Так мрачно, что уже пофиг: различия между версиями
TheVision (обсуждение | вклад) |
м (→Кино) |
||
Строка 46: | Строка 46: | ||
* «[[Трудно быть богом#Адаптации и фанфики|Трудно быть богом]]» Германа — а тут персонажи теряются на фоне обильных физиологических субстанций. И на фоне злоупотребления тропом «[[Мир сквозь чёрные очки]]». В первоисточнике планета Цуринаку — далеко не санаторий (мягко говоря!), но ТАКОЕ настроение в книге всё же не царит. Стругацкие тщательно создавали контраст между ужасными и прекрасными сторонами Арканара: тут есть фанатики, грязь, [[средневековые дебилы]] — но есть и верные идеалам поэты, учёные, прекрасные девушки, верные друзья. Режиссёр всю прекрасную сторону измазал так, что непонятно, за что и против чего в таком случае борется Румата. | * «[[Трудно быть богом#Адаптации и фанфики|Трудно быть богом]]» Германа — а тут персонажи теряются на фоне обильных физиологических субстанций. И на фоне злоупотребления тропом «[[Мир сквозь чёрные очки]]». В первоисточнике планета Цуринаку — далеко не санаторий (мягко говоря!), но ТАКОЕ настроение в книге всё же не царит. Стругацкие тщательно создавали контраст между ужасными и прекрасными сторонами Арканара: тут есть фанатики, грязь, [[средневековые дебилы]] — но есть и верные идеалам поэты, учёные, прекрасные девушки, верные друзья. Режиссёр всю прекрасную сторону измазал так, что непонятно, за что и против чего в таком случае борется Румата. | ||
* «[[Звёздные войны]]» — именно так многие фанаты старой Расширенной Вселенной воспринимают новую от Диснея. [[Болеть за Империю]] (и тем более — за [[Осколок Империи|Первый и Последний Ордена]]) теперь невозможно, так как она стала воплощением тропа [[Тупой злой]], а повстанцы и джедаи мало того, что стали ещё более морально сомнительными типами (они и в старой версии были не ангелами, просто раньше это старались хотя бы на большом экране не показывать), так ещё умудрились [[Получился неудачник|продолбать все полимеры]] на ровном месте. Конечно, и РВ не без греха, но в новой вселенной от Диснея бывает дыр как бы не больше, а главное — все какое-то аляповое и натянутое… | * «[[Звёздные войны]]» — именно так многие фанаты старой Расширенной Вселенной воспринимают новую от Диснея. [[Болеть за Империю]] (и тем более — за [[Осколок Империи|Первый и Последний Ордена]]) теперь невозможно, так как она стала воплощением тропа [[Тупой злой]], а повстанцы и джедаи мало того, что стали ещё более морально сомнительными типами (они и в старой версии были не ангелами, просто раньше это старались хотя бы на большом экране не показывать), так ещё умудрились [[Получился неудачник|продолбать все полимеры]] на ровном месте. Конечно, и РВ не без греха, но в новой вселенной от Диснея бывает дыр как бы не больше, а главное — все какое-то аляповое и натянутое… | ||
** Заявленная в [[Star Wars: Knights of the Old Republic II: The Sith Lords]] тема касательно того, что сама Сила превращает ДДГ в вечное поле боя между якобы добром и злом, а на деле двумя вооруженными сектами, адептами Просвещенного Старопердунизма и Пацанских Понтов соответственно. | ** Заявленная в [[Star Wars: Knights of the Old Republic II: The Sith Lords]] тема касательно того, что сама Сила превращает ДДГ в вечное поле боя между якобы добром и злом, а на деле двумя вооруженными сектами, адептами Просвещенного Старопердунизма и Пацанских Понтов соответственно. Да вообще разведенная в игре философия, в погоне за деконструкциями, ниспровергательствами и т. п. С одной стороны, небезынтересно, но перегибать тоже не надо. Чего не делай, будет жопа. Ничего не делать тоже не вариант. | ||
* «Служили два товарища» — какую-то симпатию вызывают герой Янковского и герой Высоцкого, но из победы киношных красных не выйдет ничего хорошего для страны, а белые обречены. В финале герой Янковского гибнет, а по герою Быкова отчетливо видно, почему красная Россия будет мрачным местом: ее возглавят вот такие вот мелочные приспособленцы. | * «Служили два товарища» — какую-то симпатию вызывают герой Янковского и герой Высоцкого, но из победы киношных красных не выйдет ничего хорошего для страны, а белые обречены. В финале герой Янковского гибнет, а по герою Быкова отчетливо видно, почему красная Россия будет мрачным местом: ее возглавят вот такие вот мелочные приспособленцы. | ||
* «Кусочки Трейси»: почти все персонажи либо психически неуравновешены, либо социопаты, либо наркоманы, либо эгоисты, либо сочетают всё выше перечисленное. | * «Кусочки Трейси»: почти все персонажи либо психически неуравновешены, либо социопаты, либо наркоманы, либо эгоисты, либо сочетают всё выше перечисленное. |
Версия 08:24, 26 июля 2024
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Too Bleak, Stopped Caring, Darkness-Induced Audience Apathy. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Конфликт, как известно, источник драмы. Без него не будет механизма, который заставит персонажей двигаться, а сюжет — развиваться. Однако правило драмы следует применять с осторожностью, потому что если увлечься деланием произведения темнее и острее, наворотить слишком концентрированных и безысходных страданий, получится одноногая собачка и так мрачно, что уже пофиг.
Этот эффект возникает, когда аудитории без разницы, каким образом разрешится конфликт произведения. Сеттинг — суровая и безвыходная мир-помойка, покрашенная во все оттенки чёрного, где борется исключительно зло против зла и зло против небытия, герои являются таковыми только по словам автора, ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным, непобеждаемый злодей действительно непобедим, а весь прогресс обязательно испортит и отберёт дьявол из машины. В общем, на кону, считай, ничего нет. Может казаться, что победа какой-либо стороны имеет значение, но на самом деле аудитории предоставлен садистский выбор из нескольких одинаково больших зол. И если всё в любом случае кончится плохо, то зачем вообще на это смотреть?
С прикрученным фитильком — если всё ещё можно болеть за Империю, в смысле, за любую из них. Или когда переборщили с чернушностью лишь одного элемента. К примеру, слишком мрачное прошлое, которое уже не трогает даже при появлении новых штрихов, но всё ещё интересное и неоднозначное настоящее. Или победа героев невозможна, но персонажи могут выжить и быть счастливыми, и эта линия оказывается в центре внимания. А может быть и вовсе внутримировой пример, когда сами персонажи уже не способны реагировать на творящуюся вокруг чернуху, максимум заявляя «к этому привыкаешь».
Частый атрибут чернухи и её эстетической разновидности — нуара, показа реальных сеттингов в мрачных тонах (например, гулаги и рабы и навозные века), а также самых хардкорных образцов тёмного фентези и антиутопий, в которых обречено любое сопротивление тёмному властелину или кровавой диктатуре соответственно.
Внутримировой аналог — Попробуй, сделай мне хуже
Причины и следствия
- Создатели перегнули палку. Самый прямолинейный и полноценный «пофиг». У творящейся чернухи вообще нет никаких достоинств, и она совершенно точно не задумывалась такой. В результате произведение быстренько забывают.
- Шоковая терапия. Да, тут беспросветный мрак. Но ведь так всё и было, или даже так и есть сейчас. Смотрите и не повторяйте. Как вариант — не пытайтесь что-то делать и просто смиритесь.
- Предполагается болеть за Империю. Да, тут вокруг одно зло. Но ведь зло — это круто! Кому нужны эти ваши герои когда у нас один великолепный мерзавец на другом сидит и третьим погоняет? Пусть побеждает сильнейший, а не самый правильный. На закуску — готтентотская мораль: человеческая империя зла будет всегда выглядеть лучше и роднее нечеловеческой, а для обратного надо ну очень постараться.
- Бафос. Получается не так мрачно, что уже пофиг, а так грубо, что уже смешно. То есть, сопереживать персонажам всё равно невозможно, но зато можно смеяться над абсурдностью их положения, где не только выхода нет, но и входа!
Где встречается
- Немало произведений, посвящённых реальным трагедиям различных народов (например, Холокосту, голоду в СССР, зверствам одной или нескольких сторон во время войн, массовым репрессиям), если авторы не знают меры в драме. Понятно, что гибель невинных людей — это плохо. Но когда количество жертв непомерно преувеличивается, их страдания смакуются, а исполнители подаются как какие-то сказочные злодеи или озлобленные неудачники, это вызывает недоверие и шутки про «А ещё они детей ели» и «Миллиарда расстрелянных лично [вставить имя правителя]»
- Шутки ради — «В чёрном-чёрном городе, в чёрном-чёрном доме, в чёрной-чёрной комнате сидит чёрный-чёрный человек и говорит : "Больше никогда не буду заправлять картриджи для принтера самостоятельно!»
Литература
- Кафка, «Замок» — о бессмысленной и беспощадной мозговывихивающей бюрократии, причём настолько жуткой, что сам автор не смог дописать[1]. Однако это произведение имело изрядное количество подражаний, которые, соответственно, тоже склонны вызывать такую реакцию.
- Многие произведения Оскара Уайльда (за исключением нескольких комедий), «Саломея».
- Михаил Салтыков-Щедрин, «Господа Головлёвы».
- Донасьен Альфонс Франсуа де Сад «Жюстина, или Несчастья добродетели» — сначала «когда же начнётся порнуха?!», потом порнухи-истязаний-убийств-богохульств столько, что основной реакцией становится «шо, опять?..»
- «Атлант расправил плечи» — с прикрученным фитильком: как бы герои не дрыгались, спасти систему явно невозможно, но вот судьба их самих ещё неоднозначна и вызывает интерес. Утешает лишь то, что сеттинг представлен как реал, но не является таковым.
- «Песнь Льда и Огня» знают именно за это: испорченные аристократы, игры престолов, внезапные и беспорядочные смерти персонажей… На самом деле это, конечно, не так — в книге много антигероев и есть даже чистые герои, а сеттинг «типа я Средневековье» намекает, что в итоге всё устаканится. И тут же ужас у холодильника: в нашем-то мире что-то не отмечены именно такие явления, как в описываемом сеттинге; а на Планетосе есть и решительные культисты вроде сатанистских и лавкрафтианских, и магия крови, и нежить/некромантия, и драконы (которых сам же автор подаёт как аналог ядерного оружия — аналогов которому в реальном Средневековье, помнится, не было)… Даже когда, при активной помощи всяких там Железных Банков, всё «типа устаканится», лордов и рабов не останется и всюду начнётся «капиталистический рай» — не будет ли это «сменой шила на мыло», при которой будут по-прежнему процветать Безликие, рглориане, асшайцы и пр., только, может быть, под другими вывесками?.
- Зигзаг: даже если не беспокоиться о постканоне (далёком будущем Планетоса), а сосредоточиться на каноне — всё равно в сюжете (и книжного первоисточника и экранизации) столько мрачнухи и шокирующих сцен, столько мерзавцев и упорото-неоднозначных личностей, так мастерски местами нагнетается беспросветность, что тянет как-то абстрагироваться, «психологически защититься», высмеивать и пародировать сюжетные ходы и персонажей, сочинять про них весёлые анекдоты… Изрядная часть фандома этим, собственно, и занята.
- «Второй Апокалипсис» как бы не выжимает педаль на Ту Сторону, особенно вторая трилогия/тетралогия, где полные чудовища воюют против полных чудовищ за право определить, кто будет диктовать условия конца света. И да, в любом случае итог кошмарный. Можно разве что соболезновать пушечному мясу во всём этом непотребстве.
- Ну, справедливости ради, там есть еще несколько героев, которым можно сочувствовать, и семеро (с половиной) из них даже живы на момент окончания крайней книги.
- И цикл «Земной Круг» Аберкромби — в ту же степь. Но он хотя бы про людей, а не Чу-Чу.
- Кормак Маккарти, «Дорога» — вокруг всё настолько плохо и безнадёжно, что эмоциональное восприятие проблем главных героев притупляется, какими бы они ни были.
- Его же «Кровавый меридиан» может дать сто очков форы даже «Дороге»!
- А также «Старикам тут не место». Экранизация старается не отставать.
- Арчибальд Кронин, «Замок Броуди» — главный герой последовательно и планомерно уничтожает собственную жизнь и разрушает семью за счёт своих исключительно низких моральных качеств. Живое воплощение тропа «От плохого к ужасному», начисто отбивающее желание узнать, чем всё это кончится и удастся ли хоть кому-то из его домочадцев вырваться из этого ада.
- Ну и Томас Гарди (Харди), «Тэсс из рода Д’Эббервилей».
- Фёдор Сологуб «Мелкий бес» — роман, с одной стороны, настолько морально чёрный с редкими вкраплениями серого, а с другой стороны настолько событийно обыденно-серый, что хочется только, чтобы это побыстрее закончилось хоть чем-нибудь.
- По словам Гузель Яхиной, она в своей книге о беспризорниках «Эшелон на Самарканд» специально не рассказывала о некоторых мрачных явлениях, а еще добавила юмора и «легких» приключений, чтобы избежать такого эффекта.
- Людо ван Экхаут, «Молчать нельзя» и «Это было в Дахау». Автор — бывший узник Освенцима. Соответственно, знал, о чем писал. Но не смотря на его заверения в предисловии, что все описанное в книге есть правда, доверия у читателя не возникает. Краски сгущены без меры, описанные ужасы уже не пугают, ибо попахивают абсурдом. Даже, если автор действительно ничего не придумал, ему стоило бы более умело распоряжаться доступным ему благодаря горькому жизненному опыту материалом. И разумеется не превращать книги, заявленные как обвинение и откровение, в остросюжетные триллеры на тему концлагерей.
- В Коньково мерзкая погода Олега Дивова — собственно, весь юмор строится на чернушной чернухе.
Кино
- «Звёздный десант»: земная армия отличилась идиотизмом, космическая саранча — идиотизмом вопиющим: Жуки воюют трупозакидательским методом и даже бездарнее, хотя танки, зенитки и авиация здесь есть только у них[2]. Впрочем, некоторые над этим могут поржать, что, по признанию режиссёра, и было целью.
- «Трудно быть богом» Германа — а тут персонажи теряются на фоне обильных физиологических субстанций. И на фоне злоупотребления тропом «Мир сквозь чёрные очки». В первоисточнике планета Цуринаку — далеко не санаторий (мягко говоря!), но ТАКОЕ настроение в книге всё же не царит. Стругацкие тщательно создавали контраст между ужасными и прекрасными сторонами Арканара: тут есть фанатики, грязь, средневековые дебилы — но есть и верные идеалам поэты, учёные, прекрасные девушки, верные друзья. Режиссёр всю прекрасную сторону измазал так, что непонятно, за что и против чего в таком случае борется Румата.
- «Звёздные войны» — именно так многие фанаты старой Расширенной Вселенной воспринимают новую от Диснея. Болеть за Империю (и тем более — за Первый и Последний Ордена) теперь невозможно, так как она стала воплощением тропа Тупой злой, а повстанцы и джедаи мало того, что стали ещё более морально сомнительными типами (они и в старой версии были не ангелами, просто раньше это старались хотя бы на большом экране не показывать), так ещё умудрились продолбать все полимеры на ровном месте. Конечно, и РВ не без греха, но в новой вселенной от Диснея бывает дыр как бы не больше, а главное — все какое-то аляповое и натянутое…
- Заявленная в Star Wars: Knights of the Old Republic II: The Sith Lords тема касательно того, что сама Сила превращает ДДГ в вечное поле боя между якобы добром и злом, а на деле двумя вооруженными сектами, адептами Просвещенного Старопердунизма и Пацанских Понтов соответственно. Да вообще разведенная в игре философия, в погоне за деконструкциями, ниспровергательствами и т. п. С одной стороны, небезынтересно, но перегибать тоже не надо. Чего не делай, будет жопа. Ничего не делать тоже не вариант.
- «Служили два товарища» — какую-то симпатию вызывают герой Янковского и герой Высоцкого, но из победы киношных красных не выйдет ничего хорошего для страны, а белые обречены. В финале герой Янковского гибнет, а по герою Быкова отчетливо видно, почему красная Россия будет мрачным местом: ее возглавят вот такие вот мелочные приспособленцы.
- «Кусочки Трейси»: почти все персонажи либо психически неуравновешены, либо социопаты, либо наркоманы, либо эгоисты, либо сочетают всё выше перечисленное.
- «Дюнкерк» Кристофера Нолана. При всей красоте постановки сцен и окружения, в угоду артхаусности и нелинейности, местная артиллерия не работает, авиация почти не бомбит, оборона Союзников неисчеслимо мала и состоит из нескольких французов, пехота Англии просто стоит на пляже и периодически грызётся сама с собой, пытаясь алчно потопить ближнего своего, и прочий треш-угар по «юдишкам» с налётом лицемерного контраста пораженчества на фоне обнадёживающего обращения Черчилля в финале. За героизм на этом чернушном пустыре «отдуваются» только гражданские мореплаватели и звено из трёх асов. Возможно, Крис и хотел как лучше, но получился «Ихний ответ Михалковщине».
- Педаль в пол на фоне одноимённого предшественника 1958-го года выпуска, в котором, при меньших бюджетах/технологиях, используется добрая половина тех же штампов, но без притеснения ужасов войны артхаусным абстрагированием и при полном отсутствии сабжа.
- Учитывая, что эвакуация из Дюнкерка под говорящим названием «операция Динамо» была продолжением «операции Давид», имевшей целью спровоцировать Германию на «жёлтый план» по наступлению на Францию через формально нейтральную Бельгию (пока по Бельгии не прогулялись официально враждебные Германии британские войска, немцы туда свои войска не особо гнали), предмет статьи вполне мог иметь место и в реальности (и по некоторым свидетельствам имел), а не только на голубом экране. И гражданские мореплаватели там за героизм тоже отдувались — военных кораблей не хватало.
- «Убить дракона» Марка Захарова. Просто сравните это перестроечное поделие с исходной пьесой Евгения Шварца, и сами всё поймёте. Не забывайте, что Шварц всю жизнь был убежденным сторонником счастливых финалов. Захаров же намеренно решил обойтись без хэппи-энда и без его видимости - он даже говорил В. Гафту, что некоторые из зрителей могли бы счесть такое и издевательством. Ибо очень уж болезненная тема затронута.
- Ланцелот пойдёт дальше, со своим тяжким грузом жизненного опыта. Но мир большой, и где-то он себя ещё найдёт, и дорога долгая. Дракон лишился власти — и… Что это нам показали? Никак он стал другом детей?.. Потому что подчас самая суровая и жестокая власть и рождается из страха за детей, их безопасность и будущее (как предположили некоторые, посмотрев фильм)?.. Бывает; вот только это не случай оного Дракона. Все, смотревшие фильм подряд, помнят, как Дракон, еще будучи у власти, с наслаждением причинил Фридрихсену запредельную и УНИЗИТЕЛЬНУЮ (но нелетальную, от чего еще страшнее) муку, в присутствии фрау Фридрихсен и сынишки. И сразу после этой пытки — по приказу того же Дракона! — маленького Фридрихсена-младшего уволокли то ли на на смерть, то ли на муку, то ли на предельно жестокое воспитание (Дракон ещё и прокомментировал с ироничной ухмылкой: «Мальчик подрастёт — будет мне мстить»). В любом случае, отроку стало очень безопасно, безопасней некуда, и будущее у этого Knabe будет просто сияющее. И случившееся подаётся не как «редкостный единичный случай» (хотя даже в этом разе «такому царём быть не должно»), а как символ, как «одна из основ»!.. Прямо-таки самая суть г-на Дракона и его власти.
- Поэтому не надо одевать ни шварцевского, ни адаптационного захаровского Дракона в кожаные штаны — не был он истинным другом детей, и не стал им, лишившись власти и «одной из своих жизней». Финальная сцена, в которой Дракон начал выглядеть как «друг детей и добрый педагог» и запускает вместе с ними милого (но мрачной, угрожающей раскраски) воздушного змея в форме дракончика — это не сцена «поворота Дракона направо» или хотя бы его «искренней заботы о детях». Это, совершенно очевидно, сцена, говорящая о том, что Дракон «не убит внутри душ народа» до конца. Он будет «ездить по ушам» детям (подразумевается, что и вообще молодёжи), лить им в души сладкий яд идеализации сгинувшего Драконовского режима, «ностальгии по нему». Недаром в финальном кадре Ланцелот не «уходит, да еще с облегчением» (чего нет, того нет), а собирается отправиться вместе с Драконом и детьми чуть подальше от города и, очевидно, начать там куда более серьёзный бой, чем ранее: без оружия, лишь словом, за детские души. А не вульгарную драку. Рыцарь явно собирается в присутствии детей побивать аргументы Дракона, а самим детям объяснять, почему обеление Драконовского режима — дело в корне неправильное.
- И пусть сам Ланцелот далеко не ангел (это нам тоже, в отличие от пьесы, специально и с подчёркиванием показали) — уж он всяко приличнее, чем этот Дракон; кое-каких гадостей Ланцелот не позволит себе нипочём. А Дракон без них не мыслит ни жизни, ни правления, даже если (для их оправдания, для прививания народу «толерантности» к ним) и прикинулся временно «добреньким».
- И что страшнее всего и больше всего провоцирует троп: Дракон, однако, в финальном кадре уверен в себе (и в своей победе в ТАКОМ бою?). Он упоённо и с ироничной лыбой во всю харю кричит: «Я готов [к ТАКОМУ бою]! Готов!!». Очень важно, как будут смотреть на мир дети и кем они вырастут (и что именно начнут продвигать и поддерживать); это чётко поняли и Дракон, и Ланцелот, и многие из зрителей… Перед нами далеко не хэппи-энд, а очень мрачный, но жизненный и даже пророческий финал. Посмотришь именно его после всего, что знаешь из реальной истории и всего, что было показано на протяжении двух серий данного фильма — и действительно может сделаться «уже почти пофиг», когда бы ты ни знакомился с опусом Захарова: в перестройку ли, или в сытые нулевые, или в военные и неспокойные 2020-е.
- Сцена как таковая отсутствует у Шварца — но на что-то подобное есть намёк в сценической реплике Ланцелота: «Предстоит кропотливая каждодневная работа [по воспитанию народа, дабы люди убили Дракона в себе окончательно], хуже вышивания».
- Резонно ли силком напяливать на этого Дракона амплуа «друга детей»?.. Кто стал мучителем многих взрослых именно на почве «страха за детей» — тот может натворить много бед, но не совершает ряда конкретных однозначно дурных и страшных поступков. Которые данный Дракон, наслаждаясь ими, совершал, и более того — намеренно строил на них свои приёмы и (пока властвовал) свой режим.
- Но у Захарова — ещё и отсылка к тому, что многие правители-мучители (в том числе и Ленин, и Сталин, и Гитлер, и Мао, и Сомоса) обожали пиарить себя «друзьями детей». А то даже и искренне их — и миленьких животных тоже! — любили. Вот только родителей этих сопляков недолюбливали.
- «Майор» — все герои истории, уроды. И ты зритель, если твоя шкура под угрозой будет или близких заденет — тоже уродом будешь. Офигенная мораль, правда? Особенно когда речь идёт об убийстве родителей убитого ребёнка, агась.
- «Дурак» — уже лучше, но не сильно. Не все люди уроды. В целом, люди может даже и не хотят быть уродами. Но они однозначно дебилы. И ты тоже зритель, не будь свиньёй, будь человеком, ауф. На персонажей это не распространяется — они как были так и остались дебилами. Не увидеть трещину в которую можно просунуть голову, через весь дом от крыши до подвала, способны не только лишь все, мало кто может это сделать. А если сделаешь, тебя расстреляют неверные менты. Потому что легче закопать три трупа, а потом из под завалов откопать ещё несколько сотен — чем попросить помощи у федеральных властей, что бы потом отвечать за аварийное состояние жилья. Ведь это же ИМЕННО ТАК РАБОТАЕТ.
Телесериалы
- Именно это происходит, когда смотришь трэшовый мини-сериал «Кремень» (передразнивающий «Рэмбо: Первая кровь» вкупе с «Холодное лето пятьдесят третьего») и особенно его сиквел, трэшовейший мини-сериал «Кремень 2» (про торговцев людьми и органами). И полное впечатление, что прямо внутри сеттинга троп отыграли некоторые персонажи, в том числе главный герой, сыгранный Епифанцевым. И многие из его антагонистов тоже.
- В первом фильме этого сильно меньше, так как концовка всё же более-менее позитивная. Но она полностью нейтрализуется второй частью — в которой страной похоже управляют какие то законченные черти, которые целые области на органы потрошат, а все молча берут под козырёк и делают вид что так и надо. Эта вот безысходность — вообще главная черта второй части. Не вызывающая никаких вопросов кроме «на хрена так мрачно то?».
- «Последователи» — чемпион тропа. Дабы шокировать зрителя жестокостью главного гада и его террористической организации ницшеанцев-психопатов, под красивый мрачный индастриальный рок нам показывают то, как они методично и показательно жестоко убивают всех мало-мальски симпатичных персонажей второго и третьего плана, а также случайных статистов. На момент начала второго сезона — зритель уже точно понимает, что кроме троицы протагонистов и антагонистов, все люди кто появится в кадре больше чем на десять минут — покойник в перспективе от ближайших минут одиннадцати и до трёх серий. Причём умрёт этот бедолага скорее всего самым нелепым, тупым и жестоким способом из возможных. Из-за этого смотреть сериал иначе как довольно тухлый, но забавляющий своей нарочитой мрачностью слэшер — попросту не получается. Количество трупов за все три сезона сериала, переваливает за несколько сотен, что по идее кошмар, но подано это так, что зрителю абсолютно на это плевать.
- Родина — все попытки героев изменить мир к лучшему провалились. Все жертвы были зря. Если в Иране и России ситуация не изменилась (хотя русские избавились от всех агентов ЦРУ в стране), то ситуация в США и Афганистане только ухудшилась. Кэрри и Сол полностью разрушили свою личную жизнь.
- Черное зеркало — первые три сезона давят педаль в пол.
- Handmaid’s Tale — зашкаливающее количество детализованного и бессмысленного насилия в сериале ломает зрительскую «жалелку» уже под конец второго сезона. Отчасти потому, что авторы откровенно его смакуют и спекулируют на нём в духе: «Чего бы ещё такого ужасного показать?». Отчасти потому, что с третьего уже прекрасно известно, что на главную героиню и остальных ключевых персонажей, несмотря на мрачность сеттинга, оно никак не повлияет. Серьёзно, в стране, где калечат и казнят за куда меньшие проступки даже людей, которые гораздо выше по привилегированности и социальному статусу, склонную к побегам и саботажу Служанку, по сути, полностью бесправный ходячий инкубатор, храмовники в духе «гуманных эсесовцев» разве что на коленях не умоляют больше так не делать.
- «Меч» — в мрачной и грязной стране, где всё безнадёжно и все продажны, единственный способ навести порядок — это массовый террор. Охренительная мораль для сериала на федеральном канале.
- «Карпов» — сериал хорошо держался аж два сезона, местами правда скатываясь в какую то уж совсем безнадёгу. Но в третьем сезоне персонажи превратились в дебилов, которые сознательно портят себе жизнь. И появились зашиваемые в животы котята. По словам Ильи Куликова, такой демонстративный трэш отыгран нарочно, «чтобы фанаты не выпрашивали продолжение».
- «Ментовские Войны» — после переезда на НТВ в 2009 году, отыгрывают троп полностью. Даже эпизодические персонажи с какого то момента, подбираются нарочито мерзкие и гнусные. В период с 7го по 11ый сезон, складывается ощущение что кроме Шилова, Джексона и Арнаутова, в МВД все остальные упыри и мрази, и вообще все во власти упыри и мрази, они одни хорошие. Почему таких «хороших» при такой тотальной гнили, держат на службе, и как мы тут вообще живём в этой стране — авторов не волнует, они кормят ботву блинами из говна с лопаты. Самое обидное, последний расширенный сезон — стал лучше, появилась глубина, размышления, крепкая драма и доставляющий криминальный боевик… что бы по итогу выдать мораль, устами одного из персонажей, что в 90ые оно было лучше чем сейчас (автору правки в этот момент захотелось двинуть сценариста по башке лопатой и отвести на Николо-Архангельское кладбище, на могилки посмотреть). А потом Рому Шилову с женой и ребёнком вообще убили, за честность. Потому что в 2018ом году честных ментов убивают из гранатомётов средь бела дня — под печальный шансон в исполнении Устюгова. Ауф, блин.
- «Золотое Дно» — три положительных персонажа, из которых одна избалованная сучка (но она не безнадёжна) её новый парень (мошенник и инсайдер) и искусная манипуляторша и акула большого бизнеса. Все остальные персонажи — мрази и конченные мрази. Конечно для изображения современного отечественного крупного бизнеса — картинка выбрана весьма убедительная. Но не понятно как эти люди вообще что-то создают, если они вообще не способны ни на что кроме как самозабвенно друг-другу гадить. К концу сериала тебе на всё происходящее реально становиться плевать.
- «Хрустальный» — наверное один из самых мерзких по содержанию отечественных сериалов вообще. Который три первые серии тебя убеждает, что ты наблюдаешь годный, мощный тру-крайм про маньяка. А потом вываливает на тебя такой океан мерзости ради мерзости — что его физически смотреть тяжело. Ни одного человечного или положительного персонажа мужского пола нету вообще. Все нормальные, только женские. Что это было?
- «Штамм» — за исключением почти что постсоветской сборной из Сетракяна и Васи Фета, все персонажи сериала это просто сказочные идиоты. И сюжетный идиотизм, который намеренно скатывает сериал в мрачнейшую постапокалиптическую чернуху — делает сериал с какого-то момента смотрибельным только ради того чтобы выяснить: «ну какую ещё мрачную фигню вы придумаете! Удивите меня!». Все персонажи, от протагонистов до местного правительства — ничего не делают иначе как через жопу. Из самого запоминающегося — при наличии на Манхэттене по меньшей мере пяти мостов, и имея под землёй десятки тысяч стригоев (о чём власти в курсе, ибо проводят зачистки регулярно) — перед закрытием города, последний поезд с беженцами отправить с Пенсильванского вокзала… который расположен под землёй и выходит в Нью-Джерси через туннель!!! Нет, ну что могло пойти не так?!
Мультфильмы
- «Принц Египта», не стремясь особенно осветлить Библию (точно меньше, чем это было с мифами о Геркулесе), получил в итоге угнетающего евреев злого фараона с одной стороны, террориста Яхве с его казнями с другой и невинных беспомощных египтян на линии огня. Моисей же, хотя вроде бы им сочувствует, всю вину валит на Рамзеса.
- «Зверополис» этого счастливо избежал, когда концепция изменилась: изначально положение в городе было таким, как если бы антагонист конечной версии победил давно и уверенно.
- Мультэкранизация оруэлловского «Скотного двора» опасно балансирует на грани тропа. Это такая жуть, что сопереживание просто отключается. (Но и в бафос не срывается. Какой уж там, нафиг, бафос…)
Мультсериалы
- «Захватчик Зим» — тот случай, когда вопли «Детям это смотреть нельзя!» полностью обоснованы. До сих пор остаётся загадкой, как настолько жуткая и чёрноюморная вещь могла выйти на детском канале Nickelodeon? Во-первых, общая шизофреничность происходящего. Во-вторых, многие из вещей, что тут происходят с людьми, тянут на боди-хоррор. В-третьих, множество нарочито отвратительных сцен (например, сцена с Зимом в ужасном и омерзительном общественном автобусе). Мы упоминали о насилии? И кстати, люди здесь настолько тупы и отвратительны, что поневоле начинаешь болеть за Зима, чтобы тот избавил галактику от этого биомусора. Хотя автор этой правки смотрел этот мультик в детстве и ничего… ха-ха-ха смерть, смерть-смерть-смерть СМЕРТЬ СМЕЕЕЕРТЬ!!!
- «Южный Парк» — определённо не для детей, и сеттинг не мрачный, а скорее абсурдный, однако даже так его юмор, сплошь чёрный и непристойный, воспринять готовы отнюдь не все.
- «Pariax Nexus» по сорокотысячнику заканчивается тем, что ребёнка-беженца, уже выбравшегося из разрушенного города и еле волочащего ноги от усталости, находят гвардейцы и немедленно казнят по подозрению в зомбированности некронами. Комментарии разделились на «ну вот, опять они за своё» и «хаха, а вы чего ждали».
- «Забытые игрушки» — почти полная аверсия — это милый и добрый детский мультсериал, но неизменное завершение каждой серии сценой, в которой Энни и Тедди, взявшись за руки, грустно уходят вдаль, так и не обретя нового дома и толком не приблизившись к возвращению к потерявшим их детям, постепенно стало казаться зрителям уж слишком безнадежным, что и привело в итоге к закрытию мультсериала без подведения хоть к какому-нибудь концу.
Аниме и манга
- Сабжем в принципе страдают деконструкции исекаев, посвящённые мести.
- «Code Geass» — к определенному моменту и Лелуш, и Сузаку совершили столько фатальных ошибок, что в дальнейшем, что бы они ни творили, это уже не особо задевает.
- Скорее уж авторы, чтобы не отпугнуть аудиторию, слишком старательно сглаживали углы, чтобы ничто никого не шокировало. Прилизанный результат ни на ужасы реальных войн да геноцидов не похож, ни в рамках жанровых условностей не работает. А если учесть, что некоторые страшные (по задумке) вещи здесь происходят по феерически нелепым причинам…
- Elfen Lied — мрачное аниме с гуро-контентом про то, как бедная девочка-диклониус, натерпевшись всех издевательств, убивает гадких людишек. Некоторые зрители считают данное произведение трэшем, состоящий лишь из ультранасилия и сисек.
- Berserk — когда понимаешь, что простые люди, не являющиеся протагонистами, не могут вообще, абсолютно ничего противопоставить монстрам, которые их убивают, насилуют и пожирают, сцены убийства, насилия и всего прочего несколько перестают трогать.
- Хорроры Дзюндзи Ито. Что характерно, так же инертно реагируют на происходящий сюр и сами персонажи, потому что… ну а что ты можешь поделать с происходящей вокруг потусторонней хренью, кроме как смириться и принять неизбежное? Отчасти это вытекает и из самого понятия японского хоррора — паранормальщина здесь не олицетворяет добро или зло, она не плохая и не хорошая. Скорее, она похожа на цунами или несущийся паровоз — тебя всё равно снесёт просто потому, что ты оказался на пути.
- Texhnolyze — педаль в котлован: по одну сторону — клептократы Класса с волчарами Органа, по другую — не менее отвратительные террористы Союза, по третью — простой народ, находящийся в прострации почище любой оруэлловщины. Здесь нет места ни состраданию, ни подвигу, ни личным качествам, ни даже оправданным (хотя бы автором), пусть и провальным, стремлениям. Весь позитив может содержаться лишь в одной единственной мысли зрителя после финала — "как хорошо, что все эти твари, наконец, технолайзнулись".
- Redo of Healer — сериал про месть, где герой оказывается образцовой одноногой собачкой, а все остальные (не только «соратники», но вообще все) считают, что так и надо, ведь держать в полусмертельном состоянии и всячески издеваться над единственным хилером это правильная стратегия. Потом раскрывается, что хоть сколь-нибудь приличных людей вообще не водится (а вот нелюди заслуживают сочувствия), а герой им уныло-жестоко мстит. Потом страдает, потом мстит в неизменной горделивой позе больного шизофренией с бредовыми маниями величия. А собственно, вот и весь «сюжет».
- Сабжем в принципе страдают подобные dickонструкции исекаев, посвящённые мести.
- Fullmetal Alchemist — одна из основных претензий к первой экранизации.
- Dorohedoro — сеттинг настолько мрачен, что довольно быстро к нему привыкаешь и начинаешь обращать внимание исключительно на ход повествования. Который на контрасте — светл, легок и по-своему оптимистичен.
Видеоигры
- Dark Souls явно отдаёт буддистской философией, где жизнь это бесконечный круговорот страданий, и не быть определённо лучше чем быть, так что здесь это не баг, а фича. Когда Первое Пламя угасает, люди превращаются в нежить и со временем необратимо впадают в ГЭС, а когда горит… просто умирают, без каких-либо намёков на тот свет.
- Единственное, что невозможно сделать в Dwarf Fortress — это выиграть. Игра идёт, пока игроку не надоест, или его крепость не будет уничтожена по какой-либо нелепой причине. Поэтому представления о «веселье» у фандома своеобразные, и иногда это приводило в ужас даже разработчика.
- В главном меню игры прямым текстом написано, что называется она не просто «Дварфийская Крепость», а не иначе как «Рабы Армока: Бог Крови. Глава II: Дварфийская Крепость». Армок — создатель этого мира и внутриигровое объяснение случайной генерации мира. Цитата: «Армок, Бог Крови, является единственной постоянной величиной в этих хаотических случайных вселенных. Основной смысл всех войн состоит в успокоении Армока — когда вселенная становится слишком скучной, её кладут на наковальню созидания, чтобы перековать. Разрушение мира Армоком будет неизбежно происходить в большинстве игровых миров. Поскольку цивилизации распространяются повсеместно, а границы исчезают, мир начинает выглядеть однородным. Армок, взглянув на этот упадок с отвращением, исправит этот мир. В общем, когда Вселенная становится слишком скучной, она будет изменена.» Таким образом, местный злой Яхве это игрок, поскольку, как подсказывает Капитан Очевидность, именно он запускает игру для своего развлечения.
- Впрочем, что игрок посчитает скучным — зависит как раз от игрока, а игроки разные бывают. Что, в прочем, не отменяет того факта, что Армок «по умолчанию» является эдаким дварфийским аналогом Кхорна из Warhammer Fantasy Battles, а большинство миров действительно в итоге разрушаются и «переделываются».
- В главном меню игры прямым текстом написано, что называется она не просто «Дварфийская Крепость», а не иначе как «Рабы Армока: Бог Крови. Глава II: Дварфийская Крепость». Армок — создатель этого мира и внутриигровое объяснение случайной генерации мира. Цитата: «Армок, Бог Крови, является единственной постоянной величиной в этих хаотических случайных вселенных. Основной смысл всех войн состоит в успокоении Армока — когда вселенная становится слишком скучной, её кладут на наковальню созидания, чтобы перековать. Разрушение мира Армоком будет неизбежно происходить в большинстве игровых миров. Поскольку цивилизации распространяются повсеместно, а границы исчезают, мир начинает выглядеть однородным. Армок, взглянув на этот упадок с отвращением, исправит этот мир. В общем, когда Вселенная становится слишком скучной, она будет изменена.» Таким образом, местный злой Яхве это игрок, поскольку, как подсказывает Капитан Очевидность, именно он запускает игру для своего развлечения.
- Hatred имеет сюжет для галочки и ставит перед игроком простую задачу: убить всех человеков. Её возненавидели за такую прямолинейность ещё до выхода, в результате чего некоторые стали наоборот высказывать мнение что разработчики затроллили общественность на тему жестокости в видеоиграх.
- Spec Ops: The Line — в красном углу ринга «Проклятые», установившие в полуразрушенном Дубае диктаторский режим и не гнушающиеся никакой грязью, чтобы его удержать. В синем же «Серый Лис» чья прямая задача — похоронить вообще всех в городе: и гражданских, и солдат, чтобы США и ОАЭ не ввязались в полномасштабный военный конфликт друг с другом. И всё это время разработчики с упоротым упорством безальтернативно принуждают игрока делать нехорошие вещи, не давая выбора, а потом пытаются пристыдить, как будто он сам решил так поступать.
- Стоит отметить, что это всё же история Мартина Уокера, а он является чётко прописанным персонажем, со своими особенностями характера и поведения. Он — не безымянный обезличенный Довакин, который всегда делает только так, как хочется игроку. Это Уокер, а не игрок с самого начала хотел стать героем, причинить всем добро и нанести справедливость, а нам предлагается взглянуть, каких дров наш ГГ наломал на пути к этому. Интересно, было бы столько же споров на тему принуждения игрока к плохим решениям, если бы разработчики добавили возможность покинуть Дубай в самой первой главе?.. «Да уж, тут действительно творится какая-то дичь…Адамс, Луго — уходим. Надо вернуться в штаб»…
- Если бы оно изначально позиционировалось как история Уокера, на которую игроку предлагается абстрагированно смотреть, то споров бы было меньше, спору нет. Но разработчики не только пытались устыдить игрока в самой игре (например, сообщения во время загрузки вида «Чувствуешь ли ты себя героем?»), но и попытались провернуть то же самое в реале, заявив что «не нравится, не играйте»… что люди и сделали. Ошибка позиционирования, в общем.
- Стоит отметить, что это всё же история Мартина Уокера, а он является чётко прописанным персонажем, со своими особенностями характера и поведения. Он — не безымянный обезличенный Довакин, который всегда делает только так, как хочется игроку. Это Уокер, а не игрок с самого начала хотел стать героем, причинить всем добро и нанести справедливость, а нам предлагается взглянуть, каких дров наш ГГ наломал на пути к этому. Интересно, было бы столько же споров на тему принуждения игрока к плохим решениям, если бы разработчики добавили возможность покинуть Дубай в самой первой главе?.. «Да уж, тут действительно творится какая-то дичь…Адамс, Луго — уходим. Надо вернуться в штаб»…
- GTA V, а конкретно линия Тревора Филипса: мы играем за козла-психопата, который ведёт себя как свинья, издевается над напарниками и убивает даже не только других негодяев, но и просто попавших под горячую руку по надуманным поводам типа «приревновал женщину» или «не дал отхлебнуть пива». И игрок не просто наблюдает, он должен это делать, чтобы продвинуться по сюжету и иметь возможность снова играть за более адекватных Майкла и Франклина. В какой-то момент надо отключить в голове остатки морали из реального мира и воспринимать происходящее как черноюморный анекдот, иначе продолжать игру невозможно.
- Зато в финале появляется искушение убить Тревора.
- С другой стороны, Тревор очень даже неплохо олицетворяет стиль игры многих фанатов GTA.
- Зато в финале появляется искушение убить Тревора.
- Мод The New Order: Last Days of Europe — безумие и кровожадность большинства местных лидеров настолько оторвано от реальности, что у многих игроков вызывает лишь интерес и особую форму веселья. Даром, что любимейшими персонажами вселенной стали лидер Бургундии Гиммлер и Священной Русской Империи Таборицкий (за рубежом известен по фанской кличке Tabby, русское сообщество называет его «Табуреткой»).
- The Walking Dead: The Game — с местной тенденцией «все все равно умрут», игроки просто перестали испытывать привязанность к персонажам.
- Shadow the Hedgehog — как бы не эталон тропа, успевший стать мемом. разработчики из Sonic Team подумали, что пора фанатам дать наконец сольную игру про Шедоу. Подумали горе-разработчики и решили напихнуть в игру как можно больше тёмных и острых штампов, лишь бы игра выглядела круто. Но в итоге получилась лажа, где Шедоу из вполне вменяемого антигероя превратился в жалкую пародию на самого себя.
- Sonic Forces туда же. На этот раз разрабы из Sonic Team создали неудачный закос под Sonic SatAM, где героическое сопротивление воюет с империей Эггмана. Отдельного упоминания заслуживает новый суперзлодей Инфинит, который больше по поведению напоминает на впавшего в синдром восьмиклассника эмо-подростка. Куда ему до великолепного Мефилеса из Sonic 2006.
- The Last of Us II. Зачатки тропа были ещё в первой части, но именно вторая часть, в её стремлении выжать чернуху до максимума и показать якобы небанальную историю про месть выжали педаль до упора. Это касается и Элли, которая в попытках осознать, что месть это плохо, истребляет людей сотнями. Тоже касается и Эбби, ибо в её драму поверить очень трудно из-за скудного раскрытия её персонажа, состоящего из идеи-фикс и пары черт, вроде любви к коллекционированию монет и боязни высоты. Ситуацию лишь усугубляют неуклюжие попытки создателей вывести игрока на эмоции дешевой драмой, а-ля: «О нет, моя возлюбленная беременна», «О нет, та, кого я убила, была беременной», «О нет, отец Эбби, которого убил Джоэль, был добряком, который спасал беременных зверюшек» и т. д.
- Warframe выжимает педаль в бездну. Тэнно конечно отнюдь не хорошие ниндзя-зомби-демоны-пираты-социопаты-машины геноцида, но лишь благодаря их кровавой резне мирные люди могут хоть как-то жить. В прошлом все было хреново и централизованно (Империя Зла с прогнившими аристократами), а на момент событий игры бывшие рабы, вирус техноцита, капиталисты-фанатики, самоадаптирующиеся биороботы и еще какая-то хренатень воюют между собой. Сами же Тэнно (игроки) представляют собой детей (нестареющих) с ПТСР (убили своих родителей а потом служили в отрядах смерти против мирных граждан) со сверхспособностями (от демона, который может их отключить если ему что-то не понравится), управляющие зараженными «куклами»-варфреймами (делаются из недобровольцев) и убивающие всех и вся, кроме мирных жителей.
- Сами игроки уже давно считают, что они здесь безыдейные террористы, и продолжают мочить врагов потому что это весело.
- Впрочем, помимо Гринир, Корпуса и полчищ Заражённых, в Солнечной системе далёкого будущего вполне существуют нейтралы: дикари-остронцы на Земле, порабощённые Корпусом киборги-Солярис на Венере (которые усилиями игрока могут даже устроить революцию), просто жители отдельных изолированных колоний…Да и среди самих «сверхдержав» есть отщепенцы и несогласные: дезертиры-каворы у Гринир, вольный торговец Дарво, целый синдикат Последовательность Перрина во главе с Эрго Гластом…Так что, если нет желания причислять себя к одной из глобальных сторон конфликта, можно считать (и успокаивать себя), что сражаешься за благополучие и покой мирных жителей.
- Frostpunk, по мнению некоторых, тоже ступает на почву этого тропа. Безысходный мир-помойка после глобальной катастрофы, люди на грани смерти, и чтобы как-то обеспечить им выживание, игроку приходится принимать на редкость циничные и суровые решения, даже при всём желании быть добрым правителем. Если для того, чтобы выиграть, приходится отыгрывать чуть ли не полное чудовище, невольно задумаешься, а стоит ли оно того? К тому же, даже если твои действия приведут к успеху, никакой особой благодарности ты всё равно не увидишь. Плюс, вечно ноющие безмозглые поселенцы сами не способствуют развитию к ним тёплых чувств и особого желания их спасать.
Настольные игры
- Сеттинг для D&D под названием Dark Sun — постапокалиптичная помойка, крайне недружелюбная к игровым персонажам, приводящая к частым смертям и тем напрочь отбивающая желание идти по сюжету кампании.
- Warhammer 40,000, конечно же — претендует на кодификатор. Здесь есть оголтелая ксенофобия и шовинизм со всех сторон, истребление миллионов на пофиг и чернушная религиозная диктатура против космического потустороннего ужаса как основной конфликт, вокруг которого пляшут все остальные. Бонусом идёт то, что конфликт не разрешится никогда и никак, если ГэВж не придет в голову мысль спилить сук, на котором они сидят. Эффектов почти весь список:
- Зло — это круто, конечно же, потому что кто захочет играть в настолку за не крутые фракции и покупать их фигурки?
- Война — это круто, и правило крутизны с фокусом на сверхчеловеках, сражающихся против убер-пришельцев, заставляет забыть, что эти сверхчеловеки прибыли когда собственная армия планеты была выпилена в полном составе с закономерными последствиями для остального населения. Имперская Гвардия на этом фоне, кстати, многим кажется просто бестолковым пушечным мясом.
- Размах и эстетику тоже никто не отменял. Пафос из всех щелей тоже неплохо маскирует обречённость, а то и, гм, делает из неё достоинство. Более того, пытающихся играть в светлых и терпимых Тау возненавидели в том числе за это[3].
- Сороковник начинался пародия и сатира, и при всех последующих колебаниях фанатское утрирование всё равно генерирует юмора едва ли не больше, чем незамутнённое восприятие — пафоса. Настолько, что ваху знают именно за это.
- Антропоцентризм. В пятой редакции половина всех армий — это космодесант, да и сейчас (в девятой) наверняка если не он, то Империум точно. То есть, продвигаемая авторами центральная сторона тут есть определённо.
- Ну и отвращение, конечно, тоже имеет место быть. Одни предпочитают космооперы, хотя бы старающиеся выглядеть адекватными, без техножрецов и заряжания гигантских снарядов космических пушек вручную, другим неприятна скорее чернуха и фокус на ксенофобных фанатиках.
Реальная жизнь
- Человек всегда адаптируется и привыкает к тому, что повторяется не первый день, в том числе и к худшему. Бомжи зачастую привыкают к своему положению, ибо надежды на появление дома у них нет. Любой врач, полицейский, пожарный, военный зачастую притупляет эмоции, так как стрессовые ситуации происходят каждый день. Так что пофигизм становится защитным механизмом на постоянную чернуху. Так что отчасти получается реальность: если в ухудшающейся ситуации нет надежды на исправление положения, неизбежно люди привыкают. Аверсия, если человек пытается что-то изменить в своём положении.
Примечания
- ↑ Есть гипотеза, что финал существовал, но был утрачен: часть сочинений автора были уничтожены согласно его завещанию.
- ↑ Одна бомбёжка от человеков всё-таки прилетела, но бездарности остального это искупить не способно.
- ↑ А ещё за общую пресность («инопланетяне гуманоидные хайтековые обыкновенные») и за имбовость на столе.