Мастер маскировки

Материал из Posmotrelisu
Версия от 18:43, 21 декабря 2024; Илай Джавуд (обсуждение | вклад) (→‎Мультсериалы)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Master Of Disguise. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Его не видно. И не слышно. И даже с собаками и тепловизорами его можно долго искать без всякой гарантии найти. Ибо он — мастер маскировки.

По этой же специальности проходит мастер перевоплощения, способный изображать из себя другого человека так, что и не узнаешь. А если он встретится с тем, кого изображает, ждите тропа Не знаю, в кого стрелять.

В различного рода фантастических произведениях для маскировки могут использоваться костюмы-«хамелеоны», либо магические прибамбасы — шапки, мантии, кольца, либо специальные заклинания. В конце концов, таким умением владеет персонаж-полиморф.

В реальности же главные друзья мастера маскировки — камуфляж (особенно костюмы типа «леший»), спецсредства, позволяющие замаскировать излучаемое тепло и, самое главное, огромный запас терпения — ведь чем больше спрятавшийся человек шевелится, тем проще его увидеть.

Примеры[править]

Общее[править]

Фольклор[править]

  • Старый анекдот про ученика военного училища, которого учитель не заметил на уроке маскировки.
  • Штирлиц же!

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Старый советский рассказ для детей «Зеркальце» (не помню автора) — главгерой-солдат на учениях по маскировке «поспел к шапочному разбору», когда разбирали «реквизит», и за неимением альтернатив прихватил с собой зеркало. Как оказалось, можно спрятаться и за ним.
  • «Сфера Великорасы» — инженерно-сапёрные подразделения ОН: «Они тебе фрегат так замаскируют, что ты на нём грибы будешь собирать — и не заметишь».
  • А. Новоселов — микросказки про дракона и принцессу. В сказке «Прятки» и принцесса, и дракон умеют маскироваться так, что найти невозможно.
  • Анастасия Каменская у Марининой. Сама по себе — невзрачная блондинка, что её вполне устраивает. Однако при необходимости умеет перевоплощаться, благо, внешность позволяет рисовать, что угодно. Например, в одном из романов она мастерски изображала рыжую красотку с огненным темпераментом.
  • Метавселенная Рудазова — в ассортименте.
    • Нъярлатхотеп. Пересёк в компании двух серых колдунов Закатон, и никто не заподозрил в нём демона. Даже относились к нему лучше, чем к спутникам — серые успели настроить против себя всю планету, а тут просто какой-то мутный тип.
    • В принципе, любой серьёзный метаморф, как, например, Скайлер Тысяча Лиц в «Войне Колдунов» или Танзен в «Криабале».
  • Эраст Петрович Фандорин. В повести «Особые поручения» — мошенник Момус.
  • «Обречённые» Сергея Тармашева — Меркулов. Бизнесмен, продавец галстуков в наколках, склочная старуха — это всё он. Использует силиконовое лицо и парики.
  • «Восход чёрного солнца» Драко Локхарда — Альтаир. Научился скрывать свой вид у своих наставников в разбойничьей шайке, прикидываясь то старухой, то прокажённым.
  • «Тот, кто всегда ждёт» Андрея Сенникова — Кира отыгрывает троп, закашивая под дебильную попрошайку-наркоманку, чтоб втереться в доверие к возможным свидетелям. В итоге замаскировалась так хорошо, что даже слишком.

Зарубежная[править]

  • Шерлок Холмс был мастером маскировки, что очень помогало ему в некоторых щекотливых расследованиях.
  • Мсье Лекок, агент сыскной полиции и персонаж книг Эмиля Габорио, во многом, включая способности к перевоплощению, — «папа» Шерлока Холмса.
  • Благородный грабитель Арсен Люпен, персонаж книг Мориса Леблана.
  • Эркюль Дюрок, более известный как Фламбо из книг Г. К. Честертона об отце Брауне. Реалистичнее ряда других примеров осознанностью того, что высокий рост (193 см) накладывает серьёзные ограничения.
  • Карл Май, цикл о Виннету — он самый. Позже он учит этой премудрости и своего друга Шеттерхэнда.
  • Агата Кристи:
    • «Большая Четвёрка» — Номер Четвёртый, штатный экзекутор этой преступной организации, члены которой стремятся к мировому господству.
    • «Тайна замка Чимниз» — европейский авантюрист Король Виктор.
  • Джон Диксон Карр — мошенник и грабитель Немо («Охота на цирюльника») и французский грабитель Фламанд («Убийства единорога»). Положительный пример — инспектор Гаске, охотящийся за Фламандом.
  • «Фантомас» — заглавный герой (в переводе с французского — человек-призрак). Мастер перевоплощений: свои преступления он очень часто совершает под личиной другого человека, зачастую уже им убитого или которого он хочет дискредитировать.
  • «Голодные игры» — Пит Мелларк.
    • Отлично показано в экранизации. Этот грим, он же боди-арт — сам по себе шедевр.
  • «Сага о Копье» — Серебряные драконы не только идеально «косят» внешне под людей и эльфов, так ещё на «платину» знают их культуру.
  • «Плоский мир» — во время учебы в школе Гильдии убийц будущий патриций Витинари не получил зачёт по маскировке, потому что преподаватель не видел его ни на одном занятии.
  • Дик Фрэнсис, «По рукоять в опасности» — Крис, сотрудник детективного агентства «Юнг и Аттли». Вот только и мистер Юнг, и мистер Аттли — это тот же Крис. Их секретарша — это тоже он.
  • Энид Блайтон, «Пять тайноискателей и собака» — глава юных сыщиков по прозвищу Фатти (то есть Толстяк, что полностью соответствует его внешнему виду) мастерски умеет перевоплощаться, и таки да, разок его действительно родная мать не узнала.
  • «Гоблины» из серии книг по мотивам «Секретных материалов» — Мэдди Винсент может по своему желанию менять цвет, визуально сливаясь с окружающей обстановкой.

Кино[править]

  • Таковы в обязательном порядке «народно-эпические» герои румынских киноэпопей. Шерлок Холмс обзавидовался бы! Даже непонятно, где они берут такие прекрасно сработанные парики точно по размеру.
    • Амза в цикле о гайдуках — неоднократно.
    • Мэрджелату — всего раз, но просто потрясающе.
  • «Хищник», фильм первый. Если бы майор Алан Шефер не был сабжем статьи — не выжил бы в схватке с инопланетным охотником на людей.
    • Да и сам алиен-охотник тоже маскировался ничего себе. Но инопланетянину было легче — у него был высокотехнологичный мимикрирующий «костюм невидимости» — а Датчу, то есть майору Шеферу, пришлось обходиться подручными и подножными средствами.
    • Во втором фильме логичный, но неудачный способ маскировки применили охотившиеся на Хищника федералы.
  • «Терминатор 2» — T-1000. Вот уж кого только с собаками и искать…
    • Разве что используя собак для различения человека и не обладающего его запахом жидкометаллического метаморфа. Идти по его следу по той же причине бессмысленно, да и животное жалко.
  • «Мастер перевоплощения» — то, что написано на упаковке.
  • Серия фильмов «Миссия невыполнима» — герои постоянно перевоплощаются в других персонажей, используя необычайно реалистичные, тут же «на коленке» изготавливаемые маски (чудо-гаджет называется Facemaker). Вплоть до подделки сетчаток глаз и отпечатков пальцев!.. Логично: и сетчатки, и отпечатки могут использоваться как идентификаторы.
    • Это пошло ещё из оригинального сериала, где был отдельный персонаж-фантомас Роллин Хэнд (а в версии 1988 года — Николас Блэк, он же обладает этой спецспособностью в игре на Денди).
  • «Бросок Кобры» — Зартан может изобразить кого угодно, с помощью технологий превращается в копию президента США.
  • Козырные тузы- персонаж Томми Флэннагана
  • Трилогия «Бабушка лёгкого поведения», которую снял Марюс в айсберг.
  • «Дикий, дикий Вест» — основная тактика федерального маршала Артемуса Гордона. Джеймс Вест один раз воспользовался его «гардеробом» для того, чтобы переодеться в танцовщицу.

Телесериалы[править]

  • «Секретный агент МакГайвер» (1985-92) — маньяк Мёрдок умеет кардинально менять голос и внешность.
  • «Секретные материалы» (1993) — неведомая хищная фигня из эпизода «Объезд» (5 сезон, 4 серия). Интересно, что эти существа настолько хорошо умеют сливаться с фоном, что красные светящиеся глаза — это единственное, что их выдаёт.
  • «Меч», 1-й сезон — в одной из серий был преступник, способный выглядеть вообще как угодно. И никакой магии (в сеттинге её нет), только грим, парики и актёрская игра.
  • «Лентяево» — Робби Злобный умеет перевоплощаться в кого угодно.
  • «След» — Юлия Соколова.
  • «Флэш» — Ганнибал Бейтс, он же Эвримэн.
  • «Легенды завтрашнего дня» — перевёртыш Чарли.
  • «Комиссар Рекс» — Пауль Валлиш, он же «человек с тысячью лиц», бывший актёр варьете.
  • Primewall — хищный лемур-гремлин из будущего.

Мультфильмы[править]

  • «Шпионские страсти» — троп используется многократно, во всех вариантах и почти всеми персонажами. Это ж пародия.
  • «Ограбление по…» (от того же пародиста — Ефима Гамбурга) — «французская» новелла из этого состоит. В рамках хитрого плана ограбления один грабитель, типа «сыгранный Жаном Габеном», полностью меняет лицо, на «такое, как у Фернанделя» — а потом просто расслаблением мышц возвращает себе прежние габеновские черты. А его сообщник, типа «сыгранный Аленом Делоном», умудряется спрятаться в чемодане с сантехническим инструментом! Явный намёк на комедийные боевики о Фантомасе.
  • «Плохие парни» — мистер Акула, несотря на размеры и негуманоидность.
  • Дюдюка Барбидокская же!
  • «Ловушка для кошек 2: Кот Апокалипсиса» (2007) — ЭлСи маскируется настолько хорошо, что порою ей удаётся одурачить даже своего отца — видавшего виды супер-агента Грабовского. Собственно, в своём истинном обличии она появляется лишь в эпилоге, а до этого на протяжении всего мультфильма мастерски изображает грубоватого дикаря-барсука Торзона, сама при этом будучи красивой и утончённой мышкой.

Мультсериалы[править]

  • Мультсериалы о Скуби-Ду
    • «Где ты, Скуби-Ду?» (1969) — эпизод «Проделки прыгающих призраков» (1 сезон, 11 серия). Злодей недели, имя которому Большой Боб Окли (впрочем, не такой уж это и спойлер, ибо оно впервые звучит уже после снятия маски), настолько хорош в этом деле, что в одиночку изображал сразу трёх чудовищ, а также цыганку-гадалку, предостерегающую от встречи с ними.
    • «Новые дела Скуби-Ду» (1972) — «Угадай, кто не придёт к обеду?» (1 сезон, 5 серия). Дон Ноттс, обосновавшийся в отсутствие хозяина в особняке капитана Моуди, устроил для заявившейся туда Скуби-банды настоящий спектакль одного актёра, выдавая себя то за пожилого дворецкого, то за одноногого морского волка, то за скандинавскую горничную. Далеко не сразу герои заметили, что все обитатели особняка похожи друг на друга, словно родственники. А ещё он переодевался в очень подозрительного бородача, которого успел заметить только Скуби, выдавал себя за призрака (одного из), а после разоблачения назвался детективом Гомером Пипсквиком. С последним персонажем так до конца и не ясно, то ли это ещё одна личина актёра Дона Ноттса, то ли и правда детектив, который очень на него похож.
  • RWBY — Илия, как фавн-хамелеон, умеет менять оттенок своей кожи по желанию или необходимости (в том числе для стелс-режима), а Нио обладает Проявлением — то есть личной сверхспособностью — кастовать иллюзии, позволяющие ей (помимо всего прочего) принимать чей угодно облик.
  • «Кругосветное путешествие с Вилли Фогом» — Трансфер. Где он, шут его возьми, берёт все эти маски, причём именно такие, какие нужны по ситуации?.. Хаммерспейс у него, что ли?..
  • «Джо-солдат: Настоящий американский герой» — Зартан и Зарана, члены работающей на Кобру байкерской банды Дредноки. Используют высокореалистичные маски и скопированные до мельчайших деталей костюмы.
  • «Гаджет и Гаджетины» — в одной из серий фигурировал злодей Хамелеон, при помощи специального набора способный маскироваться под кого угодно. И даже неважно, что фигура и одежда оригинала могут значительно отличаться: единственное, что выдаёт Хамелеона — чёрные круги вокруг глаз.
  • Shuriken School — в школе ниндзя учат и маскировке. Особые успехи делает Эми: в одной из серий проводился урок с инспекцией, но Кубо-сан (учитель) не пришел, и Эми пришлось изображать его перед инспектором. А в серии про айдол-группу она изображала одну из участниц этой группы перед ее менеджером… Ну а потом уже основная троица изображала эту группу на выступлении, и весьма убедительно.
    • В другой серии класс должен фотографироваться, но это одновременно и своеобразный экзамен: на фото не должно быть ни одного человека (как выразился директор: «день, когда на фото появится хотя бы один человек, станет началом конца»). Как назло, до этого ученики из соперничающей школы Катана услышали, как Дайскэ хвастался, что якобы может превратиться в дракона, и вынудили его доказать это… именно в день съёмки! Но ребята нашли способ и не испортить фото, и выручить Дайскэ: перед самым щелчком фотоаппарата они набросили на себя заранее сшитое полотнище с головой дракона. В результате никто из них не попал на фото, катанцы здорово перепугались, а директору снимок так понравился, что он повесил его на почетное место.
  • Totally Spies — в некоторых сериях трио ГГ маскируется, в том числе под мужчин, при помощи голографических устройств.

Комиксы[править]

  • Мисти́к из «Людей Икс» — классический случай полиморфа: благодаря суперспособности может прикинуться кем угодно.
    • Хамелеон и Морф.
    • Красный Череп, несмотря на отсутствие способностей метаморфа, мастерски маскировался под различных людей (одно из его прозвищ — Человек с Тысячей Лиц).
  • Марсианский Охотник из Вселенной DC — аналогично.
  • Les Aventures de Tintin — протагонист. Те из врагов, что знали об этом его навыке, несколько раз принимали совершенно посторонних людей за «Тинтина, надевшего парик/приклеившего бороду и т. п.»

Аниме и манга[править]

  • Hokuto no Ken — Рэй надел на себя чадру, изобразил из себя бегущую девушку, привлёк внимание бандитов и перебил их, получив в награду их провиант. Судя по всему, он такое проворачивал неоднократно. Это не соседний троп, потому как до раскрытия вообще невозможно было понять, что в чадре не хрупкая женщина, а рослый боец.
    • А Шачи изображал парию размером вдвое меньше настоящего себя. Благо, париям в стране Асура полагается носить маски с балахонами.
  • JoJo's Bizarre Adventure — Оинго из 3-ей части умеет копировать внешность и голос любого человека. Правда, он при этом злодей-недотёпа.
    • А другой злодей-недотёпа успешно маскировался под женщину, но его выдали вывернутые наизнанку ладони — про них-то он и забыл
    • А ещё одна злодейка (на сей раз действительно опасная) маскировалась под красавицу, будучи на самом деле страхолюдиной.
  • Люпен Третий — Люпен и его команда, в основном с помощью масок а-ля Фантомас.
  • Hidan no Aria — Рико Минэ, разумеется. Перевоплощается так хорошо, что хоть стой, хоть падай (автор правки подумывал об очень сильном колдунстве). Ей бы в «Миссия невыполнима» с такими способностями.
  • Kagaku Ninja-tai Gatchaman — Берг Гац способен выдать себя за кого угодно даже женщину (что неудивительно, он — гермафродит).
  • Lazy Dungeon Master — Кима, когда заполучил навык «Божественная трансформация» получил возможность превращаться в кого или во что угодно — от Рокуко до конверта с письмом. Он перенимает даже особенности, о которых не знает — к примеру, гермафродитизм Сетсуны.
  • Семья шпиона — «Сумрак». За свои выдающиеся актёрские навыки и экстраординарные способности к маскировке получил кличку «Человек с тысячью лиц».
  • Akame ga Kill! — Челси, которая владеет соответствующим Имперским Оружием.
  • Toaru Majutsu no Index — Этзали, ацтекский маг. Может перевоплотиться в другого человека, если снимет кусок его плоти.
  • Кайто Кид — персонаж «Meitantei Conan», получивший собственный спинофф: полиция зачастую не может его найти, даже если точно, знает, что он находится в комнате с кучей полцейских (скорее всего, Кайто Кид опять притворяется одним из них).

Видеоигры[править]

  • Серия Metal Gear Solid — всё семейство Снейков. Иногда пересекается с Неправдоподобно убедительная маскировка.
  • В стратегиях часто попадаются юниты-невидимки:
    • Призрак в StarCraft. Маленький невидимка, а может целую ядерную ракету запустить и смести вражескую армию.
    • WarCraft 3 — многие. От эльфов, которые невидимы в тени, пока не пошевелятся, до дренеев, которые невидимы, пока не начнут атаковать.
    • XCOM 2: War of the Chosen — целая фракция сопротивления «Жнецы», специализирующаяся на снайперском деле и стелсе.
    • Встречайте Company of Heroes. В ассортименте: снайпер а.к.а «хрен найдёшь» и отряды штурмовиков, способных незаметно ползти перед носом у врага, нагрузившись панцершреками.
    • Стеллс-танк он же «Берёзка» из Red Alert 2.
    • В первом Dawn of War навыки стелса сначала освоили скауты лояльного Космодесанта, а потом Культисты и даже Астартес-ренегаты! Ну и про Тау в костюмах XV-15 забывать не стоит.
  • WoW — много кто, но особо выделяется Дагг — он может проникнуть куда угодно и считая с любой местностью, но главное — это всё при том, что он — огр.
  • Second Life (гибрид онлайн-игры и соцсети) — практически «симулятор косплеера». Здесь, в силу игровых особенностей, абсолютно все персонажи такие. Так и задумано: не только «you can change your hair and you can change your clothes», не только цветные контактные линзы в глазах, но сменишь даже саму форму тела и кожу (!) — и выглядишь совсем иначе, и так сколько угодно раз. Это позволяет замаскироваться не только под противоположный пол, не только под вампира или оборотня, но и под робота или… транспортное средство.
    • Увы, только ватсониански, потому что «дойлистски» ник над головой всё тот же (типа, все до одного «чуют» некий идентификатор).
  • Jagged Alliance 2 — наёмники со специальностью «Камуфляж». В основном это снайпер Кайл «Тень» Симмонс, в аддоне появляется ещё Виктор «Монах» Колесников.
  • Armored Warfare — почти вся лёгкобронированная бронетехника вынуждена в той или иной степени полагаться на маскировку, но особенно выделяются ББМ (боевые бронированные машины) VBL, Griffin 50 mm, Shadow и лёгкий танк PL-01.
    • Среди командиров особенно отметилась Эрин О’Коннел — must have для означенных ББМ.
    • А также снайпер, которую десантируют как для ведения разведки, так и для отстрела вражеского десанта. Впрочем, в теории, она вполне в состоянии заковырять насмерть и какой-нибудь хлипкий броневик с символичной бронёй, вроде всё той же VBL.
  • Педаль в асфальт вдавливают персонажи Prototype, а именно Алекс Мерсер, Джеймс Хеллер и Высший Охотник, а также, возможно, остальные развитые (они подобного просто не показали, но, вероятно, способностью владеют). Поглощая жертву, вышеперечисленные ребята полностью перенимают его внешность, память, генетические данные, привычки и даже одежду, после чего они способны превратится в съеденного. Маскировка идеальна настолько, что не отличит ни близкий круг общения съеденного, ни даже медицинская проверка, из-за чего в рядах солдат царит ТАКАЯ паранойя, что от малейшего подозрения начинают стрелять на поражение (именно так работает способность «Обман» в первой части).

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — ассасины храма Каллидус благодаря наркотику полиморфину могут перевоплощаться хоть в чучело огородное.
    • Среди орков с одной стороны часто встречается неправдоподобно убедительная маскировка, когда обмазанный фиолетовой краской бочонок с табличкой «Сдесь оркав нет!» является идеальным способом одурачить врага. С другой стороны, есть такой коммандос всея орков Сникрот и его «Красные черепа», способные приходить из ниоткуда, ночами вырезать целые казармы имперцев и снова растворяться в джунглях. Достаточно сказать, что когда орков выпинали с планеты по итогам Второго вторжения на Армагеддон, Сникрот остался в джунглях, а когда спустя 50 лет Газкулл привёл туда новый WAAAAAAAAGH!, Сникрот всё ещё партизанил.
« Сникрот хорошо усвоил урок. Он поклялся устраивать партизанские вылазки из глубин джунглей. Он снял с себя практически всё обмундирование так, чтобы цвет его кожи сливался со цветом джунглей. Вместе со своими Коммандос он стал неразличим среди спутанных ветвей растительности, а их толстая кожа и сильный метаболизм наделили их сопротивляемостью смертоносным защитным механизмам кошмарного леса. Сникрот со своими парнями оттачивали свои и без того не слабые способности бесшумно передвигаться и устраивать диверсии, пока не научились проникать в бараки Имперской Гвардии и убивать спящих там солдат. Так началась кампания ужаса и психологическая война, с тех пор постоянно досаждающая Имперской военной машине на Армагеддоне. »
— Кодекс орков, 7-я редакция.

Реальная жизнь[править]

  • Актёр по определению должен быть мастером перевоплощения, хотя многим хватает и одного амплуа.
  • Таких много в армии:
    • Снайперы — для них хорошая маскировка — буквально вопрос жизни и смерти.
    • Разведчики — аналогично.
  • Охотники.
  • Ниндзя, ассасины и прочие деятели подобного рода.
  • Всякие мошенники умеют перевоплощаться и ездить по ушам.
  • Так называемая «социальная инженерия» у хакеров — умение убедительно разговорить так, чтобы сообщили пароль или иную косвенную информацию, дающую путь к получению доступа.
  • В мире животных — осьминоги. Способны за секунды менять цвет, рисунок и даже «рельеф» своего тела, полностью сливаясь с дном или кораллами, сжиматься и растягиваться, чтобы протиснуться куда угодно, а некоторые даже умеют маскироваться под ядовитых рыб или морских змей.
    • И хамелеоны туда же.
    • И камбалы умеют изменять свой окрас под цвет дна. Говорят, будто может даже поменять окраску на шахматные поля, если под неё поместить шахматную доску.
  • А животные, у которых окраска позволяет им сливаться с местностью (т. наз. покровительственная окраска)? Их вообще не перечесть, от лягушки (невидимой, пока не прыгнет в воду) до тигра (невидимого, пока не прыгнет на тебя).
  • Явления мимикрии (подражания в облике) как таковые. Некоторые животные маскируются под неодушевлённые/несъедобные объекты, некоторые — под других животных, которых их враги избегают. Забавно получается, когда насекомое-листовидку начинают жевать другие насекомые, приняв её за листья…