|
|
Строка 53: |
Строка 53: |
| * [[Tonight We Riot]] — пиксельный [[Hack'n'Slash|Beat’em Up]] про коммунистическую революцию, разработанный рабочим кооперативом идейных коммунистов. Авторы не то что не скрывают пропагандистский характер своего творения — они открыто им гордятся. Причём, помимо пропаганды, игра ещё и напичкана [[Бонус для фанатов|коммунистическим фансервисом]] (понятным, впрочем, больше западной левой аудитории). | | * [[Tonight We Riot]] — пиксельный [[Hack'n'Slash|Beat’em Up]] про коммунистическую революцию, разработанный рабочим кооперативом идейных коммунистов. Авторы не то что не скрывают пропагандистский характер своего творения — они открыто им гордятся. Причём, помимо пропаганды, игра ещё и напичкана [[Бонус для фанатов|коммунистическим фансервисом]] (понятным, впрочем, больше западной левой аудитории). |
| * Бессмертная [[Guerilla War]], она же [[Guevara]] - бодренький боевичок на [[NES]] про то как два товарища, Кастро и Че Гевара, устраивают революцию на Кубе. В США даже подверглась [[Шрамы от цензуры|цензурной кастрации]], с заменой места действия с Кубы на некое абстрактное "[[Ряженые под социализм|королевство]]", так как оригинал не только весьма детально повествовал о ходе войны супротив Батисты, но в нём ещё и [[Педаль в пол|отсутствовал лимит на продолжения]], намекая на то что [[На тебе!|революцию не задушить]].) | | * Бессмертная [[Guerilla War]], она же [[Guevara]] - бодренький боевичок на [[NES]] про то как два товарища, Кастро и Че Гевара, устраивают революцию на Кубе. В США даже подверглась [[Шрамы от цензуры|цензурной кастрации]], с заменой места действия с Кубы на некое абстрактное "[[Ряженые под социализм|королевство]]", так как оригинал не только весьма детально повествовал о ходе войны супротив Батисты, но в нём ещё и [[Педаль в пол|отсутствовал лимит на продолжения]], намекая на то что [[На тебе!|революцию не задушить]].) |
|
| |
| == Контрпримеры ==
| |
|
| |
| === [[Литература]] ===
| |
| * [[Тихий Дон]] — содержание книги явно не соответствует тезису «Красные — [[всегда хорошие]]»: в романе-эпопее показаны зверства как со стороны белых, так и со стороны красных, всевозможные расправы над пленными, продразвёрстка и прочие радости жизни в период гражданской войны. Это ''очень'' нехарактерно для произведений, написанных в советский период, однако лично Сталин прочитал его и одобрил. Шолохову даже дали Нобелевскую премию по литературе с разрешения советских властей за этот роман.
| |
| ** «Это очень нехарактерно для произведений, написанных в советский период» — надо так полагать, «Железный поток», «Хождение по мукам», «Россия, кровью умытая» и «Конармия», где красные нередко напоминают орду разбойников, [[Сарказм|написаны не в советский период]]. Да даже в ультраортодоксальном «Как закалялась сталь», написанном в разгар сталинизма, признано мимоходом, что и у красных есть проблемы с дисциплиной (хотя ради цензуры это приписано союзникам-махновцам).
| |
| *** Да даже вспоминая самое известное "пропагандистское" кино (которое явно контролировать было проще чем литературу) аж 1934-го года, то и там было «Белые пришли грабят, красные пришли тоже грабят, ну куда бедному крестьянину податься...». Ну и сам фильм "Чапаев" начинался с беспорядочного отступления красных.
| |
| * {{Q|pre=1|
| |
| — «Каждый художник, каждый, кто себя таковым считает, имеет право творить свободно, согласно своему идеалу, независимо ни от чего.» Кто мог такое сказать, как по-твоему? Из очень известных, сразу говорю.
| |
| Сашка нахмурился. Он чувствовал подвох, но распознать его не мог. Смысл цитаты был для него однозначным.
| |
| — Чьи… — пробормотал он. — Речи такие, в общем, эстетские. Как его — за кордон-то дернул зимой, в газетах много писали…
| |
| — Холодно, — ответил Дима. — Не угадал, — достал блокнот, полистал. — А вот это? «Жизнь, отраженная в произведениях литературы и искусства, может и должна выглядеть возвышеннее, ярче, концентрированнее, типичнее и идеальнее, а значит, и более всеобъемлющей, чем обыденная действительность.»
| |
| Сашка поджал губы.
| |
| — Ну и что? — спросил он.
| |
| — Чье это? Человек тебе наверняка известный.
| |
| — Да я откуда знаю? Критик… что я их, помнить должен, что ли? Мне своих дел хватает!
| |
| — Да я же, в конце концов, не фамилию требую, — Дима спрятал блокнот. […]
| |
| — Ну, говорю — критик.
| |
| — Ты-то с этим критиком согласен? Или нет?
| |
| Сашка потер щеку.
| |
| — Черт, ну что из-за фразы одной пристал? Бред какой-то… Повтори.
| |
| Дима опять нашел цитату, повторил. Сашка утвердительно кивал почти после каждого слова.
| |
| — Наш критик, — сказал он, когда Дима закончил. — Все верно, не подкопаешься. Обыденную действительность я в рот пихал. Во всяком случае, я так тебе объясню, — его голос все больше наливался уверенностью. — В первой цитате есть слова «имеет право». Значит, что-то диссидентское, хоть режь меня. А во второй — указание. Сказано: «должна». Значит, что-то наше. Логично?
| |
| — Более чем, — сказал Дима и захлопнул блокнот с треском. — Так вот, слушай, защитник. Вторая — это Мао Цзэ-дун ляпнул, перед самой культурной революцией. Чтоб, значит, знали, кого метелить за невозвышенность и неидеальность. А первая — Ленин.
| |
| — Не заливай, эстет! — вспылил Сашка. Он был красен. — Не мог он этого! Прозаливаешься!
| |
| — Сам не слышал, — сказал Дима, — но читал.
| |
| — Такой работы в программе нет!
| |
| — Это не работа. Это из Клары Цеткин — «Воспоминания о Ленине».
| |
| Некоторое время шли молча.
| |
| — Убивать надо таких эрудитов, — решил Сашка наконец. Дима покорно кивнул. — Или к нам, реакторы чинить в рабочем положении. Чтоб хоть какая-то польза была.|Вячеслав Рыбаков «Дёрни за верёвочку»}}
| |
|
| |
|
| == Примечания == | | == Примечания == |
 | ТАСС уполномочен заявить: Posmotre.li не является местом для политических дискуссий. Мы не спорим о превосходстве одного общественного строя над другой. Мы лишь описываем художественные штампы и явления. |
 | Для особо любопытных Статья с Wikitropes Урок от красного – это прекрасное дополнение к нашему весьма экспрессивному мнению.
Считаешь, что нам не хватает примеров? Можешь перенести и адаптировать! Твой орлиный глаз служит нам верой и правдой! |
«
|
…думал: я в таком аду, как в Америке, жить не стал бы ни дня. Убежал бы сюда. Или стал коммунистом. Создал бы ячейку, потом боевой отряд. Для коммуниста главное уметь превозмогать боль, чтобы, когда начнут пытать в ФБР, никого не выдать. Ну, а уж боль-то превозмогать я умею… А если бы маму взяли заложницей? Нет, все-таки лучше я с ней убежал бы сюда. Здесь, правда, тоже бывают преступники, но не убийцы же, не мафия! И в правительстве не миллионеры какие-нибудь продажные, а честные люди из рабочих, из крестьян. Немножко, правда, смешные иногда… потому что пожилые. Опытные. И на бабулю, хоть возраст примерно тот же, совершенно не похожи, ну совершенно! Суслов вот когда выступает — такой умный! Он редко выступает, но зато уж как выступит! Сразу видит, кто идеологически неправ! А Брежнева как все уважают! Ведь надо очень уважать человека и то, что он говорит, чтобы так долго его слушать, тем более что у него произношение немножко невнятное.
|
»
|
— Вячеслав Рыбаков «Дёрни за верёвочку»
|
Запомните, дети! Не ходите в Африку Америку гулять! Там правит злой Дядя Сэм! Там злобные бизнесмены заставляют бедных рабочих работать по 25 часов в сутки! Там богатые крадут деньги у бедных! И, о ужас, там у каждого капиталиста есть частная собственность! ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, ВОВКА!!![1] И только у нас, в СССР, всё хорошо. Ведь у нас коммунизм! И мороженое по пять копеек! И мы должны разгромить нашего врага, чтобы принести всему миру коммунизм!
Как вы поняли, это Красная басня. Это произведение, созданное с целью донести до пролетариев мысль о том, что только встав на путь к коммунизму человечество сможет жить счастливо. То есть это классическая пропаганда, в данном случае со стороны красных. И подобная пропаганда, казалось бы, отлично работала в изолированном от всего буржуазного мира СССР, ведь у советских людей сложилось такое представление об ужасном капиталистическом мире. Но в перспективе советская пропаганда сработала отвратительно[2]: по социалистическую сторону железного занавеса было видно лишь то, что импортные товары самые лучшие (так как Внешторг закупал не всё подряд, а лучшее и зачастую очень дорогое), а из-за не такого уж и массового туризма о бедности в странах буржуазных систем советские люди только слышали, никогда не самом деле не видя (туристу бедность вообще сложно увидеть, потому что туристические зоны стараются отделять от бедных районов, чтобы нищие и преступники туристов не распугивали, а во многие страны, являющиеся обратной стороной той же мировой буржуазной системы, туристических маршрутов вообще не организуют), из-за чего вся эта картина мира с распадом советской системы в 1980-е разрушилась очень легко. Уже во время святых 1990-х у многих советских детей, заставших СССР по мелочи, и у взрослых, кто жил в нём достаточно долго, закрепилось/вернулось чувство, что всё, что врали нам о западном капитализме, оказалось правдой, так как оно оказалось правдой на территории бывшего СССР да и не только там для тех, кто не вписался в новую жизнь.
Здесь речь идёт только о тех произведениях, которые по первоначальной задумке рассчитаны как пропагандистские или в них существует явная пропагандистская линия, авторы которых являются сторонниками коммунистических идей. Если же автор просто не приемлет капитализм и не питает при этом особых симпатий к СССР и коммунистам, это уже троп Капиталисты плохие. Если же произведение адаптируют под правильные взгляды, это уже троп Идеология в адаптации.
Примеры
Русскоязычная
- Ю. Олеша, «Три Толстяка».
- Е. Пермяк, «Сказка о стране Терра-Ферро» — из-за желания королей (местного аналога трёх толстяков) испортить друг другу бизнес страна вернулась в каменный век. Свержения королей не происходит (те умирают от последствий своих действий), но (в полной версии сказки мельком упоминается, что) люди приходят к выводу, что лучше бы они их давно свергли.
- Л. Лагин, «Старик Хоттабыч».
- Хотя «Хоттабыч» — это ещё ничего, его можно читать и просто как хорошую детскую книгу, не вникая в политические посылы и ограничиваясь моральными. А вот большинство других произведений Лазаря Иосифовича — довольно грубые и неприкрытые агитки.
- Н. Носов, трилогия Незнайке, точнее, две последние книги. Солнечный город — коммунистический рай, Лунный город — капиталистический ад.
- А первая разве нет? «В одиночку ты только фигни наделаешь. Вот если всем разом собраться!..»
- Астроном Стекляшкин соорудил телескоп в гордом одиночестве. Винтик и Шпунтик тоже абы кого в свой сарай-мастерскую не пускают и доверяют только прямым рукам друг друга. Исключение - постройка воздушного шара, но и то самую ответственную часть, паровой котёл, они строят сами.
- Ну, по такой логике и известный рассказ графа Толстого про веник — тоже красная басня.
- граф Толстой - тот еще недосоциалист, так что почему бы и нет? Это пример красной басни до того, как она стала называться красной.
- Термин "красный" в смысле, близком к названию статьи, встречается еще у Тургенева.
- Сергей Михалков, «Разговор с сыном» (Мой сын! Послушай мой рассказ).
- Самуил Маршак, «Быль-небылица. Разговор в парадном подъезде» (Шли пионеры вчетвером).
- Сюда же — «Мистер Твистер». Для богатого америкашки и его отвратительной семейки становится настоящим шоком открытие что в СССР
негров темнокожих никто не угнетает и их спокойно селят в одни гостинницы с белыми. Мораль: в США — расизм, шовинизм и несправедливость, в Союзе — дружба народов и комфортно для всех.
- В. Губарев, практически всё, что написал автор. Самое известное (и, по совместительству, самое читабельное) — «Королевство кривых зеркал».
- Путешествие на Утреннюю звезду тоже вовсе не плохой пример творчества. И красной пропаганды в нем не отмечено - ну, сбросили на Звезде гроз военно-религиозную хунту, но не факт же, что начали строить коммунизм?
- А вот большая часть творчества Аркадия Гайдара-Голикова, благо в жанре соцреализма - таки наш троп. Более или менее читабельны только "Судьба барабанщика" (в экранизации пропаганды и того меньше) и "Военная тайна".
- Братья Стругацкие, «Стажёры». Во всяком случае, глава, где хорошие коммунисты спасают глупых капиталистических шахтёров, рассуждающих «если по нормам работать, то заработаешь шиш с маслом».
- Немалая часть творчества Сурена Цормудяна. «Наследие предков» — педаль в глубины калининградских катакомб. «Герои млечного пути» — педаль в открытый космос.
- Альберт Иванов, «Записки звездочёта Сириуса». Редкий пример с сеттингом, намекающим не на Европу или Северную Америку, а на Остров Свободы.
- Сергей Кичигин, Татьяна Яблонская, «Два цвета радуги». Девочка попадает в ужасную страну Акирем и там постепенно ссучивается и забывает всё хорошее (советское то есть). А потом запах розмарина напоминает ей о маме, и она берёт себя в руки…
- Александр Беляев — «Прыжок в ничто». В остальных книгах скорее капиталисты плохие и/или буржуазно-коричневая сволочь.
- Также в «Звезде КЭЦ» эпизодический персонаж — освобождённый от лап капитализьма негритёнок. С одной стороны, иронично, что всё равно работает, по сути, слугой у профессора. С другой стороны, в сеттинге театр начинается с вешалки, и слуга может сильно усложнить жизнь «господину».
- Да ладно вам, при Соввласти у интеллигенции тоже были домработницы и кухарки, как и при старом режиме. Дело не в том, как зарабатывать, а сколько, и какие соцгарантии можно иметь.
На других языках
- Джанни Родари, «Чиполлино». Остальное под троп не подходит. Например, пара стихов «Чем пахнут ремёсла»/«Какого цвета ремёсла» — скорее Бедный — хорошо, богатый — плохо: гимн труду, а не пропаганда коммунизма. Ну или то что все профессии важны.
- Были случаи, когда в современных постановках «Приключений Чиполлино» даже полностью меняли финал под тем предлогом, что «революции — это ужасно, а переворот должен совершаться в умах героев».
- Роб Харт, «Склад» — басня не столько красная, сколько антикапиталистическая и прицельно антикорпоративная.
- Рыжик и Ёжик же! Милые лесные зверята, живущие при коммунизме, сражаются против злобных колонков (японцы), мышей (южные корейцы) и волков (американцы). Что самое примечательное, мультсериал полюбился взрослым зарубежным зрителям.
- Автор правки, что посмотрел мультсериал полностью, с полной ответственностью утверждает, что именно коммунистическая пропаганда там отсутствует — "прививает" он любовь к Родине. Более того, определенные детали, присущие социализму, наблюдаются и во вражеских странах.
- Tonight We Riot — пиксельный Beat’em Up про коммунистическую революцию, разработанный рабочим кооперативом идейных коммунистов. Авторы не то что не скрывают пропагандистский характер своего творения — они открыто им гордятся. Причём, помимо пропаганды, игра ещё и напичкана коммунистическим фансервисом (понятным, впрочем, больше западной левой аудитории).
- Бессмертная Guerilla War, она же Guevara - бодренький боевичок на NES про то как два товарища, Кастро и Че Гевара, устраивают революцию на Кубе. В США даже подверглась цензурной кастрации, с заменой места действия с Кубы на некое абстрактное "королевство", так как оригинал не только весьма детально повествовал о ходе войны супротив Батисты, но в нём ещё и отсутствовал лимит на продолжения, намекая на то что революцию не задушить.)
Примечания
- ↑ Следует учесть — в марксизме, как и в советском праве, разделяют личную собственность, используемую для самостоятельного труда или для удовлетворения личных потребностей, и частую собственность, используемую для извлечения прибыли из труда других людей. Сохранность первой в СССР гарантировала конституция, что, в общем-то, в случае чего, гарантирует сохранность вашей зубной щётки. Возможно, автомобиля, на котором вы ездите,
и квартиры, в которой вы живёте (А вот фигушки: квартира, во всяком случае, в СССР – собственность государства или предприятия (государственного, вестимо), а вы – ответственный квартиросъёмщик; с оговорками, можно было иметь в собственности частный дом – но не землю под ним). А другая квартира, которую вы сдаёте другим людям за деньги - это уже источник нетрудовых доходов и эксплуатация трудящихся.
- ↑ Это даже безотносительно того, что чистая пропаганда плохо усваивается из-за, скажем так, низких художественных качеств.
Штампы: явления и идеи |
---|
Эффекты | Эффект бабочки • Эффект Ворфа • Эффект горностаевой мантии • Эффект Дульсинеи • Эффект Йетса • Эффект неуловимого Джо • Эффект Светлячка |
---|
Законы | Алгоритм сортировки зла • Алгоритм сортировки смертности • Бог любит троицу • Власть — это сила vs Главный — не значит сильный • Волшебные законы физики • Закон Годвина для путешествий во времени • Закон Джона • Закон злодейской смены стороны • Закон об оружии в фэнтези • Закон обратной отдачи • Закон Осмозиса Джонса • Закон По • Закон подозрительной щедрости в видеоиграх • Закон сохранения деталей • Закон сохранения ниндзюцу vs Сила толпы • Законы роботехники • Ирония отставки • Молитвы — пища богов • Не убий • Правила злого властелина (Оригинал • Кодекс • Правила дракона • Правила грамотного драконоборца) • Правило 34 • Правило 63 • Правило 85 • Правило драмы • Правило крутизны • Правило прикольности • Принцип меньшего зла • Принцип наилучшего развития событий • Скупой платит дважды • Уровень некомпетентности |
---|
Явления | • Адская косметология/Каннибальское бессмертие • Ангст? Какой ангст? • А вот и я! • А он вовсе не такой! • А он там был один такой (Теперь они там все такие • Раса из одного) • Аура невидимости • Ахиллесова пята (Ахиллесова фигня • Бэкдор) • Бегство от зверя • Бегство от зомби • Безумная клёвость • Бесконечный запас крови • Бесконечный источник ресурсов • Бескровная резня • Бесполезный огнестрел (Огнемёты — это отстой)/Полезный огнестрел/Огнестрел — это страшно • Бессменный телохранитель • Бессонница • Бешеный гнев • Биохимических барьеров не существует (Разум превыше биохимии vs Против биохимии не попрёшь) • Бой за скамейку • Боливар не вынесет двоих • Быстрее, чем кажется • Вам террористы, нам партизаны • Вас здесь не стояло! • Вежливость — признак слабости • Вербальный тик • Верность до конца • Вечная загадка (Жёлтый теннисный мяч • Каждому своя разгадка) • Вечное полнолуние • Вирус ненависти • Вирусное превращение • В каждой бочке затычка • Внутри больше, чем снаружи • В общем, все умерли • Воздушное ясновидение • Враг силён твоим страхом • Враг — это честь • Всесокрушающий против несокрушимого • Въевшаяся привычка (Вербальный тик • Характерный тик) • Гамбургский счет • Героическая сила воли • Героическое упорство • Гештальт • Главная тайна • Глупый пароль • Говорит сам с собой • Голливудское Вуду • Голоса в голове • Голубой экран смерти • Горизонт отчаяния • Двойная жизнь (Ночная жизнь) • Декоративные сиськи • Деньги — фетиш • Детская неуязвимость • Джаггернаут • Джва года ждут • Дискриминация убийц • Доигрался в кошки-мышки • Дом разделённый • Допустимая жанровая условность • Дофига миров • Дыхание Дарта Вейдера • Её зовут Вера • Жанровая слепота • Жанровая смекалка (Спасительное знание преданий) • Жанровая ошибка • Жестокость во благо vs Жестокое милосердие • Зависть • Закадровое гуро • Замороженное время • Запрет на ГМО • Запрет на трансгуманизм • Зашкаливающее самомнение (Комплекс бога vs Я не бог) • Земля дрожит от шагов • И всё-таки они друг друга любят… • Игра в снежки • Избыточный физиологизм • И он может улыбаться vs Не умеет смеяться • Иное время • Ирония судьбы • Исчез в клубах логики vs Вера — это сила • Карманная вселенная • Кармическая справедливость • Катастрофа, но не беда • Колотить по клавиатуре • Комплекс Пиноккио • Красивый — не значит хороший/Красивый — значит хороший • Красное Кольцо Смерти • Красота остаётся незапятнанной • Кровожадное мироздание • Кровь фонтаном • К этому привыкаешь • Легенды преувеличивают • Ловушка для любопытных (Нельзя, но очень хочется) • Ловушка для сердобольных • Луковые слёзы • Любит прикосновения • Маклаудство • Мастерство длинной руки • Меня боялся сам Флинт • Миллионы — это статистика • Минувшие приключения • Мины издают звук перед взрывом • Могущество (говорит басом, даёт эхо, левитирует, светится) • Момент губастого аллигатора (Неуместный Сталин vs Бревно Ильича) • Морда кирпичом • Моральный тупик • Мультикилл • На лицо ужасные, добрые внутри • Наплечный симпозиум/Головной симпозиум • Нарушитель личного пространства • Начальник куда пошлют • Не было гвоздя • Не в деньгах счастье • Неверие с броском • Не команда • Не любит прикосновений • Не отбрасывает тени • Неправедно нажитое впрок не идёт • Неладно скроен, но крепко сшит • Ненавидит праздник • Неправдоподобно убедительная маскировка (Слышишь, мы кошки) • Нет антагониста • Неуловимый Джо • Неуместный инвалид • Нечаянное пророчество • Нечеловеческая мимика • Нечеловеческая психология • Обнять и плакать • Образ врага • Одним миром мазаны • Одномерное мышление • Односторонне невыносимые условия • Одностороннее соперничество • Ожидалочка • Они живые! • Опошленная ситуация • Оральная фиксация • Орлангур • Остерегайтесь (глупых • добрых • тихих) • Особая примета • Отказ от страстей • Отсутствие эмпатии • Отчаянное желание внимания • Отчаянное желание привязанности • Передозировка милоты • Передозировка эликсира молодости • Перекачаешься — лопнешь • Пленных не обыскивают • Плоская Земля • Плохие эльфы • Победа скучна • Повадился кувшин по воду ходить • По нарастающей • Популярное заблуждение (Историю пишут победители • Цитата-бастард) • Поцеловать ногу • Почерки (Почерк врача, Как курица лапой, Пишет печатными буквами, Каллиграфический почерк) • Праздник непослушания/Судная ночь • Превращение в змею помогает • Предатель как бы намекает • Принцессы не какают • Принять оскорбление как комплимент • Проблема доверия • Проблемы с коммуникацией убивают (Недопонимание) • Проверенное временем • Проверка на вшивость (Докажи, что ты злодей) • Прозрение равносильно освобождению • Против биохимии не попрешь • Профессиональный риск ментора • Профессиональный риск напарника • Психиатрия — это страшно • Психическое кровотечение • ПТСР • Публика — сволочь • Пугать крокодилов • Пустая оболочка • Путь наверх (Легкая карьера) • Пятое колесо в телеге • Радиопереговоры для атмосферы • Развращающий артефакт • Реклама (ACME • Бленд-нейм • Обычный порошок • Реклама влияет на сюжет • Скрытая реклама) • Ремонт пинком и такой-то матерью (Лечение через удар) • Саймон говорит • С мануалом на коленях • Самосбывающееся пророчество • Самоубийственная самоуверенность • Сверхвыносливость • Секретный суперудар • Серийные образцы никуда не годятся • Сидеть на пианино • Сила — это плохо • Символика сторон света • Синдром Бога • Синдром Болванщика • Сказку сделать былью • Слезогонка (Улыбка сквозь слёзы) vs. Душегрейка • Слёзы творят чудеса • Слишком часто извиняется • Словесная провокация • Случайное попадание • Средство борьбы с героем • Стеклоломный звук • Стиль дурака • Странные вещи на фотографии • Страховка героя • Сюжетная способность • Так плохо, что уже хорошо • Там, где нас нет • Техника безопасности • Туше́ • Трагическая импульсивность • Трагический момент из детства • Ты волшебник, Гарри! • Тюрьма развивает • Убей их всех • Универсальное решение проблем • Унылая (непобедимость • успешность) • Ускоренное обучение • Фантастический расизм (Мы для них животные! • Человек — это звучит жутко) vs Фантастический интернационализм • Фатальная слабость • Фрейдистское трио (три лика Гекаты/три лика Адама) • Халява не впрок • Хлипкие верёвки, слабые замки • Холодная ярость • Хочу быть нормальным • Хрупкая утопия • Хэппи-энд нужно заслужить • Цветовой дресс-код • Цепь оверпауэра • Цепь случайных совпадений • Чего нет, то не отнять • Чем старше, тем лучше • Честь прежде разума • Чудесное обучение языку • Чуждая геометрия • Чужое небо • Шлем — это не круто • Шрамы навсегда • Экипаж (Минимальный • Чрезмерно раздутый) • Это не луна! • Яблоко от яблони далеко падает/Конфликт поколений • Я и мой воин/Я и мой призыватель/Я и моя армия/Я и моя турель |
---|
Неволя | Брать живым • Вождь краснокожих • Дева в беде (Кража невесты)/Парень в беде • Тюрьма — дом родной • Мешок на голове/Связали и заткнули (Привязан к кровати) • Побег (Выгнан из плена • Хлипкие верёвки, слабые замки) • Попасть в плен (Добровольное пленение • Похищение • Похищение инопланетянами) • Рабство (Герой — раб • Добрый рабовладелец/Даровать вольную vs Жестокий рабовладелец vs Аболиционист • Работорговец • Рабский ошейник • Рынок рабов) • Тюремщик • Тюрьма развивает • Умер свободным
Темница сырая: Азкабан • Каземат • Персональная тюрьма • Планета-тюрьма • Тюремная зона
Добровольная неволя: В тюрьме — как на свободе • Защищать свою тюрьму • Не бедный раб • Раса слуг • Собачье послушание • Стокгольмский синдром • Шея мёрзнет без ошейника |
---|
Жанровые условности | Анатомия свинки Пеппы • Взрывы в космосе • Графическое выделение • Киношная биология (Африканская кукабара • Безобидная рана vs Неубедительно смертельная рана • Сотряс – не простатит, за часок пролетит • Тупые предметы не опасны • Увёртливые внутренние органы • Хищный зверь) • Мультяшная физика • Мультяшные точечные глаза • Неизменяемый ландшафт • Несоответствие масштаба • Под водой — как над водой • Пуленепробиваемый картон • Четыре пальца |
---|
Вражда | Враги в рогатых шлемах • Враг мой vs Заклятый враг • Достойный противник • Дружба, закалённая в огне • Дружба начинается с поражения • Закадычные враги vs Заклятые друзья |
---|
Двойники | Близнецы меняются местами • Два тебя • Доппельгангер • Злой двойник • Кванк • Клон (Дефектный клон)
Не двойники: Мастер маскировки • Метаморф (Предпочтительная форма) (Оборотень • Анимаг) • Мистер Хайд • Под прикрытием • Подменыш • По следам себя любимого • Раздвоение личности • Самозванец |
---|
Мета-явления | Художественная камасутра: Есть отдельный шаблон
Художественный медсправочник: Синдром внезапной смерти в сиквеле • Синдром Дарта Вейдера • Синдром Кларка Кента • Синдром Лайки • Синдром Мэри Поппинс • Синдром Рубинского • Синдром хронического героизма • Синдром штурмовика • Синдром Элджернона
Чеховские приёмы– см. в отдельном перечне
Басня (Без связи * Зелёная • Злая • Красная • Лицемерная • Неудачная • Неудобная • Понята неправильно • Псевдобасня • Увесистая • Фантастическая • Это не басня!) • Вывих мозга (Безумная тролльская логика) • Грызть реквизит (Доить гигантскую корову/Безумная мимика • ЭТО! СПАРТА!/Перейти на КРИК) vs Читать, как пономарь • Знают именно за это (Музыкальный символ • Ходячий мем) • МТА/МТХ • Моральный закон природы • Никто не смотрит Шекспира (Гомер немного предсказуем) • Ошибка позиционирования • Очучеливание • Подавление недоверия • Просочиться в канон (Мем просочился в канон) • Украсть шоу • Фрейд был прав • Чудо одной сцены • Эффект альфы • Чудо одного трека • Шоковая терапия |
---|
Парадоксы | Не думай о белом медведе • Парадокс корабля Тесея |
---|
Переборы | Такой серьезный, что уже смешно • Такой крутой, что уже смешно • Так грубо, что уже смешно • Так мрачно, что уже пофиг • Такой мрачный, что уже смешно • Так неостроумно, что уже смешно • Так страшно, что уже смешно • Одноногая собачка • Пересластить пилюлю • Шоковая терапия |
---|
← | Штамп • Основы |
---|