Инженерный конструктор: различия между версиями
(разгружено примечание про Spore) |
(Новая страница: «Начиная с девятнадцатого века существуют игрушки-конструкторы, позволяющие создавать произвольные модели из стандартизированных заданных блоков. Век двадцатый подарил нам компьютерные игры — симуляторы, шутеры, стратегии… Выч...») |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Начиная с девятнадцатого века существуют игрушки-конструкторы, позволяющие создавать произвольные модели из стандартизированных заданных блоков. Век двадцатый подарил нам компьютерные | Начиная с девятнадцатого века существуют игрушки-конструкторы, позволяющие создавать произвольные модели из стандартизированных заданных блоков. Век двадцатый подарил нам компьютерные игры — [[Симулятор|симуляторы]], [[Шутер|шутеры]], стратегии… Вычислительные мощности росли, игры обзаводились более совершенной физикой и большим количеством объектов. И в конце концов многие игроделы догадались скрестить два вида развлечения, добавив в шутер/гонку/симулятор/… возможность самостоятельно конструировать свои приспособления, а то и вовсе само альтер-эго игрока. | ||
При правильном скрещивании обе компоненты усиливаются друг от друга. Конструктор получает больше возможностей (к примеру, для материальной игрушки | При правильном скрещивании обе компоненты усиливаются друг от друга. Конструктор получает больше возможностей (к примеру, для материальной игрушки двигатель — редкая роскошь, а для виртуальной — почти обязательный элемент) и большие амбиции: теперь нужно создавать не просто красивую модель, но полноценный, выполняющий свою функцию механизм, а иногда — и программировать его. Второй компонент приобретает большее разнообразие и вариативность, возможность не просто выбрать оружие/машину/персонажа из списка, но подогнать его по себе. Более того, примесь конструктора позволяет игрокам самим развлекать себя и широко видоизменять поставленные задачи, уменьшая необходимость в участии разработчика. | ||
Впрочем, смешивание жанров имеет и минусы. Так, расчёт взаимодействия сотен элементов требует больших вычислительных мощностей, а по-настоящему поразвлечься с конструированием смогут только достаточно упорные и сообразительные игроки. Более того: изобретательность и широкие возможности игрока делают игру сложной в балансировке и управлении со стороны создателей. Чуть-чуть не | Впрочем, смешивание жанров имеет и минусы. Так, расчёт взаимодействия сотен элементов требует больших вычислительных мощностей, а по-настоящему поразвлечься с конструированием смогут только достаточно упорные и сообразительные игроки. Более того: изобретательность и широкие возможности игрока делают игру сложной в балансировке и управлении со стороны создателей. Чуть-чуть не рассчитаешь — и игроки изобретут всепобеждающую [[Имба|имбу]], или научаться проходить все задания одной машинкой, или не прикасаясь к управлению. Возможно, именно из-за этих сложностей множество таких проектов находятся на стадии альфа- и бета- тестирования, но весьма мало превратились в завершённый продукт. | ||
Аналогичны, хотя не совсем подпадают именно под этот троп, фиты aka экипировки персонажей и [[коллекционные карточные игры]], от [[MtG]] до [[Hearthstone]], где хорошая колода собирается с учётом взаимодействия отдельных карт. | Аналогичны, хотя не совсем подпадают именно под этот троп, фиты aka экипировки персонажей и [[коллекционные карточные игры]], от [[MtG]] до [[Hearthstone]], где хорошая колода собирается с учётом взаимодействия отдельных карт. | ||
Родственный троп [[Внутриигровой конструктор]], когда конструктором пользоваться можно при желании. | Родственный троп [[Внутриигровой конструктор]], когда конструктором пользоваться можно при желании. | ||
=== Общие признаки жанра === | === Общие признаки жанра === | ||
* Основные элементы (роботы, машины, корабли) состоят из ограниченного числа блоков, которые игрок может совмещать между собой. Количество блоков относительно невелико, они выполняют простые функции. К примеру, двигатель, крутящий | * Основные элементы (роботы, машины, корабли) состоят из ограниченного числа блоков, которые игрок может совмещать между собой. Количество блоков относительно невелико, они выполняют простые функции. К примеру, двигатель, крутящий колесо — блок, а вот кузница — нет, даже если она реализована в виде блока. | ||
** Как следствие, отсутствие общего [[Очки жизни|хитбара]] и сложная модель | ** Как следствие, отсутствие общего [[Очки жизни|хитбара]] и сложная модель повреждений — урон только выбивает отдельные блоки из конструкции, что может как вывести её из стоя с одного попадания, так и никак не отразиться на функциональности. | ||
* Упор на физику или псевдофизику, на взаимодействие блоков друг с другом, а не неких монолитных сущностный между собой. Если в обычной гонке машина игрока взаимодействует с дорогой и с другими машинами, то в гонке-конструкторе взаимодействуют за редким исключением одни блоки с другими по общим | * Упор на физику или псевдофизику, на взаимодействие блоков друг с другом, а не неких монолитных сущностный между собой. Если в обычной гонке машина игрока взаимодействует с дорогой и с другими машинами, то в гонке-конструкторе взаимодействуют за редким исключением одни блоки с другими по общим законам — вне зависимости от того, являются ли они частью одной машины, разных машин или окружения. В абсолютном варианте всё в игре существует исключительно в виде конструкций из блоков, а окружение — разрушаемо. | ||
* Практические задачи, позаимствованные из жанра-прародителя. Обычно игра намекает игрокам, что именно они должны делать, и предоставляет интересные цели для достижения. В зависимости от изначального жанра, задачи могут быть самыми разными: от постройки космической станции до многопользовательских командных боёв. | * Практические задачи, позаимствованные из жанра-прародителя. Обычно игра намекает игрокам, что именно они должны делать, и предоставляет интересные цели для достижения. В зависимости от изначального жанра, задачи могут быть самыми разными: от постройки космической станции до многопользовательских командных боёв. | ||
* Стартовая модель/магазин моделей. Не всякий игрок построит что-нибудь приличное с первого раза, поэтому разработчик предлагает начинающему модель по умолчанию для дальнейшего апгрейда. | * Стартовая модель/магазин моделей. Не всякий игрок построит что-нибудь приличное с первого раза, поэтому разработчик предлагает начинающему модель по умолчанию для дальнейшего апгрейда. | ||
* Цепочки производства. Для постройки танка нужен прокатный стан, для чего нужна сталь, для чего нужно железо, уголь и доменная печь, для чего нужна кирка, | * Цепочки производства. Для постройки танка нужен прокатный стан, для чего нужна сталь, для чего нужно железо, уголь и доменная печь, для чего нужна кирка, ... | ||
=== Примеры === | === Примеры === | ||
* Дедушка | * Дедушка жанра — «[[SimCity]]» ™. Создатели из компании «Maxis» позиционировали его как игру-конструктор. Одна из мод так и называется — «конструктор». Никаких ограничений по бюджету, никаких сверхзадач — твори, что вздумается. | ||
* Бабушка | * Бабушка жанра — «[[SimEarth]]» ™ от той же «Maxis». Там вообще никаких сверхзадач не было в принципе. Бери любую планету и модифицируй на свой вкус. Хочется поселить на континенте бульносов (гибрид бульдога с носорогом, если кто не в курсе) — так кто же вам мешает? «Компьютерная игрушка» (software toy), а не «компьютерная игра» (computer game). Также отличается довольно реалистичным, по крайней мере внешне, моделированием геологических процессов, каковое автор правки не встречал больше нигде. | ||
* Прадедушка | * Прадедушка жанра - "Танчики" на старой доброй Dendy. Можно было конструировать любые уровни, используя предлагаемые стройматериалы. В том числе заковать штаб в непробиваемую броню. | ||
* [[Spore]] — в этой песочнице есть конструкторы всего: существ, техники, архитектуры, планет, <s>неба, Аллаха</s><ref>Конструкторы только не инженерные, а декоративные. В случае с космическими кораблями — чисто декоративные. Да и машина спокойно может ездить, обладая единственным колесом, приделанным к крыше.</ref>. А ещё в игре реализован очень простой и доступный обмен созданным: достаточно взять соответствующую картинку, в которой всё закодировано, из папки с творениями и скинуть адресату. | |||
* [[Spore]] | * [[Minecraft]] — предтеча жанра. Изначально просто конструктор из кубиков постепенно дорос до настоящих механизмов в виде мобоферм, автоматизированных ферм и ловушек, лифтов и шлюзов. Что характерно, многое из вышеперечисленного изобреталось игроками самостоятельно. Существует также большое количество модов, расширяющих функционал и позволяющих конструировать все — начиная от компьютерных сетей и заканчивая ядерными реакторами. | ||
* [[Minecraft]] | ** Впрочем, отдельно стоит выделить механику так называемого красного камня - ресурса, с помощью которого можно сконструировать логические цепи и даже примитивные компьютеры. | ||
** Впрочем, отдельно стоит выделить механику так называемого красного | * [[Factorio]] - постройка автоматизированной фабрики для ведения исследований, запуска ракеты (или ракет) в космос и защиты от местной фауны. | ||
* [[Factorio]] | |||
** Что-то похожее есть и в серии игр [[Anno]], только отбиваемся не от местной фауны, а от конкурентов, а в не менее автоматизированном производстве и добыча ресурсов идет добыча и связь не километрами конвееров, столбов ЛЭП, дронов и рельс для машин, а транспортными путями на кораблях из одной базы в другую. | ** Что-то похожее есть и в серии игр [[Anno]], только отбиваемся не от местной фауны, а от конкурентов, а в не менее автоматизированном производстве и добыча ресурсов идет добыча и связь не километрами конвееров, столбов ЛЭП, дронов и рельс для машин, а транспортными путями на кораблях из одной базы в другую. | ||
* [[Kerbal Space Program]] — симулятор космической программы. Другой предтеча жанра, на этот раз куда почти полностью ему соответствующий. Впрочем, блоки тут по-прежнему сложны и многофункциональны, а возможности их взаимодействия ограничены. | |||
* [[Children of a Dead Earth]] — конструктор реалистичных боевых кораблей с дельтой и прочей кербонавтикой. | |||
* [[Kerbal Space Program]] | * [[Space engineers]] — тоже космический конструктор, на этот раз — станций в глубоком космосе. Меньше физики и расчётов дельты, больше гигантских космических станций, детализированных космических кораблей. | ||
* [[Children of a Dead Earth]] | |||
* [[Space | |||
** Ее забуксовавший собрат [[Medieval Engineers]] аналогично. | ** Ее забуксовавший собрат [[Medieval Engineers]] аналогично. | ||
* [[Robocraft]] | * [[Robocraft]] — групповые бои на самостоятельно сконструированных роботах. | ||
* [[Сrossout]] | * [[Сrossout]] — аналогичное развлечение, в основном с машинами. Меньше возможностей, зато больше графики и пиара. | ||
* [[Besiege]] | * [[Besiege]] — конструктор-головоломка, в котором необходимо создавать различные средневековые механизмы (преимущественно, осадные). Игровыми журналистами описывается как «Майнкрафт для психопатов». | ||
* [[Stronghold]] | * [[Stronghold]] — строительство и осада замков | ||
* [[Gear Up]] | * [[Gear Up]] — ещё одна игра про групповые бои. | ||
* [[SimplePlanes]] | * [[SimplePlanes]] — конструктор-авиасимулятор. | ||
* [[From the Depths]] | * [[From the Depths]] — конструктор боевых машин. Начиналась с, как видно из названия, морских кораблей. Сейчас возможности куда шире. | ||
* [[Stormworks: Build and Rescue]] | * [[Stormworks: Build and Rescue]] — другой конструктор судов. | ||
* [[Scrap Mechanic]] | * [[Scrap Mechanic]] — игра-песочница. | ||
* [[TerraTech]] | * [[TerraTech]] — инди-игра про наёмника корпорации на фронтире других планет. Собираем блоки и ресурсы, создаём машину, разбираем вражеские машины, улучшаем свою доставшимися деталями, лишнее — продаём корпорации. | ||
* [[Cosmoteer]] | * [[Cosmoteer]] — конструктор, посвящённый уничтожению чужих космических кораблей в соответствии с контрактами. | ||
* [[Forts]] | * [[Forts]] — [[PvP|pvp]] конструктор, симулятор строительства форта и уничтожения вражеских фортов. Количество блоков и всякие сложные конструкции сведены к минимуму, но физика, модель повреждений и возможность строить разные форты остаётся. Впрочем, игроки и с этим узким функционалом ухитряются чудить: к примеру, заставляют мощную пушку с небольшим углом выстрела стрелять почти вертикально вверх, подвесив её вертикально на верёвках. | ||
* [[Airships]] | * [[Airships]] — конструктор всякой техники, скрещенный с 4Х-стратегией. Минималистичная графика, зато можно не просто открыть технологии и построить войска, но самолично собрать войска на основе технологий. И компьютерные оппоненты очень отличаются — любителя бомбардировщиков не спутать с любителем истребителей. | ||
* [[Jelly in the Sky]] | * [[Jelly in the Sky]] — на стыке жанров. Аркада и физическая головоломка, весь мир которой сделан из десятков тысяч блоков разных типов. Детализация настолько подробная, что напоминает уже не конструктор, а игрушку из песка. Но в отличие от прочих конструкторов, отсутствует возможность моделировать свою машину и строить механизмы. Можно считать, что игра — первый эксперимент вида «построение мира как у конструктора при другой механике игры». | ||
* [[Poly bridge]] и [[Bridge Constructor]] | * [[Poly bridge]] и [[Bridge Constructor]] — конструкторы мостов. И там и там механика очень похожа: сначала по правилам классического сабжа из блоков строится мост, потом пущенные машины проверяют его на прочность. | ||
* [[Nimbatus]] | * [[Nimbatus]] — конструктор дронов для космоса. | ||
{{Nav/Инженерный конструктор}} | {{Nav/Инженерный конструктор}} | ||
{{Nav/Games}} | {{Nav/Games}} |
Версия 19:59, 25 марта 2022
Начиная с девятнадцатого века существуют игрушки-конструкторы, позволяющие создавать произвольные модели из стандартизированных заданных блоков. Век двадцатый подарил нам компьютерные игры — симуляторы, шутеры, стратегии… Вычислительные мощности росли, игры обзаводились более совершенной физикой и большим количеством объектов. И в конце концов многие игроделы догадались скрестить два вида развлечения, добавив в шутер/гонку/симулятор/… возможность самостоятельно конструировать свои приспособления, а то и вовсе само альтер-эго игрока.
При правильном скрещивании обе компоненты усиливаются друг от друга. Конструктор получает больше возможностей (к примеру, для материальной игрушки двигатель — редкая роскошь, а для виртуальной — почти обязательный элемент) и большие амбиции: теперь нужно создавать не просто красивую модель, но полноценный, выполняющий свою функцию механизм, а иногда — и программировать его. Второй компонент приобретает большее разнообразие и вариативность, возможность не просто выбрать оружие/машину/персонажа из списка, но подогнать его по себе. Более того, примесь конструктора позволяет игрокам самим развлекать себя и широко видоизменять поставленные задачи, уменьшая необходимость в участии разработчика.
Впрочем, смешивание жанров имеет и минусы. Так, расчёт взаимодействия сотен элементов требует больших вычислительных мощностей, а по-настоящему поразвлечься с конструированием смогут только достаточно упорные и сообразительные игроки. Более того: изобретательность и широкие возможности игрока делают игру сложной в балансировке и управлении со стороны создателей. Чуть-чуть не рассчитаешь — и игроки изобретут всепобеждающую имбу, или научаться проходить все задания одной машинкой, или не прикасаясь к управлению. Возможно, именно из-за этих сложностей множество таких проектов находятся на стадии альфа- и бета- тестирования, но весьма мало превратились в завершённый продукт.
Аналогичны, хотя не совсем подпадают именно под этот троп, фиты aka экипировки персонажей и коллекционные карточные игры, от MtG до Hearthstone, где хорошая колода собирается с учётом взаимодействия отдельных карт.
Родственный троп Внутриигровой конструктор, когда конструктором пользоваться можно при желании.
Общие признаки жанра
- Основные элементы (роботы, машины, корабли) состоят из ограниченного числа блоков, которые игрок может совмещать между собой. Количество блоков относительно невелико, они выполняют простые функции. К примеру, двигатель, крутящий колесо — блок, а вот кузница — нет, даже если она реализована в виде блока.
- Как следствие, отсутствие общего хитбара и сложная модель повреждений — урон только выбивает отдельные блоки из конструкции, что может как вывести её из стоя с одного попадания, так и никак не отразиться на функциональности.
- Упор на физику или псевдофизику, на взаимодействие блоков друг с другом, а не неких монолитных сущностный между собой. Если в обычной гонке машина игрока взаимодействует с дорогой и с другими машинами, то в гонке-конструкторе взаимодействуют за редким исключением одни блоки с другими по общим законам — вне зависимости от того, являются ли они частью одной машины, разных машин или окружения. В абсолютном варианте всё в игре существует исключительно в виде конструкций из блоков, а окружение — разрушаемо.
- Практические задачи, позаимствованные из жанра-прародителя. Обычно игра намекает игрокам, что именно они должны делать, и предоставляет интересные цели для достижения. В зависимости от изначального жанра, задачи могут быть самыми разными: от постройки космической станции до многопользовательских командных боёв.
- Стартовая модель/магазин моделей. Не всякий игрок построит что-нибудь приличное с первого раза, поэтому разработчик предлагает начинающему модель по умолчанию для дальнейшего апгрейда.
- Цепочки производства. Для постройки танка нужен прокатный стан, для чего нужна сталь, для чего нужно железо, уголь и доменная печь, для чего нужна кирка, ...
Примеры
- Дедушка жанра — «SimCity» ™. Создатели из компании «Maxis» позиционировали его как игру-конструктор. Одна из мод так и называется — «конструктор». Никаких ограничений по бюджету, никаких сверхзадач — твори, что вздумается.
- Бабушка жанра — «SimEarth» ™ от той же «Maxis». Там вообще никаких сверхзадач не было в принципе. Бери любую планету и модифицируй на свой вкус. Хочется поселить на континенте бульносов (гибрид бульдога с носорогом, если кто не в курсе) — так кто же вам мешает? «Компьютерная игрушка» (software toy), а не «компьютерная игра» (computer game). Также отличается довольно реалистичным, по крайней мере внешне, моделированием геологических процессов, каковое автор правки не встречал больше нигде.
- Прадедушка жанра - "Танчики" на старой доброй Dendy. Можно было конструировать любые уровни, используя предлагаемые стройматериалы. В том числе заковать штаб в непробиваемую броню.
- Spore — в этой песочнице есть конструкторы всего: существ, техники, архитектуры, планет,
неба, Аллаха[1]. А ещё в игре реализован очень простой и доступный обмен созданным: достаточно взять соответствующую картинку, в которой всё закодировано, из папки с творениями и скинуть адресату. - Minecraft — предтеча жанра. Изначально просто конструктор из кубиков постепенно дорос до настоящих механизмов в виде мобоферм, автоматизированных ферм и ловушек, лифтов и шлюзов. Что характерно, многое из вышеперечисленного изобреталось игроками самостоятельно. Существует также большое количество модов, расширяющих функционал и позволяющих конструировать все — начиная от компьютерных сетей и заканчивая ядерными реакторами.
- Впрочем, отдельно стоит выделить механику так называемого красного камня - ресурса, с помощью которого можно сконструировать логические цепи и даже примитивные компьютеры.
- Factorio - постройка автоматизированной фабрики для ведения исследований, запуска ракеты (или ракет) в космос и защиты от местной фауны.
- Что-то похожее есть и в серии игр Anno, только отбиваемся не от местной фауны, а от конкурентов, а в не менее автоматизированном производстве и добыча ресурсов идет добыча и связь не километрами конвееров, столбов ЛЭП, дронов и рельс для машин, а транспортными путями на кораблях из одной базы в другую.
- Kerbal Space Program — симулятор космической программы. Другой предтеча жанра, на этот раз куда почти полностью ему соответствующий. Впрочем, блоки тут по-прежнему сложны и многофункциональны, а возможности их взаимодействия ограничены.
- Children of a Dead Earth — конструктор реалистичных боевых кораблей с дельтой и прочей кербонавтикой.
- Space engineers — тоже космический конструктор, на этот раз — станций в глубоком космосе. Меньше физики и расчётов дельты, больше гигантских космических станций, детализированных космических кораблей.
- Ее забуксовавший собрат Medieval Engineers аналогично.
- Robocraft — групповые бои на самостоятельно сконструированных роботах.
- Сrossout — аналогичное развлечение, в основном с машинами. Меньше возможностей, зато больше графики и пиара.
- Besiege — конструктор-головоломка, в котором необходимо создавать различные средневековые механизмы (преимущественно, осадные). Игровыми журналистами описывается как «Майнкрафт для психопатов».
- Stronghold — строительство и осада замков
- Gear Up — ещё одна игра про групповые бои.
- SimplePlanes — конструктор-авиасимулятор.
- From the Depths — конструктор боевых машин. Начиналась с, как видно из названия, морских кораблей. Сейчас возможности куда шире.
- Stormworks: Build and Rescue — другой конструктор судов.
- Scrap Mechanic — игра-песочница.
- TerraTech — инди-игра про наёмника корпорации на фронтире других планет. Собираем блоки и ресурсы, создаём машину, разбираем вражеские машины, улучшаем свою доставшимися деталями, лишнее — продаём корпорации.
- Cosmoteer — конструктор, посвящённый уничтожению чужих космических кораблей в соответствии с контрактами.
- Forts — pvp конструктор, симулятор строительства форта и уничтожения вражеских фортов. Количество блоков и всякие сложные конструкции сведены к минимуму, но физика, модель повреждений и возможность строить разные форты остаётся. Впрочем, игроки и с этим узким функционалом ухитряются чудить: к примеру, заставляют мощную пушку с небольшим углом выстрела стрелять почти вертикально вверх, подвесив её вертикально на верёвках.
- Airships — конструктор всякой техники, скрещенный с 4Х-стратегией. Минималистичная графика, зато можно не просто открыть технологии и построить войска, но самолично собрать войска на основе технологий. И компьютерные оппоненты очень отличаются — любителя бомбардировщиков не спутать с любителем истребителей.
- Jelly in the Sky — на стыке жанров. Аркада и физическая головоломка, весь мир которой сделан из десятков тысяч блоков разных типов. Детализация настолько подробная, что напоминает уже не конструктор, а игрушку из песка. Но в отличие от прочих конструкторов, отсутствует возможность моделировать свою машину и строить механизмы. Можно считать, что игра — первый эксперимент вида «построение мира как у конструктора при другой механике игры».
- Poly bridge и Bridge Constructor — конструкторы мостов. И там и там механика очень похожа: сначала по правилам классического сабжа из блоков строится мост, потом пущенные машины проверяют его на прочность.
- Nimbatus — конструктор дронов для космоса.
- ↑ Конструкторы только не инженерные, а декоративные. В случае с космическими кораблями — чисто декоративные. Да и машина спокойно может ездить, обладая единственным колесом, приделанным к крыше.