Инженерный конструктор: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(разгружено примечание про Spore)
 
(Новая страница: «Начиная с девятнадцатого века существуют игрушки-конструкторы, позволяющие создавать произвольные модели из стандартизированных заданных блоков. Век двадцатый подарил нам компьютерные игры — симуляторы, шутеры, стратегии… Выч...»)
Строка 1: Строка 1:
Начиная с девятнадцатого века существуют игрушки-конструкторы, позволяющие создавать произвольные модели из стандартизированных заданных блоков. Век двадцатый подарил нам компьютерные игры — [[Симулятор|симуляторы]], [[Шутер|шутеры]], стратегии… Вычислительные мощности росли, игры обзаводились более совершенной физикой и большим количеством объектов. И в конце концов многие игроделы догадались скрестить два вида развлечения, добавив в шутер/гонку/симулятор/… возможность самостоятельно конструировать свои приспособления, а то и вовсе само альтер-эго игрока.
Начиная с девятнадцатого века существуют игрушки-конструкторы, позволяющие создавать произвольные модели из стандартизированных заданных блоков. Век двадцатый подарил нам компьютерные игры — [[Симулятор|симуляторы]], [[Шутер|шутеры]], стратегии… Вычислительные мощности росли, игры обзаводились более совершенной физикой и большим количеством объектов. И в конце концов многие игроделы догадались скрестить два вида развлечения, добавив в шутер/гонку/симулятор/… возможность самостоятельно конструировать свои приспособления, а то и вовсе само альтер-эго игрока.


При правильном скрещивании обе компоненты усиливаются друг от друга. Конструктор получает больше возможностей (к примеру, для материальной игрушки двигатель — редкая роскошь, а для виртуальной — почти обязательный элемент) и большие амбиции: теперь нужно создавать не просто красивую модель, но полноценный, выполняющий свою функцию механизм, а иногда — и программировать его. Второй компонент приобретает большее разнообразие и вариативность, возможность не просто выбрать оружие/машину/персонажа из списка, но подогнать его по себе. Более того, примесь конструктора позволяет игрокам самим развлекать себя и широко видоизменять поставленные задачи, уменьшая необходимость в участии разработчика.
При правильном скрещивании обе компоненты усиливаются друг от друга. Конструктор получает больше возможностей (к примеру, для материальной игрушки двигатель — редкая роскошь, а для виртуальной — почти обязательный элемент) и большие амбиции: теперь нужно создавать не просто красивую модель, но полноценный, выполняющий свою функцию механизм, а иногда — и программировать его. Второй компонент приобретает большее разнообразие и вариативность, возможность не просто выбрать оружие/машину/персонажа из списка, но подогнать его по себе. Более того, примесь конструктора позволяет игрокам самим развлекать себя и широко видоизменять поставленные задачи, уменьшая необходимость в участии разработчика.


Впрочем, смешивание жанров имеет и минусы. Так, расчёт взаимодействия сотен элементов требует больших вычислительных мощностей, а по-настоящему поразвлечься с конструированием смогут только достаточно упорные и сообразительные игроки. Более того: изобретательность и широкие возможности игрока делают игру сложной в балансировке и управлении со стороны создателей. Чуть-чуть не рассчитаешь — и игроки изобретут всепобеждающую [[Имба|имбу]], или научаться проходить все задания одной машинкой, или не прикасаясь к управлению. Возможно, именно из-за этих сложностей множество таких проектов находятся на стадии альфа- и бета- тестирования, но весьма мало превратились в завершённый продукт.
Впрочем, смешивание жанров имеет и минусы. Так, расчёт взаимодействия сотен элементов требует больших вычислительных мощностей, а по-настоящему поразвлечься с конструированием смогут только достаточно упорные и сообразительные игроки. Более того: изобретательность и широкие возможности игрока делают игру сложной в балансировке и управлении со стороны создателей. Чуть-чуть не рассчитаешь — и игроки изобретут всепобеждающую [[Имба|имбу]], или научаться проходить все задания одной машинкой, или не прикасаясь к управлению. Возможно, именно из-за этих сложностей множество таких проектов находятся на стадии альфа- и бета- тестирования, но весьма мало превратились в завершённый продукт.


Аналогичны, хотя не совсем подпадают именно под этот троп, фиты aka экипировки персонажей и [[коллекционные карточные игры]], от [[MtG]] до [[Hearthstone]], где хорошая колода собирается с учётом взаимодействия отдельных карт.
Аналогичны, хотя не совсем подпадают именно под этот троп, фиты aka экипировки персонажей и [[коллекционные карточные игры]], от [[MtG]] до [[Hearthstone]], где хорошая колода собирается с учётом взаимодействия отдельных карт.


Родственный троп [[Внутриигровой конструктор]], когда конструктором пользоваться можно при желании.
Родственный троп [[Внутриигровой конструктор]], когда конструктором пользоваться можно при желании.
=== Общие признаки жанра ===
=== Общие признаки жанра ===
* Основные элементы (роботы, машины, корабли) состоят из ограниченного числа блоков, которые игрок может совмещать между собой. Количество блоков относительно невелико, они выполняют простые функции. К примеру, двигатель, крутящий колесо — блок, а вот кузница — нет, даже если она реализована в виде блока.
* Основные элементы (роботы, машины, корабли) состоят из ограниченного числа блоков, которые игрок может совмещать между собой. Количество блоков относительно невелико, они выполняют простые функции. К примеру, двигатель, крутящий колесо — блок, а вот кузница — нет, даже если она реализована в виде блока.
** Как следствие, отсутствие общего [[Очки жизни|хитбара]] и сложная модель повреждений — урон только выбивает отдельные блоки из конструкции, что может как вывести её из стоя с одного попадания, так и никак не отразиться на функциональности.
** Как следствие, отсутствие общего [[Очки жизни|хитбара]] и сложная модель повреждений — урон только выбивает отдельные блоки из конструкции, что может как вывести её из стоя с одного попадания, так и никак не отразиться на функциональности.
* Упор на физику или псевдофизику, на взаимодействие блоков друг с другом, а не неких монолитных сущностный между собой. Если в обычной гонке машина игрока взаимодействует с дорогой и с другими машинами, то в гонке-конструкторе взаимодействуют за редким исключением одни блоки с другими по общим законам — вне зависимости от того, являются ли они частью одной машины, разных машин или окружения. В абсолютном варианте всё в игре существует исключительно в виде конструкций из блоков, а окружение — разрушаемо.
* Упор на физику или псевдофизику, на взаимодействие блоков друг с другом, а не неких монолитных сущностный между собой. Если в обычной гонке машина игрока взаимодействует с дорогой и с другими машинами, то в гонке-конструкторе взаимодействуют за редким исключением одни блоки с другими по общим законам — вне зависимости от того, являются ли они частью одной машины, разных машин или окружения. В абсолютном варианте всё в игре существует исключительно в виде конструкций из блоков, а окружение — разрушаемо.
* Практические задачи, позаимствованные из жанра-прародителя. Обычно игра намекает игрокам, что именно они должны делать, и предоставляет интересные цели для достижения. В зависимости от изначального жанра, задачи могут быть самыми разными: от постройки космической станции до многопользовательских командных боёв.
* Практические задачи, позаимствованные из жанра-прародителя. Обычно игра намекает игрокам, что именно они должны делать, и предоставляет интересные цели для достижения. В зависимости от изначального жанра, задачи могут быть самыми разными: от постройки космической станции до многопользовательских командных боёв.
* Стартовая модель/магазин моделей. Не всякий игрок построит что-нибудь приличное с первого раза, поэтому разработчик предлагает начинающему модель по умолчанию для дальнейшего апгрейда.
* Стартовая модель/магазин моделей. Не всякий игрок построит что-нибудь приличное с первого раза, поэтому разработчик предлагает начинающему модель по умолчанию для дальнейшего апгрейда.
* Цепочки производства. Для постройки танка нужен прокатный стан, для чего нужна сталь, для чего нужно железо, уголь и доменная печь, для чего нужна кирка,
* Цепочки производства. Для постройки танка нужен прокатный стан, для чего нужна сталь, для чего нужно железо, уголь и доменная печь, для чего нужна кирка, ...


=== Примеры ===
=== Примеры ===
* Дедушка жанра — «[[SimCity]]» ™. Создатели из компании «Maxis» позиционировали его как игру-конструктор. Одна из мод так и называется — «конструктор». Никаких ограничений по бюджету, никаких сверхзадач — твори, что вздумается.
* Дедушка жанра — «[[SimCity]]» ™. Создатели из компании «Maxis» позиционировали его как игру-конструктор. Одна из мод так и называется — «конструктор». Никаких ограничений по бюджету, никаких сверхзадач — твори, что вздумается.
* Бабушка жанра — «[[SimEarth]]» ™ от той же «Maxis». Там вообще никаких сверхзадач не было в принципе. Бери любую планету и модифицируй на свой вкус. Хочется поселить на континенте бульносов (гибрид бульдога с носорогом, если кто не в курсе) — так кто же вам мешает? «Программа — игрушка» (software toy), а не «компьютерная игра» (computer game). Также отличается довольно реалистичным, по крайней мере внешне, моделированием геологических процессов, каковое автор правки не встречал больше нигде.
* Бабушка жанра — «[[SimEarth]]» ™ от той же «Maxis». Там вообще никаких сверхзадач не было в принципе. Бери любую планету и модифицируй на свой вкус. Хочется поселить на континенте бульносов (гибрид бульдога с носорогом, если кто не в курсе) так кто же вам мешает? «Компьютерная игрушка» (software toy), а не «компьютерная игра» (computer game). Также отличается довольно реалистичным, по крайней мере внешне, моделированием геологических процессов, каковое автор правки не встречал больше нигде.
* Прадедушка жанра — «Танчики» на старой доброй Dendy. Можно было конструировать любые уровни, используя предлагаемые стройматериалы. В том числе заковать штаб в непробиваемую броню.
* Прадедушка жанра - "Танчики" на старой доброй Dendy. Можно было конструировать любые уровни, используя предлагаемые стройматериалы. В том числе заковать штаб в непробиваемую броню.
** Это скорее [[редактор уровней]].
* [[Spore]] в этой песочнице есть конструкторы всего: существ, техники, архитектуры, планет, <s>неба, Аллаха</s><ref>Конструкторы только не инженерные, а декоративные. В случае с космическими кораблями — чисто декоративные. Да и машина спокойно может ездить, обладая единственным колесом, приделанным к крыше.</ref>. А ещё в игре реализован очень простой и доступный обмен созданным: достаточно взять соответствующую картинку, в которой всё закодировано, из папки с творениями и скинуть адресату.
* [[Spore]] — в этой песочнице есть конструкторы всего: существ, техники, архитектуры, планет, <s>неба, Аллаха</s>. [[С прикрученным фитильком]], поскольку чем дальше этап игры, тем конструкторы становятся более декоративными: характеристики машин на этапе цивилизации определяются соотношением различных компонентов, но не их размещением, так что машина может спокойно ездить с единственным колесом, приделанным к крыше. Конструктор космических кораблей уже чисто декоративный. А вот конструктор простейших вполне подпадает под троп. Ещё в игре реализован очень простой и доступный обмен созданным: достаточно взять соответствующую картинку, в которой всё закодировано, из папки с творениями и скинуть адресату.
* [[Minecraft]] предтеча жанра. Изначально просто конструктор из кубиков постепенно дорос до настоящих механизмов в виде мобоферм, автоматизированных ферм и ловушек, лифтов и шлюзов. Что характерно, многое из вышеперечисленного изобреталось игроками самостоятельно. Существует также большое количество модов, расширяющих функционал и позволяющих конструировать все — начиная от компьютерных сетей и заканчивая ядерными реакторами.
* [[Minecraft]] — предтеча жанра. Изначально просто конструктор из кубиков постепенно дорос до настоящих механизмов в виде мобоферм, автоматизированных ферм и ловушек, лифтов и шлюзов. Что характерно, многое из вышеперечисленного изобреталось игроками самостоятельно. Существует также большое количество модов, расширяющих функционал и позволяющих конструировать все — начиная от компьютерных сетей и заканчивая ядерными реакторами.
** Впрочем, отдельно стоит выделить механику так называемого красного камня - ресурса, с помощью которого можно сконструировать логические цепи и даже примитивные компьютеры.
** Впрочем, отдельно стоит выделить механику так называемого красного камня — ресурса, с помощью которого можно сконструировать логические цепи и даже примитивные компьютеры.
* [[Factorio]] - постройка автоматизированной фабрики для ведения исследований, запуска ракеты (или ракет) в космос и защиты от местной фауны.
* [[Factorio]] — постройка автоматизированной фабрики для ведения исследований, запуска ракеты (или ракет) в космос и защиты от местной фауны.
** Что-то похожее есть и в серии игр [[Anno]], только отбиваемся не от местной фауны, а от конкурентов, а в не менее автоматизированном производстве и добыча ресурсов идет добыча и связь не километрами конвееров, столбов ЛЭП, дронов и рельс для машин, а транспортными путями на кораблях из одной базы в другую.
** Что-то похожее есть и в серии игр [[Anno]], только отбиваемся не от местной фауны, а от конкурентов, а в не менее автоматизированном производстве и добыча ресурсов идет добыча и связь не километрами конвееров, столбов ЛЭП, дронов и рельс для машин, а транспортными путями на кораблях из одной базы в другую.
** [[Satisfactory]] — те же яйца, что и Factorio, только в профиль… вернее, в 3D. Конструкции здесь можно городить ввысь до бесконечности. Ещё отличия: съедающая предпоследние ресурсы компьютера графика, карта одна-единственная и составленная вручную — безо всяких рандомов, вид в основном от первого лица. И с тварями разговор короче: после зачистки территории и её застройки звери на это место больше не приходят.
* [[Kerbal Space Program]] симулятор космической программы. Другой предтеча жанра, на этот раз куда почти полностью ему соответствующий. Впрочем, блоки тут по-прежнему сложны и многофункциональны, а возможности их взаимодействия ограничены.
** [[Dyson Sphere Program]] — попытка в Factorio от китайских разработчиков в космическом масштабе, буквально — с ростом технологического уровня игроку приходится организовывать логистические цепочки между несколькими планетарными системами.
* [[Children of a Dead Earth]] конструктор реалистичных боевых кораблей с дельтой и прочей кербонавтикой.
* [[Kerbal Space Program]] — симулятор космической программы. Другой предтеча жанра, на этот раз куда почти полностью ему соответствующий. Впрочем, блоки тут по-прежнему сложны и многофункциональны, а возможности их взаимодействия ограничены.
* [[Space engineers]] тоже космический конструктор, на этот раз — станций в глубоком космосе. Меньше физики и расчётов дельты, больше гигантских космических станций, детализированных космических кораблей.
* [[Children of a Dead Earth]] — конструктор реалистичных боевых кораблей с дельтой и прочей кербонавтикой.
* [[Space Engineers]] — тоже космический конструктор, на этот раз — станций в глубоком космосе. Меньше физики и расчётов дельты, больше гигантских космических станций, детализированных космических кораблей.
** Ее забуксовавший собрат [[Medieval Engineers]] аналогично.
** Ее забуксовавший собрат [[Medieval Engineers]] аналогично.
* [[Robocraft]] — групповые бои на самостоятельно сконструированных роботах.
* [[Robocraft]] групповые бои на самостоятельно сконструированных роботах.
* [[Сrossout]] — аналогичное развлечение, в основном с машинами. Меньше возможностей, зато больше графики и пиара.
* [[Сrossout]] аналогичное развлечение, в основном с машинами. Меньше возможностей, зато больше графики и пиара.
* [[Besiege]] — конструктор-головоломка, в котором необходимо создавать различные средневековые механизмы (преимущественно, осадные). Игровыми журналистами описывается как «Майнкрафт для психопатов».
* [[Besiege]] конструктор-головоломка, в котором необходимо создавать различные средневековые механизмы (преимущественно, осадные). Игровыми журналистами описывается как «Майнкрафт для психопатов».
* [[Stronghold]] — строительство и осада замков
* [[Stronghold]] строительство и осада замков
* [[Gear Up]] — ещё одна игра про групповые бои.
* [[Gear Up]] ещё одна игра про групповые бои.
* [[SimplePlanes]] — конструктор-авиасимулятор.
* [[SimplePlanes]] конструктор-авиасимулятор.
* [[From the Depths]] — конструктор боевых машин. Начиналась с, как видно из названия, морских кораблей. Сейчас возможности куда шире: можно проектировать также наземную, подводную и летающую технику.
* [[From the Depths]] конструктор боевых машин. Начиналась с, как видно из названия, морских кораблей. Сейчас возможности куда шире.
* [[Stormworks: Build and Rescue]] — другой конструктор судов.
* [[Stormworks: Build and Rescue]] другой конструктор судов.
* [[Scrap Mechanic]] — игра-песочница.
* [[Scrap Mechanic]] игра-песочница.
* [[TerraTech]] — инди-игра про наёмника корпорации на фронтире других планет. Собираем блоки и ресурсы, создаём машину, разбираем вражеские машины, улучшаем свою доставшимися деталями, лишнее — продаём корпорации.
* [[TerraTech]] инди-игра про наёмника корпорации на фронтире других планет. Собираем блоки и ресурсы, создаём машину, разбираем вражеские машины, улучшаем свою доставшимися деталями, лишнее — продаём корпорации.
* [[Cosmoteer]] — конструктор, посвящённый уничтожению чужих космических кораблей в соответствии с контрактами.
* [[Cosmoteer]] конструктор, посвящённый уничтожению чужих космических кораблей в соответствии с контрактами.
* [[Forts]] — [[PvP|pvp]] конструктор, симулятор строительства форта и уничтожения вражеских фортов. Количество блоков и всякие сложные конструкции сведены к минимуму, но физика, модель повреждений и возможность строить разные форты остаётся. Впрочем, игроки и с этим узким функционалом ухитряются чудить: к примеру, заставляют мощную пушку с небольшим углом выстрела стрелять почти вертикально вверх, подвесив её вертикально на верёвках.
* [[Forts]] [[PvP|pvp]] конструктор, симулятор строительства форта и уничтожения вражеских фортов. Количество блоков и всякие сложные конструкции сведены к минимуму, но физика, модель повреждений и возможность строить разные форты остаётся. Впрочем, игроки и с этим узким функционалом ухитряются чудить: к примеру, заставляют мощную пушку с небольшим углом выстрела стрелять почти вертикально вверх, подвесив её вертикально на верёвках.
* [[Airships]] — конструктор всякой техники, скрещенный с 4Х-стратегией. Минималистичная графика, зато можно не просто открыть технологии и построить войска, но самолично собрать войска на основе технологий. И компьютерные оппоненты очень отличаются — любителя бомбардировщиков не спутать с любителем истребителей.
* [[Airships]] конструктор всякой техники, скрещенный с 4Х-стратегией. Минималистичная графика, зато можно не просто открыть технологии и построить войска, но самолично собрать войска на основе технологий. И компьютерные оппоненты очень отличаются — любителя бомбардировщиков не спутать с любителем истребителей.
* [[Jelly in the Sky]] — на стыке жанров. Аркада и физическая головоломка, весь мир которой сделан из десятков тысяч блоков разных типов. Детализация настолько подробная, что напоминает уже не конструктор, а игрушку из песка. Но в отличие от прочих конструкторов, отсутствует возможность моделировать свою машину и строить механизмы. Можно считать, что игра — первый эксперимент вида «построение мира как у конструктора при другой механике игры».
* [[Jelly in the Sky]] на стыке жанров. Аркада и физическая головоломка, весь мир которой сделан из десятков тысяч блоков разных типов. Детализация настолько подробная, что напоминает уже не конструктор, а игрушку из песка. Но в отличие от прочих конструкторов, отсутствует возможность моделировать свою машину и строить механизмы. Можно считать, что игра — первый эксперимент вида «построение мира как у конструктора при другой механике игры».
* [[Poly bridge]] и [[Bridge Constructor]] — конструкторы мостов. И там и там механика очень похожа: сначала по правилам классического сабжа из блоков строится мост, потом пущенные машины проверяют его на прочность.
* [[Poly bridge]] и [[Bridge Constructor]] конструкторы мостов. И там и там механика очень похожа: сначала по правилам классического сабжа из блоков строится мост, потом пущенные машины проверяют его на прочность.
* [[Nimbatus]] — конструктор дронов для космоса.
* [[Nimbatus]] конструктор дронов для космоса.
* [[Garry's Mod]] — в этой игре можно сконструировать множество сложных механизмов, которые работают на основе физики движка Source. Можно в этой игре построить катапульты, автоматические двери, ракеты, летательные аппараты, машины, гигантских роботов и т. д. Немалая доля модификаций и вовсе расширяет функционал этой игры вплоть до создания полноценных компьютеров, программируемые на языке Lua.
* Настольная игра Robogear (в девичестве — Robotech) от ООО «Технолог» — все боевые машины игроки собирают вручную, при этом высчитывая массу и энергопотребление устанавливаемых на них орудий. Если максимальная разрешенная масса орудий или их общее энергопотребление превышает возможности выбранного шасси, то машина в боях участвовать не может.
* Некоторые игры от Zachtronics:
** Infinifactory — станкостроительный симулятор, где из простых деталей надо собрать механизм, превращающий входные заготовки в выходную.
** SpaceChem — проектирование механизмов, собирающих «молекулы» из кусочков.
** Opus Magnum — тоже «молекулы», но вместо привычных для жанра конвейеров — вращательные механизмы и шестиугольная сетка.
** SHENZHEN I/O — пополам с симулятором программирования. Сборка различных устройств из микроконтроллеров, программируемых на псевдоассемблере, и прочих электронных компонентов.
 
{{Nav/Инженерный конструктор}}
{{Nav/Инженерный конструктор}}
{{Nav/Games}}
{{Nav/Games}}

Версия 19:59, 25 марта 2022

Начиная с девятнадцатого века существуют игрушки-конструкторы, позволяющие создавать произвольные модели из стандартизированных заданных блоков. Век двадцатый подарил нам компьютерные игры — симуляторы, шутеры, стратегии… Вычислительные мощности росли, игры обзаводились более совершенной физикой и большим количеством объектов. И в конце концов многие игроделы догадались скрестить два вида развлечения, добавив в шутер/гонку/симулятор/… возможность самостоятельно конструировать свои приспособления, а то и вовсе само альтер-эго игрока.

При правильном скрещивании обе компоненты усиливаются друг от друга. Конструктор получает больше возможностей (к примеру, для материальной игрушки двигатель — редкая роскошь, а для виртуальной — почти обязательный элемент) и большие амбиции: теперь нужно создавать не просто красивую модель, но полноценный, выполняющий свою функцию механизм, а иногда — и программировать его. Второй компонент приобретает большее разнообразие и вариативность, возможность не просто выбрать оружие/машину/персонажа из списка, но подогнать его по себе. Более того, примесь конструктора позволяет игрокам самим развлекать себя и широко видоизменять поставленные задачи, уменьшая необходимость в участии разработчика.

Впрочем, смешивание жанров имеет и минусы. Так, расчёт взаимодействия сотен элементов требует больших вычислительных мощностей, а по-настоящему поразвлечься с конструированием смогут только достаточно упорные и сообразительные игроки. Более того: изобретательность и широкие возможности игрока делают игру сложной в балансировке и управлении со стороны создателей. Чуть-чуть не рассчитаешь — и игроки изобретут всепобеждающую имбу, или научаться проходить все задания одной машинкой, или не прикасаясь к управлению. Возможно, именно из-за этих сложностей множество таких проектов находятся на стадии альфа- и бета- тестирования, но весьма мало превратились в завершённый продукт.

Аналогичны, хотя не совсем подпадают именно под этот троп, фиты aka экипировки персонажей и коллекционные карточные игры, от MtG до Hearthstone, где хорошая колода собирается с учётом взаимодействия отдельных карт.

Родственный троп Внутриигровой конструктор, когда конструктором пользоваться можно при желании.

Общие признаки жанра

  • Основные элементы (роботы, машины, корабли) состоят из ограниченного числа блоков, которые игрок может совмещать между собой. Количество блоков относительно невелико, они выполняют простые функции. К примеру, двигатель, крутящий колесо — блок, а вот кузница — нет, даже если она реализована в виде блока.
    • Как следствие, отсутствие общего хитбара и сложная модель повреждений — урон только выбивает отдельные блоки из конструкции, что может как вывести её из стоя с одного попадания, так и никак не отразиться на функциональности.
  • Упор на физику или псевдофизику, на взаимодействие блоков друг с другом, а не неких монолитных сущностный между собой. Если в обычной гонке машина игрока взаимодействует с дорогой и с другими машинами, то в гонке-конструкторе взаимодействуют за редким исключением одни блоки с другими по общим законам — вне зависимости от того, являются ли они частью одной машины, разных машин или окружения. В абсолютном варианте всё в игре существует исключительно в виде конструкций из блоков, а окружение — разрушаемо.
  • Практические задачи, позаимствованные из жанра-прародителя. Обычно игра намекает игрокам, что именно они должны делать, и предоставляет интересные цели для достижения. В зависимости от изначального жанра, задачи могут быть самыми разными: от постройки космической станции до многопользовательских командных боёв.
  • Стартовая модель/магазин моделей. Не всякий игрок построит что-нибудь приличное с первого раза, поэтому разработчик предлагает начинающему модель по умолчанию для дальнейшего апгрейда.
  • Цепочки производства. Для постройки танка нужен прокатный стан, для чего нужна сталь, для чего нужно железо, уголь и доменная печь, для чего нужна кирка, ...

Примеры

  • Дедушка жанра — «SimCity» ™. Создатели из компании «Maxis» позиционировали его как игру-конструктор. Одна из мод так и называется — «конструктор». Никаких ограничений по бюджету, никаких сверхзадач — твори, что вздумается.
  • Бабушка жанра — «SimEarth» ™ от той же «Maxis». Там вообще никаких сверхзадач не было в принципе. Бери любую планету и модифицируй на свой вкус. Хочется поселить на континенте бульносов (гибрид бульдога с носорогом, если кто не в курсе) — так кто же вам мешает? «Компьютерная игрушка» (software toy), а не «компьютерная игра» (computer game). Также отличается довольно реалистичным, по крайней мере внешне, моделированием геологических процессов, каковое автор правки не встречал больше нигде.
  • Прадедушка жанра - "Танчики" на старой доброй Dendy. Можно было конструировать любые уровни, используя предлагаемые стройматериалы. В том числе заковать штаб в непробиваемую броню.
  • Spore — в этой песочнице есть конструкторы всего: существ, техники, архитектуры, планет, неба, Аллаха[1]. А ещё в игре реализован очень простой и доступный обмен созданным: достаточно взять соответствующую картинку, в которой всё закодировано, из папки с творениями и скинуть адресату.
  • Minecraft — предтеча жанра. Изначально просто конструктор из кубиков постепенно дорос до настоящих механизмов в виде мобоферм, автоматизированных ферм и ловушек, лифтов и шлюзов. Что характерно, многое из вышеперечисленного изобреталось игроками самостоятельно. Существует также большое количество модов, расширяющих функционал и позволяющих конструировать все — начиная от компьютерных сетей и заканчивая ядерными реакторами.
    • Впрочем, отдельно стоит выделить механику так называемого красного камня - ресурса, с помощью которого можно сконструировать логические цепи и даже примитивные компьютеры.
  • Factorio - постройка автоматизированной фабрики для ведения исследований, запуска ракеты (или ракет) в космос и защиты от местной фауны.
    • Что-то похожее есть и в серии игр Anno, только отбиваемся не от местной фауны, а от конкурентов, а в не менее автоматизированном производстве и добыча ресурсов идет добыча и связь не километрами конвееров, столбов ЛЭП, дронов и рельс для машин, а транспортными путями на кораблях из одной базы в другую.
  • Kerbal Space Program — симулятор космической программы. Другой предтеча жанра, на этот раз куда почти полностью ему соответствующий. Впрочем, блоки тут по-прежнему сложны и многофункциональны, а возможности их взаимодействия ограничены.
  • Children of a Dead Earth — конструктор реалистичных боевых кораблей с дельтой и прочей кербонавтикой.
  • Space engineers — тоже космический конструктор, на этот раз — станций в глубоком космосе. Меньше физики и расчётов дельты, больше гигантских космических станций, детализированных космических кораблей.
  • Robocraft — групповые бои на самостоятельно сконструированных роботах.
  • Сrossout — аналогичное развлечение, в основном с машинами. Меньше возможностей, зато больше графики и пиара.
  • Besiege — конструктор-головоломка, в котором необходимо создавать различные средневековые механизмы (преимущественно, осадные). Игровыми журналистами описывается как «Майнкрафт для психопатов».
  • Stronghold — строительство и осада замков
  • Gear Up — ещё одна игра про групповые бои.
  • SimplePlanes — конструктор-авиасимулятор.
  • From the Depths — конструктор боевых машин. Начиналась с, как видно из названия, морских кораблей. Сейчас возможности куда шире.
  • Stormworks: Build and Rescue — другой конструктор судов.
  • Scrap Mechanic — игра-песочница.
  • TerraTech — инди-игра про наёмника корпорации на фронтире других планет. Собираем блоки и ресурсы, создаём машину, разбираем вражеские машины, улучшаем свою доставшимися деталями, лишнее — продаём корпорации.
  • Cosmoteer — конструктор, посвящённый уничтожению чужих космических кораблей в соответствии с контрактами.
  • Fortspvp конструктор, симулятор строительства форта и уничтожения вражеских фортов. Количество блоков и всякие сложные конструкции сведены к минимуму, но физика, модель повреждений и возможность строить разные форты остаётся. Впрочем, игроки и с этим узким функционалом ухитряются чудить: к примеру, заставляют мощную пушку с небольшим углом выстрела стрелять почти вертикально вверх, подвесив её вертикально на верёвках.
  • Airships — конструктор всякой техники, скрещенный с 4Х-стратегией. Минималистичная графика, зато можно не просто открыть технологии и построить войска, но самолично собрать войска на основе технологий. И компьютерные оппоненты очень отличаются — любителя бомбардировщиков не спутать с любителем истребителей.
  • Jelly in the Sky — на стыке жанров. Аркада и физическая головоломка, весь мир которой сделан из десятков тысяч блоков разных типов. Детализация настолько подробная, что напоминает уже не конструктор, а игрушку из песка. Но в отличие от прочих конструкторов, отсутствует возможность моделировать свою машину и строить механизмы. Можно считать, что игра — первый эксперимент вида «построение мира как у конструктора при другой механике игры».
  • Poly bridge и Bridge Constructor — конструкторы мостов. И там и там механика очень похожа: сначала по правилам классического сабжа из блоков строится мост, потом пущенные машины проверяют его на прочность.
  • Nimbatus — конструктор дронов для космоса.
  1. Конструкторы только не инженерные, а декоративные. В случае с космическими кораблями — чисто декоративные. Да и машина спокойно может ездить, обладая единственным колесом, приделанным к крыше.