Иммунитет протагониста: различия между версиями
(→Литература: расставил по алфавиту) |
(Новая страница: «{{Q|pre=1| Не беспокойтесь. В середине акта — Хотя б и пятого — герой не гибнет! |«Пер Гюнт», Ибсен}} '''Главный герой умереть не может'''. Потому что если он умрёт, о ком же будет весь дальнейший сюжет? Ну, то есть, он в принципе может умереть Несчастливый конец|...») |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Q|pre=1| | {{Q|pre=1| | ||
Не беспокойтесь. В середине акта — | Не беспокойтесь. В середине акта — | ||
Хотя б и пятого — герой не гибнет! |«Пер Гюнт», Ибсен}} | Хотя б и пятого — герой не гибнет! |«Пер Гюнт», Ибсен}} | ||
'''Главный герой умереть не может'''. Потому что если он умрёт, о ком же будет весь дальнейший сюжет? Ну, то есть, он в принципе может умереть [[Несчастливый конец|в самом конце]], но до того читатель/зритель точно знает, что, в какие бы опасности ни попадал протагонист, он из них благополучно выпутается. И не переживает за него. А уж если повествование ведётся от лица самого протагониста, то читатель и в финале беспокоиться не | '''Главный герой умереть не может'''. Потому что если он умрёт, о ком же будет весь дальнейший сюжет? Ну, то есть, он в принципе может умереть [[Несчастливый конец|в самом конце]], но до того читатель/зритель точно знает, что, в какие бы опасности ни попадал протагонист, он из них благополучно выпутается. И не переживает за него. А уж если повествование ведётся от лица самого протагониста, то читатель и в финале беспокоиться не будет — если бы герой погиб, кто бы оставил нам этот рассказ, верно? | ||
Справедливости ради, далеко не в любом произведении для того, чтобы заставить читателя/зрителя волноваться за персонажа, последнему должна грозить смерть. Тем более, что бывают вещи и [[Участь хуже смерти|похуже смерти]]. Но всё же нередко тот факт, что главный герой погибнуть не может, автору мешает. Как это обойти? | Справедливости ради, далеко не в любом произведении для того, чтобы заставить читателя/зрителя волноваться за персонажа, последнему должна грозить смерть. Тем более, что бывают вещи и [[Участь хуже смерти|похуже смерти]]. Но всё же нередко тот факт, что главный герой погибнуть не может, автору мешает. Как это обойти? | ||
* Протагонист может оказаться [[Фальшивый протагонист|фальшивым]], или его может [[Нет протагониста|вообще не быть]]. | * Протагонист может оказаться [[Фальшивый протагонист|фальшивым]], или его может [[Нет протагониста|вообще не быть]]. | ||
* События могут даваться не в хронологическом порядке (в том числе даже и [[Флэшфорвард|начинаться]] со смерти протагониста). | * События могут даваться не в хронологическом порядке (в том числе даже и [[Флэшфорвард|начинаться]] со смерти протагониста). | ||
* Произведение может представлять собой [[дневник катастрофы]] или документ типа «вскрыть в случае моей смерти». В этом случае даже рассказ от первого лица никакого иммунитета протагонисту не даёт (хотя до финала он всё же | * Произведение может представлять собой [[дневник катастрофы]] или документ типа «вскрыть в случае моей смерти». В этом случае даже рассказ от первого лица никакого иммунитета протагонисту не даёт (хотя до финала он всё же доживет — но не дальше). | ||
* Смерть может оказаться [[Сказочная смерть|сказочной]] или [[Умер — не беда, починим|обратимой]]. Как вариант, персонаж становится [[нежить]]ю. | * Смерть может оказаться [[Сказочная смерть|сказочной]] или [[Умер — не беда, починим|обратимой]]. Как вариант, персонаж становится [[нежить]]ю. | ||
* Есть недурной способ одновременно и троп отыграть, и реализма добавить. Главный герой (или несколько), конечно, выживает и, как ему и положено, доживает до финала, но по ходу повествования (особенно если оно длинное и эпическое) неоднократно подчёркивается, что от нашего героя далеко не всё зависит. ''Осторожно, не скатите персонажа в [[Анти-Сью]]!'' [[Поворот кругом]] | * Есть недурной способ одновременно и троп отыграть, и реализма добавить. Главный герой (или несколько), конечно, выживает и, как ему и положено, доживает до финала, но по ходу повествования (особенно если оно длинное и эпическое) неоднократно подчёркивается, что от нашего героя далеко не всё зависит. ''Осторожно, не скатите персонажа в [[Анти-Сью]]!'' [[Поворот кругом]] — опционально. | ||
Заметка на полях: троп может быть сюжетным стержнем, как в шуточных песнях о [[Вредная кошка|пришедшем назад коте]] или четырёх [[Тараканище|тараканах]] и [[Кузнечики и сверчки|сверчке]]. Что бы ты ни делал с ними, гордый Хомо сапиенс, они всё равно выживут! | Заметка на полях: троп может быть сюжетным стержнем, как в шуточных песнях о [[Вредная кошка|пришедшем назад коте]] или четырёх [[Тараканище|тараканах]] и [[Кузнечики и сверчки|сверчке]]. Что бы ты ни делал с ними, гордый Хомо сапиенс, они всё равно выживут! | ||
Обоснуем в реальной жизни является то, что историю рассказывают те, [[систематическая ошибка выжившего|кому свои злоключения удалось пережить]]. Большинство ветеранов кровопролитной войны тоже будет рассказать, как сослуживцы вокруг него гибли направо и налево, но ему-то раз за разом везло, и он отделывался | Обоснуем в реальной жизни является то, что историю рассказывают те, [[систематическая ошибка выжившего|кому свои злоключения удалось пережить]]. Большинство ветеранов кровопролитной войны тоже будет рассказать, как сослуживцы вокруг него гибли направо и налево, но ему-то раз за разом везло, и он отделывался ранениями — ведь лишь те, кому в этом страшном казино раз за разом выпадала нужная карта, и становятся ветеранами. А про лейтенанта, который на третий день на фронте схлопотал вражескую пулю, никто историю рассказывать не будет. | ||
Противотроп — [[Умереть может каждый]]. | |||
== Примеры, где НЕ встречается == | == Примеры, где НЕ встречается == | ||
=== [[Театр]] === | === [[Театр]] === | ||
* Большинство классических | * Большинство классических трагедий — «[[Гамлет]]», «Макбет», «[[Ромео и Джульетта]]» и т. п. | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* | * Ричард Олдингтон, «Смерть героя». Роман начинается с послесловия — похорон протагониста. Действие же описывает жизнь аж двух поколений — родителей героя и его самого, и заканчивается смертью главного героя. | ||
* «[[A Song of Ice and Fire|ПЛиО]]» — [[педаль в асфальт]], ибо у главных героев шансы умереть порой гораздо выше, чем у второстепенных. | |||
* | |||
** Хотя именно в этом цикле, по убеждению фанатов, существует «большая тройка» {{spoiler|(Джон, Дени, Тирион)}}, бояться за которую не стоит по меньшей мере до кульминации последней книги. Но и она вырисовалась далеко не сразу. | ** Хотя именно в этом цикле, по убеждению фанатов, существует «большая тройка» {{spoiler|(Джон, Дени, Тирион)}}, бояться за которую не стоит по меньшей мере до кульминации последней книги. Но и она вырисовалась далеко не сразу. | ||
** При этом Джон таки умер {{spoiler|в | ** При этом Джон таки умер {{spoiler|в сериале — воскрешён и пережил концовку}}. | ||
* Эрих Мария Ремарк, «На западном фронте без перемен». Всё повествование идёт от первого лица, и лишь в последнем абзаце резко переключается на третье, где сообщается о смерти героя. Для своего времени это был очень неожиданный ход. | * Эрих Мария Ремарк, «На западном фронте без перемен». Всё повествование идёт от первого лица, и лишь в последнем абзаце резко переключается на третье, где сообщается о смерти героя. Для своего времени это был очень неожиданный ход. | ||
* Михаил Лермонтов, «[[Герой нашего времени]]». О смерти Печорина сообщается в предисловии ко второй части романа — «Журналу Печорина». | |||
* Александр Куприн, «Поединок». В последней главе приводится рапорт о печальном для протагониста результате дуэли. | |||
* Ольга Форш, «Одеты камнем»: персонаж, от лица которого ведётся повествование, в процессе постепенно сходит с ума и в финале кончает самоубийством. | |||
* Невил Шют, «На берегу» (и экранизации) — [[Убей их всех|умрут ВСЕ]]. И это известно с самого начала, хотя в середине появляется надежда (в книге — слабая и мимолётная, во второй экранизации — уверенная и довольно длительная). | |||
* [[Метавселенная Рудазова|А. Рудазов]], серия «[[Яцхен (серия книг)|Яцхен]]». В последней книге ближе к концу встречается фраза «а потом я умер», после которой повествование идёт от лица духа погибшего протагониста. А потом он ещё и в [[камео]] в параллельных сериях неоднократно появляется. | * [[Метавселенная Рудазова|А. Рудазов]], серия «[[Яцхен (серия книг)|Яцхен]]». В последней книге ближе к концу встречается фраза «а потом я умер», после которой повествование идёт от лица духа погибшего протагониста. А потом он ещё и в [[камео]] в параллельных сериях неоднократно появляется. | ||
** В предпоследней книге подсвечивается самим | ** В предпоследней книге подсвечивается самим персонажем — «Нет, конечно, Йог-Сотхотх меня не убил. Иначе как бы я смог об этом рассказать? Я это давно заметил — если повествование идет от первого лица, то можно не бояться, что главный герой погибнет. А вот если от третьего… тут всякое может случиться. [[El ingenioso hidalgo Don Quijote de la Mancha|Дон Кихот]] умер, [[Гамлет]] умер, [[Ромео и Джульетта]] умерли, [[Анна Каренина]] умерла, [[Остап Бендер|Остапа Бендера]] — и того зарезали. В следующей книге, правда, он ожил, но это уже к делу не относится». | ||
* Ю. [[Нестеренко]], «Рукопись, не найденная никогда» — классический дневник катастрофы, участь протагониста подсвечена названием. | |||
** Его же «Имя» начинается с фразы «Если вы читаете эти строки, значит, я уже мёртв». | |||
* Л. Каганов, «До рассвета». Смерть протагониста, от лица которого написан рассказ, обозначена траурной рамкой вокруг его имени (впрочем, он умер не в результате описываемых событий, а гораздо позже в старости). | |||
** У него же — «Заклятье духов тела». Протагонист обречён, ему остались считанные часы. {{spoiler|Да и [[Четвёртая стена тебя не спасёт|читателю]] может не поздоровиться.}} | |||
* Сергей Лукьяненко. Во всех «[[Дозоры|Дозорах]]» повествование ведётся от первого лица, но первая и вторая повести «Дневного дозора» заканчиваются смертью протагонистов. | |||
* Агата Кристи, «Занавес» — [[Hercule Poirot|Пуаро]] [[посмертный персонаж|уже мёртв]], Гастингс читает материалы его последнего дела. | |||
* «Из глубин» Руслана Мельникова — протагонист умер. По-настоящему умер {{spoiler|в самом начале книги}}. А ближе к концу — умер и его Двойник. | |||
* Кшиштоф Пискорский, «Тенеграф» — главный герой {{spoiler|едва не}} гибнет в середине книги, и дальше вместо него действует его Тень. | |||
* «[[Досье Дрездена]]» — в конце книги «Перемены» Гарри убивают. В последующей книге «История призрака» он в качестве детектива-призрака расследует собственное убийство. | |||
* А. Твардовский, «Я убит подо Ржевом». Рассказ ведется от имени погибшего героя. | * А. Твардовский, «Я убит подо Ржевом». Рассказ ведется от имени погибшего героя. | ||
* | * «Седьмой уровень, или Дневник последнего жителя Земли» Рошвальда Мордехая. Что и написано на упаковке. | ||
* | * [[Стивен Кинг]] же! Около половины произведений. | ||
* Венедикт Ерофеев, «Москва-Петушки». И то сказать — ну какой ещё может быть иммунитет при таком нездоровом образе жизни? | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* | * Серия фильмов «[[Пункт назначения]]» — непревзойдённый эталон из Палаты мер и весов. | ||
* «[[Ten Little Niggers|Десять негритят]]» и множество других фильмов, где персонажей методично убивают одного за другим. Хотя в большинстве таких фильмов невозможно выделить главного героя (если только не считать главным того, кто продержался дольше остальных). Но вот как раз в «Негритятах» (экранизациях и литературном первоисточнике) можно считать главным героем {{spoiler|судью, который организовал всё происходящее и при этом умирает аж два раза: в | * Серия фильмов «[[Пила]]» — ещё один, хотя в этих [[Педаль в асфальт|педаль]] давится только до верхних слоёв дорожного полотна. Тут в основном эксплуатируется принцип, что главный герой предыдущего фильма умирает в одном из следующих. Также сам Пила, которого можно считать главным героем всей серии, весь первый фильм проводит, притворяясь трупом, а затем умирает от рака по-настоящему, но запущенного им механизма хватает ещё на несколько фильмов, плюс он появляется во [[флэшбэк]]ах. | ||
* «[[Ten Little Niggers|Десять негритят]]» и множество других фильмов, где персонажей методично убивают одного за другим. Хотя в большинстве таких фильмов невозможно выделить главного героя (если только не считать главным того, кто продержался дольше остальных). Но вот как раз в «Негритятах» (экранизациях и литературном первоисточнике) можно считать главным героем {{spoiler|судью, который организовал всё происходящее и при этом умирает аж два раза: в середине — понарошку (о чём зритель/читатель не знает), а в финале уже по-настоящему}}. | |||
* «Мёртв по прибытии»: герой отравлен медленно действующим ядом. Он знает, что обречён, но у него ещё остается пара дней, чтобы найти и покарать своего убийцу. | * «Мёртв по прибытии»: герой отравлен медленно действующим ядом. Он знает, что обречён, но у него ещё остается пара дней, чтобы найти и покарать своего убийцу. | ||
* | * «Варкрафт» — закадровый голос принадлежит Дуротану, однако сам Дуротан {{spoiler|погибает во время поединка с Гул'даном в последней трети фильма}}. | ||
* «[[Последний киногерой]] | * «[[Star Wars]]» — знаменитая [[Эффект штурмовика|меткость клонов и штурмовиков]] распространена исключительно на главных героев. [[Просто они не герои|По рядовым дроидам и повстанцам они еще как попадают]]. | ||
* «[[Последний киногерой]]» — [[аверсия]] пополам с ломкой четвёртой стены: попав в аварию, Дэнни не беспокоится за свою жизнь, помня о [[троп]]е — но внезапно понимает, что в мире Джека Слейтера он не [[протагонист]], а скорее [[смешной сайдкик]]. [[Ой, бл…]] | |||
** Сам Слейтер едва не погибает, будучи смертельно ранен главгадом в реальном мире, потому что в нём «плохие парни ''могут'' победить». Спасается тем, что Дэнни возвращает его в собственный фильм, где иммунитет протагониста возвращается, а рана [[Увёртливые внутренние органы|оказывается очень лёгкой]]. | ** Сам Слейтер едва не погибает, будучи смертельно ранен главгадом в реальном мире, потому что в нём «плохие парни ''могут'' победить». Спасается тем, что Дэнни возвращает его в собственный фильм, где иммунитет протагониста возвращается, а рана [[Увёртливые внутренние органы|оказывается очень лёгкой]]. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* «[[Комиссар Рекс]]» — хоть сериал и про собаку, но протагонист чаще её хозяин. Умирал дважды. | |||
* «[[Комиссар Рекс]] | * «[[Spooks|Призраки]]» — от смерти не застрахован только сэр Гарри Пирс, да и то вначале он скорее ментор. | ||
* «[[Spooks|Призраки]] | |||
** Хотя в первых 2,5 сезона он был (Том был уволен, а Зои сбежала в Южную Америку), но после смерти Дэнни… | ** Хотя в первых 2,5 сезона он был (Том был уволен, а Зои сбежала в Южную Америку), но после смерти Дэнни… | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* [[Angel Beats!]] | * [[Death Note]] — Ягами Лайт погибает, так и не доведя до конца строительство нового мира. | ||
* [[Code Geass]] — Лелуш Британский заколот на своей триумфальной колеснице. Правда, есть [[Лелуш Шрёдингера|альтернативное мнение]]. | |||
* [[Angel Beats!]] — Юдзуру Отонаши умер еще до начала событий данного аниме. И учитывая, что действия разворачиваются в загробном мире, то умирать ему придётся часто [[Чёрный юмор|и со вкусом.]] Благо, что у нашего покойника и новообретённых друзей есть [[ретроактивное бессмертие]]. | |||
* [[KonoSuba]] — Кадзума начал свою карьеру с тех пор, как он умер со страху. И ему дико повезло, что он прихватил с собой в новый мир богиню Акву, чьи целительные способности не раз спасут его задницу. Как-то раз ему удалось в том мире умереть пару раз, и его воскрешала Аква. | * [[KonoSuba]] — Кадзума начал свою карьеру с тех пор, как он умер со страху. И ему дико повезло, что он прихватил с собой в новый мир богиню Акву, чьи целительные способности не раз спасут его задницу. Как-то раз ему удалось в том мире умереть пару раз, и его воскрешала Аква. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* The Terminator на приставке SNES. Играем за Кайла Риза. «Ну, кто знает ещё хоть одну игру, где в финале главный герой погибает?..» (с) журнал «Великий Дракон» | * The Terminator на приставке SNES. Играем за Кайла Риза. «Ну, кто знает ещё хоть одну игру, где в финале главный герой погибает?..» (с) журнал «Великий Дракон» | ||
** Знаем: The Terminator 2 для той же SNES. | ** Знаем: The Terminator 2 для той же SNES. | ||
* Detroit: Become Human — зигзаг. О наличии протагониста тут прямо не заявляется ([[POV-персонаж|потому что главных героев три]]), однако фактически сюжет держится на Конноре, {{spoiler|разум которого в случае "смерти" [[Ретроактивное бессмертие|переписывается на другой носитель]], Коннора Мк1, Мк2 и других}}. Кэра {{spoiler|может погибнуть в самом начале игры, что угробит [[Балласт|малосвязанную с основной историей]] часть сюжета}}, Маркус же {{spoiler|рискует помереть в нескольких случаях ближе к финалу, после чего его [[Выйти на замену|заменит]] Норт}}. | |||
* [[Minecraft: Story Mode]] — небольшая [[аверсия]]. Почему небольшая? Потому что в восьмом эпизоде {{spoiler|Джесси убивает Мевия, но так как в мире Древних Строителей погибшие на соревнованиях каким-то чудом сразу воскресают (хоть и в специально оборудованных для этого местах), умирает протагонист не [[Смерть навсегда|навсегда]]}}. | |||
* [[Persona 3]] — очевидно, при плохой концовке {{spoiler|вместе со всем миром}}, {{spoiler|при хорошей тоже, но по-другому}}. | |||
* L.A. Noire — Коул Фелпс. В одном из финальных роликов даже показывают его похороны. | |||
* [[Red Dead Redemption 2]] — {{spoiler|Артур Морган заболевает туберкулезом. Так как в 1899 лечить такую болезнь еще не научились, несложно догадаться, что чуда не произойдет, а жить Моргану осталось недолго.}} | |||
* [[Chrono Trigger]] — {{Spoiler|Кроно внезапно погибает в последней трети игры и чтобы пройти игру его можно не воскрешать}}. | |||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
Формально — любое автобиографическое произведение, написанное ныне уже покойным автором, но в первую очередь, те из них, где автор умер вскоре после того, как закончил писать, и по описанным в книге причинам: | |||
* Дневники Анны Франк и Тани Савичевой. | |||
* Юлиус Фучик, «Репортаж с петлёй на шее». | |||
* «Житие протопопа Аввакума» — аверсия: каноны житийного жанра предполагают неизбежную смерть героя, но здесь по их образцу пишется автобиография (хотя в итоге всё равно кончилось мученичеством). | |||
Многомировая интерпретация квантовой механики допускает [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE квантовое бессмертие] когда при каждой возможности умереть мир разделяется. Поскольку наблюдатель не может наблюдать свою смерть (из-за того, что погиб), то в любой наблюдаемой им вселенной он будет жив. Основная непонятка к такому представлению — почему отдельные люди не особо выделяются среди других людей долголетием и какой-то особенной везучестью. | |||
{{Nav/Basic}} | {{Nav/Basic}} | ||
{{Nav/Смерть}} | {{Nav/Смерть}} |
Версия 22:54, 26 марта 2022
« |
Не беспокойтесь. В середине акта — Хотя б и пятого — герой не гибнет! |
» |
— «Пер Гюнт», Ибсен |
Главный герой умереть не может. Потому что если он умрёт, о ком же будет весь дальнейший сюжет? Ну, то есть, он в принципе может умереть в самом конце, но до того читатель/зритель точно знает, что, в какие бы опасности ни попадал протагонист, он из них благополучно выпутается. И не переживает за него. А уж если повествование ведётся от лица самого протагониста, то читатель и в финале беспокоиться не будет — если бы герой погиб, кто бы оставил нам этот рассказ, верно?
Справедливости ради, далеко не в любом произведении для того, чтобы заставить читателя/зрителя волноваться за персонажа, последнему должна грозить смерть. Тем более, что бывают вещи и похуже смерти. Но всё же нередко тот факт, что главный герой погибнуть не может, автору мешает. Как это обойти?
- Протагонист может оказаться фальшивым, или его может вообще не быть.
- События могут даваться не в хронологическом порядке (в том числе даже и начинаться со смерти протагониста).
- Произведение может представлять собой дневник катастрофы или документ типа «вскрыть в случае моей смерти». В этом случае даже рассказ от первого лица никакого иммунитета протагонисту не даёт (хотя до финала он всё же доживет — но не дальше).
- Смерть может оказаться сказочной или обратимой. Как вариант, персонаж становится нежитью.
- Есть недурной способ одновременно и троп отыграть, и реализма добавить. Главный герой (или несколько), конечно, выживает и, как ему и положено, доживает до финала, но по ходу повествования (особенно если оно длинное и эпическое) неоднократно подчёркивается, что от нашего героя далеко не всё зависит. Осторожно, не скатите персонажа в Анти-Сью! Поворот кругом — опционально.
Заметка на полях: троп может быть сюжетным стержнем, как в шуточных песнях о пришедшем назад коте или четырёх тараканах и сверчке. Что бы ты ни делал с ними, гордый Хомо сапиенс, они всё равно выживут!
Обоснуем в реальной жизни является то, что историю рассказывают те, кому свои злоключения удалось пережить. Большинство ветеранов кровопролитной войны тоже будет рассказать, как сослуживцы вокруг него гибли направо и налево, но ему-то раз за разом везло, и он отделывался ранениями — ведь лишь те, кому в этом страшном казино раз за разом выпадала нужная карта, и становятся ветеранами. А про лейтенанта, который на третий день на фронте схлопотал вражескую пулю, никто историю рассказывать не будет.
Противотроп — Умереть может каждый.
Примеры, где НЕ встречается
Театр
- Большинство классических трагедий — «Гамлет», «Макбет», «Ромео и Джульетта» и т. п.
Литература
- Ричард Олдингтон, «Смерть героя». Роман начинается с послесловия — похорон протагониста. Действие же описывает жизнь аж двух поколений — родителей героя и его самого, и заканчивается смертью главного героя.
- «ПЛиО» — педаль в асфальт, ибо у главных героев шансы умереть порой гораздо выше, чем у второстепенных.
- Хотя именно в этом цикле, по убеждению фанатов, существует «большая тройка» (Джон, Дени, Тирион), бояться за которую не стоит по меньшей мере до кульминации последней книги. Но и она вырисовалась далеко не сразу.
- При этом Джон таки умер в сериале — воскрешён и пережил концовку.
- Эрих Мария Ремарк, «На западном фронте без перемен». Всё повествование идёт от первого лица, и лишь в последнем абзаце резко переключается на третье, где сообщается о смерти героя. Для своего времени это был очень неожиданный ход.
- Михаил Лермонтов, «Герой нашего времени». О смерти Печорина сообщается в предисловии ко второй части романа — «Журналу Печорина».
- Александр Куприн, «Поединок». В последней главе приводится рапорт о печальном для протагониста результате дуэли.
- Ольга Форш, «Одеты камнем»: персонаж, от лица которого ведётся повествование, в процессе постепенно сходит с ума и в финале кончает самоубийством.
- Невил Шют, «На берегу» (и экранизации) — умрут ВСЕ. И это известно с самого начала, хотя в середине появляется надежда (в книге — слабая и мимолётная, во второй экранизации — уверенная и довольно длительная).
- А. Рудазов, серия «Яцхен». В последней книге ближе к концу встречается фраза «а потом я умер», после которой повествование идёт от лица духа погибшего протагониста. А потом он ещё и в камео в параллельных сериях неоднократно появляется.
- В предпоследней книге подсвечивается самим персонажем — «Нет, конечно, Йог-Сотхотх меня не убил. Иначе как бы я смог об этом рассказать? Я это давно заметил — если повествование идет от первого лица, то можно не бояться, что главный герой погибнет. А вот если от третьего… тут всякое может случиться. Дон Кихот умер, Гамлет умер, Ромео и Джульетта умерли, Анна Каренина умерла, Остапа Бендера — и того зарезали. В следующей книге, правда, он ожил, но это уже к делу не относится».
- Ю. Нестеренко, «Рукопись, не найденная никогда» — классический дневник катастрофы, участь протагониста подсвечена названием.
- Его же «Имя» начинается с фразы «Если вы читаете эти строки, значит, я уже мёртв».
- Л. Каганов, «До рассвета». Смерть протагониста, от лица которого написан рассказ, обозначена траурной рамкой вокруг его имени (впрочем, он умер не в результате описываемых событий, а гораздо позже в старости).
- У него же — «Заклятье духов тела». Протагонист обречён, ему остались считанные часы. Да и читателю может не поздоровиться.
- Сергей Лукьяненко. Во всех «Дозорах» повествование ведётся от первого лица, но первая и вторая повести «Дневного дозора» заканчиваются смертью протагонистов.
- Агата Кристи, «Занавес» — Пуаро уже мёртв, Гастингс читает материалы его последнего дела.
- «Из глубин» Руслана Мельникова — протагонист умер. По-настоящему умер в самом начале книги. А ближе к концу — умер и его Двойник.
- Кшиштоф Пискорский, «Тенеграф» — главный герой едва не гибнет в середине книги, и дальше вместо него действует его Тень.
- «Досье Дрездена» — в конце книги «Перемены» Гарри убивают. В последующей книге «История призрака» он в качестве детектива-призрака расследует собственное убийство.
- А. Твардовский, «Я убит подо Ржевом». Рассказ ведется от имени погибшего героя.
- «Седьмой уровень, или Дневник последнего жителя Земли» Рошвальда Мордехая. Что и написано на упаковке.
- Стивен Кинг же! Около половины произведений.
- Венедикт Ерофеев, «Москва-Петушки». И то сказать — ну какой ещё может быть иммунитет при таком нездоровом образе жизни?
Кино
- Серия фильмов «Пункт назначения» — непревзойдённый эталон из Палаты мер и весов.
- Серия фильмов «Пила» — ещё один, хотя в этих педаль давится только до верхних слоёв дорожного полотна. Тут в основном эксплуатируется принцип, что главный герой предыдущего фильма умирает в одном из следующих. Также сам Пила, которого можно считать главным героем всей серии, весь первый фильм проводит, притворяясь трупом, а затем умирает от рака по-настоящему, но запущенного им механизма хватает ещё на несколько фильмов, плюс он появляется во флэшбэках.
- «Десять негритят» и множество других фильмов, где персонажей методично убивают одного за другим. Хотя в большинстве таких фильмов невозможно выделить главного героя (если только не считать главным того, кто продержался дольше остальных). Но вот как раз в «Негритятах» (экранизациях и литературном первоисточнике) можно считать главным героем судью, который организовал всё происходящее и при этом умирает аж два раза: в середине — понарошку (о чём зритель/читатель не знает), а в финале уже по-настоящему.
- «Мёртв по прибытии»: герой отравлен медленно действующим ядом. Он знает, что обречён, но у него ещё остается пара дней, чтобы найти и покарать своего убийцу.
- «Варкрафт» — закадровый голос принадлежит Дуротану, однако сам Дуротан погибает во время поединка с Гул'даном в последней трети фильма.
- «Star Wars» — знаменитая меткость клонов и штурмовиков распространена исключительно на главных героев. По рядовым дроидам и повстанцам они еще как попадают.
- «Последний киногерой» — аверсия пополам с ломкой четвёртой стены: попав в аварию, Дэнни не беспокоится за свою жизнь, помня о тропе — но внезапно понимает, что в мире Джека Слейтера он не протагонист, а скорее смешной сайдкик. Ой, бл…
- Сам Слейтер едва не погибает, будучи смертельно ранен главгадом в реальном мире, потому что в нём «плохие парни могут победить». Спасается тем, что Дэнни возвращает его в собственный фильм, где иммунитет протагониста возвращается, а рана оказывается очень лёгкой.
Телесериалы
- «Комиссар Рекс» — хоть сериал и про собаку, но протагонист чаще её хозяин. Умирал дважды.
- «Призраки» — от смерти не застрахован только сэр Гарри Пирс, да и то вначале он скорее ментор.
- Хотя в первых 2,5 сезона он был (Том был уволен, а Зои сбежала в Южную Америку), но после смерти Дэнни…
Аниме и манга
- Death Note — Ягами Лайт погибает, так и не доведя до конца строительство нового мира.
- Code Geass — Лелуш Британский заколот на своей триумфальной колеснице. Правда, есть альтернативное мнение.
- Angel Beats! — Юдзуру Отонаши умер еще до начала событий данного аниме. И учитывая, что действия разворачиваются в загробном мире, то умирать ему придётся часто и со вкусом. Благо, что у нашего покойника и новообретённых друзей есть ретроактивное бессмертие.
- KonoSuba — Кадзума начал свою карьеру с тех пор, как он умер со страху. И ему дико повезло, что он прихватил с собой в новый мир богиню Акву, чьи целительные способности не раз спасут его задницу. Как-то раз ему удалось в том мире умереть пару раз, и его воскрешала Аква.
Видеоигры
- The Terminator на приставке SNES. Играем за Кайла Риза. «Ну, кто знает ещё хоть одну игру, где в финале главный герой погибает?..» (с) журнал «Великий Дракон»
- Знаем: The Terminator 2 для той же SNES.
- Detroit: Become Human — зигзаг. О наличии протагониста тут прямо не заявляется (потому что главных героев три), однако фактически сюжет держится на Конноре, разум которого в случае "смерти" переписывается на другой носитель, Коннора Мк1, Мк2 и других. Кэра может погибнуть в самом начале игры, что угробит малосвязанную с основной историей часть сюжета, Маркус же рискует помереть в нескольких случаях ближе к финалу, после чего его заменит Норт.
- Minecraft: Story Mode — небольшая аверсия. Почему небольшая? Потому что в восьмом эпизоде Джесси убивает Мевия, но так как в мире Древних Строителей погибшие на соревнованиях каким-то чудом сразу воскресают (хоть и в специально оборудованных для этого местах), умирает протагонист не навсегда.
- Persona 3 — очевидно, при плохой концовке вместе со всем миром, при хорошей тоже, но по-другому.
- L.A. Noire — Коул Фелпс. В одном из финальных роликов даже показывают его похороны.
- Red Dead Redemption 2 — Артур Морган заболевает туберкулезом. Так как в 1899 лечить такую болезнь еще не научились, несложно догадаться, что чуда не произойдет, а жить Моргану осталось недолго.
- Chrono Trigger — Кроно внезапно погибает в последней трети игры и чтобы пройти игру его можно не воскрешать.
Реальная жизнь
Формально — любое автобиографическое произведение, написанное ныне уже покойным автором, но в первую очередь, те из них, где автор умер вскоре после того, как закончил писать, и по описанным в книге причинам:
- Дневники Анны Франк и Тани Савичевой.
- Юлиус Фучик, «Репортаж с петлёй на шее».
- «Житие протопопа Аввакума» — аверсия: каноны житийного жанра предполагают неизбежную смерть героя, но здесь по их образцу пишется автобиография (хотя в итоге всё равно кончилось мученичеством).
Многомировая интерпретация квантовой механики допускает квантовое бессмертие когда при каждой возможности умереть мир разделяется. Поскольку наблюдатель не может наблюдать свою смерть (из-за того, что погиб), то в любой наблюдаемой им вселенной он будет жив. Основная непонятка к такому представлению — почему отдельные люди не особо выделяются среди других людей долголетием и какой-то особенной везучестью.