Дофига произведений

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« xxx: С какой книги начать знакомиться со вселенной Вархаммер?

yyy: ересь хоруса xxx: Хорошо, с какой из 52 книг начать знакомиться с вахой?

»
— bash.org

Какая хорошая видеоигра. Интересно, есть ли у неё сиквел? О, целых три. А потом ещё три. А это что такое? О, по ней уже настолку сделали… ай, ой, да понял я, это видеоигра по настолке! Сколько-сколько в ней говорите редакций? И на каждую фракцию своя книжка с лором и правилами? Ах не на каждую, и некоторые сидят много лет без обновлений? А фракций сколько? Ё-моё, когда же я всё это читать буду? А главное зачем? О, а тут книги есть. Так, эти написаны давно и неправда, про эти не принято говорить хорошо, а эти… ДА СКОЛЬКО ЖЕ ИХ?! Ну нафиг, пойду лучше вики почитаю.

Дофига произведений — ситуация, характерная для комплексных франшиз, но иногда возникающая в результате опухания и почкования. Сеттинг так разрастается, что уследить за ним становится невозможно. Образуется огромная куча сюжетных линий в разных точках времени и пространства, как следствие — дофига персонажей, рас, богов, а иногда даже миров. Не могут всё знать даже сами авторы (да, их тоже становится много), что порождает отваливающиеся хвосты, хронически рваную канву и прочие нелады с сеттингом. В какой-то момент этот бардак могут волевым усилием ликвидировать, сделав ретконы и предав забвению целые ветви… или создав несколько канонов, включающих разные произведения, да ещё и в виде цепочек из адаптаций. В особо тяжёлых случаях можно вообще не сразу обнаружить, что где-то есть продолжение — настолько слабо части связаны друг с другом.

Пересмотреть/читать/играть все дофига произведений удаётся немногим. Обычно их фанаты делятся на группы в зависимости от того, откуда начали и где остановились. Хорошо если они дополняют друг друга, давая недостающую информацию для той самой вики, но могут и враждовать если, начав с разных концов, составят разные хэдканоны и отвергнут разные части франшизы как противоречащие им. Кстати о вики — возможна ситуация когда разные ветки канона делают ссылки друг на друга без пояснений, что позволяет избежать навязчивого рефрена, зато становится по сути требованием читать книгу чтобы понять фильм или наоборот.

Примеры

  • Warhammer Fantasy Battles включает 8 редакций основного варгейма, пару варгеймов поменьше (Man’O’War, Mordheim и Blood Bowl), 4 редакции Warhammer Fantasy Roleplay с дополнениями и огромную кучу книг. А также две части Vermintide, три Total War, Mark of Chaos и мёртвую Warhammer Online.
  • Warhammer 40,000 — аналогично и даже больше. Варгейма уже 9 редакций с лавинообразно размножающимися подфракциями космодесанта, ролевая система с несколькими играми, дочерние варгеймы «Battlefleet Gothic» и «Space Hulk», опять же дофига книг (причём цикл «Ересь Хоруса» начал протекать обратно в настолку). Из игровых адаптаций — 8 7 частей одной только Dawn of War, адаптация Battlefleet’а, Mechanicus, Space Marine, несколько разных адаптаций Space Hulk, прославленная шикарным супом Chaos Gate и ворох унылых поделий вроде карточных игр и мобильных гриндилок.
  • Dungeons & Dragons и её десяток взаимосвязанных сеттингов, которые не во всех редакциях есть в комплекте, а некоторые ещё имеют адаптации в книгах, видеоиграх и даже анимации.
    • DragonLance создана на основе ДнД, и произведений по «миру Копья» ненамного меньше: «трилогия драконов» и «трилогия близнецов» (только их стоит читать, а дальше в основном книжный трэш), а затем ещё три десятка книг. А ещё на пике популярности серии, с конца 1980-х годов, были разработаны игры: приключение «DragonStrike» (полёты и сражения на драконах в 3D в 1990 году!) и серия RPG 1988—1992 гг.: Heroes of the Lance, Dragons of Flame, Champions of Krynn, Shadow Sorcerer, Death Knights of Krynn и The Dark Queen of Krynn. Кроме этого, в 1990-х годах появилась MUD по «миру Копья». И, конечно же, не стоит забывать о театральной пьесе «Последнее испытание».
  • Звёздные войны имеют очень сложный многоэтажный канон, который ещё и подвергся чисткам при передаче авторских прав. Десяток полнометражных фильмов, столько же мультсериалов, серии игр Jedi Knight, X-Wing, Knights of the Old Republic, The Force Unleashed… и всё это на фоне постоянно возмущающихся фанатов, так и норовящих канонизировать старое и выкинуть новое.
  • Комиксовые вселенные Marvel и DC — за прошедшие десятилетия материалов там вышло столько, что в них сам чёрт ногу сломит.
  • Серия «Плоский мир» в общем и целом включает в себя 41 полноценную книгу. Помогает, что они условно поделены на подциклы о Ведьмах (и вбоквел о Тиффани Болен), Ринсвинде, Смерти, Страже и Мойсте фон Липвиге, так что можно спокойно выбрать для себя какой-то один из них и читать только его (однако, при прочтении всех книг многие события и мотивы многих персонажей становятся гораздо понятнее).
  • Цикл «Дерини» Кэтрин Куртц — четыре трилогии плюс одна незаконченная, а также десяток рассказов, фэнтезийные атласы и парочка увесистых справочников по магии дерини.
  • Цикл «Всадники Перна» Энн Маккефри — две основные трилогии романов, дилогия о Древнем Перне, трилогия повестей о Цехе Арфистов (плюс ещё один роман), два романа о древнем (относительно времени действия основной трилогии) освоении Перна землянами (есть ещё десяток романов об этом, но они написаны не Энн, а её сыном Тоддом, и написаны гораздо хуже, поэтому не считаются). Кроме того, есть «Атлас Перна» и сборники иллюстраций; 2 CD-Audio диска с балладами Перна, нотами и словами песен. Игры по циклу тоже существуют: «Dragonriders of Pern» (1987) и «Dragon Riders: Chronicles of Pern» (2001).
  • Книг о Конане-варваре существует несметное количество, и лишь малая (и лучшая) часть из них принадлежит перу писателя, придумавшего этого героя. Конечно же, к ним прилагаются и экранизации, и игры, и мультфильмы, и сериалы, а также множество картин.
  • Gundam. На момент правки аниме-франшиза насчитывала около 55 тайтлов, относящихся к сложному переплетению нескольких таймлайнов.
  • Серия The Legend of Zelda включает более двух десятков игр для разных консолей с упоротой политикой издания, из-за чего поиграть во все — это огромное достижение.
  • Реальная жизнь — любое мало-мальски значимое историческое событие создаёт тонны источников по нему (причём буквально), и даже сейчас огромное количество тех же архивных дел до сих пор никто не ввёл в оборот, а в земле лежит колоссальное количество археологических источников. В общем, копать не перекопать, во всех смыслах…