Ария (группа): различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
 
(не показано 19 промежуточных версий 5 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{YouTube|WAK9TB4n5DU|Первый видеоклип "Позади Америка"}}
{{YouTube|WAK9TB4n5DU|Первый видеоклип на песню «Позади Америка»}}
'''Ария''' — самая известная [[Русский рок|в той и этой стране]] [[Металл|хэви-метал-группа]]. Любимая группа юных «говнарей» 1990-х (даже 1980-х!) и начала 2000-х. Ныне многие повзрослевшие металлисты относятся к ней с ностальгическими чувствами. Играет группа старый добрый ржавый хэви-метал в стиле британских групп 1980-х (в частности, [[Iron Maiden]], в [[Эпигонство|эпигонстве]] которых «Арию» постоянно обвиняют). Свою историю отсчитывает с дня выпуска первого альбома «Мания величия» — [[Хэллоуин|31.10.1985]].
'''«Ария»''' — самая известная [[Русский рок|в той и этой стране]] [[Металл|хэви-метал-группа]]. Любимая группа юных «говнарей» 1990-х (даже 1980-х!) и начала 2000-х. Ныне многие повзрослевшие металлисты относятся к ней с ностальгическими чувствами. Играет группа старый добрый ржавый хэви-метал в стиле британских групп 1980-х (в частности, [[Iron Maiden]], в [[Эпигонство|эпигонстве]] которых «Арию» постоянно обвиняют). Свою историю отсчитывает с дня выпуска первого альбома «Мания величия» — [[Хэллоуин|31 октября 1985]].


[[Проблема противоположных оценок|Предмет противоположных оценок]] — кто-то их обожает, кто-то смотрит свысока, а кто-то признаёт только [[Уже не тот|старую «Арию» с Кипеловым]]. Но в среднем для большинства старых металлюг «Ария» — вторичная в плане музыки, но талантливая в плане исполнения группа, с которой все когда-то начинали. Главная заслуга «арийцев» — они познакомили «пионеров» с хэви-металом, да ещё в его лучших проявлениях, подражая именно классикам жанра и кое-что добавив от себя.
[[Проблема противоположных оценок|Предмет противоположных оценок]] — кто-то их обожает, кто-то смотрит свысока, а кто-то признаёт только [[Уже не тот|старую «Арию» с Кипеловым]]. Но в среднем для большинства старых металлюг «Ария» — вторичная в плане музыки, но талантливая в плане исполнения группа, с которой все когда-то начинали. Главная заслуга «арийцев» — они познакомили «пионеров» с хэви-металом, да ещё в его лучших проявлениях, подражая именно классикам жанра и кое-что добавив от себя.


Творчество группы занимает почетное второе место после [[Владимир Высоцкий|Владимира Семеновича Высоцкого]] по частоте исполнения в книгах про попаданцев. Особенно часто почему-то достается песне «[[Тёмный мессия|Антихрист]]». При этом персонажи, даже незнакомые с аналогами христианства, обычно сразу понимают, о чем речь, и начинают нервничать по этому поводу.
Творчество группы занимает почетное второе место после [[Владимир Высоцкий|В. С. Высоцкого]] по частоте исполнения в книгах про попаданцев. Особенно часто почему-то достаётся песне «[[Тёмный мессия|Антихрист]]». При этом персонажи, даже незнакомые с аналогами христианства, обычно сразу понимают, о чём речь, и начинают нервничать по этому поводу.


== О чём поют? ==
== О чём поют? ==
Строка 13: Строка 13:
* Ну и типичная для многих метал-групп дорожно-байкерская тема присутствует.
* Ну и типичная для многих метал-групп дорожно-байкерская тема присутствует.


В общем обо всём о том же, о чём пела практически любая другая хэви-метал группа 80х. Но при этом тексты «арийцам» пишут профессиональные поэты, за счёт чего зачастую получается более складно — есть у них и песни-рассказы с сюжетами, и отсылки к классике, и пересказы этой классики в виде песен. Лучшие вещи Маргариты Пушкиной даже можно читать просто как стихи (в худших, правда, проскакивает [[бафос]]).
В общем обо всём о том же, о чём пела практически любая другая хэви-метал группа 80-х. Но при этом тексты «арийцам» пишут профессиональные поэты, за счёт чего зачастую получается более складно — есть у них и песни-рассказы с сюжетами, и отсылки к классике, и пересказы этой классики в виде песен. Лучшие вещи Маргариты Пушкиной даже можно читать просто как стихи (в худших, правда, проскакивает [[бафос]]).


== Личности ==
== Личности ==


=== Ядро группы ===
=== Ядро группы ===
* '''Владимир Холстинин''' — гитарист. Основатель группы, придумавший ей название, и автор почти половины песен. Единственный бессменный участник группы с самого ее основания. На контрасте с Дубининым — суровый, серьёзный, атеист и [[Ницшеанец-самоучка|любитель Ницше]].
* '''Владимир Холстинин''' — гитарист. Основатель группы, придумавший ей название, и автор почти половины песен. Единственный бессменный участник группы с самого её основания. На контрасте с Дубининым — суровый, серьёзный, атеист и [[Ницшеанец-самоучка|любитель Ницше]].
* '''Виталий Дубинин''' — басист и бэк-вокалист. Институтский друг Холстинина, в Арии с 1987 года. До того успел даже записать несколько сольных вещей (из которых особенно известна «Лень») и в целом небезуспешно пробовал себя в поп-музыке в качестве певца и композитора. Во многом именно его приход сделал Арию сверхпопулярной — за счет композиторского таланта. Автор второй почти половины песен. Иногда встает к микрофону и как основной певец (например, в песнях «Пытка тишиной» и «Поле битвы»). А ещё главный приколист группы, который любит валять дурака, корчить смешные рожи и троллить журналистов в интервью. В 2022 году планирует выпустить ещё один сольный альбом в составе супергруппы (Михаил Бугаев и Сергей Маврин на гитарах, он сам на басу и у микрофона и [[Оргия Праведников|Закк Хемма]] на барабанах)
* '''Виталий Дубинин''' — басист и бэк-вокалист. Институтский друг Холстинина, в «Арии» с 1987 года. До того успел даже записать несколько сольных вещей (из которых особенно известна «Лень») и в целом небезуспешно пробовал себя в поп-музыке в качестве певца и композитора. Во многом именно его приход сделал «Арию» сверхпопулярной — за счёт композиторского таланта. Автор второй почти половины песен. Иногда встаёт к микрофону и как основной певец (например, в песнях «Пытка тишиной» и «Поле битвы»). А ещё главный приколист группы, который любит валять дурака, корчить смешные рожи и троллить журналистов в интервью. В 2022 году планирует выпустить ещё один сольный альбом в составе супергруппы (Михаил Бугаев и Сергей Маврин на гитарах, он сам на басу и у микрофона и [[Оргия Праведников|Закк Хемма]] на барабанах)


=== Вокалисты ===
=== Вокалисты ===
* '''Валерий Кипелов''' — самый олдскульный и самый эпичный вокалист, он пел на самых классических альбомах группы. Фактически сооснователь группы, но песен писал мало. Первый раз ушёл из группы в 1994 году вместе с Мавриным, но вскоре вернулся и записал с «Арией» ещё три альбома. Окончательно ушёл в 2002 году, после чего собрал [[Кипелов|группу имени себя]].
* '''Валерий Кипелов''' — самый олдскульный и самый эпичный вокалист, он пел на самых классических альбомах группы. Фактически сооснователь группы, но песен писал мало. Первый раз ушёл из группы в 1994 году вместе с Мавриным, но вскоре вернулся и записал с «Арией» ещё три альбома. Окончательно ушёл в 2002 году, после чего собрал [[Кипелов|группу имени себя]].
* '''Артур Беркут''' — вокалист в 2002—2011 годах, чей приход на место Кипелова [[Раскол фанатского сообщества|расколол поклонников]] эпичнее всего. Многие его до самой отставки откровенно [[Джа-Джа-заменитель|не принимали]]. Ещё до Арии был известным певцом с богатой биографией — в 80-е был вокалистом культовых прогрессивщиков «Автограф», в 90-е — активным сольным артистом. С уходом из Арии подался вновь на сольные хлеба.
* '''Артур Беркут''' — вокалист в 2002—2011 годах, чей приход на место Кипелова [[Раскол фанатского сообщества|расколол поклонников]] эпичнее всего. Многие его до самой отставки откровенно [[Джа-Джа-заменитель|не принимали]]. Ещё до «Арии» был известным певцом с богатой биографией — в 80-е был вокалистом культовых прогрессивщиков «Автограф», в 90-е — активным сольным артистом. С уходом из «Арии» подался вновь на сольные хлеба.
* '''Михаил Житняков''' — нынешний вокалист, сманен в Арию из группы Гран-КуражЪ. Куда больше похож по манере исполнения на Кипелова, чем Беркут, но и значительно моложе.
* '''Михаил Житняков''' — нынешний вокалист, сманен в «Арию» из группы «Гран-КуражЪ». Куда больше похож по манере исполнения на Кипелова, чем Беркут, но и значительно моложе.
* '''Алексей Булгаков''' (вокалист «Легиона») и '''Андрей Храмов''' (вокалист «Артерии» и «Землян») — недолгое время репетировали с группой в смутные времена 1995 и 2002 годов соответственно. В первом случае лейбл заставил вернуться Кипелова, во втором выбрали в итоге Беркута.
* '''Алексей Булгаков''' (вокалист «Легиона») и '''Андрей Храмов''' (вокалист «Артерии» и «[[Земляне|Землян]]») — недолгое время репетировали с группой в смутные времена 1995 и 2002 годов соответственно. В первом случае лейбл заставил вернуться Кипелова, во втором выбрали в итоге Беркута.


=== Гитаристы ===
=== Гитаристы ===
Строка 35: Строка 35:


=== Прочие участники ===
=== Прочие участники ===
* '''Алик Грановский''' — басист (1985—1986), один из основателей группы. Позднее основал группу «Мастер», которые стали для Арии ближайшими конкурентами и ближайшими друзьями. Играет в ней до сих пор.
* '''Алик Грановский''' — басист (1985—1986), один из основателей группы. Позднее основал группу «Мастер», которые стали для «Арии» ближайшими конкурентами и ближайшими друзьями. Играет в ней до сих пор.
* '''Александр Львов''' (1985), '''Игорь Молчанов''' (1986), '''Максим Удалов''' (ныне действующий с 2002, впервые в группе играл в 1987—1988 годах), '''Александр Манякин''' (1988—2002, ныне барабанит у Кипелова) — ударники.
* '''Александр Львов''' (1985), '''Игорь Молчанов''' (1986), '''Максим Удалов''' (ныне действующий с 2002, впервые в группе играл в 1987—1988 годах), '''Александр Манякин''' (1988—2002, ныне барабанит у Кипелова) — ударники.
* '''Кирилл Покровский''' — клавишник (1985—1986). Во время первого раскола ушёл в «Мастер», во время развала СССР переехал в… [[Бельгия|Бельгию]], где прославился саундтреками к играм серии [[Divinity]]. На отличной [[Divinity: Original Sin|Original Sin]] [[точку ставит смерть|внезапно закончился]].
* '''Кирилл Покровский''' — клавишник (1985—1986). Во время первого раскола ушёл в «Мастер», во время развала СССР переехал в… [[Бельгия|Бельгию]], где прославился саундтреками к играм серии [[Divinity]]. На отличной [[Divinity: Original Sin|Original Sin]] [[точку ставит смерть|внезапно закончился]].
* '''Алексей Булкин''' — играл в группе один тур в 1990 году, когда Дубинин вместе с Мавриным пытался почём зря играть в той же самой «Lion Heart».
* '''Алексей Булкин''' — играл в группе один тур в 1990 году, когда Дубинин вместе с Мавриным пытался почём зря играть в той же самой «Lion Heart».


=== Поэты ===
=== Либреттисты ===
* '''Маргарита Пушкина''' — основной автор текстов «Арии», а заодно групп «Кипелов», «Маврин», [[Catharsis]] и собственного проекта Margenta. Любит писать про мистику, язычество и тому подобное, а также про всё пафосное и возвышенное.
* '''Маргарита Пушкина''' — основная либреттистка «Арии», а заодно групп «Кипелов», «Маврин», [[Catharsis]] и собственного проекта Margenta. Любит писать про мистику, язычество и тому подобное, а также про всё пафосное и возвышенное.
* '''Александр Елин''' — основной автор на первых альбомах, потом возвращался периодически. Любит писать про социальные темы и войну. В свободное время продюсирует другие группы и пописывает тексты для попсы.
* '''Александр Елин''' — основной либреттист на первых альбомах, потом возвращался периодически. Любит писать про социальные темы и войну. В свободное время продюсирует другие группы и пописывает тексты для попсы.
* '''Игорь Лобанов (да-да, тот самый «Кэш» из группы «[[СЛОТ]]»), Нина Кокорева, Владислав Тарасов''' — ну, они тоже писали.
* '''Игорь Лобанов (да-да, тот самый «Кэш» из группы «[[СЛОТ]]»), Нина Кокорева, Владислав Тарасов''' — ну, они тоже писали.


== Альбомы ==
== Альбомы ==
{{YouTube|KARx4QtjZFA|Альбом "Герой асфальта" полностью.}}
{{YouTube|KARx4QtjZFA|Альбом «Герой асфальта» полностью.}}


=== С Кипеловым ===
=== С Кипеловым ===


* 1985 — '''Мания Величия'''. Первый, довольно наивный альбом с космомольскими текстами Елина про то, что война — это плохо. Тем не менее, подарил хит «Тореро».
* 1985 — '''«[[Ария (группа)/Мания Величия|Мания Величия]]»'''. Первый, довольно наивный альбом с космомольскими текстами Елина про то, что война — это плохо. Тем не менее, подарил хит «Тореро».
* 1986 — '''С кем ты?''' Альбом имени Большакова, который писал музыку с сильным закосом под Judas Priest. Подарил вечную «закрывашку» концертов «Воля и разум».
* 1986 — '''«[[Ария (группа)/С кем ты?|С кем ты?]]»''' Альбом имени Большакова, который писал музыку с сильным закосом под Judas Priest. Подарил вечную «закрывашку» концертов «Воля и разум».
* 1987 — '''Герой асфальта'''. Первый в «золотом» составе с Мавриным, почти каждая песня стала хитом. Начиная с этого альбома почти все тексты пишет Маргарита Пушкина.
* 1987 — '''«[[Ария (группа)/Герой асфальта|Герой асфальта]]»'''. Первый в «золотом» составе с Мавриным, почти каждая песня стала хитом. Начиная с этого альбома почти все тексты пишет Маргарита Пушкина.
* 1989 — '''Игра с огнём''' — один из самых техничных альбомов, на котором группа была, пожалуй, в наилучшей форме. Однако именно в этот период «арийцы» начали откровенно подражать Iron Maiden, за что их до сих пор поругивают.
* 1989 — '''«[[Ария (группа)/Игра с огнём|Игра с огнём]]»''' — один из самых техничных альбомов, на котором группа была, пожалуй, в наилучшей форме. Однако именно в этот период «арийцы» начали откровенно подражать Iron Maiden, за что их до сих пор поругивают.
* 1991 — '''Кровь за кровь'''. Мистический альбом, с которого начались тексты про чертовщину, зомби, смерть и так далее.
* 1991 — '''«[[Ария (группа)/Кровь за кровь|Кровь за кровь]]»'''. Мистический альбом, с которого начались тексты про чертовщину, зомби, смерть и так далее.
* 1995 — '''Ночь короче дня'''. Записан по частям в период «полураспада» — Кипелов собирался уходить уже тогда и даже на какое-то время ушёл, но был принуждён вернуться по требованию лейбла. Первый с Терентьевым, который и прописался в группе потому, что «с ходу» ухитрился мастерски вписать в материал все оставленные Маврину куски для соло и партии второй гитары.
* 1995 — '''«[[Ария (группа)/Ночь короче дня|Ночь короче дня]]»'''. Записан по частям в период «полураспада» — Кипелов собирался уходить уже тогда и даже на какое-то время ушёл, но был принуждён вернуться по требованию лейбла. Первый с Терентьевым, который и прописался в группе потому, что «с ходу» ухитрился мастерски вписать в материал все оставленные Маврину куски для соло и партии второй гитары.
* 1998 — '''Генератор зла'''. Первый с Терентьевым как композитором. Музыка стала намного меньше напоминать Iron Maiden и уже складываться во что-то своё.
* 1998 — '''«[[Ария (группа)/Генератор зла|Генератор зла]]»'''. Первый с Терентьевым как композитором. Музыка стала намного меньше напоминать Iron Maiden и уже складываться во что-то своё.
* 2001 — '''Химера'''. Последний с Кипеловым. На время вернулся текстовик Елин и поддал социалки.
* 2001 — '''«[[Ария (группа)/Химера|Химера]]»'''. Последний с Кипеловым. На время вернулся текстовик Елин и поддал социалки.


=== С Беркутом ===
=== С Беркутом ===


* 2003 — '''Крещение огнем'''. Альбом практически отошел от лирики в сторону военно-исторической и околоисторической тематики. Подарил всем такую мегахитяру как «Колизей».
* 2003 — '''«[[Ария (группа)/Крещение огнём|Крещение огнём]]»'''. Альбом практически отошел от лирики в сторону военно-исторической и околоисторической тематики. Подарил всем такую мегахитяру как «Колизей».
* 2006 — '''Армагеддон'''. Самый концептуальный альбом после «Кровь за кровь». Практически каждая песня посвящена войне. Даже баллада «Свет былой любви» повествует об умирающем солдате. Имеется огромная песня про короля Артура.
* 2006 — '''«[[Ария (группа)/Армагеддон|Армагеддон]]»'''. Самый концептуальный альбом после «Кровь за кровь». Практически каждая песня посвящена войне. Даже баллада «Свет былой любви» повествует об умирающем солдате. Имеется огромная песня про короля Артура.


=== С Житняковым ===
=== С Житняковым ===


* 2011 — '''Феникс'''. Готовился ещё с Беркутом, но в процессе того все-таки уволили, а Житнякова объявили новым вокалистом примерно за месяц до релиза.
* 2011 — '''«[[Ария (группа)/Феникс|Феникс]]»'''. Готовился ещё с Беркутом, но в процессе того все-таки уволили, а Житнякова объявили новым вокалистом примерно за месяц до релиза.
* 2014 — '''Через все времена'''. Снова вернулся писать тексты Елин, который теперь с Холстининым не работает, зато сработался с Поповым.
* 2014 — '''«[[Ария (группа)/Через все времена|Через все времена]]»'''. Снова вернулся писать тексты Елин, который теперь с Холстининым не работает, зато сработался с Поповым.
* 2018 — '''Проклятье морей'''. Примечателен заглавной песней — самой длинной в истории группы.
* 2018 — '''«[[Ария (группа)/Проклятье морей|Проклятье морей]]»'''. Примечателен заглавной песней — самой длинной в истории группы.
* 2020 — '''Крещение огнём''' и '''Армагеддон'''. [[Конъюнктурный пересмотр]] альбомов с Беркутом — с вокалом Житнякова и без песни Артура «Твой день».
* 2020 — '''«Крещение огнём»''' и '''«Армагеддон»'''. [[Конъюнктурный пересмотр]] альбомов с Беркутом — с вокалом Житнякова и без песни Артура «Твой день».


=== Прочее примыкающее ===
=== Прочее примыкающее ===
* 1997 — '''АвАрия''' — альбом ремейков песен группы с Дубининым на вокале, Холстининым на гитаре и Манякиным на барабанах. Содержит также пару не изданных больше нигде песен «Ужас и страх» и «Такая вот печаль».
* 1997 — '''«АвАрия»''' — альбом ремейков песен группы с Дубининым на вокале, Холстининым на гитаре и Манякиным на барабанах. Содержит также пару не изданных больше нигде песен «Ужас и страх» и «Такая вот печаль».
* 1997 — '''Смутное время''' — сольный (точнее, «дуэтный») альбом Кипелова и Маврина, да ещё при участии Грановского. Именно тут появился [[Чудо одного трека|задолбавший всех супер-хит]] «Я свободен», за который Кипелова знают даже те, кто больше у него ничего не слышал. Да и прочие песни составили основу начального репертуара сольной карьеры Кипелова, так что можно считать этот диск «нулевым» альбомом группы «Кипелов».
* 1997 — '''«Смутное время»''' — сольный (точнее, «дуэтный») альбом Кипелова и Маврина, да ещё при участии Грановского. Именно тут появился [[Чудо одного трека|задолбавший всех супер-хит]] «Я свободен», за который Кипелова знают даже те, кто больше у него ничего не слышал. Да и прочие песни составили основу начального репертуара сольной карьеры Кипелова, так что можно считать этот диск «нулевым» альбомом группы «Кипелов».


== Что встречается в песнях ==
== Что встречается в песнях ==
Строка 83: Строка 83:
* [[Атеист-диссидент]] — лирический герой песни «Рабство иллюзий». ''«Я буду свободным, но трижды чужим для пустых и холодных Небес…»''
* [[Атеист-диссидент]] — лирический герой песни «Рабство иллюзий». ''«Я буду свободным, но трижды чужим для пустых и холодных Небес…»''
** Ну и «Ночь короче дня», разумеется.
** Ну и «Ночь короче дня», разумеется.
* [[Апокалиптический маньяк]] — лирический герой «На службе силы зла».
* [[Апокалиптический маньяк]] — лирический адресат «На службе силы зла».
* [[Безыдейные террористы]] — ''«Но цель твоя — химера!»''
* [[Безыдейные террористы]] — ''«Но цель твоя — химера!»''
** Необязательно, по крайней мере автор правки воспринял это скорее как историю о промывке мозгов.
** Необязательно, по крайней мере автор правки воспринял это скорее как историю о промывке мозгов.
Строка 94: Строка 94:
* [[Война — это кошмар]] — «[[Дезертир]]», «Бой продолжается», «Дух войны», «Последний закат», «Поле битвы», вообще, любят они эту тему, ибо тру-хевметалхэды по умолчанию за антимилитаризм.
* [[Война — это кошмар]] — «[[Дезертир]]», «Бой продолжается», «Дух войны», «Последний закат», «Поле битвы», вообще, любят они эту тему, ибо тру-хевметалхэды по умолчанию за антимилитаризм.
* [[Выдумка не врёт]] и [[О ужас!]] — «Игра с огнём»: Паганини действительно исполнял волю Дьявола?
* [[Выдумка не врёт]] и [[О ужас!]] — «Игра с огнём»: Паганини действительно исполнял волю Дьявола?
** [[С прикрученным фитильком]] — {{spoiler|Паганини был против этого и считал, что сам так круто играет и его подставили}}.
** [[С прикрученным фитильком]] — {{spoiler|Паганини был против этого и считал, что сам так круто играет и его оговаривали}}.
* [[Говорящее имя|Говорящее]]/[[Диссонирующее имя|диссонирующее название]] — [[зигзаг]]: название «Ария», по словам Холстинина, было нарочно диссонирующим — мы лихие металлисты, играем молодую бунтарскую музыку, а арии — это у стариков в академическом театре. Но получилось наоборот: мощные, почти «оперные» голоса вокалистов, помпезная музыка, [[Тяжёлый мифрил|театральные тексты]], костюмы и декорации на концертах — да им это название отлично подходит!
* [[Говорящее имя|Говорящее]]/[[Диссонирующее имя|диссонирующее название]] — [[зигзаг]]: название «Ария», по словам Холстинина, было нарочно диссонирующим — мы лихие металлисты, играем молодую бунтарскую музыку, а арии — это у стариков в академическом театре. Но получилось наоборот: мощные, почти «оперные» голоса вокалистов, помпезная музыка, [[Тяжёлый мифрил|театральные тексты]], костюмы и декорации на концертах — да им это название отлично подходит!
* [[Дезертир]] — [[Именно то, что написано на упаковке|одноименная песня]].
* [[Дезертир]] — [[Именно то, что написано на упаковке|одноименная песня]].
* [[Гулаги и рабы]] — «Что вы сделали с вашей мечтой?», косвенно «Раб страха»
* [[Гулаги и рабы]] — «Что вы сделали с вашей мечтой?», косвенно «Раб страха».
** Сами авторы любые аллюзии с вождем народов из первой песни упорно отрицают.
** Сами авторы любые аллюзии с вождем народов из первой песни упорно отрицают.
* [[Затмить адаптацией]] — «Беспечный ангел». Голландский оригинал не забыт в основном благодаря этому [[Кавер-версия|каверу]]. Также «Свобода», перепевка подзабытой группы White Lion
* [[Затмить адаптацией]] — «Беспечный ангел». Голландский оригинал не забыт в основном благодаря этому [[Кавер-версия|каверу]]. Также «Свобода», перепевка подзабытой группы White Lion.
* [[Зловещий музыкант]] пополам с [[Божественный музыкант|божественным]] — «Игра с огнём».
* [[Зловещий музыкант]] пополам с [[Божественный музыкант|божественным]] — «Игра с огнём».
* [[Зомби]] — одноименная песня.
* [[Зомби]] — одноименная песня.
** Хотя зомби здесь «не такой». Это не тупой мертвец, порабощенный некромантом, а вполне разумный покойник, мстящий своему убийце. Таких в английском называют «[[Ревенант]]ами».
** Хотя зомби здесь «не такой». Это не тупой мертвец, порабощенный некромантом, а вполне разумный покойник, мстящий своему убийце. Таких в английском называют «[[Ревенант]]ами».
* [[Злодейская песня]] — «Антихрист». Кипелов в последние годы просто вычеркнул её из программы на всех концертах — [[публика — дура|публика]] воспринимала её как [[песня про меня|песню про меня]]" и подпевала [[болеть за империю|с полным согласием и восторгом]], отчего верующего православного исполнителя корёжило.
* [[Злодейская песня]] — «Антихрист». Кипелов в последние годы просто вычеркнул её из программы на всех концертах — [[публика — дура|публика]] воспринимала её как «[[песня про меня|песню про меня]]» и подпевала [[болеть за Империю|с полным согласием и восторгом]], отчего верующего православного исполнителя корёжило.
** [[Злодейская серенада]] — «Зверь», песня об оборотне, влюбившемся в девушку и преследующем её. От лица оборотня.
** [[Злодейская серенада]] — «Зверь», песня об оборотне, влюбившемся в девушку и преследующем её. От лица оборотня.
* [[Злодей-протагонист]] — лирический герой «На службе силы зла». [[Апокалиптический маньяк]], [[самоуверенный мерзавчик]] и [[полное чудовище]] с [[Педаль в пол|педалью в пол]].
* [[Злодей-протагонист]] — лирический адресат «На службе силы зла». [[Апокалиптический маньяк]], [[самоуверенный мерзавчик]] и [[полное чудовище]] с [[Педаль в пол|педалью в пол]].
** «[[Палач]]» — аналогично. Изначально [[злодей по должности]], потом казнил [[мессия|мессию]] и окончательно поехал, вообразив Спасителем себя.
** «[[Палач]]» — аналогично. Изначально [[злодей по должности]], потом казнил [[мессия|мессию]] и окончательно поехал, вообразив Спасителем себя.
* [[Камикадзе]] — «Страж империи», «Химера».
* [[Камикадзе]] — «Страж империи», «Химера».
Строка 113: Строка 113:
*** Следующая за ним фраза одно время вызывала чуть ли не больше споров. Что там застила на мгновенье ночь? Ворота дня? Бобра на днях?? Варана, ня??? Нет, на самом деле там «застыла на мгновенье ночь ''на ранах дня''».
*** Следующая за ним фраза одно время вызывала чуть ли не больше споров. Что там застила на мгновенье ночь? Ворота дня? Бобра на днях?? Варана, ня??? Нет, на самом деле там «застыла на мгновенье ночь ''на ранах дня''».
** «Он будет погребён {{перевод|''небритым во гробу''|в нефритовом гробу}}» (померещилось самим музыкантам в песне «Обман»).
** «Он будет погребён {{перевод|''небритым во гробу''|в нефритовом гробу}}» (померещилось самим музыкантам в песне «Обман»).
** «Здесь по праздникам ходят смотреть, / Как {{перевод|''в вагоне е██тся''|в агонии бьётся}} человек» («Колизей»).
** «Здесь по праздникам ходят [[подглядывать за голыми|смотреть]], / Как {{перевод|''в вагоне е██тся''|в агонии бьётся}} человек» («Колизей»).
** «Под ногами белый снег {{перевод|''и кафель''|предатель}}» («Дезертир»).
** «Под ногами белый снег {{перевод|''и кафель''|предатель}}» («Дезертир»).
** «Я жил, как последний кот» («Тень зверя», жил он, «<s>как почти никто</s> как во сне, легко» — недослышки прокрадываются и сюда); «радистки поделят тень» (там же, это «крадусь в темноте, как тень»).
** «Я жил, ''как последний кот''» («Тень зверя», жил он, «<s>как почти никто</s> как во сне, легко» — недослышки прокрадываются и сюда); «радистки поделят тень» (там же, это «крадусь в темноте, как тень»).
** «Путь тяжёл, но цель [[сочиняет слова|негасна]], как огонь костра». На самом деле всего лишь «прекрасна».
** «Путь тяжёл, но цель ''[[сочиняет слова|негасна]]'', как огонь костра». На самом деле всего лишь «прекрасна».
** «{{перевод|Новый диван|Но выйти вон}} и сам не прочь» («Грязь»).
** «{{перевод|''Новый диван''|Но выйти вон}} и сам не прочь» («Грязь»).
** «Забудь о всех, кто говорит, / Что [[Rozen Maiden|куклы]] — разврат и паденье» («Искушенье», там не куклы, а «путь твой»). Там же слышится «из белых вод горит» вместо «и [[Библия|спелый плод]] горит».
** «Забудь о всех, кто говорит, / Что ''[[Rozen Maiden|куклы]]'' — разврат и паденье» («Искушенье», там не куклы, а «путь твой»). Там же слышится «из белых вод горит» вместо «и [[Библия|спелый плод]] горит».
** «Молча мы рубим в [[DotA|дотку]], каждый — рак» («Бой продолжается», «Молча беру винтовку, каждый — враг»)
** «Молча ''мы рубим в [[DotA|дотку]], каждый — рак''» («Бой продолжается», «Молча беру винтовку, каждый — враг»)
** «Ты — [[Shovel Knight|воин с лопатой]]» («Химера», воин на самом деле «свободы»)
** «Ты — [[Shovel Knight|воин ''с лопатой'']]» («Химера», воин на самом деле «свободы»)
*** Отсюда же «сквозь {{перевод|гондоны|кордоны}}, сквозь огонь»
*** Отсюда же «сквозь {{перевод|''гондоны''|кордоны}}, сквозь огонь»
** «Бесконечна пытка тишиной, {{перевод|и жена|тишина}} смеется над тобой» («Пытка тишиной»). Там же и «Я [[Чай|выпью чаю]], в комнатах свет» (герой не пьёт чай, а выключает свет в комнатах).
** «Бесконечна пытка тишиной, {{перевод|''и жена''|тишина}} смеется над тобой» («Пытка тишиной»). Там же и «Я [[Чай|выпью чаю]], в комнатах свет» (герой не пьёт чай, а выключает свет в комнатах).
** «Смерть за смерть — ты должен {{перевод|бюрократов|не роптать, а}} терпеть» («Кровь за кровь»). В целом почти подходит по смыслу, если считать бюрократами Синедрион.
** «Смерть за смерть — ты должен {{перевод|''бюрократов''|не роптать, а}} терпеть» («Кровь за кровь»). В целом почти подходит по смыслу, если считать бюрократами Синедрион.
** «Я вижу лица, на них печать „[[Homestuck|Возьми ведро!]]“» («Свобода», а печать там восьми ветров).
** «Я вижу лица, на них печать „[[Homestuck|Возьми ведро!]]“» («Свобода», а печать там восьми ветров).
** «Бесы к себе зовут, {{перевод|красят/тратят|дразнят}} в зеркале день и ночь».
** «Бесы к себе зовут, {{перевод|''красят/тратят''|дразнят}} в зеркале день и ночь».
** «Справа волнами то снег, то ад — кто-то бьет из пушки наугад. Слева „[[Король и Шут|КиШ]]“, да тоже благодать — нет, умом тебя мне не понять!» («Будем жить, Мать-Россия» с сольника Кипелова и Маврина). Как вариант «Справа полностью кто слеп, кто наг» (встречается на сайтах с текстами). Умом понять действительно сложно, что справа там '''то смех, то мат''', а слева тишь да Божья благодать.
** «Справа волнами ''то снег, то ад'' — / Кто-то бьёт из пушки наугад. / Слева ''„[[Король и Шут|КиШ]]“, да тоже'' благодать — // Нет, умом тебя мне не понять!» («Будем жить, Мать-Россия» с сольника Кипелова и Маврина). Как вариант «Справа полностью кто слеп, кто наг» (встречается на сайтах с текстами). Умом понять действительно сложно, что справа там '''то смех, то мат''', а слева тишь да Божья благодать.
*** Там же — «Были [[ханы, виноградники и курорты|орды и ханы]], {{перевод|толстые|грозные}} атаманы».
*** Там же — «Были [[ханы, виноградники и курорты|орды и ханы]], {{перевод|''толстые''|грозные}} атаманы».
*** Да и святые, которые «тут и там», для кого-то босые, а для кого-то косые.
*** Да и святые, которые «тут и там», для кого-то босые, а для кого-то косые.
*** На сайтах с текстами до сих пор гуляет версия «Выпьют и закусят, все гони к искусству, на рот покажут рукой» («Все до нитки спустят, норов покажут крутой»). Что вообще не так с этой песней?
*** На сайтах с текстами до сих пор гуляет версия «Выпьют и закусят, все гони к искусству, на рот покажут рукой» («Все до нитки спустят, норов покажут крутой»). Что вообще не так с этой песней?
Строка 134: Строка 134:
** Из сольного творчества Кипелова: «В чужих объятьях искал ответ/и [[они не геи|не искал Путина зад]]» вместо «И не искал пути назад».
** Из сольного творчества Кипелова: «В чужих объятьях искал ответ/и [[они не геи|не искал Путина зад]]» вместо «И не искал пути назад».
** И, конечно, прославленные «Жестокие серые мыши» из песни Кипелова «Ещё повоюем», очень рассмешившие саму Маргариту Пушкину (на самом деле «в жестокие игры играя»). Похоже, именно к этим мышам она потом сделала сознательную отсылку в песне «Убить дракона».
** И, конечно, прославленные «Жестокие серые мыши» из песни Кипелова «Ещё повоюем», очень рассмешившие саму Маргариту Пушкину (на самом деле «в жестокие игры играя»). Похоже, именно к этим мышам она потом сделала сознательную отсылку в песне «Убить дракона».
** «{{перевод|Я на██нусь пред вами в|Мы на лету срывали}} вечность» («Король дороги»)
** «{{перевод|''Я на██нусь пред вами в''|Мы на лету срывали}} вечность» («Король дороги»)
** «На {{кресты|п██ды|}} ложатся неофиты» («Эра Люцифера». Ну да, этот персонаж только рад подобной ассоциации…)
** «На {{перевод|''п██ды''|кресты}} ложатся неофиты» («Эра Люцифера». Ну да, [[дьявол|этот персонаж]] только рад подобной ассоциации…)
** «Всадник захочет на горе [[попаболь|чёрное место потереть]]» (Всадник отслужит на горе черную мессу по тебе) — «Следуй за мной».
** «Всадник захочет на горе [[попаболь|чёрное место потереть]]» (Всадник отслужит на горе черную мессу по тебе) — «Следуй за мной».
** И многое-многое прочее.
** И многое-многое прочее.
Строка 141: Строка 141:
* [[Летучий Голландец]] — «Проклятье морей», отчасти «Штиль». Последняя — отсылка к известной истории с [[кораблекрушение]]м, выжившие в котором были вынуждены съесть товарища… [[судьба-индейка|буквально за несколько часов до того, как их спасли]].
* [[Летучий Голландец]] — «Проклятье морей», отчасти «Штиль». Последняя — отсылка к известной истории с [[кораблекрушение]]м, выжившие в котором были вынуждены съесть товарища… [[судьба-индейка|буквально за несколько часов до того, как их спасли]].
* [[На тебе!]] — «Тебе дадут знак» в отношении неофитов радикальных группировок.
* [[На тебе!]] — «Тебе дадут знак» в отношении неофитов радикальных группировок.
* [[Название-попрошайка]] — «Уходи, и не возвращайся», «Не хочешь, не верь мне», «Возьми мое сердце», «Дай руку мне», «Встань, страх преодолей», «Дай жару!», «Беги за солнцем», «Смотри!», «Следуй за мной», «Раскачаем этот мир», «Выпьем еще», а ещё — шутки ради иногда исполняющаяся на концертах «Постой, паровоз».
* [[Название-попрошайка]] — «Уходи, и не возвращайся», «Не хочешь, не верь мне», «Возьми мое сердце», «Дай руку мне», «Встань, страх преодолей», «Дай жару!», «Беги за солнцем», «Смотри!», «Следуй за мной», «Раскачаем этот мир», «Выпьем ещё», а ещё — шутки ради иногда исполняющаяся на концертах «Постой, паровоз».
* [[Наука — это круто]] пополам с [[Наука — это плохо]] — «Смотри!» показывает как мощь науки, так и последствия пренебрежения [[Осторожная наука|осторожной наукой]].
* [[Наука — это круто]] пополам с [[Наука — это плохо]] — «Смотри!» показывает как мощь науки, так и последствия пренебрежения [[Осторожная наука|осторожной наукой]].
* [[Не в ладах с историей]] — «Прощай, Норфолк», где в Дарданелльской операции турки почему-то превратились в немцев.
* [[Не в ладах с историей]] — «Прощай, Норфолк», где в Дарданелльской операции турки почему-то превратились в немцев.
Строка 158: Строка 158:
*** «История одного убийцы» вообще-то вполне арийская. И «Бегущий человек», упомянутый выше, тоже написан Кингом.
*** «История одного убийцы» вообще-то вполне арийская. И «Бегущий человек», упомянутый выше, тоже написан Кингом.
*** Ещё «Мёртвая зона». Правда, автор правки до сих пор не видит особых параллелей с текстом романа Кинга, помимо, собственно, названия.
*** Ещё «Мёртвая зона». Правда, автор правки до сих пор не видит особых параллелей с текстом романа Кинга, помимо, собственно, названия.
* [[Пацаны с раёна]] — песня «Раскачаем этот мир» написана по мотивам эпических разборок неформалов с гопниками в 1980-90-е.
* [[Пацаны с раёна]] — песня «Раскачаем этот мир» написана по мотивам эпических разборок неформалов с люберами в 1980—90-е.
* [[Первая мировая война]] — «Атака мертвецов», про оборону крепости Осовец на Восточном фронте в 1915 г. «Прощай, Норфолк!» про небезызвестное исчезновение Норфолкского полка во время операции в Дарданеллах.
* [[Первая мировая война]] — «Атака мертвецов», про оборону крепости Осовец на Восточном фронте в 1915 г. «Прощай, Норфолк!» про небезызвестное исчезновение Норфолкского полка во время операции в Дарданеллах.
* [[Перекличка]] — довольно забавная мода — цитировать в своих песнях другие свои песни: «Я и сам мечтал когда-то '''раскачать безумный этот мир'''» («Ночь в июле»), «Там, внизу '''горел асфальт / От сбитых с неба звезд'''» («Не хочешь, не верь мне»), «И, словно щепкой в океане, нами тешатся шторма, а '''ночь короче дня'''» («Замкнутый круг»).
* [[Перекличка]] — довольно забавная мода — цитировать в своих песнях другие свои песни: «Я и сам мечтал когда-то '''раскачать безумный этот мир'''» («Ночь в июле»), «Там, внизу '''горел асфальт / От сбитых с неба звезд'''» («Не хочешь, не верь мне»), «И, словно щепкой в океане, нами тешатся шторма, а '''ночь короче дня'''» («Замкнутый круг»).
** Ну, справедливости ради, песня «Не хочешь, не верь мне» является [[Сиквел|продолжением]] «Героя асфальта», ведь повествует о том же герое, {{spoiler|переживающем клиническую смерть}}. Более того, песню «Твой день» планировали как триквел, но она так совершенно не воспринимается (в фаноне более популярна версия, что третья часть — «Беспечный ангел», уж больно много перекличек в тексте).
** Ну, справедливости ради, песня «Не хочешь, не верь мне» является [[Сиквел|продолжением]] «Героя асфальта», ведь повествует о том же герое, {{spoiler|переживающем клиническую смерть}}. Более того, песню «Твой день» планировали как триквел, но она так совершенно не воспринимается (в фаноне более популярна версия, что третья часть — «Беспечный ангел», уж больно много перекличек в тексте).
*** Третья часть — это «Король дороги». Герой <s>асфальта</s> поправился и снова взялся за прежнее.
*** Третья часть — это «Король дороги». Герой <s>асфальта</s> поправился и снова взялся за прежнее.
* [[Полное чудовище]] — лирический герой «На службе силы зла», пример с [[Педаль в пол|педалью в пол]]. Развязал ядерную войну и в надежде спастись попытался продать душу дьяволу. Но дьяволу настолько противна его душа, что он отказался его забирать. В итоге, лирический герой остался у разбитого корыта в разрушенном мире.
* [[Полное чудовище]] — лирический адресат «На службе силы зла», пример с [[Педаль в пол|педалью в пол]]. Развязал ядерную войну и в надежде спастись попытался продать душу дьяволу. Но дьяволу настолько противна его душа, что он отказался его забирать. В итоге, лирический адресат остался у разбитого корыта в разрушенном мире.
* [[Последний парад]] — внезапная аверсия в «Варяге». Песня-то про тот самый крейсер, но по тексту совсем о другом! {{spoiler|Крейсер лежит на грунте и уже никогда не пойдёт в бой.}}
* [[Последний парад]] — внезапная аверсия в «Варяге». Песня-то про тот самый крейсер, но по тексту совсем о другом! {{spoiler|Крейсер лежит на грунте и уже никогда не пойдёт в бой.}}
* [[Поступь рока]] — «Волонтёр», «Тебе дадут знак». Хорошо сочетается с текстами песен.
* [[Поступь рока]] — «Волонтёр», «Тебе дадут знак». Хорошо сочетается с текстами песен.
Строка 171: Строка 171:
* [[Ревность]] — «Улица роз».
* [[Ревность]] — «Улица роз».
* [[Родился не в ту эпоху]] — так думает герой песни «Твой новый мир», который переиграл в видеоигры на средневековую тематику и вообразил себя бравым воином. Набравшись этой романтики, отправился на настоящую войну. И выяснилось, что [[Получилась реальность|не такой уж он крутой]].
* [[Родился не в ту эпоху]] — так думает герой песни «Твой новый мир», который переиграл в видеоигры на средневековую тематику и вообразил себя бравым воином. Набравшись этой романтики, отправился на настоящую войну. И выяснилось, что [[Получилась реальность|не такой уж он крутой]].
* [[Самоуверенный мерзавчик]] — лирический герой «На службе силы зла». Доигрался до конца света, но [[Уволен из гестапо за жестокость|даже продать душу дьяволу не смог]].
* [[Самоуверенный мерзавчик]] — лирический адресат «На службе силы зла». Доигрался до конца света, но [[Уволен из гестапо за жестокость|даже продать душу дьяволу не смог]] («— Кому она нужна?! Ха-ха-ха-ха!..»).
* [[Слезогонка]] — все баллады.
* [[Слезогонка]] — все баллады.
* [[Смищной аксэнт]] — песню «Штиль» исполняли на русском Удо Диркшнайдер и вокалист [[Rammstein]] Тиль Линдеманн.
* [[Смищной аксэнт]] — песню «Штиль» исполняли на русском Удо Диркшнайдер и вокалист [[Rammstein]] Тиль Линдеманн.
Строка 181: Строка 181:
** Ну и «Последний закат» из «Армагеддона».
** Ну и «Последний закат» из «Армагеддона».
** А альбом «Герой Асфальта» с песни об этом («На службе силы зла») и вовсе начинается!
** А альбом «Герой Асфальта» с песни об этом («На службе силы зла») и вовсе начинается!
* [[Что за фигня, герой?]] — «Антихрист». Лирический герой обвиняет Христа в гибели вифлеемских младенцев: «Ты крещен был кровью, не речной водою, в первый год судьбы земной. Царь терзал младенцев, и взрывалось сердце, слыша скорбный женский вой… По пескам кровавым начал путь свой к славе ты, Христос — велик твой трон!»
* [[Что за фигня, герой?]] — «Антихрист». Лирический антигерой обвиняет Христа в гибели вифлеемских младенцев:
* [[Шлюха с золотым сердцем]] — аверсия: никаких золотых сердец у секс-работниц из песни «Грязь» нет, антигерою просто нравится, что они молча делают свое дело. А если вспомнить, КТО сравнивается в клипе с клиентом и работницей борделя, получается и вовсе деконструкция.
{{Q|pre=1|
Ты крещён был кровью,
Не речной водою,
В первый год судьбы земной.
Царь терзал младенцев,
И взрывалось сердце,
Слыша скорбный женский вой…
По пескам кровавым
Начал путь свой к славе ты,
Христос — велик твой трон!}}
* [[Шлюха с золотым сердцем]] — аверсия: никаких золотых сердец у проституток из песни «Грязь» нет, антигерою просто нравится, что они молча делают своё дело. А если вспомнить, ''кто'' сравнивается в клипе с клиентом и работницей борделя, получается и вовсе деконструкция.
* [[Эффект «Реквиема по мечте»]] — путая разные проекты Кипелова, группу «Кипелов» обзывают «Арией». И наоборот — нередко можно услышать, как Кипелову как автору приписывают песни, которые он дай бог если исполнял.
* [[Эффект «Реквиема по мечте»]] — путая разные проекты Кипелова, группу «Кипелов» обзывают «Арией». И наоборот — нередко можно услышать, как Кипелову как автору приписывают песни, которые он дай бог если исполнял.
* [[Язычник]] — им посвящена заглавная песня альбома «Крещение огнём» с Беркутом, песня «Патриот», открывающая эта альбом тоже отсылается к этой теме. Потом она развивается в «Мессии» из «Армагеддона».
* [[Язычник]] — им посвящена заглавная песня альбома «Крещение огнём» с Беркутом, песня «Патриот», открывающая эта альбом тоже отсылается к этой теме. Потом она развивается в «Мессии» из «Армагеддона».
Строка 189: Строка 199:


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* «Дневной Дозор» Сергея Лукьяненко: «Я свободен», «Смутное Время» и «Путь наверх» Кипелова не только прослушаны персонажами, но и по-своему осмыслены.
* [[Сергей Лукьяненко]], «Дневной Дозор» — «Я свободен», «Смутное Время» и «Путь наверх» Кипелова не только прослушаны персонажами, но и по-своему осмыслены.
* «Лик Чёрной Пальмиры» Владимира Васильева (тоже из сеттинга Дозоров): тут фигурирует песня «Вампир». Костя Саушкин слушает ее постоянно. И не надоедает.
* «Лик Чёрной Пальмиры» Владимира Васильева (тоже из сеттинга Дозоров): тут фигурирует песня «Вампир». Костя Саушкин слушает ее постоянно. И не надоедает.
* [[Метавселенная Рудазова]] «Машина Смерти» — любимый хит Олега Бритвы, а прогуливаясь пешком, он напевает «Смутное время».
* [[Метавселенная Рудазова]] — «Машина Смерти» — любимый хит [[Яцхен (серия книг)|Олега Бритвы]], а прогуливаясь пешком, он напевает «Смутное время».
* В [[фанфик]]ах по [[ПЛиО]], где действие происходит в (псевдо)России, шутят про то, что Арья слушает Арию. Аналогично и с [[Mass Effect|Масс-Эффектом]].
** Образ [[пустой доспех|Астрамария]] [[гад из прошлого|Целебора]] [[тиран в консервной банке|Краша]] не без шансов коренится в песне «Палач».
* Серия книг про попаданца «Совсем не герой» — Ария является любимой группой протагониста, при каждом случае, когда представляется возможность спеть (в коллективе или кому-то лично) он исполняет хотя бы одну песню. Группа, похоже, любима и автором, так как в другом его цикле «Везунчик» Ник любит Арию не меньше Алекса из «Не героя».
* В [[фанфик]]ах по [[ПЛиО]], где действие происходит в (псевдо)России, шутят про то, что Арья слушает «Арию». Аналогично и с [[Mass Effect|Масс-Эффектом]].
* Серия книг про попаданца «Совсем не герой» — «Ария» является любимой группой протагониста, при каждом случае, когда представляется возможность спеть (в коллективе или кому-то лично) он исполняет хотя бы одну песню. Группа, похоже, любима и автором, так как в другом его цикле «Везунчик» Ник любит «Арию» не меньше Алекса из «Не героя».


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «[[Фильмы Рязанова|Дорогая Елена Сергеевна]]». Школьники разносят квартиру учительницы под эпичное «Эй, тореро!»
* «[[Фильмы Рязанова|Дорогая Елена Сергеевна]]». Школьники разносят квартиру учительницы под эпичную «Тореро».
* «Географ глобус пропил». В фильме дважды звучит кипеловское «Я свободен».
* «Географ глобус пропил». В фильме дважды звучит кипеловское «Я свободен».



Текущая версия на 12:19, 31 мая 2024

Первый видеоклип на песню «Позади Америка»

«Ария» — самая известная в той и этой стране хэви-метал-группа. Любимая группа юных «говнарей» 1990-х (даже 1980-х!) и начала 2000-х. Ныне многие повзрослевшие металлисты относятся к ней с ностальгическими чувствами. Играет группа старый добрый ржавый хэви-метал в стиле британских групп 1980-х (в частности, Iron Maiden, в эпигонстве которых «Арию» постоянно обвиняют). Свою историю отсчитывает с дня выпуска первого альбома «Мания величия» — 31 октября 1985.

Предмет противоположных оценок — кто-то их обожает, кто-то смотрит свысока, а кто-то признаёт только старую «Арию» с Кипеловым. Но в среднем для большинства старых металлюг «Ария» — вторичная в плане музыки, но талантливая в плане исполнения группа, с которой все когда-то начинали. Главная заслуга «арийцев» — они познакомили «пионеров» с хэви-металом, да ещё в его лучших проявлениях, подражая именно классикам жанра и кое-что добавив от себя.

Творчество группы занимает почетное второе место после В. С. Высоцкого по частоте исполнения в книгах про попаданцев. Особенно часто почему-то достаётся песне «Антихрист». При этом персонажи, даже незнакомые с аналогами христианства, обычно сразу понимают, о чём речь, и начинают нервничать по этому поводу.

О чём поют?[править]

  • О войне и воинах.
  • О конце света всех видов.
  • О всякой чертовщине и чернухе.
  • Философские баллады.
  • Ну и типичная для многих метал-групп дорожно-байкерская тема присутствует.

В общем обо всём о том же, о чём пела практически любая другая хэви-метал группа 80-х. Но при этом тексты «арийцам» пишут профессиональные поэты, за счёт чего зачастую получается более складно — есть у них и песни-рассказы с сюжетами, и отсылки к классике, и пересказы этой классики в виде песен. Лучшие вещи Маргариты Пушкиной даже можно читать просто как стихи (в худших, правда, проскакивает бафос).

Личности[править]

Ядро группы[править]

  • Владимир Холстинин — гитарист. Основатель группы, придумавший ей название, и автор почти половины песен. Единственный бессменный участник группы с самого её основания. На контрасте с Дубининым — суровый, серьёзный, атеист и любитель Ницше.
  • Виталий Дубинин — басист и бэк-вокалист. Институтский друг Холстинина, в «Арии» с 1987 года. До того успел даже записать несколько сольных вещей (из которых особенно известна «Лень») и в целом небезуспешно пробовал себя в поп-музыке в качестве певца и композитора. Во многом именно его приход сделал «Арию» сверхпопулярной — за счёт композиторского таланта. Автор второй почти половины песен. Иногда встаёт к микрофону и как основной певец (например, в песнях «Пытка тишиной» и «Поле битвы»). А ещё главный приколист группы, который любит валять дурака, корчить смешные рожи и троллить журналистов в интервью. В 2022 году планирует выпустить ещё один сольный альбом в составе супергруппы (Михаил Бугаев и Сергей Маврин на гитарах, он сам на басу и у микрофона и Закк Хемма на барабанах)

Вокалисты[править]

  • Валерий Кипелов — самый олдскульный и самый эпичный вокалист, он пел на самых классических альбомах группы. Фактически сооснователь группы, но песен писал мало. Первый раз ушёл из группы в 1994 году вместе с Мавриным, но вскоре вернулся и записал с «Арией» ещё три альбома. Окончательно ушёл в 2002 году, после чего собрал группу имени себя.
  • Артур Беркут — вокалист в 2002—2011 годах, чей приход на место Кипелова расколол поклонников эпичнее всего. Многие его до самой отставки откровенно не принимали. Ещё до «Арии» был известным певцом с богатой биографией — в 80-е был вокалистом культовых прогрессивщиков «Автограф», в 90-е — активным сольным артистом. С уходом из «Арии» подался вновь на сольные хлеба.
  • Михаил Житняков — нынешний вокалист, сманен в «Арию» из группы «Гран-КуражЪ». Куда больше похож по манере исполнения на Кипелова, чем Беркут, но и значительно моложе.
  • Алексей Булгаков (вокалист «Легиона») и Андрей Храмов (вокалист «Артерии» и «Землян») — недолгое время репетировали с группой в смутные времена 1995 и 2002 годов соответственно. В первом случае лейбл заставил вернуться Кипелова, во втором выбрали в итоге Беркута.

Гитаристы[править]

  • Андрей Большаков — самый кратковременный и самый бурный (конец 1985 — самое начало 1987). Пронёсся через группу как метеор: был взят просто на подхват Холстинину, но начал писать больше всех песен, пытался копировать Judas Priest. Потом увлёкся трэш-металлом, поссорился с продюсером и увёл за собой почти всю группу. Только права на название им не достались, и так появилась группа «Мастер». Потом увлёкся религией и ушёл из музыки вообще, появляется только на юбилеях. Один из двух не Сергеев в этом списке.
  • Сергей Маврин, он же Рыжий, он же Маврик (1987—1994). Считается главным виртуозом гитары в русском металле. Друг Кипелова, ушёл из группы вместе с ним, но Кипелов потом вернулся, а Маврика не взяли. Некоторое время был на вольных хлебах, записал вместе с Кипеловым альбом «Смутное время», а также сотрудничал с Дмитрием Маликовым. С конца 90-х играет в собственной группе с уклоном в прогрессивный металл.
  • Сергей Терентьев (1994—2002). Бизнесмен, рослый дядька с огромными кудрями, по стилю близок к Холсту. Ушёл было вместе с Кипеловым, но и от него скоро ушёл и основал свою группу «Артерия». На несколько лет попадал в тюрьму как виновник ДТП, но вышел досрочно.
  • Сергей Попов — бывший гитарист «Мастера» (с 2002). Любит потяжелее. Один из основных композиторов поздней «Арии».
  • Дмитрий Горбатиков — играл в группе один тур в 1990 году, когда Маврин ненадолго и неудачно уехал в Германию играть в группе «Lion Heart».

Прочие участники[править]

  • Алик Грановский — басист (1985—1986), один из основателей группы. Позднее основал группу «Мастер», которые стали для «Арии» ближайшими конкурентами и ближайшими друзьями. Играет в ней до сих пор.
  • Александр Львов (1985), Игорь Молчанов (1986), Максим Удалов (ныне действующий с 2002, впервые в группе играл в 1987—1988 годах), Александр Манякин (1988—2002, ныне барабанит у Кипелова) — ударники.
  • Кирилл Покровский — клавишник (1985—1986). Во время первого раскола ушёл в «Мастер», во время развала СССР переехал в… Бельгию, где прославился саундтреками к играм серии Divinity. На отличной Original Sin внезапно закончился.
  • Алексей Булкин — играл в группе один тур в 1990 году, когда Дубинин вместе с Мавриным пытался почём зря играть в той же самой «Lion Heart».

Либреттисты[править]

  • Маргарита Пушкина — основная либреттистка «Арии», а заодно групп «Кипелов», «Маврин», Catharsis и собственного проекта Margenta. Любит писать про мистику, язычество и тому подобное, а также про всё пафосное и возвышенное.
  • Александр Елин — основной либреттист на первых альбомах, потом возвращался периодически. Любит писать про социальные темы и войну. В свободное время продюсирует другие группы и пописывает тексты для попсы.
  • Игорь Лобанов (да-да, тот самый «Кэш» из группы «СЛОТ»), Нина Кокорева, Владислав Тарасов — ну, они тоже писали.

Альбомы[править]

Альбом «Герой асфальта» полностью.

С Кипеловым[править]

  • 1985 — «Мания Величия». Первый, довольно наивный альбом с космомольскими текстами Елина про то, что война — это плохо. Тем не менее, подарил хит «Тореро».
  • 1986 — «С кем ты?» Альбом имени Большакова, который писал музыку с сильным закосом под Judas Priest. Подарил вечную «закрывашку» концертов «Воля и разум».
  • 1987 — «Герой асфальта». Первый в «золотом» составе с Мавриным, почти каждая песня стала хитом. Начиная с этого альбома почти все тексты пишет Маргарита Пушкина.
  • 1989 — «Игра с огнём» — один из самых техничных альбомов, на котором группа была, пожалуй, в наилучшей форме. Однако именно в этот период «арийцы» начали откровенно подражать Iron Maiden, за что их до сих пор поругивают.
  • 1991 — «Кровь за кровь». Мистический альбом, с которого начались тексты про чертовщину, зомби, смерть и так далее.
  • 1995 — «Ночь короче дня». Записан по частям в период «полураспада» — Кипелов собирался уходить уже тогда и даже на какое-то время ушёл, но был принуждён вернуться по требованию лейбла. Первый с Терентьевым, который и прописался в группе потому, что «с ходу» ухитрился мастерски вписать в материал все оставленные Маврину куски для соло и партии второй гитары.
  • 1998 — «Генератор зла». Первый с Терентьевым как композитором. Музыка стала намного меньше напоминать Iron Maiden и уже складываться во что-то своё.
  • 2001 — «Химера». Последний с Кипеловым. На время вернулся текстовик Елин и поддал социалки.

С Беркутом[править]

  • 2003 — «Крещение огнём». Альбом практически отошел от лирики в сторону военно-исторической и околоисторической тематики. Подарил всем такую мегахитяру как «Колизей».
  • 2006 — «Армагеддон». Самый концептуальный альбом после «Кровь за кровь». Практически каждая песня посвящена войне. Даже баллада «Свет былой любви» повествует об умирающем солдате. Имеется огромная песня про короля Артура.

С Житняковым[править]

  • 2011 — «Феникс». Готовился ещё с Беркутом, но в процессе того все-таки уволили, а Житнякова объявили новым вокалистом примерно за месяц до релиза.
  • 2014 — «Через все времена». Снова вернулся писать тексты Елин, который теперь с Холстининым не работает, зато сработался с Поповым.
  • 2018 — «Проклятье морей». Примечателен заглавной песней — самой длинной в истории группы.
  • 2020 — «Крещение огнём» и «Армагеддон». Конъюнктурный пересмотр альбомов с Беркутом — с вокалом Житнякова и без песни Артура «Твой день».

Прочее примыкающее[править]

  • 1997 — «АвАрия» — альбом ремейков песен группы с Дубининым на вокале, Холстининым на гитаре и Манякиным на барабанах. Содержит также пару не изданных больше нигде песен «Ужас и страх» и «Такая вот печаль».
  • 1997 — «Смутное время» — сольный (точнее, «дуэтный») альбом Кипелова и Маврина, да ещё при участии Грановского. Именно тут появился задолбавший всех супер-хит «Я свободен», за который Кипелова знают даже те, кто больше у него ничего не слышал. Да и прочие песни составили основу начального репертуара сольной карьеры Кипелова, так что можно считать этот диск «нулевым» альбомом группы «Кипелов».

Что встречается в песнях[править]

50 песен группы на одном арте.
  • А что, пусть будет! — как-то в студии «Арии» кто-то из музыкантов сыграл классный рифф. Да вот беда — это был вылитый каприс № 24 Никколо Паганини в гитарной обработке. Однако по здравому размышлению рифф не забросили — зато решили написать песню про знаменитого скрипача. Так появилась заглавная композиция альбома «Игра с огнём».
  • Антиреклама наркотиков — «Ангельская пыль». По первому куплету может быть принята за противотроп, но если дослушать…
  • Атеист-диссидент — лирический герой песни «Рабство иллюзий». «Я буду свободным, но трижды чужим для пустых и холодных Небес…»
    • Ну и «Ночь короче дня», разумеется.
  • Апокалиптический маньяк — лирический адресат «На службе силы зла».
  • Безыдейные террористы — «Но цель твоя — химера!»
    • Необязательно, по крайней мере автор правки воспринял это скорее как историю о промывке мозгов.
      • Но вообще химерическая цель — это недостижимая цель. Ещё никто с помощью терактов и шахидмобилей не добился каких-либо позитивных изменений в социуме.
  • Библия — некоторые песни, в частности, «Антихрист» и «Свет дневной иссяк», написаны по сюжетам оттуда.
  • Борец за нравственность — главный герой композиции «Симфония огня» («Я избавлю наших детей // От опасных, ложных идей!»). Неудивительно, учитывая, что это трибьют «451° по Фаренгейту»…
  • Вампир — одноименная песня.
  • Версия для бедных и копиркин — многие небезосновательно считают «Арию» подражателями Iron Maiden и отчасти Judas Priest. Справедливости ради, «Ария» именно подражатели — то есть пишут похожие риффы, мелодии, тексты и т. п. Ни одного настоящего плагиата, то есть присвоения полностью чужой песни, которое привело бы к суду и компенсациям, за ними не было. Когда арийцы изредка исполняли чужие песни, авторство всегда указывали. В отличие, например, от Led Zeppelin (которых засудили за присвоение «народных» блюзов, имевших вполне живых авторов).
  • Военный социопат/Квислинг/я просто исполнял приказ — всё это «Волонтёр» (третий троп — прямым текстом). Речь о военном преступнике, и тем кто таким потакал, но которые получили по заслугам на суде. Прямо не сказано, но похоже, что речь о нацисте на Нюрнбергском процессе или метафорическом «божьем суде».
  • Война — это кошмар — «Дезертир», «Бой продолжается», «Дух войны», «Последний закат», «Поле битвы», вообще, любят они эту тему, ибо тру-хевметалхэды по умолчанию за антимилитаризм.
  • Выдумка не врёт и О ужас! — «Игра с огнём»: Паганини действительно исполнял волю Дьявола?
  • Говорящее/диссонирующее название — зигзаг: название «Ария», по словам Холстинина, было нарочно диссонирующим — мы лихие металлисты, играем молодую бунтарскую музыку, а арии — это у стариков в академическом театре. Но получилось наоборот: мощные, почти «оперные» голоса вокалистов, помпезная музыка, театральные тексты, костюмы и декорации на концертах — да им это название отлично подходит!
  • Дезертир — одноименная песня.
  • Гулаги и рабы — «Что вы сделали с вашей мечтой?», косвенно «Раб страха».
    • Сами авторы любые аллюзии с вождем народов из первой песни упорно отрицают.
  • Затмить адаптацией — «Беспечный ангел». Голландский оригинал не забыт в основном благодаря этому каверу. Также «Свобода», перепевка подзабытой группы White Lion.
  • Зловещий музыкант пополам с божественным — «Игра с огнём».
  • Зомби — одноименная песня.
    • Хотя зомби здесь «не такой». Это не тупой мертвец, порабощенный некромантом, а вполне разумный покойник, мстящий своему убийце. Таких в английском называют «Ревенантами».
  • Злодейская песня — «Антихрист». Кипелов в последние годы просто вычеркнул её из программы на всех концертах — публика воспринимала её как «песню про меня» и подпевала с полным согласием и восторгом, отчего верующего православного исполнителя корёжило.
    • Злодейская серенада — «Зверь», песня об оборотне, влюбившемся в девушку и преследующем её. От лица оборотня.
  • Злодей-протагонист — лирический адресат «На службе силы зла». Апокалиптический маньяк, самоуверенный мерзавчик и полное чудовище с педалью в пол.
  • Камикадзе — «Страж империи», «Химера».
  • Красавица Икуку — несколько примеров, собранных из книги «Ария: Легенда о динозавре» и соответствующих обсуждений в фан-группах по соцсетям. У Кипелова довольно специфическая дикция в процессе пения, и его рулады не всегда легко разобрать на фоне гитарного грохота, особенно много ослышек запомнилось тем, кто слушал «Арию» в 90-е в дешёвых наушниках и на трижды переписанных кассетах с дважды перексеренной обложкой.
    • «И ты покрасил свой член в чёрный цвет» в «Герое асфальта» слышится почти всем, в том числе и самим участникам коллектива.
    • «Е██нулся над ущельем яркий столб огня» («Прощай, Норфолк»). А смысл-то, смысл-то сохранён!
      • Следующая за ним фраза одно время вызывала чуть ли не больше споров. Что там застила на мгновенье ночь? Ворота дня? Бобра на днях?? Варана, ня??? Нет, на самом деле там «застыла на мгновенье ночь на ранах дня».
    • «Он будет погребён небритым во гробу» (померещилось самим музыкантам в песне «Обман»).
    • «Здесь по праздникам ходят смотреть, / Как в вагоне е██тся человек» («Колизей»).
    • «Под ногами белый снег и кафель» («Дезертир»).
    • «Я жил, как последний кот» («Тень зверя», жил он, «как почти никто как во сне, легко» — недослышки прокрадываются и сюда); «радистки поделят тень» (там же, это «крадусь в темноте, как тень»).
    • «Путь тяжёл, но цель негасна, как огонь костра». На самом деле всего лишь «прекрасна».
    • «Новый диван и сам не прочь» («Грязь»).
    • «Забудь о всех, кто говорит, / Что куклы — разврат и паденье» («Искушенье», там не куклы, а «путь твой»). Там же слышится «из белых вод горит» вместо «и спелый плод горит».
    • «Молча мы рубим в дотку, каждый — рак» («Бой продолжается», «Молча беру винтовку, каждый — враг»)
    • «Ты — воин с лопатой» («Химера», воин на самом деле «свободы»)
      • Отсюда же «сквозь гондоны, сквозь огонь»
    • «Бесконечна пытка тишиной, и жена смеется над тобой» («Пытка тишиной»). Там же и «Я выпью чаю, в комнатах свет» (герой не пьёт чай, а выключает свет в комнатах).
    • «Смерть за смерть — ты должен бюрократов терпеть» («Кровь за кровь»). В целом почти подходит по смыслу, если считать бюрократами Синедрион.
    • «Я вижу лица, на них печать „Возьми ведро!“» («Свобода», а печать там восьми ветров).
    • «Бесы к себе зовут, красят/тратят в зеркале день и ночь».
    • «Справа волнами то снег, то ад — / Кто-то бьёт из пушки наугад. / Слева КиШ“, да тоже благодать — // Нет, умом тебя мне не понять!» («Будем жить, Мать-Россия» с сольника Кипелова и Маврина). Как вариант «Справа полностью кто слеп, кто наг» (встречается на сайтах с текстами). Умом понять действительно сложно, что справа там то смех, то мат, а слева тишь да Божья благодать.
      • Там же — «Были орды и ханы, толстые атаманы».
      • Да и святые, которые «тут и там», для кого-то босые, а для кого-то косые.
      • На сайтах с текстами до сих пор гуляет версия «Выпьют и закусят, все гони к искусству, на рот покажут рукой» («Все до нитки спустят, норов покажут крутой»). Что вообще не так с этой песней?
        • Отвратительного качества кассетная запись. Диск слушается приятней и разборчивей, да и справедливости ради, он, в отличие от последующих альбомов Маврика, хоть записан на нормальном оборудовании… Дальше Сергею пришлось искать собственную нормальную студию, получилось не сразу.
    • Похоже, альбом «Смутное время» многие слушали в отвратительном качестве, потому что по количеству ослышек он побивает все арийские. Чего стоит только «Близких несчастные видят в снах» (Близких несчастий верный знак) в заглавной песне, тоже гуляющее по сайтам с текстами песен.
    • Из сольного творчества Кипелова: «В чужих объятьях искал ответ/и не искал Путина зад» вместо «И не искал пути назад».
    • И, конечно, прославленные «Жестокие серые мыши» из песни Кипелова «Ещё повоюем», очень рассмешившие саму Маргариту Пушкину (на самом деле «в жестокие игры играя»). Похоже, именно к этим мышам она потом сделала сознательную отсылку в песне «Убить дракона».
    • «Я на██нусь пред вами в вечность» («Король дороги»)
    • «На п██ды ложатся неофиты» («Эра Люцифера». Ну да, этот персонаж только рад подобной ассоциации…)
    • «Всадник захочет на горе чёрное место потереть» (Всадник отслужит на горе черную мессу по тебе) — «Следуй за мной».
    • И многое-многое прочее.
  • Крутая металлическая песня — ребята этим на жизнь зарабатывают! Эталонный пример из раннего творчества — «Встань, страх преодолей». С подсветкой: «Здесь куют металл». В ту же тему «Дай жару!» с альбома «Игра с огнем», сравнительно поздняя «Пробил час» (кавер на «Return of the Warlord» Мановаров).
  • Летучий Голландец — «Проклятье морей», отчасти «Штиль». Последняя — отсылка к известной истории с кораблекрушением, выжившие в котором были вынуждены съесть товарища… буквально за несколько часов до того, как их спасли.
  • На тебе! — «Тебе дадут знак» в отношении неофитов радикальных группировок.
  • Название-попрошайка — «Уходи, и не возвращайся», «Не хочешь, не верь мне», «Возьми мое сердце», «Дай руку мне», «Встань, страх преодолей», «Дай жару!», «Беги за солнцем», «Смотри!», «Следуй за мной», «Раскачаем этот мир», «Выпьем ещё», а ещё — шутки ради иногда исполняющаяся на концертах «Постой, паровоз».
  • Наука — это круто пополам с Наука — это плохо — «Смотри!» показывает как мощь науки, так и последствия пренебрежения осторожной наукой.
  • Не в ладах с историей — «Прощай, Норфолк», где в Дарданелльской операции турки почему-то превратились в немцев.
  • Непреднамеренное совпадение — уже отдельные от Арии кипеловские «Реки времён» отчётливо попахивают Рейстлином Маджере, но вообще-то писались про Александра Македонского.
  • Несовместимая с жизнью самоуверенность — «Бивни чёрных скал». В порыве самоуверенности герой песни не учёл, что его крик может спровоцировать лавину.
  • Оммаж/Отсылка:
    • «Симфония огня» («451 °F» Брэдбери).
    • «Бесы».
    • «Бегущий человек».
    • Также «Бал у Князя Тьмы» и «Кровь за кровь» («Мастер и Маргарита» Булгакова).
    • «Ночь короче дня» явно вдохновлена романом Альбера Камю «Посторонний». Строки «Мне крики ненависти станут наградой, я буду в смертный час не одинок», — фактически парафраз финала первоисточника.
    • А текст песни «Тебе дадут знак» на самом деле выглядит так «Но однажды Старший Брат тебе открыл глаза». На слух, разумеется, далеко не очевидно. Но учитывая времена в которые это было написано и праворадикальные идеи, царящие в обществе…
    • «Горящая стрела» — как бы не сонгфик-парафраз к «Жёлтой стреле» небезызвестного Пелевина.
    • Также имеются песни-отсылки к Зюскинду («История Одного Убийцы») и Стивену Кингу (это уже у Кипелова).
      • «История одного убийцы» вообще-то вполне арийская. И «Бегущий человек», упомянутый выше, тоже написан Кингом.
      • Ещё «Мёртвая зона». Правда, автор правки до сих пор не видит особых параллелей с текстом романа Кинга, помимо, собственно, названия.
  • Пацаны с раёна — песня «Раскачаем этот мир» написана по мотивам эпических разборок неформалов с люберами в 1980—90-е.
  • Первая мировая война — «Атака мертвецов», про оборону крепости Осовец на Восточном фронте в 1915 г. «Прощай, Норфолк!» про небезызвестное исчезновение Норфолкского полка во время операции в Дарданеллах.
  • Перекличка — довольно забавная мода — цитировать в своих песнях другие свои песни: «Я и сам мечтал когда-то раскачать безумный этот мир» («Ночь в июле»), «Там, внизу горел асфальт / От сбитых с неба звезд» («Не хочешь, не верь мне»), «И, словно щепкой в океане, нами тешатся шторма, а ночь короче дня» («Замкнутый круг»).
    • Ну, справедливости ради, песня «Не хочешь, не верь мне» является продолжением «Героя асфальта», ведь повествует о том же герое, переживающем клиническую смерть. Более того, песню «Твой день» планировали как триквел, но она так совершенно не воспринимается (в фаноне более популярна версия, что третья часть — «Беспечный ангел», уж больно много перекличек в тексте).
      • Третья часть — это «Король дороги». Герой асфальта поправился и снова взялся за прежнее.
  • Полное чудовище — лирический адресат «На службе силы зла», пример с педалью в пол. Развязал ядерную войну и в надежде спастись попытался продать душу дьяволу. Но дьяволу настолько противна его душа, что он отказался его забирать. В итоге, лирический адресат остался у разбитого корыта в разрушенном мире.
  • Последний парад — внезапная аверсия в «Варяге». Песня-то про тот самый крейсер, но по тексту совсем о другом! Крейсер лежит на грунте и уже никогда не пойдёт в бой.
  • Поступь рока — «Волонтёр», «Тебе дадут знак». Хорошо сочетается с текстами песен.
  • ПТСР:
    • «Бой продолжается» — у лирического героя, списанного с Рэмбо.
    • «Симфония огня»: «Снится… Мне снова снится, // Как вырываются крики из дыма…»
  • Ревность — «Улица роз».
  • Родился не в ту эпоху — так думает герой песни «Твой новый мир», который переиграл в видеоигры на средневековую тематику и вообразил себя бравым воином. Набравшись этой романтики, отправился на настоящую войну. И выяснилось, что не такой уж он крутой.
  • Самоуверенный мерзавчик — лирический адресат «На службе силы зла». Доигрался до конца света, но даже продать душу дьяволу не смог («— Кому она нужна?! Ха-ха-ха-ха!..»).
  • Слезогонка — все баллады.
  • Смищной аксэнт — песню «Штиль» исполняли на русском Удо Диркшнайдер и вокалист Rammstein Тиль Линдеманн.
  • Судный день — «Ворон».
    • Герои песен «Смотри!» и «На службе силы зла» тоже доигрались до чего-то подобного…
      • «Последний закат» же! Доигралось все человечество.
      • Да и более ранний лирический «Закат» вполне может содержать намёки.
  • Третья мировая война — незримо присутствует в двух ранних альбомах — «Мания Величия» и «С кем ты». Песни «Это рок» и «Воля и разум» целиком посвящены ей, «Смотри!» с альбома «Генератор зла» тоже повествует о «ядерном фантоме», и вряд ли речь идет о мирном атоме.
    • Ну и «Последний закат» из «Армагеддона».
    • А альбом «Герой Асфальта» с песни об этом («На службе силы зла») и вовсе начинается!
  • Что за фигня, герой? — «Антихрист». Лирический антигерой обвиняет Христа в гибели вифлеемских младенцев:
«

Ты крещён был кровью, Не речной водою, В первый год судьбы земной. Царь терзал младенцев, И взрывалось сердце, Слыша скорбный женский вой… По пескам кровавым Начал путь свой к славе ты, Христос — велик твой трон!

»
  • Шлюха с золотым сердцем — аверсия: никаких золотых сердец у проституток из песни «Грязь» нет, антигерою просто нравится, что они молча делают своё дело. А если вспомнить, кто сравнивается в клипе с клиентом и работницей борделя, получается и вовсе деконструкция.
  • Эффект «Реквиема по мечте» — путая разные проекты Кипелова, группу «Кипелов» обзывают «Арией». И наоборот — нередко можно услышать, как Кипелову как автору приписывают песни, которые он дай бог если исполнял.
  • Язычник — им посвящена заглавная песня альбома «Крещение огнём» с Беркутом, песня «Патриот», открывающая эта альбом тоже отсылается к этой теме. Потом она развивается в «Мессии» из «Армагеддона».

Где встречается[править]

Литература[править]

  • Сергей Лукьяненко, «Дневной Дозор» — «Я свободен», «Смутное Время» и «Путь наверх» Кипелова не только прослушаны персонажами, но и по-своему осмыслены.
  • «Лик Чёрной Пальмиры» Владимира Васильева (тоже из сеттинга Дозоров): тут фигурирует песня «Вампир». Костя Саушкин слушает ее постоянно. И не надоедает.
  • Метавселенная Рудазова — «Машина Смерти» — любимый хит Олега Бритвы, а прогуливаясь пешком, он напевает «Смутное время».
  • В фанфиках по ПЛиО, где действие происходит в (псевдо)России, шутят про то, что Арья слушает «Арию». Аналогично и с Масс-Эффектом.
  • Серия книг про попаданца «Совсем не герой» — «Ария» является любимой группой протагониста, при каждом случае, когда представляется возможность спеть (в коллективе или кому-то лично) он исполняет хотя бы одну песню. Группа, похоже, любима и автором, так как в другом его цикле «Везунчик» Ник любит «Арию» не меньше Алекса из «Не героя».

Кино[править]

  • «Дорогая Елена Сергеевна». Школьники разносят квартиру учительницы под эпичную «Тореро».
  • «Географ глобус пропил». В фильме дважды звучит кипеловское «Я свободен».

Видеоигры[править]

  • Дальнобойщики 2: саундтрек состоит из инструментальных версий известных песен «Арии», специально записанных группой для игры. В некоторых местах партию вокала заменяют клавишные.