Пейзажное гуро: различия между версиями
(Новая страница: «{{TVTropes|SceneryGorn|Scenery Gorn}} thumb|right|Мир, где ничего хорошего произойти не может Файл:Карабаш.jpg|thumb|right|Тянет на Мордор, хотя сил зла вы здесь не найдете.<ref>Между прочим, силы тьмы у Толкина символизируют еще и промышленный переворот — в противов...») |
|||
(не показано 9 промежуточных версий 7 участников) | |||
Строка 2: | Строка 2: | ||
[[Файл:scenery_gorn.jpg|thumb|right|Мир, где ничего хорошего произойти не может]] | [[Файл:scenery_gorn.jpg|thumb|right|Мир, где ничего хорошего произойти не может]] | ||
[[Файл: | [[Файл:The Pitt.jpg|thumb|right|Питтсбург в мире Fallout.]] | ||
Унылые, депрессивные, всем своим видом навевающие тоску ландшафты призваны показать аудитории, что в жизни героев все плохо, а сейчас, возможно, станет еще хуже. Если при виде фона, на котором разворачиваются события, вам хочется зажмуриться и взмолиться «Сделайте меня это развидеть! | Унылые, депрессивные, всем своим видом навевающие тоску ландшафты призваны показать аудитории, что в жизни героев все плохо, а сейчас, возможно, станет еще хуже. Если при виде фона, на котором разворачиваются события, вам хочется зажмуриться и взмолиться «Сделайте меня это развидеть!» — перед нами '''пейзажное гуро'''. | ||
Пейзажное | Пейзажное гуро — неизменная примета [[постапокалипсис]]а. [[Ржавое будущее]] также тяготеет к эстетике пейзажного гуро. Ну и никак нельзя обойтись без него, снимая [[фильм-катастрофа|фильм-катастрофу]]. | ||
В [[реализм|реалистических произведениях]] пейзажное гуро встречается либо в виде «[[война — это кошмар|пейзажа после битвы]]», либо в показе (описании) [[город-призрак|умирающих городов]] современности. Или это вполне живые | В [[реализм|реалистических произведениях]] пейзажное гуро встречается либо в виде «[[война — это кошмар|пейзажа после битвы]]», либо в показе (описании) [[город-призрак|умирающих городов]] современности. Или это вполне живые города — но показаны их [[городские трущобы|самые неблагополучные]] районы: бездуховная застройка одинаковыми серыми бетонными коробками, замусоренные улицы, ржавые крыши и пожарные лестницы, и все это в обилии размалевано отвратительными граффити. | ||
Если пейзажное гуро встречается в [[фэнтези]] | Если пейзажное гуро встречается в [[фэнтези]] — это, как правило, место обитания [[Темный властелин|Темного Властелина]] и его [[Злобный прихвостень|прихвостней]]. Непревзойденным мастером пейзажного гуро является профессор Толкин: созданный им [[Мордор]] удостоился отдельного тропа. Впрочем, Мордор — это частный случай «[[так плохо, что уже хорошо]]»: величественные столбы огня над Роковой Горой уже больше тянут на [[пейзажное порно]]. | ||
[[Антиутопия]] нередко демонстрирует особый вид пейзажного гуро: вполне прочные и на свой лад величественные здания, дизайн которых совершенно сознательно предназначен для того, чтобы пробуждать в людях уныние, страх и депрессию. | [[Антиутопия]] нередко демонстрирует особый вид пейзажного гуро: вполне прочные и на свой лад величественные здания, дизайн которых совершенно сознательно предназначен для того, чтобы пробуждать в людях уныние, страх и депрессию. | ||
Строка 17: | Строка 17: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* «[[Слове о полку Игореве]]»: | * «[[Слове о полку Игореве]]»: пейзажи — предвестники кровавых битв: {{q|pre=1| | ||
Игорь к Дону движется с полками, | Игорь к Дону движется с полками, | ||
А беда несется вслед за ним: | А беда несется вслед за ним: | ||
Строка 46: | Строка 46: | ||
* Многие места в Мире Снов у [[Лавкрафт]]а, за исключением обжитых локаций, выглядят очень жутко. Например, окрестности Неведомого Кадата и Подземный мир. | * Многие места в Мире Снов у [[Лавкрафт]]а, за исключением обжитых локаций, выглядят очень жутко. Например, окрестности Неведомого Кадата и Подземный мир. | ||
* Р. Сабатини, «[[Одиссея капитана Блада|Хроника капитана Блада]]»: | * Р. Сабатини, «[[Одиссея капитана Блада|Хроника капитана Блада]]»: | ||
** ([[с прикрученным фитильком]]) | ** ([[с прикрученным фитильком]]) — в таких словах описана обстановка на «Бонавентуре». «Потолок был так низок, что рослые Блад и Хагторп едва не касались его головой. Столь же убога была и обстановка каюты: несколько ларей с брошенными на них подушками вокруг простого, некрашеного стола, изрезанного ножами, давно не мытого. Невзирая на распахнутые настежь кормовые окна, воздух в каюте был спёртым и удушливым: пахло канатами, затхлой трюмной водой». | ||
** Тюрьма на Пуэрто-Рико, в которой содержались пленные корсары Блада. «В полутёмной камере, освещавшейся только маленьким незастеклённым окошком с толстой решёткой под самым потолком, они лежали на голом каменном полу. В этом тесном, грязном помещении стояло такое зловоние, что дон Педро отшатнулся, словно от удара в грудь. Дон Хайме вытащил из кармана носовой платок, благоухавший вербеной, и поднёс его к носу. Корсары, закованные в тяжёлые цепи, оборванные, измученные, грязные, нечёсаные и небритые, так как все туалетные принадлежности были у них отобраны, образовали небольшую группу. На пол было брошено немного гнилой соломы, заменявшей им постель». | ** Тюрьма на Пуэрто-Рико, в которой содержались пленные корсары Блада. «В полутёмной камере, освещавшейся только маленьким незастеклённым окошком с толстой решёткой под самым потолком, они лежали на голом каменном полу. В этом тесном, грязном помещении стояло такое зловоние, что дон Педро отшатнулся, словно от удара в грудь. Дон Хайме вытащил из кармана носовой платок, благоухавший вербеной, и поднёс его к носу. Корсары, закованные в тяжёлые цепи, оборванные, измученные, грязные, нечёсаные и небритые, так как все туалетные принадлежности были у них отобраны, образовали небольшую группу. На пол было брошено немного гнилой соломы, заменявшей им постель». | ||
** В хижине, где устроили ловушку Каузак и Сэм, были «тяжёлый, тошнотворный запах табачного перегара …грязный земляной пол». | ** В хижине, где устроили ловушку Каузак и Сэм, были «тяжёлый, тошнотворный запах табачного перегара …грязный земляной пол». | ||
** Таверна «У французского короля». «В плохо освещённом зале воздух был удушлив от едкого табачного дыма, винного перегара, испарений человеческих тел». | ** Таверна «У французского короля». «В плохо освещённом зале воздух был удушлив от едкого табачного дыма, винного перегара, испарений человеческих тел». | ||
* Дж. Оруэлл, «[[1984]] | * Дж. Оруэлл, «[[1984]]» — [[Великий Смог|Лондон]] выглядит максимально угрюмо, дома десятилетиями не ремонтируются. [[Архитектурная доминанта|Над всем возвышаются]] четыре 300-метровые пирамиды Министерств Мира, Любви, Правды и Изобилия — чтобы психологически давить на людей. Вне Лондона расположены [[мёртвые земли]]. | ||
* И. | * И. А. Ефремов, цикл «[[Великое Кольцо]]» — [[Час Быка|планета Торманс]]. | ||
* [[Братья Стругацкие]], «[[Трудно быть богом]]». {{q| | * [[Братья Стругацкие]], «[[Трудно быть богом]]». {{q| | ||
Они спустились к свалке и, зажимая носы, пошли шагать через кучи отбросов, трупы собак и зловонные лужи, кишащие белыми червями. В утреннем воздухе стоял непрерывный гул мириадов изумрудных мух. Дон Тамэо, сильно забрызгавшись, въехал ногой в желто-зеленую лужу и, чтобы не свалиться, ухватился за Румату. | Они спустились к свалке и, зажимая носы, пошли шагать через кучи отбросов, трупы собак и зловонные лужи, кишащие белыми червями. В утреннем воздухе стоял непрерывный гул мириадов изумрудных мух. Дон Тамэо, сильно забрызгавшись, въехал ногой в желто-зеленую лужу и, чтобы не свалиться, ухватился за Румату. | ||
Строка 58: | Строка 58: | ||
:* [[С прикрученным фитильком]]. «Нестерпимо звенели комары. В мутном небе дрожали редкие тусклые звезды. Дул порывами несильный ветер, теплый и холодный одновременно, как всегда осенью в этой приморской стране с душными, пыльными днями и зябкими вечерами. …Мерцали под звездами болота, воняющие неживой ржавчиной, темнели курганы и сгнившие частоколы времен Вторжения. Далеко слева вспыхивало и гасло угрюмое зарево: должно быть, горела деревушка. …Простиралась эта страна, накрытая одеялом комариных туч, раздираемая оврагами, затопляемая болотами, пораженная лихорадками, морами и зловонным насморком». | :* [[С прикрученным фитильком]]. «Нестерпимо звенели комары. В мутном небе дрожали редкие тусклые звезды. Дул порывами несильный ветер, теплый и холодный одновременно, как всегда осенью в этой приморской стране с душными, пыльными днями и зябкими вечерами. …Мерцали под звездами болота, воняющие неживой ржавчиной, темнели курганы и сгнившие частоколы времен Вторжения. Далеко слева вспыхивало и гасло угрюмое зарево: должно быть, горела деревушка. …Простиралась эта страна, накрытая одеялом комариных туч, раздираемая оврагами, затопляемая болотами, пораженная лихорадками, морами и зловонным насморком». | ||
* Рэй [[Брэдбери]], «Все лето в один день». Не просто антураж, а основной источник конфликта. Да и возможно, что жизнь в таких условиях является одной из причин, почему большинство персонажей стали [[маленькие гадёныши|маленькими гаденышами]] (но это уже каждый решает сам). | * Рэй [[Брэдбери]], «Все лето в один день». Не просто антураж, а основной источник конфликта. Да и возможно, что жизнь в таких условиях является одной из причин, почему большинство персонажей стали [[маленькие гадёныши|маленькими гаденышами]] (но это уже каждый решает сам). | ||
* Сьюзен Коллинз, «Голодные | * Сьюзен Коллинз, «Голодные игры» — дистрикт 12 никогда не мог получить звания пейзажного порно, но после его разноса в конце 2-й и начале 3-й части… | ||
* «[[Архимаг (серия книг)|Архимаг]] | * «[[Архимаг (серия книг)|Архимаг]]» — один Лэнг чего стоит! | ||
* Ральф Питерс, «Война 2020 | * Ральф Питерс, «Война 2020 года» — территория СССР, вплоть до того, что герои боятся трогать голыми руками снег в казахской степи и судорожно ищут хотя бы временно пригодное по медицинским параметрам место для временного размещения на заброшенном заводе. | ||
* Р. Харрис, | * Р. Харрис, «Архангел» — в вышеуказанном городе, как автор именует Архангельск, на вокзале висит счетчик Гейгера, и если на нем меньше 15 мРн/час, можно спокойно выходить в город (что делать, если нет, не сказано, оставаться внутри, или вставать в очередь на талоны в очередь на талона на ОЗК). Сам город удостоен гордого звания «Питтсбург<ref>Для американцев в переносном смысле — мрачный, унылый, депрессивный и опасный город, нечто среднее между Бобруйском и Чернобылем.</ref> после ядерной войны». | ||
* Александр Сергеевич Ясинский, «Эсхатология»: {{q|pre=1| | * Александр Сергеевич Ясинский, «Эсхатология»: {{q|pre=1| | ||
Это было незадолго до того, как солнце перестало греть и обессиленное пало на Землю. Песочные часы Вселенной треснули и рассыпались, обратившись в прах, даже само Время состарилось и умерло. Также как и многие понятия, оно стало сытной пищей для червей. Свои права заявила темная эпоха безумных людей и странных деяний, Эпоха Тлена, если так будет угодно, именно о тех днях и пойдет наше повествование. | Это было незадолго до того, как солнце перестало греть и обессиленное пало на Землю. Песочные часы Вселенной треснули и рассыпались, обратившись в прах, даже само Время состарилось и умерло. Также как и многие понятия, оно стало сытной пищей для червей. Свои права заявила темная эпоха безумных людей и странных деяний, Эпоха Тлена, если так будет угодно, именно о тех днях и пойдет наше повествование. | ||
Строка 67: | Строка 67: | ||
Они миновали пользовавшиеся дурной славой развалины трактира «Сдохший Единорог», где по ночам все еще до сих пор восходило фиолетовое сияние. Дальше начинались грязевые пустоши…|Практически эталон}} | Они миновали пользовавшиеся дурной славой развалины трактира «Сдохший Единорог», где по ночам все еще до сих пор восходило фиолетовое сияние. Дальше начинались грязевые пустоши…|Практически эталон}} | ||
* Роман Дрю Карпишина «Реван», продолжение игры «[[Star Wars|Рыцари Старой Республики]]». Планета Нафема, вся жизнь и даже жизненная энергия на которой была поглощена императором в ходе темного ритуала. | * Роман Дрю Карпишина «Реван», продолжение игры «[[Star Wars|Рыцари Старой Республики]]». Планета Нафема, вся жизнь и даже жизненная энергия на которой была поглощена императором в ходе темного ритуала. | ||
** В | ** В кино — огненная планета Мустафар, а вообще «Звёздные войны» больше любят эстетику пейзажного порно, чем гуро. | ||
* Сергей Другаль, рассказ «Мы, дающие» из космического цикла. Планета | * Сергей Другаль, рассказ «Мы, дающие» из космического цикла. Планета Экола — сочетание пейзажного гуро (на 99 % поверхности планеты) и пейзажного порно (в резиденции диктатора, последнем месте, где сохранился лес и животные). | ||
** Он же, повесть «Язычники» из цикла про ИРП | ** Он же, повесть «Язычники» из цикла про ИРП — остров Джанатия, педаль в земную кору. Там даже воздухом дышать невозможно и бедняки (у кого нет денег на нормальный респиратор) массово мрут от астмы. | ||
* Кристофер Паолини, «[[Эрагон|Наследие]]» — Пылающие Равнины (Дю Вёллар Эльдрварья), богатые торфом равнины на границе империи Броддринг и Сурды. Во время одной из древних битв между всадниками драконы подожгли торф, огонь проник глубоко под землю и из-за тлеющего торяфяного пожара равнины покрыты густым дымом уже более ста лет. | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «Коянискатци» | * «Коянискатци» | ||
* Любой [[фильм-катастрофа]] | * Любой [[фильм-катастрофа]] — «Послезавтра», «2012». | ||
* [[Blade Runner| | * «[[Blade Runner|Бегущий по лезвию]]». | ||
* [[Восемь сотен]] — вынесенная подчистую японскими бомбардировками часть Шанхая. | |||
* «[[The Road|Дорога]]». | * «[[The Road|Дорога]]». | ||
* | * «Я — легенда». | ||
* [[The Matrix| | * «[[The Matrix|Матрица]]» — реальный мир. Особенно Город Машин (впрочем, с точки «энергетического» зрения Нео — [[так плохо, что уже хорошо]]). | ||
* «Властелин | * «Властелин колец» — Мордор. И этим всё сказано. | ||
* «Девять». | * «Девять». | ||
* «Сталкер» Тарковского. | * «Сталкер» Тарковского. | ||
* «Судья | * «Судья Дредд» — и старый, и новый. | ||
* «Бразилия» Терри Гиллиама. | * «Бразилия» Терри Гиллиама. | ||
* [[RoboCop| | * «[[RoboCop|Робокоп]]» — все сцены в Старом Детройте. Дела настолько плохи, что в управляющей компании решили всё снести к чертям собачьим и отстроить Дельта-Сити с нуля. В принципе, неплохая идея — вот только если бы они учитывали и мнение жителей… Кстати, в реальности Детройт всё ближе и ближе к кинообразу. | ||
* | * «Идиократия» — кстати, люди будущего сами довели мир до такого состояния. Заодно «[[так грубо, что уже смешно]]» во все поля. | ||
* Земля в «Элизиуме». | * Земля в «Элизиуме». | ||
* «Через тернии к | * «Через тернии к звёздам» — планета Десса. | ||
* «Номер | * «Номер 44» — Советский союз в этом фильме больше тянет на Мордор, а то и на Ад. А в книге всё ещё хуже. | ||
* | * «Ной» — Несмотря на то, что [[Разноцветный космос|небо здесь прекрасно]], допотопная Земля выглядит безжизненной и угнетающей. Особенно пугают города потомков [[Библия|Каина]], которые во всём этом виноваты. | ||
* «Терминатор» же, вся серия, мир во время\после восстания машин. | * «Терминатор» же, вся серия, мир во время\после восстания машин. | ||
* «Дэдпул | * «Дэдпул 2» — как обычно — в будущем, из которого прибыл Кейбл, всё плохо. | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* [[Steven Universe]] | * [[Steven Universe]] — {{spoiler|Детский сад}} и его окрестности выглядят совершенно безжизненными. Вдобавок он утыкан машинами самоцветов, напоминающими вирусы-бактериофаги. Это особенно бросается в глаза по контрасту с типичным для сериала [[пейзажное порно|пейзажным порно]]. | ||
=== Веб-комиксы === | === Веб-комиксы === | ||
* [[Homestuck]]: Земля Пульса и Мглы, чёрная земля, покрытая реками крови, а в | * [[Homestuck]]: Земля Пульса и Мглы, чёрная земля, покрытая реками крови, а в скалах — бьющиеся сердца. Впрочем, Земля Мозгов и Огня тоже ничего. | ||
* Атрибут большинства комиксов про | * Атрибут большинства комиксов про Вонни — обшарпанные подъезды, стены, разрисованные <del>граффити</del> корявыми надписями, кучи мусора и валяющиеся на земле использованные шприцы. | ||
* [[Stand Still, Stay Silent]] | * [[Stand Still, Stay Silent]] — Копенгаген и его пригород Каструп, детально показанные в первом приключении. А также любой другой город, оставшийся в Тихом мире | ||
=== [[Манга]] и [[аниме]] === | === [[Манга]] и [[аниме]] === | ||
Строка 108: | Строка 110: | ||
** Не идёт ни в какое сравнение с [[Biomega]] от того же автора. Там пейзажное гуро ''в самом прямом смысле''. | ** Не идёт ни в какое сравнение с [[Biomega]] от того же автора. Там пейзажное гуро ''в самом прямом смысле''. | ||
* Красочно нарисованы развалины и свалки и в аниме [[Gungrave]]. Разорванные трупы тоже в комплекте. | * Красочно нарисованы развалины и свалки и в аниме [[Gungrave]]. Разорванные трупы тоже в комплекте. | ||
* «[[So Ra No Wo To|Звуки Небес]] | * «[[So Ra No Wo To|Звуки Небес]]» — No man`s land. Без особых деталей {{spoiler| все-таки больше 200 лет прошло}}, но все равно завораживает. | ||
* Space Pirate Captain Harlock: The Endless | * Space Pirate Captain Harlock: The Endless Odyssey — на этом построена большая часть хоррор-эффекта. Большая часть планет, посещаемых главными героями, выглядят так себе, к тому-же, как-то так совпадает, что бывают они там исключительно ночью. Да и пробудившееся Зло не добавляет картине приятности. А уж финальный поход Харлока через Ад (буквально) — это вообще отдельная история. На этом фоне Земля выглядит, как пейзажное порно, но это тоже пугает, учитывая, как и когда персонажи там оказываются. | ||
* [[Bleach]] | * [[Bleach]] — Уэкомундо. | ||
* [[Pokemon]] | * [[Pokemon]] — Искаженный Мир Гиратины. Хотя довольно красивое место. | ||
* [[Hataraku Saibou]] | * [[Hataraku Saibou]] — руины города, в котором обитали клетки, после инцидента с аллергией. | ||
* One Piece — остров Панк-Хазард стал местом битвы между адмиралами Акаину и Аокидзи. Результат — остров стал выглядеть как часть ада: половина расплавлена магмой, половина закована в лёд. | |||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* Вся серия [[Fallout]]. | * Вся серия [[Fallout]]. | ||
* Вся серия [[Silent Hill]]. | * Вся серия [[Silent Hill]]. | ||
* [[S.T.A.L.K.E.R.]] | * [[S.T.A.L.K.E.R.]] — Чернобыльская Зона Отчуждения и в реальности не самое лучшее место для жизни, а здесь она ещё и конкретно подпорчена Выбросами. | ||
* [[Overlord]] | * [[Overlord]] — Бездна и Пустошь. | ||
* Серия [[The Elder Scrolls]] | * Серия [[The Elder Scrolls]] — Молаг Амур и Красная Гора в Morrowind; вид на горизонте на ту же Красную Гору в [[Skyrim]]: Dragonborn, и Каирн Душ из дополнения Dawnguard. | ||
* [[Final Fantasy VII]]: Мидгар и окрестности. | * [[Final Fantasy VII]]: Мидгар и окрестности. | ||
** В шестой части той же игровой [[франшиза|франшизы]] | ** В шестой части той же игровой [[франшиза|франшизы]] — Мир Руин, земля уничтоженная Кефкой Палаццо. | ||
* «I Have No Mouth But I Must | * «I Have No Mouth But I Must Scream» — жутко мрачный [[Квест (жанр)|квест]] по одноимённому рассказу Харлана Эллисона. | ||
* [[Mass Effect/Mass Effect 3|Mass Effect 3]]: любая планета, атакованная Жнецами. Хуже всего, наверное, Земля и [[Mass Effect/Citadel|Цитадель]] в финале. | * [[Mass Effect/Mass Effect 3|Mass Effect 3]]: любая планета, атакованная Жнецами. Хуже всего, наверное, Земля и [[Mass Effect/Citadel|Цитадель]] в финале. | ||
** Во 2 и 3 части, кроме | ** Во 2 и 3 части, кроме прочего — Тучанка, которую кроганы, некстати изобретя ядерное оружие, сами довели до ручки безо всяких Жнецов. | ||
* [[Heroes of Might and Magic| | * «[[Heroes of Might and Magic|Герои Меча и Магии]]» — Некрополис и Инферно (по мере застройки начинают граничить с [[Пейзажное порно|соседним тропом]]). | ||
* Вселенная [[Warcraft]]: Запределье, конечно же! Полуостров Адского | * Вселенная [[Warcraft]]: Запределье, конечно же! Полуостров Адского Пламени — красная демоническая пустошь, Долина Призрачной Луны — чёрно-зелёная, Пустоверть — фиолетовая. Остальные локации тоже кра-айне недружелюбны, кроме разве что Зангартопи и Награнда. | ||
** В Азероте тоже полно мест, поражённых огнём, проклятиями, Древними богами, нежитью: от Ледяной короны в Нортренде до Жутких пустошей Пандарии. Дополнение Cataclysm добавило к уже имеющимся разрушениям последствия «кругосветки» Смертокрыла. | ** В Азероте тоже полно мест, поражённых огнём, проклятиями, Древними богами, нежитью: от Ледяной короны в Нортренде до Жутких пустошей Пандарии. Дополнение Cataclysm добавило к уже имеющимся разрушениям последствия «кругосветки» Смертокрыла. | ||
** Как минимум два | ** Как минимум два мира — Аргус и Ксорот, полностью захвачены демонами. Показывают игроку их совсем чуть-чуть, но сразу понятно — это типичный предмет статьи. | ||
* [[Diablo]] | * [[Diablo]] — любые локации, где превышена норма содержания демонических сил, ну а Пылающая Преисподняя и вовсе вжимает [[педаль в пол]]. | ||
* [[Аллоды]] | * [[Аллоды]] — любые территории, заражённые Астралом. Хотя, сам по себе, он весьма красив. | ||
* Некоторые арены в Mortal Kombat. | * Некоторые арены в Mortal Kombat. Например — пустоши, которые остались после налёта войск [[Темный властелин|Шао Кана]]. | ||
* [[American McGee's Alice]] | * [[American McGee's Alice]] — вся Страна чудес такая. | ||
** В сиквеле, [[Alice: Madness Returns]] | ** В сиквеле, [[Alice: Madness Returns]] — [[Нуар-Сити|реальный Лондон]] и многие области Страны чудес. Правда, поначалу перемежается с [[Пейзажное порно|яркими уровнями]], но после середины игры гуро берет своё и выжимает [[педаль в пол]]. | ||
* [[Clive Barker's Undying]] | * [[Clive Barker's Undying]] — Онейрос, Город Снов (точнее, кошмаров). Архитектура а-ля цивилизации Ближнего Востока в сочетании с вездесущей краснотой сама по себе вводит в уныние. А уж когда появятся местные жители… | ||
* [[Clive Barker's Jericho]] | * [[Clive Barker's Jericho]] — практически на всех уровнях. | ||
* Carcer City в [[Manhunt]], отсылка к Детройту. К тому же, всё действие игры происходит ночью. | * Carcer City в [[Manhunt]], отсылка к Детройту. К тому же, всё действие игры происходит ночью. | ||
* Пейзаж Москвы в «Метро 2033» и «Метро: Луч надежды». Да и интерьеры самого метро не подпадают под троп только потому, что не могут считаться пейзажем. | * Пейзаж Москвы в «Метро 2033» и «Метро: Луч надежды». Да и интерьеры самого метро не подпадают под троп только потому, что не могут считаться пейзажем. | ||
* Грядущая игра [[Scorn]] | * Грядущая игра [[Scorn]] — судя по тому, что показали в роликах, игру можно описать как «ужастик в мире биомеханических кошмаров Гигер-стайл». | ||
* [[Divinity: Original Sin 2]] | * [[Divinity: Original Sin 2]] — педаль в магму давит остров Кровавой Луны, пейзаж там БУКВАЛЬНО гуро | ||
* [[Cry of Fear]] | * [[Cry of Fear]] — игра, по сути, вдохновлена Сайлент Хиллом. | ||
* [[Sonic|Shadow the Hedgehog]] | * [[Sonic|Shadow the Hedgehog]] — большинство уровней игры и вся атмосфера в целом, приправленная соответствующей музыкой, взрывами, стрельбой и истошно кричащими людьми. В других играх серии встречается эпизодически, например, Station Square в SA после нападения Хаоса, или Crisis City из будущего в STH2006. | ||
* Горький-17/18. Особенно разбомбленный штурмовиками порт, откуда начинается игра. Сам город выглядит, как недавно покинутый жителями… ой, не покинутый, это теперь жители такие. | * Горький-17/18. Особенно разбомбленный штурмовиками порт, откуда начинается игра. Сам город выглядит, как недавно покинутый жителями… ой, не покинутый, это теперь жители такие. | ||
* [[Grim Dawn]]: половина игры такая, постапокалипсис всё-таки. Есть относительно нетронутые места, есть руины, есть загаженные Эфирными поля, где легко отдать Эмпириону душу, просто стоя на земле, и есть Хтонийские | * [[Grim Dawn]]: половина игры такая, постапокалипсис всё-таки. Есть относительно нетронутые места, есть руины, есть загаженные Эфирными поля, где легко отдать Эмпириону душу, просто стоя на земле, и есть Хтонийские разломы — [[мёртвые земли]], где нет источников света, кроме магмы. Но это всё так, цветочки. Вот когда вы дойдёте до финала Мальмута, вы поймёте, что такое '''настоящее''' пейзажное гуро: {{spoiler|целые огромные [[данж]]и, [[Боди-хоррор|сотканные из плоти]] тысяч и тысяч [[Участь хуже смерти|ещё живых людей]]. Кстати, угадайте, зачем Эфирным монстрам женщины?}} | ||
* [[Half-Life]] | * [[Half-Life]] — в первой игре серии так выглядело чужеродное измерение Зен. | ||
** В фанатском ремейке Black Mesa уже получилась [[Пейзажное порно|инверсия тропа]]. | ** В фанатском ремейке Black Mesa уже получилась [[Пейзажное порно|инверсия тропа]]. | ||
** А во | ** А во второй — уже Земля. | ||
* [[Prototype]] | * [[Тургор]] — тут вообще не поймешь, где заканчивается пейзажное порно и начинается пейзажное гуро, учитывая, что цветов (которые тут символизируют жизнь) в этом сеттинге хронически не хватает. Но особо можно выделить такие места, как жутковатые покои Безымянной Сестры и Яни, а также большую часть рудников и садов (за исключением разве что более-менее окрашенных садов Завиток и Память). | ||
* Stygian: Reign of the Old | * [[Prototype]] — медленно, но верно Манхэттен превращается в именно это. | ||
* [[SOMA]] | * Stygian: Reign of the Old Ones — Аркхэм и его окрестности. | ||
* [[Hellgate: London]]: все уровни вне закрытых и защищенных станций | * [[SOMA]] — PATHOS-II, по которому приключается главный герой. | ||
* [[Borderlands (серия игр)]] | * [[Hellgate: London]]: все уровни вне закрытых и защищенных станций метрополитена — единственного оплота выживших. | ||
* [[Borderlands (серия игр)]] — по всей Пандоре — следы активной, но провальной колонизации. Горы мусора, брошенные шахты, котлованы и машины. Посёлки и города чаще всего построены дендрофекальным методом. Да и природа этой планеты малопривлекательна. Главный пейзаж — пустыня. Или скалы. Или пустыня со скалами. | |||
* [[Warframe]] предлагает вам отправится на деймос. Планета огромных тентаклей, мясной поверхности и покореженных руин. | * [[Warframe]] предлагает вам отправится на деймос. Планета огромных тентаклей, мясной поверхности и покореженных руин. | ||
Строка 158: | Строка 162: | ||
=== Прочее === | === Прочее === | ||
* Пёстошь из одноимённой серии | * Пёстошь из одноимённой серии крипипаст — педаль пробивает пол, верхние слои покрывшей всю планету мутировавшей собачьей плоти и срастается с чем-то внутри. Это гуро в ''исходном'', хентайном смысле слова, и вообще очень жёсткий сеттинг, основанный именно на пейзаже. | ||
* Участок 354, Карманное измерение, области, заражённые SCP-610, мир SCP-1499 и многие другие [[SCP Foundation/Наиболее известные (и просто примечательные) объекты|SCP]] | * Участок 354, Карманное измерение, области, заражённые SCP-610, мир SCP-1499 и многие другие [[SCP Foundation/Наиболее известные (и просто примечательные) объекты|SCP]] | ||
Строка 164: | Строка 168: | ||
* Припять же! | * Припять же! | ||
* Любой город, попавший в зону серьёзных боевых действий (особенно под артиллерийские или авиационные бомбёжки), во время и сразу после окончания боя представляет собой предмет статьи. | * Любой город, попавший в зону серьёзных боевых действий (особенно под артиллерийские или авиационные бомбёжки), во время и сразу после окончания боя представляет собой предмет статьи. | ||
** Сталинград и Варшава во время Второй мировой | ** Сталинград и Варшава во время Второй мировой войны — педаль в пол: их пришлось отстраивать с «голой земли». [[:lm:Бомбардировка Дрездена|Дрезден тоже «прославился»]]. | ||
** Хиросима и Нагасаки сразу после окончания | ** Хиросима и Нагасаки сразу после окончания ВМВ — педаль в асфальт. [[Справочник автора/Ядерное оружие|Ну вы поняли…]] | ||
* Централия (Пенсильвания, США) как раз и послужила источником вдохновения для Silent Hill. А чего вы ожидали после продолжительных подземных пожаров в шахтах? | * Централия (Пенсильвания, США) как раз и послужила источником вдохновения для Silent Hill. А чего вы ожидали после продолжительных подземных пожаров в шахтах? | ||
* Как уже упоминалось выше, заброшенные районы Детройта (Мичиган, США). | * Как уже упоминалось выше, заброшенные районы Детройта (Мичиган, США). | ||
* Остров Хасима в Японии. Сначала был местом где добывали уголь, потом уголь кончился и остров забросили. Что | * Остров Хасима в Японии. Сначала был местом где добывали уголь, потом уголь кончился и остров забросили. Что интересно — когда-то считался самым обитаемым местом на Земле, там проживало более 13000 человек на км² суши. | ||
* Сознательная [[аверсия]]: на Крайнем Севере дома красят в предельно яркие цвета. Именно чтобы не было пейзажного гуро! Получается не всегда. А ещё там большие, в целый этаж, номера | ** То же самое и с Науру, самым маленьким островным государством в мире. Там тоже добывали ископаемые, только не уголь, а фосфориты, приче добывали так активно и прибыльно, что местное население бездельничало и жило на одни только деньги с разрешений на разработку, а местный ВВП был какое-то время чуть ли не самым большим в мире. Но потом фосфориты кончились, население теперь живет на подачки от Австралии и подработки, а весь центр острова превратился в серый изрыто-бугристый ужас, который еще ой как не скоро опять станет жизнеспособным. | ||
* Невольный затяжной [[зигзаг]]: знаменитая Саграда-Фамилья в Барселоне. Смотрится настолько странно, что многими считается (и абсолютно неверно) попросту уродливой. Проблема в том, что | * Сознательная [[аверсия]]: на Крайнем Севере дома красят в предельно яркие цвета. Именно чтобы не было пейзажного гуро! Получается не всегда. А ещё там большие, в целый этаж, номера домов — из-за плохой видимости. | ||
* Невольный затяжной [[зигзаг]]: знаменитая Саграда-Фамилья в Барселоне. Смотрится настолько странно, что многими считается (и абсолютно неверно) попросту уродливой. Проблема в том, что собор — эпичный вялотекущий долгострой, по большей части заросший барселонскими пылью и копотью. Гауди принципиально не стал бы ни проектировать ни возводить гурятину — он был ярым противником отрицания в роли архитектуры декоративного аспекта. | |||
* В [http://lana-sator.livejournal.com/224490.html Абхазии] такого много. | * В [http://lana-sator.livejournal.com/224490.html Абхазии] такого много. | ||
* [[Великая река|Река]] [[Индийские песни и пляски|Ганг]]. Правда не вся, но в некоторых местах, например у Варанаси и Дакки она вдавливает педаль в земную поверхность: там ВООБЩЕ не водится никаких организмов, даже микроорганизмов. Полностью соответствует тропу приток | * [[Великая река|Река]] [[Индийские песни и пляски|Ганг]]. Правда не вся, но в некоторых местах, например у Варанаси и Дакки она вдавливает педаль в земную поверхность: там ВООБЩЕ не водится никаких организмов, даже микроорганизмов. Полностью соответствует тропу приток Ганга — Буриганга. Воистину, Ганг, твои воды замутились! | ||
* В той или иной степени любой спальный район или промзона постсоветского города поздней осенью/зимой. Педаль в пол, если часть зданий заброшена, изношена и заселена бомжами. | * В той или иной степени любой спальный район или промзона постсоветского города поздней осенью/зимой. Педаль в пол, если часть зданий заброшена, изношена и заселена бомжами. | ||
** С промзонами [[Проблема противоположных оценок|тут уже далеко не все так просто]]. Есть в них своя эстетика, которую отдельные люди до конца осени ждут. | ** С промзонами [[Проблема противоположных оценок|тут уже далеко не все так просто]]. Есть в них своя эстетика, которую отдельные люди до конца осени ждут. | ||
** Нефтяные поля Апшеронского полуострова. Пустыня практически без растительности, утыканная ядовитого вида озерцами и ржавыми наносами, задумчиво качающими нефть. На контрасте с цветастой восточной роскошью Баку особенно обескураживает. | ** Нефтяные поля Апшеронского полуострова. Пустыня практически без растительности, утыканная ядовитого вида озерцами и ржавыми наносами, задумчиво качающими нефть. На контрасте с цветастой восточной роскошью Баку особенно обескураживает. | ||
** Был еще более страшный аналог и в | ** Был еще более страшный аналог и в США — жилой квартал Прюитт-Игоу. Застроен квартал был по советскому типу, и туда пригласили малоимущих (в основном чернокожих из криминальных районов), при этом ''полностью'' освободив их от уплат за ЖКХ. Сначала жильцы вполне себе мирно жили и пытались подниматься с социального дна, но в итоге большинство из них бросило такие попытки и окончательно распоясалось за отсутствием ответственности. В результате началось битьё окон, справление нужды где попало, и в квартале разрослась жуткая преступность (с наркоторговлей, изнасилованием в лифтах, драками банд и т. д.). Протечки канализации и прочие ЖКХ-безобразия никто не чинил вообще — мастера боялись приезжать в этот рассадник. Неудивительно, что через какое-то время весь квартал просто срыли подчистую. | ||
* Жилая застройка многих крупных южных городов заставляет ностальгировать по отечественным хрущобам. Представьте кварталы квадратных панельных пятиэтажек практически без дворов, скверов и площадей, со стандартным расстоянием между домами в несколько метров. И все это тянется на многие километры. Автора правки в этом плане неприятно поразили вполне европейские Афины, но можно предположить, что где-нибудь в Дели или Тегеране куда хуже. | * Жилая застройка многих крупных южных городов заставляет ностальгировать по отечественным хрущобам. Представьте кварталы квадратных панельных пятиэтажек практически без дворов, скверов и площадей, со стандартным расстоянием между домами в несколько метров. И все это тянется на многие километры. Автора правки в этом плане неприятно поразили вполне европейские Афины, но можно предположить, что где-нибудь в Дели или Тегеране куда хуже. | ||
* Заброшенные деревни. | * Заброшенные деревни. | ||
* Город-крепость Коулун может заткнуть за пояс очень многие примеры из статьи | * Город-крепость Коулун может заткнуть за пояс очень многие примеры из статьи: когда большое количество людей оказываются на маленькой ограниченной территории с сомнительным административным статусом, они превратят ее в как попало состроенный улей как внешне, так и изнутри. | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{примечания}} | |||
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}} | {{Nav/Штампы/Явления и идеи}} | ||
{{Nav/Постапокалипсис}} | {{Nav/Постапокалипсис}} | ||
{{Nav/BeautifulTerrible}} | {{Nav/BeautifulTerrible}} |
Текущая версия на 21:08, 20 декабря 2024
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Scenery Gorn. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Унылые, депрессивные, всем своим видом навевающие тоску ландшафты призваны показать аудитории, что в жизни героев все плохо, а сейчас, возможно, станет еще хуже. Если при виде фона, на котором разворачиваются события, вам хочется зажмуриться и взмолиться «Сделайте меня это развидеть!» — перед нами пейзажное гуро.
Пейзажное гуро — неизменная примета постапокалипсиса. Ржавое будущее также тяготеет к эстетике пейзажного гуро. Ну и никак нельзя обойтись без него, снимая фильм-катастрофу.
В реалистических произведениях пейзажное гуро встречается либо в виде «пейзажа после битвы», либо в показе (описании) умирающих городов современности. Или это вполне живые города — но показаны их самые неблагополучные районы: бездуховная застройка одинаковыми серыми бетонными коробками, замусоренные улицы, ржавые крыши и пожарные лестницы, и все это в обилии размалевано отвратительными граффити.
Если пейзажное гуро встречается в фэнтези — это, как правило, место обитания Темного Властелина и его прихвостней. Непревзойденным мастером пейзажного гуро является профессор Толкин: созданный им Мордор удостоился отдельного тропа. Впрочем, Мордор — это частный случай «так плохо, что уже хорошо»: величественные столбы огня над Роковой Горой уже больше тянут на пейзажное порно.
Антиутопия нередко демонстрирует особый вид пейзажного гуро: вполне прочные и на свой лад величественные здания, дизайн которых совершенно сознательно предназначен для того, чтобы пробуждать в людях уныние, страх и депрессию.
Примеры[править]
Литература[править]
- «Слове о полку Игореве»: пейзажи — предвестники кровавых битв:
« | Игорь к Дону движется с полками, |
» |
— Пересказ Н. Заболоцкого |
- Зинаида Гиппиус:
« | Клубясь, ползет червивый |
» |
— «Желтое окно» |
- Многие места в Мире Снов у Лавкрафта, за исключением обжитых локаций, выглядят очень жутко. Например, окрестности Неведомого Кадата и Подземный мир.
- Р. Сабатини, «Хроника капитана Блада»:
- (с прикрученным фитильком) — в таких словах описана обстановка на «Бонавентуре». «Потолок был так низок, что рослые Блад и Хагторп едва не касались его головой. Столь же убога была и обстановка каюты: несколько ларей с брошенными на них подушками вокруг простого, некрашеного стола, изрезанного ножами, давно не мытого. Невзирая на распахнутые настежь кормовые окна, воздух в каюте был спёртым и удушливым: пахло канатами, затхлой трюмной водой».
- Тюрьма на Пуэрто-Рико, в которой содержались пленные корсары Блада. «В полутёмной камере, освещавшейся только маленьким незастеклённым окошком с толстой решёткой под самым потолком, они лежали на голом каменном полу. В этом тесном, грязном помещении стояло такое зловоние, что дон Педро отшатнулся, словно от удара в грудь. Дон Хайме вытащил из кармана носовой платок, благоухавший вербеной, и поднёс его к носу. Корсары, закованные в тяжёлые цепи, оборванные, измученные, грязные, нечёсаные и небритые, так как все туалетные принадлежности были у них отобраны, образовали небольшую группу. На пол было брошено немного гнилой соломы, заменявшей им постель».
- В хижине, где устроили ловушку Каузак и Сэм, были «тяжёлый, тошнотворный запах табачного перегара …грязный земляной пол».
- Таверна «У французского короля». «В плохо освещённом зале воздух был удушлив от едкого табачного дыма, винного перегара, испарений человеческих тел».
- Дж. Оруэлл, «1984» — Лондон выглядит максимально угрюмо, дома десятилетиями не ремонтируются. Над всем возвышаются четыре 300-метровые пирамиды Министерств Мира, Любви, Правды и Изобилия — чтобы психологически давить на людей. Вне Лондона расположены мёртвые земли.
- И. А. Ефремов, цикл «Великое Кольцо» — планета Торманс.
- Братья Стругацкие, «Трудно быть богом».
« | Они спустились к свалке и, зажимая носы, пошли шагать через кучи отбросов, трупы собак и зловонные лужи, кишащие белыми червями. В утреннем воздухе стоял непрерывный гул мириадов изумрудных мух. Дон Тамэо, сильно забрызгавшись, въехал ногой в желто-зеленую лужу и, чтобы не свалиться, ухватился за Румату.
|
» |
— Места, непривычные для донов |
- С прикрученным фитильком. «Нестерпимо звенели комары. В мутном небе дрожали редкие тусклые звезды. Дул порывами несильный ветер, теплый и холодный одновременно, как всегда осенью в этой приморской стране с душными, пыльными днями и зябкими вечерами. …Мерцали под звездами болота, воняющие неживой ржавчиной, темнели курганы и сгнившие частоколы времен Вторжения. Далеко слева вспыхивало и гасло угрюмое зарево: должно быть, горела деревушка. …Простиралась эта страна, накрытая одеялом комариных туч, раздираемая оврагами, затопляемая болотами, пораженная лихорадками, морами и зловонным насморком».
- Рэй Брэдбери, «Все лето в один день». Не просто антураж, а основной источник конфликта. Да и возможно, что жизнь в таких условиях является одной из причин, почему большинство персонажей стали маленькими гаденышами (но это уже каждый решает сам).
- Сьюзен Коллинз, «Голодные игры» — дистрикт 12 никогда не мог получить звания пейзажного порно, но после его разноса в конце 2-й и начале 3-й части…
- «Архимаг» — один Лэнг чего стоит!
- Ральф Питерс, «Война 2020 года» — территория СССР, вплоть до того, что герои боятся трогать голыми руками снег в казахской степи и судорожно ищут хотя бы временно пригодное по медицинским параметрам место для временного размещения на заброшенном заводе.
- Р. Харрис, «Архангел» — в вышеуказанном городе, как автор именует Архангельск, на вокзале висит счетчик Гейгера, и если на нем меньше 15 мРн/час, можно спокойно выходить в город (что делать, если нет, не сказано, оставаться внутри, или вставать в очередь на талоны в очередь на талона на ОЗК). Сам город удостоен гордого звания «Питтсбург[1] после ядерной войны».
- Александр Сергеевич Ясинский, «Эсхатология»:
« | Это было незадолго до того, как солнце перестало греть и обессиленное пало на Землю. Песочные часы Вселенной треснули и рассыпались, обратившись в прах, даже само Время состарилось и умерло. Также как и многие понятия, оно стало сытной пищей для червей. Свои права заявила темная эпоха безумных людей и странных деяний, Эпоха Тлена, если так будет угодно, именно о тех днях и пойдет наше повествование. |
» |
— Практически эталон |
- Роман Дрю Карпишина «Реван», продолжение игры «Рыцари Старой Республики». Планета Нафема, вся жизнь и даже жизненная энергия на которой была поглощена императором в ходе темного ритуала.
- В кино — огненная планета Мустафар, а вообще «Звёздные войны» больше любят эстетику пейзажного порно, чем гуро.
- Сергей Другаль, рассказ «Мы, дающие» из космического цикла. Планета Экола — сочетание пейзажного гуро (на 99 % поверхности планеты) и пейзажного порно (в резиденции диктатора, последнем месте, где сохранился лес и животные).
- Он же, повесть «Язычники» из цикла про ИРП — остров Джанатия, педаль в земную кору. Там даже воздухом дышать невозможно и бедняки (у кого нет денег на нормальный респиратор) массово мрут от астмы.
- Кристофер Паолини, «Наследие» — Пылающие Равнины (Дю Вёллар Эльдрварья), богатые торфом равнины на границе империи Броддринг и Сурды. Во время одной из древних битв между всадниками драконы подожгли торф, огонь проник глубоко под землю и из-за тлеющего торяфяного пожара равнины покрыты густым дымом уже более ста лет.
Кино[править]
- «Коянискатци»
- Любой фильм-катастрофа — «Послезавтра», «2012».
- «Бегущий по лезвию».
- Восемь сотен — вынесенная подчистую японскими бомбардировками часть Шанхая.
- «Дорога».
- «Я — легенда».
- «Матрица» — реальный мир. Особенно Город Машин (впрочем, с точки «энергетического» зрения Нео — так плохо, что уже хорошо).
- «Властелин колец» — Мордор. И этим всё сказано.
- «Девять».
- «Сталкер» Тарковского.
- «Судья Дредд» — и старый, и новый.
- «Бразилия» Терри Гиллиама.
- «Робокоп» — все сцены в Старом Детройте. Дела настолько плохи, что в управляющей компании решили всё снести к чертям собачьим и отстроить Дельта-Сити с нуля. В принципе, неплохая идея — вот только если бы они учитывали и мнение жителей… Кстати, в реальности Детройт всё ближе и ближе к кинообразу.
- «Идиократия» — кстати, люди будущего сами довели мир до такого состояния. Заодно «так грубо, что уже смешно» во все поля.
- Земля в «Элизиуме».
- «Через тернии к звёздам» — планета Десса.
- «Номер 44» — Советский союз в этом фильме больше тянет на Мордор, а то и на Ад. А в книге всё ещё хуже.
- «Ной» — Несмотря на то, что небо здесь прекрасно, допотопная Земля выглядит безжизненной и угнетающей. Особенно пугают города потомков Каина, которые во всём этом виноваты.
- «Терминатор» же, вся серия, мир во время\после восстания машин.
- «Дэдпул 2» — как обычно — в будущем, из которого прибыл Кейбл, всё плохо.
Мультсериалы[править]
- Steven Universe — Детский сад и его окрестности выглядят совершенно безжизненными. Вдобавок он утыкан машинами самоцветов, напоминающими вирусы-бактериофаги. Это особенно бросается в глаза по контрасту с типичным для сериала пейзажным порно.
Веб-комиксы[править]
- Homestuck: Земля Пульса и Мглы, чёрная земля, покрытая реками крови, а в скалах — бьющиеся сердца. Впрочем, Земля Мозгов и Огня тоже ничего.
- Атрибут большинства комиксов про Вонни — обшарпанные подъезды, стены, разрисованные
граффитикорявыми надписями, кучи мусора и валяющиеся на земле использованные шприцы. - Замри. Замолчи — Копенгаген и его пригород Каструп, детально показанные в первом приключении. А также любой другой город, оставшийся в Тихом мире
Манга и аниме[править]
- Действие фильма «Босоногий Гэн» происходит в Хиросиме после атомной бомбардировки.
- Gunnm: Свалка.
- В манге и аниме Trigun люди живут на унылой пустынной планете, к пейзажам которой персонажи добавляют еще немного развалин.
- Berserk. Кэнтаро Миура весьма детально прорисовывал зловещие пейзажи, особенно развалины городов и поля битвы, заваленные гниющими трупами.
- Blame! же! По совместительству Тёмная электроника, которая там вообще везде.
- Не идёт ни в какое сравнение с Biomega от того же автора. Там пейзажное гуро в самом прямом смысле.
- Красочно нарисованы развалины и свалки и в аниме Gungrave. Разорванные трупы тоже в комплекте.
- «Звуки Небес» — No man`s land. Без особых деталей все-таки больше 200 лет прошло, но все равно завораживает.
- Space Pirate Captain Harlock: The Endless Odyssey — на этом построена большая часть хоррор-эффекта. Большая часть планет, посещаемых главными героями, выглядят так себе, к тому-же, как-то так совпадает, что бывают они там исключительно ночью. Да и пробудившееся Зло не добавляет картине приятности. А уж финальный поход Харлока через Ад (буквально) — это вообще отдельная история. На этом фоне Земля выглядит, как пейзажное порно, но это тоже пугает, учитывая, как и когда персонажи там оказываются.
- Bleach — Уэкомундо.
- Pokémon — Искаженный Мир Гиратины. Хотя довольно красивое место.
- Hataraku Saibou — руины города, в котором обитали клетки, после инцидента с аллергией.
- One Piece — остров Панк-Хазард стал местом битвы между адмиралами Акаину и Аокидзи. Результат — остров стал выглядеть как часть ада: половина расплавлена магмой, половина закована в лёд.
Видеоигры[править]
- Вся серия Fallout.
- Вся серия Silent Hill.
- S.T.A.L.K.E.R. — Чернобыльская Зона Отчуждения и в реальности не самое лучшее место для жизни, а здесь она ещё и конкретно подпорчена Выбросами.
- Overlord — Бездна и Пустошь.
- Серия The Elder Scrolls — Молаг Амур и Красная Гора в Morrowind; вид на горизонте на ту же Красную Гору в Skyrim: Dragonborn, и Каирн Душ из дополнения Dawnguard.
- Final Fantasy VII: Мидгар и окрестности.
- В шестой части той же игровой франшизы — Мир Руин, земля уничтоженная Кефкой Палаццо.
- «I Have No Mouth But I Must Scream» — жутко мрачный квест по одноимённому рассказу Харлана Эллисона.
- Mass Effect 3: любая планета, атакованная Жнецами. Хуже всего, наверное, Земля и Цитадель в финале.
- Во 2 и 3 части, кроме прочего — Тучанка, которую кроганы, некстати изобретя ядерное оружие, сами довели до ручки безо всяких Жнецов.
- «Герои Меча и Магии» — Некрополис и Инферно (по мере застройки начинают граничить с соседним тропом).
- Вселенная Warcraft: Запределье, конечно же! Полуостров Адского Пламени — красная демоническая пустошь, Долина Призрачной Луны — чёрно-зелёная, Пустоверть — фиолетовая. Остальные локации тоже кра-айне недружелюбны, кроме разве что Зангартопи и Награнда.
- В Азероте тоже полно мест, поражённых огнём, проклятиями, Древними богами, нежитью: от Ледяной короны в Нортренде до Жутких пустошей Пандарии. Дополнение Cataclysm добавило к уже имеющимся разрушениям последствия «кругосветки» Смертокрыла.
- Как минимум два мира — Аргус и Ксорот, полностью захвачены демонами. Показывают игроку их совсем чуть-чуть, но сразу понятно — это типичный предмет статьи.
- Diablo — любые локации, где превышена норма содержания демонических сил, ну а Пылающая Преисподняя и вовсе вжимает педаль в пол.
- Аллоды — любые территории, заражённые Астралом. Хотя, сам по себе, он весьма красив.
- Некоторые арены в Mortal Kombat. Например — пустоши, которые остались после налёта войск Шао Кана.
- American McGee's Alice — вся Страна чудес такая.
- В сиквеле, Alice: Madness Returns — реальный Лондон и многие области Страны чудес. Правда, поначалу перемежается с яркими уровнями, но после середины игры гуро берет своё и выжимает педаль в пол.
- Clive Barker's Undying — Онейрос, Город Снов (точнее, кошмаров). Архитектура а-ля цивилизации Ближнего Востока в сочетании с вездесущей краснотой сама по себе вводит в уныние. А уж когда появятся местные жители…
- Clive Barker's Jericho — практически на всех уровнях.
- Carcer City в Manhunt, отсылка к Детройту. К тому же, всё действие игры происходит ночью.
- Пейзаж Москвы в «Метро 2033» и «Метро: Луч надежды». Да и интерьеры самого метро не подпадают под троп только потому, что не могут считаться пейзажем.
- Грядущая игра Scorn — судя по тому, что показали в роликах, игру можно описать как «ужастик в мире биомеханических кошмаров Гигер-стайл».
- Divinity: Original Sin 2 — педаль в магму давит остров Кровавой Луны, пейзаж там БУКВАЛЬНО гуро
- Cry of Fear — игра, по сути, вдохновлена Сайлент Хиллом.
- Shadow the Hedgehog — большинство уровней игры и вся атмосфера в целом, приправленная соответствующей музыкой, взрывами, стрельбой и истошно кричащими людьми. В других играх серии встречается эпизодически, например, Station Square в SA после нападения Хаоса, или Crisis City из будущего в STH2006.
- Горький-17/18. Особенно разбомбленный штурмовиками порт, откуда начинается игра. Сам город выглядит, как недавно покинутый жителями… ой, не покинутый, это теперь жители такие.
- Grim Dawn: половина игры такая, постапокалипсис всё-таки. Есть относительно нетронутые места, есть руины, есть загаженные Эфирными поля, где легко отдать Эмпириону душу, просто стоя на земле, и есть Хтонийские разломы — мёртвые земли, где нет источников света, кроме магмы. Но это всё так, цветочки. Вот когда вы дойдёте до финала Мальмута, вы поймёте, что такое настоящее пейзажное гуро: целые огромные данжи, сотканные из плоти тысяч и тысяч ещё живых людей. Кстати, угадайте, зачем Эфирным монстрам женщины?
- Half-Life — в первой игре серии так выглядело чужеродное измерение Зен.
- В фанатском ремейке Black Mesa уже получилась инверсия тропа.
- А во второй — уже Земля.
- Тургор — тут вообще не поймешь, где заканчивается пейзажное порно и начинается пейзажное гуро, учитывая, что цветов (которые тут символизируют жизнь) в этом сеттинге хронически не хватает. Но особо можно выделить такие места, как жутковатые покои Безымянной Сестры и Яни, а также большую часть рудников и садов (за исключением разве что более-менее окрашенных садов Завиток и Память).
- Prototype — медленно, но верно Манхэттен превращается в именно это.
- Stygian: Reign of the Old Ones — Аркхэм и его окрестности.
- SOMA — PATHOS-II, по которому приключается главный герой.
- Hellgate: London: все уровни вне закрытых и защищенных станций метрополитена — единственного оплота выживших.
- Borderlands — по всей Пандоре — следы активной, но провальной колонизации. Горы мусора, брошенные шахты, котлованы и машины. Посёлки и города чаще всего построены дендрофекальным методом. Да и природа этой планеты малопривлекательна. Главный пейзаж — пустыня. Или скалы. Или пустыня со скалами.
- Warframe предлагает вам отправится на деймос. Планета огромных тентаклей, мясной поверхности и покореженных руин.
Визуальные романы[править]
- Saya no Uta: протагонист видит мир гротескным биомеханическим кошмаром. Так что «гуро» тут буквальное.
Прочее[править]
- Пёстошь из одноимённой серии крипипаст — педаль пробивает пол, верхние слои покрывшей всю планету мутировавшей собачьей плоти и срастается с чем-то внутри. Это гуро в исходном, хентайном смысле слова, и вообще очень жёсткий сеттинг, основанный именно на пейзаже.
- Участок 354, Карманное измерение, области, заражённые SCP-610, мир SCP-1499 и многие другие SCP
Реальная жизнь[править]
- Припять же!
- Любой город, попавший в зону серьёзных боевых действий (особенно под артиллерийские или авиационные бомбёжки), во время и сразу после окончания боя представляет собой предмет статьи.
- Сталинград и Варшава во время Второй мировой войны — педаль в пол: их пришлось отстраивать с «голой земли». Дрезден тоже «прославился».
- Хиросима и Нагасаки сразу после окончания ВМВ — педаль в асфальт. Ну вы поняли…
- Централия (Пенсильвания, США) как раз и послужила источником вдохновения для Silent Hill. А чего вы ожидали после продолжительных подземных пожаров в шахтах?
- Как уже упоминалось выше, заброшенные районы Детройта (Мичиган, США).
- Остров Хасима в Японии. Сначала был местом где добывали уголь, потом уголь кончился и остров забросили. Что интересно — когда-то считался самым обитаемым местом на Земле, там проживало более 13000 человек на км² суши.
- То же самое и с Науру, самым маленьким островным государством в мире. Там тоже добывали ископаемые, только не уголь, а фосфориты, приче добывали так активно и прибыльно, что местное население бездельничало и жило на одни только деньги с разрешений на разработку, а местный ВВП был какое-то время чуть ли не самым большим в мире. Но потом фосфориты кончились, население теперь живет на подачки от Австралии и подработки, а весь центр острова превратился в серый изрыто-бугристый ужас, который еще ой как не скоро опять станет жизнеспособным.
- Сознательная аверсия: на Крайнем Севере дома красят в предельно яркие цвета. Именно чтобы не было пейзажного гуро! Получается не всегда. А ещё там большие, в целый этаж, номера домов — из-за плохой видимости.
- Невольный затяжной зигзаг: знаменитая Саграда-Фамилья в Барселоне. Смотрится настолько странно, что многими считается (и абсолютно неверно) попросту уродливой. Проблема в том, что собор — эпичный вялотекущий долгострой, по большей части заросший барселонскими пылью и копотью. Гауди принципиально не стал бы ни проектировать ни возводить гурятину — он был ярым противником отрицания в роли архитектуры декоративного аспекта.
- В Абхазии такого много.
- Река Ганг. Правда не вся, но в некоторых местах, например у Варанаси и Дакки она вдавливает педаль в земную поверхность: там ВООБЩЕ не водится никаких организмов, даже микроорганизмов. Полностью соответствует тропу приток Ганга — Буриганга. Воистину, Ганг, твои воды замутились!
- В той или иной степени любой спальный район или промзона постсоветского города поздней осенью/зимой. Педаль в пол, если часть зданий заброшена, изношена и заселена бомжами.
- С промзонами тут уже далеко не все так просто. Есть в них своя эстетика, которую отдельные люди до конца осени ждут.
- Нефтяные поля Апшеронского полуострова. Пустыня практически без растительности, утыканная ядовитого вида озерцами и ржавыми наносами, задумчиво качающими нефть. На контрасте с цветастой восточной роскошью Баку особенно обескураживает.
- Был еще более страшный аналог и в США — жилой квартал Прюитт-Игоу. Застроен квартал был по советскому типу, и туда пригласили малоимущих (в основном чернокожих из криминальных районов), при этом полностью освободив их от уплат за ЖКХ. Сначала жильцы вполне себе мирно жили и пытались подниматься с социального дна, но в итоге большинство из них бросило такие попытки и окончательно распоясалось за отсутствием ответственности. В результате началось битьё окон, справление нужды где попало, и в квартале разрослась жуткая преступность (с наркоторговлей, изнасилованием в лифтах, драками банд и т. д.). Протечки канализации и прочие ЖКХ-безобразия никто не чинил вообще — мастера боялись приезжать в этот рассадник. Неудивительно, что через какое-то время весь квартал просто срыли подчистую.
- Жилая застройка многих крупных южных городов заставляет ностальгировать по отечественным хрущобам. Представьте кварталы квадратных панельных пятиэтажек практически без дворов, скверов и площадей, со стандартным расстоянием между домами в несколько метров. И все это тянется на многие километры. Автора правки в этом плане неприятно поразили вполне европейские Афины, но можно предположить, что где-нибудь в Дели или Тегеране куда хуже.
- Заброшенные деревни.
- Город-крепость Коулун может заткнуть за пояс очень многие примеры из статьи: когда большое количество людей оказываются на маленькой ограниченной территории с сомнительным административным статусом, они превратят ее в как попало состроенный улей как внешне, так и изнутри.
Примечания[править]
- ↑ Для американцев в переносном смысле — мрачный, унылый, депрессивный и опасный город, нечто среднее между Бобруйском и Чернобылем.