Боливар не вынесет двоих: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(дополнение: Firefly)
 
(Новая страница: «{{Q| Неудачник Бен, а ну скорее плачь!<br />Боливар не вынесет двоих!|В песне про Дикий Запад не обошлись без цитаты}} Дикий Запад. Ограбление банка. Погоня. Двое грабителей — старые друзья — с мешком золота удирают на своих муст...»)
Строка 1: Строка 1:
{{Q|
{{Q|
[[Пусть неудачник плачет|Неудачник Бен, а ну скорее плачь]]!<br />Боливар не вынесет двоих!|В песне про [[Дикий Запад]] не обошлись без цитаты}}
[[Пусть неудачник плачет|Неудачник Бен, а ну скорее плачь]]!<br />Боливар не вынесет двоих!|В песне про [[Дикий Запад]] не обошлись без цитаты}}
[[Дикий Запад]]. Ограбление банка. Погоня. Двое грабителей — старые друзья — с мешком золота удирают на своих мустангах. И тут лошадь одного из них ломает ногу. Эту лошадь [[загнанных лошадей пристреливают|приходится пристрелить]]. Но что делать дальше? На предложение теперь безлошадного бандита скакать дальше на одной лошади, его друг отвечает:
[[Дикий Запад]]. Ограбление банка. Погоня. Двое грабителей — старые друзья — с мешком золота удирают на своих мустангах. И тут лошадь одного из них ломает ногу. Эту лошадь [[загнанных лошадей пристреливают|приходится пристрелить]]. Но что делать дальше? На предложение теперь безлошадного бандита скакать дальше на одной лошади, его друг отвечает:
: — Боливар выдохся. Он не вынесет двоих.
: — Боливар выдохся. Он не вынесет двоих.
: После чего он убивает своего друга и один скачет дальше.''
: После чего он убивает своего друга и один скачет дальше.''


В общем, это любая ситуация, в которой между [[Друг или золото?|предательством и помощью другу]] [[Что за фигня, герой?|герой выбирает предательство]] (хотя в современной речи фраза часто используется просто как обозначение необходимости сделать выбор одного из вариантов). Противоположность — [[сам погибай, а товарища выручай]]. См. также: [[поворот кругом]].
В общем, это любая ситуация, в которой между [[Друг или золото?|предательством и помощью другу]] [[Что за фигня, герой?|герой выбирает предательство]] (хотя в современной речи фраза часто используется просто как обозначение необходимости сделать выбор одного из вариантов). Противоположность — [[сам погибай, а товарища выручай]]. См. также: [[поворот кругом]].


== Происхождение ==
== Происхождение ==
Строка 11: Строка 11:
Фраза «Боливару не снести двоих» (''Bolivar cannot carry double'') прозвучала в одном из рассказов О.Генри (см. эпиграф), экранизированном [[Фильмы Гайдая|Леонидом Гайдаем]] в фильме «Деловые люди» (1962) и стала популярной в чуть изменённой формулировке. Как говорит нам Википедия, эта фраза является крылатой только в России и других бывших советских республиках, но не на Западе, в частности, не на родине О.Генри.
Фраза «Боливару не снести двоих» (''Bolivar cannot carry double'') прозвучала в одном из рассказов О.Генри (см. эпиграф), экранизированном [[Фильмы Гайдая|Леонидом Гайдаем]] в фильме «Деловые люди» (1962) и стала популярной в чуть изменённой формулировке. Как говорит нам Википедия, эта фраза является крылатой только в России и других бывших советских республиках, но не на Западе, в частности, не на родине О.Генри.


В новелле всё закручено ещё интереснее: действие про ковбоя и стрельбу — [[Это был только сон|сон]] финансового дельца в Нью-Йорке. Однако, оказавшись в аналогичной ситуации на новый лад — он должен решить, сделать ли скидку старому другу и тем самым спасти его от разорения, — делец произносит заглавную фразу и требует платить по полной цене.
В новелле всё закручено ещё интереснее: действие про ковбоя и стрельбу — [[Это был только сон|сон]] финансового дельца в Нью-Йорке. Однако, оказавшись в аналогичной ситуации на новый лад — он должен решить, сделать ли скидку старому другу и тем самым спасти его от разорения, делец произносит заглавную фразу и требует платить по полной цене.


Родственный троп — [[Коли хочешь жить — убей друга своего]], когда персонаж должен убить товарища прямо, а не косвенно, но — под угрозой.
Родственный троп — [[Коли хочешь жить — убей друга своего]], когда персонаж должен убить товарища прямо, а не косвенно, но — под угрозой.


== Примеры ==
== Примеры ==


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* О.Генри, «[[w:Дороги, которые мы выбираем|Дороги, которые мы выбираем]]» — [[тропнеймер]].
* О.Генри, «[[w:Дороги, которые мы выбираем|Дороги, которые мы выбираем]]» — [[тропнеймер]].
* [[Jack London|Джек Лондон]], «Любовь к жизни» — товарищ главного героя в трудный момент бросает его, унося с собой большую часть провизии и денег. [[Несовместимая с жизнью алчность|Лучше бы он бросил не друга, а золото]].
* [[Jack London|Джек Лондон]], «Любовь к жизни» — товарищ главного героя в трудный момент бросает его, унося с собой большую часть провизии и денег. [[Несовместимая с жизнью алчность|Лучше бы он бросил не друга, а золото]].
* [[Сварог]] — в финале «Чужих берегов» государство Гидерния задействует план уничтожения всех не-гидернийских кораблей, дабы с гибнущего континента Атар на всплывающий материк Граматар прибыли только свои.
* [[Сварог]] в финале «Чужих берегов» государство Гидерния задействует план уничтожения всех не-гидернийских кораблей, дабы с гибнущего континента Атар на всплывающий материк Граматар прибыли только свои.
* [[Dragonlance]] — открыть врата Бездны может только союз чёрного мага и светлого жреца. Поэтому Рейстлин пудрит мозги Крисании, чтобы она [[Чего не сделаешь ради любви|помогла ему их открыть]]. Когда же, уже на той стороне, она получает тяжёлые ранения и лишается зрения, он оставляет её умирать. Не только потому, что задержавшись, он потерял бы время и дал бы противнику подготовиться, но и потому, что [[Преступление и наказание|ему важно было перейти Моральный горизонт событий, чтобы избавиться от слабостей]].
* [[Dragonlance]] открыть врата Бездны может только союз чёрного мага и светлого жреца. Поэтому Рейстлин пудрит мозги Крисании, чтобы она [[Чего не сделаешь ради любви|помогла ему их открыть]]. Когда же, уже на той стороне, она получает тяжёлые ранения и лишается зрения, он оставляет её умирать. Не только потому, что задержавшись, он потерял бы время и дал бы противнику подготовиться, но и потому, что [[Преступление и наказание|ему важно было перейти Моральный горизонт событий, чтобы избавиться от слабостей]].
* Мэри Джо Патни, «Розы любви»: когда в угольной шахте начинается обвал, Оуэн и Никлас вдвоем находятся в дальнем забое, откуда можно выбраться только в рассчитанной на одного специальной бадье-подъёмнике. Инверсия: Ник предлагает Оуэну (у которого есть жена и дети) подниматься первым. В ответ шахтер попросту вырубает напарника и запихивает в бадью. После того, как Оуэн [[пережить самопожертвование|чудом спасся]] он пояснил, что знал: после смерти ему светит рай, а вот насчёт беспутного Никласа есть большие сомнения. В послесловии писательница утверждает, что этот эпизод основан на реальном событии.
* Мэри Джо Патни, «Розы любви»: когда в угольной шахте начинается обвал, Оуэн и Никлас вдвоем находятся в дальнем забое, откуда можно выбраться только в рассчитанной на одного специальной бадье-подъёмнике. Инверсия: Ник предлагает Оуэну (у которого есть жена и дети) подниматься первым. В ответ шахтер попросту вырубает напарника и запихивает в бадью. После того, как Оуэн [[пережить самопожертвование|чудом спасся]] он пояснил, что знал: после смерти ему светит рай, а вот насчёт беспутного Никласа есть большие сомнения. В послесловии писательница утверждает, что этот эпизод основан на реальном событии.
* Робер Говард, «Джентльмен с Медвежьей Речки» — прямая отсылка. Когда бандит Дикий Билл удирает от разгневанного Брека Элкинса, он произносит эту фразу («Мой Делавар не вывезет двоих!») своему человеку, который должен был сидеть в засаде и пристрелить Элкинса, а вместо этого [[Не рой другому яму|выпалил по самому Биллу]].
* Робер Говард, «Джентльмен с Медвежьей Речки» — прямая отсылка. Когда бандит Дикий Билл удирает от разгневанного Брека Элкинса, он произносит эту фразу («Мой Делавар не вывезет двоих!») своему человеку, который должен был сидеть в засаде и пристрелить Элкинса, а вместо этого [[Не рой другому яму|выпалил по самому Биллу]].


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «Капитан Америка: Первый мститель» — [[ГлавГад|Красный Череп]] и [[Герр Доктор|Арним Зола]], выбираясь с гибнущей базы, подходят к спасательному самолёту, и Зола замечает, что он одноместный. Череп {{Spoiler|[[субверсия|отдает учёному ключи от своего автомобиля]] с напутствием: «И чтоб ни царапины». Причем Арним Зола добрался до места встречи благополучно.}}
* «Капитан Америка: Первый мститель» — [[ГлавГад|Красный Череп]] и [[Герр Доктор|Арним Зола]], выбираясь с гибнущей базы, подходят к спасательному самолёту, и Зола замечает, что он одноместный. Череп {{Spoiler|[[субверсия|отдает учёному ключи от своего автомобиля]] с напутствием: «И чтоб ни царапины». Причем Арним Зола добрался до места встречи благополучно.}}
* [[Музыкальный фильм]] «Остров погибших кораблей» (1987) по мотивам одноимённого романа [[Александр Беляев|Александра Беляева]] — песня «Путь на дно»: {{Q|pre=1|
* [[Музыкальный фильм]] «Остров погибших кораблей» (1987) по мотивам одноимённого романа [[Александр Беляев|Александра Беляева]] песня «Путь на дно»: {{Q|pre=1|
Где двое лезут в шлюпку,
Где двое лезут в шлюпку,
А место лишь одно,
А место лишь одно,
Там ближнему законный путь — на дно!|noanon=1}}
Там ближнему законный путь — на дно!|noanon=1}}
=== [[Телесериалы]] ===
* [[Светлячок]] (Firefly), серия «Jaynestown» (Джейнбург): до попадания на борт «Серенити» Джейн вёл [[Преступник|очень интересную жизнь, насыщенную приключениями]]. В частности, вдвоём с напарником он ограбил правителя небольшого рабочего поселения. Но транспорт, на котором грабители пытались удрать, серьёзно подбили, и понадобилось выкинуть за борт лишний груз. Первым вниз полетели сиденья… затем напарник Джейна и лишь в последнюю очередь — награбленные деньги. Всё упавшее сыграло свою роль в сюжете. {{Spoiler|Рабочие, затарившись деньгами, свалившимися с неба, возвели Джейна в ранг Робина Гуда (прижизненный памятник и хвалебные гимны прилагаются), а недовольный этим правитель предусмотрительно упёк напарника Джейна за решётку. Чтобы, если Джейн вернётся, дать искалеченному и обозлённому преступнику оружие и отомстить Джейну чужими руками. Так (почти так) и получилось.}}


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* [[Tyranny]] — в третьем акте Владыка Кайрос {{spoiler|официально признав протагониста Архонтом}} присылает недвусмысленный приказ: Ярусами должен править только один Архонт, остальным предстоит подчиниться ему или погибнуть.
* [[Tyranny]] в третьем акте Владыка Кайрос {{spoiler|официально признав протагониста Архонтом}} присылает недвусмысленный приказ: Ярусами должен править только один Архонт, остальным предстоит подчиниться ему или погибнуть.
** Впрочем, некоторые достаточно разумны и соглашаются на подчинение, так что несколько человек Боливар всё же вывезет.
** Впрочем, некоторые достаточно разумны и соглашаются на подчинение, так что несколько человек Боливар всё же вывезет.


=== [[Визуальные романы]] ===
=== [[Визуальные романы]] ===
* [[Fate/Stay night]] и [[Fate/Zero]]: в войне Святого Грааля сражаются семь пар Мастер-Слуга. Мастер обычно — [[люди-плюс|маг]], а Слуга — призрак героической личности, от короля Артура и Александра Македонского до Синей Бороды и Горного Старца — предводителя [[ассасин|гашишинов]]. Грааль питается силами убитых Слуг, чтобы в конце войны выполнить любое желание победителей. И на некоторые желания и Мастера, и Слуги его хватит. Но вот для [[постчеловек|достижения Акаши]] — мечты любого мага — силы шести Слуг не достаточно. Соответственно, для собственного возвышения маг должен в самом конце войны убить собственного Слугу. Или [[приказ: умри|заставить его умереть]] — если это ещё возможно.
* [[Fate/Stay night]] и [[Fate/Zero]]: в войне Святого Грааля сражаются семь пар Мастер-Слуга. Мастер обычно — [[люди-плюс|маг]], а Слуга — призрак героической личности, от короля Артура и Александра Македонского до Синей Бороды и Горного Старца — предводителя [[ассасин|гашишинов]]. Грааль питается силами убитых Слуг, чтобы в конце войны выполнить любое желание победителей. И на некоторые желания и Мастера, и Слуги его хватит. Но вот для [[постчеловек|достижения Акаши]] мечты любого мага — силы шести Слуг не достаточно. Соответственно, для собственного возвышения маг должен в самом конце войны убить собственного Слугу. Или [[приказ: умри|заставить его умереть]] если это ещё возможно.
** Правда, в четвёртой войне единственный маг, ставивший такую цель, до финала не дошёл, а в пятой таких вообще не было. Но вот союзы между Мастерами это стабильно портит… На чём, к слову, и погорел тот самый маг, стремившийся к Акаше: он не учёл, что его ученик тоже хочет остаться победителем, а приз получит только кто-то один…
** Правда, в четвёртой войне единственный маг, ставивший такую цель, до финала не дошёл, а в пятой таких вообще не было. Но вот союзы между Мастерами это стабильно портит… На чём, к слову, и погорел тот самый маг, стремившийся к Акаше: он не учёл, что его ученик тоже хочет остаться победителем, а приз получит только кто-то один…


Строка 47: Строка 44:


=== [[Музыка]] ===
=== [[Музыка]] ===
* «Дилижанс» — «Ну зачем же, Бенни, ты угробил этих кляч // Боливар не вынесет двоих!»
* «Дилижанс» — «Ну зачем же, Бенни, ты угробил этих кляч // Боливар не вынесет двоих!»
* Олег Медведев, «Марш [[Апартеид и мыс Доброй Надежды|Трансвааль]]»: «В этом месте кончилась сказка — Боливар не вынес двоих».
* Олег Медведев, «Марш [[Апартеид и мыс Доброй Надежды|Трансвааль]]»: «В этом месте кончилась сказка — Боливар не вынес двоих».


== См. также ==
== См. также ==
Строка 55: Строка 52:
* [[Моральная дилемма]]/[[моральный выбор]]
* [[Моральная дилемма]]/[[моральный выбор]]
* [[На двоих одно лишь дыхание]]
* [[На двоих одно лишь дыхание]]
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}}
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}}
{{Nav/Goodevil}}
{{Nav/Goodevil}}

Версия 16:30, 27 марта 2022

«

Неудачник Бен, а ну скорее плачь!
Боливар не вынесет двоих!

»
— В песне про Дикий Запад не обошлись без цитаты

Дикий Запад. Ограбление банка. Погоня. Двое грабителей — старые друзья — с мешком золота удирают на своих мустангах. И тут лошадь одного из них ломает ногу. Эту лошадь приходится пристрелить. Но что делать дальше? На предложение теперь безлошадного бандита скакать дальше на одной лошади, его друг отвечает:

— Боливар выдохся. Он не вынесет двоих.
После чего он убивает своего друга и один скачет дальше.

В общем, это любая ситуация, в которой между предательством и помощью другу герой выбирает предательство (хотя в современной речи фраза часто используется просто как обозначение необходимости сделать выбор одного из вариантов). Противоположность — сам погибай, а товарища выручай. См. также: поворот кругом.

Происхождение

Та самая сцена из советского фильма «Деловые люди» (1962)

Фраза «Боливару не снести двоих» (Bolivar cannot carry double) прозвучала в одном из рассказов О.Генри (см. эпиграф), экранизированном Леонидом Гайдаем в фильме «Деловые люди» (1962) и стала популярной в чуть изменённой формулировке. Как говорит нам Википедия, эта фраза является крылатой только в России и других бывших советских республиках, но не на Западе, в частности, не на родине О.Генри.

В новелле всё закручено ещё интереснее: действие про ковбоя и стрельбу — сон финансового дельца в Нью-Йорке. Однако, оказавшись в аналогичной ситуации на новый лад — он должен решить, сделать ли скидку старому другу и тем самым спасти его от разорения, — делец произносит заглавную фразу и требует платить по полной цене.

Родственный троп — Коли хочешь жить — убей друга своего, когда персонаж должен убить товарища прямо, а не косвенно, но — под угрозой.

Примеры

Литература

  • О.Генри, «Дороги, которые мы выбираем» — тропнеймер.
  • Джек Лондон, «Любовь к жизни» — товарищ главного героя в трудный момент бросает его, унося с собой большую часть провизии и денег. Лучше бы он бросил не друга, а золото.
  • Сварог — в финале «Чужих берегов» государство Гидерния задействует план уничтожения всех не-гидернийских кораблей, дабы с гибнущего континента Атар на всплывающий материк Граматар прибыли только свои.
  • Dragonlance — открыть врата Бездны может только союз чёрного мага и светлого жреца. Поэтому Рейстлин пудрит мозги Крисании, чтобы она помогла ему их открыть. Когда же, уже на той стороне, она получает тяжёлые ранения и лишается зрения, он оставляет её умирать. Не только потому, что задержавшись, он потерял бы время и дал бы противнику подготовиться, но и потому, что ему важно было перейти Моральный горизонт событий, чтобы избавиться от слабостей.
  • Мэри Джо Патни, «Розы любви»: когда в угольной шахте начинается обвал, Оуэн и Никлас вдвоем находятся в дальнем забое, откуда можно выбраться только в рассчитанной на одного специальной бадье-подъёмнике. Инверсия: Ник предлагает Оуэну (у которого есть жена и дети) подниматься первым. В ответ шахтер попросту вырубает напарника и запихивает в бадью. После того, как Оуэн чудом спасся он пояснил, что знал: после смерти ему светит рай, а вот насчёт беспутного Никласа есть большие сомнения. В послесловии писательница утверждает, что этот эпизод основан на реальном событии.
  • Робер Говард, «Джентльмен с Медвежьей Речки» — прямая отсылка. Когда бандит Дикий Билл удирает от разгневанного Брека Элкинса, он произносит эту фразу («Мой Делавар не вывезет двоих!») своему человеку, который должен был сидеть в засаде и пристрелить Элкинса, а вместо этого выпалил по самому Биллу.

Кино

«

Где двое лезут в шлюпку, А место лишь одно, Там ближнему законный путь — на дно!

»

Видеоигры

  • Tyranny — в третьем акте Владыка Кайрос официально признав протагониста Архонтом присылает недвусмысленный приказ: Ярусами должен править только один Архонт, остальным предстоит подчиниться ему или погибнуть.
    • Впрочем, некоторые достаточно разумны и соглашаются на подчинение, так что несколько человек Боливар всё же вывезет.

Визуальные романы

  • Fate/Stay night и Fate/Zero: в войне Святого Грааля сражаются семь пар Мастер-Слуга. Мастер обычно — маг, а Слуга — призрак героической личности, от короля Артура и Александра Македонского до Синей Бороды и Горного Старца — предводителя гашишинов. Грааль питается силами убитых Слуг, чтобы в конце войны выполнить любое желание победителей. И на некоторые желания и Мастера, и Слуги его хватит. Но вот для достижения Акаши — мечты любого мага — силы шести Слуг не достаточно. Соответственно, для собственного возвышения маг должен в самом конце войны убить собственного Слугу. Или заставить его умереть — если это ещё возможно.
    • Правда, в четвёртой войне единственный маг, ставивший такую цель, до финала не дошёл, а в пятой таких вообще не было. Но вот союзы между Мастерами это стабильно портит… На чём, к слову, и погорел тот самый маг, стремившийся к Акаше: он не учёл, что его ученик тоже хочет остаться победителем, а приз получит только кто-то один…

Аниме

  • Pokémon: Twilight Wings (внимание: это аниме является отдельной историей, никак не связанное с основным аниме и не являющийся даже спин-оффом): водный гим-лидер Несса проиграла в Лиге Галар травяному гим-лидеру Майло. Председатель Роуз поставил Нессу перед фактом, что ее частые проигрыши связаны с одновременной карьерой модели, фактически ставя перед выбором: карьера гим-лидера, либо модели. В конце серии она просит секретаршу Олеану передать Роузу, что она обещает быть лучшей как в качестве гим-лидера, так и в качестве модели.

Музыка

  • «Дилижанс» — «Ну зачем же, Бенни, ты угробил этих кляч // Боливар не вынесет двоих!»
  • Олег Медведев, «Марш Трансвааль»: «В этом месте кончилась сказка — Боливар не вынес двоих».

См. также