Красная басня: различия между версиями
м (→Мультсериалы) |
(→Отечественная: А в чём ужас?) |
||
(не показано 7 промежуточных версий 5 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Балалайка| | {{Балалайка|Posmotreli.su не является местом для политических дискуссий. Мы не спорим о превосходстве одного общественного строя над другим. Мы лишь описываем художественные штампы и явления.}} | ||
{{Q| | {{Викитропы|Урок от красного}} | ||
Запомните, дети! Не ходите в <s>Африку</s> Америку гулять! Там правит [[Загнивающий Запад|злой Дядя Сэм]]! Там [[Капиталисты плохие|злобные]] [[Топ-менеджер|бизнесмены]] [[Мегакорпорация|заставляют бедных рабочих]] [[Преступная корпорация|работать по 25 часов в сутки]]! Там богатые крадут деньги у бедных! И, о ужас, там у каждого {{spoiler|капиталиста}} есть частная собственность! ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, ВОВКА!!!<ref>Следует | {{Q|…Думал: я в таком аду, как в Америке, жить не стал бы ни дня. Убежал бы сюда. Или стал коммунистом. Создал бы ячейку, потом боевой отряд. Для коммуниста главное уметь превозмогать боль, чтобы, когда начнут пытать в ФБР, никого не выдать. Ну, а уж боль-то превозмогать я умею… А если бы маму взяли заложницей? Нет, все-таки лучше я с ней убежал бы сюда. Здесь, правда, тоже бывают преступники, но не убийцы же, не мафия! [[Лихие девяностые|И в правительстве не миллионеры какие-нибудь продажные, а честные люди из рабочих, из крестьян.]] Немножко, правда, смешные иногда… потому что пожилые. Опытные. И на бабулю, хоть возраст примерно тот же, совершенно не похожи, ну совершенно! Суслов вот когда выступает — такой умный! Он редко выступает, но зато уж как выступит! Сразу видит, кто идеологически неправ! А Брежнева как все уважают! [[Переборщили|Ведь надо очень уважать человека и то, что он говорит, чтобы так долго его слушать, тем более что у него произношение немножко невнятное.]]|Вячеслав Рыбаков «Дёрни за верёвочку»}} | ||
Запомните, дети! Не ходите в <s>Африку</s> Америку гулять! Там правит [[Загнивающий Запад|злой Дядя Сэм]]! Там [[Капиталисты плохие|злобные]] [[Топ-менеджер|бизнесмены]] [[Мегакорпорация|заставляют бедных рабочих]] [[Преступная корпорация|работать по 25 часов в сутки]]! Там богатые крадут деньги у бедных! И, о ужас, там у каждого {{spoiler|капиталиста}} есть частная собственность! ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, ВОВКА!!!<ref>Следует учесть — в марксизме, как и в советском праве, разделяют личную собственность, используемую для самостоятельного труда или для удовлетворения личных потребностей, и частую собственность, используемую для извлечения прибыли из труда других людей. Сохранность первой в СССР гарантировала конституция, что, в общем-то, в случае чего, гарантирует сохранность вашей зубной щётки. Возможно, [[Берегись автомобиля|автомобиля]], на котором вы ездите, <s>и квартиры, в которой вы живёте</s> (А вот фигушки: квартира, во всяком случае, в СССР — собственность государства или предприятия (государственного, вестимо), а вы — '''ответственный квартиросъёмщик'''; с оговорками, можно было иметь в собственности частный дом — но не землю под ним). А другая квартира, которую вы сдаёте другим людям за деньги — это уже источник нетрудовых доходов и эксплуатация трудящихся.</ref> И только у нас, в СССР, всё хорошо. Ведь у нас коммунизм! И мороженое по пять копеек! И мы должны разгромить нашего врага, чтобы принести всему миру коммунизм! | |||
Как вы поняли, это '''Красная басня'''. Это произведение, созданное с целью донести до пролетариев мысль о том, что [[Красное будущее|только встав на путь к коммунизму человечество сможет жить счастливо]]. То есть это классическая [[пропаганда]], в данном случае со стороны красных. И подобная пропаганда, казалось бы, отлично работала в изолированном от всего буржуазного мира СССР, ведь у советских людей сложилось такое представление об ужасном капиталистическом мире. Но в перспективе советская пропаганда сработала отвратительно<ref>Это даже безотносительно того, что чистая пропаганда плохо усваивается из-за, скажем так, низких художественных качеств.</ref>: по социалистическую сторону железного занавеса было видно лишь то, что импортные товары самые лучшие (так как Внешторг закупал не всё подряд, а лучшее и зачастую очень дорогое), а из-за не такого уж и массового туризма о бедности в странах буржуазных систем советские люди только слышали, никогда | Как вы поняли, это '''Красная басня'''. Это произведение, созданное с целью донести до пролетариев мысль о том, что [[Красное будущее|только встав на путь к коммунизму человечество сможет жить счастливо]]. То есть это классическая [[пропаганда]], в данном случае со стороны красных. И подобная пропаганда, казалось бы, отлично работала в изолированном от всего буржуазного мира СССР, ведь у советских людей сложилось такое представление об ужасном капиталистическом мире. Но в перспективе советская пропаганда сработала отвратительно<ref>Это даже безотносительно того, что чистая пропаганда плохо усваивается из-за, скажем так, низких художественных качеств.</ref>: по социалистическую сторону железного занавеса было видно лишь то, что импортные товары самые лучшие (так как Внешторг закупал не всё подряд, а лучшее и зачастую очень дорогое), а из-за не такого уж и массового туризма о бедности в странах буржуазных систем советские люди только слышали, никогда на самом деле не видя (туристу бедность вообще сложно увидеть, потому что туристические зоны стараются отделять от бедных районов, чтобы нищие и преступники туристов не распугивали, а во многие страны, являющиеся обратной стороной той же мировой буржуазной системы, туристических маршрутов вообще не организуют), из-за чего вся эта картина мира с распадом советской системы в 1980-е разрушилась очень легко. Уже во время [[Сарказм|святых]] [[Бесславные 90-е|1990-х]] у многих советских детей, заставших СССР по мелочи, и у взрослых, кто жил в нём достаточно долго, закрепилось/вернулось чувство, что всё, что врали нам о западном капитализме, оказалось правдой, так как оно оказалось правдой на территории бывшего СССР {{spoiler|да и не только там}} для тех, кто не вписался в новую жизнь. | ||
Здесь речь идёт только о тех произведениях, которые по первоначальной задумке рассчитаны как пропагандистские или в них существует явная пропагандистская линия, авторы которых являются сторонниками коммунистических идей. Если же автор просто не приемлет капитализм и не питает при этом особых симпатий к СССР и коммунистам, это уже троп [[Капиталисты плохие]]. Если же произведение адаптируют под правильные взгляды, это уже троп [[Идеология в адаптации]]. | Здесь речь идёт только о тех произведениях, которые по первоначальной задумке рассчитаны как пропагандистские или в них существует явная пропагандистская линия, авторы которых являются сторонниками коммунистических идей. Если же автор просто не приемлет капитализм и не питает при этом особых симпатий к СССР и коммунистам, это уже троп [[Капиталисты плохие]]. Если же произведение адаптируют под правильные взгляды, это уже троп [[Идеология в адаптации]]. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
* Книги и фильмы о [[красный Октябрь|большевиках-революционерах]] и [[Гражданская война в России|Гражданской войне]], выпущенные в советское время, тысячи их! Исключения существуют, см. | * Книги и фильмы о [[красный Октябрь|большевиках-революционерах]] и [[Гражданская война в России|Гражданской войне]], выпущенные в советское время, тысячи их! Исключения существуют, см. | ||
* Сюда же многие примеры тропа [[революция по-детски]]. | * Сюда же многие примеры тропа [[революция по-детски]]. | ||
Строка 14: | Строка 14: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
==== | ==== Отечественная ==== | ||
* Ю. Олеша, «[[Три Толстяка]]». | * Ю. Олеша, «[[Три Толстяка]]». | ||
* Е. Пермяк, «Сказка о стране Терра- | * Е. Пермяк, «Сказка о стране Терра-Ферро» — из-за желания королей (местного аналога трёх толстяков) испортить друг другу бизнес страна вернулась в каменный век. Свержения королей не происходит (те умирают от последствий своих действий), но (в полной версии сказки мельком упоминается, что) люди приходят к выводу, что лучше бы они их давно свергли. | ||
* Л. Лагин, «[[Старик Хоттабыч]]». | * Л. Лагин, «[[Старик Хоттабыч]]». | ||
** Хотя | ** Хотя «Хоттабыч» — это ещё ничего, его можно читать и просто как хорошую детскую книгу, не вникая в политические посылы и ограничиваясь моральными. А вот большинство других произведений Лазаря Иосифовича — довольно грубые и неприкрытые агитки. | ||
* Н. Носов, трилогия [[Незнайка|Незнайке]], точнее, две последние книги. [[Незнайка в Солнечном городе|Солнечный город]] | * Н. Носов, трилогия [[Незнайка|Незнайке]], точнее, две последние книги. [[Незнайка в Солнечном городе|Солнечный город]] — коммунистический рай, [[Незнайка на Луне|Лунный город]] — капиталистический ад. | ||
** А первая разве нет? «В одиночку ты только фигни наделаешь. Вот если всем разом собраться!..» | ** А первая разве нет? «В одиночку ты только фигни наделаешь. Вот если всем разом собраться!..» | ||
*** Астроном Стекляшкин соорудил телескоп в гордом одиночестве. Винтик и Шпунтик тоже абы кого в свой сарай-мастерскую не пускают и доверяют только прямым рукам друг друга. | *** Астроном Стекляшкин соорудил телескоп в гордом одиночестве. Винтик и Шпунтик тоже абы кого в свой сарай-мастерскую не пускают и доверяют только прямым рукам друг друга. Исключение — постройка воздушного шара, но и то самую ответственную часть, паровой котёл, они строят сами. | ||
*** Ну, по такой логике и известный рассказ графа Толстого про | *** Ну, по такой логике и известный рассказ графа Толстого про веник — тоже красная басня. | ||
**** граф | **** граф Толстой — тот еще недосоциалист, так что почему бы и нет? Это пример красной басни до того, как она стала называться красной. | ||
**** Термин | **** Термин «красный» в смысле, близком к названию статьи, встречается еще у Тургенева. | ||
* Сергей Михалков, «Разговор с сыном» (Мой сын! Послушай мой рассказ). | * Сергей Михалков, «Разговор с сыном» (Мой сын! Послушай мой рассказ). | ||
** [[ | ** [[Ирония судьбы]]: сейчас мы все знаем, кто был этим самым сыном. | ||
* Самуил Маршак, «Быль-небылица. Разговор в парадном подъезде» (Шли пионеры вчетвером). | * Самуил Маршак, «Быль-небылица. Разговор в парадном подъезде» (Шли пионеры вчетвером). | ||
** Сюда | ** Сюда же — «Мистер Твистер». Для богатого америкашки и его отвратительной семейки становится настоящим шоком открытие что в СССР <strike>негров</strike> темнокожих никто не угнетает и их спокойно селят в одни гостинницы с белыми. Мораль: в США — расизм, шовинизм и несправедливость, в Союзе — дружба народов и комфортно для всех. | ||
* В. Губарев, практически всё, что написал автор. [[эффект альфы|Самое известное]] (и, по совместительству, самое читабельное) | * В. Губарев, практически всё, что написал автор. [[эффект альфы|Самое известное]] (и, по совместительству, самое читабельное) — «Королевство кривых зеркал». | ||
** Путешествие на Утреннюю звезду тоже вовсе не плохой пример творчества. И красной пропаганды в нем не | ** Путешествие на Утреннюю звезду тоже вовсе не плохой пример творчества. И красной пропаганды в нем не отмечено — ну, сбросили на Звезде гроз военно-религиозную хунту, но не факт же, что начали строить коммунизм? | ||
* А вот большая часть творчества Аркадия Гайдара-Голикова, благо в жанре | * А вот большая часть творчества Аркадия Гайдара-Голикова, благо в жанре соцреализма — таки наш троп. Более или менее читабельны только «Судьба барабанщика» (в экранизации пропаганды и того меньше) и «Военная тайна». | ||
* [[Братья Стругацкие]], «[[Мир Полудня|Стажёры]]». Во всяком случае, глава, где хорошие коммунисты спасают глупых капиталистических шахтёров, рассуждающих «если по нормам работать, то заработаешь шиш с маслом». | * [[Братья Стругацкие]], «[[Мир Полудня|Стажёры]]». Во всяком случае, глава, где хорошие коммунисты спасают глупых капиталистических шахтёров, рассуждающих «если по нормам работать, то заработаешь шиш с маслом». | ||
* Немалая часть творчества Сурена Цормудяна. «Наследие | * Немалая часть творчества Сурена Цормудяна. «Наследие предков» — педаль в глубины калининградских катакомб. «Герои млечного пути» — педаль в открытый космос. | ||
* Альберт Иванов, «Записки [[астролог|звездочёта]] Сириуса». Редкий пример с сеттингом, намекающим не на Европу или Северную Америку, а на [[Тёплые моря и пиратские острова#.D0.9A.D1.83.D0.B1.D0.B0|Остров Свободы]]. | * Альберт Иванов, «Записки [[астролог|звездочёта]] Сириуса». Редкий пример с сеттингом, намекающим не на Европу или Северную Америку, а на [[Тёплые моря и пиратские острова#.D0.9A.D1.83.D0.B1.D0.B0|Остров Свободы]]. | ||
* Сергей Кичигин, Татьяна Яблонская, «Два цвета радуги». Девочка попадает в ужасную страну Акирем и там постепенно ссучивается и забывает всё хорошее (советское то есть). А потом запах розмарина напоминает ей о маме, и она берёт себя в руки… | * Сергей Кичигин, Татьяна Яблонская, «Два цвета радуги». Девочка попадает в ужасную страну Акирем и там постепенно ссучивается и забывает всё хорошее (советское то есть). А потом запах розмарина напоминает ей о маме, и она берёт себя в руки… | ||
* Александр | * Александр Беляев — «Прыжок в ничто». В остальных книгах скорее [[капиталисты плохие]] и/или [[буржуазно-коричневая сволочь]]. | ||
** Также в «Звезде КЭЦ» эпизодический | ** Также в «Звезде КЭЦ» эпизодический персонаж — освобождённый от лап капитализьма негритёнок. С одной стороны, иронично, что всё равно работает, по сути, слугой у профессора. С другой стороны, в сеттинге ''театр начинается с вешалки'', и слуга может сильно усложнить жизнь «господину». | ||
*** Да ладно вам, при Соввласти у интеллигенции тоже были домработницы и кухарки, как и при старом режиме. Дело не в том, как зарабатывать, а сколько, и какие соцгарантии можно иметь. | *** Да ладно вам, при Соввласти у интеллигенции тоже были домработницы и кухарки, как и при старом режиме. Дело не в том, как зарабатывать, а сколько, и какие соцгарантии можно иметь. | ||
==== | ==== Зарубежная ==== | ||
* [[Gianni Rodari|Джанни Родари]], «Чиполлино». Остальное под троп не подходит. Например, пара стихов «Чем пахнут ремёсла»/«Какого цвета | * [[Gianni Rodari|Джанни Родари]], «Чиполлино». Остальное под троп не подходит. Например, пара стихов «Чем пахнут ремёсла»/«Какого цвета ремёсла» — скорее [[Бедный — хорошо, богатый — плохо]]: гимн труду, а не [[пропаганда]] коммунизма. Ну или то что все профессии важны. | ||
** Были случаи, когда в современных постановках «Приключений Чиполлино» даже [[конъюнктурный пересмотр|полностью меняли финал]] под тем предлогом, что | ** Были случаи, когда в современных постановках «Приключений Чиполлино» даже [[конъюнктурный пересмотр|полностью меняли финал]] под тем предлогом, что «революции — это ужасно, а переворот должен совершаться в умах героев». | ||
* Роб Харт, | * Роб Харт, «Склад» — басня не столько красная, сколько антикапиталистическая и прицельно антикорпоративная. | ||
=== [[Телевидение]] === | |||
* [[Fallout (Сериал от Amazon)|Fallout]] — в эпизодах, посвященных довоенной деятельности Vault-Tec, довольно достоверно и весьма остро критикуется политика корпораций, в реалиях сериала приведшая к ядерному Апокалипсису. Корпораты нарочито неубедительно клеймят такую критику «красной пропагандой». | |||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* [[Рыжик и Ёжик]] же! Милые лесные зверята, живущие при коммунизме, сражаются против злобных колонков (японцы), мышей (южные корейцы) и волков (американцы). Что самое примечательное, мультсериал полюбился взрослым зарубежным зрителям. | * [[Рыжик и Ёжик]] же! Милые лесные зверята, живущие при коммунизме, сражаются против злобных колонков (японцы), мышей (южные корейцы) и волков (американцы). Что самое примечательное, мультсериал полюбился взрослым зарубежным зрителям. | ||
** Автор правки, что посмотрел мультсериал полностью, с полной ответственностью утверждает, что именно коммунистическая пропаганда там | ** Автор правки, что посмотрел мультсериал полностью, с полной ответственностью утверждает, что именно коммунистическая пропаганда там отсутствует — «прививает» он любовь к Родине. Более того, определенные детали, присущие социализму, наблюдаются и во вражеских странах. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[Tonight We Riot]] | * [[Tonight We Riot]] — пиксельный [[Hack'n'Slash|Beat’em Up]] про коммунистическую революцию, разработанный рабочим кооперативом идейных коммунистов. Авторы не то что не скрывают пропагандистский характер своего творения — они открыто им гордятся. Причём, помимо пропаганды, игра ещё и напичкана [[Бонус для фанатов|коммунистическим фансервисом]] (понятным, впрочем, больше западной левой аудитории). | ||
* Бессмертная [[Guerilla War]], она же [[Guevara]] | * Бессмертная [[Guerilla War]], она же [[Guevara]] — бодренький боевичок на [[NES]] про то как два товарища, Кастро и Че Гевара, устраивают революцию на Кубе. В США даже подверглась [[Шрамы от цензуры|цензурной кастрации]], с заменой места действия с Кубы на некое абстрактное «[[Ряженые под социализм|королевство]]», так как оригинал не только весьма детально повествовал о ходе войны супротив Батисты, но в нём ещё и [[Педаль в пол|отсутствовал лимит на продолжения]], намекая на то что [[На тебе!|революцию не задушить]].) | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{примечания}} | |||
{{Nav/Политика}} | {{Nav/Политика}} | ||
{{Nav/Штампы/Явления и идеи}} | {{Nav/Штампы/Явления и идеи}} |
Текущая версия на 21:33, 24 апреля 2025
![]() | Для особо любопытных Статья с Wikitropes Урок от красного – это прекрасное дополнение к нашему весьма экспрессивному мнению. Считаешь, что нам не хватает примеров? Можешь перенести и адаптировать! Твой орлиный глаз служит нам верой и правдой! |
« | …Думал: я в таком аду, как в Америке, жить не стал бы ни дня. Убежал бы сюда. Или стал коммунистом. Создал бы ячейку, потом боевой отряд. Для коммуниста главное уметь превозмогать боль, чтобы, когда начнут пытать в ФБР, никого не выдать. Ну, а уж боль-то превозмогать я умею… А если бы маму взяли заложницей? Нет, все-таки лучше я с ней убежал бы сюда. Здесь, правда, тоже бывают преступники, но не убийцы же, не мафия! И в правительстве не миллионеры какие-нибудь продажные, а честные люди из рабочих, из крестьян. Немножко, правда, смешные иногда… потому что пожилые. Опытные. И на бабулю, хоть возраст примерно тот же, совершенно не похожи, ну совершенно! Суслов вот когда выступает — такой умный! Он редко выступает, но зато уж как выступит! Сразу видит, кто идеологически неправ! А Брежнева как все уважают! Ведь надо очень уважать человека и то, что он говорит, чтобы так долго его слушать, тем более что у него произношение немножко невнятное. | » |
— Вячеслав Рыбаков «Дёрни за верёвочку» |
Запомните, дети! Не ходите в Африку Америку гулять! Там правит злой Дядя Сэм! Там злобные бизнесмены заставляют бедных рабочих работать по 25 часов в сутки! Там богатые крадут деньги у бедных! И, о ужас, там у каждого капиталиста есть частная собственность! ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, ВОВКА!!![1] И только у нас, в СССР, всё хорошо. Ведь у нас коммунизм! И мороженое по пять копеек! И мы должны разгромить нашего врага, чтобы принести всему миру коммунизм!
Как вы поняли, это Красная басня. Это произведение, созданное с целью донести до пролетариев мысль о том, что только встав на путь к коммунизму человечество сможет жить счастливо. То есть это классическая пропаганда, в данном случае со стороны красных. И подобная пропаганда, казалось бы, отлично работала в изолированном от всего буржуазного мира СССР, ведь у советских людей сложилось такое представление об ужасном капиталистическом мире. Но в перспективе советская пропаганда сработала отвратительно[2]: по социалистическую сторону железного занавеса было видно лишь то, что импортные товары самые лучшие (так как Внешторг закупал не всё подряд, а лучшее и зачастую очень дорогое), а из-за не такого уж и массового туризма о бедности в странах буржуазных систем советские люди только слышали, никогда на самом деле не видя (туристу бедность вообще сложно увидеть, потому что туристические зоны стараются отделять от бедных районов, чтобы нищие и преступники туристов не распугивали, а во многие страны, являющиеся обратной стороной той же мировой буржуазной системы, туристических маршрутов вообще не организуют), из-за чего вся эта картина мира с распадом советской системы в 1980-е разрушилась очень легко. Уже во время святых 1990-х у многих советских детей, заставших СССР по мелочи, и у взрослых, кто жил в нём достаточно долго, закрепилось/вернулось чувство, что всё, что врали нам о западном капитализме, оказалось правдой, так как оно оказалось правдой на территории бывшего СССР да и не только там для тех, кто не вписался в новую жизнь.
Здесь речь идёт только о тех произведениях, которые по первоначальной задумке рассчитаны как пропагандистские или в них существует явная пропагандистская линия, авторы которых являются сторонниками коммунистических идей. Если же автор просто не приемлет капитализм и не питает при этом особых симпатий к СССР и коммунистам, это уже троп Капиталисты плохие. Если же произведение адаптируют под правильные взгляды, это уже троп Идеология в адаптации.
Примеры[править]
- Книги и фильмы о большевиках-революционерах и Гражданской войне, выпущенные в советское время, тысячи их! Исключения существуют, см.
- Сюда же многие примеры тропа революция по-детски.
Литература[править]
Отечественная[править]
- Ю. Олеша, «Три Толстяка».
- Е. Пермяк, «Сказка о стране Терра-Ферро» — из-за желания королей (местного аналога трёх толстяков) испортить друг другу бизнес страна вернулась в каменный век. Свержения королей не происходит (те умирают от последствий своих действий), но (в полной версии сказки мельком упоминается, что) люди приходят к выводу, что лучше бы они их давно свергли.
- Л. Лагин, «Старик Хоттабыч».
- Хотя «Хоттабыч» — это ещё ничего, его можно читать и просто как хорошую детскую книгу, не вникая в политические посылы и ограничиваясь моральными. А вот большинство других произведений Лазаря Иосифовича — довольно грубые и неприкрытые агитки.
- Н. Носов, трилогия Незнайке, точнее, две последние книги. Солнечный город — коммунистический рай, Лунный город — капиталистический ад.
- А первая разве нет? «В одиночку ты только фигни наделаешь. Вот если всем разом собраться!..»
- Астроном Стекляшкин соорудил телескоп в гордом одиночестве. Винтик и Шпунтик тоже абы кого в свой сарай-мастерскую не пускают и доверяют только прямым рукам друг друга. Исключение — постройка воздушного шара, но и то самую ответственную часть, паровой котёл, они строят сами.
- Ну, по такой логике и известный рассказ графа Толстого про веник — тоже красная басня.
- граф Толстой — тот еще недосоциалист, так что почему бы и нет? Это пример красной басни до того, как она стала называться красной.
- Термин «красный» в смысле, близком к названию статьи, встречается еще у Тургенева.
- А первая разве нет? «В одиночку ты только фигни наделаешь. Вот если всем разом собраться!..»
- Сергей Михалков, «Разговор с сыном» (Мой сын! Послушай мой рассказ).
- Ирония судьбы: сейчас мы все знаем, кто был этим самым сыном.
- Самуил Маршак, «Быль-небылица. Разговор в парадном подъезде» (Шли пионеры вчетвером).
- Сюда же — «Мистер Твистер». Для богатого америкашки и его отвратительной семейки становится настоящим шоком открытие что в СССР
негровтемнокожих никто не угнетает и их спокойно селят в одни гостинницы с белыми. Мораль: в США — расизм, шовинизм и несправедливость, в Союзе — дружба народов и комфортно для всех.
- Сюда же — «Мистер Твистер». Для богатого америкашки и его отвратительной семейки становится настоящим шоком открытие что в СССР
- В. Губарев, практически всё, что написал автор. Самое известное (и, по совместительству, самое читабельное) — «Королевство кривых зеркал».
- Путешествие на Утреннюю звезду тоже вовсе не плохой пример творчества. И красной пропаганды в нем не отмечено — ну, сбросили на Звезде гроз военно-религиозную хунту, но не факт же, что начали строить коммунизм?
- А вот большая часть творчества Аркадия Гайдара-Голикова, благо в жанре соцреализма — таки наш троп. Более или менее читабельны только «Судьба барабанщика» (в экранизации пропаганды и того меньше) и «Военная тайна».
- Братья Стругацкие, «Стажёры». Во всяком случае, глава, где хорошие коммунисты спасают глупых капиталистических шахтёров, рассуждающих «если по нормам работать, то заработаешь шиш с маслом».
- Немалая часть творчества Сурена Цормудяна. «Наследие предков» — педаль в глубины калининградских катакомб. «Герои млечного пути» — педаль в открытый космос.
- Альберт Иванов, «Записки звездочёта Сириуса». Редкий пример с сеттингом, намекающим не на Европу или Северную Америку, а на Остров Свободы.
- Сергей Кичигин, Татьяна Яблонская, «Два цвета радуги». Девочка попадает в ужасную страну Акирем и там постепенно ссучивается и забывает всё хорошее (советское то есть). А потом запах розмарина напоминает ей о маме, и она берёт себя в руки…
- Александр Беляев — «Прыжок в ничто». В остальных книгах скорее капиталисты плохие и/или буржуазно-коричневая сволочь.
- Также в «Звезде КЭЦ» эпизодический персонаж — освобождённый от лап капитализьма негритёнок. С одной стороны, иронично, что всё равно работает, по сути, слугой у профессора. С другой стороны, в сеттинге театр начинается с вешалки, и слуга может сильно усложнить жизнь «господину».
- Да ладно вам, при Соввласти у интеллигенции тоже были домработницы и кухарки, как и при старом режиме. Дело не в том, как зарабатывать, а сколько, и какие соцгарантии можно иметь.
- Также в «Звезде КЭЦ» эпизодический персонаж — освобождённый от лап капитализьма негритёнок. С одной стороны, иронично, что всё равно работает, по сути, слугой у профессора. С другой стороны, в сеттинге театр начинается с вешалки, и слуга может сильно усложнить жизнь «господину».
Зарубежная[править]
- Джанни Родари, «Чиполлино». Остальное под троп не подходит. Например, пара стихов «Чем пахнут ремёсла»/«Какого цвета ремёсла» — скорее Бедный — хорошо, богатый — плохо: гимн труду, а не пропаганда коммунизма. Ну или то что все профессии важны.
- Были случаи, когда в современных постановках «Приключений Чиполлино» даже полностью меняли финал под тем предлогом, что «революции — это ужасно, а переворот должен совершаться в умах героев».
- Роб Харт, «Склад» — басня не столько красная, сколько антикапиталистическая и прицельно антикорпоративная.
Телевидение[править]
- Fallout — в эпизодах, посвященных довоенной деятельности Vault-Tec, довольно достоверно и весьма остро критикуется политика корпораций, в реалиях сериала приведшая к ядерному Апокалипсису. Корпораты нарочито неубедительно клеймят такую критику «красной пропагандой».
Мультсериалы[править]
- Рыжик и Ёжик же! Милые лесные зверята, живущие при коммунизме, сражаются против злобных колонков (японцы), мышей (южные корейцы) и волков (американцы). Что самое примечательное, мультсериал полюбился взрослым зарубежным зрителям.
- Автор правки, что посмотрел мультсериал полностью, с полной ответственностью утверждает, что именно коммунистическая пропаганда там отсутствует — «прививает» он любовь к Родине. Более того, определенные детали, присущие социализму, наблюдаются и во вражеских странах.
Видеоигры[править]
- Tonight We Riot — пиксельный Beat’em Up про коммунистическую революцию, разработанный рабочим кооперативом идейных коммунистов. Авторы не то что не скрывают пропагандистский характер своего творения — они открыто им гордятся. Причём, помимо пропаганды, игра ещё и напичкана коммунистическим фансервисом (понятным, впрочем, больше западной левой аудитории).
- Бессмертная Guerilla War, она же Guevara — бодренький боевичок на NES про то как два товарища, Кастро и Че Гевара, устраивают революцию на Кубе. В США даже подверглась цензурной кастрации, с заменой места действия с Кубы на некое абстрактное «королевство», так как оригинал не только весьма детально повествовал о ходе войны супротив Батисты, но в нём ещё и отсутствовал лимит на продолжения, намекая на то что революцию не задушить.)
Примечания[править]
- ↑ Следует учесть — в марксизме, как и в советском праве, разделяют личную собственность, используемую для самостоятельного труда или для удовлетворения личных потребностей, и частую собственность, используемую для извлечения прибыли из труда других людей. Сохранность первой в СССР гарантировала конституция, что, в общем-то, в случае чего, гарантирует сохранность вашей зубной щётки. Возможно, автомобиля, на котором вы ездите,
и квартиры, в которой вы живёте(А вот фигушки: квартира, во всяком случае, в СССР — собственность государства или предприятия (государственного, вестимо), а вы — ответственный квартиросъёмщик; с оговорками, можно было иметь в собственности частный дом — но не землю под ним). А другая квартира, которую вы сдаёте другим людям за деньги — это уже источник нетрудовых доходов и эксплуатация трудящихся. - ↑ Это даже безотносительно того, что чистая пропаганда плохо усваивается из-за, скажем так, низких художественных качеств.