Опереточный злодей: различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
|||
(не показано 17 промежуточных версий 9 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|DastardlyWhiplash|Dastardly Whiplash}} | {{TVTropes|DastardlyWhiplash|Dastardly Whiplash}} | ||
[[Файл:Опереточный злодей совершает злодеяние.jpg|thumb|В момент совершения злодеяния.]] | |||
Он носит шляпу/цилиндр, плащ/крылатку, усы, опционально — маску, [[злобный смех|злобно смеётся]], [[Злодейская сутулость|ходит сгорбившись]], желает захватить мир или, как минимум, уничтожить своего заклятого врага-героя, а в свободное от злодеяний время играет на органе. Впрочем, в злодеяниях, будучи хоть трижды провозглашён изощрённым гением, не преуспел, смешон, легко обводится вокруг пальца и побивается главным героем (особенно учитывая, что такой злодей зачастую охотно делится своим замыслом во всех подробностях), а сюжету нужен лишь потому, что без [[антагонист]]а никуда. Кто же этот парень? Встречайте, '''опереточный злодей''', набор всевозможных злодейских штампов и клише, возникших [[старше, чем радио|ещё до появления радио]]. | Он носит шляпу/цилиндр, плащ/крылатку, усы, опционально — маску, [[злобный смех|злобно смеётся]], [[Злодейская сутулость|ходит сгорбившись]], желает захватить мир или, как минимум, уничтожить своего заклятого врага-героя, а в свободное от злодеяний время играет на органе. Впрочем, в злодеяниях, будучи хоть трижды провозглашён изощрённым гением, не преуспел, смешон, легко обводится вокруг пальца и побивается главным героем (особенно учитывая, что такой злодей зачастую охотно делится своим замыслом во всех подробностях), а сюжету нужен лишь потому, что без [[антагонист]]а никуда. Кто же этот парень? Встречайте, '''опереточный злодей''', набор всевозможных злодейских штампов и клише, возникших [[старше, чем радио|ещё до появления радио]]. | ||
Строка 13: | Строка 14: | ||
=== [[Театр]] === | === [[Театр]] === | ||
* Собственно, оперетта как лёгкий жанр была богата на таких вот комичных злодеев и стала [[тропнеймер]]ом. | * Собственно, оперетта как лёгкий жанр с практически обязательным happy-end'ом была богата на таких вот комичных злодеев и стала [[тропнеймер]]ом. | ||
* | * «[[Призрак Оперы]]» — скорее, [[аверсия]], так как сам Призрак скорее трагическая фигура и [[злодей по должности]]. | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
Строка 20: | Строка 21: | ||
* [[Макс Фрай]], «Лабиринты Ехо» — в повести «Наследство для Лонли-Локли» фигурирует персонаж по имени Маркуло, коего рассказчик с первого взгляда заклеймил «опереточным злодеем» из-за внешности. Что, впрочем, в данном случае вполне аргумент: Маркуло из народа, где внешность прямо и недвусмысленно отражает характер. Тропу соответствует, вполне себе недотёпистый злыдень. | * [[Макс Фрай]], «Лабиринты Ехо» — в повести «Наследство для Лонли-Локли» фигурирует персонаж по имени Маркуло, коего рассказчик с первого взгляда заклеймил «опереточным злодеем» из-за внешности. Что, впрочем, в данном случае вполне аргумент: Маркуло из народа, где внешность прямо и недвусмысленно отражает характер. Тропу соответствует, вполне себе недотёпистый злыдень. | ||
** Хрена ж себе — недотёпистый! Свою семейку Маркуло успешно ухитряется контролировать, заставляя делать всё, что ему нужно. Одного брата довёл до того, что бедолага спился и по-идиотски погиб, отцу не позволил завещание в пользу родного сына, а всех остальных заставлял нападать на прибывших за наследством Лонли-Локли и Макса, сам при этом оставаясь чистеньким. И если бы не потрясающая деревенская простота Кутыков Хоттских — столичные детективы могли бы и не вернуться в Ехо. | ** Хрена ж себе — недотёпистый! Свою семейку Маркуло успешно ухитряется контролировать, заставляя делать всё, что ему нужно. Одного брата довёл до того, что бедолага спился и по-идиотски погиб, отцу не позволил завещание в пользу родного сына, а всех остальных заставлял нападать на прибывших за наследством Лонли-Локли и Макса, сам при этом оставаясь чистеньким. И если бы не потрясающая деревенская простота Кутыков Хоттских — столичные детективы могли бы и не вернуться в Ехо. | ||
* [[Метавселенная Рудазова]] — лорд Бельзедор, старательно [[ | * [[Метавселенная Рудазова]] — [[Властелин (А. Рудазов)|лорд Бельзедор]], старательно [[опора на штамп|опирающийся]] на все штампы, прилагающиеся к [[Тёмный Властелин|его профессии]]. [[Так было надо|Так надо]]. | ||
** Один из его приспешников, | ** Один из его приспешников, [[Криабал|лорд Бураадми]] — [[злой и хитрый раджа]], столь же доподлинно воплощающий болливудские стереотипы о своей профессии. И даже [[поэт и воин|во время сражения поёт и танцует]]! | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* Многие фильмы, в том числе претендующие на серьёзность, так изображают нацистов. Например, в фильме «Падение Берлина» (1949 год), при всей серьёзности происходящего, фрицы именно такие, начиная от офицеров и заканчивая Гитлером — толкающие высокопарные речи, хвастливые, при этом впадающие в истерику и /или панику, если что-то идёт не так. В общем, больше похожие на театральных злодеев, чем на реальных людей. | |||
* «Большие гонки» — [[постмодернизм|отсылка к тропу и опора на него]]: профессор Фэйт, злодей-неудачник в черном цилиндре, с усами и с [[тупой приспешник|тупым подручным]]. Его подручный, Макс, больше отыгрывает тупого, чем действительно туп: нельзя же показывать себя более умным, чем хозяин! | * «Большие гонки» — [[постмодернизм|отсылка к тропу и опора на него]]: профессор Фэйт, злодей-неудачник в черном цилиндре, с усами и с [[тупой приспешник|тупым подручным]]. Его подручный, Макс, больше отыгрывает тупого, чем действительно туп: нельзя же показывать себя более умным, чем хозяин! | ||
** Самое смешное, что Макса сыграл Питер Фальк (который позже играл косящего под дурачка детектива Коломбо). | ** Самое смешное, что Макса сыграл Питер Фальк (который позже играл косящего под дурачка детектива Коломбо). | ||
Строка 29: | Строка 31: | ||
* «Похищенный дирижабль» Карела Земана — Чёрный Густав. | * «Похищенный дирижабль» Карела Земана — Чёрный Густав. | ||
** «Тайна острова Бэк-Кап» того же режиссёра — граф Артигас (впрочем, он довольно компетентный злодей, но по внешности и манерам подходит полностью). Экранизация [[Jules Verne|Жюля Верна]], что поделаешь… | ** «Тайна острова Бэк-Кап» того же режиссёра — граф Артигас (впрочем, он довольно компетентный злодей, но по внешности и манерам подходит полностью). Экранизация [[Jules Verne|Жюля Верна]], что поделаешь… | ||
* Любят это дело в индийском кино. Так или иначе, но каким бы он не был, но что-то опереточное в нем есть. Будь то злодейский смех и пафос, желание попеть и потанцевать (жанр обязывает). | * Любят это дело в индийском кино. Так или иначе, но каким бы он не был, но что-то опереточное в нем есть. Будь то злодейский смех и пафос, явно излишний (почти комичный) апломб, желание попеть и потанцевать (жанр обязывает). | ||
* [[Мстители]] — при всей своей [[Бедный злодей|трагичности]] и [[Антизлодей|неоднозначности]] в первом [[ | * Короткометражка «[[Секс-бомба (короткометражка, 2005)|Секс-бомба]]» (2005) — у Уоррена Буза нет цилиндра, усиков и монокля, но по всем прочим признакам он именно таков. Уоррен всячески подчёркивает свою злодейскость, смеётся неприятным смехом и склонен к театральным эффектам. Он напал с оружием на заведомо более слабую Шарлотту, но был избит даже ею. Когда же девушка в силу случайного стечения обстоятельств оказалась-таки в его власти, он вместо того, чтобы сразу убить, привязал её к стулу, установил рядом бомбу с часовым механизмом у ушёл, не проконтролировав результат, как обычно и делают представители тропа. В качестве вишенки на торте Уоррен ещё и совершил мелкую пакость, пририсовав усы к шарлоттиному портрету и оставив «остроумную» издевательскую надпись. Для полноты картины не хватает только позорного поражения и обещания всем показать в следующий раз, но это потому что фильм очень короткий и в центре внимания не злодей, а героиня. | ||
* «[[Мстители]]» (2012) — при всей своей [[Бедный злодей|трагичности]] и [[Антизлодей|неоднозначности]] в первом «[[Фильмы Marvel о Торе|Торе]]» и [[Великолепный мерзавец|великолепии]] и [[И у злодеев есть любимые|все той же неоднозначности]] в следующие появления, в первых «Мстителях» Локи именно сабж. Достаточно сказать, что за фильм он получает ото всех и каждого. [[Педаль в пол]] — нет, пожалуй, не момент с Халком даже, а ответка от Коулсона, которого Локи сам же перед этим смертельно ранил (!). | |||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
Строка 37: | Строка 40: | ||
* «[[Candle Cove]]» — Сдиратель Кожи. | * «[[Candle Cove]]» — Сдиратель Кожи. | ||
* «[[Batman#Экранизации|Бэтмен]]» 1960-х — практически все противники Темного Рыцаря. Время и трактовка обязывают. | * «[[Batman#Экранизации|Бэтмен]]» 1960-х — практически все противники Темного Рыцаря. Время и трактовка обязывают. | ||
* «[[Королевство двух сердец]] | * «[[Королевство двух сердец]]» — главгад Джон Майер он же Ким Пон Гу, практически полный набор штампов (разве что он на рояле не играет, а увлекается фокусами), но при этом он умудряется быть опасным и страшным противником который едва не развязал вторую войну в Корее. | ||
=== [[ | === [[Мультфильм]]ы === | ||
==== Отечественная анимация ==== | ==== Отечественная анимация ==== | ||
* «[[Бременские музыканты|По следам Бременских музыкантов]]» — Сыщик. В третьей части («Новые бременские») [[поднял уровень крутизны]], но всё равно был побеждён героями с помощью ума. | * «[[Бременские музыканты|По следам Бременских музыкантов]]» — Сыщик. В третьей части («Новые бременские») [[поднял уровень крутизны]], но всё равно был побеждён героями с помощью ума. | ||
* «[[Пиф-паф, ой-ой-ой]]» — «иностранный граф по имени Пиф-Паф». Потому что [[именно то, что написано на упаковке|оперетта, а граф в | * «[[Пиф-паф, ой-ой-ой]]» — «иностранный граф по имени Пиф-Паф». Потому что [[именно то, что написано на упаковке|оперетта, а граф в ней — злодей]]. | ||
* «[[Чебурашка|Крокодил Гена]]» — Шапокляк. Опереточный злодей в юбке, способна разве что на мелкие пакости, в конце [[поворот кругом|перевоспитывается]]. Она ведь в сущности хорошая старушка (только очень живая, моложавая и эксцентричная), ей одиноко… | * «[[Чебурашка|Крокодил Гена]]» — Шапокляк. Опереточный злодей в юбке, способна разве что на мелкие пакости, в конце [[поворот кругом|перевоспитывается]]. Она ведь [[козёл с золотым сердцем|в сущности хорошая старушка]] (только очень живая, моложавая и эксцентричная), ей одиноко… | ||
* «Похитители красок» — Чёрная Краска похож на сабж, ибо корни у мультика растут из тех же оперетт. Всё же здесь скорее [[субверсия]], ибо Бирюзка он всё-таки кокнул (вернее, тот погиб сам — совершил [[героическое самопожертвование]], чтобы исправить последствия того, что натворил Чёрная Краска). | * «Похитители красок» — Чёрная Краска похож на сабж, ибо корни у мультика растут из тех же оперетт. Всё же здесь скорее [[субверсия]], ибо Бирюзка он всё-таки кокнул (вернее, тот погиб сам — совершил [[героическое самопожертвование]], чтобы исправить последствия того, что натворил Чёрная Краска). | ||
* «[[Незнайка и Баррабасс]]» — собственно, Баррабасс. При этом с [[обоснование]]м: действие происходит примерно в те годы, когда складывался этот стереотип, так что, несмотря на клюквенную наружность, Баррабасс — антагонист серьёзный (в смысле, [[великолепный мерзавец|неглупый и эффективный]]), хоть, разумеется, и не без придури. | |||
==== Зарубежная анимация ==== | ==== Зарубежная анимация ==== | ||
* [[Братья Вентура]] — Монарх, заклятый враг Расти Вентуры и по сути один из главных героев мультсериала, преуспевший лишь в грозных речах и злодейском смехе. Сюда же относится вышедший на покой доктор Z, пародирующий антагониста из | * [[Братья Вентура]] — Монарх, заклятый враг Расти Вентуры и по сути один из главных героев мультсериала, преуспевший лишь в грозных речах и злодейском смехе. Сюда же относится вышедший на покой доктор Z, пародирующий антагониста из «Джонни Квеста». | ||
* «Фантазия» — крокодилы в эпизоде «Танец часов». | * «Фантазия» — крокодилы в эпизоде «Танец часов». | ||
* «В гости к Робинсонам» — Человек-в-котелке одет как типичный опереточный злодей и обладает схожими повадками, что неудивительно: ведь мультфильм изобилует отсылками и пародиями на фантастику начала | * «В гости к Робинсонам» — Человек-в-котелке одет как типичный опереточный злодей и обладает схожими повадками, что неудивительно: ведь мультфильм изобилует отсылками и пародиями на фантастику начала XX века. | ||
* «Похождения императора» — Изма. | * «Похождения императора» — Изма. | ||
* В | * В XX веке троп довольно скоро приелся американцам, и мультпародии посыпались как из рога изобилия: | ||
** Несколько мультфильмов из франшизы Terrytoons пародируют старые американские кинофильмы и театральные спектакли, где опереточный злодей пытается погубить [[дева в беде|девушку]] (обычно ради наследства или ещё какой-то выгоды), а безупречный романтический молодой герой её спасает. | ** Несколько мультфильмов из франшизы Terrytoons пародируют старые американские кинофильмы и театральные спектакли, где опереточный злодей пытается погубить [[дева в беде|девушку]] (обычно ради наследства или ещё какой-то выгоды), а безупречный романтический молодой герой её спасает. | ||
** Таким же пародированием занимается чуть ли не половина мультиков о Майти-Маусе от того же Пола Терри. | ** Таким же пародированием занимается чуть ли не половина мультиков о Майти-Маусе от того же Пола Терри. | ||
** В 1920-х годах и начале 1930-х, когда в США набирала силу оргпреступность, некоторые авторы по привычке изображали гангстерских боссов в виде сабжа — и Текс Эйвери в мультфильме The Hick Chick спародировал именно это (злодей там владеет сетью прачечных, совсем как реальный Аль Капоне и другие тогдашние криминальные бароны — откуда, собственно, и пошло выражение «отмывать деньги»). | ** В 1920-х годах и начале 1930-х, когда в США набирала силу оргпреступность, некоторые авторы по привычке изображали гангстерских боссов в виде сабжа — и Текс Эйвери в мультфильме The Hick Chick спародировал именно это (злодей там владеет сетью прачечных, совсем как реальный Аль Капоне и другие тогдашние криминальные бароны — откуда, собственно, и пошло выражение «отмывать деньги»). | ||
** В американской детской литературе начала | ** В американской детской литературе начала XX века опереточные злодеи так навязли в зубах у читателей и критиков, что Чак Джонс (выросший на подобном чтиве) в своём мультфильме The Dover Boys (пародии на серию книг Rover Boys) не оставил от тропа и камня на камне. В частности, гадкий опереточный злодей там получает таких люлей от похищенной им девушки (нет, на вид нисколько не бой-девки, а классического «хрупкого, женственного и благовоспитанного цветка»), что ''[[Russian Reversal|сам зовёт на помощь заглавных юных героев]]''. {{spoiler|А те тоже показаны полнейшими долбо…, и в финале их ждёт фейл.}} | ||
* | * «[[Суперсемейка]]» (2004) — Синдром балансирует на грани [[Опасное ничтожество|опасного ничтожества]]. Неприятностей от него много, и серьёзных. И денежек у него немало — поэтому у него целая частная армия. И дресс-коду сабжа он не следует: не те времена на дворе. Но по манерам — и по комплексам, которыми и порождены такие манеры — Синдром представляет собой как раз сабж. | ||
* [[Мегамозг]] | * «[[Мегамозг]]» — главгерой прекрасно осознавал, что он всего лишь играет злодея. Но после того, как он убил{{spoiler|, как он подумал,}} Мачомена, он решил создать нового супергероя в лице Хэла Стюарта (который подвернулся случайно. Мегамозг хотел поискать более достойный вариант), который от ревности [[Налево кругом|совершил поворот налево]]. Тогда он прямым текстом заявил Хэлу Стюарту, что именно Мегамозг встречался с Роксанной и тренировал Хэла, меняя облик. Едва Мегамозг успел насладиться возвращением прежней жизни, как неожиданно осознал, что [[Получилась реальность|Хэл собирается убить его по-настоящему]]. | ||
* | * «Американская история 2: Фейвел едет на Запад» и, в меньшей степени, мультсериал по нему — кот Рауль во многом напоминает сабж. | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* «[[Кибер-шесть]]» (1999) — [[Маленькие гадёныши|маленький гадёныш]] и [[злодей-недотёпа]] Хосе таков в сериале, а вот в комиксе-первоисточнике [[полное чудовище|он куда более страшный персонаж]]. Кроме того, в сериале он фактически ещё и основной антагонист, так как, в отличие от главгада, который большей частью появляется на только на экране визифона, ему отведено больше экранного времени. | |||
* «[[Маша и Медведь]]» — [[внутримировой пример|внутримировые примеры]] в театральных постановках и играх Маши. В одном случае — игрушечный заяц с приклеенными усами, в другом — злодейка в исполнении Розочки (отсылка к Мефистофелю, Малефисенте и пр.) | * «[[Маша и Медведь]]» — [[внутримировой пример|внутримировые примеры]] в театральных постановках и играх Маши. В одном случае — игрушечный заяц с приклеенными усами, в другом — злодейка в исполнении Розочки (отсылка к Мефистофелю, Малефисенте и пр.) | ||
* Австралийский «Вокруг света за 80 дней» — мистер Фикс. Примечателен тем, что практически ни одна из его козней против Вилли Фогга не сработала. | * Австралийский «Вокруг света за 80 дней» — мистер Фикс. Примечателен тем, что практически ни одна из его козней против Вилли Фогга [[Злодей-недотепа|не сработала]]. | ||
* «Шоу Рокки и Бульвинкля» — Борис Баденов. А в рубрике про Дадли Дорита есть ещё и враг отважного Дадли — некто Снайдли Виплэш (ещё больше под троп подходит). | * «Шоу Рокки и Бульвинкля» — Борис Баденов. А в рубрике про Дадли Дорита есть ещё и враг отважного Дадли — некто Снайдли Виплэш (ещё больше под троп подходит). | ||
* «[[Гриффины]]» — у Питера есть [[кванк|злой двойник]], выглядящий точь-в-точь как оригинал, но одетый и действующий как злодей из дешёвого спектакля. | * «[[Гриффины]]» — у Питера есть [[кванк|злой двойник]], выглядящий точь-в-точь как оригинал, но одетый и действующий как злодей из дешёвого спектакля. | ||
Строка 73: | Строка 78: | ||
* MLP — ради шутки, когда дракончик Спайк хотел сделать что-то плохое, он надевал цилиндр, плащ и приклеивал усы. И безобразничал в образе опереточного злодея. | * MLP — ради шутки, когда дракончик Спайк хотел сделать что-то плохое, он надевал цилиндр, плащ и приклеивал усы. И безобразничал в образе опереточного злодея. | ||
** Ближе к концу второго сезона Пинки Пай разыскивала вандала, откусившего ее торт для кондитерского конкурса. Поспешная на выводы Пинки подозревала конкурентов по конкурсу, причем грифона Густафа Ле Гранта она представляла в образе стереотипного опереточного злодея (версия для Густафа даже представлена в стиле [[Немое кино|немого кино]]) | ** Ближе к концу второго сезона Пинки Пай разыскивала вандала, откусившего ее торт для кондитерского конкурса. Поспешная на выводы Пинки подозревала конкурентов по конкурсу, причем грифона Густафа Ле Гранта она представляла в образе стереотипного опереточного злодея (версия для Густафа даже представлена в стиле [[Немое кино|немого кино]]) | ||
* [[Финес и Ферб]] | * «[[Финес и Ферб]]» — доктор Фуфелшмерц, разумеется! Ну, не считая того, что одет он как аптекарь/дантист. | ||
* «[[Смешарики]]» — в серии «Добро, зло и девочки» Бараш после того, как никто не оценил его рвения к добрым делам, решил стать злодеем, вырядившись как сабж. | * «[[Смешарики]]» — в серии «Добро, зло и девочки» Бараш после того, как никто не оценил его рвения к добрым делам, решил стать злодеем, вырядившись как сабж. | ||
* «[[Братья Вентура]] | * «[[Братья Вентура]]» — несмотря на всепоглощающую ненависть к Расти, Монарх совершенно некомпетентен и преуспел лишь в грозных речах и злодейском смехе, которым даже учит начинающих злодеев. | ||
* «[[Бэтмен]]: Отважный и смелый» — злодействующий в амплуа иллюзиониста пришелец из 64-го столетия, обладающий технологиями, неотличимыми для жителей 21-го столетия от магии, поддерживает имидж классического фокусника с фраком, плащом, тараканьими усами и эспаньолкой. | |||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
Строка 90: | Строка 95: | ||
* «[[Pokemon (аниме)|Pokemon]]» — команда R, а точнее Мусаси, Кодзиро и Нясу (это Джесси, Джеймс и Мяут, если что), ибо остальные члены этой ОПГ очень даже профессиональны и опасны. | * «[[Pokemon (аниме)|Pokemon]]» — команда R, а точнее Мусаси, Кодзиро и Нясу (это Джесси, Джеймс и Мяут, если что), ибо остальные члены этой ОПГ очень даже профессиональны и опасны. | ||
* [[Giant Robo]] OVA — Альберто, по всем внешним признакам: усики, фрак, сигара, монокль, «[[Пиф-паф, ой-ой-ой|иностранный граф, зовусь Пиф-Паф]]». От злодея такой наружности ждёшь только фэйлов и получаешь [[Субверсия|эпичнейший разрыв шаблона]], когда Альберто проявляет себя [[Армия из одного человека|как]] [[Человек массового поражения|боец]] [[Отважный злодей|и как]] [[Великолепный мерзавец|личность]]. | * [[Giant Robo]] OVA — Альберто, по всем внешним признакам: усики, фрак, сигара, монокль, «[[Пиф-паф, ой-ой-ой|иностранный граф, зовусь Пиф-Паф]]». От злодея такой наружности ждёшь только фэйлов и получаешь [[Субверсия|эпичнейший разрыв шаблона]], когда Альберто проявляет себя [[Армия из одного человека|как]] [[Человек массового поражения|боец]] [[Отважный злодей|и как]] [[Великолепный мерзавец|личность]]. | ||
* «Кругосветное путешествие кота в | * «Кругосветное путешествие кота в сапогах» — профессор Гари-Гари. Субверсия: механик он гениальный и злодей весьма серьезный, вот только с подручными не повезло. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === |
Текущая версия на 09:41, 24 мая 2025
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Dastardly Whiplash. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Он носит шляпу/цилиндр, плащ/крылатку, усы, опционально — маску, злобно смеётся, ходит сгорбившись, желает захватить мир или, как минимум, уничтожить своего заклятого врага-героя, а в свободное от злодеяний время играет на органе. Впрочем, в злодеяниях, будучи хоть трижды провозглашён изощрённым гением, не преуспел, смешон, легко обводится вокруг пальца и побивается главным героем (особенно учитывая, что такой злодей зачастую охотно делится своим замыслом во всех подробностях), а сюжету нужен лишь потому, что без антагониста никуда. Кто же этот парень? Встречайте, опереточный злодей, набор всевозможных злодейских штампов и клише, возникших ещё до появления радио.
В некоторых случаях опереточного злодея выделяет стереотипная система поведения без соблюдения внешнего вида.
В произведении опереточный злодей всегда является соперником протагониста, желая казаться архизлодеем, чаще всего оказывается самоуверенным мерзавчиком. Разумеется, в любом произведении с опереточным злодеем добро побеждает зло, сюжет может быть предсказуемым, а герой страдать от унылой непобедимости.
Стандартная фраза такого злодея — «Завтра я вам ещё покажу!» Надтроп — злодей-недотёпа.
В некоторых случаях словосочетание «опереточный злодей» может использоваться как ругательство со стороны зрителя/читателя, если произведение позиционировалось как более серьёзное. Или зритель/читатель посчитал произведение более серьёзным, чем планировал создатель.
Примеры[править]
Театр[править]
- Собственно, оперетта как лёгкий жанр с практически обязательным happy-end'ом была богата на таких вот комичных злодеев и стала тропнеймером.
- «Призрак Оперы» — скорее, аверсия, так как сам Призрак скорее трагическая фигура и злодей по должности.
Литература[править]
- «Чиполлино» — Мистер Моркоу, иностранный детектив.
- Макс Фрай, «Лабиринты Ехо» — в повести «Наследство для Лонли-Локли» фигурирует персонаж по имени Маркуло, коего рассказчик с первого взгляда заклеймил «опереточным злодеем» из-за внешности. Что, впрочем, в данном случае вполне аргумент: Маркуло из народа, где внешность прямо и недвусмысленно отражает характер. Тропу соответствует, вполне себе недотёпистый злыдень.
- Хрена ж себе — недотёпистый! Свою семейку Маркуло успешно ухитряется контролировать, заставляя делать всё, что ему нужно. Одного брата довёл до того, что бедолага спился и по-идиотски погиб, отцу не позволил завещание в пользу родного сына, а всех остальных заставлял нападать на прибывших за наследством Лонли-Локли и Макса, сам при этом оставаясь чистеньким. И если бы не потрясающая деревенская простота Кутыков Хоттских — столичные детективы могли бы и не вернуться в Ехо.
- Метавселенная Рудазова — лорд Бельзедор, старательно опирающийся на все штампы, прилагающиеся к его профессии. Так надо.
- Один из его приспешников, лорд Бураадми — злой и хитрый раджа, столь же доподлинно воплощающий болливудские стереотипы о своей профессии. И даже во время сражения поёт и танцует!
Кино[править]
- Многие фильмы, в том числе претендующие на серьёзность, так изображают нацистов. Например, в фильме «Падение Берлина» (1949 год), при всей серьёзности происходящего, фрицы именно такие, начиная от офицеров и заканчивая Гитлером — толкающие высокопарные речи, хвастливые, при этом впадающие в истерику и /или панику, если что-то идёт не так. В общем, больше похожие на театральных злодеев, чем на реальных людей.
- «Большие гонки» — отсылка к тропу и опора на него: профессор Фэйт, злодей-неудачник в черном цилиндре, с усами и с тупым подручным. Его подручный, Макс, больше отыгрывает тупого, чем действительно туп: нельзя же показывать себя более умным, чем хозяин!
- Самое смешное, что Макса сыграл Питер Фальк (который позже играл косящего под дурачка детектива Коломбо).
- «Отель „Гранд-Будапешт“» — фашист Дмитрий представляет собой неожиданно зловещую (но всё равно смешную) современную реконструкцию тропа.
- «Похищенный дирижабль» Карела Земана — Чёрный Густав.
- «Тайна острова Бэк-Кап» того же режиссёра — граф Артигас (впрочем, он довольно компетентный злодей, но по внешности и манерам подходит полностью). Экранизация Жюля Верна, что поделаешь…
- Любят это дело в индийском кино. Так или иначе, но каким бы он не был, но что-то опереточное в нем есть. Будь то злодейский смех и пафос, явно излишний (почти комичный) апломб, желание попеть и потанцевать (жанр обязывает).
- Короткометражка «Секс-бомба» (2005) — у Уоррена Буза нет цилиндра, усиков и монокля, но по всем прочим признакам он именно таков. Уоррен всячески подчёркивает свою злодейскость, смеётся неприятным смехом и склонен к театральным эффектам. Он напал с оружием на заведомо более слабую Шарлотту, но был избит даже ею. Когда же девушка в силу случайного стечения обстоятельств оказалась-таки в его власти, он вместо того, чтобы сразу убить, привязал её к стулу, установил рядом бомбу с часовым механизмом у ушёл, не проконтролировав результат, как обычно и делают представители тропа. В качестве вишенки на торте Уоррен ещё и совершил мелкую пакость, пририсовав усы к шарлоттиному портрету и оставив «остроумную» издевательскую надпись. Для полноты картины не хватает только позорного поражения и обещания всем показать в следующий раз, но это потому что фильм очень короткий и в центре внимания не злодей, а героиня.
- «Мстители» (2012) — при всей своей трагичности и неоднозначности в первом «Торе» и великолепии и все той же неоднозначности в следующие появления, в первых «Мстителях» Локи именно сабж. Достаточно сказать, что за фильм он получает ото всех и каждого. Педаль в пол — нет, пожалуй, не момент с Халком даже, а ответка от Коулсона, которого Локи сам же перед этим смертельно ранил (!).
Телесериалы[править]
- «Лентяево» — Робби Злобный. Веселый и неунывающий козёл с прической а-ля Элвис, показушно отыгрывающий злодея. Любим публикой больше, чем все остальные герои вместе взятые.
- «Повелитель молний» — Лорд Страх.
- «Candle Cove» — Сдиратель Кожи.
- «Бэтмен» 1960-х — практически все противники Темного Рыцаря. Время и трактовка обязывают.
- «Королевство двух сердец» — главгад Джон Майер он же Ким Пон Гу, практически полный набор штампов (разве что он на рояле не играет, а увлекается фокусами), но при этом он умудряется быть опасным и страшным противником который едва не развязал вторую войну в Корее.
Мультфильмы[править]
Отечественная анимация[править]
- «По следам Бременских музыкантов» — Сыщик. В третьей части («Новые бременские») поднял уровень крутизны, но всё равно был побеждён героями с помощью ума.
- «Пиф-паф, ой-ой-ой» — «иностранный граф по имени Пиф-Паф». Потому что оперетта, а граф в ней — злодей.
- «Крокодил Гена» — Шапокляк. Опереточный злодей в юбке, способна разве что на мелкие пакости, в конце перевоспитывается. Она ведь в сущности хорошая старушка (только очень живая, моложавая и эксцентричная), ей одиноко…
- «Похитители красок» — Чёрная Краска похож на сабж, ибо корни у мультика растут из тех же оперетт. Всё же здесь скорее субверсия, ибо Бирюзка он всё-таки кокнул (вернее, тот погиб сам — совершил героическое самопожертвование, чтобы исправить последствия того, что натворил Чёрная Краска).
- «Незнайка и Баррабасс» — собственно, Баррабасс. При этом с обоснованием: действие происходит примерно в те годы, когда складывался этот стереотип, так что, несмотря на клюквенную наружность, Баррабасс — антагонист серьёзный (в смысле, неглупый и эффективный), хоть, разумеется, и не без придури.
Зарубежная анимация[править]
- Братья Вентура — Монарх, заклятый враг Расти Вентуры и по сути один из главных героев мультсериала, преуспевший лишь в грозных речах и злодейском смехе. Сюда же относится вышедший на покой доктор Z, пародирующий антагониста из «Джонни Квеста».
- «Фантазия» — крокодилы в эпизоде «Танец часов».
- «В гости к Робинсонам» — Человек-в-котелке одет как типичный опереточный злодей и обладает схожими повадками, что неудивительно: ведь мультфильм изобилует отсылками и пародиями на фантастику начала XX века.
- «Похождения императора» — Изма.
- В XX веке троп довольно скоро приелся американцам, и мультпародии посыпались как из рога изобилия:
- Несколько мультфильмов из франшизы Terrytoons пародируют старые американские кинофильмы и театральные спектакли, где опереточный злодей пытается погубить девушку (обычно ради наследства или ещё какой-то выгоды), а безупречный романтический молодой герой её спасает.
- Таким же пародированием занимается чуть ли не половина мультиков о Майти-Маусе от того же Пола Терри.
- В 1920-х годах и начале 1930-х, когда в США набирала силу оргпреступность, некоторые авторы по привычке изображали гангстерских боссов в виде сабжа — и Текс Эйвери в мультфильме The Hick Chick спародировал именно это (злодей там владеет сетью прачечных, совсем как реальный Аль Капоне и другие тогдашние криминальные бароны — откуда, собственно, и пошло выражение «отмывать деньги»).
- В американской детской литературе начала XX века опереточные злодеи так навязли в зубах у читателей и критиков, что Чак Джонс (выросший на подобном чтиве) в своём мультфильме The Dover Boys (пародии на серию книг Rover Boys) не оставил от тропа и камня на камне. В частности, гадкий опереточный злодей там получает таких люлей от похищенной им девушки (нет, на вид нисколько не бой-девки, а классического «хрупкого, женственного и благовоспитанного цветка»), что сам зовёт на помощь заглавных юных героев. А те тоже показаны полнейшими долбо…, и в финале их ждёт фейл.
- «Суперсемейка» (2004) — Синдром балансирует на грани опасного ничтожества. Неприятностей от него много, и серьёзных. И денежек у него немало — поэтому у него целая частная армия. И дресс-коду сабжа он не следует: не те времена на дворе. Но по манерам — и по комплексам, которыми и порождены такие манеры — Синдром представляет собой как раз сабж.
- «Мегамозг» — главгерой прекрасно осознавал, что он всего лишь играет злодея. Но после того, как он убил, как он подумал, Мачомена, он решил создать нового супергероя в лице Хэла Стюарта (который подвернулся случайно. Мегамозг хотел поискать более достойный вариант), который от ревности совершил поворот налево. Тогда он прямым текстом заявил Хэлу Стюарту, что именно Мегамозг встречался с Роксанной и тренировал Хэла, меняя облик. Едва Мегамозг успел насладиться возвращением прежней жизни, как неожиданно осознал, что Хэл собирается убить его по-настоящему.
- «Американская история 2: Фейвел едет на Запад» и, в меньшей степени, мультсериал по нему — кот Рауль во многом напоминает сабж.
Мультсериалы[править]
- «Кибер-шесть» (1999) — маленький гадёныш и злодей-недотёпа Хосе таков в сериале, а вот в комиксе-первоисточнике он куда более страшный персонаж. Кроме того, в сериале он фактически ещё и основной антагонист, так как, в отличие от главгада, который большей частью появляется на только на экране визифона, ему отведено больше экранного времени.
- «Маша и Медведь» — внутримировые примеры в театральных постановках и играх Маши. В одном случае — игрушечный заяц с приклеенными усами, в другом — злодейка в исполнении Розочки (отсылка к Мефистофелю, Малефисенте и пр.)
- Австралийский «Вокруг света за 80 дней» — мистер Фикс. Примечателен тем, что практически ни одна из его козней против Вилли Фогга не сработала.
- «Шоу Рокки и Бульвинкля» — Борис Баденов. А в рубрике про Дадли Дорита есть ещё и враг отважного Дадли — некто Снайдли Виплэш (ещё больше под троп подходит).
- «Гриффины» — у Питера есть злой двойник, выглядящий точь-в-точь как оригинал, но одетый и действующий как злодей из дешёвого спектакля.
- RWBY Chibi — именно в такого здесь превратился Роман Торчвик.
- Утиные истории (2017) — в перезапуске таким сделали Дона Карнажа из «Чудес на виражах». Нет, в оригинале он тоже не был лишён театральности, но чёрт возьми, она была в каких-то разумных пределах!
- Также Скрудж в серии про съемку ремейка «Черного плаща» утверждал, что злодей обязательно должен быть с усами. И постоянно эти усы подкручивать.
- «Семейство Сатурдей» — Зигзаг. C одной стороны главгад В. В. Аргост взаправду является опасным безумным ученым (да и ещё является монстром-йети). С другой стороны любит одеваться в стереотипного опереточного злодея (черная одежда с плащом, сгорбленная поза, маска) и испытывает слабость к поддержанию образа стереотипного монстра, жаждущего мирового господства (о чем он прямым текстом сказал в финальной серии).
- «Ким Пять-С-Плюсом» — похожий случай, однако Доктор Драккен больше подходит под описание стереотипного злодея.
- MLP — ради шутки, когда дракончик Спайк хотел сделать что-то плохое, он надевал цилиндр, плащ и приклеивал усы. И безобразничал в образе опереточного злодея.
- Ближе к концу второго сезона Пинки Пай разыскивала вандала, откусившего ее торт для кондитерского конкурса. Поспешная на выводы Пинки подозревала конкурентов по конкурсу, причем грифона Густафа Ле Гранта она представляла в образе стереотипного опереточного злодея (версия для Густафа даже представлена в стиле немого кино)
- «Финес и Ферб» — доктор Фуфелшмерц, разумеется! Ну, не считая того, что одет он как аптекарь/дантист.
- «Смешарики» — в серии «Добро, зло и девочки» Бараш после того, как никто не оценил его рвения к добрым делам, решил стать злодеем, вырядившись как сабж.
- «Братья Вентура» — несмотря на всепоглощающую ненависть к Расти, Монарх совершенно некомпетентен и преуспел лишь в грозных речах и злодейском смехе, которым даже учит начинающих злодеев.
- «Бэтмен: Отважный и смелый» — злодействующий в амплуа иллюзиониста пришелец из 64-го столетия, обладающий технологиями, неотличимыми для жителей 21-го столетия от магии, поддерживает имидж классического фокусника с фраком, плащом, тараканьими усами и эспаньолкой.
Комиксы[править]
- «Семейка Аддамс» — Гомес Аддамс же! Положительная версия опереточного злодея.
- Les Aventures de Tintin: игра с тропом. Роберто Растапопулос, главный гад всей саги, нешуточно опасен (чтобы подвиги Тинтина не казались «картонно-понарошечной постановкой для самых маленьких»), но при этом, в виде аллюзий, заимствует некоторые черты тропа: усы; лицемерие; типаж «Зловещий иностранец»; мелочность; не вполне нормальную психику; любовь к позам и театральным эффектам (в финальном томе комикса она-то его и погубила); некоторую комическую недотёпистость (то истерически хныкать примется, то, правда, под воздействием хитрого психотропно-растормаживающего препарата, станет пререкаться с видным промышленником-жуликом — пародией на Говарда Хьюза, — кто из них больший злодей…)
- В одном выпуске он ещё и выдаёт себя за маркиза, а на маскараде переряжается Мефистофелем.
- Он, по моде 1920-х, — да и более поздних, — годов, ещё и мраккультист.
- Он ещё и пародия на Аристотелиса Онассиса.
- Некоторые другие злодеи этой саги — тоже отсылают к тропу. Почти все они носят усы. В мультсериале-экранизации дополнительно подчёркнуто тем, что они, как один, любят («ХА… ХА… ХА!») зловеще гоготать, хотя многие из них даже незнакомы друг с другом.
Аниме и манга[править]
- «One Piece» — Спандам. В наличии плащ, маска, слабость и неуклюжесть в сочетании с космическим самомнением. Плюсом в копилку идёт то, что был избит сначала ребёнком, а затем девушкой.
- «Pokemon» — команда R, а точнее Мусаси, Кодзиро и Нясу (это Джесси, Джеймс и Мяут, если что), ибо остальные члены этой ОПГ очень даже профессиональны и опасны.
- Giant Robo OVA — Альберто, по всем внешним признакам: усики, фрак, сигара, монокль, «иностранный граф, зовусь Пиф-Паф». От злодея такой наружности ждёшь только фэйлов и получаешь эпичнейший разрыв шаблона, когда Альберто проявляет себя как боец и как личность.
- «Кругосветное путешествие кота в сапогах» — профессор Гари-Гари. Субверсия: механик он гениальный и злодей весьма серьезный, вот только с подручными не повезло.
Видеоигры[править]
- BlazBlue — Хадзама и Релиус Кловер внешне идеально подходят под образ, но вот по характеру, мягко говоря, не особо сильно.
- Moshi Monsters — доктор Стрэнджглав ради смеха сделан как карикатура на троп.
- Super Paper Mario — Граф Блек. Впрочем, лишь на первый взгляд.
- Sonic the Hedgehog — Эггман. Остальные, которые кажутся сабжем, всё-таки не подходят.
- Professor Layton — Два из четырёх злодеев: Дон Паоло и Жан Дескол, они же наиболее часто появляющиеся злодеи в серии. Надо отметить, впрочем, что Жан гораздо больше преуспел на злодейском поприще, да и оба оказались не так уж и просты.
- Fallout — на картинках в пип-бое персонаж-злодей часто изображается именно так.
Прочее[править]
- Гадальные карты, известные на постсоветском пространстве как «Цыганские гадальные» (См. европейский вариант https://www.youtube.com/watch?v=E1FEnvxDVn0). На карте «враг» изображен типичный опереточный злодей.