Юный тенор
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Tenor Boy. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
(link)
Юный романтический художникЮный тенор — самый распространённый типаж героя в музыкальном театре, особенно в опере. Молодой романтический герой в 90 % случаев будет петь тенором, поскольку высокий голос ассоциируется с юностью. В жизни это, разумеется, не так, в любом музыкальном учебном заведении найдутся 18-летние басы и баритоны, но на сцене этим голосам редко достаются роли молодых красивых героев. Юный герой — это тенор, и точка!
Персонажи, которые чаще всего поют красивым тенором: рыцарь в сияющих доспехах, паладин, прекрасный принц (хотя, рыцарь или паладин может быть и баритоном), какой-нибудь молодой поэт или художник и просто любой положительный романтический герой.
Есть ещё скрипучий тенор — этот поёт мерзким хрипловатым голосом и обычно какой-нибудь гад или комический персонаж. И Героический — это старший брат нашего, иногда они даже пересекаются.
Соперник или, реже, друг юного тенора — Крутой баритон. Возлюбленная юного тенора — Прекрасная сопрано.
Пожалуйста, не помещайте сюда любого персонажа, поющего тенором! Чтобы соответствовать тропу, персонаж должен отвечать амплуа «молодой романтический герой».
Примеры[править]
Музыкальный театр[править]
- Опера «Евгений Онегин» — Ленский. «Куда-а, куда вы удалились, весны моей златы-ые дни…»
- Любая опера Верди. Серьёзно, любая. Кроме «Риголетто» — там юный тенор тот ещё козёл и моральный урод.
- Радамес из «Аиды» — скорее Героический тенор. Он не только романтический герой, но и хороший полководец, что для «классического» тенора не очень типично.
- Заявленная способность. Всё, что он делает «в кадре» — страдает и мучается, как и положено тенору.
- «Кармен» Бизе — субверсия: дон Хосе — персонаж неоднозначный и далеко не положительный.
- Ш. Гуно, «Ромео и Джульетта» — Ромео.
- А вот в другой интерпретации этой же истории, опере Беллини «Капулетти и Монтекки», Ромео поёт крутым контральто (ну, меццо, но в опере они почти взаимозаменяемы).
- Любая опера Пуччини — с деконструкцией. У него юный тенор обычно пассивен, не особенно героичен и является частью пары Нерешительный мальчик, решительная девочка. Исключение — принц Калаф из «Турандот». Субверсия — скотина Пинкертон из «Мадам Баттерфляй».
- Г. Доницетти, «Лючия ди Ламмермур» — Эдгар Равенсвуд. Да и в большинстве других его опер есть.
- Бриттен, опера «Билли Бадд» — инверсия: юный прекрасный герой Билли поёт лирическим баритоном.
- Массне, «Вертер» — собственно Вертер.
- Оперетта «Принцесса цирка» — в оригинале Мистер Икс пел тенором, однако (пост)советский зритель привык к баритону.
- Вообще замена тенора на баритон характерна для оперетт (из-за повышенных по сравнению с оперой требований к внешности и танцевальным навыкам исполнителя, поскольку певцы-теноры обычно полноваты).
Рок-опера[править]
- Jesus Christ Superstar, экранизация 1973 (именно она!) — Иисус Христос в исполнении Теда Нили. В других постановках Иисус, конечно, тоже тенор — но никак не юный и не романтичный.
- В сцене в Гефсиманском cаду доходит даже не до контр-тенора и не до контральто — на паре моментов он добирается чуть ли не до драматического сопрано.
- «Тампль» — Оруженосец.
- «Финрод-Зонг» — собственно, Финрод. Редкое сочетание юного тенора с крутым королём, но вечно молодому эльфу это вполне свойственно.
- Аналогично — в мюзикле «Лэ о Лэйтиан» на тот же сюжет.
- «Жанна д’Арк» — Дюнуа.
- «Принцесса Греза» — оба закадычных друга, принц Рюдель и граф Бертран. Хотя последний довольно часто проходит дальше по коридору.
- «Моцарт» — собственно, Моцарт. Зигзаг, потому что Сальери — тоже тенор. Не совсем юный, но всё же.
Мюзикл[править]
- «Призрак Оперы» — Рауль.
- «Собор Парижской Богоматери» — Феб. Субверсия — он та ещё зараза.
- «Последнее испытание» — Карамон. Поперек книги: в книге он крутой баритон; но в мюзикле акцент сделан не на его качествах великого воина, а на трогательной привязанности к брату, который в мюзикле как раз-таки крутой баритон. Как сказал один из создателей мюзикла, когда ему указали на несоответствие, «Вы представляете себе баритональное исполнение Клена у забора?» (пронзительная ария о повзрослевших и разделившихся братьях).
- Зигзаг — крутой, вкрадчивый и злодейский тенор Даламар, темный эльф и ученик Рейстлина.
- Ещё зигзаг — один из исполнителей роли Рейстлина, Евгений Егоров — типичнейший юный тенор. Но ЧТО он в этой роли творит со своим высоким звонким голосом! Не узнать.
- Прекрасные кронпринцы немецкоязычных мюзиклов — Рудольф («Элизабет» и «Рудольф») и Фридрих («Фридрих: миф и трагедия»), последний после коронации преображается в редкий типаж крутого тенора. А вот самый известный Людвиг Баварский (Ludwig²), Ян Амманн, все же баритон, хотя и тенора в этой роли подвизаются.
- «Гамильтон» — лучший друг означенного протагониста, Джон Лоуренс. И сын того же протагониста, Филипп Гамильтон. Единственные теноры на весь мюзикл, плюс и играет их один и тот же актер.
- «Отверженные» — Анжольрас и Мариус. Хотя зависит от постановки — иногда их и баритоны поют.
Литература[править]
- Джельсомино же! Как в книге (что неоднократно подсвечивается Джанни Родари), так и в популярном советском фильме.
- В час, когда луна взойдет — именно в этом амплуа выступает тенор Дмитрий Корбут. Субверсия: на сцене-то он романтический тенор, а по жизни такая сволочь!
Музыкальные кино- и телефильмы[править]
- «Д’Артаньян и три мушкетёра» — Арамис. «Хоть Бо-ог и запрети-ил дуэли…»
- «Не покидай...» — именно такой голос у юного принца Патрика, лишённого прав на престол. Игорь Красавин, который говорил с сильнейшим белорусским акцентом, пел не сам — его вокальные номера исполнил артист театра музкомедии Анатолий Тукиш.
- «Гардемарины, вперёд!» — вся троица главгероев.
- «Труффальдино из Бергамо» — Сильвио в исполнении Виктора Кривоноса. Молод и горяч, в особо эмоциональные моменты даже петуха пускает.
Мультфильмы[править]
- Любой диснеевский положительный герой.