Дофига произведений

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« xxx: С какой книги начать знакомиться со вселенной Вархаммер?

yyy: ересь хоруса xxx: Хорошо, с какой из 52 книг начать знакомиться с вахой?

»
— bash.org

Какая хорошая видеоигра. Интересно, есть ли у неё сиквел? О, целых три. А потом ещё три. А это что такое? О, по ней уже настолку сделали… ай, ой, да понял я, это видеоигра по настолке! Сколько-сколько в ней говорите редакций? И на каждую фракцию своя книжка с лором и правилами? Ах не на каждую, и некоторые сидят много лет без обновлений? А фракций сколько? Ё-моё, когда же я всё это читать буду? А главное зачем? О, а тут книги есть. Так, эти написаны давно и неправда, про эти не принято говорить хорошо, а эти… ДА СКОЛЬКО ЖЕ ИХ?! Ну нафиг, пойду лучше вики почитаю.

Дофига произведений — ситуация, характерная для комплексных франшиз, но иногда возникающая в результате опухания и почкования. Сеттинг так разрастается, что уследить за ним становится невозможно. Образуется огромная куча сюжетных линий в разных точках времени и пространства, как следствие — дофига персонажей, рас, богов, а иногда даже миров. Не могут всё знать даже сами авторы (да, их тоже становится много), что порождает отваливающиеся хвосты, хронически рваную канву и прочие нелады с сеттингом. В какой-то момент этот бардак могут волевым усилием ликвидировать, сделав ретконы и предав забвению целые ветви… или создав несколько канонов, включающих разные произведения. В особо тяжёлых случаях можно вообще не сразу обнаружить, что где-то есть продолжение — настолько слабо части связаны друг с другом.

Пересмотреть/читать/играть все дофига произведений удаётся немногим. Обычно их фанаты делятся на группы в зависимости от того, откуда начали и где остановились. Хорошо если они дополняют друг друга, давая недостающую информацию для той самой вики, но могут и враждовать если, начав с разных концов, составят разные хэдканоны и отвергнут разные части франшизы как противоречащие им.

Примеры

  • Warhammer Fantasy Battles включает 8 редакций основного варгейма, пару варгеймов поменьше (Man’O’War, Mordheim и Blood Bowl), 4 редакции Warhammer Fantasy Roleplay с дополнениями и огромную кучу книг. А также две части Vermintide, три Total War, Mark of Chaos и мёртвую Warhammer Online.
  • Warhammer 40,000 — аналогично и даже больше. Варгейма уже 9 редакций с лавинообразно размножающимися подфракциями космодесанта, ролевая система с несколькими играми, дочерние варгеймы «Battlefleet Gothic» и «Space Hulk», опять же дофига книг (причём цикл «Ересь Хоруса» начал протекать обратно в настолку). Из игровых адаптаций — 8 7 частей одной только Dawn of War, адаптация Battlefleet’а, Mechanicus, Space Marine, несколько разных адаптаций Space Hulk, прославленная шикарным супом Chaos Gate и ворох унылых поделий вроде карточных игр и мобильных гриндилок.
  • Dungeons & Dragons и её десяток взаимосвязанных сеттингов, которые не во всех редакциях есть в комплекте, а некоторые ещё имеют адаптации в книгах, видеоиграх и даже анимации.
    • DragonLance создана на основе ДнД, и произведений по «миру Копья» ненамного меньше: «трилогия драконов» и «трилогия близнецов» (только их стоит читать, а дальше в основном книжный трэш), а затем ещё три десятка книг. А ещё на пике популярности серии, с конца 1980-х годов, были разработаны игры: приключение «DragonStrike» (полёты и сражения на драконах в 3D в 1990 году!) и серия RPG 1988—1992 гг.: Heroes of the Lance, Dragons of Flame, Champions of Krynn, Shadow Sorcerer, Death Knights of Krynn и The Dark Queen of Krynn. Кроме этого, в 1990-х годах появилась MUD по «миру Копья». И, конечно же, не стоит забывать о театральной пьесе «Последнее испытание».
  • Звёздные войны имеют очень сложный многоэтажный канон, который ещё и подвергся чисткам при передаче авторских прав. Десяток полнометражных фильмов, столько же мультсериалов, серии игр Jedi Knight, X-Wing, Knights of the Old Republic, The Force Unleashed… и всё это на фоне постоянно возмущающихся фанатов, так и норовящих канонизировать старое и выкинуть новое.
  • Комиксовые вселенные Marvel и DC — за прошедшие десятилетия материалов там вышло столько, что в них сам чёрт ногу сломит.
  • Серия «Плоский мир» в общем и целом включает в себя 41 полноценную книгу. Помогает, что они условно поделены на подциклы о Ведьмах (и вбоквел о Тиффани Болен), Ринсвинде, Смерти, Страже и Мойсте фон Липвиге, так что можно спокойно выбрать для себя какой-то один из них и читать только его (однако, при прочтении всех книг многие события и мотивы многих персонажей становятся гораздо понятнее).
  • Цикл «Дерини» Кэтрин Куртц — четыре трилогии плюс одна незаконченная, а также десяток рассказов, фэнтезийные атласы и парочка увесистых справочников по магии дерини.
  • Цикл «Всадники Перна» Энн Маккефри — две основные трилогии романов, дилогия о Древнем Перне, трилогия повестей о Цехе Арфистов (плюс ещё один роман), два романа о древнем (относительно времени действия основной трилогии) освоении Перна землянами (есть ещё десяток романов об этом, но они написаны не Энн, а её сыном Тоддом, и написаны гораздо хуже, поэтому не считаются). Кроме того, есть «Атлас Перна» и сборники иллюстраций; 2 CD-Audio диска с балладами Перна, нотами и словами песен. Игры по циклу тоже существуют: «Dragonriders of Pern» (1987) и «Dragon Riders: Chronicles of Pern» (2001).
  • Книг о Конане-варваре существует несметное количество, и лишь малая (и лучшая) часть из них принадлежит перу писателя, придумавшего этого героя. Конечно же, к ним прилагаются и экранизации, и игры, и мультфильмы, и сериалы, а также множество картин.
  • Gundam. На момент правки аниме-франшиза насчитывала около 55 тайтлов, относящихся к сложному переплетению нескольких таймлайнов.
  • Реальная жизнь — любое мало-мальски значимое историческое событие создаёт тонны источников по нему (причём буквально), и даже сейчас огромное количество тех же архивных дел до сих пор никто не ввёл в оборот, а в земле лежит колоссальное количество археологических источников. В общем, копать не перекопать, во всех смыслах…