Боливар не вынесет двоих: различия между версиями
(дополнение: Firefly) |
(Новая страница: «{{Q| Неудачник Бен, а ну скорее плачь!<br />Боливар не вынесет двоих!|В песне про Дикий Запад не обошлись без цитаты}} Дикий Запад. Ограбление банка. Погоня. Двое грабителей — старые друзья — с мешком золота удирают на своих муст...») |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Q| | {{Q| | ||
[[Пусть неудачник плачет|Неудачник Бен, а ну скорее плачь]]!<br />Боливар не вынесет двоих!|В песне про [[Дикий Запад]] не обошлись без цитаты}} | [[Пусть неудачник плачет|Неудачник Бен, а ну скорее плачь]]!<br />Боливар не вынесет двоих!|В песне про [[Дикий Запад]] не обошлись без цитаты}} | ||
[[Дикий Запад]]. Ограбление банка. Погоня. Двое | [[Дикий Запад]]. Ограбление банка. Погоня. Двое грабителей — старые друзья — с мешком золота удирают на своих мустангах. И тут лошадь одного из них ломает ногу. Эту лошадь [[загнанных лошадей пристреливают|приходится пристрелить]]. Но что делать дальше? На предложение теперь безлошадного бандита скакать дальше на одной лошади, его друг отвечает: | ||
: — Боливар выдохся. Он не вынесет двоих. | : — Боливар выдохся. Он не вынесет двоих. | ||
: После чего он убивает своего друга и один скачет дальше.'' | : После чего он убивает своего друга и один скачет дальше.'' | ||
В общем, это любая ситуация, в которой между [[Друг или золото?|предательством и помощью другу]] [[Что за фигня, герой?|герой выбирает предательство]] (хотя в современной речи фраза часто используется просто как обозначение необходимости сделать выбор одного из вариантов). | В общем, это любая ситуация, в которой между [[Друг или золото?|предательством и помощью другу]] [[Что за фигня, герой?|герой выбирает предательство]] (хотя в современной речи фраза часто используется просто как обозначение необходимости сделать выбор одного из вариантов). Противоположность — [[сам погибай, а товарища выручай]]. См. также: [[поворот кругом]]. | ||
== Происхождение == | == Происхождение == | ||
Строка 11: | Строка 11: | ||
Фраза «Боливару не снести двоих» (''Bolivar cannot carry double'') прозвучала в одном из рассказов О.Генри (см. эпиграф), экранизированном [[Фильмы Гайдая|Леонидом Гайдаем]] в фильме «Деловые люди» (1962) и стала популярной в чуть изменённой формулировке. Как говорит нам Википедия, эта фраза является крылатой только в России и других бывших советских республиках, но не на Западе, в частности, не на родине О.Генри. | Фраза «Боливару не снести двоих» (''Bolivar cannot carry double'') прозвучала в одном из рассказов О.Генри (см. эпиграф), экранизированном [[Фильмы Гайдая|Леонидом Гайдаем]] в фильме «Деловые люди» (1962) и стала популярной в чуть изменённой формулировке. Как говорит нам Википедия, эта фраза является крылатой только в России и других бывших советских республиках, но не на Западе, в частности, не на родине О.Генри. | ||
В новелле всё закручено ещё интереснее: действие про ковбоя и | В новелле всё закручено ещё интереснее: действие про ковбоя и стрельбу — [[Это был только сон|сон]] финансового дельца в Нью-Йорке. Однако, оказавшись в аналогичной ситуации на новый лад — он должен решить, сделать ли скидку старому другу и тем самым спасти его от разорения, — делец произносит заглавную фразу и требует платить по полной цене. | ||
Родственный | Родственный троп — [[Коли хочешь жить — убей друга своего]], когда персонаж должен убить товарища прямо, а не косвенно, но — под угрозой. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* О.Генри, «[[w:Дороги, которые мы выбираем|Дороги, которые мы выбираем]] | * О.Генри, «[[w:Дороги, которые мы выбираем|Дороги, которые мы выбираем]]» — [[тропнеймер]]. | ||
* [[Jack London|Джек Лондон]], «Любовь к | * [[Jack London|Джек Лондон]], «Любовь к жизни» — товарищ главного героя в трудный момент бросает его, унося с собой большую часть провизии и денег. [[Несовместимая с жизнью алчность|Лучше бы он бросил не друга, а золото]]. | ||
* [[Сварог]] | * [[Сварог]] — в финале «Чужих берегов» государство Гидерния задействует план уничтожения всех не-гидернийских кораблей, дабы с гибнущего континента Атар на всплывающий материк Граматар прибыли только свои. | ||
* [[Dragonlance]] | * [[Dragonlance]] — открыть врата Бездны может только союз чёрного мага и светлого жреца. Поэтому Рейстлин пудрит мозги Крисании, чтобы она [[Чего не сделаешь ради любви|помогла ему их открыть]]. Когда же, уже на той стороне, она получает тяжёлые ранения и лишается зрения, он оставляет её умирать. Не только потому, что задержавшись, он потерял бы время и дал бы противнику подготовиться, но и потому, что [[Преступление и наказание|ему важно было перейти Моральный горизонт событий, чтобы избавиться от слабостей]]. | ||
* Мэри Джо Патни, «Розы любви»: когда в угольной шахте начинается обвал, Оуэн и Никлас вдвоем находятся в дальнем забое, откуда можно выбраться только в рассчитанной на одного специальной бадье-подъёмнике. Инверсия: Ник предлагает Оуэну (у которого есть жена и дети) подниматься первым. В ответ шахтер попросту вырубает напарника и запихивает в бадью. После того, как Оуэн [[пережить самопожертвование|чудом спасся]] он пояснил, что знал: после смерти ему светит рай, а вот насчёт беспутного Никласа есть большие сомнения. В послесловии писательница утверждает, что этот эпизод основан на реальном событии. | * Мэри Джо Патни, «Розы любви»: когда в угольной шахте начинается обвал, Оуэн и Никлас вдвоем находятся в дальнем забое, откуда можно выбраться только в рассчитанной на одного специальной бадье-подъёмнике. Инверсия: Ник предлагает Оуэну (у которого есть жена и дети) подниматься первым. В ответ шахтер попросту вырубает напарника и запихивает в бадью. После того, как Оуэн [[пережить самопожертвование|чудом спасся]] он пояснил, что знал: после смерти ему светит рай, а вот насчёт беспутного Никласа есть большие сомнения. В послесловии писательница утверждает, что этот эпизод основан на реальном событии. | ||
* Робер Говард, «Джентльмен с Медвежьей | * Робер Говард, «Джентльмен с Медвежьей Речки» — прямая отсылка. Когда бандит Дикий Билл удирает от разгневанного Брека Элкинса, он произносит эту фразу («Мой Делавар не вывезет двоих!») своему человеку, который должен был сидеть в засаде и пристрелить Элкинса, а вместо этого [[Не рой другому яму|выпалил по самому Биллу]]. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «Капитан Америка: Первый | * «Капитан Америка: Первый мститель» — [[ГлавГад|Красный Череп]] и [[Герр Доктор|Арним Зола]], выбираясь с гибнущей базы, подходят к спасательному самолёту, и Зола замечает, что он одноместный. Череп {{Spoiler|[[субверсия|отдает учёному ключи от своего автомобиля]] с напутствием: «И чтоб ни царапины». Причем Арним Зола добрался до места встречи благополучно.}} | ||
* [[Музыкальный фильм]] «Остров погибших кораблей» (1987) по мотивам одноимённого романа [[Александр Беляев|Александра Беляева]] | * [[Музыкальный фильм]] «Остров погибших кораблей» (1987) по мотивам одноимённого романа [[Александр Беляев|Александра Беляева]] — песня «Путь на дно»: {{Q|pre=1| | ||
Где двое лезут в шлюпку, | Где двое лезут в шлюпку, | ||
А место лишь одно, | А место лишь одно, | ||
Там ближнему законный путь — на дно!|noanon=1}} | Там ближнему законный путь — на дно!|noanon=1}} | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[Tyranny]] | * [[Tyranny]] — в третьем акте Владыка Кайрос {{spoiler|официально признав протагониста Архонтом}} присылает недвусмысленный приказ: Ярусами должен править только один Архонт, остальным предстоит подчиниться ему или погибнуть. | ||
** Впрочем, некоторые достаточно разумны и соглашаются на подчинение, так что несколько человек Боливар всё же вывезет. | ** Впрочем, некоторые достаточно разумны и соглашаются на подчинение, так что несколько человек Боливар всё же вывезет. | ||
=== [[Визуальные романы]] === | === [[Визуальные романы]] === | ||
* [[Fate/Stay night]] и [[Fate/Zero]]: в войне Святого Грааля сражаются семь пар Мастер-Слуга. Мастер | * [[Fate/Stay night]] и [[Fate/Zero]]: в войне Святого Грааля сражаются семь пар Мастер-Слуга. Мастер обычно — [[люди-плюс|маг]], а Слуга — призрак героической личности, от короля Артура и Александра Македонского до Синей Бороды и Горного Старца — предводителя [[ассасин|гашишинов]]. Грааль питается силами убитых Слуг, чтобы в конце войны выполнить любое желание победителей. И на некоторые желания и Мастера, и Слуги его хватит. Но вот для [[постчеловек|достижения Акаши]] — мечты любого мага — силы шести Слуг не достаточно. Соответственно, для собственного возвышения маг должен в самом конце войны убить собственного Слугу. Или [[приказ: умри|заставить его умереть]] — если это ещё возможно. | ||
** Правда, в четвёртой войне единственный маг, ставивший такую цель, до финала не дошёл, а в пятой таких вообще не было. Но вот союзы между Мастерами это стабильно портит… На чём, к слову, и погорел тот самый маг, стремившийся к Акаше: он не учёл, что его ученик тоже хочет остаться победителем, а приз получит только кто-то один… | ** Правда, в четвёртой войне единственный маг, ставивший такую цель, до финала не дошёл, а в пятой таких вообще не было. Но вот союзы между Мастерами это стабильно портит… На чём, к слову, и погорел тот самый маг, стремившийся к Акаше: он не учёл, что его ученик тоже хочет остаться победителем, а приз получит только кто-то один… | ||
Строка 47: | Строка 44: | ||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
* | * «Дилижанс» — «Ну зачем же, Бенни, ты угробил этих кляч // Боливар не вынесет двоих!» | ||
* Олег Медведев, «Марш [[Апартеид и мыс Доброй Надежды|Трансвааль]]»: «В этом месте кончилась | * Олег Медведев, «Марш [[Апартеид и мыс Доброй Надежды|Трансвааль]]»: «В этом месте кончилась сказка — Боливар не вынес двоих». | ||
== См. также == | == См. также == | ||
Строка 55: | Строка 52: | ||
* [[Моральная дилемма]]/[[моральный выбор]] | * [[Моральная дилемма]]/[[моральный выбор]] | ||
* [[На двоих одно лишь дыхание]] | * [[На двоих одно лишь дыхание]] | ||
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}} | {{Nav/Штампы/Явления и идеи}} | ||
{{Nav/Goodevil}} | {{Nav/Goodevil}} |
Версия 16:30, 27 марта 2022
« |
Неудачник Бен, а ну скорее плачь! |
» |
— В песне про Дикий Запад не обошлись без цитаты |
Дикий Запад. Ограбление банка. Погоня. Двое грабителей — старые друзья — с мешком золота удирают на своих мустангах. И тут лошадь одного из них ломает ногу. Эту лошадь приходится пристрелить. Но что делать дальше? На предложение теперь безлошадного бандита скакать дальше на одной лошади, его друг отвечает:
- — Боливар выдохся. Он не вынесет двоих.
- После чего он убивает своего друга и один скачет дальше.
В общем, это любая ситуация, в которой между предательством и помощью другу герой выбирает предательство (хотя в современной речи фраза часто используется просто как обозначение необходимости сделать выбор одного из вариантов). Противоположность — сам погибай, а товарища выручай. См. также: поворот кругом.
Происхождение
Фраза «Боливару не снести двоих» (Bolivar cannot carry double) прозвучала в одном из рассказов О.Генри (см. эпиграф), экранизированном Леонидом Гайдаем в фильме «Деловые люди» (1962) и стала популярной в чуть изменённой формулировке. Как говорит нам Википедия, эта фраза является крылатой только в России и других бывших советских республиках, но не на Западе, в частности, не на родине О.Генри.
В новелле всё закручено ещё интереснее: действие про ковбоя и стрельбу — сон финансового дельца в Нью-Йорке. Однако, оказавшись в аналогичной ситуации на новый лад — он должен решить, сделать ли скидку старому другу и тем самым спасти его от разорения, — делец произносит заглавную фразу и требует платить по полной цене.
Родственный троп — Коли хочешь жить — убей друга своего, когда персонаж должен убить товарища прямо, а не косвенно, но — под угрозой.
Примеры
Литература
- О.Генри, «Дороги, которые мы выбираем» — тропнеймер.
- Джек Лондон, «Любовь к жизни» — товарищ главного героя в трудный момент бросает его, унося с собой большую часть провизии и денег. Лучше бы он бросил не друга, а золото.
- Сварог — в финале «Чужих берегов» государство Гидерния задействует план уничтожения всех не-гидернийских кораблей, дабы с гибнущего континента Атар на всплывающий материк Граматар прибыли только свои.
- Dragonlance — открыть врата Бездны может только союз чёрного мага и светлого жреца. Поэтому Рейстлин пудрит мозги Крисании, чтобы она помогла ему их открыть. Когда же, уже на той стороне, она получает тяжёлые ранения и лишается зрения, он оставляет её умирать. Не только потому, что задержавшись, он потерял бы время и дал бы противнику подготовиться, но и потому, что ему важно было перейти Моральный горизонт событий, чтобы избавиться от слабостей.
- Мэри Джо Патни, «Розы любви»: когда в угольной шахте начинается обвал, Оуэн и Никлас вдвоем находятся в дальнем забое, откуда можно выбраться только в рассчитанной на одного специальной бадье-подъёмнике. Инверсия: Ник предлагает Оуэну (у которого есть жена и дети) подниматься первым. В ответ шахтер попросту вырубает напарника и запихивает в бадью. После того, как Оуэн чудом спасся он пояснил, что знал: после смерти ему светит рай, а вот насчёт беспутного Никласа есть большие сомнения. В послесловии писательница утверждает, что этот эпизод основан на реальном событии.
- Робер Говард, «Джентльмен с Медвежьей Речки» — прямая отсылка. Когда бандит Дикий Билл удирает от разгневанного Брека Элкинса, он произносит эту фразу («Мой Делавар не вывезет двоих!») своему человеку, который должен был сидеть в засаде и пристрелить Элкинса, а вместо этого выпалил по самому Биллу.
Кино
- «Капитан Америка: Первый мститель» — Красный Череп и Арним Зола, выбираясь с гибнущей базы, подходят к спасательному самолёту, и Зола замечает, что он одноместный. Череп отдает учёному ключи от своего автомобиля с напутствием: «И чтоб ни царапины». Причем Арним Зола добрался до места встречи благополучно.
- Музыкальный фильм «Остров погибших кораблей» (1987) по мотивам одноимённого романа Александра Беляева — песня «Путь на дно»:
« |
Где двое лезут в шлюпку, А место лишь одно, Там ближнему законный путь — на дно! |
» |
Видеоигры
- Tyranny — в третьем акте Владыка Кайрос официально признав протагониста Архонтом присылает недвусмысленный приказ: Ярусами должен править только один Архонт, остальным предстоит подчиниться ему или погибнуть.
- Впрочем, некоторые достаточно разумны и соглашаются на подчинение, так что несколько человек Боливар всё же вывезет.
Визуальные романы
- Fate/Stay night и Fate/Zero: в войне Святого Грааля сражаются семь пар Мастер-Слуга. Мастер обычно — маг, а Слуга — призрак героической личности, от короля Артура и Александра Македонского до Синей Бороды и Горного Старца — предводителя гашишинов. Грааль питается силами убитых Слуг, чтобы в конце войны выполнить любое желание победителей. И на некоторые желания и Мастера, и Слуги его хватит. Но вот для достижения Акаши — мечты любого мага — силы шести Слуг не достаточно. Соответственно, для собственного возвышения маг должен в самом конце войны убить собственного Слугу. Или заставить его умереть — если это ещё возможно.
- Правда, в четвёртой войне единственный маг, ставивший такую цель, до финала не дошёл, а в пятой таких вообще не было. Но вот союзы между Мастерами это стабильно портит… На чём, к слову, и погорел тот самый маг, стремившийся к Акаше: он не учёл, что его ученик тоже хочет остаться победителем, а приз получит только кто-то один…
Аниме
- Pokémon: Twilight Wings (внимание: это аниме является отдельной историей, никак не связанное с основным аниме и не являющийся даже спин-оффом): водный гим-лидер Несса проиграла в Лиге Галар травяному гим-лидеру Майло. Председатель Роуз поставил Нессу перед фактом, что ее частые проигрыши связаны с одновременной карьерой модели, фактически ставя перед выбором: карьера гим-лидера, либо модели. В конце серии она просит секретаршу Олеану передать Роузу, что она обещает быть лучшей как в качестве гим-лидера, так и в качестве модели.
Музыка
- «Дилижанс» — «Ну зачем же, Бенни, ты угробил этих кляч // Боливар не вынесет двоих!»
- Олег Медведев, «Марш Трансвааль»: «В этом месте кончилась сказка — Боливар не вынес двоих».
См. также
- Падающего — подтолкни, упавшего — добей
- Поворот кругом
- Моральная дилемма/моральный выбор
- На двоих одно лишь дыхание