Чистилище (фильм): различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Info/Film | |||
|film_name = Чистилище | |||
[[Файл:ЧистилищеПостер.jpeg|мини|Постер фильма]] | |||
|genre= <ul><li>Военная драма</li></ul> | |||
|country= [[Россия]] | |||
|studio=Первый канал | |||
|director=Александр Невзоров | |||
|writer=Александр Невзоров | |||
|year = 1997 | |||
|length = 115 минут | |||
|showactors = 1 | |||
|act1 = Виктор Степанов | |||
|role1 = Суворов | |||
|act2 = Дмитрий Нагиев | |||
|role2 = Исрапилов | |||
|act3 = Иван Ганжа | |||
|role3 = Иван | |||
|act4 = Роман Жилкин | |||
|role4 = Григоращенко | |||
|act5 = Сергей Рост | |||
|role5 = Клёц | |||
|act6 = Вячеслав Бурлачко | |||
|role6 = Кобра | |||
}} | |||
У нас на сайте также есть статья про [[Чистилище]] как религиозное понятие | |||
{{Q|''«Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его». Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!»''|Пс.136:1-9, эпиграф фильма}} | |||
''«Коробочка, хорони ребят!»'' | {{Q|''«Коробочка, хорони ребят!»''|Самая известная цитата}} | ||
— | '''«Чистилище»''' — российский фильм о войне в Чечне, снятый в 1997 г. Александром Невзоровым. Фильм по сути продолжает чеченскую тему, начатую Невзоровым еще в документальном фильме «Ад». «Чистилище» известно тем, что в нем присутствует огромное количество сцен насилия и незацензуренная матерная ругань вкупе с весьма неполиткорректной демонстрацией ранних эпизодов Первой Чеченской кампании. Многими фильм считается одним из самых натуралистичных произведений о войне на грани чернухи. Тем не менее, фильм обрел немалую популярность в народе и стал рассадником мемов для отечественного милитаристского сообщества. | ||
== Сюжет == | |||
Январь 1995 года, Грозный. Новогодний штурм города захлебнулся в обороне чеченских сепаратистов. Российские войска во главе с полковником Суворовым («Сугроб-2») ведут бой с боевиками полевого командира Дукуза Исрапилова за больничный комплекс. Бойцы Суворова обескровлены длительным боем и большими потерями, а из техники у них остался всего один танк под командованием лейтенанта Игоря Григоращенко (позывной «Коробочка-2»). Видя плачевное состояние федералов, чеченцы готовят решающую атаку, чтобы окончательно разгромить силы Суворова. В этот момент к больнице прибывает отряд спецназа ГРУ во главе с «Коброй», который решает попытаться изменить расстановку сил. | |||
{{Q|«Ну, пойдем, повоюем, раз больше некому»|Кобра-на}} | |||
Солдаты Суворова небоеспособны, поэтому спецназовцы объединяют силы с Григоращенко, чтобы прорваться к корпусу, занимаемому чеченцами. В ходе операции «Коробочку» подбивают, лишая подвижности, но бойцы Кобры прорываются внутрь. К подбитому, но не уничтоженному танку Григоращенко выходит сам полевой командир Исрапилов, предлагая Григоращенко перейти на его сторону. Танкист просит дать ему время подумать, но использует данные ему пять минут для того, чтобы обсудить с Коброй план атаки. | Солдаты Суворова небоеспособны, поэтому спецназовцы объединяют силы с Григоращенко, чтобы прорваться к корпусу, занимаемому чеченцами. В ходе операции «Коробочку» подбивают, лишая подвижности, но бойцы Кобры прорываются внутрь. К подбитому, но не уничтоженному танку Григоращенко выходит сам полевой командир Исрапилов, предлагая Григоращенко перейти на его сторону. Танкист просит дать ему время подумать, но использует данные ему пять минут для того, чтобы обсудить с Коброй план атаки. | ||
Строка 24: | Строка 43: | ||
Боевые порядки боевиков разрушены, и для федералов появляется возможность контратаковать, вдобавок, крест с телом Григоращенко вызывает у российских солдат праведную ярость. Полковник Суворов поднимает оставшихся людей в атаку и отбивает корпуса больницы. Исрапилов ранен и гибнет от руки Кобры, когда адъютант пытается вынести его с поля сражения. Российские солдаты снимают Григоращенко с креста. Фильм заканчивается кадрами уцелевших бойцов, несущих тело геройского танкиста на руках, и надписью о том, что больница вскоре снова была занята чеченскими подразделениями. | Боевые порядки боевиков разрушены, и для федералов появляется возможность контратаковать, вдобавок, крест с телом Григоращенко вызывает у российских солдат праведную ярость. Полковник Суворов поднимает оставшихся людей в атаку и отбивает корпуса больницы. Исрапилов ранен и гибнет от руки Кобры, когда адъютант пытается вынести его с поля сражения. Российские солдаты снимают Григоращенко с креста. Фильм заканчивается кадрами уцелевших бойцов, несущих тело геройского танкиста на руках, и надписью о том, что больница вскоре снова была занята чеченскими подразделениями. | ||
Что здесь есть | == Что здесь есть == | ||
Война — это кошмар — педаль в пол. Грязь, кровь, огонь, дым, мат, крики раненых, бесконечный надсадный свист мин и лютая ненависть сторон друг к другу. Атмосферу безысходности усиливают великолепные декорации — грязь вперемешку с кровью, кусками тел и тысячами стреляных гильз на фоне сгоревшей техники. А еще весь хронометраж фильма — это непрерывные боевые действия. | * [[Война — это кошмар]] — [[педаль в пол]]. Грязь, кровь, огонь, дым, мат, крики раненых, бесконечный надсадный свист мин и лютая ненависть сторон друг к другу. Атмосферу безысходности усиливают великолепные декорации — грязь вперемешку с кровью, кусками тел и тысячами стреляных гильз на фоне сгоревшей техники. А еще весь хронометраж фильма — это непрерывные боевые действия. | ||
Чернуха — разумеется. Чеченцы режут головы пленным и половые органы убитым российским солдатам, сами федералы — перепуганные и беспомощные срочники, командование в штабах некомпетентно, и даже героические вроде бы спецназовцы ГРУ не прочь пошарить по карманам убитых врагов на предмет долларов. | * [[Чернуха]] — разумеется. Чеченцы режут головы пленным и половые органы убитым российским солдатам, сами федералы — перепуганные и беспомощные срочники, командование в штабах некомпетентно, и даже героические вроде бы спецназовцы ГРУ не прочь пошарить по карманам убитых врагов на предмет долларов. | ||
Даже у зла есть стандарты — Исраилов и некоторые из чеченцев смотрят на безобразия афганцев с плохо скрываемым недобрением. Но запретить — нельзя, уйдут. | * [[Даже у зла есть стандарты]] — Исраилов и некоторые из чеченцев смотрят на безобразия афганцев с плохо скрываемым недобрением. Но запретить — нельзя, уйдут. | ||
Знают именно за это — о, это тот самый фильм, где солдат хоронят танком? | * [[Знают именно за это]] — о, это тот самый фильм, где солдат хоронят танком? | ||
Триколоры с ракетами — худшие времена российской армии показаны вполне достоверно. | * [[Триколоры с ракетами]] — худшие времена российской армии показаны вполне достоверно. | ||
В Tom Clancy's Ghost Recon среди визуалов российских солдат есть экипировка Кобры (rs_winter_frad.chr), остальных спецов (rs_winter_gp25.chr) и примкнувшего к ним снайпера (rs_winter_svd.chr) | ** В Tom Clancy's Ghost Recon среди визуалов российских солдат есть экипировка Кобры (rs_winter_frad.chr), остальных спецов (rs_winter_gp25.chr) и примкнувшего к ним снайпера (rs_winter_svd.chr) | ||
Бесславные девяностые — сеттинг, конечно же. | * [[Бесславные девяностые]] — сеттинг, конечно же. | ||
Бой-баба — злодейский вариант. На стороне чеченцев в качестве снайперов воюют две биатлонистки из Прибалтики. | * [[Бой-баба]] — злодейский вариант. На стороне чеченцев в качестве снайперов воюют две биатлонистки из Прибалтики. | ||
Вербальный тик — Кобра-на. Этот персонаж-на очень любит-на добавлять «на» после каждого-на слова-на. | * [[Вербальный тик]] — Кобра-на. Этот персонаж-на очень любит-на добавлять «на» после каждого-на слова-на. | ||
Верность до конца — Григоращенко. Несмотря ни на что, в критической ситуации остается верным родной стране и офицерской чести, жертвуя собой ради спасения боевых товарищей. | * [[Верность до конца]] — Григоращенко. Несмотря ни на что, в критической ситуации остается верным родной стране и офицерской чести, жертвуя собой ради спасения боевых товарищей. | ||
Герой в распятой позе — педаль в могилу: чеченцы буквально распинают Игоря на кресте. Прототип, оренбургский казак, старший лейтенант Игорь Григорашенко, действительно был командиром танка и погиб в первую кампанию, но от разрыва мины, а не был распят. | * [[Герой в распятой позе]] — педаль в могилу: чеченцы буквально распинают Игоря на кресте. Прототип, оренбургский казак, старший лейтенант Игорь Григорашенко, действительно был командиром танка и погиб в первую кампанию, но от разрыва мины, а не был распят. | ||
Кармическая справедливость — сцена с прибалтийскими снайпершами. «—Куда им стрелять? — Туда же, куда они нашим парням стреляли» | * [[Кармическая справедливость]] — сцена с прибалтийскими снайпершами. «—Куда им стрелять? — Туда же, куда они нашим парням стреляли» | ||
Командирский голос — та самая сцена «Коробочка, хорони ребят!». Стали бы танкисты делать то, что они сделали кто смотрел, тот поймёт, не отдай Суворов этот приказ голосом, не терпящим возражений? | * [[Командирский голос]] — та самая сцена «Коробочка, хорони ребят!». Стали бы танкисты делать то, что они сделали кто смотрел, тот поймёт, не отдай Суворов этот приказ голосом, не терпящим возражений? | ||
Лечит и калечит — Исрапилов до войны был хирургом в больнице. | * [[Лечит и калечит]] — Исрапилов до войны был хирургом в больнице. | ||
Почему ты отстой — разговор Исрапилова с Григоращенко. Чеченец ещё и пытается склонить танкиста к повороту налево. Не выходит. | * [[Почему ты отстой]] — разговор Исрапилова с Григоращенко. Чеченец ещё и пытается склонить танкиста к повороту налево. Не выходит. | ||
{{Q|Я тебе пришел рассказать, лейтенант, чем мы отличаемся с тобой. Ты пришел ко мне домой, это мой дом. Я здесь дерусь за это небо, за эту землю, за камешек, за каждую травинку. А ты за что дерешься здесь, лейтенант? За то, чтобы по пять месяцев зарплату не получать? Ну, «да» — скажи: «да»! Я перед тобой не буду кривляться. У нас в армии Ичкерии с танкистами сложности. С хорошими танкистами! Соображаешь?|полевой командир — танкисту}} | |||
Я тебе пришел рассказать, лейтенант, чем мы отличаемся с тобой. Ты пришел ко мне домой, это мой дом. Я здесь дерусь за это небо, за эту землю, за камешек, за каждую травинку. А ты за что дерешься здесь, лейтенант? За то, чтобы по пять месяцев зарплату не получать? Ну, «да» — скажи: «да»! Я перед тобой не буду кривляться. У нас в армии Ичкерии с танкистами сложности. С хорошими танкистами! Соображаешь? | * [[Соломенный оппонент был прав]] — вышеприведенный монолог должен показать моральное торжество Григоращенко над Исрапиловым, но… | ||
* [[Псих-наёмник]] — афганские моджахеды в отряде Исрапилова. | |||
{{Q|Если им запретить резать головы, они заскучают и уйдут.|Исрапилов}} | |||
Соломенный оппонент был прав — вышеприведенный монолог должен показать моральное торжество Григоращенко над Исрапиловым, но… | * [[Каждый, способный держать оружие]] — локальный вариант тропа в конце фильма. В последнюю атаку идут все оставшиеся российские солдаты, включая многих раненых. | ||
Псих-наёмник — афганские моджахеды в отряде Исрапилова. | {{Q|Я прошу всех, кто может хотя бы шевелиться, разобрать оружие и поддержать атаку. Нас очень мало, нас практически нет. У меня ведь только вы остались, желторотики вы мои чертовы… Встаём, встаём. Встаём!| Суворов}} | ||
* [[Мы тебя где-то уже видели]] — дуэт Дмитрия Нагиева, исполнившего роль Дукуза Исрапилова, и Сергея Роста, игравшего танкиста, чуть позже прославился комедийным ситкомом «Осторожно, модерн!». [[С фитильком]] — на момент выпуска фильма «ОМ!» шёл уже год с лишним, но на региональном питерском 6 канале (будущий СТС), поэтому в масштабах страны был неизвестен. | |||
Если им запретить резать головы, они заскучают и уйдут. | * [[Наёмник]] — некие англоговорящие негры. Если у афганцев, прибалтиек и боевиков УНА-УНСО ещё просматриваются какие-то личные мотивы ненависти к «русским оккупантам» и их оплата в отряде Исрапилова вполне могла быть чисто символической, то для негров это очередная работа. | ||
* [[Ой, бл…]] и [[Бешеный гнев]] — реакция Исрапилова на решение, принятое Григоращенко. | |||
* [[Предательство или смерть?]] — главарь боевиков предлагает танкистам перейти на их сторону, так как Ичкерии нужны танки, но получает отказ. Когда чеченцы всё же потрошат танк, его командира распинают. | |||
Каждый, способный держать оружие — локальный вариант тропа в конце фильма. В последнюю атаку идут все оставшиеся российские солдаты, включая многих раненых. | * [[Прямая линия с врагом]] — Исрапилов постоянно переговаривается с Суворовым, насмехаясь над ним. Обосновано технической возможностью — «у тебя рация говно, а у меня японский радиосканер». | ||
* [[Танки — это круто]] — цитата из фильма вынесена в эпиграф профильной статьи. Танк Т-80БВ под командованием Григоращенко выигрывает бой за больницу, о чем в конце говорит Кобра. «Коробочка-2» настолько крута, что выдерживает продолжительный обстрел из гранатомётов, давая время уничтожить оборону чеченцев, и даже позволяет одному из танкистов пережить самопожертвование. | |||
Я прошу всех, кто может хотя бы шевелиться, разобрать оружие и поддержать атаку. Нас очень мало, нас практически нет. У меня ведь только вы остались, желторотики вы мои чертовы… Встаём, встаём. Встаём! | ** [[Небольшое уточнение]]: танк держит обстрел из легких РПГ-26, которые для борьбы с основными боевыми танками не предназначены — на что-то можно рассчитывать только при стрельбе в уязвимые места. При применении РПГ-7 боевики одним выстрелом снимают танку гусеницу | ||
* [[Удар милосердия]] — экстремальнейший вариант тропа в режиме педаль в земную кору. Удар милосердия в фильме нужен не раненым, а уже мертвым солдатам — Суворов приказывает закопать размолоть в фарш тела погибших на площади бойцов, проехав по ним танковыми гусеницами, чтобы спасти их от осквернения чеченцами. Сцена похорон танком, пожалуй, самая известная в фильме. | |||
** Интересно, а что, по мнению сценариста более милосердно — отправить родным, хоть и изуродованный, но с неиллюзорными шансами (!) на опознание труп… Или месиво, которое сгребли лопатой, а то и пустой гроб с похоронкой? | |||
Мы тебя где-то уже видели — дуэт Дмитрия Нагиева, исполнившего роль Дукуза Исрапилова, и Сергея Роста, игравшего танкиста, чуть позже прославился комедийным ситкомом «Осторожно, модерн!». С фитильком — на момент выпуска фильма «ОМ!» шёл уже год с лишним, но на региональном питерском 6 канале (будущий СТС), поэтому в масштабах страны был неизвестен. | ** Спасают здесь не тела убитых, а боевой дух живых. Что там будут думать родные покойников, командира волнует в последнюю очередь. Ибо еще пара таких «шуточек» боевиков — и его солдат можно будет брать голыми руками. | ||
Наёмник — некие англоговорящие негры. Если у афганцев, прибалтиек и боевиков УНА-УНСО ещё просматриваются какие-то личные мотивы ненависти к «русским оккупантам» и их оплата в отряде Исрапилова вполне могла быть чисто символической, то для негров это очередная работа. | ** Здесь скорее просматривается аллегория: танк — война, военная машина, которая перемалывает людей, оставляя после себя месиво, убитых, искалеченных… Причём не только физические, а ещё и психические. | ||
Ой, бл… и Бешеный гнев — реакция Исрапилова на решение, принятое Григоращенко. | |||
Предательство или смерть? — главарь боевиков предлагает танкистам перейти на их сторону, так как Ичкерии нужны танки, но получает отказ. Когда чеченцы всё же потрошат танк, его командира распинают. | {{Nav/Военные фильмы}} | ||
Прямая линия с врагом — Исрапилов постоянно переговаривается с Суворовым, насмехаясь над ним. Обосновано технической возможностью — «у тебя рация говно, а у меня японский радиосканер». | [[Категория: Фильмы по алфавиту]] | ||
Танки — это круто — цитата из фильма вынесена в эпиграф профильной статьи. Танк Т-80БВ под командованием Григоращенко выигрывает бой за больницу, о чем в конце говорит Кобра. «Коробочка-2» настолько крута, что выдерживает продолжительный обстрел из гранатомётов, давая время уничтожить оборону чеченцев, и даже позволяет одному из танкистов пережить самопожертвование. | {{Nav/Искусство на военную тематику}} | ||
Небольшое уточнение: танк держит обстрел из легких РПГ-26, которые для борьбы с основными боевыми танками не предназначены — на что-то можно рассчитывать только при стрельбе в уязвимые места. При применении РПГ-7 боевики одним выстрелом снимают танку гусеницу | {{Nav/Российское искусство}} | ||
Удар милосердия — экстремальнейший вариант тропа в режиме педаль в земную кору. Удар милосердия в фильме нужен не раненым, а уже мертвым солдатам — Суворов приказывает закопать размолоть в фарш тела погибших на площади бойцов, проехав по ним танковыми гусеницами, чтобы спасти их от осквернения чеченцами. Сцена похорон танком, пожалуй, самая известная в фильме. | {{Nav/Зарубежное неангло-американское искусство}} | ||
Интересно, а что, по мнению сценариста более милосердно — отправить родным, хоть и изуродованный, но с неиллюзорными шансами (!) на опознание труп… Или месиво, которое сгребли лопатой, а то и пустой гроб с похоронкой? | |||
Спасают здесь не тела убитых, а боевой дух живых. Что там будут думать родные покойников, командира волнует в последнюю очередь. Ибо еще пара таких «шуточек» боевиков — и его солдат можно будет брать голыми руками. | |||
Здесь скорее просматривается аллегория: танк — война, военная машина, которая перемалывает людей, оставляя после себя месиво, убитых, искалеченных… Причём не только физические, а ещё и психические. | |||
Версия 10:11, 18 сентября 2023
Чистилище | |
---|---|
Общая информация | |
Жанр |
|
Страна производства | Россия |
Киностудия | Первый канал |
Режиссёр | Александр Невзоров |
Автор сценария | Александр Невзоров |
Когда вышел | 1997 |
Продолжительность | 115 минут |
В главных ролях: | |
Виктор Степанов | Суворов |
Дмитрий Нагиев | Исрапилов |
Иван Ганжа | Иван |
Роман Жилкин | Григоращенко |
Сергей Рост | Клёц |
Вячеслав Бурлачко | Кобра |
У нас на сайте также есть статья про Чистилище как религиозное понятие
« | «Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его». Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» | » |
— Пс.136:1-9, эпиграф фильма |
« | «Коробочка, хорони ребят!» | » |
— Самая известная цитата |
«Чистилище» — российский фильм о войне в Чечне, снятый в 1997 г. Александром Невзоровым. Фильм по сути продолжает чеченскую тему, начатую Невзоровым еще в документальном фильме «Ад». «Чистилище» известно тем, что в нем присутствует огромное количество сцен насилия и незацензуренная матерная ругань вкупе с весьма неполиткорректной демонстрацией ранних эпизодов Первой Чеченской кампании. Многими фильм считается одним из самых натуралистичных произведений о войне на грани чернухи. Тем не менее, фильм обрел немалую популярность в народе и стал рассадником мемов для отечественного милитаристского сообщества.
Сюжет
Январь 1995 года, Грозный. Новогодний штурм города захлебнулся в обороне чеченских сепаратистов. Российские войска во главе с полковником Суворовым («Сугроб-2») ведут бой с боевиками полевого командира Дукуза Исрапилова за больничный комплекс. Бойцы Суворова обескровлены длительным боем и большими потерями, а из техники у них остался всего один танк под командованием лейтенанта Игоря Григоращенко (позывной «Коробочка-2»). Видя плачевное состояние федералов, чеченцы готовят решающую атаку, чтобы окончательно разгромить силы Суворова. В этот момент к больнице прибывает отряд спецназа ГРУ во главе с «Коброй», который решает попытаться изменить расстановку сил.
« | «Ну, пойдем, повоюем, раз больше некому» | » |
— Кобра-на |
Солдаты Суворова небоеспособны, поэтому спецназовцы объединяют силы с Григоращенко, чтобы прорваться к корпусу, занимаемому чеченцами. В ходе операции «Коробочку» подбивают, лишая подвижности, но бойцы Кобры прорываются внутрь. К подбитому, но не уничтоженному танку Григоращенко выходит сам полевой командир Исрапилов, предлагая Григоращенко перейти на его сторону. Танкист просит дать ему время подумать, но использует данные ему пять минут для того, чтобы обсудить с Коброй план атаки.
Григоращенко совершает героическое самопожертвование, расстреливая из обездвиженного танка занятые боевиками корпуса. Чеченцы несут огромные потери, но в итоге расстреливают танк в упор из гранатометов. Полуживого лейтенанта вытаскивают из подбитой боевой машины и распинают на кресте, выставив его в одно из окон. Тем временем отряд Кобры уничтожает прибалтийских женщин-снайперов, державших под огневым контролем площадь между корпусами.
Боевые порядки боевиков разрушены, и для федералов появляется возможность контратаковать, вдобавок, крест с телом Григоращенко вызывает у российских солдат праведную ярость. Полковник Суворов поднимает оставшихся людей в атаку и отбивает корпуса больницы. Исрапилов ранен и гибнет от руки Кобры, когда адъютант пытается вынести его с поля сражения. Российские солдаты снимают Григоращенко с креста. Фильм заканчивается кадрами уцелевших бойцов, несущих тело геройского танкиста на руках, и надписью о том, что больница вскоре снова была занята чеченскими подразделениями.
Что здесь есть
- Война — это кошмар — педаль в пол. Грязь, кровь, огонь, дым, мат, крики раненых, бесконечный надсадный свист мин и лютая ненависть сторон друг к другу. Атмосферу безысходности усиливают великолепные декорации — грязь вперемешку с кровью, кусками тел и тысячами стреляных гильз на фоне сгоревшей техники. А еще весь хронометраж фильма — это непрерывные боевые действия.
- Чернуха — разумеется. Чеченцы режут головы пленным и половые органы убитым российским солдатам, сами федералы — перепуганные и беспомощные срочники, командование в штабах некомпетентно, и даже героические вроде бы спецназовцы ГРУ не прочь пошарить по карманам убитых врагов на предмет долларов.
- Даже у зла есть стандарты — Исраилов и некоторые из чеченцев смотрят на безобразия афганцев с плохо скрываемым недобрением. Но запретить — нельзя, уйдут.
- Знают именно за это — о, это тот самый фильм, где солдат хоронят танком?
- Триколоры с ракетами — худшие времена российской армии показаны вполне достоверно.
- В Tom Clancy's Ghost Recon среди визуалов российских солдат есть экипировка Кобры (rs_winter_frad.chr), остальных спецов (rs_winter_gp25.chr) и примкнувшего к ним снайпера (rs_winter_svd.chr)
- Бесславные девяностые — сеттинг, конечно же.
- Бой-баба — злодейский вариант. На стороне чеченцев в качестве снайперов воюют две биатлонистки из Прибалтики.
- Вербальный тик — Кобра-на. Этот персонаж-на очень любит-на добавлять «на» после каждого-на слова-на.
- Верность до конца — Григоращенко. Несмотря ни на что, в критической ситуации остается верным родной стране и офицерской чести, жертвуя собой ради спасения боевых товарищей.
- Герой в распятой позе — педаль в могилу: чеченцы буквально распинают Игоря на кресте. Прототип, оренбургский казак, старший лейтенант Игорь Григорашенко, действительно был командиром танка и погиб в первую кампанию, но от разрыва мины, а не был распят.
- Кармическая справедливость — сцена с прибалтийскими снайпершами. «—Куда им стрелять? — Туда же, куда они нашим парням стреляли»
- Командирский голос — та самая сцена «Коробочка, хорони ребят!». Стали бы танкисты делать то, что они сделали кто смотрел, тот поймёт, не отдай Суворов этот приказ голосом, не терпящим возражений?
- Лечит и калечит — Исрапилов до войны был хирургом в больнице.
- Почему ты отстой — разговор Исрапилова с Григоращенко. Чеченец ещё и пытается склонить танкиста к повороту налево. Не выходит.
« | Я тебе пришел рассказать, лейтенант, чем мы отличаемся с тобой. Ты пришел ко мне домой, это мой дом. Я здесь дерусь за это небо, за эту землю, за камешек, за каждую травинку. А ты за что дерешься здесь, лейтенант? За то, чтобы по пять месяцев зарплату не получать? Ну, «да» — скажи: «да»! Я перед тобой не буду кривляться. У нас в армии Ичкерии с танкистами сложности. С хорошими танкистами! Соображаешь? | » |
— полевой командир — танкисту |
- Соломенный оппонент был прав — вышеприведенный монолог должен показать моральное торжество Григоращенко над Исрапиловым, но…
- Псих-наёмник — афганские моджахеды в отряде Исрапилова.
« | Если им запретить резать головы, они заскучают и уйдут. | » |
— Исрапилов |
- Каждый, способный держать оружие — локальный вариант тропа в конце фильма. В последнюю атаку идут все оставшиеся российские солдаты, включая многих раненых.
« | Я прошу всех, кто может хотя бы шевелиться, разобрать оружие и поддержать атаку. Нас очень мало, нас практически нет. У меня ведь только вы остались, желторотики вы мои чертовы… Встаём, встаём. Встаём! | » |
— Суворов |
- Мы тебя где-то уже видели — дуэт Дмитрия Нагиева, исполнившего роль Дукуза Исрапилова, и Сергея Роста, игравшего танкиста, чуть позже прославился комедийным ситкомом «Осторожно, модерн!». С фитильком — на момент выпуска фильма «ОМ!» шёл уже год с лишним, но на региональном питерском 6 канале (будущий СТС), поэтому в масштабах страны был неизвестен.
- Наёмник — некие англоговорящие негры. Если у афганцев, прибалтиек и боевиков УНА-УНСО ещё просматриваются какие-то личные мотивы ненависти к «русским оккупантам» и их оплата в отряде Исрапилова вполне могла быть чисто символической, то для негров это очередная работа.
- Ой, бл… и Бешеный гнев — реакция Исрапилова на решение, принятое Григоращенко.
- Предательство или смерть? — главарь боевиков предлагает танкистам перейти на их сторону, так как Ичкерии нужны танки, но получает отказ. Когда чеченцы всё же потрошат танк, его командира распинают.
- Прямая линия с врагом — Исрапилов постоянно переговаривается с Суворовым, насмехаясь над ним. Обосновано технической возможностью — «у тебя рация говно, а у меня японский радиосканер».
- Танки — это круто — цитата из фильма вынесена в эпиграф профильной статьи. Танк Т-80БВ под командованием Григоращенко выигрывает бой за больницу, о чем в конце говорит Кобра. «Коробочка-2» настолько крута, что выдерживает продолжительный обстрел из гранатомётов, давая время уничтожить оборону чеченцев, и даже позволяет одному из танкистов пережить самопожертвование.
- Небольшое уточнение: танк держит обстрел из легких РПГ-26, которые для борьбы с основными боевыми танками не предназначены — на что-то можно рассчитывать только при стрельбе в уязвимые места. При применении РПГ-7 боевики одним выстрелом снимают танку гусеницу
- Удар милосердия — экстремальнейший вариант тропа в режиме педаль в земную кору. Удар милосердия в фильме нужен не раненым, а уже мертвым солдатам — Суворов приказывает закопать размолоть в фарш тела погибших на площади бойцов, проехав по ним танковыми гусеницами, чтобы спасти их от осквернения чеченцами. Сцена похорон танком, пожалуй, самая известная в фильме.
- Интересно, а что, по мнению сценариста более милосердно — отправить родным, хоть и изуродованный, но с неиллюзорными шансами (!) на опознание труп… Или месиво, которое сгребли лопатой, а то и пустой гроб с похоронкой?
- Спасают здесь не тела убитых, а боевой дух живых. Что там будут думать родные покойников, командира волнует в последнюю очередь. Ибо еще пара таких «шуточек» боевиков — и его солдат можно будет брать голыми руками.
- Здесь скорее просматривается аллегория: танк — война, военная машина, которая перемалывает людей, оставляя после себя месиво, убитых, искалеченных… Причём не только физические, а ещё и психические.
Зарубежное неангло-американское искусство | |
---|---|
Комплексные франшизы | Горец (Аргентина-Франция-Канада-Литва) • Звёздные врата (Франция-Канада) |
Фольклор и переработки | Артуровский цикл (кельты, Британия) (Тристан и Изольда (кельты) • Бейбарс (Египет) • Беовульф (англосаксы) • Библия (древние евреи) • Гомер («Илиада» и «Одиссея», древние греки) • Вергилий («Буколики», «Георгики», «Энеида», древние римпляне) • Калевала (карелы и финны) • Манас (Киргизия) • Нартский эпос (Кавказ) • Песнь о Гайавате (индейцы оджибве и др.) • Песнь о Нибелунгах (германцы) • Песнь о Роланде (Франция) • Роман о Лисе (Франция) • Тысяча и одна ночь (арабы) • Эдда (Скандинавия) • Эпос о Гильгамеше (аккадцы и др. народы Месопотамии) Красная Шапочка (Le Petit Chaperon rouge, Rotkäppchen — западноевропейская сказка) |
Литература и театр | Bobiverse (Канада) • Приключения капитана Алатристе (Испания) • Бегство Земли (Франция) • Божественная комедия (Италия) • Сага о ведьмаке (Польша) • Война с саламандрами (Чехия) • Витязь в тигровой шкуре (Грузия) • Государь (Италия) • Год Крысы+Космоолухи (Ольга Громыко, Белоруссия) • Граф Монте-Кристо (Франция) • Двадцать тысяч льё под водой (Франция) • Двенадцатицарствие (Япония) • Девочка Шестой Луны (Италия) • Дом в тысячу этажей (Чехия) • Дорога домой (Киргизия) • Звёздный гамбит (Франция) • Ирка Хортица (Украина) • Капитан Сорвиголова (Франция) • Квантовый вор (Финляндия) • Кот в сапогах (Франция) • Ксипехузы (Франция) • Астрид Линдгрен (Швеция) • Ложная слепота (Канада) • Маленький принц (Франция) • Мова (Белоруссия) • Молодые годы короля Генриха IV (Германия) • Муми-тролли (Финляндия) • Отверженные (Франция) • Похождения бравого солдата Швейка (Чехия) • Поющие в терновнике (Австралия) • Призрак Оперы (Франция) • Приключения Пиноккио (Италия) • Проклятые короли (Франция) • Пятнадцатилетний капитан (Франция) • Жан Рэй (Бельгия) • Симплициссимус (Германия) • Снежная королева (Дания) • Солярис (Польша) • Сыновья Будивоя (Германия) • Три мушкетёра (Франция) • Три товарища (Германия) • Фауст (Германия) • Шахнаме (Иран) • Щелкунчик и Мышиный король (Германия) • Эльфийский цикл (Германия) • Умберто Эко (Италия: Баудолино • Имя розы • Маятник Фуко • Остров накануне • Пражское кладбище) • Эмиль Боев (Болгария)
|
Кино (включая совместное
с США и Британией производство) | Авалон (Япония-Польша) • Амели (Франция) • Артур и минипуты (Франция) • Балканский рубеж (Сербия совместно с Россией) • Бункер (Австрия-Германия-Италия-Россия) • Вера, обман и минимальная плата (Канада)• Вечный Зеро (Япония) • Кинотрилогия «Властелин колец» (Новая Зеландия) • Годзилла (Япония) • Господин Никто (Канада-Бельгия-Франция-Германия) • Дредд (ЮАР) • Железное небо (Финляндия-Германия-Австралия) • Железное небо: Грядущая раса (Финляндия-Германия) • За стенами (Франция-Бельгия) • Земляничная поляна (Швеция) • Зита и Гита (Индия) • Кибервойны (Сингапур) • Класс (Эстония) • Королевская битва (Япония) • Кровавые машины (Франция) • Лабиринт Фавна (Испания) • Ларго Винч (Начало • Заговор в Бирме) (Франция) • Леон (Франция) • Мученицы (Франция) • Нирвана (Италия-Франция) • Облачный атлас (Германия-Гонконг-Сингапур) • Олдбой (Южная Корея) • Паразиты (Южная Корея) • Плачущий убийца (Канада, по мотивам манги) • Подводная лодка (Германия) • Поезд в Пусан (Южная Корея) • Покажи мне любовь (Швеция-Дания) • Пришельцы (Франция и Ко) • Пылающий (Южная Корея) • Пятый элемент (Франция) • Район №9 (ЮАР) • Реальные упыри (Н. Зеландия) • Сайлент-Хилл (2) (Канада-Франция) • Секс-бомба (короткометражка, Франция) • Сёстры Магдалины (Великобритания/Ирландия) • Счастливого Рождества, мистер Лоуренс (Япония, по роману южноафриканца) • Такси (Франция) • Укрощение строптивого (Италия) • Фантагиро (Италия) • Фантомас (Франция) • Хороший, плохой, долбанутый (Ю. Корея) • Хороший, плохой, злой (Италия-Испания-ФРГ) • Цок-цок (Япония) • Элизиум: Рай не на Земле (снят в США канадцем из ЮАР, который снял Район № 9) |
Телесериалы | Samchongsa (Ю. Корея) • Бумажный дом (Испания) • Быть Эрикой (Канада) • Ведьмак (Польша) • Великолепный век (Турция) • Германия 83 (Германия) • Девочка из океана (Австралия) • Её звали Никита (Канада) • Зена — королева воинов (Н. Зеландия) • Камешек и пингвин (Ирландия, совместно с США) • Кольца Всевластья (Украина) • Континуум (Канада) • Королевство (Ю. Корея) • Лексс (Канада-Германия) • Мост (Дания-Швеция) • Мотыльки (мини-сериал, 2013) (Украина) • На зов скорби (Франция) • На краю Вселенной (Австралия) • Николя ле Флок (Франция) • Паранормальный Веллингтон (Н. Зеландия) • Парень из электрички (Япония) • Пиратский отряд Гокайджер (Япония) • Полтергейст: Наследие (Канада) • H2O: Просто добавь воды/Тайны острова Мако (Австралия) • Расколотый (Канада) • Строго на юг (Канада) • Таинственный сад (Ю. Корея) • Тёмная материя (Канада) • Чёрная лагуна (Испания) Долина Волков: Западня (Турция) — статья недоделана |
Мультфильмы | Ловушка для кошек / Ловушка для кошек 2: Кот Апокалипсиса (Венгрия) • Ноев ковчег (Аргентина) • Нэчжа (Китай) • Ренессанс (Франция, сочетание с игровым) • Страх[и] темноты (Франция) • I, Pet Goat II (Канада) • Принцесса Солнца (Франция, Бельгия, Венгрия)
По странам: Албанские мультфильмы • Венгерские мультфильмы • Вьетнамские мультфильмы • Китайские мультфильмы• Корейские мультфильмы (Мультфильмы КНДР • Мультфильмы Южной Кореи) • Румынские мультфильмы • Югославские мультфильмы (Сербские мультфильмы • Хорватские мультфильмы) Эрнест и Селестина (Франция, Бельгия, мф и мс) |
Мультсериалы | Перезагрузка (Канада) • Usavich (Япония) • W.I.T.C.H. (Италия) • Вакфу (Франция) • Вуншпунш (Канада, Франция, Германия) • Долгие, долгие каникулы (Франция) • Зиг и Шарко (Франция) • Кибер-шесть (Япония, Канада, Франция) Клуб Винкс: Школа волшебниц (Италия) • Леди Баг и Супер-Кот (Франция-Ю. Корея) • Небесные рыцари (Канада) • Охотники на драконов (Франция-Китай) • Приключения Альфреда Квака (Нидерланды, Япония, ФРГ) • Рыжик и Ёжик (КНДР) • Семейка Тофу (Франция, Канада) • Страна троллей (Дания, Германия) • Табалуга (Австралия, Германия) • Тайны старого Лондона (они же Орсон и Оливия) (Франция, Италия) |
Музыка | Исполнители:
Amon Amarth (Швеция) • Blind Guardian (Германия) • Nightwish (Тарья Турунен) (Финляндия) • Power Tale (Украина) • Powerwolf (Германия) • Rammstein (Германия) • Rhapsody of Fire (Италия) • Sabaton (Швеция) • Three Days Grace (Канада) • Vocaloid (Япония) • Within Temptation (Нидерланды) • Адаптация (Казахстан) • Брати Гадюкіни (Украина) • Воплі Відоплясова (Украина) • Красные Звёзды (Белоруссия) • Ляпис Трубецкой (Белоруссия) • Океан Ельзи (Украина) • Скрябін (Украина) Произведения: «Кармен» (Франция) • «Ребекка» (Австрия) • «Тóска» (Италия) • «Турандот» (Италия) |
Веб-комиксы | Комиксы от Gesperax (немка) •Romantically Apocalyptic (русский из Канады) • Замри. Замолчи (шведка из Финляндии) • Гоблины: Жизнь их глазами (Канада) • Некромантийя (Украина) • Oglaf (Австралия) |
Видеоигры | Age of Wonders (Нидерланды) • Alan Wake (Финляндия) • Ancestors: The Humankind Odyssey (Канада) • Another World (Франция) • Angry Birds (Финляндия) • Aria's Story (Испания) • Asura's Wrath (Япония) • Ayanami Raising Project (Япония) • Battlefield (Швеция) • Bayonetta (Япония) • Broforce (ЮАР) • Bully (Канада) • Castle Cats (Швеция) • Commandos (Испания) • The Darkness (Канада) • Dark Messiah of Might and Magic (Франция) • Death Stranding (Япония) • Dino Crisis (Япония) • Disciples (Канада, Россия) • Divinity (Бельгия) • Dragon Age (Канада) • Edna & Harvey (Германия) • Elex (Германия) • Fahrenheit: Indigo Prophecy (Франция) • Fallout Tactics (Австралия) • Far Cry (2, 3, 4, 5, New Dawn, Primal - Канада) • Final Fantasy (Япония) • For Honor (Канада) • Frostpunk (Польша) • Genshin Impact (Китай) • Guilty Gear (Япония) • Gothic (Германия) • Hitman (Дания) • INFRA (Финляндия) • Keepsake: Тайна долины драконов (Канада) • Kingdom Come: Deliverance (Чехия) • Kirisame ga Furu Mori (Япония) • Layers of Fear (Польша) • Invisible, Inc. (Канада) • Legend of Kay (Германия) • Little Nightmares (Швеция) • Lobotomy Corporation / Library of Ruina (Южная Корея) • Machinarium (Чехия) • Mass Effect (Канада) • Minecraft (изначально Швеция, потом США) • Mount & Blade (Турция) • Neverending Nightmares (Канада) • Nexus: The Jupiter Incident (Венгрия) • NieR и NieR: Automata (Япония) • Octopath Traveler (Япония) • Operation Flashpoint-ArmA (Чехия) • Original War (Чехия) • Overlord (Нидерланды) • Paraworld (Германия) • Party Hard (Украина) • Prototype (Канада) • Resident Evil (Япония) • Risen (Германия) • Ruiner (Польша) • Sacred (3) (Германия) • Silent Hill (Япония) • SIGNALIS (Германия) • Sniper: Ghost Warrior (Польша) • Soldier of Fortune — третья часть (Словакия) • S.T.A.L.K.E.R. (Украина) • Still Life (Франция) • Superhot (Польша) • Terminator: Resistance (Польша) • This is the Police (Белоруссия) • Two Worlds (Германия) • Zanzarah: The Hidden Portal (Германия) • Zeno Clash (Чили) • Анабиоз: Сон разума (Украина) • Вампыр (Франция) • Ведьмак (2 • 3) (Польша) • Как достать соседа (Австрия) • Крутой Сэм (Хорватия) • Смертельное предчувствие (Япония) |
Прочее | аниме и манга как жанры (Япония) • Cinders (визуальный роман, Польша) • Уве Болл (кинорежиссёр, Германия) • Астерикс (комикс и др., Франция) • Block 109 (комикс, Франция) • Приключения Тинтина (комикс, Бельгия) • Даниэль Клугер (авторская песня, фанфики, литература, Израиль) • Ласточки: Весна в Бишкеке (визуальный роман, Киргизия) • Сергей Дормиенс (фанфики на Neon Genesis Evangelion, Украина) |