Зловещее святилище: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Доперенос с сохранением)
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 34: Строка 34:
* «Петька и ВИЧ спасают галактику» — гадюкинский православный храм. Местный поп отличается садизмом и сгубил пару сотен душ, считая женщин и детей ({{spoiler|Не считая — двоих, грешная его душа}}). Местные, в принципе, стали замечать неладное и обходить храм стороной, но вот что поп ещё и [[мраккультист]] — того никто не знал. Ну, подумаешь, пентаграмма на полу и иконы какие-то очень странные.
* «Петька и ВИЧ спасают галактику» — гадюкинский православный храм. Местный поп отличается садизмом и сгубил пару сотен душ, считая женщин и детей ({{spoiler|Не считая — двоих, грешная его душа}}). Местные, в принципе, стали замечать неладное и обходить храм стороной, но вот что поп ещё и [[мраккультист]] — того никто не знал. Ну, подумаешь, пентаграмма на полу и иконы какие-то очень странные.
** Под несомненным влиянием этой игры нарисован аналогичный храм в русском квесте «Три богатыря или очень страшная сказка» (2002) — в нем все, начиная с бесконечной грозы вокруг, кричит, что это плохо замаскированная сатанинская обитель.
** Под несомненным влиянием этой игры нарисован аналогичный храм в русском квесте «Три богатыря или очень страшная сказка» (2002) — в нем все, начиная с бесконечной грозы вокруг, кричит, что это плохо замаскированная сатанинская обитель.
* Darklands — конечно, в деревушках сатанистов всё зловещее, но проще всего разоблачить их сущность, пойдя там к исповеди. В качестве епитимьи священник прикажет медленно убить небольшое животное.
* «Darklands» — конечно, в деревушках сатанистов всё зловещее, но проще всего разоблачить их сущность, пойдя там к исповеди. В качестве епитимьи священник прикажет медленно убить небольшое животное.
* [[Fable/Fable I|Fable I]] — храм тёмного бога Скорма выглядит именно так. {{spoiler|На самом деле Скорма (как и его «антипода» Аво) [[обманная религия|нет]], храмы просто стоят на месте средоточия светлой и тёмной энергии}}.
* «[[Fable/Fable I|Fable I]]» — храм тёмного бога Скорма выглядит именно так. {{spoiler|На самом деле Скорма (как и его «антипода» Аво) [[обманная религия|нет]], храмы просто стоят на месте средоточия светлой и тёмной энергии}}.
* [[Heroes of Might and Magic IV]] — храмы Смерти (составлен из костей и насквозь пропитался соответствующим запахом) и Хаоса (внутри царит полная вседозволенность: можно поджечь алтарь или написать своё имя кровью на стене), повышающие мораль войскам соответствующей фракции.
* «[[Heroes of Might and Magic IV]]» — храмы Смерти (составлен из костей и насквозь пропитался соответствующим запахом) и Хаоса (внутри царит полная вседозволенность: можно поджечь алтарь или написать своё имя кровью на стене), повышающие мораль войскам соответствующей фракции.
* [[Post Mortem]] — алтарь Д’Альпена для [[Перенос личности в чужое тело|переноса душ]].
* «[[Post Mortem]]» (2003) — алтарь Д’Альпена для [[Перенос личности в чужое тело|переноса душ]].
* [[Painkiller]]: одна из самых запоминающихся локаций в игре — осквернённый храм с одержимыми монахами.
* «[[Painkiller]]» — одна из самых запоминающихся локаций в игре — осквернённый храм с одержимыми монахами.
* [[Sekiro: Shadows Die Twice]] — в местном буддистском монастыре монахи занимались изучением бессмертия, для чего похищали детей и ставили над ними изуверские эксперименты. Также многие из них заразили себя паразитами, дающими [[Дефективное бессмертие|дефектное, но всё же бессмертие]].
* «[[Sekiro: Shadows Die Twice]]» — в местном буддистском монастыре монахи занимались изучением бессмертия, для чего похищали детей и ставили над ними изуверские эксперименты. Также многие из них заразили себя паразитами, дающими [[Дефективное бессмертие|дефектное, но всё же бессмертие]].
* [[The Elder Scrolls]] — святилища даэдра.
* «[[The Elder Scrolls]]» — святилища даэдра.
** [[Morrowind]] — базы Шестого Дома же!
** «[[Morrowind]]» — базы Шестого Дома же!
** [[The Elder Scrolls IV: Oblivion|Oblivion]] — алтарь Ситиса из DLC «Мрачное логово».
** «[[The Elder Scrolls IV: Oblivion|Oblivion]]» — алтарь Ситиса из DLC «Мрачное логово».
*** Алтарь предателя под маяком в линейке Темного Братства.
*** Алтарь предателя под маяком в линейке Темного Братства.
** [[Skyrim]] — святилища Изгоев.
** «[[Skyrim]]» — святилища Изгоев.
* [[The Witcher 3|Ведьмак 3]] — в священной роще Фрейи засел [[оборотень]], и Геральта нанимают избавиться от него. Можно честно выполнить заказ, а можно и расколдовать бедолагу. А потом избавиться от него.
* «[[The Witcher 3|Ведьмак 3]]» — в священной роще Фрейи засел [[оборотень]], и Геральта нанимают избавиться от него. Можно честно выполнить заказ, а можно и расколдовать бедолагу. А потом избавиться от него.
** В дополнении «Каменные Сердца» — проклятая часовня в деревне Броновицы, где обитает могущественная полуночница Проклятая Мать.
** В дополнении «Каменные Сердца» — проклятая часовня в деревне Броновицы, где обитает могущественная полуночница Проклятая Мать.
** Часовня на Кривоуховых топях с изображением Хозяек леса. Чисто внешне — ничего особенного: гобелен, свечи, пара тюков и сундуков с лутом сомнительной ценности. Ну да, пока до нее дойдешь, перебьешь стадо утопцев и водных баб, но это ж Велен, что такого. И только с развитием сюжета, когда игрок встречает Хозяек леса в истинном облике, вскрывается жуть этого места. {{spoiler|Если после того, как Геральт получит от Хозяек через бабушку квест на убийство духа под холмом, он вооружится факелом или выпьет Кошку и осмотрит часовню, то найдет люк в подвал, а там еще один алтарь и разбросанные вокруг человеческие кости, что может намекнуть игроку на будущую судьбу обитающих на топях детишек.}}
** Часовня на Кривоуховых топях с изображением Хозяек леса. Чисто внешне — ничего особенного: гобелен, свечи, пара тюков и сундуков с лутом сомнительной ценности. Ну да, пока до нее дойдешь, перебьешь стадо утопцев и водных баб, но это ж Велен, что такого. И только с развитием сюжета, когда игрок встречает Хозяек леса в истинном облике, вскрывается жуть этого места. {{spoiler|Если после того, как Геральт получит от Хозяек через бабушку квест на убийство духа под холмом, он вооружится факелом или выпьет Кошку и осмотрит часовню, то найдет люк в подвал, а там еще один алтарь и разбросанные вокруг человеческие кости, что может намекнуть игроку на будущую судьбу обитающих на топях детишек.}}
** Святилище {{spoiler|запрещённого к почитанию бога Свальблода на Ард Скеллиге, требующего человеческих жертв и покровительствующего берсеркам и боевой кровожадности.}}
** Святилище {{spoiler|запрещённого к почитанию бога Свальблода на Ард Скеллиге, требующего человеческих жертв и покровительствующего берсеркам и боевой кровожадности.}}
** В «Крови и вине» по всему Туссенту разбросаны алтари {{spoiler|с изображением Скрытого, и у некоторых даже молятся.}}
** В «Крови и вине» по всему Туссенту разбросаны алтари {{spoiler|с изображением Скрытого, и у некоторых даже молятся.}}
* [[Warcraft 3]] — многие постройки нежити (некрополь, храм Проклятых, алтарь Тьмы, жертвенник, зиккураты) имеют культовое значение.
* «[[Warcraft 3]]» — многие постройки нежити (некрополь, храм Проклятых, алтарь Тьмы, жертвенник, зиккураты) имеют культовое значение.


=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===
Строка 67: Строка 67:
** Согласно иудейским представлениям. Христиане же верят, что все ветхозаветные жертвы заменила искупительная Голгофская жертва Христа.
** Согласно иудейским представлениям. Христиане же верят, что все ветхозаветные жертвы заменила искупительная Голгофская жертва Христа.
* Многочисленные скандалы вокруг католических приютов, начиная с изуверского избиения детей и заканчивая растлением. К сожалению, многое из этого — страшная правда.
* Многочисленные скандалы вокруг католических приютов, начиная с изуверского избиения детей и заканчивая растлением. К сожалению, многое из этого — страшная правда.
* Новоосвящённый главный храм ВС РФ [[проблема противоположных оценок|с иных точек зрения]] тянет на сабж. Архитектура и иконография — форменный Вархаммер курильщика, а учитывая навязчивый военный символизм его элементов… и не забываем про «[[Стремительный домкрат|реликвии]] Гитлера»!
** A в чём зловещесть-то? Храм как храм, [[Монументальная гигантомания|архитектура и иконография]], хотя и напоминают Вархаммер, вполне себе достойно смотрятся. Разве что зелёный цвет облицовки выглядит несколько необычно для церкви.
* Ребёнок, когда его впервые поведут в обычный храм, может и испугаться. [[С прикрученным фитильком]], потому что это защитная реакция на незнакомую обстановку, а христианские храмы призваны выражать великолепие Божье, причём более-менее в соответствии с культурными реалиями, так что по-настоящему зловещим храм может стать только у альтернативно мыслящего архитектора.
* Ребёнок, когда его впервые поведут в обычный храм, может и испугаться. [[С прикрученным фитильком]], потому что это защитная реакция на незнакомую обстановку, а христианские храмы призваны выражать великолепие Божье, причём более-менее в соответствии с культурными реалиями, так что по-настоящему зловещим храм может стать только у альтернативно мыслящего архитектора.



Текущая версия на 15:11, 11 июня 2024

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Creepy Cathedral. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Зловещее святилище — это храм, монастырь, капище, основанный клириками приют или даже помещение с домашним алтарём, которое внушает отнюдь не религиозный трепет. В массовой культуре обычно встречаются следующие разновидности тропа:

Где встречается[править]

Общее[править]

Литература[править]

  • Н. В. Гоголь, «Вий» — в финале такой становится церковь, где Хому Брута заставляли отпевать Панночку: прошляпив приближение рассвета, нечисть кинулась бежать и позастревала в стенах. Явившийся утром поп, увидев это безобразие, плюнул и объявил церковь осквернённой.
  • Агата Кристи, «Тринадцать загадочных случаев», глава «Святилище Астарты» — заброшенное святилище в лесу, куда для развлечения приходят гости Ричарда Хейдона, чтобы совершить шуточный обряд. Веселье по законам жанра заканчивается трагедией, и, по мнению рассказывающего мисс Марпл эту историю священника, к намерению совершить убийство привела именно зловещая атмосфера святилища.
  • Андрей Белянин, «Заговор чёрной мессы» — кирха на территории немецкого посольства, подготовленная для той самой мессы.
  • Андрей Валентинов, «Око Силы», книга первая. Героев прямым текстом предупреждают, чтобы они при выборе места для ночлега не останавливались в церкви святого Ильи — местные этого места боятся, как огня, поскольку есть предание, что там служил какой-то расстрига или самосвят. «Лучше пройдите лишние десять вёрст». Как легко догадаться, добром всё же случившаяся там ночёвка не кончилась.
  • Роберт Говард-рассказ так и назван-«Мерзкое святилище». Последний из людей-змей скрывался там со своими жуткими приспешниками, совершая кошмарные обряды, подкрепляемые пытками над христианскими священниками.

Кино[править]

  • «Тихая ночь, смертельная ночь» — когда семейную пару убил преступник в костюме Санты, их детишек передали в католический приют, чьи методы воспитания детей недалеко ушли от средневековья. Нужно ли удивляться, что оба брата выросли маньяками?
  • Пятница, 13 — домашний алтарь Джейсона Вурхиза с полусгнившей головой его матушки Памелы.
  • Джиперс Криперс — именно под церковью титульный монстр прячет тела своих жертв.
  • «Монахиня» — в заброшенном женском монастыре заточён могущественный демон Валак, принявший облик чудовищной монашки.
  • Советская экранизация «Вия» — в определённый момент иконы на стенах церквушки непонятным образом превращаются в изображения нечисти. Довольно-таки страшно, особенно на контрасте с самим Вием.

Телесериалы[править]

  • Американская история ужасов: Психушка — действие этого сезона происходит в католической психиатрической лечебнице, которой управляет религиозная фанатичка, а персонал в массе своей плевать хотел на больных.
  • Настоящий детектив — святилище Короля в Жёлтом в первом сезоне.
  • Lucifer — Лос-анджелесский ночной клуб «Mayan Theatre» aka «The Mayan», имитирующий майянский храм, выбранный восставшими демонами во главе с Дромосом для ритуала утягивания в Ад в качестве нового повелителя малыша Чарли (сына Аменадиила и племянника Люцифера), в соответствии с найдённым отцом Кинли (тело которого и занял Дромос) описанием «house of worship, but also a den of sin».

Видеоигры[править]

  • «Петька и ВИЧ спасают галактику» — гадюкинский православный храм. Местный поп отличается садизмом и сгубил пару сотен душ, считая женщин и детей (Не считая — двоих, грешная его душа). Местные, в принципе, стали замечать неладное и обходить храм стороной, но вот что поп ещё и мраккультист — того никто не знал. Ну, подумаешь, пентаграмма на полу и иконы какие-то очень странные.
    • Под несомненным влиянием этой игры нарисован аналогичный храм в русском квесте «Три богатыря или очень страшная сказка» (2002) — в нем все, начиная с бесконечной грозы вокруг, кричит, что это плохо замаскированная сатанинская обитель.
  • «Darklands» — конечно, в деревушках сатанистов всё зловещее, но проще всего разоблачить их сущность, пойдя там к исповеди. В качестве епитимьи священник прикажет медленно убить небольшое животное.
  • «Fable I» — храм тёмного бога Скорма выглядит именно так. На самом деле Скорма (как и его «антипода» Аво) нет, храмы просто стоят на месте средоточия светлой и тёмной энергии.
  • «Heroes of Might and Magic IV» — храмы Смерти (составлен из костей и насквозь пропитался соответствующим запахом) и Хаоса (внутри царит полная вседозволенность: можно поджечь алтарь или написать своё имя кровью на стене), повышающие мораль войскам соответствующей фракции.
  • «Post Mortem» (2003) — алтарь Д’Альпена для переноса душ.
  • «Painkiller» — одна из самых запоминающихся локаций в игре — осквернённый храм с одержимыми монахами.
  • «Sekiro: Shadows Die Twice» — в местном буддистском монастыре монахи занимались изучением бессмертия, для чего похищали детей и ставили над ними изуверские эксперименты. Также многие из них заразили себя паразитами, дающими дефектное, но всё же бессмертие.
  • «The Elder Scrolls» — святилища даэдра.
    • «Morrowind» — базы Шестого Дома же!
    • «Oblivion» — алтарь Ситиса из DLC «Мрачное логово».
      • Алтарь предателя под маяком в линейке Темного Братства.
    • «Skyrim» — святилища Изгоев.
  • «Ведьмак 3» — в священной роще Фрейи засел оборотень, и Геральта нанимают избавиться от него. Можно честно выполнить заказ, а можно и расколдовать бедолагу. А потом избавиться от него.
    • В дополнении «Каменные Сердца» — проклятая часовня в деревне Броновицы, где обитает могущественная полуночница Проклятая Мать.
    • Часовня на Кривоуховых топях с изображением Хозяек леса. Чисто внешне — ничего особенного: гобелен, свечи, пара тюков и сундуков с лутом сомнительной ценности. Ну да, пока до нее дойдешь, перебьешь стадо утопцев и водных баб, но это ж Велен, что такого. И только с развитием сюжета, когда игрок встречает Хозяек леса в истинном облике, вскрывается жуть этого места. Если после того, как Геральт получит от Хозяек через бабушку квест на убийство духа под холмом, он вооружится факелом или выпьет Кошку и осмотрит часовню, то найдет люк в подвал, а там еще один алтарь и разбросанные вокруг человеческие кости, что может намекнуть игроку на будущую судьбу обитающих на топях детишек.
    • Святилище запрещённого к почитанию бога Свальблода на Ард Скеллиге, требующего человеческих жертв и покровительствующего берсеркам и боевой кровожадности.
    • В «Крови и вине» по всему Туссенту разбросаны алтари с изображением Скрытого, и у некоторых даже молятся.
  • «Warcraft 3» — многие постройки нежити (некрополь, храм Проклятых, алтарь Тьмы, жертвенник, зиккураты) имеют культовое значение.

Настольные игры[править]

  • Warhammer (любой из трёх) — чуть менее, чем любой храм, церковь или капище хаоситов. Изуродованные тела или куски плоти, насаженные на колья — вполне типичное зрелище в таких местах.
    • В Империуме имеются довольно зловещие, но одобренные Экклезиархией религиозные течения, храмы которых выглядят соответствующе. Да и среднестатистический имперский храм — мрачное готическое здание, где летают жутковатые сервиторы-херувимы, а священники проповедуют о ненависти к ксеносам, мутантам и еретикам.
  • Vampire: The Masquerade — иные шабашиты очень любят собираться в церквях и превращать их в сабж. Педаль в асфальт утопил древний Цимисхи Йорак, построивший Собор Плоти из тел своих жертв.

Реальная жизнь[править]

  • Костница в Седлеце (Чехия). Нет, это вполне обычная церковь, но то, что в качестве интерьера используются настоящие человеческие кости, может у многих вызвать оторопь.
    • Она такая отнюдь не единственная. Огромное количество останков хранится и во многих других католических святилищах, начиная с монастыря святого Франциска в Перу и заканчивая церковью святой Марии в Испании.
    • В принципе традиция растаскивать тела святых по частям и демонстрировать мощи для нехристиан выглядит жутковато
  • Культ Santa Muerte в Мексике если уж строит капища, то именно такие.
    • А вот алтари, возводимые на День мёртвых — аверсия: очень милые и ламповые, и черепушки на них яркие и нарядные.
  • Ацтекские зиккураты теокалли — сабж в потоковом формате.
  • Внезапно, иудейский Храм, где в дни больших праздников священники ходили по колено в жертвенной крови — к их чести, всё же животной. По Писанию, Яхве дозволил приносить Себе жертвы с большой неохотой, понимая, что других выражений религиозных чувств дикие кочевники, которыми тогда были евреи, не знают — так пусть хотя бы приносят Ему, а не демонам. Однако традиция пережила свою полезность и даже не была отменена, а всего лишь приостановлена с разрушением Храма — единственного, согласно иудаизму, места, где эти жертвы вообще можно приносить.
    • Согласно иудейским представлениям. Христиане же верят, что все ветхозаветные жертвы заменила искупительная Голгофская жертва Христа.
  • Многочисленные скандалы вокруг католических приютов, начиная с изуверского избиения детей и заканчивая растлением. К сожалению, многое из этого — страшная правда.
  • Ребёнок, когда его впервые поведут в обычный храм, может и испугаться. С прикрученным фитильком, потому что это защитная реакция на незнакомую обстановку, а христианские храмы призваны выражать великолепие Божье, причём более-менее в соответствии с культурными реалиями, так что по-настоящему зловещим храм может стать только у альтернативно мыслящего архитектора.