Босс-головоломка

Материал из Posmotreli
Версия от 19:04, 26 марта 2023; Илай Джавуд (обсуждение | вклад) (→‎Примеры)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Puzzle Boss. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Побеждать Федота надо
Не мечом, а головой!
»
— Л. Филатов, «Сказ про Федота-стрельца»

Перед нами очередной босс, и наш герой, перехватив оружие поудобнее, с криком «Уррра!» ломится в бой. Несколько ударов покрепче и… Стоп. Что значит «промах»? Как могло случиться, что верное Супер-комбо этого гада даже не царапнуло?

Что ж, придется смириться с тем, что это — нормально, и перед нами Босс-головоломка.

Чаще всего на обычные атаки такой босс обращает ноль внимания. А вот сам он не дурак врезать герою разок-другой. Игроку придется крепко подумать, чтобы понять, как убивать такого босса. Тактика победы над ним может быть самой разной и включает в себя бег, прыжки, контроль времени, своевременное использование обычного и специального оружия (вы до сих пор не научились правильно использовать мины-ловушки, потому что считали их бесполезным хламом? С чем вас и поздравляем — на Босса-головоломку действуют только они!) и.т.д. Ситуация осложняется, если босс не дает возможности для раздумий и маневра (а чаще всего так и есть), или не имеет четкого поведения, позволяющего игроку быстро «подстроиться» под него.

В более щадящем варианте босс не неуязвим к обычному оружию, а является губкой для пуль — если нет желания осваивать хитрые приемы, то уложить грубой силой его, в принципе, можно, но делать это придется оооочень долго. Канонический пример — серия игр Megaman, где каждый босс обладает уязвимостью к определенному вооружению, а вот любым другим его придется уничтожать гораздо медленнее.

Примеры[править]

  • UNepic — практически все боссы, особенно Нейрон, который выкидывает на голову игрока свои козыри с такой завидной частотой, что его можно спокойно записывать вот под эту категорию.
  • Magicka — босс из обучения (Но его можно победить и обычным способом), Йормунганд, Смерть, Фафнир и Ассатур.
  • Ведьмак — большая часть боссов. Голем — «щадящий» вариант, королева кикимор — теоретически щадящий (ее можно убить серебряным мечом, вот только есть проблема — она за удар сносит 500 НР).
    • На самом деле нет, после снятия четверти здоровья процесс останавливается. Убить ее несюжетно в самом деле можно, нужно заранее подготовить ведро бомб и знать, где именно их использовать. Ну и немного терпения. Вариант для любопытных и неленивых — обычное, небоевое прохождения босса занимает минуты две.
    • Королеву кикимор на самом деле убить проще простого, надо всего лишь обрушить потолок пещеры, применив знак Аард.
  • The Witcher 2: Assassins of the Kings — кейран и дракон.
  • Серия игр про Гарри Поттера — на каждого босса своя головоломка.
  • Bubble Bobble (в фирме Alawar — «Братья Драконы») — обоих боссов, Колдуна на 100-м уровне и Призрака на 200-м, нельзя даже поцарапать тем, чем мы все предыдущие уровни пачками месили обычных врагов!
  • Dyna Blaster (в фирме Alawar — «Маленькие Бомберы Возвращаются» — как, у этих гадов в конце есть форма, в которой наши бомбы их не взрывают?!
    • Есть форма и куда опасней — в которой «эти гады» способны бомбу досрочно подорвать прикосновением!
  • Warcraft III — Ценариус и Тихондриус. И Архимонд, естественно!
    • По мере развития World of Warcraft в плане выпуска новых рейдов с новыми боссами разработчики старались всё дальше отходить от банального «tank’n’spank» и придумывать витиеватые механики боя, так что можете не сомневаться, что сейчас в каждом современному рейде немало боссов уж точно будут отыгрывать троп по полной программе.
  • «Aliens vs Predator» - финальный бой с Королевой в миссии за человека.
  • Heroes of Might and Magic IV — боссов как таковых нет, но почти любой герой врага, у которого есть регенерация или зелья бессмертия, становится головоломкой. Ваш герой тоже может ею стать, если вы играете с человеком — Искусственный Идиот голову не ломает.
    • Регенерация врагов и в других частях игры может достать не-по детски.
  • Quake:
    • Хтон (Chton), босс первого эпизода.
    • Шуб-Ниггурат (Shub-Niggurath), финальный босс.
  • Half-Life:
    • Нихилант, финальный босс. Единственное уязвимое место этого гигатского летающего младенка из парллельного мира расположено внутри его головы, которая может раскрываться подобно цветку. Во-первых, большую часть времени голова закрыта, во-вторых, она окружена защитными энергетическими сферами, в-третьих, босс всегла страется взлететь выше игрока, так что уязвимое место не видно даже с открытой головой.
    • Тентакли — неуязвимые гигантские щупальца, обосновавшиеся в ракетной шахте. Органов зрения не имеют, зато отлично реагируют на звук. Единственный способ уничтожить их — запустить реативный двигатель ракеты, для чего придётся немало вокруг них поползать.
    • Есть еще Гаргантюа — щадящий вариант. Они уязвимы для обычного оружия, но проще их воспринимать как головоломку. Правда, как минимум одного придется укладывать с помощью грубой силы. В ремейке Black Mesa Гаргов уравняли в правах с другими боссами-головоломками: они теперь тоже неуязвимы и встречаются только рядом с хитрыми устройствами для их убивания.
  • Half-Life: Opposing Force
    • Пещерный червь. Для оружия неуязвим (разве что можно дезориентировать его на пару секунд, постреляв в глаз). Для победы нужно залить его токсичными обходами.
    • Здесь тоже есть Гаргантюа. Он уже заранее обездвижен и обложен взрывчаткой, вот только чтобы добраться до детонатора, нужно как-то пройти мимо этого монстра по узкой дамбе, а стрелять он не разучился.
  • Portal — GLaDOS.
    • Во второй части — Уитли
  • Morrowind — собственно, Дагот Ур в комнате с Сердцем Лорхана.
  • Final Fantasy VIII: страж замка Ультимеции «Красный Великан». Ему пофиг на всё, кроме заклинания «Деми» и призываемого существа Диабло (что то, что другой действуют одинаково: снимают у жертвы процент хитов, Диабло на боссов действует редко, Деми — почти никода). С помощью этих приемов его надо уменьшить до 10-15 хитов, и тогда его уже можно будет убить обычной атакой любого из ваших персонажей. Есть, правда, и альтернативный способ убивания Великана — магия Meltdown, ломающая его защиту.
    • Там же — GF «Братья». Два амбала, регенерирующих быстрее, чем им сносишь здоровье… Ой, а зачем это в их подземелье повсюду магия Float, поднимающая противников в воздух, если они связаны со стихией Земли?
  • Final Fantasy V: Gogo. Он копирует действия партии, о чём честно предупреждает в начале битвы. Единственный способ победить его — стоять и ничего не делать. Gogo скажет «Молодец, додумался», и признает себя побеждённым.
  • Final Fantasy IV: в некоторых версиях игры — Бахамут. Его фирменная атака Mega Flare ничем не блокируется, не отражается и почти гарантированно убивает всю партию. Но в библиотеке Феймарка о Бахамуте написано, что победить его может «рыцарь, способный взмыть в небеса и нанести сокрушительный удар», и действительно — Каин способен победить его 1 на 1, не получив совершенно никакого урона, если использовать его спецатаку Прыжок так, чтобы она выполнялась одновременно с Mega Flare.
  • Участники турнира Mortal Kombat со стороны Внешнего мира являются сильными магами, а бойцы Земного царства всего лишь люди.
« — Как можно победить такое?
— Хороший вопрос. Горо можно убить. Сила Шанг-Цуна может быть побеждена смертным мужчиной или женщиной.
»
— Рэйден
  • Star Wars: Knights of the Old Republic — ранкор в канализациях Тариса. Правда, его можно и просто гранатами закидать — долго, нудно и большой расход гранат, но таки можно. Или просто заманить на обильно расставленные мины. Что интересно, в дальнейшем ранкоры становятся минибоссами и убиваются уже обычным способом.
    • Очевидная, но всё же головоломка — финальный бой с Дарт Малаком. Он постоянно восстанавливает свои хп, вытягивая жизнь из похищенных Джедаев, и ждать, пока они закончатся, не хватит никаких аптечек. Игрок сможет победить Малака лишь тогда, когда поймёт, что тоже должен взаимодействовать с этими похищенными Джедаями: есть «добрый» вариант разбить их капсулы броском светового меча, убив их таким образом и воссоединив с Силой, или «злой» — так же, как и Малак, выпивать из них жизнь и восстанавливать свои ХП.
      • Впрочем, при желании его можно заковырять и так. Правда на это уйдёт этак с полчаса-час реального времени и десятка три-четыре красных аптечек.
  • Vampire: The Masquerade – Bloodlines — оборотень в Гриффит-парке напрямую неуязвим для любого оружия и дисциплин (у него даже нет линейки здоровья), но убить его всё-таки можно. Для этого, нужно бежать в главное здание обсерватории (не забудьте включить питание), и нажав на рычаг, открыть створки для вывода телескопа; скорее всего, зверюга попытается влезть в здание через открывшиеся створки, нужно подгадать момент, и снова нажать на рычаг — они начнут закрыватся, и с такой силой стиснут оборотня, что он отбросит копыта (четыре очка экспы ваши).
    • Вообще-то на читах можно и оборотня ушатать. А вот гаргулью нельзя забить ничем, кроме дробящего оружия, что подсвечивается квестодателем. Печаль для магов и огнестрельщиков. Впрочем, Тремер автора правки её достаточно спокойно замахал связкой из Blood Purge (кратковременный паралич) и обыкновенного молота.
      • Если не портить отношения со Штраусом, то можно получить от него камень-руну, после чего гаргулья легко забивается голыми руками.
  • Серия Serious Sam обожает таких боссов. Особенно впечатляют Угх-Заны III и IV.
  • Star Wars Jedi Knight II: Jedi Academy — мутировавший ранкор.
  • Batman: Arkham City — Мистер Фриз, неприятный ещё и тем, что каждую из возможных атак можно провести только один раз (а сами они требуют неплохого навыка игры). Там же Соломон Гранди и Риддлер (Загадочник). Чтобы победить, необходимо сперва понять, что и в какой последовательности делать.
  • Batman Arkham Origins,— Финальный бой с Бэйном. А в DLC снова мистер Фриз.
  • Batman Blackgate — большинство из многочисленных боссов побеждаются не столько мордобоем, сколько грамотным использованием окружения и гаджетов Бэтмена.
  • Все боссы Devil May Cry — их можно просто заковырять, но чтобы сделать это практично и красиво…
  • Saints Row 2 — Диджей Сын Ветерана и Мистер Саншайн.
  • Большинство боссов Yoshi’s Island — простенькие, но всё же требуют особого метода.
  • Bloodrayne: большинство боссов уязвимы лишь определённой точкой или только для конкретной атаки, но предводитель древних вампиров Хедрокс выделяется тем, что бессмертен — стрелковое оружие не наносит вреда, а разрубание на части холодным, только плодит его копии, обладающие той же регенерацией. Единственный способ — сбросить его в воду, которая сжигает вампиров как кислота.
    • С прикрученным фитильком — Кейган во второй части: самый простой способ его победить — зайти вместе с ним в фонтан и включить замедление времени на максимум…
  • Legacy of Kain: Dlood Omen 2 — все боссы требуют правильного использования особых умений в нужный момент. По-другому — никак.
  • The Suffering — многих боссов можно победить только особыми способами: Хораса Гейджа, Доктора Киллджоя, Гермеса Хайта, Гнев Торка.
  • Phoenotopia — каждый босс в игре представляет собой финальный экзамен на владение одним из четырёх «инструментов» (рогаткой, бомбой, дротиком и артефактом-излучателем). А Феникс-0066 — всеми сразу, причём не в открытом бою, а во время побега от него.
  • Анабиоз: Сон разума — при встрече с боссами-пауками нужно поднять температуру в помещении, иначе они будут неуязвимы. Причём второй босс-паук будет пытаться заморозить щели, из которых идёт горячий воздух, и лёд придётся пробивать топором или огнестрелом. И да, самим паукам надо стрелять не абы куда, а только по лапам. И использовать против них огнестрел, холодным оружием их не пронять.
    • Финальный бой с Хроносом. Его вовсе не нужно атаковать, так как настоящим врагом на самом деле является Холод, чьих адептов нужно «отогреть» шарами Тепла и подставить под удар оружия титана. Если под удар Хроноса попадает «отмороженное» порождение, то верх начинает брать Холод. Тот, кто наберет десять положительных очков, и выигрывает битву.
  • Серия Dark Souls периодически бросает на игрока таких боссов. Как будто и так играть недостачно сложно…
    • Ложе Хаоса. Впервые видя это древовидное чудовище, люди предвкушают долгое сражение, но нет, босс умирает с одного удара. Правда до него надо дойти…
    • Нагой Сит. В том месте, где игрок его встречает впервые, победить его априори невозможно. Это игрок должен погибнуть, чтобы попасть и затем сбежать из темницы, а потом пойти в Кристальный Грот, где с Ситом уже можно драться «по-нормальному», предварительно разбив кристал бессмертия.
    • С фитильком — Четыре Короля. Нет, в самой битве ничего особенного не наблюдается — хоть этот босс довольно паскудный — деремся и всё тут. Вопрос тут в том, как вообще попасть в Бездну, не погибнув при этом.
    • Также с фитильком во второй части — Мита, губительная королева и Вендрик. Первая мало того, что больно бьёт, так ещё битва происходит в ядовитом бассейне, который её же и лечит; второй обладает 5х-ым скрытым резистом к атакам игрока, из-за чего его так убивать можно минут 10 или даже больше, при том ничего больше как махать большим мечом он не умеет. Для легкой победы над первой надо догадаться поджечь мельницу и тем самым остановить производство яда и осушить ядовитые бассейны, над вторым — добыть как минимум одну душу гиганта, дабы понизить защиту, как максимум - пять для полной нейтрализации оной. С другой стороны, Миту вполне, с трудом, но возможно убить и так, с ядом под ногами; тоже касается и Вендрика — запинать его проще простого, не сложный он, да и в принципе бить его необязательно для прохождения.
    • Дымный рыцарь. Как будто он и так недостачно сильный, так ведь если не уничтожить заранее четыре Пепельных Идола снаружи арены битвы - при том железных клинов может не хватить, и придётся тогда рыскать по всей башне в поиске лишних — то босс будет постоянно восстанавливать здоровье и победить его будет невозможно.
    • Преследователь и Боец Крысиной гвардии. Драться с ними приходиться на довольно ранней стадии игры и они могут весьма вас огорчить. Преследователь так резок, что зайти за спину или просто выпить эстус крайне непросто и у него есть неблокируемые атаки, Боец появляется в толпе похожих на него крыс щедро кладущих отравление и паралич и далеко не сразу вылазит. Преследователя можно быстро убить из балисты, но только если призвать другого игрока в виде фантома.
    • Стражи Руин — их тут целое трио, а у них половина атак вас станят, а то и сбивают с ног и их нужно убивать очень быстро — вдвоем они вас убивают почти мгновенно — и поодиночке, а они резвые и прыгучие. А из-за того что к ним обычно приходят толком не прокачанными бой с ними может стать кошмаром. К счастью выяснилось, что у них фиговой баланс и их, взяв в обе руки дубинки, довольно быстро можно загнать в станлок и не давать им выйти из него. Есть и другие способы угомонить этих чертей, но они настолько геморрнее и сложнее, что о них никто и не вспоминает;
    • Гигант Йорм и Древняя Виверна. Обоих можно бить обычным оружием, нанося при этом мизерный урон — и таки возможно их так убить — а можно:
      • в случае с первым успеть собрать на поле битвы меч Повелитель Бурь, чья силовая атака наносит колоссальный урон гиганту, либо же привести Сигварда из Катарины, который сам будет бить Йорма своим Повелителем Бурь, ЛИБО же вместе с ним бить босса двумя мечами;
      • в случае со вторым — послушаться сообщений и обойти крылатую тварь сбоку и поверху через помещения крепости, попутно сражаясь/избегая змеелюдей, и в конце спрыгнуть с балкончика на голову дракону, убив его атакой сверху любым оружием.
  • Shadow of the Colossus — педаль в пол, игра, практически, только и про это.
  • Risen 2 — на острове гномов вам предстоит завалить одну очень живучую тварь, которая, вдобавок, захватывает языком и сжирает ваше оружие, даром что вы стояли достаточно далеко. Завалить гадину можно, скормив ей бомбу с зажжённым фитилём.
  • Barbarian Onslaught: the Secret of Steel — все настоящие боссы (а не просто поименованные вражеские герои). У каждого своя ахиллесова пята и для каждого требуется своя стратегия. Но если Хранитель плотины и Зёггот убиваются ещё относительно легко, то уже Бабуля Саммеркэмп заставит игрока повозиться. А настоящее веселье начинается с Порочной Принцессы.
  • DOOM 2: Hell on Earth же! Чтобы победить финального демона, нужно проделать несколько не сразу очевидных шагов: догадаться, куда именно следует стрелять, и где, и как, встать, чтобы нацелиться именно туда. Особенно трудно соображать из-за того, что вас осаждает куча наспавненных главгадом монстров.
  • В Darkest Dungeon чуть ли не все боссы являются не такими простыми, как кажутся:
    • Бандитская пушка появляется вместе с целым артиллерийским расчетом бандитов, а также с пушкарем в комплекте. В битве с пушкой самое главное – не давать пушкарю запалить фитиль пушки, иначе выстрел будет такой, что не поздоровится всей вашей группе. А если пушкаря и убить сразу же, пушка вызовет еще одного.
    • Свиной Король и Уилбур сражаются вместе: поросенок Уилбур указывает Королю, кого лучше ударить, и способен своими визгами оглушить всю вашу группу. Рядовой игрок захочет в первую очередь завалить хлипенького Уилбура, однако если так и впрямь сделать, Король тут же рассвирепеет и начнет лупить всю группу ударами огромной силы.
    • Пророк прячется за обломками и в качестве атаки предпочитает помечать героев, а затем обваливать на них камни. Если вовремя успевать снять его пометки (при наличии такой возможности, например, если в группе есть Воевода), можно и не дать ему никого покалечить, но не стоит забывать и о том, что обломки еще нужно как-то уничтожить, чтобы рукопашные бойцы могли добраться до босса.
    • Ведьма будет хватать одного из героев группы и запихивать к себе в котел. Поэтому с наскока ведьму не взять: придется попеременно атаковать то босса, то котел с варящимся там героем, чтобы опрокинуть его и вызволить героя наружу. А ведьма-то в процессе стоять не собирается, и всегда будет рада отвесить остальным героям молотком для мяса по буйной головушке.
    • Бесформенная плоть постоянно меняет конфигурацию своих отростков, торчащих из земли. Только один из четырех отростков окажется незащищенным, и героям придется не только лупить по слабым местам, возникающим в случайном порядке, но и отбиваться от непрерывно меняющихся атак.
    • Утопшая команда не преминет случая и опутает кого-нибудь из вашей группы цепью от якоря – пусть пострадает, как они страдали! Опутанный герой вполне может атаковать, но будет с каждым ходом получать все больше стресса, а сама команда от этого будет только восстанавливать здоровье. Причем команда не наносит таких уж повреждений, но ужасно крепкая и сопротивляется отравлению и кровотечению, потому в процессе нудного их заковыривания придется еще и как-то отвлекать их от махания цепью.
    • Сирена же и вовсе будет то и дело переманивать кого-нибудь из вашей группы на ее сторону. В течение нескольких ходов вам придется не только бить босса, но и пытаться аккуратно оглушить своего же обезумевшего товарища (эх, только бы не покалечить!), пока он сам не наломал дров.
  • В игре Painkiller Второй Босс (босс второго акта) Болотная тварь — большая вязкая масса, обитающая на болоте. Босс уязвим, когда становится твердым, чтобы потушить огонь от взорванных пузырей, а также если в прозрачном состоянии выстрелить в пузырь в непосредственной близости от него. Иными способами его замочить не удастся.
    • В продолжении Battle out of Hell таким же боссом является Аластор, ибо мало кто догадывался с первого раза, что надо себя поранить на специальном круге, чтобы вызывать Голема, который застанит Аластора и тот станет уязвимым для оружия ГГ.
  • Way of the Samurai 4 — боссы из DLC. Первому нужно снять всю фиолетовую полоску тупой стороной оружия (иначе убивать его становится во много крат дольше, притом, что при неумении отходить вбок игрок на любой сложности нещадно шинкуется с одного приёма оного), после чего уже убивать обычным способом. У второго есть с собой три банки с лекарством, которые можно у него купить по 5000 местных денег каждая, либо же исполнить убиение оного 4 раза, ибо он их использует сам (каждая банка восполняет всю полоску жизни при падении оной в ноль), притом что сам он тоже не гнушается ваншотами. Третий под троп подходит косвенно, ибо чтобы его пройти, нужно лишь выбрать правильные опции в диалоге.
  • Limbo — огромный паук, который гонится за вами. За неимением оружия заниматься его разделкой приходится с помощью окружения: заманивания на капканы, сталкивание камня
  • Starbound — Эркиевый ужас. Любая атака наносит ему 1 ед. урона. Но, включив четыре переключателя, можно активировать пушку, которая вынесет его за несколько выстрелов. После каждого выстрела, разумеется, активировать надо снова.
  • Серия The Legend of Zelda — практически все боссы во всех играх серии являются такими. К каждому нужен свой подход и тактика «Лупи по боссу изо всех сил и периодически перекатывайся» там не сработает.
  • Aquaria любит этот троп, простым затыкиванием убить можно разве что Солнечного червя в Храме Солнца, босса мермогов в Пещере Мермогов, трех жриц в Миталасе, да гигантского бласта в Храме Силы.
    • Гигантский Наутилус — получает урон только при выстрелах в морду, торчащую из раковины, при этом постоянно вращается и, если подплыть слишком близко, совершает рывок, пытаясь размазать героиню об свой панцирь или стены пещеры, плюс плодит наутилусов поменьше.
    • Гигантский краб в замороженной пещере — ничем кроме своих собственных бомб не пробивается, с помощью Древесной формы его можно лишь сбросить с потолка пещеры.
    • Босс в Храме Силы — обычной атакой его можно только загнать глубже в пещеру, ключ к победе — это треснувшая жемчужина у него под лапами. Нужно вставить её в разъем в самом начале пещеры и концентрированной атакой активировать, когда босс подойдет к лазеру.
    • Мать Природы в Лесу водорослей — пока глаза закрыты урона не получает. Чтобы она их открыла — поем высвечиваемую ноту, глаза открываются — бьем, и так несколько раз. Трудности добавляют ползучие лианы с шипами и щит из вращающихся шариков, опять же с шипами.
    • Одичавший Митала в Храме/Соборе(зависит от перевода) Миталаса — плюется огненными шарами, на вдохе может затянуть Найю прямо себе в пасть и плодит приспешников. Этим и пользуемся — притягиваем моба к ядовитим облакам в самом низу пещеры, он распухает и начинает благоухать ядовитыми парами — потом притягиваем его поближе к босс, чтобы тот его проглотил при вдохе, повторяем несколько раз. В финале уже просто бьем, но осторожно — огненные шары сильно увеличиваются в размере и бьют куда больнее.
    • Босс в Затонувшем городе — убивается только с применением особой формы, полученной от предыдущего босса. Надо сжирать розовых существ, что выпускает мать ребенка из города, и выплевывать их в нее же — самого босса пока бить бесполезно. Когда босс потеряет защиту — бьем.
    • Создатель в локации Тело — имеет три формы, для которых нужны разные тактики:
      • Первая форма — просто без изысков — бьем и уворачиваемся от ответных лещей.
      • Вторая форма — в полной темноте ищем босса в форме моструозного рака и стреляем в раскрытую пасть. Главное успевать чередовать Солнечную (чтоб не остаться в полной темноте) и Силовую (для атаки) формы. После этого идет практически повторение битвы с боссом из Леса водорослей — поем подсвечиваемые ноты, главное попадать по времени.
      • Третья форма — самое сложное — это понять, что надо делать. Сначала просто стреляем в глаз и уворачиваемся, потом, когда глаз покроется броней, надо зажечь его с помощью вспышки Солнечной формы и бить пока глаз светится, затем его надо вырвать к чертям и стрелять в пасть на животе, когда та открыта. Главное вовремя отплыть от лазера.
  • Доктор Стрэндж (фильм) — с прикрученным фитильком, так как фильм, а не игра. Как победить сверхсильное существо, которое живёт вне времени по законам другой вселенной? Поместить его в непривычные ему законы своей.
  • Might and Magic X: Legacy — Эребос, главгад всей игры. Победить его в обычном бою не получится, так как получив определённое количество урона, он исчезнет и через несколько ходов вернётся, полный сил. Чтобы от него избавиться, придётся собирать в подземелье части ключа, активирующего древнее оружие с потерпевшего крушение небесного корабля ангелов, а потом ещё и называть имя военачальника ангелов (Михаэль). А ведь Эребос в том подземелье не один…
  • Warframe:
    • Кила Де’Тейм, обновленная версия. Бой происходит на специальной арене в прямом эфире, и Кила при потере трети здоровья просто отключит трансляцию, покинет арену и позволит пушкам космического корабля разобраться с игроками. Чтобы босс вернулся, надо включить трансляцию обратно, взаимодействуя с переключателями на арене.
    • Раптор, обновленная версия. Самого босса убить несложно, но целью является подземная фабрика по производству рапторов, куда попасть невозможно. Каждый уничтоженный раптор оставляет реактор-бомбу, которая взрывается через 10 секунд и которую нужно отправить по шахте на подземный завод.
    • Амбулас. Целью, опять же, являются не они сами, а личный корабль Фрода Бека, на котором этих амбулас — армия. Поэтому требуется не уничтожать их, а в достаточной мере повредить, после чего взломать и позволить эвакуировать их — при достаточном количестве взломанных дронов на борту корабль будет уничтожен. Если позволить эвакуировать слишком много невзломанных или восстановленных в бою врагами дронов — диверсия будет обречена на неудачу.
  • Профессор Молиарти из старой доброй игрушки «Чёрный плащ» на Dendy. Надо расстреливать машины, чтобы злодей подбегал их чинить, и уж в это время палить и по нему самому.
  • Sekiro: Shadows die twice — Бронированный воин. Этого гостя из далёких земель бить всё равно надо, но ваша катана на нём и царапины не оставит, а критические удары только слегка его отталкивают. Разгадка проста — бой происходит на мосту, а падение с него этой консервной банке не пережить.
    • Божественный дракон же. Здоровенное создание невозможно порезать из-за того, что при приближении к нему он отталкивает игрока воздушной волной. Впрочем, для того, чтобы додуматься запрыгивать на «электрические» деревья и перенаправлять молнии в босса, особо ломать голову не нужно.
  • Mortal Kombat Mythologies: Sub-Zero (1997, PlayStation 1 и N64) — финальный босс Шиннок. Его не бить надо (колотить его руками и ногами бесполезно, а криомагию надо применять не абы как и не абы когда) — у него надо украсть амулет и сбежать в портал.
    • Но троп окажется сыгранным в режиме «педаль в пол», если вы решите всё-таки победить Шиннока в бою (после того, как он лишится амулета и примет облик демона), чтобы увидеть после финальных титров секретные блуперы и вторые, уже пародийные титры. Бить Шиннока-демона конечностями уж и подавно бесполезно, победить гада невозможно… если только вы не скопили за всю игру пять редких и ценных артефактов (Urn of Vitality, восполняющая разом всю ману), и не догадались, как (чередуя их применение с самым сильным заклятьем Саб-Зиро — Polar Blast) ими нужно правильно воспользоваться и как при этом двигаться по экрану, чтобы «хватило места» и демон не успел искалечить героя.
  • Mitsume ga Tooru (3 Eyes Story), игрофикация старой манги Осамы Тедзуки. Финальный босс кажется совершенно непобедимым. А ларчик просто открывался: когда у этого ушлёпка заканчивается очередной затяжной период неуязвимости, нужно стать к нему впритык и сколь возможно долго спамить разрядами из третьего глаза.
  • Xena: Warrior Princess на PS1 — циклоп держится обеими руками за край обрыва и забрасывает Зену валунами. Атаковать его тело бесполезно — слишком толстокож. Зато можно атаковать его глаз (циклоп начал тереть его правой рукой), и отдельно каждый из пяти пальцев левой руки (циклоп ненадолго его разогнёт). Соответственно, перестав держаться, босс сорвётся в пропасть и погибнет.
    • Там же были и другие головоломные боссы: подземный дракон Дизан и финальный монстр игры - демон, похожий на помесь быка и льва размером со слона. Дракона надо заманивать на лавовые лужи, а затем броском чакрума обрушивать на него огромные сталактиты. Демона повредить вообще никак нельзя - можно только удирать и уворачиваться по всей арене. Благо, лежащий рядом свиток с подсказкой многозначительно намекает: "Колонны этого храма выглядят не очень надёжными..."
  • Гарфилд: Caught in the Act — граф Слобула, пёс-вампир. Если его ударить, он прячется в гроб, и через некоторое время выскакивает оттуда. Чтобы победить Слобулу, придётся действовать быстро — как только он спрячется в гроб, надо встать на него, и подпрыгнув, ухватиться за верёвочку открывающую шторы. Гроб зальёт солнечным светом, и едва вампир оттуда высунется, он получит повреждение.
  • Splatoon 2 — Коммандр Тартар.
  • Braid — единственное нечто, напоминающее босса, является головоломкой со временем. Как и вся игра.
  • Mechstermination Force — все боссы такие. Пока ещё разберёшься, пока ещё догадаешься, как прыгать, уворачиваться и лазить… Часто даже вообще непонятно, что происходит на экране, тем более, что боссы тут те ещё творения безумного гения.
  • Darksiders III — Чревоугодие во второй фазе, что неожиданно, потому что он единственный такой в игре.
  • Resident Evil 5 — первый босс Уроборос. Этот монстр боится огня, поэтому нужно заманить его в мусоросжигательную печь и сжечь в ней, для чего необходима слаженная командная работа. Субверсия, его можно и просто расстрелять (а если есть ракетница, то хватит и одного выстрела), но при первом прохождении имеющегося оружия и патронов может попросту не хватить, да и «головоломный» способ интереснее.
  • Middle Earth: Shadow of War — за счёт местной механики практически все боссы, обладающие рандомными уязвимостями и преимуществами, за счёт которых одного и того же босса можно как моментально вынести, так и застрять на нём в зависимости от условий и вашего умения их выстраивать и ими пользоваться.
  • Project Altered Beast (2005) — секретный босс Бельфегор. Сначала надо разозлить его, чтобы он свернулся в шар и стал кататься по арене, затем превратиться в Минотавра и использовать броню, чтобы босс врезался и перевернулся на спину, потом стать Вендиго, схватить Бельфегора, отойти как можно дальше от центра и бросить в воду, быстро перевоплотиться в Тритона и обстрелять вражину пузырями, прежде чем тот выберется на сушу. Повторять пока не умрёт.
  • «Человеколось» (2017) — практически все боссоподобные противники. Победить паука Черань можно, наступив в нужном порядке на плиты, а спастись от водяного Вакуля нужно, проходя по стелсу под поворачиваемыми брёвнами.
  • CrossCode (2018) — очень часто встречаются субверсии. Сражение происходит как обычно, но урон наносится не здоровью босса, а его броне. А когда броня заканчивается, босс либо прячется от игрока, либо проводит какую-то особо хитрую атаку (а порой делает одновременно и то и другое), и нужно за короткое время сообразить как добраться до босса/прервать атаку/обратить её против него самого, чтобы начать наносить урон уже непосредственно здоровью. Не догадался или не успел? Сбивай броню заново. Как вариант, брони нет, и отнимать здоровье можно с самого начала, но на границе между фазами боя, босс становится неуязвимым и надо найти способ его «уязвить». Более прямые примеры рассмотрим отдельно:
    • Наиболее близок к чистой головоломке взломавший игру хакер Генри. Он окружает Лею непроходимым и неуязвимым энергетическим забором и бесконечно спаунит к ней пауков, сам при этом оставаясь снаружи периметра, но на всякий случай окружив себя дополнительным энергощитом. Внутри забора находится специальный зонд, и если атаковать его стихией электричества, это вызовет скачок напряжения, в результате которого небольшой участок забора станет проницаемым для выстрелов. После чего нужно выстрелить через эту брешь таким образом, чтобы шар, отрикошетив от стен, попал в Генри, который тут же сменит позицию, и всё придётся повторять по новой. После нескольких попаданий Генри меняет настройки игры, делая зонд союзником Леи, а также, будучи по совместительству ещё и боссом-самоубийцей, начинает спаунить противников, атакующих необходимым электричеством. Тактика остаётся та же, но теперь Лее нужно не атаковать зонд, а провоцировать врагов делать это за неё. Рано или поздно щит Генри сломается, после чего он сляжет от первого же удара.
    • Повторяющийся рейдовый босс Большой столб — пример командной головоломки. В одиночной игре, да... По факту это — два больших столба, расположенных на двух параллельных аренах. При каждом большом столбе есть несколько разноцветных малых столбов (а по факту — кубов) — у каждого большого столба по два малых каждого цвета. Разделённые на две команды игроки должны одновременно навалять всем четырём кубам одного цвета на обеих аренах (для чего необходимо договориться между собой, какой цвет бить в этот раз), тогда эти кубы уничтожатся и нанесут урон большим столбам. После чего нужно повторить процедуру с кубами другого цвета и так до победного.
    • Огненно-алкогольный голем Перегонайзер из дополнения «Новый дом» окружён непробиваемым щитом, наложенным древней винокуренной машиной. Чтобы временно деактивировать этот щит, нужно замораживать водяные пузыри, которыми машина пуляет в игрока, и отправлять полученные в результате ледяные шайбы в четыре специальных приёмника. Повторять, пока босс не умрёт.
  • Raft (2018) — Акула-носорог, босс в локации Варуна Поинт. Атакует тараном, является неуязвимым к ударам оружия и выстрелам из лука. Способ победы: заставить акулу таранить бетонную колонну пока та не осыпется до голой арматуры, взять взрывную бочку и засунуть её в пустую полость колонны, заставить акулу протаранить колонну с взрывной бочкой. Эту стратегию необходимо выполнять все три этапа сражения, пока босс не умрёт.
  • It Takes Two (2021)
    • Ящик с инструментами. В первой фазе боя Коди должен, выждав подходящий момент, пришпилить металличекую руку босса гвоздями к стене, чтобы Мэй могла, цепляясь за них молотком, добраться до босса и сбить один из запирающих его замков. Когда замки закончатся, крышка Ящика откроется и начнётся вторая фаза. Здесь нужно уворачиваться от атак, дожидаясь момента, когда босс с силой ударит по арене лопаткой и надолго задержит её на полу. После чего Коди должен встать на лопатку, а Мэй — ударить по ней молотком, подбрасывая Коди высоко вверх, откуда он сможет метнуть гвозди по лежащему в Ящике взрывоопасному баллончику. После нескольких попаданий баллончик взорвётся и Ящик погибнет.
    • Жук-носорог. По периметру арены расположены ямы, накрытые канализационными решётками. Коди должен наполнять такие ямы древесной смолой и заманивать босса на них. А Мэй — подрывать смолу выстрелом из спичкомёта в момент, когда жук пробегает над ямой.
    • Бессмертный тролль — чистый босс-головоломка, у него даже шкалы здоровья нет. Посреди арены расположена большая круглая яма с лавой, накрытая решёткой, удерживаемой тремя цепями. Сначала нужно сделать так, чтобы босс уничтожил своими таранными ударами крепления этих цепей, а потом — заманить его в яму и настучать по рукам, которыми он ухватится за её края в попытке.
    • Механический бык — ещё один босс без шкалы здоровья. Если персонаж встанет на специальный символ-приманку, то босс не сможет отказать себе в удовольствии протаранить его с разбега и врежется в расположенную за символом статую быка. Символ этот разрушен, но Коди может восстановить его, используя перемотку времени, а способность Мэй позволяет ей с лёгкостью увернуться от атаки. После нескольких таких таранов, статуя разрушится, и героям останется лишь заманить босса туда ещё раз и зашибить его обломками разрушенной статуи, сначала восстановив её, а потом обрушив снова при помощи всё той же перемотки времени.
  • «Чёрная книга» (2021) — помимо обычных карточно-тактических сражений, в игре встречаются бои-головоломки. В них не действуют надетые артефакты, не доступны расходники, количество ходов, за который нужно победить, зачатую ограничено, а колода игрока заменена на подобранную специально для этого боя. Прокачка, умение составлять колоды и святой рандомий здесь бесполезны, и всё решает тонкий расчёт. Если в противником в таком бою выступает не обычная пачка чертей, а какой-нибудь уникальный обусловленный сюжетом монстр, то его можно считать боссом-головоломкой.
    • В более широком смысле, любой босс, обладающий настолько хитрыми статусам и атакам, что для противодействия им приходится придумывать новый билд. Ярчайшим примером такого босса является Огненный змей. Во-первых, с самого начала боя у него стоит статус «Берсерк 5», который усиливает его атаку каждый раз, когда он получает урон. Во-вторых, в первом же раунде он накладывает на Василису дебафф «Подавлен 5», который снижает урон от следующих пяти её атак до единицы, игнорируя любые благословения. Таким образом, Васькины заговоры будут наносить Змею минимальный урон, нехило при этом усиливая его собственные атаки, которые и без «берсерка» очень сильны. Прибавим к этому то, что он накладывает очень сильную порчу и время от времени обновляет подавленность Василисы, и получим очень замороченного босса, против которого тактика «бей посильнее / ставь защиту попрочнее» уже не прокатит.