Иммунитет протагониста: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(→‎Литература: расставил по алфавиту)
 
(Новая страница: «{{Q|pre=1| Не беспокойтесь. В середине акта — Хотя б и пятого — герой не гибнет! |«Пер Гюнт», Ибсен}} '''Главный герой умереть не может'''. Потому что если он умрёт, о ком же будет весь дальнейший сюжет? Ну, то есть, он в принципе может умереть Несчастливый конец|...»)
Строка 1: Строка 1:
{{Вкратце|[[Протагонист]] не может умереть (получить тяжёлые неизлечимые увечья и так далее), так как тогда не будет сюжета.}}
{{Q|pre=1|
{{Q|pre=1|
Не беспокойтесь. В середине акта —  
Не беспокойтесь. В середине акта —  
Хотя б и пятого — герой не гибнет! |«Пер Гюнт», Ибсен}}
Хотя б и пятого — герой не гибнет! |«Пер Гюнт», Ибсен}}


'''Главный герой умереть не может'''. Потому что если он умрёт, о ком же будет весь дальнейший сюжет? Ну, то есть, он в принципе может умереть [[Несчастливый конец|в самом конце]], но до того читатель/зритель точно знает, что, в какие бы опасности ни попадал протагонист, он из них благополучно выпутается. И не переживает за него. А уж если повествование ведётся от лица самого протагониста, то читатель и в финале беспокоиться не будет — если бы герой погиб, кто бы оставил нам этот рассказ, верно?
'''Главный герой умереть не может'''. Потому что если он умрёт, о ком же будет весь дальнейший сюжет? Ну, то есть, он в принципе может умереть [[Несчастливый конец|в самом конце]], но до того читатель/зритель точно знает, что, в какие бы опасности ни попадал протагонист, он из них благополучно выпутается. И не переживает за него. А уж если повествование ведётся от лица самого протагониста, то читатель и в финале беспокоиться не будет — если бы герой погиб, кто бы оставил нам этот рассказ, верно?


Справедливости ради, далеко не в любом произведении для того, чтобы заставить читателя/зрителя волноваться за персонажа, последнему должна грозить смерть. Тем более, что бывают вещи и [[Участь хуже смерти|похуже смерти]]. Но всё же нередко тот факт, что главный герой погибнуть не может, автору мешает. Как это обойти?
Справедливости ради, далеко не в любом произведении для того, чтобы заставить читателя/зрителя волноваться за персонажа, последнему должна грозить смерть. Тем более, что бывают вещи и [[Участь хуже смерти|похуже смерти]]. Но всё же нередко тот факт, что главный герой погибнуть не может, автору мешает. Как это обойти?
* Протагонист может оказаться [[Фальшивый протагонист|фальшивым]], или его может [[Нет протагониста|вообще не быть]].
* Протагонист может оказаться [[Фальшивый протагонист|фальшивым]], или его может [[Нет протагониста|вообще не быть]].
* События могут даваться не в хронологическом порядке (в том числе даже и [[Флэшфорвард|начинаться]] со смерти протагониста).
* События могут даваться не в хронологическом порядке (в том числе даже и [[Флэшфорвард|начинаться]] со смерти протагониста).
* Произведение может представлять собой [[дневник катастрофы]] или документ типа «вскрыть в случае моей смерти». В этом случае даже рассказ от первого лица никакого иммунитета протагонисту не даёт (хотя до финала он всё же доживет — но не дальше).
* Произведение может представлять собой [[дневник катастрофы]] или документ типа «вскрыть в случае моей смерти». В этом случае даже рассказ от первого лица никакого иммунитета протагонисту не даёт (хотя до финала он всё же доживет — но не дальше).
* Смерть может оказаться [[Сказочная смерть|сказочной]] или [[Умер — не беда, починим|обратимой]]. Как вариант, персонаж становится [[нежить]]ю.
* Смерть может оказаться [[Сказочная смерть|сказочной]] или [[Умер — не беда, починим|обратимой]]. Как вариант, персонаж становится [[нежить]]ю.
* Есть недурной способ одновременно и троп отыграть, и реализма добавить. Главный герой (или несколько), конечно, выживает и, как ему и положено, доживает до финала, но по ходу повествования (особенно если оно длинное и эпическое) неоднократно подчёркивается, что от нашего героя далеко не всё зависит. ''Осторожно, не скатите персонажа в [[Анти-Сью]]!'' [[Поворот кругом]] — опционально.
* Есть недурной способ одновременно и троп отыграть, и реализма добавить. Главный герой (или несколько), конечно, выживает и, как ему и положено, доживает до финала, но по ходу повествования (особенно если оно длинное и эпическое) неоднократно подчёркивается, что от нашего героя далеко не всё зависит. ''Осторожно, не скатите персонажа в [[Анти-Сью]]!'' [[Поворот кругом]] опционально.


Заметка на полях: троп может быть сюжетным стержнем, как в шуточных песнях о [[Вредная кошка|пришедшем назад коте]] или четырёх [[Тараканище|тараканах]] и [[Кузнечики и сверчки|сверчке]]. Что бы ты ни делал с ними, гордый Хомо сапиенс, они всё равно выживут!
Заметка на полях: троп может быть сюжетным стержнем, как в шуточных песнях о [[Вредная кошка|пришедшем назад коте]] или четырёх [[Тараканище|тараканах]] и [[Кузнечики и сверчки|сверчке]]. Что бы ты ни делал с ними, гордый Хомо сапиенс, они всё равно выживут!


Обоснуем в реальной жизни является то, что историю рассказывают те, [[систематическая ошибка выжившего|кому свои злоключения удалось пережить]]. Большинство ветеранов кровопролитной войны тоже будет рассказать, как сослуживцы вокруг него гибли направо и налево, но ему-то раз за разом везло, и он отделывался ранениями — ведь лишь те, кому в этом страшном казино раз за разом выпадала нужная карта, и становятся ветеранами. А про лейтенанта, который на третий день на фронте схлопотал вражескую пулю, никто историю рассказывать не будет.
Обоснуем в реальной жизни является то, что историю рассказывают те, [[систематическая ошибка выжившего|кому свои злоключения удалось пережить]]. Большинство ветеранов кровопролитной войны тоже будет рассказать, как сослуживцы вокруг него гибли направо и налево, но ему-то раз за разом везло, и он отделывался ранениями — ведь лишь те, кому в этом страшном казино раз за разом выпадала нужная карта, и становятся ветеранами. А про лейтенанта, который на третий день на фронте схлопотал вражескую пулю, никто историю рассказывать не будет.


Противотроп — [[Умереть может каждый]].
Противотроп — [[Умереть может каждый]].


== Примеры, где НЕ встречается ==
== Примеры, где НЕ встречается ==


=== [[Театр]] ===
=== [[Театр]] ===
* Большинство классических трагедий — «[[Гамлет]]», «Макбет», «[[Ромео и Джульетта]]» и т. п.
* Большинство классических трагедий — «[[Гамлет]]», «Макбет», «[[Ромео и Джульетта]]» и т. п.


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* Джим Батчер, «[[Досье Дрездена]]» — в конце книги «Перемены» Гарри убивают. В последующей книге «История призрака» он в качестве детектива-призрака расследует собственное убийство.
* Ричард Олдингтон, «Смерть героя». Роман начинается с послесловия — похорон протагониста. Действие же описывает жизнь аж двух поколений — родителей героя и его самого, и заканчивается смертью главного героя.
* Венедикт Ерофеев, «Москва-Петушки». И то сказать — ну какой ещё может быть иммунитет при таком нездоровом образе жизни?
* «[[A Song of Ice and Fire|ПЛиО]]» — [[педаль в асфальт]], ибо у главных героев шансы умереть порой гораздо выше, чем у второстепенных.
* Л. Каганов, «До рассвета». Смерть протагониста, от лица которого написан рассказ, обозначена траурной рамкой вокруг его имени (впрочем, он умер не в результате описываемых событий, а гораздо позже в старости).
** У него же — «Заклятье духов тела». Протагонист обречён, ему остались считанные часы. {{spoiler|Да и [[Четвёртая стена тебя не спасёт|читателю]] может не поздоровиться.}}
* [[Стивен Кинг]] же! Около половины произведений.
* Агата Кристи, «Занавес» — [[Hercule Poirot|Пуаро]] [[посмертный персонаж|уже мёртв]], Гастингс читает материалы его последнего дела.
* Александр Куприн, «Поединок». В последней главе приводится рапорт о печальном для протагониста результате дуэли.
* Михаил Лермонтов, «[[Герой нашего времени]]». О смерти Печорина сообщается в предисловии ко второй части романа — «Журналу Печорина».
* Сергей Лукьяненко. Во всех «[[Дозоры|Дозорах]]» повествование ведётся от первого лица, но первая и вторая повести «Дневного дозора» заканчиваются смертью протагонистов.
* Джордж Мартин, «[[A Song of Ice and Fire|ПЛиО]]» — [[педаль в асфальт]], ибо у главных героев шансы умереть порой гораздо выше, чем у второстепенных.
** Хотя именно в этом цикле, по убеждению фанатов, существует «большая тройка» {{spoiler|(Джон, Дени, Тирион)}}, бояться за которую не стоит по меньшей мере до кульминации последней книги. Но и она вырисовалась далеко не сразу.
** Хотя именно в этом цикле, по убеждению фанатов, существует «большая тройка» {{spoiler|(Джон, Дени, Тирион)}}, бояться за которую не стоит по меньшей мере до кульминации последней книги. Но и она вырисовалась далеко не сразу.
** При этом Джон таки умер {{spoiler|в сериале — воскрешён и пережил концовку}}.
** При этом Джон таки умер {{spoiler|в сериале — воскрешён и пережил концовку}}.
* «Из глубин» Руслана Мельникова — протагонист умер. По-настоящему умер {{spoiler|в самом начале книги}}. А ближе к концу — умер и его Двойник.
* Рошвальд Мордехай, «Седьмой уровень, или Дневник последнего жителя Земли». Что и написано на упаковке.
* Ю. [[Нестеренко]], «Рукопись, не найденная никогда» — классический дневник катастрофы, участь протагониста подсвечена названием.
** Его же «Имя» начинается с фразы «Если вы читаете эти строки, значит, я уже мёртв».
* Ричард Олдингтон, «Смерть героя». Роман начинается с послесловия — похорон протагониста. Действие же описывает жизнь аж двух поколений — родителей героя и его самого, и заканчивается смертью главного героя.
* Кшиштоф Пискорский, «Тенеграф» — главный герой {{spoiler|едва не}} гибнет в середине книги, и дальше вместо него действует его Тень.
* Эрих Мария Ремарк, «На западном фронте без перемен». Всё повествование идёт от первого лица, и лишь в последнем абзаце резко переключается на третье, где сообщается о смерти героя. Для своего времени это был очень неожиданный ход.
* Эрих Мария Ремарк, «На западном фронте без перемен». Всё повествование идёт от первого лица, и лишь в последнем абзаце резко переключается на третье, где сообщается о смерти героя. Для своего времени это был очень неожиданный ход.
* Михаил Лермонтов, «[[Герой нашего времени]]». О смерти Печорина сообщается в предисловии ко второй части романа — «Журналу Печорина».
* Александр Куприн, «Поединок». В последней главе приводится рапорт о печальном для протагониста результате дуэли.
* Ольга Форш, «Одеты камнем»: персонаж, от лица которого ведётся повествование, в процессе постепенно сходит с ума и в финале кончает самоубийством.
* Невил Шют, «На берегу» (и экранизации) — [[Убей их всех|умрут ВСЕ]]. И это известно с самого начала, хотя в середине появляется надежда (в книге — слабая и мимолётная, во второй экранизации — уверенная и довольно длительная).
* [[Метавселенная Рудазова|А. Рудазов]], серия «[[Яцхен (серия книг)|Яцхен]]». В последней книге ближе к концу встречается фраза «а потом я умер», после которой повествование идёт от лица духа погибшего протагониста. А потом он ещё и в [[камео]] в параллельных сериях неоднократно появляется.
* [[Метавселенная Рудазова|А. Рудазов]], серия «[[Яцхен (серия книг)|Яцхен]]». В последней книге ближе к концу встречается фраза «а потом я умер», после которой повествование идёт от лица духа погибшего протагониста. А потом он ещё и в [[камео]] в параллельных сериях неоднократно появляется.
** В предпоследней книге подсвечивается самим персонажем — «Нет, конечно, Йог-Сотхотх меня не убил. Иначе как бы я смог об этом рассказать? Я это давно заметил — если повествование идет от первого лица, то можно не бояться, что главный герой погибнет. А вот если от третьего… тут всякое может случиться. [[El ingenioso hidalgo Don Quijote de la Mancha|Дон Кихот]] умер, [[Гамлет]] умер, [[Ромео и Джульетта]] умерли, [[Анна Каренина]] умерла, [[Остап Бендер|Остапа Бендера]] — и того зарезали. В следующей книге, правда, он ожил, но это уже к делу не относится».
** В предпоследней книге подсвечивается самим персонажем — «Нет, конечно, Йог-Сотхотх меня не убил. Иначе как бы я смог об этом рассказать? Я это давно заметил — если повествование идет от первого лица, то можно не бояться, что главный герой погибнет. А вот если от третьего… тут всякое может случиться. [[El ingenioso hidalgo Don Quijote de la Mancha|Дон Кихот]] умер, [[Гамлет]] умер, [[Ромео и Джульетта]] умерли, [[Анна Каренина]] умерла, [[Остап Бендер|Остапа Бендера]] и того зарезали. В следующей книге, правда, он ожил, но это уже к делу не относится».
* Ю. [[Нестеренко]], «Рукопись, не найденная никогда» — классический дневник катастрофы, участь протагониста подсвечена названием.
** Его же «Имя» начинается с фразы «Если вы читаете эти строки, значит, я уже мёртв».
* Л. Каганов, «До рассвета». Смерть протагониста, от лица которого написан рассказ, обозначена траурной рамкой вокруг его имени (впрочем, он умер не в результате описываемых событий, а гораздо позже в старости).
** У него же — «Заклятье духов тела». Протагонист обречён, ему остались считанные часы. {{spoiler|Да и [[Четвёртая стена тебя не спасёт|читателю]] может не поздоровиться.}}
* Сергей Лукьяненко. Во всех «[[Дозоры|Дозорах]]» повествование ведётся от первого лица, но первая и вторая повести «Дневного дозора» заканчиваются смертью протагонистов.
* Агата Кристи, «Занавес» — [[Hercule Poirot|Пуаро]] [[посмертный персонаж|уже мёртв]], Гастингс читает материалы его последнего дела.
* «Из глубин» Руслана Мельникова — протагонист умер. По-настоящему умер {{spoiler|в самом начале книги}}. А ближе к концу — умер и его Двойник.
* Кшиштоф Пискорский, «Тенеграф» — главный герой {{spoiler|едва не}} гибнет в середине книги, и дальше вместо него действует его Тень.
* «[[Досье Дрездена]]» — в конце книги «Перемены» Гарри убивают. В последующей книге «История призрака» он в качестве детектива-призрака расследует собственное убийство.
* А. Твардовский, «Я убит подо Ржевом». Рассказ ведется от имени погибшего героя.
* А. Твардовский, «Я убит подо Ржевом». Рассказ ведется от имени погибшего героя.
* Ольга Форш, «Одеты камнем»: персонаж, от лица которого ведётся повествование, в процессе постепенно сходит с ума и в финале кончает самоубийством.
* «Седьмой уровень, или Дневник последнего жителя Земли» Рошвальда Мордехая. Что и написано на упаковке.
* Невил Шют, «На берегу» (и экранизации) — [[Убей их всех|умрут ВСЕ]]. И это известно с самого начала, хотя в середине появляется надежда (в книге — слабая и мимолётная, во второй экранизации — уверенная и довольно длительная).
* [[Стивен Кинг]] же! Около половины произведений.
* Венедикт Ерофеев, «Москва-Петушки». И то сказать — ну какой ещё может быть иммунитет при таком нездоровом образе жизни?


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «Варкрафт» — закадровый голос принадлежит Дуротану, однако сам Дуротан {{spoiler|погибает во время поединка с Гул'даном в последней трети фильма}}.
* Серия фильмов «[[Пункт назначения]]» — непревзойдённый эталон из Палаты мер и весов.
* «[[Ten Little Niggers|Десять негритят]]» и множество других фильмов, где персонажей методично убивают одного за другим. Хотя в большинстве таких фильмов невозможно выделить главного героя (если только не считать главным того, кто продержался дольше остальных). Но вот как раз в «Негритятах» (экранизациях и литературном первоисточнике) можно считать главным героем {{spoiler|судью, который организовал всё происходящее и при этом умирает аж два раза: в середине — понарошку (о чём зритель/читатель не знает), а в финале уже по-настоящему}}.
* Серия фильмов «[[Пила]]» — ещё один, хотя в этих [[Педаль в асфальт|педаль]] давится только до верхних слоёв дорожного полотна. Тут в основном эксплуатируется принцип, что главный герой предыдущего фильма умирает в одном из следующих. Также сам Пила, которого можно считать главным героем всей серии, весь первый фильм проводит, притворяясь трупом, а затем умирает от рака по-настоящему, но запущенного им механизма хватает ещё на несколько фильмов, плюс он появляется во [[флэшбэк]]ах.
* «[[Star Wars|Звёздные войны]]» — знаменитая [[Эффект штурмовика|меткость клонов и штурмовиков]] распространена исключительно на главных героев. [[Просто они не герои|По рядовым дроидам и повстанцам они еще как попадают]].
* «[[Ten Little Niggers|Десять негритят]]» и множество других фильмов, где персонажей методично убивают одного за другим. Хотя в большинстве таких фильмов невозможно выделить главного героя (если только не считать главным того, кто продержался дольше остальных). Но вот как раз в «Негритятах» (экранизациях и литературном первоисточнике) можно считать главным героем {{spoiler|судью, который организовал всё происходящее и при этом умирает аж два раза: в середине — понарошку (о чём зритель/читатель не знает), а в финале уже по-настоящему}}.
* «Мёртв по прибытии»: герой отравлен медленно действующим ядом. Он знает, что обречён, но у него ещё остается пара дней, чтобы найти и покарать своего убийцу.
* «Мёртв по прибытии»: герой отравлен медленно действующим ядом. Он знает, что обречён, но у него ещё остается пара дней, чтобы найти и покарать своего убийцу.
* Серия фильмов «[[Пила]]» — ещё один, хотя в этих [[Педаль в асфальт|педаль]] давится только до верхних слоёв дорожного полотна. Тут в основном эксплуатируется принцип, что главный герой предыдущего фильма умирает в одном из следующих. Также сам Пила, которого можно считать главным героем всей серии, весь первый фильм проводит, притворяясь трупом, а затем умирает от рака по-настоящему, но запущенного им механизма хватает ещё на несколько фильмов, плюс он появляется во [[флэшбэк]]ах.
* «Варкрафт» — закадровый голос принадлежит Дуротану, однако сам Дуротан {{spoiler|погибает во время поединка с Гул'даном в последней трети фильма}}.
* «[[Последний киногерой]]» — [[аверсия]] пополам с ломкой четвёртой стены: попав в аварию, Дэнни не беспокоится за свою жизнь, помня о [[троп]]е — но внезапно понимает, что в мире Джека Слейтера он не [[протагонист]], а скорее [[смешной сайдкик]]. [[Ой, бл…]]
* «[[Star Wars]]» — знаменитая [[Эффект штурмовика|меткость клонов и штурмовиков]] распространена исключительно на главных героев. [[Просто они не герои|По рядовым дроидам и повстанцам они еще как попадают]].
* «[[Последний киногерой]]» — [[аверсия]] пополам с ломкой четвёртой стены: попав в аварию, Дэнни не беспокоится за свою жизнь, помня о [[троп]]е — но внезапно понимает, что в мире Джека Слейтера он не [[протагонист]], а скорее [[смешной сайдкик]]. [[Ой, бл…]]
** Сам Слейтер едва не погибает, будучи смертельно ранен главгадом в реальном мире, потому что в нём «плохие парни ''могут'' победить». Спасается тем, что Дэнни возвращает его в собственный фильм, где иммунитет протагониста возвращается, а рана [[Увёртливые внутренние органы|оказывается очень лёгкой]].
** Сам Слейтер едва не погибает, будучи смертельно ранен главгадом в реальном мире, потому что в нём «плохие парни ''могут'' победить». Спасается тем, что Дэнни возвращает его в собственный фильм, где иммунитет протагониста возвращается, а рана [[Увёртливые внутренние органы|оказывается очень лёгкой]].
* Серия фильмов «[[Пункт назначения]]» — непревзойдённый эталон из Палаты мер и весов.


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
* [[La Casa de Papel]] — в сериале много равноценных сюжетных линий, но зрители были уверены в неуязвимости Токио, поскольку рассказчиком выступала она. В пятом сезоне она погибла.
* «[[Комиссар Рекс]]» — хоть сериал и про собаку, но протагонист чаще её хозяин. Умирал дважды.
* «[[Комиссар Рекс]]» — хоть сериал и про собаку, но протагонист чаще её хозяин. Умирал дважды.
* «[[Spooks|Призраки]]» — от смерти не застрахован только сэр Гарри Пирс, да и то вначале он скорее ментор.
* «[[Spooks|Призраки]]» — от смерти не застрахован только сэр Гарри Пирс, да и то вначале он скорее ментор.
** Хотя в первых 2,5 сезона он был (Том был уволен, а Зои сбежала в Южную Америку), но после смерти Дэнни…
** Хотя в первых 2,5 сезона он был (Том был уволен, а Зои сбежала в Южную Америку), но после смерти Дэнни…


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* [[Angel Beats!]] — Юдзуру Отонаши умер еще до начала событий данного аниме. И учитывая, что действия разворачиваются в загробном мире, то умирать ему придётся часто [[Чёрный юмор|и со вкусом.]] Благо, что у нашего покойника и новообретённых друзей есть [[ретроактивное бессмертие]].
* [[Death Note]] — Ягами Лайт погибает, так и не доведя до конца строительство нового мира.
* [[Code Geass]] — Лелуш Британский заколот на своей триумфальной колеснице. Правда, есть [[Лелуш Шрёдингера|альтернативное мнение]].
* [[Code Geass]] — Лелуш Британский заколот на своей триумфальной колеснице. Правда, есть [[Лелуш Шрёдингера|альтернативное мнение]].
* [[Death Note]] — Ягами Лайт погибает, так и не доведя до конца строительство нового мира.
* [[Angel Beats!]] Юдзуру Отонаши умер еще до начала событий данного аниме. И учитывая, что действия разворачиваются в загробном мире, то умирать ему придётся часто [[Чёрный юмор|и со вкусом.]] Благо, что у нашего покойника и новообретённых друзей есть [[ретроактивное бессмертие]].
* [[KonoSuba]] — Кадзума начал свою карьеру с тех пор, как он умер со страху. И ему дико повезло, что он прихватил с собой в новый мир богиню Акву, чьи целительные способности не раз спасут его задницу. Как-то раз ему удалось в том мире умереть пару раз, и его воскрешала Аква.
* [[KonoSuba]] — Кадзума начал свою карьеру с тех пор, как он умер со страху. И ему дико повезло, что он прихватил с собой в новый мир богиню Акву, чьи целительные способности не раз спасут его задницу. Как-то раз ему удалось в том мире умереть пару раз, и его воскрешала Аква.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* [[Chrono Trigger]] — {{Spoiler|Кроно внезапно погибает в последней трети игры и чтобы пройти игру его можно не воскрешать}}.
* Detroit: Become Human — зигзаг. О наличии протагониста тут прямо не заявляется ([[POV-персонаж|потому что главных героев три]]), однако фактически сюжет держится на Конноре, {{spoiler|разум которого в случае "смерти" [[Ретроактивное бессмертие|переписывается на другой носитель]], Коннора Мк1, Мк2 и других}}. Кэра {{spoiler|может погибнуть в самом начале игры, что угробит [[Балласт|малосвязанную с основной историей]] часть сюжета}}, Маркус же {{spoiler|рискует помереть в нескольких случаях ближе к финалу, после чего его [[Выйти на замену|заменит]] Норт}}.
* L.A. Noire — Коул Фелпс. В одном из финальных роликов даже показывают его похороны.
* [[Minecraft: Story Mode]] — небольшая [[аверсия]]. Почему небольшая? Потому что в восьмом эпизоде {{spoiler|Джесси убивает Мевия, но так как в мире Древних Строителей погибшие на соревнованиях каким-то чудом сразу воскресают (хоть и в специально оборудованных для этого местах), умирает протагонист не [[Смерть навсегда|навсегда]]}}.
* [[Persona 3]] — очевидно, при плохой концовке {{spoiler|вместе со всем миром}}, {{spoiler|при хорошей тоже, но по-другому}}.
* [[Red Dead Redemption 2]] — {{spoiler|Артур Морган заболевает туберкулезом. Так как в 1899 лечить такую болезнь еще не научились, несложно догадаться, что чуда не произойдет, а жить Моргану осталось недолго.}}
* The Terminator на приставке SNES. Играем за Кайла Риза. «Ну, кто знает ещё хоть одну игру, где в финале главный герой погибает?..» (с) журнал «Великий Дракон»
* The Terminator на приставке SNES. Играем за Кайла Риза. «Ну, кто знает ещё хоть одну игру, где в финале главный герой погибает?..» (с) журнал «Великий Дракон»
** Знаем: The Terminator 2 для той же SNES.
** Знаем: The Terminator 2 для той же SNES.
* Detroit: Become Human — зигзаг. О наличии протагониста тут прямо не заявляется ([[POV-персонаж|потому что главных героев три]]), однако фактически сюжет держится на Конноре, {{spoiler|разум которого в случае "смерти" [[Ретроактивное бессмертие|переписывается на другой носитель]], Коннора Мк1, Мк2 и других}}. Кэра {{spoiler|может погибнуть в самом начале игры, что угробит [[Балласт|малосвязанную с основной историей]] часть сюжета}}, Маркус же {{spoiler|рискует помереть в нескольких случаях ближе к финалу, после чего его [[Выйти на замену|заменит]] Норт}}.
* [[Minecraft: Story Mode]] — небольшая [[аверсия]]. Почему небольшая? Потому что в восьмом эпизоде {{spoiler|Джесси убивает Мевия, но так как в мире Древних Строителей погибшие на соревнованиях каким-то чудом сразу воскресают (хоть и в специально оборудованных для этого местах), умирает протагонист не [[Смерть навсегда|навсегда]]}}.
* [[Persona 3]] — очевидно, при плохой концовке {{spoiler|вместе со всем миром}}, {{spoiler|при хорошей тоже, но по-другому}}.
* L.A. Noire — Коул Фелпс. В одном из финальных роликов даже показывают его похороны.
* [[Red Dead Redemption 2]] — {{spoiler|Артур Морган заболевает туберкулезом. Так как в 1899 лечить такую болезнь еще не научились, несложно догадаться, что чуда не произойдет, а жить Моргану осталось недолго.}}
* [[Chrono Trigger]] — {{Spoiler|Кроно внезапно погибает в последней трети игры и чтобы пройти игру его можно не воскрешать}}.


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
* Формально — любое автобиографическое произведение, написанное ныне уже покойным автором, но в первую очередь, те из них, где автор умер вскоре после того, как закончил писать, и по описанным в книге причинам:
Формально — любое автобиографическое произведение, написанное ныне уже покойным автором, но в первую очередь, те из них, где автор умер вскоре после того, как закончил писать, и по описанным в книге причинам:
** Дневники Анны Франк и Тани Савичевой.
* Дневники Анны Франк и Тани Савичевой.
** Юлиус Фучик, «Репортаж с петлёй на шее».
* Юлиус Фучик, «Репортаж с петлёй на шее».
** «Житие протопопа Аввакума» — аверсия: каноны житийного жанра предполагают неизбежную смерть героя, но здесь по их образцу пишется автобиография (хотя в итоге всё равно кончилось мученичеством).
* «Житие протопопа Аввакума» — аверсия: каноны житийного жанра предполагают неизбежную смерть героя, но здесь по их образцу пишется автобиография (хотя в итоге всё равно кончилось мученичеством).


* Многомировая интерпретация квантовой механики допускает [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE квантовое бессмертие] когда при каждой возможности умереть мир разделяется. Поскольку наблюдатель не может наблюдать свою смерть (из-за того, что погиб), то в любой наблюдаемой им вселенной он будет жив. Основная непонятка к такому представлению — почему отдельные люди не особо выделяются среди других людей долголетием и какой-то особенной везучестью.
Многомировая интерпретация квантовой механики допускает [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE квантовое бессмертие] когда при каждой возможности умереть мир разделяется. Поскольку наблюдатель не может наблюдать свою смерть (из-за того, что погиб), то в любой наблюдаемой им вселенной он будет жив. Основная непонятка к такому представлению — почему отдельные люди не особо выделяются среди других людей долголетием и какой-то особенной везучестью.


{{Nav/Basic}}
{{Nav/Basic}}
{{Nav/Смерть}}
{{Nav/Смерть}}

Версия 22:54, 26 марта 2022

«

Не беспокойтесь. В середине акта — Хотя б и пятого — герой не гибнет!

»
— «Пер Гюнт», Ибсен

Главный герой умереть не может. Потому что если он умрёт, о ком же будет весь дальнейший сюжет? Ну, то есть, он в принципе может умереть в самом конце, но до того читатель/зритель точно знает, что, в какие бы опасности ни попадал протагонист, он из них благополучно выпутается. И не переживает за него. А уж если повествование ведётся от лица самого протагониста, то читатель и в финале беспокоиться не будет — если бы герой погиб, кто бы оставил нам этот рассказ, верно?

Справедливости ради, далеко не в любом произведении для того, чтобы заставить читателя/зрителя волноваться за персонажа, последнему должна грозить смерть. Тем более, что бывают вещи и похуже смерти. Но всё же нередко тот факт, что главный герой погибнуть не может, автору мешает. Как это обойти?

  • Протагонист может оказаться фальшивым, или его может вообще не быть.
  • События могут даваться не в хронологическом порядке (в том числе даже и начинаться со смерти протагониста).
  • Произведение может представлять собой дневник катастрофы или документ типа «вскрыть в случае моей смерти». В этом случае даже рассказ от первого лица никакого иммунитета протагонисту не даёт (хотя до финала он всё же доживет — но не дальше).
  • Смерть может оказаться сказочной или обратимой. Как вариант, персонаж становится нежитью.
  • Есть недурной способ одновременно и троп отыграть, и реализма добавить. Главный герой (или несколько), конечно, выживает и, как ему и положено, доживает до финала, но по ходу повествования (особенно если оно длинное и эпическое) неоднократно подчёркивается, что от нашего героя далеко не всё зависит. Осторожно, не скатите персонажа в Анти-Сью! Поворот кругом — опционально.

Заметка на полях: троп может быть сюжетным стержнем, как в шуточных песнях о пришедшем назад коте или четырёх тараканах и сверчке. Что бы ты ни делал с ними, гордый Хомо сапиенс, они всё равно выживут!

Обоснуем в реальной жизни является то, что историю рассказывают те, кому свои злоключения удалось пережить. Большинство ветеранов кровопролитной войны тоже будет рассказать, как сослуживцы вокруг него гибли направо и налево, но ему-то раз за разом везло, и он отделывался ранениями — ведь лишь те, кому в этом страшном казино раз за разом выпадала нужная карта, и становятся ветеранами. А про лейтенанта, который на третий день на фронте схлопотал вражескую пулю, никто историю рассказывать не будет.

Противотроп — Умереть может каждый.

Примеры, где НЕ встречается

Театр

Литература

  • Ричард Олдингтон, «Смерть героя». Роман начинается с послесловия — похорон протагониста. Действие же описывает жизнь аж двух поколений — родителей героя и его самого, и заканчивается смертью главного героя.
  • «ПЛиО» — педаль в асфальт, ибо у главных героев шансы умереть порой гораздо выше, чем у второстепенных.
    • Хотя именно в этом цикле, по убеждению фанатов, существует «большая тройка» (Джон, Дени, Тирион), бояться за которую не стоит по меньшей мере до кульминации последней книги. Но и она вырисовалась далеко не сразу.
    • При этом Джон таки умер в сериале — воскрешён и пережил концовку.
  • Эрих Мария Ремарк, «На западном фронте без перемен». Всё повествование идёт от первого лица, и лишь в последнем абзаце резко переключается на третье, где сообщается о смерти героя. Для своего времени это был очень неожиданный ход.
  • Михаил Лермонтов, «Герой нашего времени». О смерти Печорина сообщается в предисловии ко второй части романа — «Журналу Печорина».
  • Александр Куприн, «Поединок». В последней главе приводится рапорт о печальном для протагониста результате дуэли.
  • Ольга Форш, «Одеты камнем»: персонаж, от лица которого ведётся повествование, в процессе постепенно сходит с ума и в финале кончает самоубийством.
  • Невил Шют, «На берегу» (и экранизации) — умрут ВСЕ. И это известно с самого начала, хотя в середине появляется надежда (в книге — слабая и мимолётная, во второй экранизации — уверенная и довольно длительная).
  • А. Рудазов, серия «Яцхен». В последней книге ближе к концу встречается фраза «а потом я умер», после которой повествование идёт от лица духа погибшего протагониста. А потом он ещё и в камео в параллельных сериях неоднократно появляется.
    • В предпоследней книге подсвечивается самим персонажем — «Нет, конечно, Йог-Сотхотх меня не убил. Иначе как бы я смог об этом рассказать? Я это давно заметил — если повествование идет от первого лица, то можно не бояться, что главный герой погибнет. А вот если от третьего… тут всякое может случиться. Дон Кихот умер, Гамлет умер, Ромео и Джульетта умерли, Анна Каренина умерла, Остапа Бендера — и того зарезали. В следующей книге, правда, он ожил, но это уже к делу не относится».
  • Ю. Нестеренко, «Рукопись, не найденная никогда» — классический дневник катастрофы, участь протагониста подсвечена названием.
    • Его же «Имя» начинается с фразы «Если вы читаете эти строки, значит, я уже мёртв».
  • Л. Каганов, «До рассвета». Смерть протагониста, от лица которого написан рассказ, обозначена траурной рамкой вокруг его имени (впрочем, он умер не в результате описываемых событий, а гораздо позже в старости).
    • У него же — «Заклятье духов тела». Протагонист обречён, ему остались считанные часы. Да и читателю может не поздоровиться.
  • Сергей Лукьяненко. Во всех «Дозорах» повествование ведётся от первого лица, но первая и вторая повести «Дневного дозора» заканчиваются смертью протагонистов.
  • Агата Кристи, «Занавес» — Пуаро уже мёртв, Гастингс читает материалы его последнего дела.
  • «Из глубин» Руслана Мельникова — протагонист умер. По-настоящему умер в самом начале книги. А ближе к концу — умер и его Двойник.
  • Кшиштоф Пискорский, «Тенеграф» — главный герой едва не гибнет в середине книги, и дальше вместо него действует его Тень.
  • «Досье Дрездена» — в конце книги «Перемены» Гарри убивают. В последующей книге «История призрака» он в качестве детектива-призрака расследует собственное убийство.
  • А. Твардовский, «Я убит подо Ржевом». Рассказ ведется от имени погибшего героя.
  • «Седьмой уровень, или Дневник последнего жителя Земли» Рошвальда Мордехая. Что и написано на упаковке.
  • Стивен Кинг же! Около половины произведений.
  • Венедикт Ерофеев, «Москва-Петушки». И то сказать — ну какой ещё может быть иммунитет при таком нездоровом образе жизни?

Кино

  • Серия фильмов «Пункт назначения» — непревзойдённый эталон из Палаты мер и весов.
  • Серия фильмов «Пила» — ещё один, хотя в этих педаль давится только до верхних слоёв дорожного полотна. Тут в основном эксплуатируется принцип, что главный герой предыдущего фильма умирает в одном из следующих. Также сам Пила, которого можно считать главным героем всей серии, весь первый фильм проводит, притворяясь трупом, а затем умирает от рака по-настоящему, но запущенного им механизма хватает ещё на несколько фильмов, плюс он появляется во флэшбэках.
  • «Десять негритят» и множество других фильмов, где персонажей методично убивают одного за другим. Хотя в большинстве таких фильмов невозможно выделить главного героя (если только не считать главным того, кто продержался дольше остальных). Но вот как раз в «Негритятах» (экранизациях и литературном первоисточнике) можно считать главным героем судью, который организовал всё происходящее и при этом умирает аж два раза: в середине — понарошку (о чём зритель/читатель не знает), а в финале уже по-настоящему.
  • «Мёртв по прибытии»: герой отравлен медленно действующим ядом. Он знает, что обречён, но у него ещё остается пара дней, чтобы найти и покарать своего убийцу.
  • «Варкрафт» — закадровый голос принадлежит Дуротану, однако сам Дуротан погибает во время поединка с Гул'даном в последней трети фильма.
  • «Star Wars» — знаменитая меткость клонов и штурмовиков распространена исключительно на главных героев. По рядовым дроидам и повстанцам они еще как попадают.
  • «Последний киногерой» — аверсия пополам с ломкой четвёртой стены: попав в аварию, Дэнни не беспокоится за свою жизнь, помня о тропе — но внезапно понимает, что в мире Джека Слейтера он не протагонист, а скорее смешной сайдкик. Ой, бл…
    • Сам Слейтер едва не погибает, будучи смертельно ранен главгадом в реальном мире, потому что в нём «плохие парни могут победить». Спасается тем, что Дэнни возвращает его в собственный фильм, где иммунитет протагониста возвращается, а рана оказывается очень лёгкой.

Телесериалы

  • «Комиссар Рекс» — хоть сериал и про собаку, но протагонист чаще её хозяин. Умирал дважды.
  • «Призраки» — от смерти не застрахован только сэр Гарри Пирс, да и то вначале он скорее ментор.
    • Хотя в первых 2,5 сезона он был (Том был уволен, а Зои сбежала в Южную Америку), но после смерти Дэнни…

Аниме и манга

  • Death Note — Ягами Лайт погибает, так и не доведя до конца строительство нового мира.
  • Code Geass — Лелуш Британский заколот на своей триумфальной колеснице. Правда, есть альтернативное мнение.
  • Angel Beats! — Юдзуру Отонаши умер еще до начала событий данного аниме. И учитывая, что действия разворачиваются в загробном мире, то умирать ему придётся часто и со вкусом. Благо, что у нашего покойника и новообретённых друзей есть ретроактивное бессмертие.
  • KonoSuba — Кадзума начал свою карьеру с тех пор, как он умер со страху. И ему дико повезло, что он прихватил с собой в новый мир богиню Акву, чьи целительные способности не раз спасут его задницу. Как-то раз ему удалось в том мире умереть пару раз, и его воскрешала Аква.

Видеоигры

  • The Terminator на приставке SNES. Играем за Кайла Риза. «Ну, кто знает ещё хоть одну игру, где в финале главный герой погибает?..» (с) журнал «Великий Дракон»
    • Знаем: The Terminator 2 для той же SNES.
  • Detroit: Become Human — зигзаг. О наличии протагониста тут прямо не заявляется (потому что главных героев три), однако фактически сюжет держится на Конноре, разум которого в случае "смерти" переписывается на другой носитель, Коннора Мк1, Мк2 и других. Кэра может погибнуть в самом начале игры, что угробит малосвязанную с основной историей часть сюжета, Маркус же рискует помереть в нескольких случаях ближе к финалу, после чего его заменит Норт.
  • Minecraft: Story Mode — небольшая аверсия. Почему небольшая? Потому что в восьмом эпизоде Джесси убивает Мевия, но так как в мире Древних Строителей погибшие на соревнованиях каким-то чудом сразу воскресают (хоть и в специально оборудованных для этого местах), умирает протагонист не навсегда.
  • Persona 3 — очевидно, при плохой концовке вместе со всем миром, при хорошей тоже, но по-другому.
  • L.A. Noire — Коул Фелпс. В одном из финальных роликов даже показывают его похороны.
  • Red Dead Redemption 2Артур Морган заболевает туберкулезом. Так как в 1899 лечить такую болезнь еще не научились, несложно догадаться, что чуда не произойдет, а жить Моргану осталось недолго.
  • Chrono TriggerКроно внезапно погибает в последней трети игры и чтобы пройти игру его можно не воскрешать.

Реальная жизнь

Формально — любое автобиографическое произведение, написанное ныне уже покойным автором, но в первую очередь, те из них, где автор умер вскоре после того, как закончил писать, и по описанным в книге причинам:

  • Дневники Анны Франк и Тани Савичевой.
  • Юлиус Фучик, «Репортаж с петлёй на шее».
  • «Житие протопопа Аввакума» — аверсия: каноны житийного жанра предполагают неизбежную смерть героя, но здесь по их образцу пишется автобиография (хотя в итоге всё равно кончилось мученичеством).

Многомировая интерпретация квантовой механики допускает квантовое бессмертие когда при каждой возможности умереть мир разделяется. Поскольку наблюдатель не может наблюдать свою смерть (из-за того, что погиб), то в любой наблюдаемой им вселенной он будет жив. Основная непонятка к такому представлению — почему отдельные люди не особо выделяются среди других людей долголетием и какой-то особенной везучестью.