Дорого-богато

Материал из Posmotrelisu
Версия от 20:07, 2 октября 2024; Crocuta Crocuta (обсуждение | вклад) (Возвращение блудного файла и частичный доперенос с неолурка)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Conspicuous Consumption, Big Fancy House. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Дом похож на спальню проститутки. »
— Впечатления герцога Филиппа Эдинбургского после посещения дома герцога Йоркского[1]
« Снизу ряд изумрудов, чуть выше будут бриллианты, а края укрась рубинами. Сделай её большой. Пускай больше, чем у Валиде, будет. Очень высокая. Пусть она блестит вся, чтобы всех ослепила. »
Хюррем о короне своей мечты


Пример номер раз, почти Тюильри
Пример номер два, счастливый владелец в наличии. Мрамор и мозаика во все поля — но при этом совмещённый санузел, как в родной хрущёвке.[2]

Дом у озера, говорите? Уберите поскорее это занудство на отшибе! Готичный замок? Получше, но черноты больно много, непрактично и ресторанов в округе маловато. Королевский дворец? Вот, это уже совсем другое дело, сразу видно, что уважаемый человек живёт! Как бы устроить то же самое, только ещё попышнее, посолиднее, чтобы все вокруг позеленели от зависти?

Итак, встречайте — типичное жилище нувориша, закомплексованного, тщеславного человека, чрезмерно озабоченного своим «статусом в обществе». Человека, чьи материальные возможности заметно обогнали дизайнерские, проще говоря, жлоба. Дорого-богато, частный случай архитектурного и интерьерного гуро. Для пущей наглядности бескультурность нувориша будет почёркиваться акцентом из далёкой глубинки — и у условного русского это звучит как «дорохо-бохато».

Характерные стилевые особенности:

  • Традиционно был расположен в центре города, на самой фешенебельной и престижной улице™. Но в последнее время земля в центре крупных городов сильно взлетела в цене, свободных участков не найти, да и городские архитектурные советы могут из зависти препятствовать смелым дизайнерским решениям. Поэтому все чаще предмет статьи возводится на выезде из города, между автостоянкой, ТЭЦ, скотомогильником и точкой местных проституток.
  • Архитектор? Пусть обманывает других — прораб ведь и так всё прекрасно знает. На сэкономленные деньги пристраивается второй бассейн.
  • Качество строительных работ плачевное — проводка искрит, канализационные трубы забились еще во время постройки дома. Паркет, уложенный волнами, прячется под тигровыми шкурами. Рисунок на обоях не совпадает, но это наименьшая из проблем — их всё равно не видно за изобилием картин: рядом с подлинным Малевичем вешается Тициан с местной набережной (гарантия два года).
  • Модернизационный потенциал дома также околонулевой: из-за экономии на архитекторе ошибок прораба провести новые, более продвинутые, коммуникации невозможно.
  • Непродуманная планировка. Нормы инсоляции? Нет, не слышали. Дети ютятся втроем в десятиметровой комнатке (с витражом во всю стену), хотя владелец может обеспечить каждого из них двумя комнатами по 20 м². Лестничные пролеты представляют неиллюзорную опасность для мужчин выше среднего роста. Зато в бильярдной можно репетировать парад Победы!
  • Насилие внешнего вида над функциональностью — например, пресловутые золотые унитазы или наливные полы с пёстрыми картинками, от которых кружится голова.
  • Гостиная — «шоб как в Зимнем, типа»: побольше буйства красок, позолоченных розочек, подсвечников, хрустальной посуды, красного дерева, страз Сваровски, купидончиков и статуэток голых женщин. Над диваном самое ценное — ростовой портрет хозяина в петровском мундире (кисти Шилова).
  • Библиотека: отсутствует как факт. Если наличeствует, то исключительно декоративна: приметна изобилием резного тёмного дерева, витражными лампами, большим камином, полками до потолка с дорогими томами в кожаных переплётах с золотым тиснением (либо картонные болванки, либо — автор правки слышал о таком случае — настоящие книги, склеенные спинка к спинке, так что достать с полки можно только всю полку одновременно), и практически полным безлюдьем. Хозяевам такого дома библиотека нужна ради «престижного» факта её существования, а не ради её содержимого, которое для них — в буквальном смысле «закрытая книга».
  • Спальня — как в любимом порнофильме владельца.
  • Ценность на рынке недвижимости — околонулевая. Средней зарплаты по городу не хватит даже на серебряные часы из ванной, а богатые люди предпочитают строить свои аналогичные дома. Остается либо сдавать дом посуточно для цыганских свадеб, либо дождаться революции и толпы с вилами, норовящей устроить здесь какой-нибудь сиротский интернат.

Родственные тропы: «Нувориш», «Золотая фикса» и «Понтошлёп».

«Дорого-богато» — частый гость в произведениях критических реалистов, любивших и умевших покритиковать безнравственных и/или лишённых вкуса богатеев. Но может забрести и в нетленки МТА, не имеющего опыта проживания где-либо, кроме родного общежития, но живописующего жилище аристократа.

Родственный троп — Зловещая роскошь, когда владелец роскошного жилища не просто убог душой, а ещё и запродал эту самую душу тёмным силам (или, как минимум, капитально съехал с катушек).

Примеры

Литература

« Теперь всякий, кто о нас слова худого не слышал, войдя в этот дом, сразу поймёт, что он построен на сомнительные доходы. »
— М. Митчелл, «Унесённые ветром»
  • Дж. Голсуорси, «Сага о Форсайтах» — Сомс мечтает отстроить особняк в стиле «дорого-богато», архитектор Босини ему препятствует… и параллельно соблазняет его жену.
    • Впрочем, тут субверсия: поскольку архитектор планирует дом для любимой женщины, дом получается, хоть и сильно дороже, чем договаривались, но действительно стильным, удобным и очень красивым. Впоследствии, со вторым мужем, Ирэн долго и счастливо здесь живёт.
  • Теодор Драйзер:
    • «Финансист» — Фрэнк Каупервуд постоянно балансирует на грани, особенно при строительстве особняка в Чикаго и дворца в Нью-Йорке. Попадает ли под троп? Всё зависит от отношения читателя к его деятельности, считает ли он его бизнесменом или спекулянтом. А вот его вторая жена Эйлин никогда не была замечена ни в художественном вкусе, ни в материальной стеснённости. Она, правда, никогда и не руководила строительством, ограничиваясь безвкусицей в интерьере. «Пышное нагромождение портьер, занавесей, безделушек и картин в её комнате плохо сочеталось со всем остальным убранством дома».
    • «Американская трагедия» — Клайд Гриффитс с восторгом взирает на дома местечковых богатеев. Однако особняк неких Трамбалов, «странное невысокое здание, без определенного стиля» всё же вызывает у него недоумение.
  • Р. Сабатини, «Хроника капитана Блада», глава «Искупление мадам де Кулевэн». «Оливково-зелёные переборки украшала позолоченная резьба, изображавшая купидонов и дельфинов, цветы и плоды, а все пиллерсы имели форму хвостатых, как русалки, кариатид. У передней переборки великолепный буфет ломился от золотой и серебряной утвари. Между дверями кают левого борта висел холст с запечатлённой на нём Афродитой. Пол был устлан дорогим восточным ковром, восточная скатерть покрывала квадратный стол, над которым свисала с потолка массивная люстра чеканного серебра. В сетке на стене лежали книги — „Искусство любви“ Овидия, „Сатирикон“, сочинения Боккаччо и Поджо, свидетельствуя о пристрастии их владельца к классической литературе. Стулья и кушетка были обиты цветной кордовской кожей с тиснёным золотом узором, воздух каюты был удушлив от крепкого запаха амбры и других благовоний». («Эстремадура», каюта развращённого и глуповатого дона Хуана де ла Фуэнте)
  • М. Митчелл, «Унесённые ветром» (см. эпиграф).
«

Глядя на то, как быстро поднимаются стены, она с удовлетворением думала о том, что когда дом будет закончен, он станет самым большим и самым красивым в городе. Даже более внушительным, чем соседний особняк Джеймса, который только что купили для официальной резиденции губернатора Баллока.

Особняк губернатора мог гордиться своими кружевными перилами и карнизами, но все это в подметки не годилось затейливому орнаменту на доме Скарлетт. У губернатора была бальная зала, но она казалась не больше бильярдного стола по сравнению с огромным помещением, отведенным для этой цели у Скарлетт и занимавшим весь четвертый этаж. Вообще в ее доме было все, и даже в больших количествах, чем в любом особняке или любом другом городском доме, — больше куполов, и башен, и башенок, и балконов, и громоотводов, и окон с цветными стеклами.

Вокруг дома шла веранда, и с каждой стороны к ней вели четыре ступени. Двор был большой, зеленый, со старинными чугунными скамьями, расставленными тут и там, чугунной беседкой, названной модным словечком «бельведер» и, как заверили Скарлетт, построенной по готическому образцу, а также двумя большими чугунными статуями — одна изображала оленя, другая — бульдога величиной с шотландского пони. Для Уэйда и Эллы, несколько испуганных размерами, роскошью и модным в ту пору полумраком их нового дома, эти два чугунных зверя были единственной утехой.

Внутри дом был обставлен сообразно желаниям Скарлетт: толстые красные ковры покрывали пол от стены до стены, на дверях висели портьеры темно-красного бархата и повсюду стояла самая новомодная мебель из черного полированного ореха с затейливой резьбой, не оставлявшей и дюйма гладкой поверхности, обитая такой скользкой тканью из конского волоса, что дамам приходилось садиться крайне осторожно, дабы не соскользнуть на пол. Повсюду висели зеркала в золоченых рамах и стояли трюмо — такое множество только в заведении Красотки Уотлинг и можно увидеть, небрежно заметил как-то Ретт. Промежутки между ними заполняли офорты в тяжелых рамах — иные футов восемь длиной, — которые Скарлетт специально выписала из Нью-Йорка. Стены были оклеены дорогими темными обоями, и при высоких потолках и вишневых плюшевых портьерах на окнах, загораживавших солнечный свет, в комнатах всегда царил полумрак.

Так или иначе, дом производил ошеломляющее впечатление, и Скарлетт, ступая по мягким коврам, погружаясь в объятия пуховиков на кровати, вспоминала холодный пол и соломенные матрацы в Таре и чувствовала несказанное удовлетворение. Дом казался ей самым красивым и самым элегантно обставленным из всех, что она видела на своем веку, Ретт же сказал, что это какой-то кошмар. Однако если она счастлива — пусть радуется.

»
— Пример из палаты мер и весов, эталонный.
  • И. Шоу, «Богач, бедняк». Дом Теодора Бойлана — огромный старомодный особняк, пришедший в запустение из-за привычки хозяина жадничать на прислуге.
  • М. Дрюон, «Проклятые короли» — мягкая и скромная Клеменция Венгерская, потеряв мужа и сына, меняется характером и ударяется в массовую скупку золота, нарядов и безделушек.
  • Дж. Р. Р. Мартин, «Песнь Льда и Пламени» — весь город Кварт страдает этим заболеванием.
  • Фрэнсис Скотт Фицджеральд, «Великий Гэтсби» — вычурный дом Гэтсби, имитирующий нормандский замок, на контрасте со спокойной роскошью домов old money вроде Тома и Дейзи. Штрихи к образу: разбрасывание перед гостями дорогих английских рубашек и библиотека, забитая рядами книг с неразрезанными страницами, то бишь нечитанных.
  • Сэнди Митчелл, «За Императора!» — дворец губернатора Гравалакса выглядит в полном соответствии с тропом. Полковник Кастин сперва нервничает и, бодрясь, заявляет, что местечко смахивает на бордель, куда она хаживала в курсантские годы. Немного осмотревшись, женщина меняет мнение: бордель был бы обустроен с большим вкусом.
  • С.Лем «Сказки роботов» и «Кибериада». Убранство во дворцах робомонархов. Архиторий (из «Урановых ушей») жил в замке, высеченном из платиновой скалы. Также богатства Бискаляра (из «Сокровища короля Бискаляра») и проч. Обычно подражая сказкам.
  • Айн Рэнд, «Источник» — Говард Рорк тоже считает что так жить нельзя, отказывается от всех таких заказов и пытается переубедить клиентов. В один момент на грани банкротства почти соглашается, но когда богатый заказчик доходит до конюшни как у помещика-южанина посреди Нью-Йорка он решает что лучше пойти работать на каменоломню и попытать счастья с архитектурным бюро в следующий раз.
  • Частично (учитывая реалии СССР) описано в рассказе Искандера «Бармен Адгур»:
«

 «Есть у нас такие, которые мебель меняют каждые три года. Китайцы тоже кое в чём правы: зажирели! Однажды один мой сосед говорит:
— Зайди, Адгурчик, посмотри, какая у меня обстановка!
Захожу. В самой большой комнате справа книжные полки до потолка, слева книжные полки до потолка. Слева все книги красные, справа все книги зеленые.
— Это что, — говорю, — кремлевский кабинет Ленина?
— Нет, — говорит, — это зала. Сейчас мода.
— Слушай, — говорю, — зачем тебе столько книг, когда ты такой малограмотный, что повестку из военкомата не можешь отличить от повестки в суд?»

»
  • Вадим Шефнер, «Дворец на троих, или Признание холостяка»: «Зато в большой жилой комнате, которая имела не менее шестидесяти квадратных метров, окна были занавешены голубыми плюшевыми портьерами, в одном углу стоял рояль, накрытый натуральной тигровой шкурой, а в другом углу находился бильярд. Справа вдоль стены возвышался огромный белый буфет с медными поручнями — не хуже, чем на вокзале. Полки буфета ломились от бутылок с коньяком и шампанским. Здесь же имелся большой стол, накрытый парчовой скатертью, а возле него — диван из красного дерева, обитый синим сатином. Пол был вымощен синими и белыми метлахскими плитками, а кровать помещалась на мраморном возвышении. Кровать эта отлита была из чистого серебра, а панцирная сетка ее сплетена из золотой проволоки, и на этой сетке лежала перина гагачьего пуха и лиловое шелковое одеяло; простыни же почему-то не имелось. На стенах повсюду висели охотничьи трофеи — рога лосей и оленей, моржовые клыки, слоновые бивни и мамонтовые челюсти. Кухня представляла собой обширное помещение со стенами, отделанными хрусталем. В ней стояло много кухонных столов из карельской березы, и на каждом столе — позолоченный примус и инкрустированная перламутром керосинка. На полках блестели золотые кастрюли, сковородки и утюги».
  • Эдгар По, эссе «Философия обстановки». Автор достаточно ясно излагает причины данного явления и типичные ошибки. И не забывает рассказать, как надо делать.
  • Роберт Хайнлайн «Дом, который построил Тил» — жена главгероя желает новый домик в стиле «дорохо-бохато». Но заглавный персонаж уговаривает главгероя построить запредельно новаторский дом в форме развёртки гиперкуба. Ей богу, надо было идти на поводу у жены
« Сторожка была неплохая, двухэтажная, отделанная мрамором, с гаражом и баней. Даже сквозь стены было видно, какая внутри роскошная обстановка. Но сам невидимый вахтёр так и остался невидимым — только и слышали, как захлопнулась за ним дверца золотого «роллс-ройса», выигранного вахтером у императора Бокассы в очко. »
— Михаил Успенский «Чугунный всадник» — о вахтёре …БНОГО ЗАВЕДЕ…
  • Лев Кассиль «Кондуит и Швамбрания» — безумный дворец в финале разбирают на дрова. Также в более поздном издании — сюжетная арка с дверными звонками.

Кино

  • «Лицо со шрамом» (1983) — во все поля! Джакузи в спальне? Загон с тигром на заднем дворе? Картины и скульптуры к месту и не к месту? Все это есть в особняке Тони Монтаны. Потому что the world is yours, и никак иначе!
  • «Назад в будущее 2» — апартаменты Биффа в альтернативном 1985. Что не золотое — то пурпурное, что не пурпурное — то леопардовое, свободные места накрыты тигровыми шкурами, джакузи с киноэкраном в комплекте.
  • «Оскар» (1991) — особняк семьи Проволоне. Как отмечает сам Анжело Проволоне, «Всё жена выбирала, у неё глаз на такие вещи». Настоящий хороший вкус, как ни странно, находится только в личном кабинете самого гангстера: красивая, но относительно скромная, строгая, и очень деловая комната.
    • Во французском «Оскаре» 1967 года вилла не в золоте и бархате, но ударяется в другую крайность: настолько «передизайнерена», что непонятно, как люди-то там живут.
  • «Миллионы Брюстера» — на что ещё можно спустить 30 миллионов долларов? На дизайн квартиры. Получилось «по-дизайнерски» дорого-богато. Как сказал протагонист: «В этой комнате я мог бы умереть».
  • «Смерть ей к лицу» — особняк Эрнеста и Мадлен в Беверли-Хиллз, супер дорогом городе, со всех сторон окружённом Лос-Анжелесом. Только кабинет Эрнеста похож на относительно жилое помещение, хоть и живёт там запойный алкаш засыпающий регулярно в кресле перед телевизором. Всё остальное — наш троп в чистом виде.
  • «Жмурки» — дом Сергея Михайловича, выдающий не очень изящные вкусы хозяина. Вычурная роскошь, пошлая позолота на рабочем телефоне, невпопад развешенные картины и пресловутый малиновый пиджак на плечах хозяина.
  • «Семь главных желаний» — апартаменты главной героини, после того, как она пожелала быть богатой. По словам BadComedian, это «то, как бомжи представляют жизнь богачей».
  • В таком особняке просыпается герой комедии «Ослеплённый желаниями» (ремейк), пожелавший стать богатым и ставший латиноамериканским наркобароном.
  • «Чёрная кошка, белый кот» — здешние персонажи не видят ничего плохого в том, что по роскошному двору со скульптурами, фонтанами и живыми изгородями бродят свиньи и гуси.

Телевидение

  • «Джентльмен-шоу» — жилище Вована Сидоровича Щербатого.
  • Рассказ Михаила Задорнова «[UjKhLvauYKU|Мы с женой живём хорошо]]».
  • Дача «нового русского» из прозаического номера Бандурина и Вашукова. Помимо типично «дорого-богатых» приблуд оснащена всем, что родня главного героя натаскала с рабочих мест. Так, например, уличный туалет снабжен светофором, который родственник-гаишник упер с какого-то перекрестка, и теперь по горящему на нем цвету можно понять, занят ли туалет, свободен, или пора приготовиться врываться внутрь.

Телесериалы

  • Фарго — дом Ставроса Милоса. Витражи со святым Лаврентием, оперные арии из динамиков, портреты самого домовладельца в стиле «мазня»...
  • Лучше звоните Солу - дворэц Сола Гудмана из флэшфорварда (на события после Во все тяжкие, когда "криминальный адвокат" уже в бегах, а власти описывают его имущество). Золотой унитаз в комплекте.

Мультсериалы

  • «Мой шумный дом» — квартира Касагранде (кроме комнаты Ронни Энн, потому что ей не по душе такой интерьер).

Аниме и манга

  • One Piece — подразумевается, что именно в таких и живут тенрьюбито.

Видеоигры

  • Minecraft: популярные ранее коробки из алмазных/золотых/изумрудных блоков — концентрированный пример тропа. Не то что изысков — никакого дизайна нет вообще, однако крайне дорогой материал.
  • The Sims, особенно если использовать читы.
    • Летсплейщик Санчез подсветил троп в названии 12 серии своего летсплея по «Жизни в городе», где он презентовал выполненную в этом стиле новую квартиру своих внезапно разбогатевших не без помощи motherlode персонажей.
  • GTA Vice City: огромные безвкусные хоромы Рикардо Диаса, после безвременной кончины оного перешедшие Томми Верчетти — отсылка к вышеупомянутому «Лицу со шрамом». Впрочем, Диас явно от обезьяны не произошел, а так ею и остался, а Томми не стал заморачиваться ремонтом и дизайном — бизнес надо делать.
  • Dwarf Fortress — разнокалиберная знать, от барона до монарха, требует себе личные апартаменты и кабинеты именно в таком стиле: чем выше титул — тем дороже должно быть отделано помещение и больше должно быть шкафов, сундуков и стоек для оружия и брони. При этом художественная ценность отделки не учитывается, только цена, так что гравировать эпические полотна на стенах и ставить статуи вовсе не обязательно. Вот вполне валидный пример королевской спальни: земляные стены, глиняный пол, весь заставленный пыльными мешками вместо сундуков, зато в углу болтается артефактный шипастый шар стоимостью в полмиллиона — шик, блеск, красота!
  • Cyberpunk 2077 — в игре введено аж целых ДВА таких стиля (Стиля, Карл! Они называют ЭТО стилем!): представляющий из себя яркую кричащую безвкусицу китч (Kitsch) и представляющий всё то же самое в квадрате неокитч (Neokitsch). Случайно что ли Уильям Гибсон, увидев ещё только трейлер игры, заявил, что это не киберпанк, а мод на GTA?

Визуальные романы

Музыка

  • «Скрябін» — «Хлопці-олігархи», заглавные герои уже не знают, на что ещё потратить деньги. «Прикуплю собі острів посередині моря / Мені він на фіг треба, а люди хай говорять».
  • «If I Were A Rich Man» из «Скрипача на крыше» — построил бы дом в центре города, чтоб длинная лестница вверх, ещё более длинная вниз и ещё одна просто в никуда, чисто для шику; и чтобы разная птица во дворе галдела; и жена с двойным подбородком была — в общем, чтобы видели, что здесь живёт богач. С прикрученным фитильком — Тевье мечтает и о том, что если бы мог не работать без продыху, мог бы и учить Тору, и обсуждать святые книги с умными людьми часов по семь в день — и именно это для него было бы sweetest thing of all.
  • «WAP» от Cardi B – особняк из клипа можно охарактеризовать как «дорого–богато–пошло». Напоминает фантазии старой девы с недотрахом. Ознакомляться крайне не рекомендую. Песня, начинающаяся со слов «В этом доме есть шлюхи!» хорошей быть не может!
  • Клип на песню Бруно Марса «Uptown Funk» – педаль в пол: все атрибуты богатой жизни: девушки в шубах (летом, ага), слуги, дорогая одежда, лимузин (в Нью-Йорке, городе-миллионике, ага). Впрочем, в этом видео певец играет роль богатого певца фанка из 70-ых, а, учитывая, что большинство таковых были чернокожими выходцами из гетто, всё логично.
  • Клип «Jax Jones & Ina Wroldsen - Breathe» – богато, но безвкусно одетые танцоры (парень, буквально, тычет сумкой «Supreme» в камеру) в самых известных и, как кажется авторам, престижных местах Лондона. Очевидно, из-за высокой художественной ценности, песню быстро забыли, а оригинальный клип найти нереально, получилось только перезалив с испанскими субтитрами.
  • Абсолютно любой клип абсолютно любого рэпера новой школы. Прекрасный, незаезженный пример.

Реальная жизнь

Офис «Сима-лэнда». Подробнее[3]
Концепт-проект реконструкции НСК Олимпийский, Киев. Но тут даже до чиновников дошло, что без наркотиков такое не рисуют, и проект остался на бумаге.
  • Данное явление вневременное и интернациональное. Однако на просторах бывшего СССР самыми знаменитыми (просто потому, что стали доступными для обозрения широкой публики) примерами тропа стали резиденции президента Украины «Проффесора» Виктора Януковича в Межигорье и украинского же генпрокурора Виктора Пшонки (некогда тропнеймера). У последнего особняк был разграблен вскоре после Майдана. В Межигорье же работает Музей коррупции.
  • США — жильё Дональда Трампа: в таком стиле отстроена целая башня.
    • Также в США распространено явление т. н. мак-особняков (McMansion, отсылка к Макдональдсу, как к такому же ширпотребу, как и подобные хоромины) — частных домов «по индивидуальному проекту», построенных для имитации богатства. Они занимают максимальное количество земельного участка, архитектурно совершенно несостоятельны (вроде нагромождения разных типов крыш или пяти различных дизайнов окон на одном фасаде), зачастую построены из дешёвых материалов, и отличаются странной планировкой с кучей бесполезных комнат, вроде бильярдной, использующейся раз в пять лет. Убранство в этих домах тоже соответствующее.
  • Эпический пример — Мардан-пэлас Тельмана Исмаилова, практически сразу после постройки был заснят со всех ракурсов и продемонстрирован по ТВ. На начало двадцатых Мардан-пэлас был заброшен, разграблен и продан за долги Турции (долгов, естественно, не покрыл). До Исмаилова приблизительно тем же был славен Владимир Брынцалов, его жилище представляло собой почти шапку этой статьи. Портрет кисти Шилова в три человеческих роста среди двухэтажного зала квадратов в сто в тоннах позолоты. И это только прихожая. Тоже всё было обснято и продемонстрировано, вообще некоторым нуворишам была свойственна такая форма эксгибиционизма.
  • Меншиковский дворец — с прикрученным фитильком: построенный итальянскими мастерами, на итальянский манер (угу, в наших северных широтах), с комнатой, отделанной модными тогда итальянскими изразцами по потолок.
  • Тоётоми Хидэёси (XVI в.), по воспоминаниям современников, очень любил красный цвет и золото. Его резиденция соответствовала тропу. Для тех, кто в хокку танке: японская традиционная эстетика ваби-саби резко не одобряет вообще всё яркое и вычурное, особенно, если это делается с целью выпендрёжа.
    • Что интересно, в соседнем Китае вычурности в архитектуре уже значительно больше, а для Вьетнама тяжеловесная роскошь — вообще традиция.
    • Дело в том, что ваби-саби — стиль по происхождению чисто самурайский, а культура самураев была сильно вдохновлена популярным у них дзэн-буддизмом, который как раз и пропагандировал минимализм и строгую и даже суровую эстетику простоты. У крестьян и купцов были популярны другие течения, вроде Сингона и Чистой Воды, которые подобной строгостью вовсе не отличались.
  • Тиисаи-гатана — короткие клинки, дозволенные к ношению японским купцам, как правило, выглядели дорого-богато, компенсируя свои смешные размеры обилием украшений… и вызывая смех у самураев, носивших аскетично выглядящие мечи без украшений.
  • Вальдштейнский дворец в Праге — зигзаг. Да, был построен талантливыми людьми в величественном маньеристском стиле (хотя наличествуют и желание затмить Пражский Град, и потолочное изображение первого владельца, полководца-бизнесмена Альбрехта фон Валленштейна, в образе бога войны Марса) и до сих пор является памятником архитектуры. Но ни один другой пример статьи не собрал столько тонн народной ненависти: дворец был выстроен на месте 26 снесённых домов, в основном выкупленных Валленштейном за бесценок у мятежных протестантов.
  • Любой[4] интерьер из рубрики «Так жить нельзя» блога Ильи Варламова и паблика «Как в лучших домах Парижу» в ВК.
  • Особенно этот стиль облюбовали цыганские бароны. Неосведомлённость в искусстве из-за изолированности цыганского общества вносит свою лепту. Как пишут очевидцы из цыганских посёлков в Румынии, иногда дом большую часть года стоит чисто для виду, пока сама семья живёт в палатках во дворе, поскольку убирать четырёхэтажные хоромы рук не хватает.
    • Также их отличают вычурные могильные плиты, на которых усопший может быть изображён в полный рост в окружении машин, коней — да чего угодно, на самом деле.
  • Именно в таком стиле был проведён ремонт в новосибирском театре оперы и балета после того, как в 2015 г. его гендиректором стал Владимир Кехман, обанкротившийся торговец бананами. До этого он занимал пост гендиректора Михайловского театра, а потом стал художественным руководителем (!) обоих театров сразу (!!).
  • Рэперы же! И здесь тоже можно понять: многие западные рэп-исполнители родом из бедных семей и не получали должного образования, следовательно, в стиле и искусстве смыслят мало. Естественно, что получив в распоряжение большие и лёгкие деньги, они желают окружить себя роскошью в том смысле, в котором они её понимают. Неважно, что разряжен, как райская птица, дом как будто строили в «Sims», а бриллиантов на чехле телефона так много, что уже смотрится как подделка с рынка — главное, сколько это стоило! Но всех превзошёл рэпер, вжививший себе в лоб бриллиант стоимостью в несколько десятков миллионов долларов.
    • Сюда же и привычка некоторых дам из СНГ: единожды побывав в ЦУМе (или в бутике Chanel) и купив там подарочный бумажный пакет, потом носить этот пакет всюду как сумочку, чтобы все видели — его владелица отоваривается не где-нибудь на базаре! С точки зрения окружающих выглядит нелепо и ни разу не презентабельно, а для иностранцев вообще непонятно.
  • Особняк Владимира Брынцалова в Салтыковке (Московская область). Сей персонаж в 90-х поднялся на ниве фармацевтики, побыл депутатом и даже баллотировался на пост президента. На пике успеха купил особнячок в Салтыковке и реставрировал его сообразно со своими представлениями о роскоши: расписные потолки, сусальное золото, лепнина, парадные портреты Брынцалова и его семейства и прочие элементы «новорусского» декора. Сейчас особняк используется для съёмок фильмов про старину и олигархов.
  • «Замок» вёшкинского стрелка Владимира Барданова, полный автомобилей, крокодилов, скульптур, мраморных колонн, хозяйских портретов и боевого оружия: пистолет-пулемёт Судаева, ручной пулемёт Калашникова, АКМ, пистолет-пулемёт «Кедр», самозарядный карабин Симонова и тонны патронов. Всё это хозяин не преминул использовать против штурмовавших его дом росгвардейцев с предсказуемым результатом.
  • Хай-так — злой двойник стиля hi-tech. Вызывается опухолью дизайнерского мозга вследствие неуёмного просмотра космоопер. Отличительные черты: много-много-много белого цвета, пластиковые блестящие поверхности, гнутый металл и подстветка всего, включая унитаз. Опционально — фотообои с космосом или небоскрёбами. При этом характерно всё то же наплевательство на функционал помещения (ярко-белая спальня доведёт до мигрени, полностью белую кухню придётся после каждой готовки отмывать целой артели уборщиков) и удобство использования (причудливые изогнутые элементы разбивают помещение как попало). Не говоря уже о том, что любой элемент, не предусмотренный в интерьере изначально, будет выделяться как слон в прихожей, будь то оставленная на столе книга или будильник на тумбочкe у кровати.
    • Да и вполне себе здравый хай-тек, но втиснутый там, где его не предполагалось в принципе, магическим образом превращается в сабж. Как вам подсветка и интерьер в стиле эппл в питерской квартире в бывшем доходном доме, где лепнина и еще оригинальный паркет эклетично мешается с пластиком, хромом и подсветкой? Или то же самое, но не до конца скрывающее собой окна в сталинке?
  • Заведения на курортах Краснодарского края (прежде всего, в Анапе) в псевдоантичном стиле. Выглядят как те же шалманы-балаганы, к которым к месту и не к месту налепили колонн, кариатид и золотых львов.
  • Дом афганского маршала Абдул-Рашида Дустума. Что характерно, талибы захватили его в то время, как сам Дустум находился на фронте и проводил операцию по защите Мазари-Шарифа.
  • «Замок» Галкина и Пугачёвой.
  • Дом Трансформатора — с фитильком: дом построен дёшево, но подделан под дорогой. MacMansion.
  • Педаль в пол вталкивает Дворец куриного короля в Паттайе (Тайланд), изначально строился как подарок тайскому королю от крупнейшего в Таиланде производителя курятины (отсюда и название), но король увидел, решил, что не хочет жить в ТАКОМ прекрасном месте, теперь там ресторан для туристов.
  • Стиль «люксового» автомобильного тюнинга эпохи 80-х — максимально китчевый, как во внешнем виде, так и во внутренней отделке, даже если в «начинке» ничего не менялось. Примеры здесь.
  • В Индии, Пакистане и прочих странах по нижнему краю нашего континента — грузовики. Владелец может жить в картонной коробке из-под холодильника белого господина, но грузовик будет отделан по всем доступным поверхностям, и цена такого кича может быть раз в пять выше грузовика из магазина.

Примечания

  1. Собственного сына, между прочим
  2. Вообще-то изначально совмещённый санузел был не способом сэкономить место, а способом повысить комфорт, потому как такие делались в жилье особо большой площади в количестве НЕСКОЛЬКИХ штук, то есть это не «кто-то занял в душ — в туалет никому не зайти», а «если поутру в горячей ванной от бокала шампанского вдруг забурлил живот, в другое помещение выходить не нужно».
  3. Аналогичным образом Андрей Симановский, владелец «Сима-лэнда», проделал ремонт в здании одной екатеринбургской школы 1954 года постройки. Угадайте, понравился ли он Одувану или нет?
  4. Кроме инверсий — восьмиметровых однушек размером с чулан