконечных миссий для фарма опыта, однако в таком случае пушку берут одну — ту, которую прокачивают. Однако с выходом Новой игры+ люди, играющие в игру ради геймплея — а таковых большинство — предпочитают ходить на высокоуровневые зачистки, боссфайты и остальные режимы подобного рода, на которых сравнительно немного сравнительно мощных врагов, против которых можно действительно играть, а не тупо спамить одну кнопку.
- Warhammer 40,000 Space Marine — космодесантник в одиночку искореняет полчища орков и всевозможных слуг Хаоса, нося с собой четыре вида стрелкового оружия и одно ближнее (собственно, больше рубит, чем стреляет). Мясо в обычном для вахи количестве, сюжет еретичен и потому не нужен. Был там даже мультиплеер с годными скинами.
- Целый сонм ретрошутеров, или «бумер[3]-шутеров», вдохновлённых успехом нового «Дума», с одной стороны, и общим бумом на инди-игры, с другой. Ion Fury (в девичестве Ion Maiden), Wrath: Aeon of Ruin, очень многообещающий Prodeus… много их, на самом деле.
- Общий пример — режим орды в самых разных шутерах (на вас набегают, а вы отстреливайте).
Примечания
- ↑ Мало того, сам Джон Ромеро не далее как в 2019 году выпустил официальный пятый эпизод к первому «Думу».
- ↑ Таки в чём проблема, друг мой? Пройдите уровень один раз так, как разрабы хотят, потом активируйте чит-код на бесконечные патроны и пройдите его так, как вы хотите!
- ↑ Бумер — в смысле старпёр, человек из поколения бэби-бума. Что особенно курьёзно, на момент правки указанное наименование применяется в основном к миллениалам, которые наоборот соответствуют демографической яме, то есть противоположности бэби-бума. Изначально так называли поколение родившихся после Второй Мировой Войны, то есть со второй половины сороковых двадцатого века и приблизительно до начала-середина шестидесятых того же века. Со временем оригинальный смысл в разговорной речи стал теряться, посему сейчас так нередко называют просто скопом всех переступивших тридцатилетний рубеж.